Заседание № 190
14.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 130800-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части, касающейся функций и полномочий Банка России; внесён депутатами Государственной Думы Е. А. Фёдоровым, В. Ф. Звагельским, А. В. Романовым, а также А. Ю. Мургой в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4781 по 5267 из 6388
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".Докладывает Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Суть законопроекта: мы предоставляем Правительству Российской Федерации право утверждать механизм эмиссии наличных денег, основанный исключительно на кредитовании банков по установленным процентным ставкам, а не на покупке пустых долларов и евро на бирже, как это происходит сейчас, устанавливать процентные ставки, указанные в пункте 1, и устанавливать критерии эффективности использования золотовалютных резервов. У нас, наверное, один-единственный центральный банк в мире, о котором ни в одном документе не сказано, что он обслуживает национальную экономику, в данном случае российскую экономику, этого у него ни в конституционных, ни в законодательных полномочиях нет. Законопроект на самом деле чрезвычайно важный, потому что он коренным образом меняет всю экономическую систему страны, и меняет её, как это ни парадоксально, не на какую-то, знаете, придуманную Фёдоровым или кем-то модель, а на систему, отработанную в самых богатых странах мира с точки зрения душевого дохода и других показателей, таких как США, Франция, Германия, вообще европейские страны, Япония, ну, за исключением валютных резервов, Канада, Австралия, и многих других. Вот такая парадоксальная ситуация! И граждане России отлично это понимают. У вас есть информация: 100 тысяч подписей собрал этот закон, семь тысяч листов, можно с ними ознакомиться, где граждане России высказались в его поддержку, потому что они не хотят терять деньги из-за политики Центрального банка. Извините за теорию, но в мире существует два типа экономики (вот я вчера смотрел интервью руководства Центрального банка): недоразвитые, или развивающиеся, рынки, развивающиеся экономики - это российский рынок (которому, между прочим, полторы тысячи лет как минимум) и развитые экономики, развитые рынки. Отличаются они совершенно чётко по институтам, которые у них созданы. У развитых - низкие процентные ставки, 2-4 процента, у недоразвитых - 25-30 процентов, как у нас; у развитых нет валютных резервов как института, но есть институт национального капитала - у нас его нет; валюта привязана к национальной экономике - у нас этого нет, потому что высокие процентные ставки - барьер для эмиссии рубля в национальную экономику. И не случайно Путин сказал, что есть страны-паразиты. Ну, раз есть страны-паразиты, значит, есть и страны-спонсоры, доноры, колонии - историческое название. К сожалению, мы относимся явно не к паразитам, а ко второму классу. Недоразвитые - это высокие ставки, валютные резервы, отсутствие нацкапитала и валюта, не привязанная к стране. Особо недоразвитые - нет инвестиционных механизмов, полное отсутствие национального капитала и соответствующая политика центрального банка, ну, плюс ещё ряд моментов, например рынок технологий отсутствует, но это уже детали. Понятно, почему высказывал президент многочисленные требования о снижении процентных ставок. В двух посланиях он об этом говорил, на Госсовете месяц назад, были многочисленные поручения и другие высказывания. И было обещание главы ЦБ решить эту проблему, но я её понимаю, она не может решить проблему при существующем институте ЦБ, тем не менее обещание было дано - здесь, в этом зале. То есть то, что предлагает сделать этот закон, - это абсолютно очевидная вещь. Вместо этого Базель III вводится и жёсткие нормы регулирования, ну, банкиры понимают, о чём я говорю. О чём речь? Деньги должны идти не на биржу - ни в Америке, ни во Франции, ни в Германии, ни в Японии нет такого, чтобы деньги шли на биржу, - они должны идти в национальную экономику в виде низких кредитных ставок. Учитывая, что Россия в отличие от Японии, или Америки, или Англии самая богатая в мире страна - у нас треть ресурсов, - у нас будет самый мощный рубль - валюта, привязанная к национальной экономике. Это институциональный вопрос, прошу обратить на это внимание. У каждого предпринимателя есть десятки проектов, например, по строительству фабрик, заводов, но главная проблема - просто нет денег, и это ненормально. У любого немецкого предпринимателя, у которого есть проект, есть и деньги. Почему немецкий, или французский, или чешский банк в России имеет право кредитовать российскую экономику, а российский банк не имеет права, вы не задумывались об этом? Потому что это институционально разные вещи. Ну, например, та же авиация. Я напоминаю, что в Советском Союзе производился каждый третий в мире самолёт, сейчас - ноль. Это методы экономического регулирования, когда в нефть, газ можно вкладывать, и то по определённым ставкам, а в авиацию, в машиностроение, в станкостроение - нельзя. Это системный вопрос, системообразующий, то есть тут нет проблем с умением, тут есть проблемы с организацией процесса. Посмотрите, как этот колониальный механизм работает. Вот последние инициативы - подчёркиваю: инициативы - ЦБ по ослаблению рубля, которые вызывают, вообще, очень сильное беспокойство граждан. Почему я говорю, что это инициативы? Да потому, что Конституция прямо говорит: единственная функция ЦБ - поддерживать рубль, а в законе сказано: поддержка рубля и инфляция. А теперь подумайте: за 700 миллиардов иностранных инвестиций в Россию, в связи с тем, что брались они под 30 процентов, когда курс был 1 к 30, а отдавать надо, когда он 1 к 40, сейчас придётся заплатить дополнительно 150 миллиардов, которые упадут на нашу инфляцию. Ну это же очевидные вещи! То есть нам с вами надо будет заплатить за эту политику дополнительно 150 миллиардов долларов за короткий период времени. Это в дополнение к разрыву по ценам, которые, как говорится, играют в поддержку экспортёров и, наоборот, против импортёров на рост инфляции. Поэтому понятно, что эта политика носит не национальный характер. Грубо говоря, вот на пальцах: мы сами можем печатать деньги. Вообще, если задуматься, то те доллары, евро, которые инвестируются в Россию, - а нам нужны технологии и продукция, а не сами деньги, - так вот эти доллары, евро, они ничем не обеспечены, мы же это понимаем. Мало того, фактически система работы с валютой так устроена, что это наши деньги, потому что мы стерилизуем эти доллары, выпускаем на них рубли и их же инвестируем в нашу экономику. То есть хозяева - американцы и европейцы, а расходы оплачивает российская экономика и граждане России при гигантских богатствах нашей страны. Это принципиальный вопрос системного характера. Мы исходим из того, что изменение принципов экономического устройства, и прежде всего курса, приведёт к резкому росту экономики, порядка 20 процентов годовых, соответственно к росту зарплат и всего остального, а общий потенциал роста экономики, стратегический, - в 15 раз. В связи с этим предлагаем принять этот закон. Если мы его не примем сейчас в этой редакции, уверен, социальное давление приведёт к тому, что нам придётся национализировать Центральный банк и создавать госбанк, то есть принимать более жёсткие решения в области экономики, чем те, которые мы сейчас можем принять мягким путём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Я выступаю в данном случае от комитета, и мне сложно комментировать мысли о колониальном характере некоторых систем, действующих в России, но я хочу сказать следующее. В пользу автора говорит то, что он взялся за тему, которая, с одной стороны, исключительно важная, а с другой стороны, очень сложная. В чём здесь дело? В Конституции Российской Федерации есть две статьи в определённом смысле противоположного характера: с одной стороны, в статье 75 говорится, что защита и обеспечение устойчивости рубля - это основная функция ЦБ, которую он осуществляет, я подчёркиваю, независимо от других органов государственной власти, а с другой стороны, в статье 114, где описываются функции правительства, в пункте "б" говорится, что правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Вот эта коллизия уже требует очень внимательного, аккуратного рассмотрения, и мы, кстати, не раз говорили, что действительно разграничение полномочий правительства и Центрального банка - это очень актуальная для законодательства тема, но что же делает автор закона? Он просто игнорирует Конституцию и предлагает записать, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией, Банк России осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации. То есть ясно, что это прямое противоречие с Конституцией и это запутывание ситуации, вернее, создание ситуации, в которой ответственность за принятое решение полностью размыта: кто будет отвечать за те или иные ошибки, правительство или Центральный банк, - это остаётся за рамками законопроекта. Это, конечно, весомый аргумент в пользу отклонения законопроекта, и такое решение было единогласно принято комитетом. Собственно, на этом можно было бы и остановиться, но дополню аргументацию ещё и тем фактом, что уже после внесения законопроекта был принят закон о мегарегуляторе, и там, наоборот, были расширены функции председателя Центрального банка, функции Центрального банка. Вы помните, что был закрытый перечень оснований, по которым можно даже освободить председателя Центробанка от должности, хотя мы предлагали записать в число причин и ошибочную денежно-кредитную политику, всё равно решили защитить вот таким образом, усилить независимость. Если мы, не пройдя вот этого пути, теперь хотим сделать шаг в противоположную сторону, это тоже очень странно. Следующий аргумент состоит в том, что само правительство не хочет этих полномочий. Тут о многом говорилось, но ведь, собственно, основная идея - всё свалить на правительство. Не от имени комитета, а от своего имени спрашиваю: посмотрите на наше правительство - сможет ли оно, так сказать, обеспечить те благородные цели, о которых говорит депутат Фёдоров? Никаких аргументов в пользу такого развития событий у нас нет. Ещё раз хочу сказать, что тема актуальная, абсолютно не раскрытая в законопроекте, и его принятие приведёт к осложнению экономической ситуации, поэтому комитет предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции, да? Ну давайте так. От фракции КПРФ вопрос задаёт Валентин Сергеевич Шурчанов. Пожалуйста, Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня таких полномочий нет, чтобы я от фракции задал вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Николай Васильевич передал. ШУРЧАНОВ В. С. Передал? Хорошо. Я тогда хотел бы обратиться к автору, Евгению Алексеевичу. В содержательном плане идею вполне понимаем и поддерживаем, но откуда у вас такая, как мне представляется, наивность, почему вы думаете, что правительство способно выполнить вот эти самые задачи? Мы уже много говорили, что, на наш взгляд, Набиуллина, Медведев, Шувалов - это одна команда, они всё время об этом заявляют. В этой ситуации принятие этого закона позволит ли изменить положение дел к лучшему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич Фёдоров, пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос. Закон предлагает поменять институт взаимоотношений правительства и Центрального банка и заставить Центральный банк работать на экономику государства, как это делается в других странах. Я напоминаю, допустим, что касается ФРС Соединённых Штатов Америки, есть порядка десяти пунктов обязательств ФРС перед экономикой страны, от решения проблем безработицы до экономического роста, всё там прописано. Что касается Европейского центрального банка, главный объект воздействия Европейского центрального банка - экономики стран еврозоны, что касается российского Центрального банка, в его целеполаганиях вообще нет упоминания о России! Набиуллина здесь обещала нам выполнить решение президента о снижении ставок, но она не может это сделать, потому что попала в другой институт, который по международному соглашению работает, ну, откровенно говоря, на другие страны: он выкупает пустые доллары и евро, стерилизует их, поддерживая те самые паразитические, как сказал президент Путин, сборы Соединённых Штатов Америки, Европейского союза и их товарищей. Вот в чём проблема, ну это технологически очевидная вещь. Задача нашего закона - пробить, сломать барьер, стоящий между политикой Центрального банка и экономикой страны, и заставить Центральный банк работать на экономику страны. А ведь сегодня в условиях санкций ЦБ, наоборот, раскручивает антинациональную политику. Вот сейчас у нас курс 1 к 40, а вы подумали, что будут делать граждане, когда будет 1 к 50? Опускание рубля - это прямое нарушение закона и Конституции со стороны ЦБ, у него есть валютные резервы, для того чтобы поддерживать рубль, но он их не использует, это само по себе антигосударственное преступление, а что будет, когда начнётся безработица в результате прекращения инвестиций, когда всё это вызовет поддержку майдана? Вот тогда мы с вами здесь поговорим другим языком и в других, так сказать, технологиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. Евгений Алексеевич, мы тоже концептуально поддерживаем, но есть вопрос. Зная вас как человека, который хорошо разбирается в экономике, уверен, что вы всё просчитали. Ведь не только госпожа Набиуллина у нас совершает такие ошибки, и до неё совершали - вы говорили о размещении денег в Америке, которое приводило к потерям. Назовите цифры, то есть скажите, сколько мы за последние пять лет потеряли вследствие такой политики? И какой нас ожидает бюджет на 2015-2016 годы, который мы скоро будем рассматривать? Назовите сумму хотя бы. О чём пойдёт речь, если не следовать вашей логике? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое за вопрос. Я как раз исхожу из того, что это не ошибка Набиуллиной, а, если хотите, вынужденная позиция чиновника, занимающего совершенно конкретную должность под конкретные обязательства. Это институциональная система, и, если вы туда будете назначены, в ЦБ, вы будете действовать точно так же, потому что, не поменяв систему института, вы не поменяете производную этого института, его работу. А это конституционный статус Центрального банка и система его работы, интегрированная в мировые соглашения. Объёмы потерь - да, можно назвать их потерями, я бы назвал так, ведь если кто-то находит, то кто-то теряет. В доходах США Россия "весит" порядка 7 процентов, в доходах США, не вот в этих, паразитических, как говорил президент, но мы их называем колониальными. Повторяю: 7 процентов. Это первый момент. Второй момент. Самое главное даже не то, что мы ежедневно теряем, покупая пустышку под названием доллар, самое главное - что мы не развиваемся. Двадцать лет назад СССР "весил" 22 процента в ВВП мира, сегодня Россия "весит" 2 процента - таков двадцатилетний путь, и этот путь не заканчивается: как минимум мы остановимся на этом, но мы не сможем развиваться в условиях внешне управляемой, недоразвитой (это термин, который мы все тут признаём формально) экономики. Мы должны изменить наши институты на институты развитых государств. И этот закон по сути своей предлагает не придумывать что-то, а тупо взять немецкий, французский, английский - какой вам нравится - опыт и развернуть его в России, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов, вы вопрос хотели задать. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Да, я Евгению Алексеевичу хотел бы задать вопрос. Мне понятно всеобщее желание, чтобы ставки, по которым выдаются кредиты Центральным банком, были меньше, и, если предложение автора к этому приведёт, это хорошо. Но у меня вопрос: в силу этого закона правительство также будет регулировать и ставки по нашим депозитам в банках? То есть когда мы кладём деньги в банк, правительство также будет регулировать и устанавливать единую ставку для всех тысяч банков или они будут разные? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А. Речь идёт о постановлении правительства об основных параметрах: ключевая ставка и нормы регулирования. Ну, чтобы было понятно. Откуда складывается 25 или 30 процентов годовых в банковской системе внутреннего кредитования, в которой даже нет инвестиционной составляющей? Правильно Греф говорит: вы не сможете предложить инвестиционный проект, которым вы окупите 30 процентов годовых, а вот если 3 процента, то таких проектов будет тысячи. Понимаете вот эту грань? То есть правительство регулирует ключевую ставку. Напоминаю, в России она 8,5; в Европе - 0,25; в Японии - минус 0,1; в Америке около 0, чуть больше 0, там она колеблется. Это вот к вопросу, какая это может быть ставка. Кроме того, зачем мы ввели за основу стандарты "Базель-3", о которых, вообще-то, Эльвира Сахипзадовна тоже говорила, что не введём, но потом её заставили - и ввели? Так вот напоминаю: не применяются стандарты "Базель-3" в Европе - только в Швейцарии. То есть это механизм связывания денег. Условно говоря, ваш банк, даже если у него есть деньги, даже под 30 процентов не может их дать в экономику, потому что это ему запрещает Центральный банк, если сказать грубо. Но при этом самое-то главное, с чем связан ваш вопрос о ставке в стране (я вас понимаю как экономист экономиста), - это инфляция. У нас сегодня - я уже говорил об этом - долларовая инфляция, у нас долларовая, повторяю, инфляция, а не рублёвая, потому что правительство и национальная власть не контролируют экономическое пространство страны, потому что половина - это оборот иностранных долларов по их законам. Поэтому взятие под контроль национального финансового рынка означает инфляцию: как в Европе - 1-2 процента годовых или как в Америке - 1 процент годовых, здесь прямая взаимосвязь. Это просто разные типы развития: либо мы кормим другие страны, которые печатают для этого пустые бумажки под названием "доллары", "евро" и так далее, либо мы сами для себя печатаем свои деньги и используем их для национального развития, естественно, под жёстким контролем, то есть как хотим, так и будем использовать - прижали кредиты, отдали, уменьшили, прибавили, но само формирование в этом случае, возвращаясь к вашему вопросу, будет рыночным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, первое, я бы отметил храбрость депутата Фёдорова, который замахнулся на самую священную корову, которая определяет всё в мире, - Федеральную резервную систему Соединённых Штатов, которая уже много десятилетий диктует свои правила, определяет все события в мире, влияет на экономический курс десятков государств мира и так далее. Вспомним Бориса Ельцина, при котором появился первый вариант закона о нашем Центральном банке, оттуда все корни идут. Есть серьёзные аналитики, которые детально рассмотрели эту технологию, и сегодняшняя ситуация делает нас заложниками совершенно явно, поэтому замах депутата Фёдорова действительно заслуживает уважения, хотя я поражён, что это представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ", ведь фракция и партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в течение многих лет множество законов, вытекающих из этого глобального фактора, проводила не думая, не колеблясь. Что это - бунт на корабле? Премьер Медведев как к этому относится? Правительство поддерживает подобный закон? Если говорить о субъективном факторе, то, конечно, подобный закон, даже если бы чудо произошло и он был бы принят... нынешний либерально-экономический блок правительства сделал бы всё возможное, чтобы подобный закон: а) не был принят; б) если его вдруг и приняли бы, не был применён. Повторяю, по сути это правильная постановка вопроса: Россия никогда не обретёт возможности самостоятельного рывка в будущее - постиндустриализации ли, модернизации, или реиндустриализации (много пышных слов), будучи в этом капкане, а всё остальное на это завязано. Я по сути поддерживаю тот вариант, который предлагается, с тем чтобы хотя бы попытаться ещё раз посмотреть, не идти по инерции, но судьба законопроекта предрешена, это ясно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович, это не бунт на корабле, это отражение демократического духа. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, как сказал когда-то Ротшильд, дайте мне возможность управлять финансами государства, и я подчиню себе всю страну. К сожалению, в истории это случалось многократно, мы это видели: в чьих руках деньги, тот, как говорится, и заказывает музыку, а деньги в руках не у населения, не у промышленных предприятий, не у сельского хозяйства. Я вам напомню, по итогам 2012 года Центробанк получил прибыль свыше 1 триллиона рублей, в прошлом году - 830 миллиардов рублей, и в то же время, как мы знаем, за прошлый год долги по зарплате возросли в два раза, и ещё на 70 процентов - в этом году. Откуда у Центробанка деньги? Он что, владеет золотыми приисками, нефтяными скважинами, газовыми месторождениями? Это деньги, собранные с населения, это деньги, собранные с бизнеса, это деньги от продажи ресурсов, которые даны нам природой, то есть они принадлежат всему государству, и отдавать их какому-то одному человеку или группе людей - ну, это было просто неразумно. Я вот тоже приготовил цифры специально к обсуждению этого законопроекта, данные по ставкам кредитов, Евгений Алексеевич их уже назвал: Россия - 8,5 процента, США - 0,25 (уточняю), Европа - 0,75 процента. У нас кредиты просто не по зубам ни малому, ни среднему бизнесу. Как-то выступал один крупный директор мой знакомый, он сказал: "Кредит дороже 12 процентов мне не нужен, он меня полностью разорит". А у нас практически и нет ставок ниже! Поэтому что касается возможности контроля над деньгами - это, наверное, центральный вопрос, который мы должны решить сегодня, без этого наши законы просто повисают в воздухе как не имеющие финансирования. Мне непонятно, почему наши банки из года в год, ничего не объясняя, списывают так называемые безнадёжные долги. Смотрите, 2010 год - 67 миллиардов, 2011 год - 74, 2012 год - 126, прошлый год - 140, в этом году только за полгода - 120 миллиардов. Делать что-то надо! Я идею законопроекта полностью поддерживаю. Ну, предложение объединить Центробанк с правительством - да это же две ноги капитала, их вообще никак нельзя разъединить! Наша фракция поддерживает данный законопроект, но мы считаем, что это полумера. Настоящим шагом вперёд, как сказал и сам Евгений Алексеевич, станет создание государственного банка, который все эти проблемы сможет решить. И кстати, нужно создать не один, а пять банков по крупным отраслям, тогда финансовую проблему, проблему недостаточности кредитов и финансирования бизнеса, мы сможем решить, тогда и только тогда, других вариантов мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, завершим обсуждение этого законопроекта и после этого приступим к голосованию, ладно? Валерий Михайлович Зубов. Включите микрофон. ЗУБОВ В. М. Если говорить о доле, которую занимала экономика страны в мировом продукте, то мы можем вспомнить о тех же 22 процентах, только в середине XIX века, когда российская экономика занимала вообще первое место. О 22 процентах 90-го года - это верно, но надо отметить, что все те страны, которые нас обгоняли все эти годы, увеличивая свою долю в мировом продукте, имеют независимые центральные банки. Более того, если сравнивать с развитыми странами, надо констатировать, что наш банк гораздо более зависим от правительства, он действительно зависим: разве мы не знаем, что председатель Наблюдательного совета Центрального банка - это министр финансов Российской Федерации, член правительства? Это один момент. Но для меня в данном случае более важен другой момент. Я задал вопрос очень простой. Что касается ставки по кредитам, которые банки будут выдавать, я понимаю желание её снизить, но я задал вопрос не об этой ставке, а о той, которая зеркально, так сказать, присутствует в любом банке, о ставке по депозитам, то есть о том, что заплатят нам, гражданам, которые положат свои деньги в банк. Если автор законопроекта, который даже не стал отвечать на этот вопрос, не видит различия между тем, что выдаёт банк, и тем, что банк получает, ему надо бы поработать над законопроектом, а нам сейчас - отклонить данный законопроект (пока), из наилучших побуждений, и вернуться к нему в следующий раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, конечно, Евгений Алексеевич различия знает, понимает. Евгений Алексеевич, будете ещё раз выступать? Включите микрофон депутату Фёдорову. ФЁДОРОВ Е. А. Учитывая важность законопроекта и помня о ста тысячах подписей, я ещё раз скажу, коротко. Я сказал же, я ответил на ваш вопрос: рынок определит эти ставки. Естественно, упадут все ставки, и кредитные, и депозитные, это понятно, да, но определит их рынок, и мы исходим из того, что - ну, в данном случае мы говорим о развитии экономики - мы должны кредитоваться на таких же условиях, наш бизнес достоин этого, на каких кредитуются экономики и бизнесы десятков стран мира, от европейских стран до Америки (я не говорю про Японию и многие другие страны), то есть это абсолютно очевидная вещь. Как говорится, если ты не знаешь, как это сделать, съезди на стажировку в Германию, или в Италию, или в Грецию, или даже в Чехию, где живут такие же люди, как мы, - везде это работает, ничего хитрого тут нет. Это первый момент. И про Конституцию был вопрос. Противоречил бы законопроект Конституции - он не был бы вынесен на рассмотрение, как вы понимаете, потому что Дума не принимает к рассмотрению проекты законов, которые противоречат Конституции. Вот если бы мы внесли законопроект о госбанке, это противоречило бы Конституции, поэтому мы не могли пойти этим путём и предложили в чистом виде конституционный закон. Дальше. Санкции обострили системные проблемы. Они и были, эти проблемы, но теперь они обострились и встал вопрос о выживании страны - мы понимаем, что при сегодняшнем типе экономики в условиях санкций страна не выживет. Это означает, что решение будет принято не в силу нашего разума, а в силу, скажем так, аварийных обстоятельств такого характера, о котором мы говорим, которые сложатся в России в случае дальнейшего обострения, продолжения той линии, противостояния с нашими конкурентами, поставившими задачу уничтожить - цитирую английского премьер-министра - российскую экономику, уничтожить - так вот, это я к слову. И вообще, если Центральный банк привлекает американскую фирму для борьбы с санкциями, для консультаций, то это всё равно как если бы во время Великой Отечественной войны главнокомандующий Советской Армией привлёк бы Манштейна для консультаций на тему, как бороться с немецкими танками, - это вам не кажется странным? Вообще, очевидно, что это тупиковая линия технологически, институционально, и нам придётся её... Главное, позиция президента ясна, он многократно её высказывал, поэтому сегодняшнее предложение - не важно, в этом законе или в других форматах - это вопрос расстановки политических сил, когда в России накопятся необходимые политические силы в поддержку президента, придётся решить этот вопрос именно таким или подобным образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич отказывается от выступления. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5416 по 5434 из 6388
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 08 сек.) Проголосовало за 149 чел.33,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 151 чел. Не голосовало 299 чел.66,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён. Спасибо.