Заседание № 77
О проекте федерального закона № 130593-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в части положения о праве на получение мер социальной поддержки второго и последующих поколений граждан, пострадавших от воздействия радиации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Доклад Михаила Борисовича Терентьева... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов, извините, да. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич Нилов. С места. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Комитет подготовил законопроект к третьему чтению и просит поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Цунаева Елена Моисеевна. Подготовиться - Куринный. ЦУНАЕВА Е. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и просит вас всех его поддержать, поскольку он направлен на восстановление справедливости, направлен на реализацию решения Конституционного Суда и совершенно чётко определяет те льготы, которые могут получить дети людей, пострадавших в ходе чернобыльской аварии. Совершенно конкретно определён круг этих лиц, понятен механизм, понятно финансирование. Принципиально ещё и то, что ранее зафиксированные выплаты этот законопроект для людей не отменяет. Я хочу подчеркнуть, что партия здесь, как и в целом по вопросу поддержки разных категорий, требующих нашего особенного внимания, занимает очень последовательную позицию. И в этом смысле данный законопроект как раз устраняет несправедливость, которая была до этого и давала возможность двойного толкования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект. Я поясню почему. Действующая редакция допускает два варианта толкования: в одной из норм компенсация выплачивается только первому поколению, а в другой норме написано, что всем последующим поколениям. Ну и соответственно, в Российской Федерации, учитывая, что закон действует давно, сформировалась судебная практика до 2019 года, когда внукам - повторяю: внукам - ликвидаторов с Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц выплачивалась эта компенсация. Таких лиц... ну, к сожалению, пояснительная записка не содержит, сколько принято таких решений, но, наверное, несколько тысяч принято. Но в 2019 году судебная практика неожиданно меняется: суд начинает ссылаться на второе положение и отказывать внукам в получении компенсации. Естественно, вышли в Конституционный Суд, и Конституционный Суд говорит: ну вы установите однозначно, как вы будете выплачивать. Что предлагается в законопроекте, который нам представлен? Вот несколько тысяч внуков ликвидаторов, которые успели получить судебное решение до 2019 года и получают компенсацию, ну, пусть они и дальше получают, а те, кто в принципе обладает такими же правами, такие же внуки ликвидаторов, но не успевшие подать вовремя в суд соответствующее заявление, не успевшие получить соответствующее решение, этого лишаются. И никакого обоснования, кроме того, что этим сохранили, не ухудшили, а остальным не положено, потому что мы так вот считаем, не приводится. Я напомню, что мы не только критикуем, мы предложили соответствующие поправки, которые были ко второму чтению внесены, но, к сожалению, отвергнуты Государственной Думой, где предлагали и первому, и второму поколениям выплачивать компенсации и создать равные условия и для тех, кто успел, и для тех, кто не успел просудиться, - и для тех, кто успел до изменения судебной практики, и, естественно, для тех, кто к этому потом подошёл, точнее, не успел вовремя подать заявление. Это было бы правильно, справедливо и честно. Точно так же как было бы правильно и честно - это вторая группа поправок, не наших, - включить туда всех ликвидаторов и всех пострадавших от последствий радиационных, скажем так, аварий, которые произошли на территории Российской Федерации. К большому сожалению, этот блок поправок тоже не прошёл. Ну и соответственно, те, кто пострадал, например, в результате радиационной катастрофы на реке Теча, на производственном объединении "Маяк", которая случилась, если я не ошибаюсь, в 57-м году, таких прав, как у ликвидаторов с Чернобыльской АЭС, не имеют, вообще не имеют дополнительных... Ну и самое главное - медицинский аспект, на который пытались ссылаться. На сегодня действительно пока нет подтверждённых данных о том, что во втором и в третьем поколениях возникают какие-то последствия, но срок наблюдения слишком мал для того, чтобы делать какие-то однозначные заявления и выводы. В связи с этим мы считаем правильным выплачивать двум поколениям от того человека, который пострадал или имеет соответствующие заболевания. Ну а тот подход, который сегодня предлагается применить, на наш взгляд, нарушит права тех, кто всего лишь вовремя не подал исковое заявление или чуть позже родился. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 17 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 130593-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в части положения о праве на получение мер социальной поддержи второго и последующих поколений граждан, пострадавших от воздействия радиации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пожалуйста, Михаил Борисович Терентьев. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект был рассмотрен в первом чтении. Ко второму чтению поступило пять поправок. Законопроект принимается во исполнение решения Конституционного Суда о мерах социальной поддержки: он уточняет нормы поддержки детей родителей, подвергшихся радиации. Комитет поддерживает принятие данного законопроекта. Просим рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 29 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается единогласно. По таблице поправок № 2 есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Пожалуйста, покажите результаты. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, прошу вынести на отдельное голосование поправки 3 и 4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас в таблице поправок № 2 всего четыре поправки - 1, 2, 3, 4. Учитывая, что все они вынесены на отдельное голосование, мы с вами переходим к обсуждению каждой поправки. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я напомню, что законопроект направлен на реализацию положений Конституционного Суда в части устранения неоднозначного толкования некоторых норм специального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...". До 2019 года была судебная практика, в соответствии с которой компенсации, выплаты получали и дети, и внуки тех, кто пострадал на Чернобыльской АЭС. В 2019 году судебная практика резко изменилась, и выплаты стали положены только детям. Что предлагает законопроект, который внесло правительство? Он предлагает оставить в числе обязательных получателей только детей тех, кто пострадал, даже если последствия воздействия радиации вскрываются во втором, в третьем поколениях, - только дети, а внуки остаются за рамками. Те, кто уже получил до 2019 года, ну, они отдельно статьёй 2 как-то закрепляются, то есть кто успел, для кого решение было вынесено, тот будет получать дальше компенсацию, кто не успел, получать её не будет. Мои поправки. Предлагается сделать два поколения в обязательном порядке получателями компенсации, это дети и внуки, независимо от того, когда проявилось заболевание: только у самого пострадавшего - значит, получают его дети и внуки, у его ребёнка - получают, соответственно, дети и внуки его ребёнка. То есть сделать получателями два поколения, учитывая, что действие радиации через поколение на сегодня недостаточно изучено и вполне могут быть последствия, о которых мы говорим и которые пока ещё Минздрав не может оценить в должной мере. Предлагается оставить тот вариант, который сложился на практике до 2019 года, - два поколения от пострадавшего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета - Терентьев. Прокомментируйте и первую, и вторую поправки, изложите позицию комитета. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Уважаемые коллеги, сейчас правительство предлагает внести изменения в закон о чернобыльцах: если родитель имеет заболевание как последствие чернобыльской катастрофы, то ребёнок такого родителя имеет право на ЕДВ; если у родителей нет заболевания, но у ребёнка, который потом становится родителем, это заболевание проявляется, то у ребёнка такого родителя будет право на меры поддержки, ЕДВ, то есть независимо от того, когда проявится заболевание, связанное с воздействием радиации, право у ребёнка возникает. Алексей Владимирович предлагает установить, что если родитель имеет заболевание, связанное с воздействием радиации, то право на ЕДВ имеет не только его ребёнок, но и внук. И это разрушает то предложение, которое, на наш взгляд, на взгляд комитета, более справедливо: только тот ребёнок имеет право на ЕДВ, родитель которого имеет последствия заболевания. Комитет предлагает отклонить данную поправку. Алексей Владимирович также обосновывал и вторую поправку... Нет? Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1. Комитет против её принятия. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 17 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка 1. Пожалуйста, по поправке 2, Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что правительство пытается сэкономить, как мы понимаем, и не выплачивать эту самую ЕДВ, прогнозировать последствия, которые могут возникнуть через поколение, оно не может, поэтому говорит: только ребёнку. Действительно, правильно было сказано: только ребёнку, то есть если человек пострадал либо если его ребёнок болеет каким-то заболеванием, связанным с радиацией (что надо тоже доказать), то только первое поколение будет получать эту выплату. Я напомню, что до 2019 года ЕДВ получали два поколения, и в стране сегодня есть две категории. Несколько тысяч человек - внуков пострадавших вследствие чернобыльской атомной катастрофы получают ЕДВ. И про них предлагается забыть как раз вот статьёй 2. Они получали по решению суда, соответственно, пусть получают дальше. А остальные - тоже тысячи людей, может быть, десятки тысяч людей - больше этого получать не будут. Это совершенно неправильный с правовой точки зрения подход, повторяю, я уж не говорю про медицинскую. Предлагается всё-таки более широкий вариант, который до 2019 года в судебной практике был основным, в данном случае применить: лица, которые имеют заболевания, связанные с чернобыльской катастрофой, будь то само лицо, которое пострадало, будь то его ребёнок, будь то его внук, - соответственно два поколения после него имеют право на получение этой компенсации. В этом и была логика закона. Там, кстати, обсуждался вопрос, что это вообще бессрочные выплаты для всех поколений, но потом пришли к несколько другому варианту. Но вот это правильно, и поправкой 2 как раз вот этот диссонанс для формирования двух вариантов, условно - в отношении внуков: одни, кто успел, получают сейчас, а другие получать не будут, потому что правительство решило сэкономить, - предлагается ликвидировать, оставить два поколения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Терентьев. Включите микрофон Терентьеву. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Данная норма, данная поддержка не была никогда безвременной, то есть распространённой на неопределённое количество поколений, она всегда была увязана с условием: если родитель имеет заболевание, связанное с радиацией. Но в связи с тем, что в одной части законопроекта была привязка к родителю, имеющему заболевание, связанное с чернобыльской катастрофой, а в другой трактовалось иначе, и были внесены изменения в данный законопроект. В данной редакции уже предлагается: тех, кто получал ЕДВ, не лишать, потому что им была ЕДВ назначена. Алексей Владимирович предлагает эту норму убрать, и это, конечно же, приведёт к тому, что потребуется пересмотр в отношении тех, кто ЕДВ уже получал. Комитет не поддерживает данные изменения, предлагаемые Алексеем Владимировичем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 2 из таблицы № 2. Комитет против принятия. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 51 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Отклоняется поправка 2 из таблицы № 2. Пожалуйста, коллега Иванов - по поправкам 3 и 4. ИВАНОВ М. А. Спасибо, Вячеслав Викторович. Поправки 3 и 4 взаимосвязаны, поэтому доложу по обеим. Федеральный закон от 26 ноября 1998 года "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" тесно увязаны. На перечисленные в законе о "Маяке" категории граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, распространяется действие закона о Чернобыльской АЭС. Рассматриваемым законопроектом обеспечивается право на ежемесячную денежную выплату внукам и последующим поколениям граждан при условии, что родители, один из родителей этих людей страдает болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения. Статья же 12 закона о "Маяке" предусматривает право на получение мер социальной поддержки только для детей первого и второго поколения, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, подвергшихся воздействию радиации в связи с аварией на "Маяке". Предложенными поправками сохраняется право на получение ежемесячной денежной выплаты детьми первого поколения, а также детьми последующих поколений при условии, что родители, один из родителей этих детей страдает болезнями вследствие аварии на "Маяке" или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения. Это было бы логично, потому что у нас всего было две аварии, но чернобыльцы получают ЕДВ помимо двух поколений, а пострадавшие от "Маяка" в этом ограничены. Принятие данной поправки послужит единообразному применению правовых норм для потомков граждан, пострадавших от воздействия радиации, находящихся в сходной ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Терентьев - мнение комитета. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Комитет рассмотрел данные поправки и считает, что данными поправками меняется концептуально законопроект, потому что законопроектом предлагалось исправить только коллизию, а автор поправки, Максим Анатольевич, предлагает расширить меры поддержки, регулируемые другим законом, - меры поддержки тех, кто подвергся воздействию аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Там немного другое регулирование поддержки детей, и это, конечно, требует отдельного рассмотрения, отдельного законопроекта, потому что повлечёт дополнительные расходы со стороны федерального бюджета. Автору предлагается внести отдельно законодательную инициативу, и мы её уже рассмотрим вместе с заключением правительства как отдельную инициативу, расширяющую меры поддержки лиц, подвергшихся радиационному облучению вследствие аварии на "Маяке" и сбросов в реку Теча. Комитет предлагает отклонить данные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 3 из таблицы № 2. Комитет против принятия. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 41 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка 3. Ставится на голосование поправка 4. Комитет против её принятия. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 11 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Отклоняется поправка 4. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 10-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 41 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 62
О проекте федерального закона № 130593-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в части положения о праве на получение мер социальной поддержки второго и последующих поколений граждан, пострадавших от воздействия радиации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Доклад официального представителя правительства замминистра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым предписано устранить неопределённость в формулировках Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...", допускающую в правоприменительной практике различный подход к решению вопроса о назначении внукам граждан - ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Вот в связи с этим законопроектом закрепляется уже теперь однозначное условие. У внуков ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы, лучевиков, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и эвакуированных граждан возникает право на получение ЕДВ в случае, если их родители страдают болезнями вследствие радиоактивного облучения в результате чернобыльской катастрофы. Данным законопроектом мы устраняем несправедливость, выявленную Конституционным Судом. Важно отметить, что законопроектом предусмотрено сохранение всех ЕДВ, ранее назначенных внукам названных категорий граждан, вне зависимости от основания их назначения. Кроме того, законопроектом предусматривается проект постановления Правительства Российской Федерации, необходимого для реализации данной нормы. Проект постановления правительства также разработан и представлен вместе с материалами. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Борисовича Терентьева. Включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел законопроект, который обусловлен решением Конституционного Суда и направлен на устранение неопределённости при назначении мер поддержки детям граждан с заболеваниями, возникшими вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения. Докладчик уже подробно рассказал все нюансы, которые предлагается исправить. 26 субъектов поддерживают данный законопроект. У Правового управления Аппарата Государственной Думы нет замечаний. Комитет Совета Федерации поддерживает законопроект. Счётная палата также не имеет замечаний. Комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Алексей Витальевич, скажите, пожалуйста, изменится ли количество граждан, которые могут иметь статус льготников по данной проблеме, в случае принятия закона? Как изменится количество? Вот какое количество сейчас претендует на этот статус и имеет его и сколько может быть в случае принятия закона? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. На наш взгляд, изменения будут незначительны. К сожалению, статистический подсчёт по первому и второму поколениям детей ликвидаторов Пенсионным фондом не осуществляется. Мы знаем, что, допустим, сейчас из всех получателей ЕДВ по основному чернобыльскому закону, из полутора миллионов, на территориях, подвергшихся заражению, проживает 62 тысячи детей до 18 лет, но это совершенно другая категория. Мы здесь по мере выявления... Соответственно, должны быть внуки, да ещё и заболевание у родителей должно быть подтверждено. Ну, измеряться будет, наверное, в десятках, не больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Витальевич, ну, у нас не только на Чернобыльской АЭС была катастрофа. У нас в 57-м году, если вы помните, была авария на производственном объединении "Маяк" в Челябинской области, произошёл сброс радиоактивных отходов в реку Течу, вследствие чего многие жители, которые размещались, проживали на берегах вот этой реки Течи, заболели различными заболеваниями. Будет ли предоставляться право на ежемесячную денежную выплату детям последующих поколений при условии, что их родители страдают болезнями вследствие аварии 57-го года на производственном объединении "Маяк"? ВОВЧЕНКО А. В. Максим Анатольевич, спасибо за вопрос. Ну, мы по всем четырём нашим законам, связанным с радиацией, вели подсчёт - где право было определено, по тому закону и даётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Витальевич, уточните, пожалуйста. Вот действующая сегодня редакция чернобыльского закона предполагает, что выплаты положены следующим поколениям без всяких условий. Конституционный Суд предложил вам определить порядок, но вместо того, чтобы этот порядок определить, вы фактически ограничиваете сегодня право и число тех, кто будет претендовать на эту ЕДВ. Теперь надо будет доказать, что родитель этого ребёнка получил заболевание вследствие радиационного какого-то поражения. Сами понимаете, доказать, что лейкоз был получен вследствие облучения, а не вследствие каких-то других причин, будет очень сложно. На наш взгляд, всё-таки речь идёт об ограничениях, существенных ограничениях для последующих поколений и о снижении количества получателей. Как вы можете прокомментировать подобного рода утверждение? ВОВЧЕНКО А. В. Мы всё-таки исходим из того, что реализуем в данном случае решение Конституционного Суда в части устранения неопределённости и как раз таки делаем формулировку определённой. В действующей редакции закона два аспекта - там и поколение, и заболевание тоже присутствует, в связи с этим-то и были спорные моменты относительно трактовки и назначения ЕДВ детям и внукам. Мы всё-таки исходим из того, что данная редакция полностью удовлетворяет и вторит именно постановлению Конституционного Суда в части разрешения данной неопределённости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Витальевич, ну, можно сказать, в продолжение предыдущего вопроса: а что мешало правительству самому устранить эту несправедливость, не дожидаться вердикта Конституционного Суда? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Ну, собственно говоря, на то он и Конституционный Суд, чтобы тоже достаточно оперативно реагировать, и мы путём вот именно этих изменений данную несправедливость устраняем. Ну, то есть запросов таких особо не было, довольно немногочисленная категория, но вместе с тем правоприменение должно быть справедливым в отношении всех граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Витальевич, ну, к сожалению, вот тут принцип справедливости всё-таки не распространяется на всех граждан, которые пострадали от радиоактивного облучения. Вот коллега Иванов задавал вопрос по поводу катастрофы на "Маяке" - вы сказали, что законопроект касается всех четырёх категорий и территорий. На самом деле это не так. Конституционный Суд постановление принял только в отношении закона о чернобыльцах, а ведь раньше к чернобыльцам автоматически приравнивались и челябинцы - "Маяк", более того, и пострадавшие на космодроме "Байконур". Но это же отдельные законы. Предположим, чернобыльский - 91-го года, "Маяк" - 98-го года. Более того, часть территории Алтайского края была приравнена и получала так называемые семипалатинские. Скажите, пожалуйста, можем ли мы во втором чтении дополнить этот законопроект поправками, которые касались бы вот тех территорий, в отношении которых уже законодательно урегулировано... (Микрофон отключён.) ВОВЧЕНКО А. В. Ну давайте посмотрим ещё раз, пристальнее, эту редакцию. По отдельным мерам соцподдержки по остальным трём законам идёт приравнивание к закону, есть ссылки на закон о чернобыльской катастрофе. Если напрямую наследование ЕДВ не попадает, то давайте будем более пристально смотреть редакцию. Это именно эта мера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Цунаева Елена Моисеевна, пожалуйста. ЦУНАЕВА Е. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и обращается к остальным фракциям с призывом также его поддержать. Действительно, речь идёт в первую очередь об устранении правовой неопределённости, которая была выявлена Конституционным Судом, и наша задача, как парламентариев, устранение этой правовой неопределённости облечь, собственно говоря, в законопроект, что и было предложено правительством. Что касается замечаний в отношении других аварий, здесь требуется внимательно изучить, и мы можем внести все поправки ко второму чтению либо выйти с новой законодательной инициативой. Ещё раз хочу подчеркнуть, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" принципиально относится к защите граждан, которые пострадали, и мы поддерживаем данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ тоже принципиально относится к защите прав тех, кто пострадал, и к защите прав в данном случае и их потомков - речь идёт о детях и внуках. Ну, первое, что бросается в глаза: вот мы якобы выполняем постановление Конституционного Суда, но не в отношении всех, а в отношении только тех, кто пострадал от чернобыльской катастрофы. Часть из них (я имею в виду те катастрофы, которые произошли ранее) приравнена, часть не приравнена, часть вообще не подпала под действие этих законов, и они понемножечку из законодательства вычищаются, в том числе из регионального. То есть, безусловно, закон должен быть универсальный. Второй момент касается категорий. В нынешней редакции законопроект предполагает выплату, ЕДВ, всем потомкам без каких-то привязок - к заболеваниям конкретным, связанным с радиационным заражением, не связанным с радиационным поражением, тем более что перечень этих заболеваний достаточно ограничен, а доказать связь между радиационным поражением и возникшим каким-то заболеванием очень и очень сложно, тем более когда это делает государственный орган, когда это завязано на деньги и, естественно, денег этих всегда не хватает. Вы это прекрасно понимаете. Возник ли этот лейкоз у ребёнка либо у внука ликвидатора вследствие радиационного поражения ранее, возник ли он вследствие каких-то других причин - у меня большие сомнения, что комиссии будут с радостью выносить соответствующие решения и выплачивать эту самую ЕДВ, о которой мы говорили. Ко второму чтению предстоит детально разобраться в этих всех моментах, о которых я говорю, потому что это очень сложная связь. Несмотря на заключение специальной комиссии при Минздраве о том, что вроде как в первом поколении не увеличивается количество разного рода заболеваний, генетических дефектов и тому подобное, радиация - это такая штука, которая может выстрелить и через поколение, а тогда получается, что если у ребёнка ликвидатора никаких изменений нет, а у внука они появились, то внук уже не имеет права на соответствующую выплату, ну и его потомки тоже. Очень сложный законопроект, и вот в той редакции, которую сейчас нам предлагается принять, он сужает круг тех, кто может получать эту ЕДВ. Поэтому мы в первом чтении воздержимся от голосования за данный законопроект, внесём соответствующие поправки, в том числе расширяющие круг тех, кто может претендовать на эту ЕДВ, а потом уже будем думать о том, как голосовать за него во втором и в третьем чтениях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Заключительное слово? Содокладчику, Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Уважаемые коллеги, я хочу прояснить, Алексей Владимирович не так понял данный законопроект. Ещё раз. Если у родителя есть заболевание, обусловленное чернобыльской катастрофой, радиацией, то его ребёнок имеет право на меры поддержки. Если у ребёнка уже нет заболевания, тогда у его ребёнка, то есть у правнука, не будет права на ЕДВ, но если у правнука будет заболевание, обусловленное чернобыльской катастрофой, то у праправнука будет право на ЕДВ. Вот именно такая конструкция предложена правительством. Конечно, нужно посмотреть и другие категории людей, которые были под влиянием радиации в связи с катастрофой, на заседании комитета мы это подробно будем рассматривать и ждём от вас поправок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункт 15. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 09 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.