Заседание № 131
О проекте федерального закона № 132273-6 "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в части распространения действия закона на граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территории государств - бывших союзных республик СССР и не реабилитированных компетентными органами этих государств либо государственными органами бывшего СССР).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Докладывает Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект родился в связи с обращениями многочисленной категории граждан. Сегодня восстановление граждан, подвергшихся политическим репрессиям, в правах, устранение иных последствий произвола, обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба не в полной мере определяются Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", в который мы предлагаем внести изменения. Так, положения статьи 2 закона допускают дискриминацию части граждан в праве на получение статуса жертвы политических репрессий в зависимости от территории, где по отношению к ним применялись политические репрессии, тем самым нарушается гарантированный статьёй 19 Конституции принцип равенства граждан перед законом, иными словами, если жертвами политических репрессий стали граждане России на территории бывших союзных республик, то они таковыми не признаются. Чтобы этот пробел исключить, предлагается уравнять всех жертв политических репрессий, которые подвергались таковым на территории всего бывшего Советского Союза. Перед тем как вносить законопроект, мы изучили опыт правового регулирования в сфере реабилитации жертв политических репрессий в государствах - бывших союзных республиках. В Армении есть закон от 1994 года "О репрессированных лицах", в Азербайджанской Республике есть соответствующий закон от 1996 года, на территории Республики Беларусь действует постановление Верховного Совета Белорусской ССР, есть закон Грузии от 1997 года и так далее. Например, в статье 2 Закона Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" установлено, что действие этого закона распространяется на всех без исключения лиц, непосредственно подвергшихся политическим репрессиям на территории бывшего СССР и в настоящее время являющихся гражданами Казахстана, то есть мы даже до Казахстана в законодательном смысле не дотягиваем. В связи с этим предлагается внести соответствующее изменение в статью 2 - признавать политически репрессированными всех граждан России, которые подвергались политическим репрессиям на всей территории СССР, не только на территории современной России. Принятие этого закона позволит восстановить права граждан, пострадавших вследствие репрессий, и обеспечить равенство прав, которое гарантируется Конституцией. Прошу поддержать. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. С содокладом выступает Михаил Борисович Терентьев. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я всё-таки немножко подробнее остановлюсь на сути законопроекта. Данный законопроект был рассмотрен в комитете. Законопроектом предлагается нормы Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" распространить на правоотношения по реабилитации граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территориях бывших союзных республик с 25 октября 1917 года и не реабилитированных компетентными органами этих государств либо государственными органами бывшего СССР. При этом целью действующего закона является реабилитация всё-таки жертв политических репрессий, подвергшихся таковым на территории Российской Федерации, восстановление их в гражданских правах и обеспечение соответствующей компенсации материального ущерба именно на территории Российской Федерации с этой даты. Предложенный автором законопроект существенно расширяет концепцию действующего закона. Так, действующая редакция статьи 2, о которой говорил автор, оперирует датой 25 октября, что правомерно только в применении к РСФСР, так как эта дата рассматривается в качестве точки отсчёта советской власти на территории России, применительно же к другим бывшим союзным республикам за точку отсчёта корректно брать 30 декабря 1922 года - дату образования СССР, а по отношению к союзным республикам, вошедшим в состав СССР после этой даты, - дату их вхождения в состав СССР, в противном случае действующий закон возлагал бы на Россию ответственность за репрессии, совершённые досоветскими властями союзных республик. Кроме того, в представленном законопроекте отсутствует регламентация процедуры подтверждения того факта, что конкретный гражданин не реабилитирован соответствующими органами иностранных государств - бывших союзных республик. Действующим законом установлено, что при отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры составляют заключение об отказе в реабилитации, а в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют эти дела с заключениями в суд. Решения по данным делам принимаются судами по месту вынесения последнего судебного решения, однако, что касается предлагаемой законопроектом категории лиц, указанные суды находятся вне юрисдикции Российской Федерации. Исходя из этого неясен механизм реабилитации указанных категорий граждан. Автором законопроекта предлагается финансовое обеспечение отнести к расходным обязательствам Российской Федерации и обеспечить за счёт средств из федерального бюджета, однако статьёй 16 действующего закона установлено, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки данных лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Реализация предлагаемых изменений потребует, естественно, увеличения финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. По законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект. Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает законопроект. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует отклонить данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Михаилу Владимировичу. 24 января 2018 года исполняется 100 лет со дня самой страшной трагедии XX века - геноцида в отношении казаков. Предлагаемая норма закона будет распространяться, скажем так, на нашу часть или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дегтярёву включите микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Эта норма будет распространяться на все категории граждан, которые указаны в законе и которые были репрессированы на территории бывших союзных республик. Как мы с вами знаем, казаков репрессировали в том числе и на Украине, и на территории других государств - конечно, они подпадут под действие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Михаил Владимирович, мне с точки зрения территориальной идея кажется правильной, но я хотел уточнить: у нас что, до сих пор есть люди, сейчас живущие, которые попали под репрессии, скажем, в период Гражданской войны? Вообще, как говорят историки, в 1927 году большая часть репрессированных тогда была реабилитирована. С чем связан именно такой временной лаг? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаилу Владимировичу Дегтярёву включите микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Как я уже отметил в своём докладе, это связано с обращениями граждан, в том числе наследников нереабилитированных жертв политических репрессий, которым отказано на основании того, что они были репрессированы не на территории нашего государства. Да, такие есть, эта категория достаточно большая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос и к авторам, и к представителю комитета. Представитель комитета в своём докладе сказал, что одна из причин, почему комитет не поддержал, заключается в том, что с октября 17-го не все республики были в составе СССР, в состав СССР они вошли позднее. Вот у меня вопрос к обеим сторонам. Согласны авторы, например, поправку внести о том, что если республика вошла в состав СССР позже этой даты, то, соответственно, норма действует с момента вхождения? Ну и к представителю комитета вопрос: если такая поправка во втором чтении будет внесена, вы готовы поддержать концепцию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаилу Борисовичу Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. По данному законопроекту также имеются и другие замечания, в частности как можно понять, реабилитирован ли гражданин России, если он был репрессирован на основании судебных решений тех органов, которые находятся не в юрисдикции Российской Федерации. То есть, даже если, как вы сказали, изменить даты, останутся другие замечания, поэтому концептуально не может быть поддержан данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович, есть что добавить? Депутату Дегтярёву включите микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Безусловно, мы, как авторы, готовы ко второму чтению подготовить поправки, уточняющие сроки наступления событий, а именно политических репрессий, в связи с вхождением союзных республик в состав Советского государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, автор законопроекта, безусловно, затронул важную тему, связанную с реабилитацией жертв политических репрессий, но принять этот законопроект трудно в связи с тем, что, выдавая компенсации, признавая репрессии и реабилитируя людей, которые были подвергнуты репрессиям на теперь уже территориях иностранных государств, мы тем самым как бы признаём тот факт, что репрессии на территориях этих ныне независимых государств организовывались из Москвы и как бы не имели никакого контекста, связанного с тем, что они сами активно участвовали, расширяли масштаб этих репрессий, как мы знаем, и несут за них ответственность. Это ровно то, к чему призывают сегодня, переписывая историю, в некоторых независимых государствах, в странах СНГ и так далее, - возложить всю ответственность за всё плохое, что могло быть в советские времена, исключительно на Россию и на русских в конечном счёте, поскольку Россия отождествляется с русскими. Вот в этом политическая опасность принятия этого закона. Но я хотел бы обратить также внимание ещё на один момент. В состав Российской Федерации вернулся Крым, у нас есть теперь Республика Крым, и в Республике Крым есть жертвы политических репрессий государства Украина - граждане, которые после 1991 года, после обретения Украиной независимости (а ныне граждане Российской Федерации), были подвергнуты репрессии за то, что призывали, например, к возвращению Крыма России. Такие люди есть, и они не реабилитированы никем - ни нашим, ни тем более украинским судом - после всех событий 2014 года. Эту коллизию данный законопроект вообще не рассматривает, это не указано в концепции, а принятый закон к Крыму и ко всем процессам, связанным с возвращением Крыма, никакого отношения не имел. Я думаю, что надо продолжить работу над этой темой, а в нынешнем виде такой закон, к сожалению, мне кажется, скорее вред принесёт, чем пользу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павлова Ольга Ивановна, от фракции. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, депутаты! Безусловно, тема, поднятая авторами и обозначенная в данном законопроекте, - реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба - и сегодня очень актуальна и значима, и этого никто не отрицает. Однако предложенный законопроектом способ решения данной проблемы может привести к многочисленным злоупотреблениям, поскольку финансово-экономическая сторона данного вопроса, а также механизм реализации не дают нам однозначных ответов. Отсутствует и сама процедура подтверждения реабилитации граждан соответствующими органами бывших союзных республик СССР. Неясно, как, каким образом суды, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, будут принимать обязательные для России решения, требующие существенных затрат из федерального бюджета. Согласна с коллегами в том, что предлагаемая дата начала отсчёта обязательств перед жертвами репрессий 25 октября (7 ноября) 1917 года является исторически неточной по отношению к республикам, которые вошли в состав СССР лишь 30 декабря 1922 года. На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. От фракции, Валерий Карлович? От фракции выступление, поставьте, пожалуйста, соответствующее время. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Наша фракция поддерживает этот законопроект. Безусловно, есть, скажем так, вопросы, которые можно снять ко второму чтению, и авторы законопроекта это подтвердили. Вместе с тем я не согласен с позицией комитета и с позицией фракции большинства, которая была высказана, - что там не урегулированы какие-то механизмы. Авторы всего лишь распространяют действующий порядок на более широкий круг лиц, не более того. Если у вас есть претензии к действующему порядку, то его и меняйте, а это к теме данного законопроекта отношения не имеет. И если в связи с расширением круга лиц, которых мы должны будем реабилитировать, потребуется внести какие-то поправки... Константин Фёдорович абсолютно прав: да, действительно, и по Республике Крым это нужно делать. А зачем откладывать? Давайте это сделаем в рамках процедуры второго чтения, проблема-то ведь есть, вы же сейчас сами её подняли, и мы её действительно признаём. Давайте её решим - в рамках процедуры второго чтения, у нас это предусмотрено, можно это урегулировать. Кроме того, хотелось бы сказать... вот было высказано опасение, дескать, это может быть использовано для пропаганды. Ну, знаете, им этого не надо, чтобы использовать в пропаганде против России, они сейчас напридумывают достаточно своих причин, понимаете? Так вот про законопроект. О чём этот законопроект? Этот законопроект о том, что на территории Советского Союза были репрессии - это факт, его никто не оспаривает, - но получилось так, что репрессии производились на всей территории Советского Союза и есть семьи, которые были разделены, как например семьи немцев Поволжья: кого-то на Север отвозили, кого-то в Казахстан, кто-то был реабилитирован, а кто-то нет. И таких вопросов масса, не зря же коллега Дегтярёв поднял этот вопрос, значит, люди с этим обращаются! Кто-то уже не дожил, но родственники хотят реабилитировать своих близких, родителей, добиваются этого, только механизм, который прописан в действующем законе, на эту категорию лиц не распространяется, потому что они были репрессированы на территориях республик бывшего Советского Союза, - вот, собственно, и всё. Тут нет никакого признания, нет того, что мы признаём вину за эти репрессии, да мы уже, как государство, признали, что эти репрессии были. Мы просто сейчас дополняем этот перечень. Тех людей не так много осталось, мы просто расширяем перечень и закрываем эту позорную страницу нашей истории и в отношении этих людей тоже. Вот о чём идёт речь, коллеги! Я призываю вас поддержать этот законопроект. И у нас много... вот сейчас подряд идёт несколько законопроектов, которыми фактически устраняются пробелы в законодательстве, как-то в своё время появившиеся. И надо сказать спасибо авторам за то, что они эту тему поднимают, надо их поддержать, тем более что попутно при обсуждении вы сами говорили: а вот ещё одна проблема есть, которая не урегулирована в этом законопроекте, - и мы с вами согласны, давайте её во втором чтении урегулируем. Я предлагаю поддержать этот законопроект и вместе его доработать ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович, заключительное слово? Нет. Михаил Борисович? Депутату Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Ещё раз хочу Валерию Карловичу сказать, что, когда принимались решения о репрессировании того или иного человека, они принимались судами, которые находятся вне юрисдикции Российской Федерации. То есть непонятно, как мы можем реабилитировать, отменять решения, которые принимались вне юрисдикции Российской Федерации, - закон только об этом. И с этой точки зрения комитет, рассмотрев законопроект, не поддерживает его концептуально, с учётом мнения всех сторон, которые обсуждали этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 25 сек.) Проголосовало за 52 чел.11,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 52 чел. Не голосовало 398 чел.88,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.