Заседание № 12
13.03.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 13135-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2731 по 3042 из 6091
Коллеги, хочу с вами посоветоваться. Для доклада по вопросу 15 повестки дня прибыл заместитель министра иностранных дел Григорий Борисович Карасин, поэтому предлагаю нарушить порядок работы и обсудить 15-й пункт повестки дня, а после этого вернуться к утверждённому порядку. Есть ли возражения против такого предложения? Нужно ли голосовать? Не надо. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров". Григорий Борисович Карасин, пожалуйста. КАРАСИН Г. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Целью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров, которое предлагается вашему вниманию, является создание международно-правовой основы для открытия и функционирования на началах взаимности информационных центров России и Украины. Сегодня повышение привлекательности России, её языка, образовательной системы, интеллектуального, в том числе культурного, продукта - это, видимо, главная задача нашей гуманитарной политики на пространстве Содружества Независимых Государств, в частности на Украине. Интерес к информации о России, к лучшим образцам нашей культуры, потребности в русскоязычном образовании достаточно высоки. Не случайно оппоненты интеграции в рамках Содружества рьяно выступают против сотрудничества с нами именно в гуманитарной сфере. Поэтому ратификация российско-украинского соглашения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров, а подписано оно было сравнительно давно - в феврале 1998 года, безусловно, придаст новое качество развитию гуманитарных связей между нашими странами. Созданные на сегодня представительства Россотрудничества в Киеве, Симферополе, Одессе и Российский центр науки и культуры в Киеве пока не имеют нормативно-правовой базы и юридического статуса, они ведут свою работу, по сути дела, в качестве гуманитарных подразделений нашего посольства и генконсульства, а это зачастую сужает радиус их действия. Ратификация соглашения, несомненно, будет способствовать вовлечению Украины в интеграционные процессы в рамках Содружества, поддержке и консолидации наших соотечественников, реализации образовательных и культурных программ и проектов. Соглашение, кроме всего прочего, даст возможность открыть новые центры в Харькове, Днепропетровске и Львове, обеспечить переоснащение материально-технической базы представительств Россотрудничества на Украине, приступить к строительству нового, современного Российского центра науки и культуры в Киеве. Верховной Радой Украины соглашение было ратифицировано в 99-м году. Тогда же в центре Москвы, на Арбате, был открыт культурный центр Украины. Российский центр науки и культуры функционирует в украинской столице с 2007 года. Реализация соглашения, хотел бы отметить, не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Борисович. Дмитрий Вадимович Саблин, пожалуйста. САБЛИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данное соглашение полностью отвечает интересам Российской Федерации, так как расширяет информационное и культурное присутствие России на территории Украины. Конечно, это будет способствовать укреплению добрососедских и дружеских отношений. Хотелось бы напомнить, почему мы ратифицируем данное соглашение: потому что оно предусматривает иной порядок деятельности, чем предусмотрено законом. Так, например, ввозимые материалы, оборудование, книги, различные товары, которые необходимы для работы центров, не будут облагаться таможенным сбором, поэтому и необходимо ратифицировать это соглашение. Ну и в заключение ещё я хотел бы подчеркнуть, что дополнительных средств из федерального бюджета для выполнения данного соглашения не требуется. Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками предлагает поддержать ратификацию данного соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Присаживайтесь, пожалуйста, Дмитрий Вадимович, вы с места ответите. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Вопрос заместителю министра. На протяжении всех этих лет фракция Компартии последовательно выступала за усиление интеграционных процессов. На этом фоне ситуация не может не вызывать недоумение: что же происходило у нас в России с 98-го года, то есть тринадцать лет, если даже украинская сторона, притом что там националистические силы были куда как сильны, ратификацию провела через год, а мы - через тринадцать лет? В чём причина, как вы можете это объяснить? КАРАСИН Г. Б. Валентин Степанович, спасибо за вопрос, он носит абсолютно законный и аргументированный характер. Соглашение было подписано ещё в бытность Евгения Максимовича Примакова министром иностранных дел, с тех пор действительно прошло практически четырнадцать лет. Всё это время у нас шли очень сложные межведомственные согласования, прежде всего с Министерством финансов Российской Федерации, которое задавало много вопросов, связанных с тем, на каких условиях, налоговых в том числе, будут работать наши информационно-культурные центры, каким образом будет осуществляться оплата в случае, если при этом будут использованы какие-то гостиничные помещения для соответствующих культурных групп, артистических коллективов и так далее. Как нередко у нас бывает, логистика оказалась не самым простым делом, и, когда мы сталкивались с довольно сложными вопросами, наши аргументы не всегда принимались. Затем последовала эпоха правительства Ющенко со всеми вытекающими отсюда последствиями, и всё это приобрело определённый политический флёр. Но сегодня наконец удалось утрясти все межведомственные вопросы, согласовать со всеми нашими ведомствами, включая наших финансистов, и поэтому мы считаем целесообразным ускорить ратификацию и приступить к реальной работе уже на вполне легальной основе, оформленной в международно-правовом плане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Григорий Борисович, вопрос к вам относительно взаимоотношений церквей - Русской православной церкви и так называемой Украинской автокефальной церкви. Мы знаем, что давно идёт противостояние этих двух религиозных организаций, происходила экспансия католицизма ещё при Патриархе Алексии II, чем русский патриархат был очень недоволен. Вот какова позиция Министерства иностранных дел на сегодняшний день? И не кажется ли вам, что в рамках ратификации этого соглашения можно было бы эти вопросы как-то также учесть? Целесообразно ли сегодня в принципе ратифицировать это соглашение, когда Украина производит, как они говорят, несанкционированную откачку газа, а попросту его подворовывают у нас? Спасибо. КАРАСИН Г. Б. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос. Мы, естественно, очень внимательно, скрупулёзно ежедневно следим за развитием межконфессиональных процессов на Украине, поддерживаем те силы, которые стремятся к улучшению наших межгосударственных отношений. У нас рабочие связи с Русской православной церковью давнишние: существует рабочая группа по взаимодействию МИДа с РПЦ, которая заседает практически ежеквартально, мы обсуждаем эти нелёгкие вопросы. Мне не хотелось бы вдаваться здесь в публичные размышления по этому поводу, но хочу вас заверить в том, что сегодняшняя ратификация соглашения будет способствовать тому, что люди более уверенно будут смотреть не только на культурные связи, но и на связи по религиозной линии, не будут потакать различного рода шантажистам, авантюристам, учитывая лучшие в этом смысле примеры, существующие на постсоветском пространстве. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович Симагин. СИМАГИН В. А., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Григорию Борисовичу. Григорий Борисович, то, что четырнадцать лет не было ратифицировано это соглашение, - это вообще форменное безобразие, и, наверное, во время своего недавнего визита в Киев Сергей Евгеньевич Нарышкин не очень уютно себя чувствовал. Вы у нас в комитете докладывали, что были вопросы у Министерства финансов по этому соглашению. Скажите, а существуют ли какие-либо механизмы привлечения лиц к ответственности за такие проволочки? Это первое. И второе. Вот кроме имиджевых таких проволочек в связи с тем, что у России, мол, не очень надёжный партнёр, есть ли какие-то финансовые потери, которые понесла наша страна? КАРАСИН Г. Б. Владимир Александрович, я сразу хочу сказать, что несмотря на то, что действительно слишком долго шёл процесс согласования внутриведомственных, межведомственных вопросов, связанных с ратификацией, тем не менее наши центры существуют и действуют на Украине и главной целью ратификации является закрепление правовой основы для их деятельности. На самом деле центры существуют, как я сказал, и в Крыму, и в Киеве. Мы намерены открыть новые центры в Днепропетровске, в Харькове, во Львове, распространить нашу культурную активность на всю территорию Украины, не только на центральную и южную её части, но для этого надо быть уверенным, что с правовой точки зрения эти центры будут неуязвимы. Для этого, собственно, мы и предлагаем ратифицировать это соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович Сапожников. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ. Я неудовлетворён, Григорий Борисович, вашим ответом по поводу этих четырнадцати лет, это просто не укладывается в голове. Вы говорите, что возражения Минфина не могли преодолеть, но ведь есть руководители, которые с нашей стороны подписывали соглашение, неужели нельзя было найти какие-то шаги? Ну это же стыдоба, вообще-то! Скажите, может, кто-то хоть понёс за это наказание, успокойте нас. КАРАСИН Г. Б. Николай Иванович, я полностью разделяю ваше недоумение, мягко говоря, по этому поводу и считаю, что действительно был непозволительно затянут процесс ратификации, однако мы живём в реальных условиях, и, видит бог, все силы для того, чтобы ратифицировать соглашение в кратчайшие сроки, были использованы. Но к сожалению, вот сегодня мы имеем такой результат, будем делать из этого выводы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо большое. У меня вопрос к Григорию Борисовичу. Уважаемый Григорий Борисович, наша фракция всегда поддерживает всё, что способствует укреплению связей между нашими братскими народами, это однозначно. Сегодня много спрашивали о том, почему мы так долго не ратифицировали. У меня тоже этот вопрос возник, но я вас хочу спросить о следующем: есть ли в рамках этого соглашения вопросы, касающиеся изучения русского языка как второго языка на Украине, а для некоторых, для большинства граждан, родного языка на Украине? Хоть и утверждают сейчас, что надо говорить "в Украине", по правилам русского языка надо говорить "на Украине". КАРАСИН Г. Б. Тамара Васильевна, мы именно так и говорим - "на Украине" - и будем так говорить, поскольку никто нас не может лишить права говорить так, как принято в русском языке. Но в том, что касается положений соглашения, хочу вас заверить, что наша культурная активность в близкой нам Украине сфокусирована именно на пропаганде и развитии там русского языка, на обеспечении прав живущих там русскоязычных людей, а их миллионы и миллионы. И естественно, для пропаганды нашей культуры, наших достижений создаются информационно-культурные центры, именно этим они и будут заниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Григорий Борисович, честно говоря, не раз МИД подвергался критике депутатов за отсутствие внятной политики в отношении государств, которые расположены на пространстве СНГ, и я считаю, что зачастую это была, вообще говоря, справедливая критика. Сегодня вы употребили очень важное слово, понятие, обозначающее целое направление, - интеграция. Вот Россия - Белоруссия - интеграция политическая: строим Союзное государство; Россия - Белоруссия - Казахстан - интеграция экономическая, Таможенный союз - это единое экономическое пространство. С Украиной, судя по этому договору, у нас культурная интеграция. Каковы следующие вехи, как будет развиваться наша интеграция? Мы же должны планировать, мы же должны видеть стратегию вот этой интеграции. Как МИД представляет себе дальнейшее сближение наших государств, вернее, не сближение, а именно интеграцию? Это очень важный вопрос, я думаю, что он касается не только российских граждан... (Микрофон отключён.) КАРАСИН Г. Б. Спасибо за вопрос. Ну, я не скрою, что все наши действия на постсоветском пространстве так или иначе посвящены именно развитию интеграционных процессов в самых разнообразных областях, это и гуманитарная интеграция, взаимодействие в экономике, культуре, в социальных вопросах. Но прошу учесть, что интеграция всегда должна носить добровольный и взаимоуважительный характер, мы принципиально против того, чтобы навязывать интеграцию. Мы хотим, чтобы динамично развивающаяся Россия привлекала к себе наших соседей, наших братьев, близкие нам народы, прежде всего Украину, и способствовала тому, чтобы эта интеграция шла органично, без каких-то, так сказать, актов принуждения, вовлечения, на что очень часто упирают некоторые наши западные партнёры, говоря о том, что Москва принуждает кого-то интегрироваться. Я могу с этой трибуны ответственно заявить: это не так. Я убеждён, что об этом в ходе "правительственного часа" будет говорить и Сергей Викторович Лавров, который завтра будет выступать здесь перед вами на пленарном заседании. Эта тема чрезвычайно важная, если не важнейшая в нашей внешней политике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Тогда запишемся. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Илья Юрьевич Дроздов, пожалуйста. ДРОЗДОВ И. Ю., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, наша фракция полностью поддерживает принятие данного закона. Действительно, было очень много вопросов, почему столько лет мы не могли ратифицировать соглашение, в то время как наши партнёры сделали это в течение года. Все ссылки на какие-то технические, правовые моменты, я считаю, не совсем состоятельны. Для нас Украина является, безусловно, стратегическим партнёром - и мы столько лет не могли элементарное соглашение ратифицировать! Мы много раз говорили о том, что со славянскими республиками это надо делать в первую очередь, заключать любые соглашения. И не надо выяснять: "на Украину", "в Украину", - хотят они, чтобы мы говорили "в", давайте говорить "в", и они нам тоже пойдут навстречу, там больше половины страны достаточно лояльно к нам относятся. Это родственная культура, давайте откроем эти центры в каждом областном центре Украины. Здесь написано: не потребует дополнительных расходов из бюджета - давайте выделим дополнительные расходы из бюджета. Есть в политике понятие "мягкая сила" (soft power). Давайте наконец проводить эту политику, внятную политику в отношении Украины. Как минимум в Центральной Украине, в Восточной Украине, в Крыму это будет принято людьми достаточно благожелательно. Мы же сами постоянно, просто в режиме личных контактов общаемся с родственниками и так далее. Для нас это не чужая страна, давайте наконец примем этот закон, и пусть он будет первым в целой серии законов, развивающих наши отношения. Ещё раз повторяю, наша фракция полностью его поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Григорий Борисович? Нет. Дмитрий Вадимович Саблин? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4880 по 4897 из 6091
Голосуется проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров". Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 18 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Закон принят.