Заседание № 73
О проекте федерального закона № 132289-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения перечня лиц, участвующих в деле о банкротстве).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. Законопроект направлен на защиту прав участников процессов о банкротстве, в том числе государства и в том числе малого и среднего бизнеса. Правовая и лингвистическая экспертизы проведены. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 47 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 132289-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения перечня лиц, участвующих в деле о банкротстве; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 34 и 61-15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 22-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Пожалуйста, Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет предлагает поддержать законопроект во втором чтении. Он направлен на совершенствование процедур защиты прав должников, прежде всего при определении субсидиарной ответственности в ходе процедур банкротства. Напомню, что по данному вопросу было соответствующее решение Конституционного Суда. Комитет просит поддержать таблицу поправок, рекомендованных к принятию, всего три поправки. Поправок к отклонению не имеется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 31 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 22-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 00 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, комитет просит включить данный законопроект в проект порядка работы на 9 ноября для принятия в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 67
О проекте федерального закона № 132289-8 "О внесении изменений в статьи 34 и 61-15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения перечня лиц, участвующих в деле о банкротстве).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 61-15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на выполнение постановления Конституционного Суда от 16 ноября 2021 года, которым статья 42 Арбитражного процессуального кодекса и статья 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" признаны не соответствующими Конституции в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им судебной практикой, они не позволяют лицу, привлечённому к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, обжаловать судебный акт, принятый без участия этого лица, о признании обоснованными требований кредиторов должника и о включении их в реестр требований кредиторов за период, когда это лицо являлось контролирующим по отношению к должнику. Для достижения данной цели предлагается внести изменение, в соответствии с которым на основании мотивированного ходатайства лица, контролирующего должника, арбитражный суд выносит определение о привлечении его к участию в рассмотрении дела о банкротстве. С момента принятия определения соответствующее лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении вопросов, решение которых может повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер данной ответственности. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Андрей Викторович. С содокладом выступает Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как Андрей Викторович уже подробно разъяснил, изменения в закон о банкротстве связаны с тем, чтобы добросовестные контролирующие лица, привлечённые к субсидиарной ответственности, - это бывшие собственники, бывшие директора должников, которые в процедуре банкротства находятся, - имели право на свою защиту. Ещё раз, сегодня действует такая система, когда, по сути дела, контролирующие лица, привлечённые к субсидиарной ответственности, участвуют лишь в судебном процессе, связанном с этой ответственностью, при этом в деле о банкротстве они не участвуют, поскольку не перечислены в соответствующей статье закона о банкротстве, и не могут свои права соответствующим образом защитить. Как раз в связи с этим было издано постановление Конституционного Суда, которое призывает нас, как законодателей, эту коллизию исправить и дать возможность таким контролирующим лицам - добросовестным, ещё раз подчёркиваю, - всё-таки свои права защищать. Комитет подробно рассмотрел представленный Минюстом и правительством законопроект. Есть у нас ряд уточнений, которые ко второму чтению обязательно необходимо будет сделать, они касаются, например, сроков и связаны с тем, что право на обжалование решений судов должно возникать не с момента подачи ходатайства о привлечении к субсидиарной ответственности, а только с момента уже вынесения определения арбитражным судом. Тем не менее концептуально, повторюсь, комитет поддерживает указанный законопроект, просим поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игоревич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Григорьев Юрий Иннокентьевич. ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день! Если я правильно услышал, по решению Конституционного Суда нужно устранить нарушения - подключить лиц, которые участвовали в процессе. Здесь, в законодательной инициативе, я так понимаю, речь идёт о том, что суд вправе вынести определение. Мне кажется, надо в обязательном порядке принимать и включать в конкурсные процедуры всех участников. Здесь вот, может, эту техническую заминку - "суд вправе" - убрать, заменить на "обязан"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Спасибо. Вопрос понятен, потому что в тексте законопроекта действительно речь идёт о мотивированном ходатайстве. Но если речь идёт о мотивированном ходатайстве, то по рассмотрении его суд действительно вправе принимать решение. Если мы пропишем обязанность суда, то получится, что никакой мотивации не требуется и это должно осуществляться механически. А это нарушит логику и как бы гармонию прав сторон, баланс будет уже немножко нарушен в другую сторону. Мы считаем, что вот именно в таком формате лучше всего этот процессуальный аспект регулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо. Уважаемый Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, в рамках подготовки данного проекта федерального закона по решению Конституционного Суда обсуждался ли вопрос об установлении пресекательного срока? Ведь это важно, в противном случае может возникнуть целый ряд проблем. Например, процедура банкротства длится пять лет, всё имущество продано на торгах - и тут, следуя логике проекта федерального закона, подаётся иск к контролирующему должника лицу, а оно, в свою очередь, начинает оспаривать все действия арбитражного управляющего, так как проектируемые новеллы позволяют ему восстановить срок исковой давности с момента признания его таковым. Как на ваш взгляд - хотелось бы узнать из первых уст, - есть ли перспектива реализации вот такой инициативы или в рамках данного проекта федерального закона при последующем рассмотрении, или в рамках новой законодательной инициативы? ЛОГИНОВ А. В. Ну, ведь решение о банкротстве принимает суд, этот судебный процесс может идти достаточно долго - это я как бы хочу вначале ответить по существу заданного вопроса, - и ни на каком этапе рассмотрения этого дела мы, к сожалению, не можем ограничивать право тех лиц, которым посвящён законопроект, на участие в этом деле. А если бы речь шла о каких-то иных участниках, которые могли бы затянуть процедуру, то тогда пресекательный срок действительно был бы крайне необходим. В любом случае при внесении законопроектов, которые разрабатываются во исполнение постановлений Конституционного Суда, - это в соответствии с нормами федерального конституционного закона о Конституционном Суде - правительство, конечно же, жёстко ограничивается теми вопросами и аспектами, которые затронуты в этих постановлениях. Там вопрос о сроке давности участия этих лиц не оговаривался. Вот почему мы полагаем, что первый шаг, который мы сейчас сделаем, - я бы даже не рекомендовал, может быть, утяжелять проработкой и разработкой этих аспектов второе чтение - первый шаг, который мы сделаем, покажет практику, ну и, действительно, подтолкнёт нас к дальнейшему совершенствованию законодательства о банкротстве. Напомню, в Государственной Думе находится весьма солидный документ на эту тему - законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации и принятый в первом чтении, который регулирует отдельные вопросы банкротства с учётом сегодняшней практики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игоревич, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 51 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.