Заседание № 88
О проекте федерального закона № 132859-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся воинской обязанности и военной службы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, пункт 4 порядка работы у нас поставлен на фиксированное время, на 12.30. Сейчас у нас есть возможность рассмотреть пункт 5. Пункт 5, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад члена Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Законопроект приводит Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Принят во втором чтении 16 марта текущего года. Правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены, замечаний нет. Заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы на тексты проекта федерального закона и постановления Государственной Думы имеются, замечаний нет. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Есть ли замечания по докладу? Нет. Спасибо, присаживайтесь, Николай Максимович. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 87
О проекте федерального закона № 132859-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся воинской обязанности и военной службы; принят в первом чтении 2 марта 2005 года с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад члена Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет по обороне представляет во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Законопроект внесен Правительством Российской Федерации, в первом чтении принят 2 марта текущего года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы". Цель законопроекта - привести Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". В период, определенный постановлением Государственной Думы, к законопроекту поступило семь поправок. Поправки корреспондируются с замечаниями Комитета по обороне, частично - с замечаниями Комитета по безопасности и полностью учитывают замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, концепцию законопроекта, принятого в первом чтении, не меняют. Все поправки включены в таблицу 1 поправок, рекомендуемых к принятию. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект ко второму чтению получено, замечаний нет. Помимо поправок, поступивших в срок, есть поправки, которые поступили от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации позже. Есть предложение поступить в установленном порядке: вначале проголосовать таблицу поправок, которые Комитет по обороне рекомендует к принятию, а потом рассмотреть поправки, поступившие позже. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Уважаемые коллеги, есть таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Здесь семь поправок. Есть ли замечания по этим поправкам, необходимость их отдельного рассмотрения? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин 11 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принимается. У нас дополнительно еще розданы поправки к пункту 6, три поправки депутатов Розувана и Волкова. Уважаемые коллеги, есть ли?.. Да, во-первых, мнение комитета, Николай Максимович, по данным трем поправкам. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне данные поправки не рассматривал, но рассматривал поставленные проблемы, и я готов дать информацию по этим поправкам. Вам представлено два комплекта поправок: первый комплект, состоящий из трех поправок депутатов Государственной Думы - Алексея Михайловича Розувана и Алексея Николаевича Волкова - и второй комплект, состоящий из двух поправок членов Совета Федерации. Несмотря на то что эти поправки, я еще раз говорю, поступили позже, проблему мы рассматривали. В поправках 1 и 3 депутатов Государственной Думы предлагается переместить положение из статьи 59 Федерального закона "О воинской обязанности..." в статью 24 и изменить в отношении сотрудников органов внутренних дел дату, которая определяет, что принятые до этой даты на службу сотрудники будут пользоваться отсрочкой от призыва на военную службу: перенести срок с 1 января на 1 апреля 2005 года. Это полностью учтено в законопроекте, подготовленном ко второму чтению с учетом поправок Комитета по обороне, то есть здесь противоречий никаких нет, и нет необходимости за эти поправки голосовать. Поправка 1 членов Совета Федерации также предлагает изменить дату: 1 января 2005 года на 1 апреля 2005 года, но не только в отношении сотрудников органов внутренних дел, а еще и сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы Минюста и Государственной противопожарной службы. Комитет, я уже сказал, поддерживает часть этой поправки - перенести с 1 января на 1 апреля в отношении служащих органов внутренних дел, однако в отношении ГУИН Минюст не настаивал на этом в ходе работы комитета над законопроектом и никаких соответствующих поправок не вносил. Что касается Государственной противопожарной службы, то в отношении нее проблема противоречия Федеральному закону "О пожарной безопасности" уже была решена федеральным законом 122-м от 22 августа прошлого года. Поправки 1 и 3 и поправку 1 членов Совета Федерации, во всяком случае большую их часть, мы учли. Что касается поправки 2 депутатов Госдумы и поправки 2 членов Совета Федерации, они идентичны полностью, дословно. Ими предлагается граждан, пребывающих в запасе и проходящих службу в органах внутренних дел, от обязанности состоять на воинском учете в военкоматах освободить. Уважаемые депутаты Государственной Думы, это концептуальный вопрос, и как раз законопроект был внесен для того, чтобы Закон "О милиции", Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации привести в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а не наоборот, не закон "О воинской обязанности..." привести в соответствие с Законом "О милиции", потому что в государстве должна быть единая система воинского учета, и обязанность вести этот воинский учет возложена на военкоматы. То, что пытаются сказать, что есть специфика службы, есть необходимость вести отдельно учет... Даже когда на соответствующие структуры Министерства внутренних дел была возложена задача заниматься воинским учетом, военкоматы с себя полностью не снимали учет военнообязанных и проходящих службу в органах, учреждениях внутренних дел. Воинский учет сотрудников, пребывающих в запасе, осуществляется непосредственно в тех органах, где они проходят службу, и с воинского учета в военкоматах они снимаются. Однако в военкоматах об этих гражданах информация сохраняется, органы внутренних дел ежегодно по установленной форме представляют в военные комиссариаты сведения о количестве пребывающих в запасе сотрудников органов внутренних дел. Поэтому было бы неверно рассуждать, что эти лица на воинском учете сегодня не состоят - состоят, но в особом порядке. Поэтому есть предложение поправку 2 уважаемых Алексея Михайловича, Алексея Николаевича и поправку 2 уважаемых членов Совета Федерации не поддерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Уважаемые коллеги, есть три поправки депутатов Розувана и Волкова. Николай Максимович в своем выступлении обратил внимание на то, что поправки 1 и 3 практически учтены в тех поправках, которые нами были только что приняты, но по поправке 2 я хотел бы, чтобы Алексей Михайлович высказал свою позицию. Пожалуйста, выскажите свою позицию по поправке 2. Включите микрофон Розувану Алексею Михайловичу. РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, представленные поправки имеют принципиальное значение для сохранения целостности системы органов внутренних дел. В процессе работы над проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы" из предлагаемых поправок были учтены поправки 1 и 3. Вместе с тем поправка 2, касающаяся внесения изменений в пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1988 года № 53 "О воинской обязанности и военной службе", требует дополнительного рассмотрения. Вышеуказанные действующие нормы содержат положение о том, что граждане Российской Федерации, пребывающие в запасе, проходящие службу в органах внутренних дел и имеющие специальные звания, на период прохождения службы в этих органах снимаются с воинского учета и состоят на учете в органах внутренних дел Российской Федерации. В этот период сотрудники не состоят на воинском учете. В период угроз, в период введения военного или чрезвычайного положения, они решают специальные задачи внутренней безопасности государства. Подобная постановка дела решает и вопрос закрытия информации об оперативных работниках МВД. Для сведения депутатов: спецучет имеется и в органах Федеральной службы безопасности, и в органах внешней разведки. Принятие законопроекта в представленной редакции разрушит установившийся порядок специального учета военнообязанных сотрудников органов внутренних дел, пребывающих в запасе, и негативно скажется на выполнении возложенных на МВД России функций. Кроме того, это позволит военным комиссариатам призывать на военную службу сотрудников органов внутренних дел без учета их профессиональной подготовки в правоохранительной сфере и выполняемых ими задач по обеспечению внутренней безопасности государства. Регулирование подзаконными актами порядка учета сотрудников органов внутренних дел, в частности постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541, не гарантирует сохранения действующего учета и приведет к существенному изменению правоотношений в этой области. В целях устранения юридических коллизий и сохранения существующего порядка учета сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальное звание и находящихся в запасе, мы предлагаем принять представленную поправку в статью 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Таким образом, рассматривая только узковедомственные интересы (без учета вышеназванных последствий), не принимая во внимание, особенно сегодня, в условиях обострения террористических проявлений, такую важную составляющую, как решение специальных задач внутренней безопасности, обеспечение которой возложено на правоохранительные органы, и в первую очередь на МВД России, мы можем... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты израсходованы, Алексей Михайлович. Десять секунд, добавьте, пожалуйста. РОЗУВАН А. М. ...поставить под угрозу национальную безопасность государства в целом. Подобную позицию отстаивает и Совет Федерации, представитель... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Я хотел бы также по этому вопросу предоставить слово представителю Совета Федерации. Я так понимаю, что Фёдоров Владимир Александрович, да? Пожалуйста, по карточке Галичанина. Включите микрофон. ФЁДОРОВ В. А., член Совета Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я и группа моих товарищей поддерживаем то, что сказано Алексеем Михайловичем. Я хотел бы добавить, что наша поправка никоим образом не меняет концепцию закона и не надо на эту тему говорить. Дело в чем? Мы целиком согласны с авторами, с обоснованиями изъятия из Закона "О милиции" нормы о спецучете. Но весь вопрос в том, что в этом законе обозначено постановление правительства, которое будет решать проблему только технологически, а нужна все-таки правовая норма в законодательстве. Вопрос касается сотрудников четырех больших служб милиции - оперативно-поискового управления, технической службы, службы по борьбе с организованной преступностью и службы собственной безопасности. И, говоря о национальной безопасности, не надо забывать о тех людях, которые работают сегодня под легендированными фамилиями в легендированных местах, иначе мы просто-напросто всё это расшифруем. И я просил бы поддержать, чтобы не образовалось пробела в законе и чтобы нам потом следом не пришлось опять вносить поправки в только что принятый закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я хотел бы выслушать мнение представителей правительства. Пожалуйста, кому слово? СМИРНОВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я бы не согласился с предшествующими выступлениями депутатов в связи с тем, что в государстве существует единая система воинского учета, учета граждан, подлежащих как призыву, так и мобилизации. Сегодня эта система регламентирована законом "О воинской обязанности и военной службе". В части органов внутренних дел есть отсылочная норма к постановлению правительства, которое принято в 98-м году, и никаких проблем и вопросов в этом плане никогда не возникало. Вот передо мною это постановление, и здесь четко расписан регламент снятия с воинского учета и нахождения на специальном учете в органах внутренних дел. Я не думаю, что необходимо вносить какие-то изменения в Закон "О милиции" и в закон "О воинской обязанности и военной службе" по той простой причине, что сегодня эти аспекты полностью регламентированы. Если у органов внутренних дел есть какие-то нюансы... Вот я только что разговаривал: никаких нюансов нет. Я спрашиваю: что не устраивает? Ну, если что-то есть, давайте вернемся к постановлению правительства, отрегулируем эти нормы. Я не вижу необходимости изменять позицию правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Андрей Викторович Логинов, я хотел бы услышать просто вашу позицию, учитывая, что здесь есть мнения различных министерств: все-таки единое мнение правительства какое? ЛОГИНОВ А. В. Единое мнение правительства было представлено в том тексте законопроекта, который вносился в Государственную Думу и был принят в первом чтении. И поправка ко второму чтению, которая была одобрена в правительстве, подразумевала, что срок введения в действие с 1 января 2005 года переносится на 1 апреля 2005 года, с тем чтобы все заложенные в нем законотворческие новации могли быть реализованы в ходе осуществления весеннего призыва 2005 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И по специальному учету МВД, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. По специальному учету я могу только сообщить, что вопрос рассматривался в Комиссии по законопроектной деятельности и на совещаниях у Жукова. До того как состоялась дискуссия на заседании правительства, в результате которой было принято решение, отраженное в сегодняшнем тексте законопроекта, он еще рассматривался в правоохранительной комиссии Администрации Президента Российской Федерации. И по сути дела, данный законопроект отражает точку зрения правительства по нахождению спецучета в МВД. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По нахождению спецучета в МВД, не в Министерстве обороны? ЛОГИНОВ А. В. Да, да, то есть по передаче его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. Уважаемые коллеги, нам необходимо определяться голосованием по поправкам. Я еще раз хочу обратить внимание авторов поправок, что 1-я и 3-я поправки депутатов Розувана, Волкова и поправка 1 группы членов Совета Федерации учтены были в тех поправках, которые мы приняли, поэтому голосовать по ним нет необходимости. Нам необходимо определиться по поправке 2 депутатов Розувана и Волкова и отдельно по поправке 2 членов Совета Федерации, потому что все-таки там несколько разный текст. Ставится на голосование поправка 2 депутатов Розувана и Волкова. Мнение Николая Максимовича Безбородова и мнение правительства вы слышали. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 35 сек.) Проголосовало за 13 чел.2,9% Проголосовало против 22 чел.4,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 35 чел. Не голосовало 415 чел.92,2% Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование поправка 2 представителей Совета Федерации. Мнение комитета и правительства также вы слышали. Кто за эту поправку? Прошу голосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 13 сек.) Проголосовало за 7 чел.1,6% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9% Результат: не принято Поправка не принята. Я прошу обратить внимание на то, что представитель правительства заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Смирнов сказал, что если есть вопросы у МВД, то их можно обсудить при корректировке постановления правительства. Мы зафиксировали это в стенограмме. Уважаемые коллеги, мы определились по всем поправкам. Нам необходимо проголосовать по данному проекту федерального закона во втором чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 25 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принимается. Спасибо. Да, Николай Максимович, пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Хотя текст законопроекта подготовлен к третьему чтению, лингвистические и правовые экспертизы проведены и замечаний Правового управления нет, на третье чтение сегодня выносить не будем. Есть предложение, очень убедительная просьба: включить в повестку пленарного заседания на 18 марта текущего года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Завтра на Совете мы этот вопрос включим в повестку дня на 18-е.
Заседание № 83
О проекте федерального закона № 132859-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к пункту 9 (это законопроект первого чтения), о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы". Доклад сделает Василий Васильевич Смирнов, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. СМИРНОВ В. В., начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания России внесен на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы". Подготовка данного законопроекта осуществлена в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Указанный законопроект направлен на приведение в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся вопросов исполнения гражданами воинской обязанности) Закона Российской Федерации "О милиции" и Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. До настоящего времени в Законе Российской Федерации "О милиции" и в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации содержатся нормы, касающиеся вопросов воинского учета, в соответствии с которыми граждане, принятые на службу в органы внутренних дел, снимаются с воинского учета, не подлежат призыву на военную службу. Однако эти нормы не только не согласуются с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", но и прямо противоречат им. Необходимо отметить, что Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" является базовым в вопросах регулирования правоотношений по поводу исполнения гражданами воинской обязанности, а другие законодательные акты России не только не должны противоречить названному федеральному закону, но и не должны содержать никаких подобных норм. Вполне очевидно, что присутствие противоречивых норм по одному и тому же вопросу в нескольких действующих законодательных актах вряд ли допустимо с точки зрения необходимости поддержания стабильности функционирования государства и взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти. Подобное положение существенно осложняет обеспечение и исполнение гражданами, подлежащими призыву на военную службу, воинской обязанности. Принятие и реализация положений рассматриваемого законопроекта позволят изменить противоречивую ситуацию, допускающую существование в действующем законодательстве взаимоисключающих норм, обеспечат единый подход при решении вопросов организации воинского учета граждан и исполнения воинской обязанности и исключат возникновение связанных с этим конфликтов. Уважаемые депутаты, принимая во внимание то обстоятельство, что с 1 апреля текущего года начинается очередной призыв граждан на военную службу, в целях выработки единой позиции федеральных органов исполнительной власти по вопросу воинского учета и призыва граждан на военную службу прошу вас рассмотреть и принять указанный законопроект в кратчайшие сроки. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Васильевич. Присаживайтесь. Коллеги, извините за невнимательность. Мы не увидели результаты регистрации. Покажите нам результаты регистрации. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (12 час. 30 мин. 12 сек.) Присутствует 389 чел.86,4% Отсутствует 61 чел.13,6% Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 61 чел.13,6% Результат: кворум есть Кворум есть. Продолжаем нашу работу. Содоклад члена Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет Государственной Думы по обороне рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы". Комитет его поддерживает единогласно, поскольку законопроект устраняет противоречия в федеральном законодательстве и тем самым приводит порядок воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в строгое соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", приводит в соответствие с законом, который является базовым в вопросах регулирования правоотношений по поводу исполнения гражданами воинской обязанности. И второе. Законопроект исключает впредь случаи предоставления отсрочек от призыва на военную службу, которые не предусмотрены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", статья 24. К сожалению, такая практика в указанных выше органах и учреждениях укоренилась, и укоренилась надежно. При этом комитет обращает внимание: в случае принятия законопроекта отсрочка от призыва на военную службу по-прежнему будет предоставляться тем сотрудникам, которые, во-первых, имеют высшее профессиональное образование, а во-вторых, являются выпускниками образовательных учреждений перечисленных органов, так называемых ведомственных учебных заведений, независимо от уровня образования. Более того, законопроект предоставляет отсрочку от призыва на военную службу также тем гражданам, которые хотя и не подпадают под вышеназванные категории сотрудников, но поступили на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы до 1 января 2005 года, то есть они не будут освобождаться от службы в этих органах и не будут призываться в Вооруженные Силы и другие войска. К сожалению, законопроект имеет некоторые недостатки. Основные из них перечислены в заключениях Комитета по обороне, Комитета по безопасности и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Замечания не касаются концепции законопроекта, они устранимы при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет по обороне уверен: принятие законопроекта позволит решить проблемы правового регулирования отношений, связанных с воинским учетом граждан, окажет позитивное влияние на процесс исполнения гражданами воинской обязанности. Комитет по обороне обращается, уважаемые депутаты, с настоятельной просьбой: в случае принятия законопроекта в первом чтении разрешить в порядке исключения поправки к нему направлять в Комитет по обороне в семидневный срок. Такие сжатые сроки связаны с тем, что закон должен вступить в силу не позднее 1 апреля текущего года. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе законопроект в первом чтении принять. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы, коллеги? Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня есть вопросы к Василию Васильевичу и Николаю Максимовичу. Уважаемый Василий Васильевич, в связи с реформой образования сегодня высшее образование делится на две ступени: бакалавриат и магистратура. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к отсрочке студентам, которая сегодня предусматривается на все четыре года обучения? Это первое. Николай Максимович, буквально два-три года назад мы принимали закон об альтернативной службе. С этой трибуны я ставила вопрос о том, что у нас и так в армии служить некому, а вы еще даете альтернативку. Вы сказали, что у нас столько много есть призывников, что их деть некуда. Как сочетаются ваши заявления тогда и сегодня? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Васильевич, ответьте на первый вопрос. СМИРНОВ В. В. Спасибо за вопросы. Что касается многоуровневой системы образования, это, пожалуй, вопрос не столько ко мне, сколько к законодателям, чтобы четко определить, как, каким образом считаются уровни образования. Сегодня в законе записано, что гражданин имеет право не более чем на две отсрочки для получения образования. И вот этим законодательством сегодня мы руководствуемся. Если будут внесены изменения, считающие отдельно каждый уровень образования, тогда нужно вносить поправки. Что касается альтернативной гражданской службы, закон этот нужен, закон действует, он отвечает реалиям времени. Общее количество лиц, проходящих альтернативную службу, по итогам весны этого года незначительно - порядка двухсот семидесяти человек. Полагаю, что и на следующую весну их будет не намного больше. То есть те люди, которые действительно считают альтернативную службу как бы соответствующей своим убеждениям, идут на эту службу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Максимович, пожалуйста, добавьте. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Тамара Васильевна, Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" поставил преграду уклонистам. Раньше молодые люди уклонялись, ссылаясь на статью 59 Конституции, часть 3, говорили: пока не будет Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", я на военную службу не пойду. У нас число уклонистов доходило в 94-95-м годах до тридцати одной тысячи в год. Так вот, сегодня перед молодым человеком, если он физически здоров и умственно здоров, есть три пути: военная служба, альтернативная гражданская служба (генерал-полковник Смирнов Василий Васильевич сказал, что двести семьдесят человек в прошлом году было призвано) или ответственность перед обществом, в том числе уголовная, если он уклоняется и от той и от другой службы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Сергея Алексеевича Попова. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Василию Васильевичу, причем к Василию Васильевичу в той должности, в которой он представлен нам, - официального представителя всего Правительства Российской Федерации, а не только Министерства обороны. Василий Васильевич, предлагаемый законопроект, если он будет принят, а, наверное, он будет принят, создаст определенные проблемы для МВД и для МЧС. Так вот, каким образом Правительство Российской Федерации, которое вы представляете на сегодняшнем заседании, намерено эти проблемы смягчать? Насколько я знаю, несколько тысяч и даже десятков тысяч человек каждый год идут в милицию и в пожарные, служат там буквально за копейки, соответственно, нужно повышать жалование сотрудникам и милиции, и МЧС. Вы это намерены делать в правительстве? Вы сегодня представляете правительство здесь. СМИРНОВ В. В. Я хочу доложить, что этот законопроект приводит в соответствие два закона: базовый закон "О воинской обязанности и военной службе" и Закон "О милиции". Нормы законопроекта ни в коей мере не противоречат никаким вопросам, связанным с прохождением службы. Давайте призадумаемся над тем, кого мы берем на службу, о ком речь идет. Речь идет о восемнадцатилетних ребятах, которые идут на службу в милицию. Ну, наверное, это не совсем те граждане, которые могут выполнять обязанности специальной службы в милиции. Милиция комплектоваться, на мой взгляд, должна прежде всего гражданами, пришедшими после службы в Вооруженных Силах, получившими определенные навыки, имеющими какой-то служебный и житейский опыт. Я думаю, в первую очередь такие люди нужны для службы в милиции. И снимать с воинского учета с восемнадцати лет - ну, это не совсем правильно. Что касается предоставления отсрочек гражданам, которые учатся в учебных заведениях милиции, они подпадают под действие статьи 24 закона "О воинской обязанности...", на них распространяется отсрочка и по завершении обучения в этих специальных учебных заведениях до двадцати семи лет. Что касается денежного довольствия, то я хочу доложить, что правительством принимаются серьезные меры по повышению уровня денежного довольствия. Это, я думаю, не секрет, и об этом вы знаете. Очередное повышение денежного довольствия для всех категорий военнослужащих произведено с 1 марта, практически на 100 процентов денежное довольствие повышено всем категориям военнослужащих. Я думаю, это и есть ответ на ваш вопрос. Конечно, может быть, хотелось бы еще больше, но я, как военный человек, вам докладываю, что та обстановка, которая была в воинских коллективах, урегулирована и та напряженность, которая существовала, полностью на сегодняшний день снята. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Розуван Алексей Михайлович, ваш вопрос. Включите микрофон депутату Розувану. РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия". Василий Васильевич, у меня к вам вопрос. Ответьте, пожалуйста, какое количество дополнительно призывного контингента получит Министерство обороны в случае принятия этого закона? СМИРНОВ В. В. Порядка двадцати тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто еще хотел бы задать вопрос? Волков Алексей Николаевич, пожалуйста. ВОЛКОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Василий Васильевич, когда рассматривался этот вопрос в комитете, основным мотивом было не приведение в соответствие двух законов, а вопрос о том, что некого призывать. Вот вы сказали: двадцать тысяч, а там цифры назывались совсем другие - буквально сотни человек, не более того. Но мне хотелось бы задать другой вопрос: почему проблемы Министерства обороны решаются за счет Министерства внутренних дел Российской Федерации, поскольку и МЧС, и УИН пока на сегодня Законом "О милиции" руководствуются, а вы не решаете вопросы?.. Там большой, длинный перечень других категорий лиц, которые имеют право на отсрочку, - почему бы не пройтись по этому списку дополнительно, не в отношении всех, конечно, но более внимательно не посмотреть? Спасибо. СМИРНОВ В. В. Алексей Николаевич, спасибо за вопрос. Вопрос, я считаю, злободневен, и я хотел бы ответить на него следующим образом. Во-первых, не Министерство обороны решает свои проблемы за счет Министерства внутренних дел, а Министерство обороны, я повторюсь, действительно как бы пресекает еще одну лазейку для предоставления отсрочек гражданам по призыву на военную службу. А мы призываем не только для Министерства обороны. Хочу доложить, что для Министерства обороны призывается порядка 65 процентов призывного контингента, а остальные 35 процентов идут в том числе и во внутренние войска. В части всего комплекса отсрочек. Вы понимаете, конечно, что Министерство обороны может и должно быть как бы застрельщиком в проработке этих законодательных актов, и мы это делаем. Но мы это прежде всего анализируем и докладываем вам о той ситуации, которая складывается сегодня с призывом, а эта проблема призыва будет обостряться всё больше из года в год. Предложения такие есть, и я хочу, чтобы мы эти предложения доложили и в Комитете по обороне, и в других комитетах Государственной Думы, вместе наработали те предложения, которые действительно коренным образом повлияют на обстановку с призывом в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, пожалуйста, Николай Максимович. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Покажите список. Пять человек. Предложение: по одному от фракции, не более трех минут. Не возражаете? Голосовать нужно? Не нужно. От фракции "Единая Россия" - Розуван Алексей Михайлович. РОЗУВАН А. М. Уважаемые коллеги, поддерживая позицию о недопустимости взаимоисключающих положений в российском законодательстве, хотел бы отметить, что рассматриваемый законопроект не в полной мере учитывает специфику правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Во-первых, принятие законопроекта и постановка на учет в военных комиссариатах лиц рядового и начсостава правоохранительных органов, их призыв на военную службу или на переподготовку может привести к расшифровке кадрового состава оперативно-розыскных служб, поставить под угрозу их личную безопасность и безопасность членов их семей. В этой связи возникает необходимость внесения в представленный законопроект изменений, предусматривающих специальный воинский учет для указанной категории сотрудников. Второе. В предлагаемой в законопроекте новой редакции статьи 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождение или отсрочка от призыва на военную службу распространяются лишь на сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принятых на службу до 1 января 2005 года. Законопроект не решает вопросы в отношении граждан, поступивших на службу в указанные органы в период с 1 января до момента принятия этого закона. Вместе с тем Закон "О милиции", а также статья 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень оснований увольнения со службы, в них не предусмотрено увольнение в связи с призывом на военную службу, поэтому разработчикам законопроекта необходимо это учесть. И действовать это должно с момента принятия закона, а не с 1 января. И третье. Законопроект предусматривает внесение изменений лишь в Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Вместе с тем не учтены изменения, связанные с административной реформой систем управления, в частности с разделением с 1 января этого года Государственной противопожарной службы МЧС России на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации. Поэтому, поддерживая концепцию проекта федерального закона о необходимости обеспечения единого подхода к решению вопросов организации воинского учета и исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации, считаю целесообразным доработать текст законопроекта с учетом высказанных замечаний и с учетом заключения, которое дано Комитетом по безопасности. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции Коммунистической партии Российской Федерации трое записались - Макашов, Кондратенко, Плетнёва. Я думаю, женщине уступите, мужчины, тем более что скоро праздник. Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Я думаю, что, наверное, Альберт Михайлович лучше меня сказал бы, но коль уж вы мне дали слово, я попытаюсь с точки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Откажитесь. ПЛЕТНЁВА Т. В. ...зрения женщины высказаться по этой очень важной теме. Мы много говорим об армии, говорим в Государственной Думе, говорим и в каждой кухне, особенно женщины, у которых есть дети, сыновья, - они об этом говорят практически каждый день. Ребенок еще только родился, а они уже думают: ой, как же он пойдет в армию! Законопроект очень важный. Мне хотелось бы, как, я думаю, и каждому гражданину нашей страны, чтобы армия наша всегда была сильная, крепкая, мощная и чтобы ее называли так, как называли после войны: освободительница, защитница, легендарная и так далее. Но случилось так, что армия сегодня потеряла свой престиж, потеряла вот тот свой статус, который имела во все годы Советской власти. Вот какую озабоченность высказывают наши избиратели? Все говорят, что в армии сегодня служат только дети рабочих и крестьян (она и называется так: рабоче-крестьянская), что сегодня не надо иметь в законе отсрочку от армии, можно свободно откупиться. Об этом на каждом углу говорят: придешь в военкомат, дашь взятку (ну, я не могу обвинять вот так, но я повторяю то, что говорят люди), и твой сын не пойдет в армию. Придет отец или мать к врачу - то же самое: скажет, что он у меня больной, даст взятку, и тоже сын в армию не пойдет. Поэтому мне кажется, что прежде всего надо это пресекать - вот эти действия, о которых я только что сказала. Если наведем в этом смысле порядок, то, слава богу, пока еще у нас есть кому служить, не наведем - некому будет. Но сегодня мы боремся не с этими явлениями, мы пытаемся бороться с предоставлением в законе отсрочек от службы в армии: вот не давать больше никому, и тогда у нас хватит детей для того, чтобы набирать призыв в армию. Я вспоминаю, как несколько лет назад мы принимали закон об альтернативной службе. Я понимаю, что есть люди, которые не могут взять в руки оружие, как Василий Васильевич сегодня сказал, по своим убеждениям. Если бы так, то еще было бы понятно, но ведь вы почитайте сам закон - какие там убеждения, там тысяча лазеек: не являться на призывной пункт, не являться в военкомат. И наши генералы, которые выступали за то, чтобы этот закон был принят, делали это, ну, просто для мирового сообщества: у нас, мол, видите, демократия, по Конституции положено - и мы такой закон приняли, не считаясь ни с чем. И вот в этом законе прописано: можешь не являться, если сам заболел, кто-нибудь у тебя заболел и так далее. Поэтому у меня сегодня и был вопрос: как же вы можете - два года назад говорили, что у нас столько много ребят, которые могут служить, а сегодня говорите, что не надо никому отсрочку давать. Я не согласна с тем, что отсрочку нельзя давать, ведь разные жизненные ситуации бывают... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - депутат Головатюк. ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемые коллеги, я понимаю, что проблема, которую мы сегодня обсуждаем, очень актуальна, и проблемы, которые накопились в армии, надо решать. Но согласитесь, что восемнадцатилетний юноша, только что окончивший школу и пришедший на службу в органы внутренних дел, просто психологически не готов к тому, чтобы бороться с преступностью. Понимаю, что их там готовят в течение полугода, проходят они там какую-то подготовку. Но те, кто желает служить на должностях рядового и младшего состава, по-моему, должны сначала пройти службу в армии, а потом уже идти работать в органы внутренних дел или учиться и так далее. Как сказал генерал Смирнов, двадцать тысяч человек вроде бы в масштабах страны не решат проблему. На самом деле они решат проблему, потому что у нас отсрочек становится всё больше и больше, больше и больше. И та ревизия, которую сейчас начало правительство вместе с Министерством обороны, - это только начало, потому что мы будем пересматривать (как член Комитета по обороне я об этом говорю) все имеющиеся тридцать четыре отсрочки от призыва в армию и будем потихоньку сокращать их количество. В 1967 году у нас было три отсрочки, по закону 1967 года, а дальше - больше, и вот дожили до тридцати четырех отсрочек. Фракция ЛДПР будет поддерживать этот законопроект, и я прошу вас также поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От независимых депутатов - Сергей Алексеевич Попов. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, проект предлагаемого закона решает коллизию в законодательстве, и уже хотя бы поэтому его следует в той или иной форме принимать. К слову сказать, коллизии в законодательстве бывают часто, и в данном случае коллизия между Законом "О милиции" и принятым в более позднее время законом "О воинской обязанности и военной службе" в принципе и без принятия предлагаемого законопроекта решается в пользу позднее принятого закона. К сожалению, Министерство обороны, очевидно, не привыкло решать подобные коллизии, допустим, в суде, где, конечно, решение было бы принято в их пользу, и со временем сложилась вот такая порочная практика. Но тем не менее практика сложилась, и МВД и МЧС берут к себе молодых людей не от хорошей жизни, а потому, что финансирование работников милиции недостаточное. Вы знаете, что милиция и пожарные у нас находятся на нищенском содержании, и для того, чтобы смягчить действие этого закона в отношении МВД и МЧС, нужно, чтобы правительство приняло адекватные меры в этом направлении. Такое дополнение, я думаю, нам нужно будет принять или в виде поправки к закону, или в виде поправки к постановлению о принятии закона, но, вероятно, уже в третьем чтении. Итак, мораль: законопроект нужно принять, но при этом нужно принять меры к защите и милиции, и МЧС. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли желание выступить с заключительным словом? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не записывался никто от "Родины". Не записывались вы, товарищи дорогие. Я объявляла запись, никто не записался. Мы договорились, кому предоставляем слово из тех, кто записался. (Шум в зале.) Тихо, не шумите, не шумите! Надо было вовремя записываться, коллеги. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика и содокладчика? СМИРНОВ В. В. Уважаемые депутаты, я признателен за те слова, которые прозвучали в ходе обсуждения. В принципе прозвучали предложения неконцептуального характера, думаю, что при подготовке ко второму чтению они будут учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 39 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Принимается. Я не вижу Маркелова, который нажал кнопку "По ведению". Чуев по ведению, по карточке Маркелова. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина". Уважаемая Любовь Константиновна, у меня большая просьба: если вы решили изменить порядок предоставления слова, например от фракций, то пожалуйста, давайте слово представителям всех фракций. В данном случае фракции "Родина" вы слова не дали по данному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Викторович дорогой, я объявила запись на выступления, записались пять человек, и я внесла предложение: по одному от фракции. От фракции "Родина" в этом списке не было ни одного человека, а больше мы дополнительной записи не делали и никаких предложений не обсуждали. Поэтому следите, пожалуйста, вовремя за тем, что я объявляю. Спасибо вам за замечание.