Заседание № 105
10.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 130549-4 "О внесении изменения в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения перечня объектов муниципальной собственности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4293 по 4446 из 4697
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Государственной Думы Ярославской области Петра Ивановича Губочкина. Пожалуйста, Пётр Иванович. Как много у нас Государственных Дум, однако. ГУБОЧКИН П. И., представитель Государственной Думы Ярославской области. Уважаемая Любовь Константиновна, дорогие коллеги! Смысл этого законопроекта заключается в следующем. Он касается учреждений культуры, под которыми понимаются творческие мастерские и студии: изостудии, допустим, мастерские художественного слова и так далее. В настоящее время в законе, куда вносится поправка, к функциям, которые закрепляются за местным самоуправлением, относится функция поддержания культуры и осуществления культурных каких-то мероприятий и соответственно есть статья, где закрепляется имущество для осуществления вот этих культурных функций в рамках местного самоуправления. Естественно, понятие "культура" емкое, и оно охватывает разнообразные учреждения культуры, но в логике самого закона есть некоторое исключение, сделанное для библиотек. То есть там наряду с функциями в отношении учреждений культуры выделяется еще функция поддержки библиотечного дела. Исходя из этого возникают некие сомнения: а остальные какие-то конкретные области культуры, скажем народное творчество, какие-то народные промыслы?.. Это там не оговаривается. Поэтому при реализации этого закона возникает соблазн, скажем, то, что в законе не обозначено, изъять и сократить. Поэтому для того, чтобы исключить неправильную трактовку возможностей местного самоуправления в осуществлении культурных функций, и, самое главное, для реализации конкретной проблемы... В условиях действия существующего закона о приватизации, когда от непрофильного имущества муниципалитеты должны избавляться, они могут выставить на аукцион - только такая форма реализации имущества предполагается - и вот эти учреждения культуры. В этом случае становится реальным то, что мы можем потерять культуру, а точнее, материальную базу для развития культуры - скажем, детские изостудии, студии художественного какого-то творчества. Они также могут быть в ходе приватизации уничтожены. Поэтому суть законопроекта, который вносит Госдума Ярославской области... Кстати говоря, Любовь Константиновна, я поддерживаю ваше замечание о том, что слишком много у нас различных Государственных Дум и президентов, и, возможно, это всё действительно надо бы упростить, должны быть одна Государственная Дума, на мой взгляд, и один президент. И я готов, например, у себя в Думе внести соответствующий закон о том, чтоб мы изменили название, допустим, на Законодательное Собрание Ярославской области. Это было бы, наверное, логично. Но это уже не в рамках этого закона, естественно. А суть законопроекта заключается в том, чтобы мы все-таки защитили художников и вообще творческих людей, чтобы дали им возможность, опираясь на эту поправку, так сказать, располагать этим муниципальным имуществом. Например, в настоящее время в Ярославской области объем творческих студий художников составляет менее 1 процента от общего объема муниципальной собственности. Они, естественно, оплачивают все коммунальные расходы, платят определенную арендную плату, они не обременительны для бюджета. Но, если это всё будет выставлено на продажу... А какие это помещения? Это подвальные, чердачные помещения и ряд помещений - это специальные творческие мастерские, которые на исходе советской власти были построены именно для художников. И они, конечно, не выдержат конкуренции, понятно, что коммерсанты всё раскупят, сделают, скажем, залы для игровых автоматов, и тогда мы просто потеряем культурную составляющую жизни города или поселения какого-либо. Вот в этом заключается смысл данной поправки: защитить право культуры на существование, защитить ее от распродажи при проведении соответствующих аукционов. Я понимаю, что, может быть, в какой-то степени поправка несовершенна, потому что нужно соответственно затронуть еще и вопрос о расширении функций, которые закрепляются за местным самоуправлением, в частности по обеспечению развития художественного творчества, организации различных студий, но это можно сделать в рамках последующих чтений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Иванович. Внесите свою поправочку в свой законодательный орган, мы будем вам очень признательны: одной Государственной Думой будет меньше, тем более что Республика Северная Осетия - Алания такой пример уже России подала. С содокладом выступит Владимир Семёнович Мокрый. Включите микрофон, пожалуйста. МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Данный законопроект, как вы слышали, содержит норму, определяющую расширение перечня возможных объектов муниципальной собственности поселений новым пунктом - "творческие мастерские и студии". При рассмотрении данного законопроекта мы прежде всего руководствовались следующим. Согласно пункту 1 части первой статьи 50 федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения, которые определяются статьями 14, 15 и 16 федерального закона. Организация творческих мастерских и студий не значится в качестве вопроса местного значения. В связи с этим отсутствуют правовые основания для включения творческих мастерских и студий в перечень возможных объектов муниципальной собственности в качестве самостоятельного объекта. Также хотел бы сказать, что мы разделяем точку зрения, высказанную в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, о том, что требует конкретизации само понятие "творческие мастерские и студии", которое не используется в федеральном законодательстве. В соответствии со статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации о культуре граждане имеют право в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей и благ, по посредничеству в области культурной деятельности. Из представленных материалов, к сожалению, неясно, относятся ли творческие мастерские и студии к указанным организациям, учреждениям и предприятиям и в чем состоит целесообразность их включения в список муниципального имущества, которое должно находиться в собственности муниципальных образований, поселений. Вместе с тем мы полагаем, что действующая редакция федерального закона допускает отнесение творческих мастерских и студий к муниципальной собственности при решении такого вопроса местного значения, как создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры (пункт 12, часть первая, статья 14, а также пункт 8, часть вторая, статья 50 федерального закона). В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Депутат Малышкин, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А. А у меня маленькое выступление, ведь вопросов же ни у кого нет. Я товарищу из ярославской Думы помогу. Посмотрите, вот во всех программах приватизации, начиная с 91-го года, запрещено приватизировать объекты социально-культурной инфраструктуры, понимаете? Они должны быть переданы в муниципальные образования в исправном состоянии, на что правительство выделяет деньги. И поэтому вы можете смело, спокойненько на своем уровне принять там законодательный акт какой-то, что изостудии, студии творчества тоже входят в объекты социально-культурной инфраструктуры, - и работайте, пожалуйста, и не нужно тут изобретать велосипед, смело, спокойно возьмите на себя эти функции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 12 сек.) Проголосовало за 46 чел.10,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 49 чел. Не голосовало 401 чел.89,1% Результат: не принято Не принято.