Заседание № 50

29.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1315-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также нетрудоспособных родителей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5940 по 6095 из 7201
Пункт 21. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации". Николай Петрович Тулаев, член Совета Федерации,   
просит рассмотреть данный законопроект без своего участия. Докладывает первый   
заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и   
процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, нашими коллегами из Калининградской областной Думы внесён   
законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".    
Указанным законопроектом предлагается внести изменения в статью 157             
Уголовного кодекса. Данные изменения направлены на ужесточение наказания за     
злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных   
родителей. Законопроектом предлагается установить такие виды наказания, как     
штраф в размере до 40 тысяч рублей и лишение свободы на срок до одного года.    
                                                                                
Необходимо отметить, что ответственность за злостное уклонение от уплаты        
средств на содержание детей, а также нетрудоспособных родителей имеет свою      
специфику, и прежде всего специфика состоит в том, что необходимы средства на   
содержание как детей, так и родителей. В связи с этим назначаемое наказание     
по данному законопроекту не должно освобождать виновного от обязанности или     
препятствовать ей. Наказание в виде штрафа, перечисляемого в доход              
государства, а также лишение свободы напрямую не будут способствовать           
повышению материального состояния осуждённого и, как следствие, лиц, которых    
он обязан содержать. Таким образом, принятие законопроекта в представленной     
редакции может воспрепятствовать реализации принципа восстановления             
справедливости и ухудшить положение детей и нетрудоспособных родителей.         
                                                                                
Законопроект был рассмотрен нашими коллегами из Комитета по вопросам семьи,     
женщин и детей. В данной редакции они рекомендуют отклонить указанный           
законопроект и предложить авторам его доработать до рассмотрения в первом       
чтении. Кроме этого, правительство также не рекомендует Государственной Думе    
принимать законопроект в первом чтении. На основании изложенного Комитет по     
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Коллеги, будем обсуждать? Да, вижу две руки: Иванов и Федоткин. А, три, ещё     
Останина. Три вопроса. Я пока спрашиваю, у кого вопросы. Вопросы только у       
Федоткина и Иванова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Федоткин.                                                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, Владимир Сергеевич! Сегодня жизнь тяжёлая,    
вы знаете, цены растут как на дрожжах, и для того чтобы ребёнок                 
просто-напросто выжил, ему необходимо как минимум среднее питание. Если нет     
денег у его матери, допустим, мать безработная или учительница, получает 2,5    
тысячи рублей, то не окажется ли так, что, пока мы с вами дорабатываем          
законопроект, этот ребёнок просто-напросто умрёт или не получит лекарства? Мы   
знаем, что среди тех, кто идёт в армию, половина дистрофики, простите, - так    
пишут, - а мы снова будем дорабатывать?                                         
                                                                                
Мы уже имеем с вами опыт с законопроектом о борьбе с коррупцией. Шесть лет      
дорабатывали - сколько из-за этого погибло людей? Не будет ли то же самое:      
пока будем дорабатывать этот законопроект, проблема разрастётся до              
катастрофических размеров? Может быть, его принять и потом дорабатывать,        
чтобы, если кого поймали, с того взыскали. А если кого не можем поймать,        
тогда давайте закон дорабатывать. Но надо, чтобы он действовал сегодня.         
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос.                           
                                                                                
На сегодняшний день ситуация складывается следующим образом. Если мы будем      
привлекать к уголовной ответственности граждан, которые обязаны содержать       
своих нетрудоспособных родителей и детей, безусловно, уровень их доходов        
значительно снизится. Вы же прекрасно знаете, какой уровень доходов у наших     
заключённых. При этом мы ещё устанавливаем штраф до 40 тысяч рублей в доход     
государства, а штрафы в доход государства выплачиваются в первую голову и       
только потом расходы на содержание детей и нетрудоспособных родителей...        
Проблема здесь есть. Ответственность надо каким-то образом установить и         
проработать. Я с вами согласен, проблема действительно есть, но решать её       
надо не в таком виде, как это изложено в данном законопроекте.                  
                                                                                
Правительство просило авторов законодательной инициативы доработать             
законопроект до первого чтения, то же самое рекомендовал им Комитет по делам    
семьи, женщин и детей. Авторы, к сожалению, не приняли во внимание наши         
пожелания, но мы вместо авторов не можем взять и поменять законопроект, это     
право каждого конкретного субъекта права законодательной инициативы. Поэтому    
мы вынуждены вам предложить отклонить законопроект, хотя проблема               
ответственности таких нерадивых родителей есть.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста, ваш вопрос.       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Владимир Сергеевич, я всё-таки логики понять не могу. Смотрите,    
есть какой-то человек, который либо не содержит детей, либо не содержит         
родителей. Находим мы этого человека, начинаем его штрафовать, а он говорит:    
ребята... Кстати, в замечаниях отмечается, что такие люди, как правило, не      
работают, ведут асоциальный образ жизни. В итоге мы его ни оштрафовать не       
можем, ни наказать - посадить... То есть где логика? Он ни детей не содержит,   
ни родителей и никакой ответственности не несёт в этом плане, а вы говорите,    
что мы ограничим... Пусть он тогда работает на стройках коммунизма, как         
раньше говорили, и государство на эти деньги будет его детей поддерживать или   
родителей.                                                                      
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Сергей Владимирович, действительно, есть такие факты, о которых   
вы говорите. Я, честно говоря, не знаю статистики, авторы законопроекта не      
привели такой статистики, сколько у нас безработных не содержат своих           
родителей и детей. Мы имеем печальный опыт советских времён, когда у нас за     
то, что человек не работал, была уголовная ответственность - до двух лет        
лишения свободы, за тунеядство. Данным законопроектом это напрямую не           
предлагается, но, если вы спрашиваете мою точку зрения как члена комитета и     
как юриста, я за такую вашу инициативу голосовать не буду. А на стройках        
коммунизма работать... Мы не должны людей отправлять на стройки коммунизма за   
то, что не созданы условия и во многих регионах у нас просто люди не            
обеспечены нормальной работой.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы заданы, ответы даны. Нина Александровна           
Останина желает выступить в прениях. Больше я не вижу желающих, подводим        
черту.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Нина Александровна Останина.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Я разделяю сожаление Владимира Сергеевича по поводу того, что    
авторы законопроекта не представили статистики. На самом деле я понимаю         
позицию авторов: проблема кажется настолько очевидной, что нет необходимости    
доказывать, что требуется усиление наказания за неуплату алиментов и за         
ненадлежащий уход за родителями. Но в любом случае хочу обратить ваше           
внимание на заключение Верховного Суда, того самого суда, который в конечном    
итоге сталкивается со всякого рода просителями, куда идут обращения, примерно   
как и к нам, депутатам. В любом случае существующая сегодня мера - это три      
месяца лишения свободы - является мягкой. И смысл этого законопроекта состоит   
не столько в том, чтобы наполнить какой-то там государственный фонд деньгами    
алиментщиков, а в том, чтобы усилить чувство вины у тех людей, кто перестал     
заботиться о своих детях или о своих родителях. И в этом смысле целесообразно   
было бы создание даже специального государственного фонда, который позволял     
бы вовремя выделять причитающиеся детям пособия, а не только говорить об        
ужесточении наказания за неуплату алиментов. Поэтому пусть первым шагом на      
пути к ужесточению мер в отношении данных людей послужит хотя бы этот           
законопроект. Его можно поправить во втором чтении, я предлагаю проголосовать   
за него.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна ваша позиция.                                     
                                                                                
Представители президента и правительства не настаивают на участии в             
обсуждении. Докладчик не настаивает на заключительном слове. Ставлю на          
голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный        
кодекс Российской Федерации".                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     77 чел.                                          
Не голосовало                 373 чел.82,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.