Заседание № 54

28.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 131314-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (в части сохранения и обеспечения стабильности фондов целевых капиталов; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3107 по 3222 из 8023
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия          
отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и               
использования целевого капитала некоммерческих организаций". Докладывает        
Николай Григорьевич Цед.                                                        
                                                                                
ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляю на рассмотрение во      
втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные      
законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия          
отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и               
использования целевого капитала некоммерческих организаций". Он был принят в    
первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 3 и 6              
Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала   
некоммерческих организаций" и о приостановлении действия отдельных положений    
Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала   
некоммерческих организаций". Законопроект разработан в целях поддержки          
некоммерческих организаций, сохранения целевых капиталов в условиях             
санкционного давления.                                                          
                                                                                
Всего в комитет поступило пять поправок, они внесены депутатом Аксаковым        
Анатолием Геннадьевичем, практически все они носят юридико-технический          
характер.                                                                       
                                                                                
Две поправки содержательные. Поправка 2 вносит изменения в Федеральный закон    
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным       
путём, и финансированию терроризма" и исключает, выводит из-под обязательного   
контроля отдельные виды низкорисковых операций некоммерческих организаций:      
операции, связанные с уплатой некоммерческой организацией налогов и сборов,     
таможенных платежей, страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС и иных бюджетных       
платежей, оплатой услуг ЖКХ, оплатой комиссий и начислением процентов по        
счетам. Исключение обязательности информирования Росфинмониторинга об           
операциях НКО низкого уровня риска, учитывая их малозначительность для          
противолегализационного законодательства, снизит финансовую, операционную и     
регуляторную нагрузку на банки, а также снизит административную нагрузку на     
регулятора по проверке такой информации.                                        
                                                                                
Поправка 3. Помимо замечаний Правового управления Аппарата Государственной      
Думы юридико-технического характера в ней учтено в том числе предложение о      
временном характере действия нормы об использовании 1 процента чистых активов   
на административно-управленческие расходы специализированной НКО. В редакции    
первого чтения норма не носила временный характер и продолжала бы действие с    
1 января 2026 года.                                                             
                                                                                
Таблица поправок № 1 рекомендуется Комитетом Госдумы по финансовому рынку к     
принятию. Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендует Госдуме принять      
рассматриваемый законопроект во втором чтении.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   17 чел.3,8 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ЦЕД Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все   
необходимые экспертизы. Комитет просит Государственную Думу рассмотреть         
законопроект в третьем чтении сегодня. Прошу поддержать законопроект и          
поставить на голосование в третьем чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич.                             
                                                                                
Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть сегодня? Нет             
возражений.                                                                     
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   13 чел.2,9 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 53

22.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 131314-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (в части сохранения и обеспечения стабильности фондов целевых капиталов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1461 по 1763 из 4982
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 6    
Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала   
некоммерческих организаций" и о приостановлении действия отдельных положений    
Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала   
некоммерческих организаций". Докладывает официальный представитель              
правительства заместитель министра экономического развития Татьяна              
Александровна Илюшникова.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.   
                                                                                
Уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня предлагается рассмотреть                
законопроект, который включён правительством в план первоочередных действий     
по созданию условий работы в условиях внешнего санкционного давления.           
Законопроект направлен прежде всего на некоммерческие организации, на те        
некоммерческие организации, которые формируют или сформировали уже целевые      
капиталы. И конечно же, прежде всего в текущих условиях сокращения стоимости    
активов на фондовых рынках (целевые капиталы - это вложение в ценные бумаги)    
требуется корректировка норм временного характера.                              
                                                                                
Что мы предлагаем? По сути, предлагается внести изменения, которые позволят в   
текущих условиях снижения стоимости чистых активов фондов-эндаументов не        
расформировывать целевые капиталы, как того требуют действующие нормы закона.   
О чём именно идёт речь? Предлагается сохранять целевой капитал, если            
стоимость чистых активов в результате доверительного управления по итогам       
трёх лет снизилась более чем на 30 процентов либо если по итогам последнего     
года стоимость чистых активов снизилась более чем на 50 процентов. То есть      
предлагается нормы по расформированию целевого капитала пока не применять.      
                                                                                
Также предлагается не требовать от организаций - собственников эндаументов      
направлять не менее 25 процентов прибыли от управления целевым капиталом на     
уставные цели. Ну, прибыли просто может не быть в текущих условиях,             
соответственно, добросовестные собственники эндаументов просто физически,       
юридически не смогут выполнить это требование.                                  
                                                                                
Также предлагается увеличить предельный размер денежных средств, которые        
могут быть направлены на административно-управленческие расходы. У нас,         
напомню, есть не только целевые капиталы, которые при вузах и музеях            
действуют, но и целевые капиталы, управление которыми осуществляется            
отдельными юридическими лицами. И конечно, в таких условиях иных доходов,       
кроме самого источника целевого капитала, у них нет. Опять же предлагается      
эта норма, чтобы их не расформировывать и выплачивать зарплату персоналу.       
                                                                                
Эти нормы носят прежде всего антикризисный характер. С учётом цикла по          
контролю за стоимостью чистых активов в рамках действующего закона,             
трёхлетнего цикла, соответственно, предлагается сохранить временные нормы до    
января 2026 года.                                                               
                                                                                
И ещё важная норма, изменение: предлагается брать на                            
административно-управленческие расходы процент не только от суммы дохода от     
управления целевым капиталом, но и от чистых активов. Это опять же на           
временной основе - мы вчера это в комитете обсуждали. Ко второму чтению мы      
эту норму приведём в соответствие с временным характером, сейчас в              
законопроекте она прописана как постоянная.                                     
                                                                                
Законопроект согласован с Минфином России, Минюстом России, ИЗиСП, Банком       
России, Государственно-правовым управлением президента.                         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Александровна, присаживайтесь.           
                                                                                
С содокладом выступает Олег Дмитриевич Димов.                                   
                                                                                
ДИМОВ О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!               
Предлагаемые в представленном законопроекте изменения направлены на поддержку   
некоммерческих организаций, на сохранение целевых капиталов в условиях          
санкционного давления.                                                          
                                                                                
Законопроектом предлагается увеличить процент средств, направляемых             
специализированной некоммерческой организацией на                               
административно-управленческие расходы. Сейчас на такие расходы НКО может       
использовать не более 15 процентов суммы дохода от доверительного управления    
имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10 процентов суммы       
поступившего за отчётный год дохода от целевого капитала и не более             
5 процентов суммы пожертвований, поступивших на формирование или пополнение     
целевого капитала. Предлагается увеличить лимит расходов до 30, 25 и 10         
процентов соответственно. Кроме того, в дополнение к обозначенным источникам    
предлагается определить, что на указанные расходы может быть направлено не      
более 1 процента средней стоимости чистых активов, находящихся в                
доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного        
управления имуществом, составляющим целевой капитал за отчётный год.            
                                                                                
Также законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2026 года           
действие положения об обязательном использовании дохода от доверительного       
управления имуществом, составляющим целевой капитал, в размере не менее 25      
процентов такого дохода за три года и положения об обязательном                 
расформировании целевого капитала в случаях снижения стоимости чистых активов   
в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой         
капитал, более чем на 30 процентов по результатам трёх отчётных лет подряд и    
более чем на 50 процентов по результатам одного отчётного года.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку            
рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в         
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Хотел бы отметить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает концепцию     
данного законопроекта и будет голосовать за принятие федерального закона.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Дмитриевич.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, когда некоммерческая организация ставит       
своей целью передать деньги, которые у неё есть, на приумножение какой-либо     
структуре, не отходит ли некоммерческая организация от своих классических       
функций? Зачем это нужно? Это первый момент.                                    
                                                                                
И второй момент: есть ли гарантия, что, скажем, некоммерческие организации,     
которые используют государственные гранты, не смогут вот таким образом          
направлять их на приумножение в спекулятивные финансовые организации?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Александровна.                        
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Андрей Анатольевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что у нас   
закон о формировании и функционировании целевых капиталов (эндаументов)         
действует уже не первый год, если не изменяет память, он с 2007 года            
функционирует. Первые целевые капиталы были созданы в таких организациях, как   
МГИМО, ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж и так далее.                                 
                                                                                
В чём смысл формирования целевого капитала? Это когда некоммерческая            
организация не ходит каждый день с протянутой рукой за пожертвованиями, чтобы   
осуществлять финансирование своей уставной деятельности, а за счёт              
пожертвований может формировать некий условный пул финансовых средств,          
который дальше передаётся в доверительное профессиональное управление. Это      
требование закона. Профессиональными управляющими могут быть только             
поднадзорные ЦБ организации.                                                    
                                                                                
В какие ценные бумаги могут вкладываться такие активы? Только в утверждённый    
перечень ценных бумаг, он очень консервативен и аналогичен перечню              
негосударственных пенсионных фондов. Далее, законом жёстко регламентируется -   
эта норма действует много лет уже - порядок расходования дохода от управления   
целевым капиталом и тела самого капитала. Как может быть сформирован целевой    
капитал? Либо внутри некоммерческой организации, если, например, это вуз или    
государственный музей, либо отдельно специально создаётся некоммерческая        
организация, единственная функция которой заключается в формировании целевого   
капитала и управлении. То есть все эти нормы достаточно жёстко и подробно       
регламентированы в действующем законе.                                          
                                                                                
Почему возникла необходимость сейчас принять временные нормы? Потому что в      
определённых случаях, если целевой капитал не приносит дохода или если          
выявлены какие-то случаи вложения, как вы говорите, в спекулятивные активы в    
нарушение закона, целевой капитал должен быть расформирован. Поэтому            
добросовестным участникам (а за последние пять лет фактов каких-то серьёзных    
нарушений в сфере управления целевым капиталом, когда целевые капиталы          
(эндаументы) использовались бы для каких-то схем, ну просто нет) мы говорим,    
что, когда вложения в ценные бумаги согласно достаточно жёсткому списку не      
приносят доход в текущих условиях, с тем чтобы целевой капитал всё-таки был     
сохранён... И в зависимости от ситуации в следующем году или через год, мы      
надеемся, ситуация всё-таки выровняется, и это позволит нашим крупнейшим        
вузам, крупнейшим музеям, крупнейшим благотворительным фондам всё-таки          
сохранить целевой капитал как инструмент.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, вы сказали, что целью законопроекта является   
сохранение целевого капитала. В то же время стимулируется содержание            
административно-управленческого персонала, доля доходов от управления целевым   
капиталом на его содержание увеличивается. В то же время там появляются         
риски, в связи с тем что финансовый рынок очень нестабилен. Не кажется ли       
вам, что административно-управленческий персонал всё-таки, скажем так, проест   
эти целевые капиталы и в целом капиталы фонда? Вы такие расчёты проводили? И    
каковы, вообще, перспективы вот этих фондов?                                    
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос. Действительно, мы проводили расчёты:        
средняя доходность фондов-эндаументов, серьёзных, крупных фондов, за            
последнее время - порядка 10 процентов в год, потому что это очень              
консервативные вложения. И соответственно, если сейчас действующие нормы        
говорят о том, что на управленческие расходы мы можем брать деньги только за    
счёт дохода, то в ситуации, когда фондовый рынок падает и стоимость ценных      
бумаг и чистых активов сокращается, иного источника, кроме чистых активов,      
для обеспечения дальнейшего функционирования как юрлица фондов целевых          
капиталов для таких случаев, ну, просто юридически нет.                         
                                                                                
Мы вчера действительно обсуждали в комитете, что эта норма в текущей версии,    
к первому чтению, носит постоянный характер. С коллегами ровно те же риски      
обсуждали вчера в комитете у Анатолия Геннадьевича и договорились, что ко       
второму чтению мы эту норму поправим в части её временного характера, с тем     
чтобы не получилась ситуация, что через десять лет целевой капитал они просто   
проедят на свои управленческие расходы.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, вы вводите временный режим, предполагаете      
его ввести до 1 января 2026 года, то есть на три с половиной года. Стоит ли     
нам рассматривать это как прогноз Минэкономразвития, что специальная военная    
операция, ну, и в целом глобальный кризис продлятся три с половиной года? И     
может быть, всё-таки стоит в законопроекте ввести не формальную дату, а         
какие-то количественные объективные критерии: когда доходность                  
фондов-эндаументов вернётся на такой-то уровень, тогда закон прекращает         
действовать. Ведь весьма вероятно, что нам придётся собираться в 2024 году, в   
2025 году и продлевать действие этого закона ещё на какое-то время, а может     
быть, уже через полгода всё нормализуется. Или ваш прогноз основан на           
какой-то информации, которой у нас нет?                                         
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос. Данные поправки не базируются на прогнозе   
срока действия военной операции. Всё гораздо проще: в действующих нормах        
закона предусмотрено, что стоимость чистых активов и результативность           
доходности целевых капиталов измеряются либо по итогам года, либо по итогам     
трёх лет, и это зависит от управленческой политики фонда-эндаумента. Для того   
чтобы не создавать для них дополнительную нагрузку в связи с тем, что все       
эндаументы, которые действуют в логике трёхлетнего цикла, должны перейти на     
логику однолетнего цикла, рассчитывается так: текущий год, 2022-й, плюс три     
года для тех эндаументов, которые действуют в логике трёхлетнего цикла, -       
получается 2026 год. Эта дата продиктована ровно этим соображением.             
                                                                                
Что касается временных норм, ну, в течение сессии Госдума и правительство       
рассматривали много антикризисных норм, которые носят временный характер. В     
принципе мы ничего страшного в этом не видим, и, конечно же, в зависимости от   
развития ситуации мы ещё не раз соберёмся и будем обсуждать какие-то            
законотворческие новеллы.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, смысл законопроекта мне понятен и              
представляется, в общем, правильным, но я знаю, что подавляющее большинство     
региональных вузов испытывают колоссальные проблемы с формированием             
эндаументов. Мой вопрос: какое количество университетов - отдельно              
государственных и частных - сформировали эндаументы? И соответственно, какую    
долю в процентах от числа государственных и частных университетов они           
составляют?                                                                     
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Олег Николаевич, я, наверное, сейчас не готова назвать         
точные цифры, но, если необходимо, направим от министерства эту информацию      
непосредственно в комитет, во фракцию. Вузы, крупнейшие государственные вузы    
по крайней мере точно были первыми, кто начал формировать эндаументы в момент   
вступления закона в силу. Более того, они были активными участниками            
разработки и принятия базового законопроекта. Если как бы в общих чертах, то,   
ну, наверное, больше половины всех эндаументов создано в сфере образования и    
непосредственно в вузах. Как я уже говорила, одни из первых крупных             
эндаументов были созданы при МГИМО, при МГУ, при Санкт-Петербургском            
госуниверситете, при Высшей школе экономики. При всех крупных федеральных       
вузах точно есть эндаументы, по частным вузам сейчас просто не готова вам       
сказать - как я уже сказала, детальную информацию отправим дополнительно.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спасибо, Олег Дмитриевич, присаживайтесь.                                       
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Новичков Николай Владимирович, пожалуйста. С места.                             
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я буду краток.                      
                                                                                
Я, собственно, хотел поддержать разработчиков законопроекта, авторов, в том,    
что это важная норма, важный законопроект. Нам нужно поддержать гражданское     
общество и наши некоммерческие организации в том числе, которые занимаются      
социальным служением, это, что называется, наша обязанность. Поэтому призываю   
всех присутствующих поддержать данный законопроект.                             
                                                                                
У меня всё. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Владимирович.                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    7 чел.1,6 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.