Заседание № 102
27.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 129762-4 "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части дополнения перечня типов образовательных учреждений кадетскими школами (школами-интернатами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4832 по 5105 из 6679
Пункт 22, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части дополнения перечня типов образовательных учреждений). Доклад представителя Московской городской Думы Евгения Борисовича Балашова. БАЛАШОВ Е. Б., представитель Московской городской Думы. Уважаемые депутаты, концепция проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" была предложена советом родительской общественности кадетских корпусов города Москвы и озвучена на выездном заседании "круглого стола" на тему "Кадетское образование в Российской Федерации. Современное состояние и перспективы развития в ХХI веке" в ноябре 2004 года в городе Ростове-на-Дону, а также обсуждалась на совещании по проблемам кадетского образования в Московской городской Думе в декабре прошлого года с участием депутатов Государственной Думы, представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, директоров кадетских школ-интернатов и представителей заинтересованной общественности, организаций и фондов. Наша инициатива получила поддержку и в регионах, в том числе поддержку Белгородской областной Думы. В настоящее время в системе Министерства образования и науки функционирует более шестидесяти государственных общеобразовательных учреждений с кадетским компонентом. Только в Москве существует двенадцать кадетских школ (школ-интернатов), и до 2007 года планируется открытие еще двух таких учебных заведений. В соответствии с пунктом 1 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате) данные учебные заведения являются общеобразовательными учреждениями. Однако специфика их всё же заметно отличается от других видов общеобразовательных учебных заведений, так как кроме программ основного общего образования в них реализуются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, что следует из пунктов 2 и 3 типового положения. Первый кадетский корпус был открыт в 1732 году, и, хотя Россия не первая страна, создавшая подобное учебное заведение, именно у нас передовая учебно-воспитательная практика, как нигде в мире, прочно укоренилась, а затем получила достойное развитие. Исторически сложилось, что выпускниками кадетских корпусов были всесторонне образованные талантливые молодые люди, воспитанные в духе товарищества и любви к Родине. Сегодня предпринимаются попытки воссоздания школ по типу старых кадетских корпусов и восстановления семилетнего кадетского образования. Есть первые положительные результаты, что я могу подтвердить на основании собственного родительского опыта, так как я являюсь членом родительского комитета кадетских корпусов. Однако решение проблем общеобразовательных учреждений с кадетским компонентом остается без должного внимания со стороны государства. Всё еще нет единого управления и финансирования, а потому эти учебные заведения постоянно испытывают трудности в расширении учебно-материальной базы, в укомплектовании профессиональными кадрами и тому подобное. В период реформирования системы российского образования в первую очередь необходимо совершенствовать нормативную базу, регулирующую это направление, тем более что выделение кадетских школ (школ-интернатов) в отдельный тип образовательных учреждений не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, не потребует изменения существующих законодательных актов или принятия новых. Но это уточнение позволит заострить внимание на учебных заведениях кадетского профиля, повысить статус школ с военным компонентом, ведь не секрет, что за последние годы моральный облик нашей молодежи изменился не в лучшую сторону. Поддержка и дальнейшее развитие таких учебных заведений станет надеждой на воспитание в наших детях лучших гражданских качеств. Не могу не согласиться с мнением вице-президента коллегии военных экспертов Министерства обороны Российской Федерации генерала Владимирова: система суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и других учреждений общего образования, построенная на национальных, исторических ценностях служения Отечеству, должна стать основой государственной патриотической социализации всего нашего общества и дать России новое поколение ее защитников, управленцев и просто достойных граждан. Прошу поддержать данный законопроект, и до принятия в первом чтении необходимо внести редакторскую правку, юридического и технического характера, в соответствии с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович, пожалуйста. С места. Булаеву включите микрофон. БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Мы не можем не согласиться с оценкой нашими коллегами той важности кадетских школ, кадетских школ-интернатов, которую в настоящее время они приобретают. Именно по инициативе Комитета по образованию и науке и проводилось заседание "круглого стола", на котором обсуждались проблемы кадетских школ. Но предлагаемое нашими коллегами решение о внесении поправки в пункт 4 статьи 12 комитетом не поддерживается. Выделение кадетских школ (школ-интернатов) в отдельный тип общеобразовательных учреждений инициирует, мотивирует и других коллег из других образовательных учреждений попытаться решить проблему таким же образом. Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 1427, кадетские школы и кадетские школы-интернаты являются общеобразовательными учреждениями. И в настоящее время в связи с утверждением нового Типового положения об общеобразовательном учреждении постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 стала возможной реализация программ дошкольного, дополнительного и специального образования в любом общеобразовательном учреждении. Типы и виды реализуемых программ должны быть в обязательном порядке указаны в уставе образовательного учреждения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об образовании". Поэтому принятие законодательной инициативы Московской городской Думы является избыточным. Вместе с тем еще раз хотел бы сказать, что в Москве, в Московской городской Думе, как нигде, наверное, понимают важность решения этой проблемы - создания кадетских школ. И мы обязаны отметить, что в этом плане они на сегодняшний день являются не только инициаторами, но они определяют ту планку кадетского образования, которая имеется в нашей стране. В официальном отзыве Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта, считая, что специфика кадетских школ (кадетских школ-интернатов) как вида общеобразовательного учреждения отвечает целям и задачам этих учебных заведений и не требует их выделения в отдельный тип образовательных учреждений. На основании изложенного, комитет предлагает отклонить представленный проект при рассмотрении в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Есть. Пожалуйста, депутат Крутов. Да, я вижу, два, Крутов и Ищенко. Пожалуйста, Крутов. Техническая группа, наблюдайте, пожалуйста, я два раза сказал. Почему не включаете микрофон? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да кто ушел? Они ушли. Крутову включите микрофон, может быть, рядом. Включили. Пожалуйста. КРУТОВ А. Н. Николай Иванович, вы говорите, что вы участвовали в заседании "круглого стола" по этому вопросу. А вы какую там заняли позицию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Булаеву Николаю Ивановичу включите микрофон. Ну что-то у нас технические... БУЛАЕВ Н. И. Я не говорил, что я участвовал в заседании "круглого стола". Я сказал, что по инициативе Комитета по образованию и науке заседание данного "круглого стола" проводилось, и это было всероссийское мероприятие. Что касается моей позиции, то нужно конкретизировать, по какому вопросу. По вопросу поддержки кадетских школ и их развития я несомненно за то, чтобы они развивались и создавались, несомненно за то, чтобы и на региональном, и на муниципальном, и на федеральном уровне мы изыскивали возможности не только моральной и эмоциональной, но и финансовой поддержки кадетских школ. А что касается закрепления их статуса как особого типа общеобразовательных заведений в законе, то абсолютно уверен, что этого делать не надо. И это никоим образом не меняет позицию, не меняет отношения к этим школам. Отношение к школам мы с вами определяем, когда формируем региональный бюджет, муниципальный да и федеральный. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Евгению Борисовичу, докладчику. Поясните, пожалуйста, существует ли различие в материальном и пенсионном обеспечении преподавательского состава общеобразовательных школ и кадетских школ и школ-интернатов. И если существует, то как принятие данного закона повлияет на эти различия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАЛАШОВ Е. Б. На сегодняшний день практически ничем не отличается кадетское образование от общего образования, и не выделяется в отдельный тип преподавание в кадетских школах и школах-интернатах. Поэтому одним из поводов и причин подачи такой поправки как раз и было намерение выделить их, для того чтобы в дальнейшем в качестве следующего шага Министерство обороны каким-то образом под свой контроль, под свою опеку взяло ветеранов или отставников, то есть чтобы в качестве второго шага мы приступили бы к решению этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллега Васильев Владимир Алексеевич. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Спасибо. Евгений Борисович, у меня к вам вот какой вопрос. Понятно, что лучше было бы, если бы всё на федеральном уровне решалось. Но сегодня есть московский закон об образовании, и, насколько я помню, в нем действительно прописаны все типы и виды школ, в том числе в Москве созданы великолепные кадетские корпуса, они достаточно хорошо оснащены и так далее, и так далее. Не кажется ли вам, что действительно всё это должно решаться на уровне муниципальных властей или властей субъектов Федерации и этого вполне достаточно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАЛАШОВ Е. Б. Ну, я бы сказал так, что это по большей части забота государства - построить эту структуру по примеру Москвы во всех субъектах Федерации. Это первое, а второе - субъекты Федерации не могут ввести норму, по которой Министерство обороны привлекается к этой системе. А для многих субъектов Федерации такое решение - единственная возможность сделать так, чтобы кадетские корпуса имели хорошее материальное обеспечение и сильный преподавательский состав и действительно давали достойное образование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть предложение голосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, да? Пожалуйста, депутат Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! По поручению фракции Компартии Российской Федерации я прошу вас поддержать этот законопроект наших коллег из Московской городской Думы. Действительно, если рассматривать с точки зрения чисто юридической логики, то вопрос достаточно спорный: охватывается ли понятие кадетской школы понятием общеобразовательного учреждения полностью и достаточно ли говорить о том, что там есть кадетский компонент? Это вопрос из области чисто юридической логики. Но кроме юридических есть еще и практические вопросы. Таких практических вопросов, по большому счету, два. Да, если мы принимаем этот законопроект, мы, естественно, повышаем статус кадетских школ и в какой-то степени способствуем военно-патриотическому воспитанию наших людей. Это первое. А второе - это то, что мы поддерживаем социальными гарантиями наших коллег из кадетских школ. По опыту хорошо знаю, что даже когда одно и то же... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, продлите на тридцать секунд. СМОЛИН О. Н. Нет, почему тридцать секунд? У нас Регламент есть, Артур Николаевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не знаю, почему отключили микрофон. Продолжайте. СМОЛИН О. Н. Тем более, что я через минуту закончу. Еще раз повторю, что многие педагогические работники сталкиваются, в частности, с проблемой досрочных пенсий. Даже когда, скажем, одно и то же учебное заведение называется то ПТУ, то ПУ - на этом основании стаж выкидывают из дающего право на назначение пенсии. То есть мы тем самым поможем и соблюдению социальных гарантий для наших коллег из кадетских школ. И последнее. Коллеги, что касается предложения решать всё на региональном уровне - это предложение людей, которые не читали Закон "Об образовании". Типология образовательных учреждений устанавливается на федеральном уровне федеральным законом. Конечно, региональным законом ее можно попытаться установить, но это решение будет противоречить федеральному закону, что, как известно, недопустимо. Поэтому просим вас поддержать этот законопроект и поддержать, повторяю, наших коллег из Московской городской Думы, а самое главное - работников этих учебных заведений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Уважаемые коллеги, есть предложение определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 27 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1% Результат: не принято Не принимается.