Заседание № 60

10.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 132824-5 "О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4495 по 4791 из 9033
И напоминаю вам, что по пунктам 13, 14, 15, 16 и 17 у нас есть                  
договорённость: мы приняли вчера на Совете решение, что будет один доклад по    
всем вопросам и один содоклад. Поэтому, если никто не возражает и мы не будем   
пересматривать решение Совета - а я вижу, что никто не возражает, - я           
приглашаю на трибуну Андрея Николаевича Клепача.                                
                                                                                
Мы рассматриваем пункт 13, о проекте федерального закона "О ратификации         
Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и                 
компенсационных мер по отношению к третьим странам", пункт 14, о проекте        
федерального закона "О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного        
регулирования в отношении третьих стран", пункт 15, о проекте федерального      
закона "О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании",    
пункт 16, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о единых      
правилах определения страны происхождения товаров", и пункт 17, о проекте       
федерального закона "О ратификации Соглашения о вывозных таможенных пошлинах    
в отношении третьих стран". Слово официальному представителю правительства      
заместителю министра экономического развития Российской Федерации Андрею        
Николаевичу Клепачу. Пожалуйста.                                                
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые господа депутаты! Разрешите мне сделать    
единый доклад по всем этим пунктам.                                             
                                                                                
Так же как и предыдущее соглашение, эти проекты соглашений были подписаны       
главами правительств ещё в январе 2006 года, тем не менее мы выносим их на      
ратификацию только сейчас, поскольку прорабатывался весь план законопроектной   
работы по формированию таможенного союза в целом, и время и параметры этих      
соглашений, они соответственно... То есть когда их нужно ратифицировать и в     
увязке с какими следующими соглашениями, которые мы в дальнейшем вам внесём,    
- это стало ясно фактически только к лету.                                      
                                                                                
Теперь позвольте мне коротко остановиться на каждом из этих документов.         
                                                                                
Первое. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и         
компенсационных мер по отношению к третьим странам. Как следует из названия,    
это соглашение устанавливает порядок введения и применения единых мер защиты    
внутреннего рынка таможенного союза от демпингированного и субсидированного     
импорта товаров. По сути дела, это соглашение прямого действия и содержит       
достаточно подробные правила проведения антидемпинговых расследований,          
критерий оценки угроз для внутреннего таможенного рынка. Это соглашение         
базируется на тех нормах, которые действуют у нас в России и учитывают весь     
опыт международного законодательства.                                           
                                                                                
Второе. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении         
третьих стран. Здесь речь идёт о таких мерах нетарифного регулирования, как     
количественное ограничение внешней торговли, то есть режим введения квот,       
лицензирование, запреты использования государственной монополии. Это            
соглашение носит рамочный характер, здесь говорится только о том, что эти       
полномочия переходят к Единой таможенной комиссии. В то же время в              
дальнейшем, уже за рамками этого соглашения, должен быть подготовлен целый      
ряд дополнительных договоров, которые регламентируют, как будет                 
осуществляться лицензирование, как мы будем действовать с помощью механизма     
квотирования, то есть количественных ограничений, и другие вопросы. Поэтому     
сейчас это соглашение носит рамочный характер.                                  
                                                                                
Третье. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании. Оно               
устанавливает порядок формирования и применения единого таможенного тарифа,     
то есть направлено на выравнивание таможенных ставок в отношении третьих        
стран. Кроме того, оно определяет случаи предоставления тарифных льгот,         
преференций, ну и предусматривает передачу органам таможенного союза            
полномочий по ведению единого таможенного тарифа. Ведётся достаточно большая    
практическая работа по согласованию тарифов между Россией, Казахстаном и        
Белоруссией. Если говорить о ставках тарифов с Белоруссией, то сейчас они       
согласованы уже практически на 90 с лишним процентов, с Казахстаном пока        
согласовано порядка 45 процентов таможенных ставок.                             
                                                                                
Четвёртое. Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих        
стран. Речь идёт о том, что комиссия таможенного союза получает полномочия по   
формированию сводного перечня, в который включаются все товары, облагаемые      
вывозными таможенными пошлинами в отношениях с третьими странами. По сути       
дела, но это соглашение сохраняет, так сказать, для России, для других стран    
возможность изменения вывозных пошлин. В этом плане мы сохраняем свой           
суверенитет, но дальнейшие изменения этих ввозных пошлин должны происходить с   
информированием комиссии таможенного союза и наших стран-партнёров, то есть     
установление самих размеров ставок в данном случае является свободным           
полномочием каждой отдельной страны - члена таможенного союза, но список        
товаров, по которым эти вывозные пошлины устанавливаются, становится            
компетенцией комиссии таможенного союза.                                        
                                                                                
Пятое. Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров.   
Собственно говоря, оно направлено на упрощение таможенных процедур и            
формирует правила, удостоверяющие, из какой страны товары, поступающие на       
таможенную территорию, мы получили. Действие соглашения не распространяется     
на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран. По этим     
странам предполагается подписать отдельное соглашение уже 12 декабря 2008       
года на заседании межгоссовета ЕврАзЭС.                                         
                                                                                
Все соглашения, по сути дела, содержат положения о том, чтобы передать          
органам таможенного союза осуществление части полномочий Российской             
Федерации, поэтому подлежат ратификации.                                        
                                                                                
Что касается начала применения соглашений. Для того, чтобы они начали           
действовать после ратификации Россией - Белоруссия эти соглашения               
ратифицировала, Казахстан находится в процессе, - для того, чтобы они           
вступили в силу, после их ратификации требуется ещё специальное решение         
высшего органа таможенного союза. Поэтому прошу поддержать принятие             
федеральных законов о ратификации.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по делам Содружества         
Независимых Государств и связям с соотечественниками Анатолий Александрович     
Корендясев.                                                                     
                                                                                
КОРЕНДЯСЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В дополнение к тому, что было     
изложено представителем правительства и моей коллегой по комитету, хотелось     
бы также коротко изложить позицию комитета по пяти представленным               
законопроектам о ратификации соглашений.                                        
                                                                                
В качестве преамбулы хотелось бы напомнить присутствующим, что 6 октября 2007   
года были подписаны договоры о создании единого экономического пространства и   
таможенного союза и о создании Комиссии таможенного союза, 27 октября этого     
года мы с вами их ратифицировали, и тем самым был дан старт вот этому           
процессу подготовки на уровне правительства законопроектов и соглашений в       
рамках таможенного союза. К настоящему времени разработан регламент работы      
комиссии в качестве единого наднационального органа трёх государств с           
делегированием ему части суверенных полномочий в таможенной сфере. Хотелось     
бы отметить этот факт как реальное воплощение интеграционного процесса в        
рамках СНГ не на словах, а на деле.                                             
                                                                                
Создание единого таможенного пространства - это один из краеугольных факторов   
на пути создания единого экономического пространства. 25 января этого года в    
Москве главы трёх государств, упомянутых в соглашениях, подписали               
соответствующие проекты соглашений (их шесть), которые оформляют единую         
таможенную тарифную политику и создают правовую базу для начала                 
функционирования Комиссии таможенного союза в сферах экспорта и импорта         
товаров. Само название этих соглашений вполне конкретно определяет сферы их     
применения в едином таможенном союзе.                                           
                                                                                
Я не буду подробно говорить, поскольку аргументация была приведена, хотелось    
бы отметить лишь то, что предлагаемые к ратификации соглашения устанавливают    
порядок формирования и применения всех этих специальных мер для оформления      
таможенного союза, что позволит странам-участницам более активно                
взаимодействовать в экономической сфере не только между собой, но и в рамках    
СНГ, в рамках других международных экономических формирований.                  
                                                                                
Комитет рассмотрел на своём заседании представленные законопроекты о            
ратификации соглашений и рекомендует Государственной Думе их ратифицировать.    
Соисполнитель, Комитет Государственной Думы по экономической политике и         
предпринимательству, также поддерживает их, и Комитет Государственной Думы по   
бюджету и налогам дал положительное заключение.                                 
                                                                                
Ратификация настоящих соглашений отвечает политическим и экономическим          
интересам, потребностям национальной безопасности Российской Федерации и        
будет способствовать укреплению добрососедских отношений между Россией,         
Белоруссией, Казахстаном и другими странами ЕврАзЭС. Уважаемые коллеги,         
просьба поддержать, ратифицировать настоящие соглашения.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пока, Анатолий Александрович, задержитесь на         
трибуне, я вижу, есть вопросы. Я вижу, три вопроса: у Коломейцева, Локотя и     
Федоткина. Я никого не упустил? Подводим черту.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Вопрос к Андрею Николаевичу.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, вы сказали, что все законы рамочные и будут        
приниматься ещё, но прозвучала основная мысль о том, что мы будем               
делегировать полномочия какому-то чиновнику. Не кажется ли вам, что это         
противоречит концепции президентского послания в части противодействия          
коррупции? Потому что концентрация полномочий у должностного лица при           
многозначности трактования законов всегда приводит к коррупции. Вот почему      
нельзя закон разработать таким образом, чтобы он чётко регламентировал права,   
обязанности и ответственность?                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Мне кажется, что здесь опасения излишни. В каком плане? У нас сейчас есть       
национальные таможенные органы, которые решают все эти вопросы. В данном        
случае речь идёт о том, что часть полномочий передаётся от национального        
таможенного органа и правительства в наднациональный орган, у которого тоже     
достаточно прозрачные и чёткие правила поведения. При этом если мы возьмём      
первое соглашение, о применении специальных защитных, антидемпинговых и         
компенсационных мер, то оно вообще носит достаточно подробный характер.         
Остальные соглашения рамочные, но эта рамочность не означает, что они не        
прозрачны. Просто в соответствии с тем планом законодательной,                  
нормативно-правовой деятельности по подготовке таможенного союза, который       
согласован, утверждён, требуется принятие ещё целого ряда дополнительных        
соглашений и международных правил, чтобы они работали. Часть из них также       
будет проходить через вас и обязательно через правительство и наднациональный   
орган. Поэтому там всё прозрачно, просто, я бы сказал, нужна ещё очень          
большая такая черновая работа, организационная, чтобы это всё работало, чтобы   
это было не на бумаге. Вот это очень серьёзно. Но эта работа вся прозрачна и    
будет сделана.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Локоть.                                      
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, некоторое время назад разразился большой           
скандал, когда Минэкономразвития, которое возглавлял тогда ещё, правда,         
Герман Греф, приняло решение об ограничении реализации некоторых видов          
продукции, произведённых в Республике Беларусь, на территории Российской        
Федерации. В какой степени мы сегодня гарантированы от обмена подобными         
"любезностями", потому что те решения очень болезненно сказались на наших       
взаимоотношениях, на построении союза в целом, ну и на наших интеграционных     
связях? И даст ли гарантию этот пакет законов, чтобы не было больше подобных    
действий?                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Честно говоря, я не могу догадаться даже, о каких искусственных    
ограничениях идёт речь, потому что у нас как бы режим торговли...               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Сейчас. Подождите. Можно мне договорить?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихо, тихо. Коллеги, что за манера такая? Дайте           
человеку ответить.                                                              
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. У нас с Белоруссией нет никаких количественных ограничений в       
торговле и нет никаких таможенных ограничений, ну, на уровне вывозных или       
ввозных пошлин. Есть специальный режим, который в Белоруссии установили, по     
распределению пошлин от экспорта нефтепродуктов, полученных из нашей нефти,     
которую мы поставляем в Белоруссию. Но это вообще не режим, условно говоря,     
пошлин.                                                                         
                                                                                
Кроме этого, действительно, как в семейных отношениях возникают конфликты,      
так и в отношениях с Белоруссией у нас возникают определённые спорные           
вопросы, чаще всего в последнее время. Я занимаюсь сельским хозяйством, и       
Алексей Васильевич, по-моему, выступая здесь, постоянно ссылался на примеры     
то с сахаром, который, как выяснилось, на две трети был не белорусским, то с    
сухим молоком, то с другим чем-то. Поэтому здесь не меняем, не вводим никаких   
количественных ограничений. Есть определённые правила регистрации, условно      
говоря, того сахара, который идёт в Россию из Белоруссии, или ещё чего-то. Но   
это какие-то спорные моменты, которые возникают в отношениях между странами     
достаточно часто, и всё-таки мы находим здесь общий язык. Поэтому, на мой       
взгляд, - может быть, меня коллеги поправят - у нас сейчас, на данный момент,   
никаких жёстких конфликтов нет, никакие ограничения количественные, тем более   
связанные с тарифным регулированием, не действуют. Более того, у нас есть       
система так называемых балансов Союзного государства и по сахару, по            
нефтепродуктам, которые утверждаются. И, собственно говоря, эти балансы         
являются своеобразными индикаторами для взаимных поставок.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин Владимир Николаевич.         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Николаевич, у меня тоже к вам вопрос. В документах,       
которые нам раздали, уже при первом чтении обращаешь внимание на то, что они    
пестрят очень, ну, благозвучными выражениями, например: позволит обеспечить     
защиту, создаст благоприятные условия, обеспечит рационализацию и так далее.    
Почитаешь - ну прямо всё, сейчас примем и больше к этой проблеме не будем       
возвращаться, всё будет прекрасно. Всего этого не было. В связи с этим          
вопрос: какую-то количественную оценку эти документы имеют? Например, до их     
принятия Россия в год несёт убытки прямые и косвенные, скажем, в размере 100    
миллиардов рублей, их принятие позволит эти убытки сократить, скажем, до 10     
миллиардов рублей. Это первый вопрос. Количественно как-то это можно            
выразить?                                                                       
                                                                                
И второй вопрос: их реализация потребует дополнительных затрат из бюджета или   
нет?                                                                            
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Я сказал бы так: мы подходим к тому, что таможенный союз - это,    
во-первых (и, собственно говоря, это позиция и комитета Госдумы),               
политический выбор, политический выбор не только в том смысле, что это чистая   
политика, а потому, что это создаёт действительно другой тип союзнических       
отношений России, Белоруссии и Казахстана. И поэтому чистая выгода              
экономическая - это не только то, что связано, собственно, с торговлей, она     
как бы шире, это шаг в целом комплексе всех отношений стратегического           
партнёрства.                                                                    
                                                                                
Если говорить об эффекте таможенного союза и этих соглашений, которые           
являются важнейшим элементом, чтобы таможенный союз работал, я сказал бы так.   
Даны специалистами оценки. В частности, одним из ваших бывших коллег Сергеем    
Юрьевичем Глазьевым была дана оценка: насколько я сейчас помню, по-моему, 200   
с лишним миллиардов долларов до 2015 года. Я сейчас не готов ни подтверждать,   
ни оспаривать эти цифры, но просто фиксирую, что есть определённые оценки       
выгоды, связанные с высвобождением потенциала развития взаимной торговли.       
                                                                                
Что касается стоимости этих соглашений, затрат на них. Сами эти соглашения,     
их принятие, не стоят денег, но помимо этого работа по реализации, по           
реформированию таможенного союза и по обустройству единой таможенной границы    
(потому что мы должны выносить таможенную границу на границы Казахстана и       
Белоруссии) будет стоить денег. Сколько и как - пока ответить не могу, это      
будет ещё просчитываться, но чтобы всё работало, придётся вкладывать и          
деньги.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Александрович, вы можете присаживаться.                                
                                                                                
Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Нет.                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4853 по 4939 из 9033
Пункт 13, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о применении     
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к      
третьим странам". Ратификация.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              429 чел.95,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    429 чел.                                          
Не голосовало                  21 чел.4,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование пункт 14 - проект федерального закона "О ратификации    
Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих         
стран".                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              429 чел.95,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    430 чел.                                          
Не голосовало                  20 чел.4,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование пункт 15 - проект федерального закона "О ратификации    
Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование пункт 16 - проект федерального закона "О ратификации    
Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров".         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    433 чел.                                          
Не голосовало                  17 чел.3,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование пункт 17 - проект федерального закона "О ратификации    
Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран".           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              437 чел.97,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    438 чел.                                          
Не голосовало                  12 чел.2,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.