Заседание № 201

21.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5374 по 5438 из 9431
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота     
земель сельскохозяйственного назначения". Докладывает Мартин Люцианович         
Шаккум.                                                                         
                                                                                
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и     
земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом      
чтении 29 января 2010 года. На законопроект поступила восемьдесят одна          
поправка, из которых комитет рекомендует двадцать восемь к принятию и           
пятьдесят три - к отклонению. Законопроект доработан с учётом поступивших       
поправок.                                                                       
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, мы рекомендуем его к принятию в этой редакции во       
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, двадцать восемь поправок, которые комитет        
рекомендует к принятию. Есть замечания? Нет.                                    
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте!                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Таблица 2 - пятьдесят три поправки, отклонённые комитетом. Есть замечания?      
Нет.                                                                            
                                                                                
Голосуйте, коллеги!                                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении.                   
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне, пожалуйста.                           
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, я прошу этот законопроект завтра,       
23-го числа, включить в повестку для принятия в третьем чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сегодня мы в третьем чтении не ставим его.                
                                                                                
ШАККУМ М. Л. А, 22-го числа, прошу прощения.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Не надо присаживаться,           
извините.                                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6131 по 6141 из 9431
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы сегодня           
рассмотрели пункт 31 повестки дня, это законопроект № 130822-5. Законопроект    
прошёл в полном объёме правовую, лингвистическую экспертизы. Замечаний          
Правового управления нет. Я прошу вынести данный законопроект на "час           
голосования" в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, комитет предлагает рассмотреть этот              
законопроект сегодня и в третьем чтении. Будут ли замечания? Желающих           
выступить по мотивам также нет. Законопроект выносится на "час голосования" в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8337 по 8354 из 9431
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против           37 чел.8,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8381 по 8399 из 9431
Дополнительно Шаккум внёс предложение, что 31-й вопрос мы должны                
проголосовать и в третьем чтении. Поэтому законопроект из пункта 31 ставится    
также на голосование в третьем чтении. Я на всякий случай прочитаю его          
название: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской     
Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного        
назначения". Третье чтение. Голосуйте, коллеги!                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против           80 чел.17,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято.                                                             
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 198

07.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 966 по 971 из 6478
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и     
земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, я прошу перенести рассмотрение вопросов 6 и 7        
соответственно на 21 и на 8 декабря, так как они нуждаются в доработке.         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1103 по 1107 из 6478
Депутат Шаккум просит снять с рассмотрения пункты 6 и 7 и соответственно внёс   
предложение, на какие дни перенести эти пункты. Есть замечания, коллеги?        
Никто не возражает? Надо ставить на голосование? Нет. Снимаем с рассмотрения,   
переносим.                                                                      
                                                                                

Заседание № 139

29.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4111 по 4634 из 6047
Уважаемые депутаты, у нас на 16.00, на фиксированное время, запланировано       
обсуждение пункта 19, поэтому я приглашаю на трибуну Геннадия Васильевича       
Кулика для доклада по проекту федерального закона "О внесении изменений в       
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования   
оборота земель сельскохозяйственного назначения".                               
                                                                                
КУЛИК Г. В. Сначала о ситуации, в которой мы собрались рассматривать этот       
вопрос.                                                                         
                                                                                
Олег Викторович, наше заседание почти совпало с тем трагическим днём 27         
декабря 1991 года, когда Ельцин подписал указ "О неотложных мерах по            
осуществлению земельной реформы в РСФСР", а 29-го числа, то есть практически    
сегодня, только восемнадцать лет назад, правительство приняло постановление     
"О порядке реорганизации колхозов и совхозов". Напомню, полгода было дано на    
то, чтобы сломать тот аграрный строй, который существовал в России семьдесят    
с лишним лет. И этим указом было предусмотрено, что 10 процентов земли,         
которая была закреплена за колхозами и совхозами, изымается в резерв района,    
а остальная земля делится на паи среди членов колхозов и работников совхозов.   
На эту дату в России было 400 миллионов гектаров, точнее, 402 миллиона          
гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Из этих 400 гектаров          
подлежали распределению на паи только сельскохозяйственные угодья, которых      
было 196 миллионов гектаров. Вот так была объявлена и реализована в течение     
буквально шести месяцев так называемая земельная реформа, которая отбросила     
Россию на двадцать лет назад по производству и которая до сих пор не            
закончена, - в результате так и не оформлен хозяин этих земель. По указу        
двенадцать миллионов восемьсот тысяч работников колхозов и совхозов получили    
удостоверения на пай. Всего на паи было разделено 115 миллионов гектаров        
сельскохозяйственных угодий, около 80 миллионов гектаров осталось за опытными   
станциями, племенными хозяйствами, семеноводческими станциями и некоторыми      
государственными предприятиями, которые не подпали под указ президента          
Ельцина. Вот таким образом был реализован этот указ.                            
                                                                                
Что сегодня мы имеем в сухом остатке? По состоянию на 1 января 2009 года в      
собственности граждан и юридических лиц в России находится 133 миллиона         
гектаров земли - 7,8 процента земельного фонда страны. Из них в собственности   
граждан насчитывается 124 миллиона...                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Да, по России. В том числе 7 миллионов гектаров в виде земельных    
долей.                                                                          
                                                                                
Но самое страшное, самое неприятное, что нас сегодня беспокоит и беспокоит      
крестьянство, производителей сельхозпродукции по всей России, это то, что, по   
существу, вся эта земля до сих пор не оформлена и на учёт не поставлена. По     
данным, которыми мы располагаем, на кадастровый учёт поставлено из 115          
миллионов гектаров всего 18 миллионов гектаров, остальными землями на птичьих   
правах, если честно говорить, распоряжаются сельхозтоваропроизводители.         
Некоторые сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества приняли        
решение на общих собраниях и взяли эти земли как бы в аренду у тех, кто имеет   
паи, платят им несчастные гроши, и то в виде зерна и других продуктов (это      
примерно 56 миллионов гектаров). Эти договора нигде не зарегистрированы и       
имеют такой, я бы сказал, чисто благотворительный характер, что даёт хоть       
что-то этим пожилым людям за то, что используют их земельный пай. Остальные     
не оформлены даже в таком виде. Это создаёт чрезвычайно сложную ситуацию,       
потому что сельскохозяйственные организации сегодня не могут использовать       
землю в качестве актива для залога, когда они оформляют кредиты.                
                                                                                
Чтобы вы поняли, как сложилась ситуация, скажу вам, что в соответствии с        
законом "О развитии сельского хозяйства" довольно бурно, я бы употребил такое   
слово, активно, быстро растут объёмы льготного кредитования сельского           
хозяйства, что сегодня, по существу, является единственным источником,          
который как-то поддерживает модернизацию и перестройку сельского хозяйства.     
Если в начале реализации этой программы приоритетного развития сельского        
хозяйства в 2004 году Россельхозбанком - а он обеспечивает почти 70 процентов   
общего объёма кредитов, которые получает российская деревня, - было выдано      
кредитов на 27 миллиардов рублей, то в прошлом году было выдано кредитов на     
340 миллиардов рублей, а общая сумма кредитов, выданных банком, составляет      
851 миллиард рублей. На следующий год (вчера договорились в комитете) будет     
выдано кредитов на 445 миллиардов рублей (это сумма минимальная), а общая       
сумма кредитов в этом банке будет больше 1 триллиона рублей. При этом скажу,    
что это далеко не та оптимальная сумма, которую ждёт село. Для того чтобы нам   
мало-мальски увязать все узлы по развитию инвестиционных кредитов на            
перспективу и на текущий день, нам надо 2,5 триллиона кредитных ресурсов.       
                                                                                
Но самая главная беда состоит в том, что эти кредиты могут получить сегодня и   
получают не более 35 процентов хозяйств, остальные не могут ничего предложить   
в залог, чтобы оформить кредит. Всякие комбинации делаем мы, чтобы как-то их    
поддержать, но ещё раз повторяю: они не являются прямыми, что ли,               
кредитополучателями, положение в этих хозяйствах, конечно, не просто            
непростое, а действительно катастрофическое. При этом земля, которую можно      
было бы предложить в залог, чтобы получить кредит и нормально развивать         
хозяйство, ещё раз повторяю, до сих пор не поставлена на учёт.                  
                                                                                
В чём причина самая главная? Самая главная причина такой ситуации состоит в     
том, что государство, провозгласив и приняв вот эти указ и постановление, по    
существу, отвернулось от этой проблемы. Никакой помощи со стороны государства   
по организации работы, по исполнению порядка национализации... прошу            
прощения, порядка денационализации земли нет, не принято. В то же время         
позднее, почти на десять лет позднее, начала работать в этом же направлении     
ГДР, которая объединилась с ФРГ в одно государство, и они закончили подобный    
процесс, поскольку по закону на государственные органы были возложены задачи    
по проведению в жизнь всей этой реформы: постановка на учёт, разделение         
границ, выдача документов и так далее, и так далее. Вот что можно сказать по    
существу той ситуации, которая сегодня сложилась с земельными делами у нас в    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, но это только одна часть проблемы. Теперь о второй части.    
Я вам сказал, что за колхозами и совхозами было закреплено 400 миллионов        
гектаров, разделили по паям 115. Сельхозугодий было 200 миллионов, а 200 -      
так называемые другие земли, занятые оврагами, болотами, дорогами,              
постройками, лесополосами и так далее, и так далее. Эти земли вообще брошены,   
они сегодня ничьи, кто и как ими распоряжается, можно узнать из фельетонов      
газетных, статей и так далее, и так далее. Значит, это вообще недопустимое      
дело! Мы говорим о том, чтобы сделать рубль резервной валютой, экономику -      
рыночной, а в то же время этот ресурс земельный совершенно не участвует в       
экономическом обороте, никак не оценён. Ну, я не знаю ни одной рыночной         
страны, которая таким вот образом относилась бы к самому главному богатству     
своему - земле. При этом выясняется, что сегодня, по разным оценкам (немножко   
разные данные, но они крутятся вокруг одной цифры), 24 процента земель,         
земельных паёв никем не востребованы. Эти люди или умерли, или по каким-то      
причинам просто потеряли документы, или ещё что-то, но они нигде не заявили,    
не проявили себя. Это 24 миллиона гектаров земли! Что с ней сегодня             
происходит? С ней происходит следующее: где-то её взяли просто самозахватом     
сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества и какую-то часть         
обрабатывают. Какую часть из этих земель и сколько? Никто на этот вопрос        
ответить не может. Я единственное могу вам сказать, и это факт, который         
сегодня и перепись подтвердила, и официальные данные ЦСУ: по сравнению с 1990   
годом площадь пашни - подчёркиваю: площадь пашни - уменьшилась в России на 11   
миллионов гектаров, вот данные на 1 января 2009 года.                           
                                                                                
Напомню, когда мы поднимали целину, а это надо было сделать (может быть, не в   
таком виде, не по такому плану, кое-где были допущены определённые              
агротехнические, так будем говорить, огрехи, но по существу это была            
правильная норма), мы ввели в эксплуатацию 19 миллионов гектаров, это           
территорию России я называю, и половины из этого сегодня уже нет. Что           
касается сенокосов и пастбищ, то совершенно сегодня нет данных о том, какая     
часть этих угодий используется, а что заросло лесом. Вот ситуация.              
                                                                                
Что мы предлагаем в законопроекте? Во-первых, он впервые готовился так, что     
перед этим было проведено много "круглых столов", разные фракции проводили      
встречи по поводу того, какие изменения надо внести в законодательство, Совет   
Федерации анализировал, мы дважды проект направляли в регионы - дважды! - и     
получили 90 процентов положительных заключений и очень много замечаний,         
которые при доработке были учтены. Тот вариант, который вы сегодня              
рассматриваете, готовился с участием различных ведомств, которые влияют в той   
или иной степени на формирование, учёт и постановку на учёт земель,             
Министерства сельского хозяйства. Считаю, нельзя сказать, что документ на сто   
процентов учитывает только интересы сельхозтоваропроизводителей, а всё          
остальное как бы остаётся за бортом. Нет, вам представлен взвешенный            
документ, которым пытаются в той обстановке, которая сложилась, найти решение   
вопроса.                                                                        
                                                                                
Что мы предлагаем? Мы предлагаем возложить ответственность за завершение        
земельной реформы на муниципалитеты и дать им соответствующие права, а именно   
дать им право проводить собрания, а по сегодняшнему закону только члены -       
обладатели этих паёв могут собрать собрание. Ну подумайте, даже собрать         
собрание какую трудность представляет! Этим людям сегодня по семьдесят лет,     
всё это очень сложно...                                                         
                                                                                
Две минуты прошу добавить. Извините меня, я хотел подробно вам рассказать,      
почему...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, вы выбираете пятнадцатиминутный      
регламент.                                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В. Две минуты, больше не надо, прошу вас.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступайте.                                               
                                                                                
КУЛИК Г. В. Это первое.                                                         
                                                                                
Второе. Мы предлагаем уточнённый порядок проведения собрания и принятия         
решений по постановке... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте Геннадию Васильевичу.                     
                                                                                
КУЛИК Г. В. В этом законопроекте мы предлагаем сделать так, чтобы собрание      
могло определить уполномоченное лицо, вплоть до того, что нанять специалиста,   
который должен провести всю эту работу (как показал опыт, это значительно       
эффективнее). Здесь есть много интересных предложений, связанных с тем, чтобы   
облегчить использование паёв, которые сегодня вне оборота, - в случаях отказа   
от пая и так далее, и так далее.                                                
                                                                                
Я прошу вас, уважаемые коллеги, понять нас: мы максимально учли все             
предложения, которые в той или иной степени сегодня дают и регионы, и сами      
сельхозтоваропроизводители.                                                     
                                                                                
И последнее. Мы получили замечания на этот законопроект Правового управления,   
в том числе... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, всё, присаживайтесь.                 
                                                                                
Пожалуйста, от комитета докладывает Мартин Люцианович Шаккум.                   
                                                                                
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и     
земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по строительству и        
земельным отношениям внимательно рассмотрел указанный законопроект. Он,         
безусловно, очень важный - я не буду пересказывать его содержание, Геннадий     
Васильевич исчерпывающе здесь доложил содержание законопроекта, - я хочу        
сказать, что определённые нормы мы, безусловно, поддерживаем, считаем их        
важными, нужными, но не со всем можем согласиться.                              
                                                                                
Мы считаем, что новые правила вовлечения в оборот невостребованных и            
выморочных земельных долей и возможность отказа от права на доли - это,         
скажем так, необходимая и очень своевременная мера. Мы также поддерживаем       
вводимый новый упрощённый порядок государственной регистрации прав на           
земельные доли: органы местного самоуправления наделяются полномочиями по       
организации и проведению общего собрания участников долевой собственности в     
целях более эффективной организации и проведения таких собраний, - считаем      
эту меру важной и своевременной. Уточняется процедура формирования земельных    
участков в счёт земельных долей, что будет способствовать упрощению и           
удешевлению данного процесса.                                                   
                                                                                
Вместе с тем комитет считает, что многие положения данного законопроекта        
существенно выходят за рамки его правового регулирования, и поэтому они         
комитетом не поддерживаются, в частности изменение порядка изъятия земельных    
участков в связи с их неиспользованием (предусматривается как сокращение        
срока, так и увеличение ставки земельного налога на подобные земельные          
участки). Не поддерживается также внесение изменения в Гражданский кодекс по    
вопросу о переходе выморочного имущества по общему правилу в собственность      
муниципальных образований. Возражаем мы также и против введения понятия         
многоконтурных земельных участков и нового вида документа - проекта             
образования земельных участков, считаем, что это только усложнит процедуру      
образования земельных участков.                                                 
                                                                                
На законопроект поступило положительное заключение правительства.               
Законопроект поддержан соисполнителем - Комитетом по бюджету и налогам. Но      
другой соисполнитель - Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и      
процессуальному законодательству - не поддерживает данный законопроект, и все   
его замечания, скажем так, касаются как раз той части, которую я вам изложил,   
здесь позиции наши совпадают. Также отрицательное заключение, и опять же по     
тем позициям, которые я вам изложил, получено от Государственно-правового       
управления.                                                                     
                                                                                
В связи с этим комитет считает, что законопроект может быть поддержан при       
условии его существенной доработки в рамках второго чтения, и те моменты,       
которые я вам изложил, мы, безусловно, либо исключим, либо существенно          
доработаем. Поэтому я предлагаю данный законопроект поддержать с нашим          
обязательством доработать ко второму чтению с учётом изложенных замечаний.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне.                          
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопросы: Медведев, Серебров и Езубов - три вопроса.       
                                                                                
Пожалуйста, депутат Медведев Юрий Германович.                                   
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Актуальность данного законопроекта никем, наверное, не оспаривается, и,         
естественно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, но, как     
уже говорилось, очень много замечаний как у профильных, так и у других          
комитетов и у правительства. В частности, некоторые нормы предлагаемого         
законопроекта выходят за рамки его правового регулирования, налоговые           
изменения, в частности установление повышенной ставки земельного налога, не     
согласуются с редакцией предполагаемых норм, и сам механизм установления        
новых ставок некорректен. Или наделяем дополнительными полномочиями органы      
местного самоуправления, при этом не определяя источники финансирования. Так    
вот, если мы доработаем его ко второму чтению, - а я услышал, что можно         
учесть ко второму чтению часть замечаний, - то не выплеснем ли мы вместе с      
водой и ребёнка, не оставим ли от данного законопроекта рожки да ножки?         
Вопрос как к авторам, так и к комитету.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это больше к комитету, поскольку...                       
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Юрий Германович, я как раз согласен с теми               
замечаниями, которые вы изложили, они есть и в заключении нашего комитета, и    
считаю, что данный законопроект может быть доработан. Хочу ещё раз обратить     
ваше внимание, что законопроект содержит ряд очень важных, существенных         
положений, о которых говорил Геннадий Васильевич Кулик, автор законопроекта,    
и мы считаем, что ребёнка с водой, как говорится, выплёскивать не надо.         
Законопроект можно доработать, и необходимость внесения изменений в закон "Об   
обороте земель сельскохозяйственного назначения", безусловно, назрела.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Серебров Лев Борисович.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция, Геннадий Васильевич. Непонятна? Вы       
хотите, чтобы против проголосовала палата?                                      
                                                                                
Включите микрофон депутату Кулику.                                              
                                                                                
КУЛИК Г. В. Конечно, будем дорабатывать, но я не думаю, что мы здесь будем      
считать это большим грехом. Мы сделали законопроект, который вносит поправки    
одновременно в целый ряд законов, в том числе и в Гражданский кодекс. Это       
форма, которая Государственной Думой использовалась миллион раз. Можно          
сделать так: отдельно готовить законопроекты с поправками в разные законы.      
Это мы дополнительно обсудим и с авторами поправок, и с юристами, со всеми, и   
как удобнее, так и сделаем. Мы хотели, чтобы человек - а крестьяне не такие     
уж грамотные люди - прочитал один документ, и сразу было бы понятно, каким      
образом надо действовать. Но это не значит, что мы упёртые люди и не            
понимаем, что можно сделать по-другому.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Серебров Лев Борисович, пожалуйста, ваш вопрос.           
                                                                                
СЕРЕБРОВ Л. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Вопрос к комитету.                                                              
                                                                                
Мартин Люцианович, десятки тысяч гектаров земли, купленные крупными             
землевладельцами, просто брошены, годами не используются вообще никак, лопух    
растёт. Комитет не поддерживает предложение разработчиков закона о том, что     
надо как-то это поправить. А какие комитет может предложить для решения этой    
проблемы правила воздействия на этих людей?                                     
                                                                                
ШАККУМ М. Л. На сегодняшний день, уважаемый Лев Борисович, есть нормы,          
которые позволяют производить изъятие земель, эти нормы есть и в Гражданском    
кодексе, и в Земельном кодексе. С другой стороны, мы считаем, что приоритет,    
если мы хотим, чтобы у нас развивалась, скажем так, продуктивность земель,      
вообще развивалась экономика, должен быть за мерами стимулирования              
экономического, а не административного регулирования. Мы с вами здесь           
принимали массу законов об усилении борьбы с коррупцией. Могу вам сказать,      
что административные меры по изъятию, которые предлагаются в законопроекте,     
безусловно, в ряде случаев, наверное в одном - полутора процентах случаев,      
принесут положительный результат, в 99 процентах случаев эти меры будут         
служить для рейдерского перераспределения земель в пользу других                
собственников. Вот чего опасается наш комитет.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Зубов.                                
                                                                                
ЗУБОВ В. М. У меня вопрос чисто экономический. Какова среднегодовая             
рентабельность сельского хозяйства за последний период, скажем, за пять лет?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это какое-то имеет отношение к закону, да?                
                                                                                
Геннадий Васильевич, вы можете ответить на этот вопрос?                         
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я попробую доказать в выступлении, что с этого надо начинать.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кулику включите микрофон.                     
                                                                                
КУЛИК Г. В. За прошлый год рентабельность составила 7,8 процента, прошу         
прощения, за 2008 год, а за 2009 год она снизилась в связи с понижением цен     
на зерно на три пункта и составила 7,4 процента. Порядка 32 процентов           
сельскохозяйственных организаций работают с убытками, а остальные работают с    
небольшой рентабельностью. Из отраслей наиболее рентабельные - это              
производство зерна, подсолнечника, сахарной свёклы и, к радости большой,        
картофеля и овощей, которые в предыдущие годы, ещё в советские, не были         
высокорентабельными культурами. Сейчас это даёт хорошую добавку. В              
животноводстве наиболее рентабельны птицеводческая продукция и                  
свиноводческая. Что касается разведения крупного рогатого скота, то, если       
сложить то, что получаем от реализации мяса и молока, - это убыточная           
отрасль, которая развивается очень плохо.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто хочу обратить ваше внимание, что комитет            
предложил поддержать закон, не голосовать против, а поддержать. Когда вы        
будете выступать, я прошу это учитывать.                                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Стародубцев и Зубов, две руки. С учётом сказанной   
мною фразы, что комитет поддерживает законопроект.                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Стародубцев.                                                
                                                                                
СТАРОДУБЦЕВ В. А., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, всё, что происходит на российской земле с начала реформы и   
до сегодняшнего дня, проходит на наших глазах. Я все эти годы принимал          
активное участие в защите, в спасении крестьянства и земли. Самое ценное у      
нас - это земля, это непреходящая ценность. И во все времена государство и      
крестьяне относились к этому исключительно серьёзно. То, что произошло у нас,   
никакому описанию, объяснению не поддаётся. Геннадий Васильевич Кулик сказал,   
что на двадцать лет назад эта реформа отбросила агропромышленный комплекс.      
Разрешите вам доложить, более чем на сто лет назад отброшено наше земледелие,   
животноводство, потому что сегодня осталось примерно шесть миллионов коров, а   
был двадцать один миллион, другие виды животноводства уничтожены. Но самое,     
пожалуй, опасное и необратимое - это то, что на начало 92-го года на селе       
работали восемь миллионов крестьян, сегодня - менее двух миллионов, то есть     
мы потеряли само крестьянство как опору государства, как фундамент              
государства, и нам не на чем стоять. Совершено беспрецедентное преступление     
Ельциным, его окружением в отношении крестьянства и особенно в отношении        
разбазаривания земли. Сегодня Геннадий Васильевич, бывший министр сельского     
хозяйства России, спокойно говорил, что мы потеряли 12 миллионов гектаров       
пашни, она ушла из оборота. Но у нас не обрабатывается 40 миллионов гектаров    
земли, и всё деградирует, всё зарастает лесом, всё погибает на наших глазах!    
                                                                                
То, что творит правительство, ну, в какой-то мере... понять их невозможно, но   
и оправдать тоже невозможно. Но что делает парламент? Почему не наведёт         
порядок в этом плане парламент? Почему не привлечёт виновных к                  
ответственности? Почему не поставит вопрос жёстко, ребром? За каждый гектар     
пашни люди должны нести ответственность. Сегодня через подставных лиц           
скуплены иностранцами огромные площади пашни, сегодня олигархи скупили          
миллионы гектаров, и эта земля не используется. Если рассказать обо всём, что   
делается на нашей российской земле, наверное, даже те, кто к земле не имеет     
никакого отношения, не спали бы целую неделю.                                   
                                                                                
Поэтому я понимаю, что закон нужен. Закон нужен жёсткий, резкий и               
беспощадный, чтобы остановить тот беспредел, который творится на нашей земле.   
Но я считаю, как специалист, проработавший в сельском хозяйстве десятилетия,    
что только одно спасёт сейчас: сегодня земля вновь должна вернуться в руки      
государства, для того чтобы можно было осмотреться. А тем людям, фермерам,      
которые работают на земле, другим хозяйствам - отдать им эту землю, которую     
они сегодня используют, для бесплатного и вечного пользования. Что же           
касается той земли, которая сегодня брошена, - её передавать тем хозяйствам и   
тем лицам, фермерам, которые работают на земле и желают обрабатывать землю.     
                                                                                
Я обращаюсь к вам, уважаемые коллеги: нет более серьёзного вопроса, чем земля   
и отношение к матушке-земле. Я думаю, что закон надо готовить. Этот             
законопроект имеет, конечно, здравые идеи, но его надо коренным образом, как    
говорят, переделывать, чтобы принять такой закон, который никому не позволял    
бы надругаться над российской землёй.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович.                                           
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Формально я, конечно, не могу себя причислить к числу людей,        
отдавших всю свою жизнь сельскому хозяйству, и к крупным специалистам в этой    
области, но два формальных факта позволяют мне всё-таки участвовать в этой      
дискуссии.                                                                      
                                                                                
В 93-м году, а тогда как раз происходили изменения в сельскохозяйственном       
законодательстве, в системе организации сельхозземель, мне пришлось             
руководить промышленным регионом страны - Красноярским краем. Все думают, что   
мы производим в основном металлы, уголь, лес, но 93-й год - я всегда буду       
этим гордиться - всё-таки стал рекордным по производству зерна, ни до, ни       
после в Красноярском крае больше никто не собрал: 1 тонна на одного жителя      
региона. Как известно, это была ключевая цифра для обеспечения страны           
продовольствием. И второй момент. Всё-таки менялись условия финансирования,     
материально-технического обеспечения сельского хозяйства, и именно в            
Красноярском крае была предложена модель зернового фонда, которая активно       
сработала и потом была взята на вооружение другими регионами. Вот эти два       
обстоятельства дают мне право участвовать в дискуссии.                          
                                                                                
Два момента в законопроекте, которые сделают его безрезультатным. Почему? Я     
не зря спросил про рентабельность сельского хозяйства. Если рентабельность      
сельского хозяйства 7,8 процента, 7,4 процента и так далее, то кто же эту       
землю возьмёт в качестве залога в банк? У нас нет проблем с нефтяными           
скважинами, у нас нет проблем сегодня даже с крупными угольными разрезами, я    
не говорю про месторождения других полезных ископаемых, но, если у вас          
рентабельность производства ниже темпа инфляции, кредит на общих основаниях     
вы не получите. Значит, надо придумывать способ дотации. И поэтому те, кто      
может получить дотацию, оформляют права на землю, они стараются вести           
хозяйство, хотя оно по-прежнему будет неустойчивым и будет зависеть от доброй   
воли тех, кто возглавлял вчера, возглавляет сегодня или будет возглавлять       
завтра конкретное сельскохозяйственное направление в правительстве.             
                                                                                
Второе, что хотелось бы сказать. Прозвучало слово "рейдерство", вот кто-то у    
кого-то пытается рейдерским путём захватить землю. Зачем? Если действительно    
из восьми миллионов крестьян осталось два, так идите и берите, зачем какое-то   
рейдерство? Вам с удовольствием дадут эту землю. Я не знаю, в каком регионе,    
может быть, в части Краснодарского, Ставропольского края, Волгоградской         
области, Татарии, в Подмосковье... а вся остальная Россия - берите спокойно,    
вам будут благодарны, вам за это ещё грамоту как минимум дадут. Проблема        
заключается в том, что сельское хозяйство в силу нашей налоговой системы в      
частности, я уж не говорю про климатические условия, про это и так много        
говорят, не может быть рентабельным по определению.                             
                                                                                
И опять возвращаюсь к надоевшей теме. Если инфляция за последние годы           
составила порядка 200 процентов и цены на услуги естественных монополий         
возросли в пять - девять раз (это тепло, свет, ГСМ), то не может                
перерабатывающая промышленность - а уж тем более последнее звено в              
переработке, сельское хозяйство, - быть рентабельной. Здесь корень проблемы!    
Если сельскохозяйственное производство в принципе нерентабельно, то никому не   
нужны и основные фонды этого производства - земля.                              
                                                                                
И самое последнее - инфраструктура. У нас есть отдельные случаи... Например,    
в позапрошлом году мы собрали хороший урожай зерновых, один из лучших, а        
реализовать не смогли. Вот куда надо бы вкладывать наши средства: не в          
простую, примитивную дотацию, а в развитие портового хозяйства, чтобы везти     
на экспорт, - весь мир в ближайшем будущем столкнётся, а точнее, уже            
столкнулся с такой потребностью, голод в отдельных странах существует давно.    
В транспорт, в подъездные пути, в подвижной состав, в тарифы надо вкладывать    
средства, как это было ещё при царе, мы помним эти классические примеры.        
                                                                                
Закон, конечно, можно принять и затем приложить колоссальные организационные    
усилия для того, чтобы поставить на учёт, выдать свидетельства о                
собственности, а потом отслеживать, кто кому что продал. Но, знаете, вы         
силком будете загонять людей в это сельское хозяйство, которое нерентабельно    
и невыгодно. Для того чтобы люди добровольно шли в эту отрасль, надо поменять   
затраты для этой отрасли: тарифы на услуги естественных монополий, акцизы на    
ГСМ, которые составляют большую часть стоимости солярки, которую потребляет     
крестьянин, средства бюджета целевым образом надо направлять в                  
инфраструктуру, а не в какие-то отдельные хозяйства, приглянувшиеся             
руководителю Министерства сельского хозяйства.                                  
                                                                                
Мы не будем голосовать за этот законопроект, хотя в него вложено много души.    
Уж тем более, Геннадий Васильевич, извините, дорогой, личное отношение к вам    
никак не связано с голосованием по этому законопроекту. Просто этот закон не    
сможет работать.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, на выступлении от фракции ЛДПР         
настаивает Рохмистров. Я объявил, что выступают два человека, и подвёл черту,   
но тем не менее он настаивает, и поэтому я ставлю на голосование предложение    
Рохмистрова дать ему слово.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.36,9%                                     
Проголосовало против          130 чел.63,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Предложение не принято.                                                         
                                                                                
Закончилось обсуждение. Представители президента и правительства не             
настаивают на выступлении.                                                      
                                                                                
Геннадий Васильевич, вы настаиваете на заключительном слове? Не настаиваете.    
                                                                                
Шаккум также не настаивает. Ставлю на голосование в первом чтении проект        
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в части совершенствования оборота земель                   
сельскохозяйственного назначения". Голосуйте, коллеги.                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против           38 чел.8,4%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.