Заседание № 203
10.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 131567-4 "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О недрах" (по вопросу о расширении границ участков недр).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5247 по 5469 из 6023
Пункт 18. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О недрах". Совет народных депутатов Кемеровской области доверил представлять законопроект депутату Госдумы Сергею Ивановичу Неверову. Включите микрофон депутату Неверову. НЕВЕРОВ С. И., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, данный законопроект разработан с целью расширения основных прав пользователей недр в освоении и разработке месторождений полезных ископаемых. Дело в том, что действующая форма предоставления права пользования недрами не даёт приоритетов компаниям, которые уже ведут добычу полезных ископаемых на этом месторождении и уже вложили средства в освоение участка месторождения, создали инженерную, социальную инфраструктуры. И подобные ситуации сегодня у нас не единичны, особенно в Кузбассе, и требуют решения в законодательном порядке на федеральном уровне. Законопроектом предлагается установить преимущественное право пользователей недр, обладающих действующей лицензией, при выполнении её условий расширить границы горного отвода за счёт участков недр, примыкающих к горным отводам, и, что очень важно, разрабатывать более глубокие горизонты на этом участке месторождения. Решение о расширении границ участка, определённых действующей лицензией, предлагается возложить на федеральные органы управления государственным фондом недр или его территориальный орган. Данные изменения не повлекут дополнительных затрат за счёт федерального бюджета. И не потребуется признания утратившими силу постановлений. Изменений и дополнений при принятии других актов федерального законодательства тоже не потребуется. Совет народных депутатов Кемеровской области просит вас поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Валерия Владимировича Прозоровского. С места. Включите микрофон. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "Единая Россия". Спасибо большое. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект действительно очень интересен. Совет народных депутатов Кемеровской области предлагает дополнить часть первую статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пунктом 8, который предусматривает для пользователей недр, разрабатывающих месторождение, получение права пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых на участках недр, примыкающих к горным отводам, и на более глубоких горизонтах месторождения. Однако вводимая законопроектом норма о возможности расширения границ предоставленного участка недр по площади и на глубину не соответствует содержанию статьи 22, куда вносится пункт 8, в которой приведён лишь перечень прав и обязанностей пользователей недр. Кроме того, законопроектом предлагается предоставление нового смежного участка недр для цели добычи полезных ископаемых без проведения конкурса или аукциона. При этом в законопроекте не указывается, на каком основании будет разведываться данный участок недр и за счёт каких средств. В любом случае предлагаемая норма противоречит пунктам 1, 4, 5 части первой статьи 10-1 Закона "О недрах". Таким образом, вводимая законопроектом норма является декларативной, потому что не содержит порядка предоставления права на пользование смежными участками недр и порядка их оформления. Комитет в соответствии с Регламентом Государственной Думы рекомендовал авторам изменить текст законопроекта до принятия в первом чтении с учётом поступивших замечаний и предложений. Должен сказать, что и Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве не поддерживает указанный законопроект. Совет народных депутатов Кемеровской области внесённый законопроект не стал отзывать. В связи с изложенным Комитет по природным ресурсам и природопользованию рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О недрах" в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть вопрос у Овсянникова, один вопрос. Пожалуйста, Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к обоим докладчикам. Во-первых, непонятно: здесь, в повестке дня, написано, в подтолковании к законопроекту о расширении границ участков недр. А содокладчик объясняет, что сопредельные территории участков и вот по глубине разведки, и по запасам полезных ископаемых... Как я понял из доклада Сергея Ивановича, речь идёт о собственнике, который уже создал определённую инфраструктуру, потому что непосредственно на участке инфраструктуру, обеспечивающую добычу, не создашь. А вот содокладчик пытается, видимо, используя какую-то другую терминологию, увести, в общем-то, от прямой сути вопроса. Вот дайте, пожалуйста, пояснение. Сергея Ивановича в принципе-то я понял, а вот содокладчик пытается как-то увести от объективности рассмотрения самого вопроса. Вот в чём проблема. Он нам объясняет совершенно другое, не то, что написано именно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Владимирович Прозоровский. С места. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Владимир Анатольевич, ну не надо везде искать двойное дно, думать, что кто-то куда-то в сторону уводит. Я ещё раз объясняю, что поправка необходима для недропользователей, но сделана она очень небрежно. И Совету народных депутатов Кемеровской области было предложено поправить всё в соответствии с законом. Эта поправка не вписывается в концепцию Закона "О недрах". Я ещё раз повторяю: статья 22 совершенно не касается вопроса предоставления права расширять участки по горизонтали и по глубине, хотя это, ещё раз я говорю, очень важно с учётом того, что сделано. Поэтому в данном виде комитет предлагает отклонить. Будем работать с депутатами кемеровского областного Совета, потому что это действительно нужно. Вы видите, мы живём пока по старому закону, Закону "О недрах", поэтому надо действовать поправками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Двое. Предлагаю не более пяти минут, не возражаете? Потому что у нас ещё четыре вопроса. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Моё выступление не столько возражение Валерию Владимировичу Прозоровскому, скорее, это попытка ещё раз повторить, наверное, аргументацию, которая излагается депутатами кемеровского областного Совета. Что касается возражения по части концептуальной несостоятельности данной поправки, мне кажется, что данный аргумент лишён оснований по той простой причине, что Закон "О недрах" как раз и определяет порядок пользования полезными ископаемыми. Далее. Речь идёт о том, что данная поправка не соответствует статье 22. Данной поправкой и не предполагается вносить изменения в статью 22. Речь идёт о создании новой статьи, о том, чтобы дополнить существующий закон абсолютно новой статьёй, которая ничуть не меняет концепции Закона "О недрах". Более того, в нынешнем Законе "О недрах" единственным распорядителем права на выдачу лицензии является минприроды. Сейчас кроме минприроды существуют ещё и региональные органы. По законопроекту данное право теперь получает не только министерство природы, но и региональный орган данной территории. Поэтому в данной ситуации речь идёт о децентрализации выдачи лицензий для недропользователей. Я так полагаю, что вполне можно доверить регионам это право, тем более что речь идёт об уже используемых участках недр, о чём только что говорил коллега Овсянников. Действительно, речь идёт о том, что, если, предположим, на данном участке необходимо сделать прирезку, для этого не обязательно снова ехать в Москву, снова давать крупные взятки чиновникам минприроды, чтобы получить новую лицензию, для этого достаточно решения регионального специального комитета, либо же - это не возбраняется - и минприроде тоже поучаствовать в определении прав данных недропользователей. Данная поправка расширяет полномочия территорий в части использования недр. Я предлагаю проголосовать за данную поправку и прошу всех депутатов это сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бадалов Рубен Михайлович, пожалуйста. БАДАЛОВ Р. М., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, даже выступление представителя комитета как раз подтверждает, что тема, поднятая в законопроекте, актуальна. Более того, вы видите, что инициировал этот законопроект один из ключевых добывающих регионов у нас сегодня, в частности угледобывающих, - Кузбасс. Тема животрепещущая. Вопрос заключается в том, что, помимо уже сказанных вещей, здесь может быть спрятана недобросовестная конкуренция некоторых компаний, которые будут претендовать на определённые участки горных отводов и, таким образом, участвуя в конкурсах и завышая какие-то тендерные условия и так далее, и так далее, не дадут возможности тем, кто эксплуатирует это месторождение, полноценно его отработать. Более того, они могут выиграть этот конкурс и, соответственно, заморозить действия тех организаций, которые сегодня нормально и полноценно эксплуатируют месторождения. Вот здесь выступали сейчас... Я помню ситуацию с шахтой Есаульская, когда у нас там была авария и когда других рабочих мест создать мы нигде не могли, только на соседнем прирезанном участке (Сергей Иванович Неверов это хорошо помнит и знает), только туда мы смогли перевести людей и в течение буквально месяца организовать там работу. Иначе люди, тысячи людей просто остались бы без работы в этой ситуации. И в обход сегодняшних схем в экстремальной ситуации мы вынуждены были принимать такое решение, хотя оно естественное, нормальное. И любой горняк понимает, что те пласты, которые находятся ниже отрабатываемых сегодня, никто другой действительно не придёт отрабатывать, но могут создать конкуренцию, могут создать серьёзные, жёсткие условия, для того чтобы отрабатывали эти месторождения. То же самое можно говорить об ограниченных полях, которые сегодня имеют сопредельные как бы предприятия. Ещё хотел обратить внимание на следующее. Нина Александровна Останина сказала, что здесь задействуются местные органы власти как субъект, оценивающий объективность и необходимость предоставления на более льготных и более упрощённых условиях эксплуатации вот этих новых, точнее, старых месторождений. Это очень правильно, потому что недобросовестный собственник, недобросовестный эксплуататор не получит такое право, тот человек или то предприятие, которое не участвует в развитии экономики региона, не получит такое право более льготного использования недр, наших с вами недр. И это очень, наверное, важно. Что касается того, что здесь было сказано представителем комитета. Концептуально комитет поддерживает, он это сказал, действительно так. Он говорит: да, надо, только не в ту статью. Господа, давайте примем в первом чтении и сделаем в ту статью, в какую надо, не нравятся запятые - давайте их перенесём, но смысл поддерживается, как я понял из выступления представителя комитета, всеми. Ну, запятые не там поставлены - поправим, мы поправим, внесём нужные поправки. Я это тоже готов сделать. Фракция "Родина" будет, безусловно, поддерживать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Нет. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 02 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2% Результат: не принято Не принято.