Заседание № 58

06.07.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 130415-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за повторное управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортными средствами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4161 по 4200 из 5344
36-й вопрос рассматриваем. О проекте федерального закона "О внесении            
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Доклад Ирины Александровны Панькиной.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Александровна.                                                
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это            
связанный с предыдущим проект, предусматривающий усиление административной      
ответственности за нарушение Правил дорожного движения лицом, ранее уже         
лишённым права управления. Проведены все необходимые экспертизы, законопроект   
подготовлен к рассмотрению в третьем чтении.                                    
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет.       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 36-й вопрос нашей повестки.               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас с вами есть договорённости, мы их реализуем.        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 57

05.07.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 130415-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за повторное управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортными средствами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7077 по 7131 из 10402
59-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина    
Александровна Панькина.                                                         
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это                  
взаимосвязанные законопроекты. Устанавливается и усиливается административная   
ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, уже лишённым      
права управления транспортным средством. Всего в процессе подготовки            
законопроекта ко второму чтению поступило четыре поправки, все они              
рекомендованы комитетом к принятию. Просим рассмотреть таблицу поправок и       
проголосовать за законопроект во втором чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просим рассмотреть   
законопроект в третьем чтении завтра.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.               
                                                                                

Заседание № 50

14.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 130415-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за повторное управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортными средствами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3728 по 4241 из 6190
Коллеги, мы сейчас будем рассматривать сразу два законопроекта, пункты 20 и     
21, с одним докладом и с одним содокладом. Пункт 20, проект федерального        
закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в        
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления            
ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации           
транспортных средств водителями, лишёнными права управления транспортными       
средствами", и пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад        
Ирины Анатольевны Яровой.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безопасность    
на дорогах - это, наверное, одна из самых злободневных и важных тем, которая    
касается каждого гражданина, является ли он водителем, пешеходом или            
пассажиром. Вы помните, что мы стараемся последовательно, анализируя ситуацию   
и понимая, какие происшествия случаются на дорогах, менять законодательство в   
логике упреждения правонарушений, потому что самое важное - это даже уже не     
наказать водителя, который совершил правонарушение или преступление, а спасти   
человеческую жизнь, сделать то возможное, что позволит не совершить это         
преступление.                                                                   
                                                                                
К сожалению, мы с вами имеем статистику, в соответствии с которой ежегодно      
выявляется более 100 тысяч лиц, управляющих транспортным средством, не имея     
на это законного основания. Фактически, де-юре, эти лица не должны быть         
участниками дорожного движения, это уже не водители, это заведомо               
правонарушители, потому что лицо, не имеющее законного права на управление      
транспортным средством, - это правонарушитель, это лицо, которое умышленно,     
понимая неправомерность своих действий, совершает их и тем самым создаёт        
угрозу для жизни и безопасности неограниченного круга лиц. Статистика также     
свидетельствует о том, что более половины правонарушений, связанных с выездом   
на полосу встречного движения, совершают именно эти лица, которых вообще не     
должно быть на дороге. И к сожалению, почти половина погибших в таких           
происшествиях - это погибшие по вине таких лиц, которые не должны быть          
участниками дорожного движения. Таким образом, мы с вами имеем парадоксальную   
ситуацию, когда суд принимает решение о лишении гражданина права управления     
транспортным средством, но это решение суда не исполняется - не исполняется     
систематически. При этом полностью девальвируется ценность самой                
пресекательной меры, устанавливаемой судом, - запрета на управление             
транспортным средством, а самое главное, не достигается важная цель -           
исключение этого субъекта из участников дорожного движения и тем самым снятие   
угроз для других людей, которые в качестве пешеходов, водителей или             
пассажиров являются участниками дорожного движения. Мы с вами не единожды       
видели записи в ретивых видеоблогах, где, хвастаясь и бахвалясь, несутся на     
высокой скорости те, кто не имеет права на управление транспортным средством,   
продолжают нагло вести себя на дорогах, именно нагло, и просто откупаются       
штрафом - и это происходит многократно. То есть неисполнение решения суда о     
запрете на управление транспортным средством превращается в колесницу... в      
колесо многократных злоупотреблений и неуважения к закону и к обществу. И       
возникает вопрос: что же делать с такими правонарушителями, что ещё нужно       
предпринять, чтобы их остановить?                                               
                                                                                
Ну, прежде всего, совершенно очевидно, что является недостаточной мера          
административного воздействия в виде существующего штрафа, который позволяет    
просто откупаться - многократно! Поэтому мы предлагаем ужесточить меру          
административной ответственности для тех, кто повторно садится за руль          
автомобиля, не имея на то законных оснований, - повысить штраф до 100 тысяч     
рублей. Но это будет последняя мера предупреждения. Сегодня по факту            
последней мерой является, к сожалению, только трагическое происшествие на       
дороге - останавливает только гибель самого нарушителя и других людей.          
Поэтому мы предлагаем после повторного привлечения к административной           
ответственности устанавливать уже уголовную ответственность, так как понятно,   
что все меры воздействия на такого субъекта исчерпаны и общество не может       
находиться в состоянии постоянного ожидания, когда произойдёт трагедия. Ещё     
раз хочу подчеркнуть: в данном случае мы не ведём речь о водителях - де-юре и   
де-факто это уже не водитель, а это лицо, не имеющее законных оснований для     
управления транспортным средством, которое не может быть участником дорожного   
движения. Вводя уголовную ответственность, мы предлагаем ввести                 
дополнительную меру пресекательного свойства в виде конфискации транспортного   
средства. Вы помните долгие дискуссии на предмет того, в каких случаях можно    
было бы прибегнуть к такой форме ответственности, - вот это тот самый случай:   
в ситуации использования транспортного средства лицом, которое не является      
водителем, а заведомо является правонарушителем, причём нередко ещё и в         
состоянии алкогольного, наркотического опьянения, изъятие транспортного         
средства - это, конечно, пресекательная мера, которая оставит такого            
нарушителя без колёс, без возможности продолжения противоправной                
деятельности.                                                                   
                                                                                
Вместе с тем мы всё-таки рассчитываем, что решения, которые мы сегодня с вами   
будем принимать, будут иметь в большей степени профилактический характер. Ещё   
раз хочу подчеркнуть, что сегодня государство должно провозгласить, принять     
решения, которые для тех, кто нарушает закон, смогут стать таким                
ограничителем в противоправном действии, потому что понимание того, что он      
лишится транспортного средства, понимание того, что он уже не сможет            
откупиться штрафом и будет привлечён к уголовной ответственности, безусловно,   
огромное количество этих правонарушителей остановит. Ну а те, кого эта мера     
не будет останавливать, будут нести установленную законом ответственность.      
При этом мы предлагаем ввести такой дополнительный квалифицирующий признак,     
отягчающий вину, как совершение других противоправных деяний, предусмотренных   
уголовным законодательством, в случае если лицо совершило их на дороге,         
будучи лишённым права на управление транспортным средством.                     
                                                                                
Вы помните, что по поручению Председателя Государственной Думы была создана     
межфракционная рабочая группа, - данный законопроект является результатом       
нашей совместной работы. Мы провели большую работу с Верховным Судом, с         
Генеральной прокуратурой, со Следственным комитетом, с МВД России, с            
Минюстом, и это наша согласованная позиция, которая в полной мере               
поддерживается всеми ФОИВами и является результатом нашей серьёзной             
аналитической работы - работы по анализу происшествий на дорогах - и            
понимания той, к сожалению, преступной логики, которой сегодня следуют          
правонарушители без водительского удостоверения.                                
                                                                                
Просим поддержать, и полагаю, что, если мы примем в весеннюю сессию два этих    
закона, они начнут уже действовать летом, когда очень важно, чтобы гонки на     
дорогах были остановлены.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ирины Александровны Панькиной.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Действительно, работа по совершенствованию, по усилению ответственности за      
нарушение правил дорожного движения проводится нами постоянно. Рабочая группа   
проделала большую работу, и наконец два законопроекта с системным подходом по   
установлению и усилению ответственности в административном и уголовном          
законодательстве сегодня нами рассматриваются.                                  
                                                                                
Что же конкретно предлагается авторами? На сегодняшний день в                   
административном законодательстве существует лишь одна мера реагирования -      
есть статья, которая направлена на установление ответственности за управление   
автомобилем лицом, лишённым прав, с санкцией до 30 тысяч рублей. Авторы         
приводят достаточно подробную статистику, была проделана большая                
аналитическая работа, и я хотела бы акцентировать ваше внимание на том, что     
последние три года в среднем в Российской Федерации ежегодно выявляется         
больше 80 тысяч правонарушителей, садящихся за руль, будучи лишёнными прав.     
Что это означает? Это означает, что у нас уже образуется особая категория       
правонарушителей, которые цинично игнорируют закон. Авторы законопроекта        
также отмечают высокий процент участия этих же водителей в ПДД с тяжёлыми       
последствиями и погибшими. Это, конечно, создает серьёзную угрозу для всех      
участников дорожного движения. За повторное правонарушение, когда лицо, уже     
будучи лишённым прав, садится за руль, будет рекомендована и будет              
устанавливаться уголовная ответственность. В качестве уголовно-правового        
принуждения, в качестве особенной меры предлагается конфискация. И в связи с    
этим комитетом предлагается ко второму чтению рассмотреть возможность           
включения нормы о конфискации транспортного средства в отношении особо          
злостных нарушителей и в административное законодательство. Кроме того,         
предлагаем исключить возможность применения, так скажем, административной       
скидки: мы с вами знаем, что в определённый срок, это месяц, предлагается       
скидка 50 процентов за своевременную уплату штрафа.                             
                                                                                
В целом концепция законопроекта поддерживается. И как уже было подчёркнуто      
Ириной Анатольевной, мы надеемся, что это будет общая превенция, это будет      
превентивная мера, когда лица, которые уже лишены прав, задумаются, стоит ли    
садиться за руль и нарушать и в принципе садиться за руль вновь и вновь.        
Комитет поддерживает концепцию законопроектов и рекомендует принять в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемая Ирина Александровна, скажите, а как будет фиксироваться это           
правонарушение? Будет приниматься во внимание информация с устройств фото-,     
видеофиксации или это будет фиксироваться только лично сотрудниками ДПС?        
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо большое за вопрос. Мы предполагаем, что фиксировать      
правонарушение будет сотрудник.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, безусловно, очень нужный и правильный         
законопроект, но есть некоторые вопросы, в частности вопрос по конфискации      
автомобиля: если это нарушение и преступление происходит на арендованном        
транспорте или просто на чужом транспорте, вот в данном случае как будет        
применяться эта норма?                                                          
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо большое за вопрос.                                       
                                                                                
Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что конфискация предлагается не в     
виде наказания, а в виде меры уголовно-правового воздействия, это первое.       
                                                                                
А второе, ну, если человек садится за руль автомобиля, то он несёт              
ответственность за это транспортное средство.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич.                                
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Ирина Александровна, у меня такой вопрос. Ну, тема не новая, я четыре года      
назад её поднимал, мы приводили пример Белоруссии, где повторное нахождение     
за рулём в нетрезвом состоянии ведёт к конфискации имущества, ну, автомобиля.   
У нас в своё время эта норма действовала, затем Конституционный Суд эту норму   
отменил, сейчас мы к ней возвращаемся. Мы будем наказывать просто за            
повторное вождение людей, которые лишены прав, или за повторное вождение        
людей, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения?                    
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Вы знаете, вот эта мера, конфискация, предлагается за так        
называемую карусель: ты лишён права, ты садишься за руль, тебе даётся шанс -    
наказание в административной плоскости (повторно наказывать предлагается        
опять же в рамках административного судопроизводства), - если же ты, уже        
будучи лишённым прав, опять нарушаешь и у тебя нет прав, только в этом случае   
эта мера будет работать.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровой включите микрофон.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я полагаю, что здесь нужно чётко                
дифференцировать. Мы принципиально ведём речь именно о возможности изъятия      
транспортного средства, когда лицо привлекается к уголовной ответственности и   
когда меры административной ответственности уже исчерпаны. Наша задача в том    
числе не допустить даже какого бы то ни было намёка на возможность              
злоупотреблений, которые могли бы быть в рамках административной                
ответственности. Мы чётко следуем правилу, что каждая мера должна быть          
законной и обоснованной. То, что предлагаем мы, как авторы законопроекта, то,   
что содержится в концепции, - это именно такой подход. И он очень               
принципиален, потому что гарантирует безусловную законность всей процедуры.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, всё-таки возвращаюсь к повторным    
правонарушениям и даже преступлениям. 90 процентов вот этих товарищей,          
которые садятся за руль третий раз, там, пьяными, пересекают сплошную, ездят    
не на своих автомобилях - это либо дядина машина, либо тётина, либо у друга     
взял и тому подобное. И понятно, механизм, который предлагается сейчас, -       
изымать, не важно как - будет немного противоречить и логике Гражданского       
кодекса, так как это чужая собственность, и всему остальному, поэтому,          
видимо, эту норму стоит доработать. Может быть, говорить об угоне, если         
автомобиль взят без разрешения владельца, - а это совершенно другая статья, -   
либо каким-то другим образом доработать, но эту процедуру нужно                 
совершенствовать, потому что, повторяю, девять из десяти случаев под            
конфискацию в чистом виде не подпадут вот при таком подходе.                    
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Дело в том, что в данном случае речь идёт об орудии совершения     
преступления, понимаете, в чём принципиальная разница? И без разницы, маме      
принадлежит автомобиль, папе, дяде или ещё кому-то, - это орудие совершения     
преступления. Лицо, которое садится за руль автомобиля - любого автомобиля, -   
не имея законного основания, использует его как орудие совершения               
преступления.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить хотите?                                          
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. У меня небольшое добавление.                                     
                                                                                
Вот абсолютно правильно было отмечено: мы устанавливаем не вид наказания, а     
меру уголовно-правового воздействия, которая касается непосредственно орудия    
совершения преступления; вне зависимости от того, кому принадлежит              
автомобиль, на нём было совершено преступление. В этом принцип и суть           
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокофьев Артём Вячеславович.                             
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к докладчикам.                                                    
                                                                                
Вот в докладах прозвучало, что, если ДТП привело к тяжким последствиям, в       
качестве отягчающего обстоятельства будет рассматриваться то, что человек       
лишён водительских прав. Из текста законопроекта мы понимаем, что это           
касается и тех, кто не имеет права на управление транспортным средством, -      
это тоже будет отягчающим обстоятельством, если ДТП привело к тяжким            
последствиям. Но мы же с вами понимаем, что это немного разные                  
обстоятельства: одно дело, когда человек лишён водительских прав, и он знает    
о том, что он лишён, и он садится за руль, и это приводит к тяжким              
последствиям, и другое - когда, например, у человека истёк срок действия        
прав, он не заметил этого и попал в ДТП с тяжкими последствиями. Ну разве это   
равноценно? Вот поясните, пожалуйста, позицию авторов законопроекта по этому    
поводу.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Именно поэтому в законопроекте установлен многоступенчатый       
подход к назначению наказания, установлено, в какой плоскости рассматривать,    
это первое.                                                                     
                                                                                
А второе, если вы внимательно посмотрите - в тексте законопроекта абсолютно     
чётко прописано: "...лишённым права управления транспортными средствами".       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить хотите?                                          
                                                                                
Яровой включите микрофон.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Да, я хотела добавить.                                             
                                                                                
Дело в том, что вы не учитываете одно важное обстоятельство: суд всегда         
принимает решение, исходя из оценки совокупности факторов. Это не действует     
так перпендикулярно, как вот вы представляете, задавая вопрос, - суд всегда     
оценивает обстоятельства, при которых было совершено то или иное                
преступление. Поэтому и нормы всегда такие диспозитивные, они дают суду         
возможность ориентироваться на характеристику личности, которая совершила       
данное противоправное действие, и обстоятельства, в которых оно было            
совершено.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Да.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Коллеги, фракция КПРФ всегда выступала против преюдиции как      
таковой, я напомню, это наш фундаментальный подход, но в данном случае в        
первом чтении оба законопроекта мы поддержим, потому что проблема               
действительно существует, и проблема перезревшая.                               
                                                                                
Только вот всё-таки стоит обратить внимание на конфискацию. Это не то что       
довольно спорный, а очень такой острый инструмент. Если понятно, что это        
собственник, понятно, что ему принадлежит автомобиль, то изъятие автомобиля у   
такого нерадивого собственника вполне допустимо, и, я думаю, это всеми будет    
признано вполне рациональным и правильным. Другое дело, когда это чужой         
автомобиль. Я повторяю, что в 90 процентах случаев этот автомобиль              
принадлежит какой-нибудь организации, родственнику, ещё кому-то, причём         
зачастую этот автомобиль ещё и берётся без всякого спроса, что называется. И,   
конфисковав машину у какого-нибудь, там, племянника или ещё у кого-то,          
говорить ему после этого, мол, ты сам виноват, что допустил, что сумел, там,    
каким-то образом твой товарищ, который злоупотребляет алкоголем или другим      
способом часто нарушает правила дорожного движения, сесть в твой автомобиль,    
и теперь ты, будь добр, с него в порядке гражданского судопроизводства          
взыскивай стоимость автомобиля, доказывай свою невиновность... Ну, этот         
вопрос всё-таки требует дополнительного обсуждения. Тем более что могут быть    
и компании, которые предоставляют в аренду автомобили и которые, в общем-то,    
не имеют никакого умысла и никак не могут воспрепятствовать попаданию за руль   
автомобиля соответствующего гражданина. Может быть, подумать, посмотреть ещё    
ко второму чтению? Мы, со своей стороны, тоже, я думаю, предложим поправки.     
Всё-таки этот инструмент требует дополнительного обсуждения, очень тонкой       
настройки, чтобы хороший и грамотный инструмент не превратился просто в         
молот, который всё расплющивает и оставляет виноватым не только того            
человека, о котором мы сегодня говорим и от которого уберегаем всех             
остальных, но и кучу других людей, которые не имеют никакого отношения,         
собственно, к нему и к его преступлениям.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Динар Загитович.                             
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я 30 лет прослужил в органах МВД, в Госавтоинспекции, я      
видел много горя человеческого, когда люди погибали в ДТП из-за водителей в     
состоянии алкогольного опьянения, и по своей практике могу сказать следующее.   
После ужесточения административных мер, после того как потом появилась          
уголовная статья за повторные нарушения, водители стали меньше употреблять за   
рулём. Но искоренить это мы всё равно не можем.                                 
                                                                                
Вот предлагаемая сегодня конфискация автомобиля - нужная мера, она поправит     
ситуацию на дорогах. Возьмём статистику: мы в Башкортостане когда-то ловили     
по 70 тысяч водителей в состоянии алкогольного опьянения, а через 15 лет, в     
последние годы, мы таких водителей задерживали всего по 18 тысяч. Это говорит   
о том, что люди начинают понимать. И предлагаемое сегодня ужесточение вот       
этой меры, я думаю, повлияет на ситуацию на дорогах.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ        
РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", конечно же, поддержит представленный законопроект об       
ужесточении ответственности для нерадивых, пьяниц, тем более за рулём,          
которые совершают преступления, опасные для жизней тысяч и тысяч наших          
граждан.                                                                        
                                                                                
И особенно - я хочу сказать в противовес коллеге Куринному - я поддерживаю      
вот эту долгожданную новеллу о конфискации орудия убийства. Я считаю, что       
пьяница, без прав водящий автомобиль, - это практически убийца, опаснейший      
преступник, и, как и подобает в подобных случаях, орудие убийства должно быть   
конфисковано.                                                                   
                                                                                
Коллега Куринный, скажите, если преступник вышел во двор и начал палить из      
ружья, из автомата, что будет с этим оружием, с этим орудием убийства? Не       
важно, кому оно принадлежит, где он его взял - украл, попросил на охоту         
сходить, - что будет с этим орудием убийства? Оно будет конфисковано сразу же   
и уничтожено. Почему мы с автомобилем-то должны поступать иначе? Что, разве     
не бывает орудий каких-то там очень дорогих, гораздо дороже, чем автомобиль?    
Никакой разницы здесь быть не должно.                                           
                                                                                
Коллеги, я ещё раз хочу подчеркнуть: сегодняшнее событие - очень важное в       
плане создания вот такого позитивного прецедента.                               
                                                                                
Я прошу добавить время - выступление от фракции.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я десять лет с этой трибуны - может, помнит кто - выступал с        
аналогичными законопроектами по разным темам. И я считаю, что сегодня только    
первый шаг сделан. Почему только на лишенцев мы распространяем вот эту          
верную, жёсткую, неотвратимую в сегодняшних условиях меру наказания -           
конфискацию автомобиля? А почему для тех убийц, которые в пьяном виде ездят,    
но у них есть права... Он административно нарушал сотни раз, он уже             
по-разному как-то выкручивался, но совершает преступление, убивает, находясь    
за рулём своего автомобиля (или не своего), не одного, а нескольких граждан -   
и на него мы это не распространяем. Я считаю, на таких нарушителей в            
обязательном порядке должно это распространяться.                               
                                                                                
Дальше. Коллеги, только что говорили про все вот эти катастрофические           
ситуации с мусором. Я выходил на эту трибуну и предлагал для владельцев этих    
мусоровозов, которые загадили территорию, прилегающую к городам, посёлкам...    
Почему для них мы не вводим конфискацию - вот этих их мусоровозов? Вы           
понимаете, какие будут последствия? Совершаешь преступление, уничтожаешь, ну,   
не людей, но животных, природу - неси ответственность вот таким же способом!    
Я вас уверяю, после конфискации нескольких десятков автомобилей, мусоровозов    
ситуация поменяется враз. Вот этого как раз боялись все эти преступники.        
Много лет, десятилетия мы с этой трибуны просили, предлагали, требовали, но     
разные защитники права собственности какого-то другого дяди вот так уводили     
нас в сторону.                                                                  
                                                                                
Сегодня надо принять это решение, поддержать - и развивать дальше. Ирина        
Анатольевна, я вас прошу не останавливаться, и я готов вместе с вами вносить    
другие поправки, другие законопроекты.                                          
                                                                                
А вам, коллеги, думать о главном нужно: нужно думать не о защите интересов      
преступников, пьяниц, вот таких преступников, которые нашу природу              
посмотрите, во что превращают и которым всё сходит с рук, - думать нужно о      
людях в первую очередь, в том числе о жертвах преступлений. И нужно не просто   
конфисковывать автомобиль, а, возможно, направлять средства на компенсацию      
вреда здоровью жертв преступления, ущерба природе. А что, у нас на дорогах      
всё замечательно? Некому их ремонтировать, некому убирать этот мусор. И         
помимо штрафа в 100 тысяч я бы предложил, коллеги, ещё и вспомнить вот эту      
историю: "Песчаный карьер - два шага вперёд!" И вместо 100 тысяч рублей,        
может быть, 500 тысяч или тысяча часов работ. Для кого-то, для вот этих         
гонщиков, золотой молодёжи, какой они себя считают, и 100 тысяч не деньги, а    
вот 500 тысяч или тысяча часов работ в песчаном карьере, на этой мусорной       
свалке - вот это будет наказание, это будет действительно ощутимо. И когда      
это будет показано, продемонстрировано несколько раз по всем федеральным        
каналам, вот тогда и будет реакция. А сегодня будем надеяться, что              
действительно лёд тронулся, господа-товарищи депутаты.                          
                                                                                
Спасибо авторам. Давайте поддержим эту инициативу.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово.                                                                          
                                                                                
Яровой включите микрофон.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я всё-таки хотела бы дать пояснение. Если вы    
посмотрите действующую статью 104-1 Уголовного кодекса Российской Федерации,    
то увидите, что, когда говорится о конфискации как общем институте права,       
речь идёт о конфискации орудия совершения преступления, принадлежащего          
обвиняемому. При этом случаи с третьими лицами, которые знали о том, что        
данный предмет будет использован для совершения незаконной деятельности, тоже   
охватываются. В данном случае норма сформулирована очень корректно и она не     
охватывает те случаи, о которых вы говорите, она охватывает как раз те          
случаи, которые для нас важны, - когда лица, совершая правонарушения на         
дорогах, используют одно и то же транспортное средство, которое либо было       
передано им в законное управление, как они полагали ранее, а потом              
превратилось в незаконное, либо находится в их собственности.                   
                                                                                
Но что хотелось бы сказать? Коллеги, я думаю, что все вы работаете с            
обращениями граждан. Вот у меня в Камчатском крае только за последнее время     
случилось несколько происшествий, из-за которых жизнь людей перевернулась в     
секунды. И это жизнь молодых людей, которые стали жертвами на дороге. Это       
мальчик-выпускник, который в этом году должен был поступать в вуз, а теперь у   
него жизнь будет в инвалидной коляске какое-то время - дай Бог, чтобы мы        
общими силами смогли его вернуть к жизни... Понимаете? Я полностью согласна с   
коллегами. Мне странно, почему, когда речь идёт об ответственности              
преступников, всегда начинает срабатывать такая логика, что думают не о         
жертвах, а о том, как бы меньше наказать преступника. Это парадоксально, это    
просто парадоксально! На самом деле всегда нужно думать о тех, кто без вины     
виноватый, а без вины виноватые - это жертвы преступлений. И вот наша сила      
должна быть направлена на их защиту, а не на переживания о том, что кто-то      
какого-то имущества лишится или кто как будет наказан. Не совершай              
преступления - самое простое правило, - и не будешь наказан вообще.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить все фракции, потому что это результат   
нашей совместной работы. И очень надеюсь, что принятие этих решений             
действительно позволит хотя бы в какой-то степени удержать тех, кто сегодня     
совершает не правонарушения, а совершает преступления и убийства на дорогах.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный   
кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение       
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями,       
лишёнными права управления транспортными средствами", пункт 20.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 21.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.