Заседание № 72

18.01.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 133402-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1685 по 2054 из 5317
Пункт 5 повестки дня, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола    
о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения   
товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года". Доклад    
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра экономического развития Алексея Евгеньевича Лихачёва.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Правительство выносит на ваше рассмотрение проект         
федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в             
Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров...". Протокол    
подписан 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге и предусматривает внесение     
изменений в соответствующее соглашение.                                         
                                                                                
Два слова буквально о соглашении. Крайне важный документ из действующих в       
Российской Федерации. Он был подписан в 2009 году и явился первым в истории     
СНГ международным соглашением, содержащим чёткие правила и принципы             
определения страны происхождения товаров. Одновременно с новым форматом зоны    
свободной торговли в СНГ данное соглашение создало очень важные условия для     
развития двусторонних торгово-экономических отношений стран Содружества и       
реально способствует повышению товарооборота между нашими странами.             
Естественно, данное соглашение входит в нормативно-правовую базу Таможенного    
союза и Единого экономического пространства (Россия - Белоруссия -              
Казахстан). Надо отметить, что к этому соглашению, как и к протоколу, не        
присоединились Туркмения и Узбекистан - не подписали ни данное соглашение, ни   
данный протокол.                                                                
                                                                                
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О       
международных договорах Российской Федерации" протокол подлежит ратификации,    
так как содержит правила иные, чем установленные российским                     
законодательством. Реализация протокола не приведёт к сокращению доходной       
части федерального бюджета и не потребует дополнительных расходов,              
покрываемых за счёт федерального бюджета.                                       
                                                                                
История вопроса такова. С момента подписания Соглашения о Правилах              
определения страны происхождения товаров правоприменительная практика,          
предложения бизнеса, в первую очередь российского, вызвали необходимость        
внесения поправок и систематизации их в виде отдельного протокола. Надо         
сказать, что подавляющее большинство этих предложений внесено российским        
бизнесом, Торгово-промышленной палатой, российскими ведомствами, что касается   
двух предложений, авторство принадлежит Республике Беларусь. В данном случае    
протокол не предусматривает изменения текста самого соглашения, а вносит        
поправки в приложение "Перечень условий, производственных и технологических     
операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны,    
в которой они имели место", которое является неотъемлемой частью соглашения.    
Данные поправки можно разделить на четыре группы.                               
                                                                                
Первая - это уточнение технологических операций в отношении отдельных           
товаров, в первую очередь природного урана, мясных субпродуктов и других.       
                                                                                
Вторая - исключение из перечня продуктов неорганической химии таких товаров,    
как уран, который просто квалифицирован в другой подгруппе, для него            
прописаны отдельные технологические операции.                                   
                                                                                
Третья - уточнение в соответствии с Товарной номенклатурой                      
внешнеэкономической деятельности СНГ ряда наименований - это отдельные виды     
оборудования, инструменты, приспособления к станкам, видеозаписывающая и        
видеовоспроизводящая аппаратура, а также выделение в отдельную позицию          
волоконно-оптических кабелей с учётом особенностей их производства и            
технологических операций.                                                       
                                                                                
И четвёртая группа - выделение отдельных видов продуктов из перечня животных    
и растительных жиров, в частности маргарина, и установление для них более       
строгих правил по определению страны происхождения: повышение до 50 процентов   
от адвалорной доли при использовании импортных компонентов. Также в четвёртой   
группе содержатся уточнения по технологическим операциям в части производства   
ковровых изделий - кстати, это предложение Республики Беларусь - и тонких       
тканей из стекловолокна.                                                        
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть, что данные предложения носят и технический, и         
технологический характер, подготовлены при непосредственном участии и по        
инициативе предпринимательских кругов, прошли необходимые процедуры             
согласования на уровне Минфина, Минпромторга, Минсельхоза и ФТС России - без    
замечаний, рассмотрены и утверждены Правительством Российской Федерации. На     
законопроект имеются положительное заключение Государственно-правового          
управления президента, а также положительные заключения Минюста и Института     
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Убедительная просьба поддержать данный законопроект.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя комитета по делам Содружества Независимых Государств      
Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста.                                       
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В своём выступлении          
Алексей Евгеньевич Лихачёв некоторым образом дополнительно ответил на вопрос    
Носова по предыдущему пункту повестки дня, о численности аппарата Евразийской   
экономической комиссии.                                                         
                                                                                
Этот протокол носит уточняющий характер. Мы видим: стекловолокно, продукты из   
животных жиров, ковровые изделия - малейшие нюансы регулирования должным        
образом корректируются исходя из реальной практики, принимается специальный     
протокол, уточняющий нормы соглашения о происхождении товаров - базового        
соглашения для процессов евразийской экономической интеграции.                  
                                                                                
Как справедливо отметил официальный представитель правительства, целью          
данного протокола является внесение изменений в перечень условий                
производственных и технологических операций, при выполнении которых товар       
считается происходящим из той страны, в которой были совершены данные           
операции. Четыре группы товаров, по которым данным протоколом ведутся           
уточнения, также обозначены достаточно детально. Должен сказать, что в 2012     
году протокол уже вступил в силу в Азербайджане, Армении, Молдове,              
Белоруссии, таким образом, парламенты государств - наших партнёров также        
относятся к данной проблематике весьма и весьма серьёзно.                       
                                                                                
Я отмечу также, что наши соисполнители - комитет по экономической политике и    
комитет по бюджету - поддерживают ратификацию данного протокола, Правовое       
управление замечаний не имеет. Мы просим коллег поддержать ратификацию          
данного уточняющего, но важного протокола к одному из базовых для процессов     
евразийской экономической интеграции соглашений.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессонов Владимир Иванович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, вот что касается перечня условий,                 
производственных и технологических операций, необходимых для определения        
страны происхождения товаров, остановитесь, пожалуйста, на наиболее общем       
порядке в этой части: всё-таки как это происходит? Не отдельно на тех           
товарах, которые были перечислены, - уран и так далее, - а на общем принципе.   
                                                                                
А Леониду Эдуардовичу вопрос такой. Мы сегодня принимаем целый ряд решений,     
которые связаны с международной политикой, и имеют место высказывания лидеров   
Соединённых Штатов, в частности, Хиллари Клинтон сделала резкое заявление       
против подобного рода действий России и других государств. Как комитет          
относится к таким высказываниям?                                                
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо за вопросы, Владимир Иванович.                            
                                                                                
Ну, понимая, что время ограниченно, попробую коротко изложить суть не           
протокола, я подчёркиваю, - он действительно, как вы сказали, носит             
уточняющий характер, - а самого соглашения. В чём два основных трека, что ли,   
два основных направления стратегических соглашений по определению страны        
происхождения товаров?                                                          
                                                                                
Первое. Как правило, можно назвать в качестве страны происхождения нового       
товара ту страну, где осуществлялись технологические операции, если меняется    
четвёртый знак в товарной номенклатуре, то есть если происходит серьёзное       
изменение названия и статуса товара как такового. При этом в его цену должно    
входить опять же, как правило, не более 50 процентов стоимости компонентов      
иностранного производства, то есть из дальнего зарубежья. При всём при том в    
этом базовом правиле есть исключение - так называемые простые технологические   
операции (они в самом теле соглашения поименованы), когда даже при изменении    
четырёх знаков товарной номенклатуры не позволяется считать страну местом       
фактического происхождения товара. Например, говоря простым языком, можно       
ввезти фарш из дальнего зарубежья, посыпать его перчиком, изготовить            
отдельные мясопродукты - это поменяет товарную номенклатуру, но данное          
соглашение не позволит поменять страну происхождения с дальнего зарубежья на    
ближнее. Это базовый принцип номер один: четвёртый знак после запятой, не       
более 50 процентов стоимости импортного товара, за исключением простых          
операций, таких как разделение, смешивание, пакетирование и так далее.          
                                                                                
Второй принцип - собственно, о нём мы и говорили: даже в случае неизменения     
четырёх знаков после запятой осуществление определённых производственных        
операций, поименованных в перечне, позволяет сменить страну происхождения       
товара, и вот в связи с этим мы небольшую корректировку этого приложения        
проводили. Действительно, у нас может не произойти, скажем, формального         
изменения товарной номенклатуры, но при этом могут быть затрачены такие         
усилия, потрачены такие технологические ресурсы, что соглашение позволит        
назвать страной происхождения ту страну, в которой эти операции были            
произведены.                                                                    
                                                                                
Вот такие два как бы директ-мейла, что ли, две основные стратегические линии    
данного соглашения.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Евгеньевич, мы поддержим, конечно,           
ратификацию, но у меня есть вопрос. Вот раньше университет Бабурина был в       
вашем ведомстве, и это правильно, потому что была подготовка кадров,            
необходимых прежде всего для вашего ведомства. Сегодня, после вступления в      
ВТО и образования экономического союза, у нас колоссальный дефицит              
профессиональных кадров. Нет ли у вас программы в министерстве, чтобы сделать   
госзаказ на кадры? Мы сегодня вынуждены платить в три раза больше юристам при   
рассмотрении жалоб ВТО. Я убеждён, что есть проблемы именно в связи с теми      
вопросами, о которых вы говорили, потому что отсутствуют специалисты. Вот       
коротко: нет ли такой программы?                                                
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Докладываю: такая программа есть, более того, она                 
дорабатывается и дополняется. К сожалению или к счастью, сам госзаказ           
Минобрнауки размещает, вы можете в этом убедиться, именно государственный       
заказ на оказание образовательных услуг, но тем не менее в рамках программ      
Минэкономразвития мы проводим подготовку по трём направлениям. Первое - в       
рамках Высшей школы экономики по программам, которые мы с Ярославом             
Ивановичем Кузьминовым совместно утвердили. Второе - в рамках нашего            
ведомственного вуза, академии внешней торговли (я и ряд моих коллег имеем       
честь быть преподавателями на этих курсах). Третье - это разовая подготовка     
для чиновников, федеральных и региональных, и для бизнеса. Последняя такая      
учебная конференция, в том числе с привлечением специалистов из Женевы, нами    
была проведена в начале декабря.                                                
                                                                                
Я просто благодарю вас за этот вопрос, мы эту работу по подготовке кадров и     
дальше будем развивать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ширшов Константин Владимирович.                           
                                                                                
ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Евгеньевичу. Скажите, пожалуйста, в случае              
ратификации этого соглашения те предприятия, которые на сегодняшний день        
производят продукцию на территории нашей страны, не сократят свои поставки за   
пределы нашей страны, на территорию сопредельных государств?                    
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Константин Владимирович, совсем нет. И поверьте мне, этого        
риска не существует в принципе.                                                 
                                                                                
Во-первых, данное соглашение касается взаимоотношений только внутри стран       
СНГ, за исключением, естественно, тех, кто не подписал его.                     
                                                                                
Второй момент: мы временно применяем этот протокол с момента его подписания,    
но уже сейчас его применяют практически все участники этого протокола, за       
исключением Украины.                                                            
                                                                                
И третий момент: все эти поправки как раз по просьбам представителей бизнеса    
и Торгово-промышленной палаты, собственно, и подготовлены. Это реально          
нужный, реально действующий документ, уже имеется достаточно серьёзная          
правоприменительная практика. Ну и надеюсь, даже могу выразить уверенность,     
что ваши опасения мы предусмотрели.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Саблин Дмитрий Вадимович, пожалуйста.                                           
                                                                                
САБЛИН Д. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
В первую очередь хотелось бы поблагодарить Алексея Евгеньевича за то, что он    
так просто, чётко объяснил разницу именно в вопросах технологических операций   
по определению страны происхождения товара. Конечно, для нас это сегодня        
очень важно, в первую очередь, наверное, для стран, входящих в Таможенный       
союз. Почему? Потому что мы все прекрасно понимаем, что проще всего привезти    
из Китая в Казахстан продукцию, пересортировать и под видом казахской           
продукции продавать на российском рынке, а, бесспорно, главный всё-таки рынок   
сбыта - это Российская Федерация. При этом мы сегодня имеем в виду уже не       
только Таможенный союз, но идём дальше - подписываем соглашение в рамках СНГ,   
что в целом в будущем будет упрощать работу. Очень приятно, что мы работаем     
не над проблемами сегодняшнего дня, а уже на опережение.                        
                                                                                
И второй, конечно, большой плюс, что здесь ясно видно такое                     
частно-государственное партнёрство, где действительно спрашивают у              
непосредственно заинтересованных сторон - у предпринимателей, у ассоциаций, у   
Торгово-промышленной палаты, - что же важно для развития экономики,             
конкурентоспособности в странах СНГ.                                            
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич от фракции. Пожалуйста.     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы          
считаем, что сегодня внесён целый блок законов чрезвычайно правильных, может    
быть, но с опозданием. Нас глубоко заботят некоторые процессы. Прежде всего в   
своём вопросе я попытался сакцентировать внимание заместителя министра на       
ситуации, происходящей в Российском государственном торгово-экономическом       
университете, ректором которого был наш бывший коллега Бабурин. С нашей точки   
зрения, идёт необоснованное и ничем не оправданное уничтожение прежде всего     
руководства вуза. А мы понимаем, что если нет руководства, которое создавало    
концепцию развития вуза, собрало, кстати, студенческую аудиторию значительно    
больше, чем Плехановка, к которой их присоединяют, и факультеты, которые были   
в этом вузе... Ведь первоначально это было профильное учебное заведение         
именно министерства экономики. Сегодня вы признаёте то, что Сердюков вместе с   
НГШ наворотил с военным образованием, - боюсь, что через полгода вы начнёте     
сожалеть о тех новациях, которые сейчас осуществляет министр образования.       
                                                                                
Образовательное сообщество чрезвычайно озабочено в связи с признанием           
неэффективными ряда вузов. Мы глубоко убеждены, что если мы с вами хотим        
действительно оздоравливать экономику, то нам надо остановить бездумные         
реформы, проводимые Министерством образования, и вернуть под ведомственное      
начало целый ряд учебных заведений.                                             
                                                                                
Сегодня происходят прямо противоположные процессы: с одной стороны, мы хотим    
возродить экономический союз, а с другой стороны, мы зачем-то взяли и втянули   
страну в ВТО, не имея экспортного потенциала, не имея кадров. Многие из вас,    
может быть, не знают, но сегодня за юриста-международника мы платим в три       
раза больше, чем он стоит на так называемом рынке юристов. Почему? Потому что   
- я вам уже это с этой трибуны говорил - нет специалистов. Но их и сегодня не   
набрали, потому что не было госзаказа на то, чтобы подготовить юристов,         
способных разбираться в правилах ВТО. Никто сегодня не озабочен и проблемами    
стандартизации, о которых я вам говорил, а специалистов в этой области нельзя   
подготовить, как говорится, с листа. Ни с одной трибуны об этом не говорили,    
понимаете? Поэтому мне кажется, что было бы правильно потребовать от            
Министерства экономического развития и от МИДа - ведомств, которые больше       
всего погружены в оба этих процесса, - синхронизировать эти процессы, чтобы     
они не были, как лебедь, рак и щука, разнонаправлены.                           
                                                                                
И мне кажется, что надо разработать программу госзаказа и что её должен         
разработать не человек, проходивший длительную стажировку в США, - министр      
образования, а тот, кто сориентирован на интеграцию экономического              
пространства, кто понимает, какие специалисты нужны, кого надо привлечь для     
того, чтобы обучить других и уже их вовлекать - можно начинать в период         
практики или даже со второго курса - в участие в этих процессах. Тогда мы       
через десять лет получим нормальных специалистов. Если же мы будем и дальше     
созерцать и хвалить некоторых разрушителей, то ничего хорошего у нас не         
получится.                                                                      
                                                                                
Фракция КПРФ выступает за создание парламентской комиссии, которая должна       
разобраться в этом вопросе и, может быть, помочь правительству определиться с   
вектором развития системы образования, потому что у нас уже разработали         
столько стратегий... я вот в Интернет залез - насчитал двадцать стратегий.      
Дорогие друзья, никакая стратегия не реализуема без конкретного плана! Если     
не будет наименования мероприятия, не будут определены ответственный и срок     
исполнения, не будет определён тот, кто в состоянии это проверить, все          
стратегии будут порчей бумаги. Поэтому мы считаем, что Министерству             
экономического развития необходимо представить по своим стратегиям конкретные   
планы, а если таковых не будет... Кстати, у нас сомнения в том, что Христенко   
сможет их реализовать, потому что, к сожалению, когда он был на посту           
министра промышленности, я что-то не видел никаких инноваций, кроме как в       
фармации, когда частное перекликалось с государственным. Фармация - это         
важная область, но сегодня лекарств у нас уже не осталось в стране! Так вот,    
мы призываем к тому, чтобы вот этот вопрос был фундаментально проработан и      
результаты были бы представлены, лучше всего в Думу. Давайте, может, проведём   
парламентские слушания с привлечением наших коллег из тех государств, которые   
сегодня хотят интегрироваться, тех, кто представлен в качестве наблюдателей,    
потому что мы должны создавать эту базу сообща. И для интенсивного              
продолжения начатого необходимы конкретные меры.                                
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович.                               
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемые коллеги, интеграция на постсоветском пространстве -    
а мы сегодня принимаем целый ряд решений по этой теме - стоит на пути           
построения однополярного мира по лекалам Соединённых Штатов Америки. Недавно    
мы с вами были свидетелями высказывания Хиллари Клинтон, когда она озвучила     
позицию Соединённых Штатов: они будут противодействовать любым интеграционным   
процессам на постсоветском пространстве. Но если вы так же внимательно          
продолжили наблюдение за ней, то услышали информацию о том, что она упала и     
ударилась головой, это на фоне кишечной инфекции - можете представить, как      
это будет звучать, если изложить простым языком. Так что само провидение        
сегодня на нашей стороне и это обстоятельство должно вселять в нас              
уверенность в том, что надо действовать более решительно.                       
                                                                                
А вчера на заседании Комитета по обороне было принято решение разрешить         
Итальянской Республике транзит выводимых из Афганистана войск, боевой           
техники, персонала, вооружения, перемещаемых по территории России               
железнодорожным транспортом. Я считаю, что базе НАТО в Ульяновске, транзиту     
войск НАТО по территории нашей страны нужно воспрепятствовать, а все            
интеграционные процессы должны сопровождаться решительными действиями в этом    
направлении.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства, нет желания выступить? Нет.           
                                                                                
Выносится на "час голосования".                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4509 по 4526 из 5317
Пункт 5, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении         
изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в    
Содружестве Независимых Государств...".                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.