Заседание № 87
О проекте федерального закона № 130592-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу установления ограничений в части привлечения к ответственности лиц, участвующих в тушении пожаров).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении 15 декабря сего года. Напомню, что он снимает правовую неопределённость, вводя понятия "оправданный риск" и "крайняя необходимость" для сотрудника МЧС России. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, согласования. Замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 12-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 54 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 130592-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу установления ограничений в части привлечения к ответственности лиц, участвующих в тушении пожаров; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило восемь поправок. Комитет их все рекомендует принять. Прошу утвердить таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 09 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 34 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А. Прошу включить законопроект в порядок работы на 20 декабря для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 130592-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности" (по вопросу установления ограничений в части привлечения к ответственности лиц, участвующих в тушении пожаров).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. Коллеги, при обсуждении этого вопроса у нас присутствует статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Серко Алексей Михайлович. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Подготовить законопроект нас вынудили такие обстоятельства, как правовая неопределённость применения терминов "оправданный риск" и "крайняя необходимость" к деятельности по тушению пожаров при руководстве тушением пожаров как Государственной противопожарной службой, так и добровольными пожарными дружинами и другими лицами, которые участвуют в тушении пожаров. Вообще, в российском законодательстве, в частности в Федеральном законе "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" ещё 95-го года, есть термины "оправданный риск" и "крайняя необходимость", но они касаются только аварийно-спасательной службы, а в законе "О пожарной безопасности", в законе "О добровольной пожарной охране", в законе "О службе в федеральной противопожарной службе..." эти моменты не предусмотрены. В связи с этим предлагается внести в эти законы изменения, которые устанавливают ограничения привлечения к дисциплинарной ответственности, гражданско-правовой ответственности руководителя тушения пожара, личного состава пожарной охраны, личного состава добровольной пожарной охраны и других лиц, которые участвуют в тушении пожара. Необходимость внесения соответствующих изменений вызвана тем, что правовое регулирование вопросов ответственности указанных лиц предполагает различия в оценке их действий. При направлении пожарно-спасательных подразделений на тушение пожара действия личного состава пожарной охраны в ходе тушения пожара выходят за рамки общих требований обеспечения безопасности условий труда. С учётом особого характера деятельности по тушению пожара даже наличие специальной подготовки и соответствующее оснащение пожарных, реализация особых мер безопасности не во всех случаях позволяют полностью исключить риск их травмирования или гибели. Неизбежность риска зачастую обусловлена высокой степенью неопределённости обстановки в зоне пожара и безальтернативностью необходимости оказания мер помощи пострадавшим, что наиболее характерно при тушении пожаров на взрывоопасных производственных объектах, в складских помещениях, в зданиях со сложной планировкой. Когда при пожаре выходит из строя большинство штатных систем безопасности и мониторинга, руководитель тушения пожара просто не располагает объективно достоверной информацией для прогнозирования развития пожара, включая возможность и место возникновения взрывов и иных опасных факторов пожара. Несмотря на неопределённую степень риска, немедленное отправление пожарных непосредственно в зону пожара является единственной возможностью оказать помощь лицам, которые оказались в зоне пожара. В последние пять лет в ходе тушения пожаров личным составом подразделений пожарной охраны было спасено более 1 миллиона человек, при этом именно в связи с высоким риском этих действий, к сожалению, 63 пожарных погибли, более 400 пожарных получили травмы различной степени тяжести. В настоящее время на уровне подзаконных актов регламентирован порядок действий всех участников тушения пожара, права и обязанности личного состава пожарно-спасательных подразделений, в том числе руководителя тушения пожара, но очень часто при спасении людей им приходится действовать с отступлением от правил охраны труда. В связи с этим есть необходимость прописать в соответствующих законах ответственность руководителя тушения пожара, участников тушения пожара при действиях в условиях оправданного риска и крайней необходимости. Ещё раз поясняю, что эти понятия уже определены в законе "Об аварийно-спасательных службах...". Считаем, что принятие закона положительно повлияет на достижение поставленных целей по обеспечению дополнительной защиты пожарных. В связи с этим законопроект также поддерживает правительство. Есть отдельные замечания по законопроекту, но их можно учесть при подготовке его ко второму чтению. Прошу поддержать решение Комитета по безопасности и противодействию коррупции о принятии законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо, Иван Иванович. Эрнест Абдулович, скажите, пожалуйста, а вот что, у нас есть примеры, когда пожарные необоснованно привлекались бы к какой-либо ответственности за действия в состоянии крайней необходимости, или это только вот просто наше предположение, что такое может быть? ВАЛЕЕВ Э. А. Вопрос не о конкретном частном случае, а о том, что должны существовать единые правила привлечения к ответственности. Очень часто в условиях крайней необходимости лица, участвующие в тушении пожаров, вынуждены причинять вред или имуществу, или даже жизни и здоровью людей, поэтому при привлечении к ответственности должны учитываться те положения закона, которые уже существуют: действия при оправданном риске, действия в условиях крайней необходимости. Именно этим вызвано внесение этих терминов в том числе в закон "О пожарной безопасности" и в закон "О добровольной противопожарной службе". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Эрнест Абдулович, вот пример: пожар в многоэтажном многоквартирном доме, подъезжает аварийно-спасательный автомобиль (АСА), видят, что все пожарные проезды, пожарные площадки перегорожены бестолково припаркованными автомобилями, поэтому для спасения надо экстренно перемещать всю эту неправильно припаркованную технику, и она будет гарантированно повреждена. Означает ли по вашему законопроекту, что пожарные не будут нести ответственность за повреждение такого имущества? ВАЛЕЕВ Э. А. Если пожарный действовал в условиях крайней необходимости и не превышал её пределов, да, он будет освобождаться от ответственности. Но при этом лица, владельцы этих автомобилей, получивших повреждения, в итоге всё равно получат возмещение от государства. Речь идёт об освобождении от дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности именно самих физических лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Эрнест Абдулович, три вопроса. Первый. Вот формулировка "иные участники тушения пожара", она в принципе допускает широкое толкование. То есть это не только пожарные, это не только какие-то специально привлекаемые службы, а здесь "иные участники тушения лесного пожара". То есть там могут быть просто граждане, не обладающие специальной подготовкой, которые в силу своего желания пошли тушить пожар и причинили кому-то вред. Естественно, в этом случае, я думаю, освобождать их от ответственности смысла нет, если они даже понятия не имеют, как это делать, что делать. Второй момент. Где нормативно закреплены пределы "крайней необходимости"? Вот термин такой есть, а где и каким актом закреплены эти пределы, чтобы потом ориентироваться, возбуждать уголовное дело, не возбуждать, привлекать к ответственности? И третье. В пояснительной записке написано, что принятие этого законопроекта позволит серьёзно снизить количество пожаров. Вот тоже не совсем понятна связь, как это повлияет на количество пожаров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А. Что касается всех лиц, которые участвовали в тушении пожара, для них существует ограниченная ответственность. Это вполне закономерное явление, потому что все, кто участвует в тушении пожаров, хоть имеют они официальный статус, хоть не имеют его, должны нести ответственность на идентичных основаниях. Что касается института крайней необходимости, это в российском законодательстве достаточно подробно разработано. Имеются и теоретическое обоснование, и практическое, и практика применения, поэтому это каких-то серьёзных вопросов в практике правоприменения никогда не вызывало, насколько мне известно. Ну а что касается третьей позиции, то, скорее, описка, конечно, в пояснительной записке, нелогично это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Как справедливо отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, работа спасателей - это верх благородства. В чрезвычайных ситуациях, таких как, например, лесные пожары, им приходится рисковать своей жизнью, чтобы уберечь от беды сограждан. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласна с инициативой коллег из комитета по безопасности: в ситуациях оправданного риска наши уважаемые спасатели, в том числе участники тушения пожаров, участники аварийно-спасательных работ должны быть освобождены от ответственности за причинение ущерба. Принимая законопроект, мы обеспечим правовую защиту людям, которые готовы прийти на выручку всем нам в любое время суток. С учётом мнения профильного комитета, позиции правительства фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. Юрий Петрович, от фракции или три минуты?.. От фракции. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция не будет поддерживать этот законопроект, потому что он просто не нужен, это, получается, просто мусор в нашем законодательстве. Законопроект предусматривает, что личный состав пожарной охраны и другие лица, которые действуют в состоянии оправданного риска или крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью, за гибель людей и так далее. Эта идея повторяется в законопроекте аж восемь раз. И в пояснительной записке говорится, что законопроект направлен на исключение правовой неопределённости правоприменения понятий "оправданный риск" и "крайняя необходимость". Но ничего нового, кроме того что я прочитал, не сказано, никакого толкования в этом законопроекте не дано, и поэтому в чём его смысл, неясно. Далее, я обращаю внимание на то, что у нас понятия "крайняя необходимость" и "обоснованный риск" достаточно чётко прописаны в Уголовном кодексе Российской Федерации. В статье 39 специально говорится: "Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости". А дальше разъясняется, что же такое превышение пределов крайней необходимости, тоже достаточно подробно. И, как мы знаем, судебная практика очень основательно истолковывает, что такое крайняя необходимость. Дальше про обоснованный риск говорится: "Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели", - всё ясно. Говорится о том, когда риск обоснованный, когда необоснованный, всё ясно. И надо было бы применять уголовный закон, использовать его по аналогии в тех случаях, когда речь идёт, скажем, о дисциплинарной и иных видах ответственности, это очевидно. Кроме всего прочего, как мы знаем, примеров, когда пожарный или другое лицо привлекались бы к какой-либо форме ответственности необоснованно, неправильно, нет. Я про такое не слышал, докладчик тоже ничего не знает. Поэтому в тех случаях, когда... Всё, что касается уголовной ответственности, прекрасно прописано в Уголовном кодексе и в материалах нашей судебной практики, ну а если речь идёт об иных формах ответственности, скажем, дисциплинарной, то это всё надо с учётом положений Уголовного кодекса прописать в соответствующих ведомственных инструкциях. Вот таким образом действовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эрнест Абдулович, пожалуйста, заключительное слово. Алексей Михайлович, вам мы тоже дадим возможность несколько слов сказать. ВАЛЕЕВ Э. А. Вообще, даже начинающему юристу известно, что уголовный закон не может применяться для регулирования как вопросов гражданско-правовой ответственности, так и вопросов дисциплинарной ответственности. Уголовный закон имеет чисто узконаправленный характер, он применяется при привлечении к ответственности за совершённое преступление. Что же касается термина "обоснованный риск", я не говорил об обоснованном риске, я говорил об оправданном риске, о термине, который существует в законе "Об аварийно-спасательных службах...". Поэтому я считаю, что вот эти замечания к законопроекту необоснованны. Прошу поддержать решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Михайлович, пожалуйста, вы можете выступить. СЕРКО А. М., статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Добрый день, уважаемые коллеги! Я сначала хочу поблагодарить комитет и персонально Василия Ивановича Пискарёва за то, что он внёс данный законопроект и услышал нас, МЧС России, весь личный состав, а это 288 тысяч человек, которым этот закон крайне необходим. Спасибо большое депутатам - не так давно был принят, вступил в законную силу закон об оправданном риске для спасателей. Но надо понимать, что МЧС - это и спасатели, и пожарные, и вот если на сегодняшний день не было бы проблем... Единогласно Государственная Дума поддержала закон об оправданном риске для спасателей, это, например, горноспасатели, которые идут в шахту и спасают шахтёров. К сожалению, в шахте "Листвяжная" несколько наших коллег погибло, ну вот, и не привлекли к ответственности тех, кто послал спасателей рисковать жизнью для спасения других. Так вот то же, только в большем масштабе, происходит с пожарными, я хочу назвать цифры: каждый час - 45 пожаров в России, каждый час гибнет один человек. И получается, что, когда приезжают на пожар, горит здание, особенно если производственное здание, там есть люди и их надо спасать, пожарному некогда думать, а тем более начальникам. Руководитель тушения пожара принимает решение, ведь людей надо выводить, надо спасать, и посылает пожарных в огонь, в дым. Что с ними будет - вопрос профессионализма, оснащения, и тем не менее никто не знает, что пожарных ждёт за завесой дыма в этих помещениях. Я могу привести десятки примеров - я понимаю, что их не знает комитет, - когда пожарные, особенно руководители тушения пожара, привлекались к уголовной ответственности и доказывали, что они либо не смогли пройти через огонь и спасти... Это не фильм, понимаете? Это не фильм "Огонь", в котором показывают сказки: невозможно пройти через огонь, вынести человека, один троих не вынесет никогда, просто этого не знает простой гражданин Российской Федерации. Закон должен защищать наших пожарных, особенно руководителя. Если он людей послал спасать горящих в огне жителей и кто-то погиб, он потом не должен оправдываться на суде, доказывая, что он должен был это сделать, ведь не было другого способа спасти людей, кроме как послать пожарных в огонь. А у нас, увы, таких фактов очень много. Я вам больше скажу, есть случаи, когда мы вынуждены брать воду из близлежащих источников, вскрывать соответствующие помещения либо частные владения, чтобы подойти и подать воду для тушения пожара и спасения людей, а потом нам вчиняют огромные иски и пытаются привлечь к ответственности, в том числе уголовной. На пожарных нападают, не дают им тушить - посмотрите Интернет, в Интернете это есть. Поэтому, так как такой закон уже действует для спасателей, а МЧС России - это и спасатели, и пожарные, очень прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать законопроект и такое же право дать пожарным, которых несоизмеримо больше, их 230 тысяч, а спасателей только 30 тысяч. И жизнью они рискуют ежедневно, ежечасно. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 44 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.