Заседание № 53
22.06.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 130559-8 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протоколу, дополняющему Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 850 по 1124 из 4982
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протоколу, дополняющему Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Дмитрия Станиславовича Зверева. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение законопроект разработан в целях присоединения Российской Федерации к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протоколу, дополняющему Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Проект направлен на противодействие актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации при возникновении глобальных угроз. Конвенции и протокол нацелены на укрепление антитеррористической безопасности в сфере международной гражданской авиации. Присоединение к указанным международным правовым актам полностью отвечает интересам Российской Федерации. Справочно отмечу: на сегодняшний момент 58 государств к ней присоединились. Российская Федерация принимала непосредственное участие в подготовке как отдельных положений конвенций, так и протокола. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Светланы Сергеевны Журовой. Пожалуйста. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает присоединение Российской Федерации к двум международно-правовым документам, принятым на дипломатической конференции по авиационной безопасности, прошедшей под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2010 году в Пекине. Коллеги, мы все, конечно, помним про террористические акты, которые были совершены в США 11 сентября 2001 года, которые открыли новую страницу книги мировых злодеяний, когда террористы использовали гражданские пассажирские самолёты в качестве оружия для уничтожения людей и объектов. Именно это послужило поводом для проведения правовых исследований и разработки под эгидой ИКАО проектов новых международных договоров с учётом таких угроз, как использование гражданских воздушных судов в качестве средств перевозки и доставки оружия массового уничтожения, применение любого биологического, химического и ядерного оружия против гражданского воздушного судна или на борту воздушного судна, вмешательство в аэронавигационное оборудование с применением электронных и компьютерных средств. С 2001 года у нас началась совершенно новая жизнь, когда мы оказываемся в аэропорту или в самолёте, - контроль был ужесточён, и мы все это на себе почувствовали. В Пекинской конвенции, которую мы сегодня рассматриваем, закреплены новые виды деяний, признаваемых в качестве преступлений, совершаемых незаконно и преднамеренно. Пекинский протокол предусматривает, что уголовная юрисдикция может устанавливаться государством, на территории которого совершено соответствующее преступление. С 1 июня 2018 года оба документа вступили в силу, и, как сказал докладчик, 53 страны уже их ратифицировали. Безусловно, государствам следует закрепить в международных договорах новые требования к авиационной безопасности, отвечающие современным вызовам и продиктованные временем, с целью уменьшения риска нарушения безопасности пассажиров и лиц авиационного персонала не только своего государства, но и иностранных граждан, совершающих международный полёт. Признавая терроризм как угрозу международному миру и безопасности, в своих резолюциях 1368 и 1373 Совет Безопасности ООН официально признал право государств прибегнуть к самообороне в ответ на террористический акт. Из этого следует, что, если воздушное судно используется в целях, противоречащих целям гражданской авиации, таких, как терроризм, государство вправе применить вооружённые силы, но самооборона должна остаться исключительным вариантом. Надо понимать, что Пекинская конвенция и протокол устанавливают порядок деятельности государств, направленной на неизбежное и суровое уголовное наказание лиц, совершающих или пытающихся совершить или организовать совершение преступления, включая террористический акт. Обращаю ваше внимание на то, что Российская Федерация присоединяется к конвенции с двумя оговорками и одним заявлением. Одна оговорка направлена на непризнание обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров между государствами - участниками конвенции относительно её применения и толкования. Когда в результате совершения одного из преступлений полёт отложен или прерван, любое государство-участник, на территории которого находятся воздушное судно, пассажиры или экипаж, содействует его пассажирам и экипажу в продолжении их следования так скоро, насколько это возможно, и без задержек возвращает воздушное судно и его груз законным владельцам. В соответствии с заявлением Российской Федерации понятие "без задержки" не препятствует осуществлению необходимых процессуальных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации. На законопроект получен положительный отзыв Комитета Совета Федерации по международным делам. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту нет. Коллеги, только прочные юридические рамки позволят гарантировать, что терроризм никогда не будет иметь безопасного неба для совершения террористических актов. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе поддержать ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. Подготовиться Коломейцеву. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Звереву. Дмитрий Станиславович, у меня три вопроса по проекту закона. Первый, по пункту 1: "Российская Федерация рассматривает в качестве преступления..." - и дальше идут различные виды перевозок. Ну так вот, в нашем Уголовном кодексе большинства из этого перечня нет, поэтому как мы можем писать, что рассматриваем в качестве преступления? Второй вопрос, по пункту 2. Мы говорим, что не ратифицируем часть первую статьи 20, где говорится, что спор между двумя и более государствами, который касается толкования настоящей конвенции, решает специальный арбитраж либо Международный Суд ООН. Мы от этого отказываемся, но кто тогда будет решать споры? И третий вопрос. Говорится, что мы имеем право проводить всякого рода процессуальные действия без задержки. О каких процессуальных действиях речь идёт? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопрос. Начну с двух оговорок. Содокладчик на них остановился, рассказал достаточно подробно, тем не менее позволю себе повторить. Итак, пункт 2 статьи 20 конвенции, арбитражная оговорка. Дело в том, что мы предлагаем урегулирование спора, в том числе в части толкования, путём переговоров, только после этого передачу в арбитраж. Это как раз составляет суть оговорки Российской Федерации. Оговорка о проведении процессуальных действий. Дело в том, что в конвенции основной временной механизм - это разрешение незамедлительного следования, при этом нет никаких оговорок. Российская Федерация принимает данную статью, но с оговоркой: с условием проведения соответствующих процессуальных действий, если это необходимо и предусмотрено национальным законодательством. Это могут быть любые процессуальные действия, в том числе в рамках уголовного процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Я поспорил бы о своевременности ратификации, если ещё в 2010 году было подписание. В 2022 году вы вносите на ратификацию, не учитывая последствия СВО и того, что ваши недобросовестные подчинённые лишили страну крыльев. Дмитрий Станиславович, вы однозначно ответьте, зачем дополнительное ограничение для нашей авиации в условиях СВО? Вы специально это делаете или что? Вы почитайте, что у вас написано! Везёт человек в Россию программное обеспечение, которого здесь нет, - всё, это преступление, давайте его осудим. Мне кажется, что здесь вы что-то не то написали. ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Конвенция вступила в силу в 2018 году. В данном случае, несмотря на то что она была принята действительно в 2010 году, в соответствии с установленным этой же конвенцией правилом срок вступления в силу был обозначен по принятию её определённым количеством стран. И как раз здесь своевременность ратификации - подчёркивание, что Российская Федерация в том числе в области воздушного права соблюдает все принятые на себя международные обязательства, несмотря на "дружественные" и нарушающие международное право акты со стороны зарубежных государств. Приоритет и статус Российской Федерации как исполняющей все требования Чикагской конвенции и других международных актов в области гражданской авиации является показательным. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, я полагаю, что законопроект написан, ну, мягко говоря, не так, как требует закон. Вот Зверев, к сожалению, не ответил на мои вопросы. Я ещё раз обращаю внимание. Первое, в пункте 1 написано: "Российская Федерация рассматривает в качестве преступления..." - и дальше перечень целого ряда перевозок. Если мы рассматриваем в качестве преступления, значит, это есть в нашем Уголовном кодексе, но из того, что здесь написано, в Уголовном кодексе почти ничего нет! Для чего такие заявления, спрашивается, для громкого слова, что ли? Это надо править обязательно. Второй вопрос. Мы говорим о том, что не намерены ратифицировать статью 20 конвенции. В статье 20 конвенции говорится о том, что если возникает какой-либо спор между двумя и более государствами - участниками этой конвенции, который касается её толкования и применения, то этот спор решается либо специально созданным арбитражем, либо по просьбе любой из сторон передаётся в Международный Суд ООН. Мы это отвергаем - возникает вопрос: а как будут решаться споры, как мы без этого решим спор, если он возникнет? Непонятно совершенно. И третье. "Российская Федерация исходит из того, что содержащееся в пункте 2 статьи 16 конвенции понятие "без задержки" не препятствует осуществлению необходимых процессуальных действий..." - каких процессуальных действий, о чём идёт речь? Процессы могут быть самые разные: технические процессы, социальные процессы, уголовный процесс, процесс административный и так далее - ну надо же сказать, что мы хотим, что мы предполагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Станиславович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо, Иван Иванович. Спасибо ещё раз за вопросы. Ещё раз подчеркну, обращу внимание на оговорки, которые содержатся в теле законопроекта, и ещё раз скажу о составах уголовных преступлений. Присоединение к конвенции - это первый этап, который даёт нам возможность и основание для подготовки соответствующих изменений в уголовное законодательство и в уголовно-процессуальное законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчику Светлане Сергеевне Журовой включите микрофон. ЖУРОВА С. С. Уважаемые коллеги, из-за того что была на трибуне... И от фракции тоже хотела бы сказать, и как содокладчик. Дело в том, что наше взаимодействие по вопросам безопасности, по антитеррористическим мероприятиям, которые проходят у нас совместно с другими странами, всегда поддерживается на всех уровнях, поэтому и поддерживаем этот законопроект (в отличие, возможно, от других ратификаций, которые мы принимали и аудит которых мы будем проводить в Государственной Думе, - они, возможно, уже не имеют того смысла, который имели раньше). Заметьте, сейчас мы, наоборот, принимаем этот закон о ратификации, понимая всю необходимость и важность в связи даже с теми событиями, которые сейчас происходят на Украине. Поэтому прошу вас поддержать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данную ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект, пункт 5 порядка работы, ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 38 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.