Заседание № 150

10.03.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 132942-4 "О внесении изменений в статьи 3, 8, 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении права на одновременное получение двух пенсий детям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в войну с Финляндией, в Великую Отечественную войну, в войну с Японией, которым на момент гибели (смерти) родителей не исполнилось восемнадцати лет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6021 по 6381 из 7451
Переходим к пункту 47 повестки дня. У меня имеется письмо от руководства        
Законодательного собрания Челябинской области, которое соглашается с            
рассмотрением данной законодательной инициативы без их участия, поэтому я       
предоставляю слово Владимиру Алексеевичу Васильеву - заместителю председателя   
Комитета по труду и социальной политике. Мы рассматриваем пункт 47 - проект     
федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 8, 15 Федерального        
закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".       
Первое чтение.                                                                  
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ, фракция "Единая Россия".                                
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу сразу подчеркнуть, что указанный законопроект         
предусматривает расширение круга лиц, которым предоставляется право на          
одновременное получение двух пенсий. Предлагается детям погибших (умерших)      
военнослужащих назначить две пенсии: пенсию по старости (по инвалидности) или   
социальную пенсию и пенсию по случаю потери кормильца. Пенсию по случаю         
потери кормильца указанным гражданам предполагается назначать, если они         
достигли возраста шестидесяти и пятидесяти пяти лет (соответственно мужчины и   
женщины), а на момент гибели (смерти) родителей им не исполнилось               
восемнадцати лет. Законопроектом предлагается устанавливать пенсию по случаю    
потери кормильца детям погибших военнослужащих в размере 200 процентов          
базовой части трудовой пенсии по старости.                                      
                                                                                
Действующая редакция пункта 4 статьи 15 Федерального закона "О                  
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"                  
предусматривает, что размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от        
причины смерти кормильца. Если смерть военнослужащего наступила вследствие      
военной травмы, то есть связана с исполнением обязанностей военной службы,      
размер пенсии по случаю потери кормильца составляет 200 процентов базовой       
части трудовой пенсии по старости, а если смерть военнослужащего наступила      
вследствие заболевания, полученного в период военной службы, то есть не         
связана с исполнением военных обязанностей, размер пенсии по случаю потери      
кормильца составляет 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.   
Вот этот законопроект не учитывает данного обстоятельства, что, по нашему       
мнению, приводит к нарушению основных положений действующего федерального       
закона.                                                                         
                                                                                
Следующим серьёзным замечанием по законопроекту является то, что он             
недостаточно чётко определяет круг лиц, на которых будет распространяться. В    
пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании указаны дети      
военнослужащих, погибших (умерших) в войну с Финляндией, в Великую              
Отечественную войну, в войну с Японией. Их численность составляет 2,17          
миллиона человек. В тексте законопроекта дана более широкая формулировка        
круга лиц, которые включены: дети военнослужащих, погибших в период             
прохождения военной службы по призыву в войну с Финляндией, в Великую           
Отечественную войну, в войну с Японией или не позднее трёх месяцев после        
увольнения с этой воинской службы, а также умерших позднее этого срока, но      
вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания и так далее, и так         
далее. И здесь совершенно неясно, входят ли в эту цифру - 2 миллиона 170        
тысяч - все вот эти новые совершенно категории.                                 
                                                                                
Действующее законодательство выделяет различные категории, к которым            
относятся дети войны, например бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,    
граждане, награждённые знаком "Жителю блокадного Ленинграда". В числе           
тружеников тыла немало было подростков, которые самоотверженно трудились в      
годы Великой Отечественной войны. Все эти категории права на одновременное      
получение двух пенсий по сегодняшнему законодательству не имеют.                
                                                                                
Есть ещё одна категория детей войны - это инвалиды детства вследствие           
ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой   
Отечественной войны 1941-1945 годов. В 2004 году эти лица были включены в       
категорию участников Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным   
законом "О ветеранах". Как участникам войны, им предоставлено право на          
получение двух пенсий - пенсии по старости и пенсии по инвалидности. Среди      
этих инвалидов детства есть те, кто в несовершеннолетнем возрасте в годы        
войны потерял своих родителей-военнослужащих, а представленный законопроект     
не определяет, должна ли указанным лицам назначаться пенсия по случаю потери    
кормильца.                                                                      
                                                                                
Всё вышеизложенное свидетельствует о недостаточной проработке законопроекта.    
                                                                                
Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному к                
законопроекту, дополнительные расходы Пенсионного фонда составят 34 миллиарда   
рублей в год. Эти расходы предполагается осуществить (я повторю) за счёт        
средств Пенсионного фонда. Причём эти расчёты сделаны на момент, когда          
базовая часть трудовой пенсии была 660 рублей. В настоящее время, напомню,      
базовая часть пенсии - 954 рубля. То есть примерно на 30 процентов надо         
поднять ту цифру, и она будет порядка 40 миллиардов рублей.                     
                                                                                
Данные, приведенные в пояснительной записке, показывают, что меры социальной    
поддержки граждан из числа детей погибших военнослужащих надо осуществлять      
адресно. В оказании материальной помощи нуждаются примерно 20 процентов из      
них. Предоставление права на две пенсии этим лицам независимо от уровня их      
материальной обеспеченности приведёт к сохранению существующих различий в       
материальном положении.                                                         
                                                                                
На законопроект поступило семьдесят шесть отзывов высших законодательных и      
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.   
Большинство субъектов, представивших отзывы, не поддержали законопроект: из     
семидесяти шести поддержали тринадцать законодательных и десять                 
исполнительных органов власти.                                                  
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект (я уже          
говорил об этом), так как не указан источник финансирования данного закона.     
                                                                                
Комитет Совета Федерации по социальной политике считает, что предоставление     
права на две пенсии детям погибших военнослужащих является некорректным по      
отношению к инвалидам вследствие военной травмы и участникам Великой            
Отечественной войны, в том числе участникам войны, которым право на получение   
двух пенсий не предоставлено (есть у нас такая категория, это последний         
военный призыв).                                                                
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении на         
законопроект высказало существенные замечания концептуального характера.        
                                                                                
Исходя из вышеизложенного, Комитет по труду и социальной политике принял        
решение рекомендовать Государственной Думе отклонить данный законопроект в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Алексеевич. Я вижу, есть вопросы,       
поэтому задержитесь на трибуне.                                                 
                                                                                
Депутат Гришанков Михаил Игнатьевич. Потом - депутат Локоть. Больше я не вижу   
рук.                                                                            
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, у меня не вопрос, у меня краткое выступление.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А тогда это в следующем сюжете.                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Алексеевич, признаётся ли комитетом, лично вами вообще       
наличие проблемы вот этой категории людей, как вы её обозначили, - "дети        
войны"? Дело в том, что я в своей депутатской деятельности встречаюсь с ними    
очень часто. Существуют в Новосибирске целые организации, которые пытаются      
как-то отстаивать свои права. И действительно об этом, ну, на мой взгляд,       
резонно они говорят, потому что лишились родителей, лишились, по сути дела,     
детства, работали с малых лет. То есть проблема, на мой взгляд, есть. Можно     
говорить о том, что закон что-то не учитывает, где-то перебарщивает, но есть    
ли проблема, с вашей точки зрения? Эта категория обойдена и 122-м законом, и    
всем нашим законодательством в целом.                                           
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я, наверное, осмелюсь сказать, что важность этой        
проблемы понимаю не только я, как депутат, но и понимает весь комитет в         
целом. Мы даже больше говорим: на сегодняшний день проблема существует не       
только у каких-то отдельных категорий граждан. Я сегодня уже упоминал в         
докладе и могу ещё раз упомянуть: есть объединённые в организации люди,         
например жители блокадного Ленинграда, вы знаете эту категорию, и так далее,    
они объединяются в общественные организации и выходят с подобными               
инициативами через местные органы законодательной власти. Комитет отмечает,     
что сегодня существует вообще проблема пенсионного обеспечения в России. И      
кстати, в комитете мы не раз говорили с представителями правительства о том,    
что надо пересматривать уже ту самую реформу пенсионную, которая на             
сегодняшний день практически у нас не работает. Уже нет и тех, кто её затеял,   
и мы понимаем, что потихонечку заглаживается, так сказать, вообще ситуация с    
пенсионным обеспечением, в частности с реформой: когда кто сколько будет        
получать. Пока что мы живём по нашему карману, в котором есть определённое      
количество денег, и мы раздаём их в соответствии с законодательством,           
принятым в 2002 году. И конечно, мы понимаем, что требования всех категорий,    
- а такой законопроект не единственный, у нас в комитете были и другие          
подобные, - если их все рассматривать, действительно, наверное, имеют право     
на жизнь, но в первую очередь мы не можем концептуально менять закон "О         
государственном пенсионном обеспечении...", да и в общем кармане денег просто   
нет. Даже если бы мы все вместе сегодня объединились и приняли этот закон, то   
40 миллиардов изыскать при дефиците Пенсионного фонда почти в 80                
миллиардов... и давайте туда повесим ещё миллиардов триста, если все            
законопроекты рассмотреть... И что? А потом разведём руками и скажем: "Да, мы   
приняли закон, но ни копеечки вам не дадим". Я считаю, что это было бы          
неправильно.                                                                    
                                                                                
И ещё раз подчеркиваю: проблема пенсионного обеспечения многих категорий        
граждан и вообще в целом существует и с ней надо, я считаю, в срочном порядке   
разбираться вместе с Правительством Российской Федерации.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов нет больше. Присаживайтесь, Владимир    
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
Я так понимаю, что на выступления записались депутаты Гришанков, Кравец,        
Локоть и Гартунг. Всё, да? Тогда в том порядке, как объявил: Гришанков,         
Кравец, Локоть, Гартунг.                                                        
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Коллега Локоть    
совершенно правильно поставил вопрос. Действительно, проблема детей погибших    
родителей реально существует, именно поэтому Законодательное собрание           
Челябинской области внесло данный законопроект. И ранее вносились инициативы,   
правда в других формулировках, но, к сожалению, они не получили поддержки. Я    
считаю, что есть ряд действительно справедливых замечаний по данному            
законопроекту, но мне кажется, их можно учесть ко второму чтению.               
                                                                                
На мой взгляд, в выступлении докладчика, уважаемого Владимира Алексеевича,      
прозвучало, может быть, не совсем верное утверждение, что если у нас            
последний военный призыв не имеет двух пенсий, то это может являться            
основанием. Мне кажется, мы должны решать все вопросы в комплексе, может быть   
поэтапно, но мы должны решать эту проблему.                                     
                                                                                
И я обращаюсь к коллегам: прошу принять в первом чтении, ко второму чтению      
можно доработать указанный законопроект.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Кравец, пожалуйста.                                                     
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Уважаемые коллеги, вопрос, который поднимают наши коллеги из       
Законодательного собрания Челябинской области, не только экономический, не      
только правовой, это вопрос морально-этический, вопрос долга. То, что у нас     
несовершенно законодательство пенсионное, это очевидно. Но, может быть, не      
случайно, а вполне закономерно, что мы заканчиваем рассмотрением этих           
вопросов сегодняшнее заседание Думы, начатое с рассмотрения проблем ЖКХ. Кто    
сегодня наиболее пострадал от резкого роста тарифов на жилищно-коммунальные     
услуги? Люди с фиксированными доходами, прежде всего пенсионеры. Но есть        
определённая категория пенсионеров, которая находится в чрезвычайно сложном     
положении.                                                                      
                                                                                
"Дети - сироты войны", как они себя называют (так обычно именуются эти          
организации), находятся в тяжелейшем положении на протяжении уже не одного      
года, а может быть, не одной пятилетки, пытаются достучаться до нас и           
объяснить нам простую вещь. Есть герои войны, вернувшиеся домой                 
искалеченными, они имеют какие-то льготы и хотя бы могут уделять внимание       
своим детям, как-то помогать им, а потом дети смогут воспользоваться льготами   
этих ветеранов, достойных людей, защитников Отечества. А вот эти граждане,      
которые осиротели в результате войны, по жизни оказались обездоленными,         
обделёнными, сегодня ещё и брошены на произвол судьбы, не могут никаким         
образом решить ни одну свою социальную проблему.                                
                                                                                
То, что докладывал сегодня представитель комитета по этому вопросу, вообще не   
выдерживает никакой критики, не выдерживает критики по простым основаниям.      
Если в законе есть нечёткости, неточности, не всё чётко разграничено, то это    
ведь ко второму чтению может быть вполне исправлено при неизменности            
концепции закона. Это первое.                                                   
                                                                                
Второе. Нас пугают прежде всего огромными расходами на эту категорию людей,     
но я хотел бы обратить внимание на другое. Мы на все национальные проекты       
планируем потратить порядка 180 миллиардов рублей, на этих ветеранов, на этих   
обездоленных людей, бабушек и дедушек теперь, - возможно, около 40 миллиардов   
рублей, но, уважаемые коллеги, ведь только покупка "Сибнефти" обошлась, по      
сути дела, нашему государству в 380 миллиардов рублей. Соотнесите эти суммы и   
вообще спросите себя, что сегодня важнее: долги, которые мы имеем перед         
нашими соотечественниками, старшим поколением, которое, в общем-то, учило       
нас, кормило нас, воспитало нас и так далее, или те проблемы, которые сегодня   
решаются в угоду определённым групповым, клановым интересам? Я глубоко          
убеждён: сегодня надо голосовать по совести, вспомнить их измождённые лица,     
их морщинистые, мозолистые руки и их глаза, которые полны ожидания, что         
государство когда-нибудь рассчитается за жизни, кровь их родителей, которые     
не смогли дать им образования толком, не могли чем-либо обеспечивать, создать   
какие-то равные стартовые возможности. Поэтому сегодня каждый, кто будет        
нажимать кнопку "против", голосуя по законопроекту челябинских депутатов,       
пусть, в общем-то, вспомнит об этих людях и о наших долгах.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги! Александр Алексеевич, я считаю, достаточно      
глубоко обосновал, почему надо голосовать за этот законопроект, в чём           
причины, но я хотел бы ещё несколько слов добавить.                             
                                                                                
Вообще, такое безобразное отношение к своей истории, такое безобразное          
отношение к своим ветеранам, как в нашей стране, наверное, надо ещё поискать    
в мире. Социальный блок, законодательный социальный блок у нас крайне слабый,   
мы обездолили своих ветеранов - монетизацией льгот, 122-м законом, мы лишили    
их всего, по сути дела. И вот эта категория, она реально, действительно         
существует. Причем я обращаю внимание на особенность: они начинали свою         
трудовую деятельность в четырнадцать-пятнадцать лет, несовершеннолетними, а     
мы, во-первых, не учли в пенсионном законодательстве, о котором здесь           
говорится... там вычеркнуто всё, вот этот период полностью вычёркивается, и     
вдобавок ещё не учитывается никак вот это их обездоленное детство.              
                                                                                
Кроме того, есть ещё одна категория - это не просто дети войны, а дети, у       
которых родители не вернулись с войны, то есть они не просто были лишены        
детства, но они лишены были в дальнейшем и родительской ласки, возможности      
просто общаться со своими родителями. Никак мы этого не учитываем и нашу        
историю, в общем-то, не уважаем - ну на чём мы будем воспитывать наши будущие   
поколения?                                                                      
                                                                                
Но я рад, честно говоря, что представитель комитета Владимир Алексеевич         
признаёт, что проблема существует. Мне кажется, я впервые услышал наконец-то    
в этом зале от представителя "Единой России", большинства, что эта проблема     
есть. Я не согласен в одном: вы говорите, что нет идеологов реформы - ничего    
подобного, есть идеологи, регулярно к нам ходят, вот в эту ложу садятся -       
Зурабов, Греф, Кудрин, кто там ещё... Есть они, эти идеологи, и давайте звать   
их сюда, давайте разбираться, возвращаться, если надо, к пенсионному            
законодательству.                                                               
                                                                                
Я считаю, что, вообще говоря, пока мы не учтём вот эти категории, наш долг      
перед нашими родителями, перед нашим прошлым, он просто... Эти долги надо       
платить, платить всю жизнь! Поэтому я считаю, что надо голосовать за этот       
законопроект, и наша фракция будет голосовать за него.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском         
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, достаточно, по-моему, было высказано аргументов в пользу     
того, чтобы проголосовать за этот закон. Когда проходило обсуждение в           
комитете этого законопроекта, члены комитета слышали пламенное выступление      
руководителя областной организации "Дети погибших защитников Отечества" и, в    
общем-то, ни одного равнодушного там, наверное, не осталось. Хотелось бы,       
чтобы вы с вниманием отнеслись к этому законопроекту.                           
                                                                                
На самом деле у нас в стране достаточно длительное время существует огромная    
историческая несправедливость: дети защитников Отечества, отдавших свои жизни   
за свободу нашей Родины, остались без внимания государства, дожили до           
старости и до сих пор не могут никак добиться внимания государства. Это         
огромная несправедливость! И доводы, которые были высказаны с этой трибуны      
против этого законопроекта, объясняемые тем, что у нас есть другие категории    
граждан, которые также не имеют права на вторую пенсию, я думаю,                
несостоятельные доводы, и ко второму чтению можно недостатки этого              
законопроекта устранить и включить туда те категории граждан, которые, по       
мнению большинства депутатов, также обойдены вниманием со стороны               
государства.                                                                    
                                                                                
Я думаю, что не нужно искать нового повода, чтобы исправить эту историческую    
несправедливость. Повод этот есть, сегодня нужно принимать этот законопроект    
в первом чтении. А во втором чтении, пожалуйста, круг лиц, которые претендуют   
на вторую пенсию, можно уже либо расширять, либо сужать в зависимости от        
желания выделить деньги на финансирование этой проблемы.                        
                                                                                
И последнее хотелось бы сказать. Те дети погибших защитников Отечества,         
которые ждут от нас с вами решения, не поймут нас, если мы сегодня отклоним     
этот законопроект, ссылаясь на то, что у нас нет в казне 40 миллиардов рублей   
на дополнительное финансирование этой пенсии. Ну, не в том состоянии сегодня    
экономика страны, чтобы не найти 40 миллиардов рублей в год для                 
восстановления исторической справедливости.                                     
                                                                                
И ещё хочу сказать, что этих людей не так-то много осталось и с каждым годом    
их всё меньше и меньше, - не забывайте, что после войны прошло уже более        
шестидесяти лет.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя президента есть желание высказаться на этот счёт? Нет. У        
представителя правительства? Нет. Владимир Алексеевич, заключительное           
слово?.. Нет нужды.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, точки зрения вы слышали. Я ставлю на голосование проект      
федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 8, 15 Федерального        
закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",       
внесённый Законодательным собранием Челябинской области. Комитет предлагает     
данный законопроект отклонить, мотивацию вы слышали.                            
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать, коллеги? Нет таких.                
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              126 чел.28,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    126 чел.                                          
Не голосовало                 324 чел.72,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.