Заседание № 86
О проекте федерального закона № 130955-8 "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению". Пожалуйста, Николай Григорьевич Цед. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Комитет просит поддержать его в третьем чтении. Прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 08 мин. 46 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 130955-8 "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
29-й вопрос, проект федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению". Докладывает Николай Григорьевич Цед. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению". К данному законопроекту поступило 23 поправки, все они приняты комитетом и рекомендованы к принятию. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 36 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 59 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ЦЕД Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просьба рассмотреть данный законопроект 15 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 130955-8 "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункты 47 и 48 с одним докладом рассматриваются. 47-й - проект федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению", 48-й - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Оба законопроекта связаны с созданием на базе Агентства по страхованию вкладов системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов. Для этого создаётся фонд гарантирования пенсионных резервов, из которого в случае банкротства либо отзыва лицензии у негосударственного пенсионного фонда будут осуществляться выплаты. Администрирование работы фонда будет осуществлять Агентство по страхованию вкладов. Пополняться фонд будет за счёт гарантийных платежей негосударственных пенсионных фондов, а также штрафов, пеней, которые НПФ будут выплачивать, если нарушают законодательство и нормативные документы; также фонд будет пополняться за счёт реализации имущества НПФ, у которых отозвали лицензии или которые обанкротились, и АСВ будет его реализацией заниматься; также бюджет может пополнять соответствующий гарантийный фонд; ну и источник - доходы от инвестирования средств, которые накапливаются и которыми управляют негосударственные пенсионные фонды. Страховая сумма определена в размере 1,4 миллиона рублей, так же как для вкладчиков, и это защищает 96 процентов средств граждан - участников негосударственных пенсионных фондов. Надо отметить, что средний размер средств, которые находятся в негосударственных пенсионных фондах, - 220,7 тысячи рублей. В настоящий момент у нас работает 41 негосударственный пенсионный фонд, в целом они управляют резервами в размере примерно, ну, чуть больше 1,5 триллиона рублей. Участниками фондов являются 6,2 миллиона человек, и они сформировали... и уже получают средства, выплаты из негосударственных пенсионных фондов примерно 1,5 миллиона человек. В случае поддержки законопроектов сегодня, ну и в последующем, уже в осеннюю сессию предполагается вступление в силу законов с 1 января следующего года. Прошу поддержать законопроектов в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Партия "НОВЫЕ ЛЮДИ" поддерживает данный законопроект. Однако возникает вопрос: почему за всё время существования негосударственных пенсионных фондов страховая гарантия вводится только сейчас? Безусловно, получить 1,4 миллиона - это гораздо лучше, чем остаться совсем без средств. В то же время даже один прецедент банкротства фонда может подорвать доверие к системе негосударственного пенсионного страхования. Проводится ли оценка портфелей фондов, будут ли они санироваться? И есть ли риски, что в обозримой перспективе могут быть банкротства таких фондов? АКСАКОВ А. Г. Надо отметить, что у нас на рынке работало более ста негосударственных пенсионных фондов, примерно с 2014 года началось наведение порядка на этом рынке. Больше половины НПФ ушли с рынка в результате отзыва лицензии, банкротства, соответственно выплаты осуществлялись из резервов и за счёт бюджетных средств (я об этом докладывал на предыдущих заседаниях, когда рассматривались вопросы, связанные с НПФ). Сейчас ситуация на рынке более благоприятная и риски, ну, по крайней мере по оценкам Центрального банка, минимальные. В прошлом году на рынке действовало 43 фонда, сейчас два фонда ушли с рынка, но они ушли в форме присоединения к другим негосударственным пенсионным фондам, то есть участники этих фондов не пострадали. Конечно, риск всегда существует, многое зависит от того, как будут работать фонды, но всё же ситуация сейчас намного более благоприятная. Видимо, в том числе поэтому согласующие организации - Центральный банк, правительство - сейчас пошли на то, чтобы согласовать эту инициативу депутатов (инициативы были и раньше), они видят, что рисков не так много, но при этом гарантируются выплаты практически 100 процентам участников негосударственных пенсионных фондов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, сколько бюджет потерял за все предыдущие годы при отсутствии страхового механизма в период функционирования негосударственных пенсионных фондов? Это первое. И второе: насколько предположительно снизится доходность негосударственных фондов в связи с необходимостью отчислять вот эти дополнительные суммы в фонд страхования? АКСАКОВ А. Г. Ну, о бюджетных деньгах на пополнение системы гарантирования пенсионных резервов пока не идёт речь, пока мы говорим только об отчислениях, которые будут осуществляться по специальной формуле (она в законе прописана) негосударственными пенсионными фондами в систему гарантирования. Что касается потерь, это миллиарды рублей. Миллиарды рублей, причём даже не единицы миллиардов, а как минимум десятки миллиардов рублей бюджету пришлось выплачивать тем лицам, которые хранили свои сбережения - а это реально сбережения, инвестиции - в негосударственных пенсионных фондах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, насколько я понимаю, суммарный размер негосударственной пенсии, средства для выплаты которой должны быть переданы в другой фонд-участник, ограничен двукратным размером социальной пенсии по старости. Между тем вот этот фонд гарантирования формируется же взносами участников, вот этих самых фондов, других фондов. Вопрос: почему мы ограничили именно этой суммой, почему гарантии выбраны именно такие? АКСАКОВ А. Г. Нет, на самом деле речь идёт... Если, например, вы решили, что ваши средства, которые хранились на счетах в негосударственном пенсионном фонде, у которого отозвана лицензия, должны храниться в другом фонде, то такой перевод осуществляется в полном объёме, и все средства, которые у вас были на счёте, либо переводятся в другой пенсионный фонд, где ими управлять будет уже другая организация, либо вы можете получить выплату, вам перечислят эти деньги на ваш банковский счёт в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Из 42 миллионов пенсионеров только 1,5 миллиона, судя по вашей пояснительной записке, доверили свои вклады негосударственным пенсионным фондам. Но вы привели ещё и такую статистику, что из 100 негосударственных пенсионных фондов осталось только 42 фонда. Мои коллеги задали вопрос: сколько средств было возмещено из бюджета? А какое число граждан пострадали от того, что они до 2014 года доверили свои вклады негосударственным пенсионным фондам, которые перестали существовать? И какая необходимость сейчас в создании этих пенсионных фондов и их существовании? Ведь мы сливаем два фонда: фонд государственный пенсионный... Анатолий Геннадьевич, мы в чьих интересах это делаем - пенсионеров или тех учредителей НПФ, которые будут кормиться за счёт бюджета? АКСАКОВ А. Г. Значит, мы ничего не создаём, что касается новых фондов и законодательства для новых фондов. Законодательство было принято, по-моему, в 2005 году, в нулевых годах, когда было принято решение о создании негосударственных пенсионных фондов. 6,2 миллиона участников, физических лиц, сделали такой выбор - направить свои средства в негосударственные пенсионные фонды, - 1,5 миллиона из них уже получают, они уже вступили в ту стадию, в тот возраст, когда могут получать эти деньги. Вот об этом речь. А новые фонды - в данном случае они могут создаваться по старому закону, то есть речь о создании фондов или чего-то нового не идёт, речь идёт о тех фондах, которые уже функционируют, но мы создаём систему страхования, аналогичную существующей банковской системе. Теперь эти средства будут защищены. Как я уже сказал, на 96 процентов они гарантированно будут защищены, 1,4 миллиона рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По-моему, в 2002 году была пенсионная реформа. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста... Ведь в вашем законопроекте речь идёт о негосударственном дополнительном пенсионном обеспечении, так? Но НПФ ведь занимаются и обязательным элементом накопительным, и дополнительным. Это одни и те же НПФ. Так? Так. Тогда скажите мне, пожалуйста, какие данные по обязательному накопительному элементу? Значит, активы накоплены - 2,9 триллиона, то есть накопления - 2,9 триллиона рублей по обязательному элементу. Подтвердите, да или нет? Сколько участников НПФ по обязательному накопительному элементу и сколько человек получают ежемесячную пенсию, а сколько получили единовременную выплату? АКСАКОВ А. Г. Оксана Генриховна, я прошу извинить меня, специально такую статистику не готовил. Извините. Я готов сейчас запросить, всё подготовить и вам предоставить, но, к сожалению, не могу ответить на ваши конкретные и правильные вопросы. Ну, честное слово, бывает... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бахарев Константин Михайлович, пожалуйста. БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает концепцию законопроекта, направленного на защиту прав граждан - клиентов негосударственных пенсионных фондов. Следующие цифры наглядно иллюстрируют его актуальность. По состоянию на начало текущего года более 6 миллионов россиян доверили НПФ свои пенсионные сбережения в рамках программ негосударственного пенсионного обеспечения. За прошлый год число получателей негосударственных пенсий в нашей стране превысило 1,5 миллиона человек, размер выплат составил 76 миллиардов рублей. С учётом демографических тенденций для государства всё более насущным становится вопрос стимулирования активного участия граждан и работодателей в добровольных пенсионных программах, которые предоставляют возможность самостоятельно сберегать средства на будущую пенсию. В то же время для повышения привлекательности этих программ важно обеспечить высокий уровень защиты прав граждан, которые становятся клиентами негосударственных пенсионных фондов, и их пенсионных накоплений. Именно на решение этой задачи и нацелен рассматриваемый законопроект. Что ещё важно? Важно то, что он будет принят как самостоятельный федеральный закон прямого действия, который предусматривает новое регулирование. Как один из его авторов, могу сказать, что при создании на базе Агентства по страхованию вкладов системы гарантирования прав участников НПФ - физических лиц мы не стали изобретать велосипед, а предложили строить её на основе принципов уже действующих систем страхования банковских вкладов, а также гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Анатолий Геннадьевич подробно объяснил, кто будет участником этой системы, в каких случаях предлагается выплачивать гарантийное возмещение, в каком размере. Я не вижу смысла повторять. Единственное, на что хотел бы ещё раз обратить внимание, тем более Нина Александровна Останина этот вопрос задавала, - это на то, в чьих интересах принимается законопроект: вот в интересах этих 6 миллионов граждан, которые сегодня являются участниками этих программ. И главное для нас, как для авторов законопроекта, - то, что установленный размер возмещения обеспечит гарантиями абсолютное большинство сбережений сегодняшних участников программ негосударственного пенсионного обеспечения. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Предлагаем коллегам из других фракций к нам присоединиться и поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, уважаемый Александр Дмитриевич! Я не случайно задала свой вопрос. Негосударственные пенсионные фонды в принципе призваны работать на добровольное, дополнительное, негосударственное пенсионное обеспечение, но фактически основная часть, львиная часть их доходов, их накоплений, их активов... Львиная часть их участников - это те граждане, которые имеют обязательные накопительные элементы, которые выбрали негосударственные пенсионные фонды по обязательному элементу. По обязательному накопительному элементу - 2,9 триллиона рублей, то есть практически 3 триллиона, а по добровольному - 1,5 триллиона, то есть в 2 раза больше денег у тех же НПФ именно по обязательному накопительному элементу. Именно эти деньги страхуют негосударственные пенсионные фонды, ведь 3 триллиона - это просто такой вот им подарок, по 3 триллионам они потом пенсии практически не выплачивают! Ничтожное количество пенсий выплачивается ежемесячно по обязательному накопительному элементу. Каждый год прирост - около 10 тысяч, и, по-моему, в целом всего 100 тысяч получают ежемесячные пенсии, остальные - просто единовременную выплату. Вопрос вот так сейчас поставлен, но, по-моему, в отсутствие решения о том, что будет с обязательным накопительным элементом, этот вопрос не имеет никакого реального значения. Если сохраняется подарок негосударственным пенсионным фондам в виде 3 триллионов рублей и о них все забывают, этим фондам вообще никакого страхования не нужно, потому что у них 3 триллиона, по которым они ничего никому фактически не должны и не выплачивают. А если всё-таки будет принято решение о том, что людям нужно вернуть деньги, которые они вкладывали в обязательный накопительный элемент, перестраховать их, вернуть их в Пенсионный фонд (сейчас обсуждаются решения о том, что сделать с обязательным накопительным элементом), то тогда никакой страховой фонд не поможет, тут нужно отдельное решение. Если те 3 триллиона вытащат из негосударственных пенсионных фондов, отдадут либо обратно гражданам, либо в Пенсионный фонд, то нужно будет совершенно, принципиально иное решение. Вот какой вопрос по негосударственным пенсионным фондам нужно ставить вначале, а потом, конечно, нужно думать о том, как они дальше будут развиваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект призван защитить средства наших граждан, направляемые в негосударственные пенсионные фонды. Каким образом будет реформирована эта система (вопрос о реформировании действительно ставится), пока непонятно. Надеюсь, что в этом году правительство и Центральный банк согласуют вариант, который простимулирует граждан направлять средства в НПФ, для того чтобы это был источник для длинного инвестирования в экономику. В принципе такая практика действует во многих странах мира. Сейчас, когда порядок на рынке наведён, когда есть возможность для того, чтобы эти средства направлять на перспективные проекты, я считаю, как раз создание системы гарантирования позволит нашим гражданам смелее использовать эти фонды. С одной стороны, граждане смогут накопить деньги для своей, ну, относительно безбедной старости, а с другой стороны, благодаря этим средствам наша экономика получит длинные ресурсы для инвестирования в разные проекты. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению", пункт 47. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 43 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 48. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 13 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.