Заседание № 95

20.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 129117-5 "О внесении изменений в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (о лечении больных хронической алкогольной и наркотической зависимостью без их согласия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6494 по 7220 из 7453
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Основ    
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в статью     
54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".    
Докладывает Александр Давыдович Башкин.                                         
                                                                                
БАШКИН А. Д., представитель Государственной Думы Астраханской области.          
                                                                                
Уважаемые депутаты, большое спасибо вам за то, что вы согласились изменить      
повестку дня и предоставить слово представителю регионального парламента. Я     
не буду пересказывать предложение, которое вносит Государственная Дума          
Астраханской области, - в документах оно есть, я хотел бы коротко осветить те   
детали, которых в тексте нет.                                                   
                                                                                
Не предлагаются новые правоотношения. Наше предложение - дополнить              
действующую норму закона: ввести две нозологические формы, два заболевания,     
которые в этой статье не отражены. Речь идёт о статье 34 Основ                  
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, содержащей    
перечень мер медицинского характера, которые можно применять без согласия       
граждан, и регулирующей особенности применения этих мер. Мы не рассматриваем    
возможность лечения граждан, страдающих хроническим алкоголизмом и              
хронической наркоманией, без их согласия по решению суда как наказание, как     
дополнение либо как альтернативу наказанию. Мы не рассматриваем это также как   
форму изоляции от общества и как вид дискриминации по заболеванию. Статья 34    
в её действующей редакции вся посвящена оказанию медицинской помощи без         
согласия. И мы особо подчёркиваем, что данная мера, как и все другие подобные   
меры медицинского характера, может применяться только по решению суда и         
только в отношении лиц, которые неоднократно, систематически нарушают           
общественный порядок и, очевидно, являются кандидатами на совершение в          
ближайшее время уголовных преступлений, в результате чего они будут             
подвергнуты лечению, но уже в условиях уголовно-исполнительной системы.         
Кстати, не только статья 34 этого закона, но и статья 33 закона "О              
санитарно-эпидемиологическом благополучии" также предусматривает возможность    
оказания медицинских услуг ряду граждан (обследование, госпитализация,          
изоляция, наблюдение) без их согласия в случае, если их заболевание имеет       
определённую опасность для общества.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, замечания правительства по первому варианту нашего           
законопроекта мы постарались учесть. Мы указали конкретно, какие                
правонарушения нужно рассматривать, объяснили, что такое систематическая        
повторяемость. Что касается замечаний, в которых нам предлагается сделать       
финансово-экономическое обоснование в рамках всей страны, к сожалению, мы не    
в состоянии этого сделать. Не так давно глава государства говорил, что          
формальное требование делать финансово-экономический расчёт в рамках            
государства, в масштабах государства для законодательных органов субъектов      
Федерации является тормозом для осуществления многих законодательных            
инициатив. Вполне возможно, что законодательные органы власти субъектов         
Федерации в этом отношении нуждаются в помощи. Поэтому мы не сможем точно       
рассчитать, какие потребуются средства.                                         
                                                                                
Однако, как человек, в прошлом имевший возможность работать в системе           
психиатрической службы, я хочу сообщить, хотя многие это знают, что в ныне      
действующей системе здравоохранения существуют стационары, оказывающие          
психиатрическую помощь. Эти стационары оказывают в том числе наркологическую    
помощь, лечат от алкоголизма. Эти лечебные учреждения и так работают в          
закрытом режиме, это режимные учреждения, они работают по системе               
определённой изоляции больных. Дополнительная нагрузка на них, если закон       
будет принят, конечно, потребует средств, но не таких значительных, как         
создание новой формы.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект поддержан двадцатью восьмью субъектами         
Российской Федерации, причём поддержан дважды, так как мы меняли по             
замечаниям правительства формулировку. Полностью поддержан законопроект         
Южно-Российской парламентской ассоциацией, это тринадцать субъектов             
Федерации. На заседании комитета мы услышали, что мнение регионов трудно        
определить. Но мне кажется, что такое количество положительных отзывов          
говорит само за себя. Конечно, предлагаемая мера не панацея, не спасение        
страны от пьянства, это всего лишь элемент в общей системе и в общих мерах,     
которые принимаются всем обществом, в первую очередь Государственной Думой,     
для укрепления социального здоровья общества. Это и запрет продажи алкоголя,    
пива несовершеннолетним лицам, это и усиление ответственности за употребление   
алкоголя за рулём, это усиление ответственности за употребление алкогольных     
напитков в общественных местах и многие другие меры, которые являются           
комплексными и только в комплексе могут действовать.                            
                                                                                
В заключение хотелось бы сказать, что мы за год с лишним изучили мнение не      
только субъектов Федерации, но и общественности. Чтобы там ни было, за          
исключением незначительного меньшинства абсолютное большинство наших            
сограждан - специалистов, медиков и правоохранителей на местах, именно на       
местах - поддерживают эту идею, что вселяет уверенность в необходимости этого   
разговора.                                                                      
                                                                                
Комитет, давая отрицательное заключение по причине того, что не устраивает      
редакция, всё-таки саму идею поддержал и рекомендовал эту работу продолжать.    
                                                                                
Мы реалисты и понимаем, что судьба конкретного проекта, судя по этим            
замечаниям, возможно, решена, но всё-таки вопрос обсуждается, в том числе и     
сегодня в серьёзнейшей аудитории и на серьёзном уровне. Поскольку внимание к    
этому привлекается, мы надеемся, что вопрос всё равно будет решён в самом       
ближайшем будущем.                                                              
                                                                                
Большое спасибо за внимание. Мой доклад закончен.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад делает первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья     
Николай Фёдорович Герасименко.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы рассматривали данный           
законопроект на заседании комитета. Хочу сказать, что данный законопроект       
поступает второй раз. Первый раз были отрицательные заключения правительства    
и правовиков. Хотя в принципе комитет поддерживает необходимость улучшения      
ситуации, связанной с лечением больных хронической алкогольной и                
наркотической зависимостью, и считает, что данный вопрос требует изучения с     
привлечением специалистов, и прежде всего специалистов в правовой области, но   
по данной редакции законопроекта у Комитета по охране здоровья имеется ряд      
существенных замечаний.                                                         
                                                                                
Действующей редакцией части первой статьи 34 Основ законодательства             
Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская    
помощь без согласия граждан допускается в отношении лиц, страдающих             
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих        
тяжёлыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно          
опасные деяния. Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации уже решён   
вопрос назначения мер медицинского характера, а также в полной мере             
установлен их перечень.                                                         
                                                                                
Предлагаемое в законопроекте оказание медицинской помощи без согласия граждан   
по причине систематичности совершаемых ими административных правонарушений по   
своему правовому смыслу приобретает принудительный характер. Это приведёт к     
установлению не предусмотренных Кодексом Российской Федерации об                
административных правонарушениях принудительных мер медицинского характера, а   
также может привести к нарушению конституционных прав граждан                   
(несоразмерность ограничения прав и свобод и совершённых лицами                 
административных правонарушений), к противоречию Основам законодательства       
Российской Федерации об охране здоровья граждан (дискриминация по признаку      
болезни), а также к злоупотреблениям со стороны различных должностных лиц при   
применении данной меры.                                                         
                                                                                
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию на реализацию     
законопроекта из средств федерального бюджета потребуется выделение 500         
миллионов рублей, хотя расчётов - и автор об этом говорил - не сделано, и       
Думе Астраханской области сложно это сделать.                                   
                                                                                
На законопроект есть повторные отрицательные заключения Правительства           
Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы.      
Получено восемь положительных и два отрицательных отзыва от органов             
государственной власти субъектов Федерации. Необходимо подчеркнуть, что         
мнения органов законодательной и исполнительной власти по законопроекту в       
четырнадцати субъектах Федерации разделились, и в соответствии со статьёй       
26-4 закона "Об общих принципах организации законодательных                     
(представительных) и исполнительных органов государственной власти..."          
следует считать, что мнение органов государственной власти данных субъектов     
Российской Федерации не выражено. С учётом этого мы и обсуждаем законопроект    
в присутствии представителя Государственной Думы Астраханской области.          
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении данный       
законопроект. Но мы считаем, что работу нельзя приостанавливать, поскольку      
проблему действительно нужно решать, но с учётом именно правовых аспектов.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы?                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну всё, тогда сегодня, я думаю, больше мы ничего не       
рассмотрим. (Оживление в зале, смех.)                                           
                                                                                
Запишитесь на вопросы, коллеги.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это к вопросу о том, что, когда мы ломаем повестку по     
чьему-то настоянию, у нас появляются потом вот такие косяки.                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Девять человек. Я дам всем возможность вопрос задать.                           
                                                                                
Афанасьева.                                                                     
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Николай Фёдорович, как мы знаем, на сегодняшний день системы ЛТП в    
России не существует, хотя в других, соседних с нами государствах она есть,     
например, в Белоруссии эта система сохранилась и приносит свои плоды.           
Насколько мы понимаем, в современной России сейчас существует только система    
учреждений, где можно получить такие услуги принудительно или непринудительно   
только на коммерческой основе, государственных учреждений такого плана нет.     
Правильно ли мы понимаем, что действительно у нас алкоголизм и наркоманию       
излечить можно по собственному желанию тоже только в коммерческих               
учреждениях?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос?                                            
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. К кому вопрос, ко мне?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте, Николай Фёдорович, отвечайте.                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Я не думаю, что правильно говорить, что можно излечить это    
в коммерческих учреждениях. Излечить алкоголизм крайне сложно. Опыт             
показывает, что принудительное лечение, к сожалению, - и авторы с этим          
согласны - зачастую не приводит к положительному результату, человек не         
излечивается от алкоголизма. Это является только методом изоляции такого        
человека от общества, от семьи и так далее, чтобы он не совершил преступления   
либо чего-то противоправного. Но дело не в этом, а в том, что необходимо        
менять все правовые аспекты. Выступая, министр внутренних дел Рашид Нургалиев   
говорил, что это необходимо. Имеется заключение - на нём базируется             
отрицательное заключение правительства, - отрицательное заключение именно       
Министерства внутренних дел. Отмечается, что необходимо - я уже об этом         
говорил - обозначить в законодательстве изменения, то есть требуется            
изменение именно Основ законодательства, административного кодекса и ряда       
других законов, это системный вопрос.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Илюхин.                                           
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Николай Фёдорович, мне понравилось, вы в какой уже раз говорите о том, что мы   
обеспокоены этой проблемой, что мы её обсуждаем уже не первый раз. Это          
действительно так, но она ведь не решается - вот в чём трагедия. В связи с      
этим я хотел бы спросить у вас. Скажите, пожалуйста, какие предложения          
всё-таки следуют от нашего правительства в плане оздоровления ситуации, в       
плане занятия этой категории людей? Ведь мы губим нашу нацию. Субъекты бьют     
тревогу, а правительство?                                                       
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Будем говорить, все бьют тревогу. Проблема пьянства,          
алкоголизма - это очень серьёзная, тяжелейшая проблема. В год погибает от       
болезней, связанных с алкоголем (в различных ситуациях, плюс травмы и так       
далее, убийства, самоубийства), порядка семисот тысяч человек. Очень большая    
цифра, и все озабочены этой ситуацией. Министерство здравоохранения и           
социального развития разрабатывает концепцию социальной алкогольной политики    
в контексте национального проекта "Здоровье". Там две составляющие здорового    
образа жизни. Прежде всего это борьба с табакокурением, и сейчас готовится      
проект национальной стратегии по борьбе с табакокурением. Кстати, мы его        
будем обсуждать на Втором всероссийском форуме "Здоровье или табак", работа в   
этом направлении идёт. Ещё к этому злу, которое у нас существует... Сейчас      
идут наработки системные, в том числе подключилась наша церковь, что имеет      
тоже большое значение, создаётся совет.                                         
                                                                                
Поэтому я говорю, что нужно эту проблему решать комплексно, нельзя вот таким    
одним маленьким шажком что-то решить, притом это не обеспечено другими          
законами. Это просто работать не будет.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров.                                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Ну, насколько я понял из выступления представителя комитета,   
вы считаете... Понятно, почему МВД против - это наиболее тяжкие и быстро        
раскрываемые преступления, у них там статистика по раскрываемости упадёт, и     
они, ясно, против. Но позиция комитета мне непонятна: почему комитет против?    
То есть вы считаете, что лучше дождаться, пока алкоголик или наркоман           
кого-нибудь убьёт, чтобы сразу посадить его лет на десять, чем изолировать      
его чуть-чуть пораньше? И денег, кстати говоря, на его лечение потребуется      
меньше, чем на содержание охраны в колонии строго режима, куда он попадёт       
после того, как совершит преступление. Вот здесь, я считаю, аргументы,          
которые приводил комитет, как-то не стыкуются: вы же всегда выступали за        
профилактику преступлений, а тут вы не поддерживаете как раз меру, которая      
направлена на профилактику особо тяжких преступлений. Вот как-то ваши           
предыдущие выступления с решением комитета не стыкуются.                        
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Здесь нет никакой профилактики, просто нет профилактики.      
Профилактика заключается совершенно в другом - это информационное обеспечение   
и так далее, и так далее, тут много вопросов. Здесь речь идёт просто об         
изоляции человека, притом правовое поле это не отработано. Необходимы           
поправки, как я говорил, в Уголовный кодекс, в Кодекс об административных       
правонарушениях и ещё в ряд законов. То есть этот вопрос не решён системно, и   
в данном случае такой закон работать не будет, поэтому и заключения всех        
ведомств отрицательные.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин.                                         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня, наверное, вопрос к обоим докладчикам будет.              
                                                                                
Вы знаете, что алкоголизм резко помолодел, как и наркомания: пьют уже не        
просто молодые, пьют школьники, пьют не только старшеклассники, но и в          
начальных классах, пьют не только пиво, пьют водку, пьют не только на улице,    
но приносят в школу. И если ребёнок уже в первом, втором классе школы           
начинает пить - а телевидение эти случаи показывало, - то к окончанию школы     
он уже становится действительно алкоголиком. В этом случае законопроект         
предполагает принудительное лечение несовершеннолетних алкоголиков? И вообще,   
как с ними быть?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это к автору. Герасименко может не отвечать.              
                                                                                
Пожалуйста, автор.                                                              
                                                                                
БАШКИН А. Д. Спасибо. Я отвечу.                                                 
                                                                                
Я приведу пример. Мы ведь предлагаем внести изменение ещё и в статью 54         
федерального закона. Действующая редакция говорит о том, что больным            
наркоманией несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет наркологическая    
помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей   
или законных представителей, за исключением случаев... Это о наркомании.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАШКИН А. Д. Об алкоголе в статье 34 речь не идёт, речь идёт о наркомании.      
Вот и всё, я ответил дословно, как изложено в действующей редакции. Про         
алкоголь в действующей редакции ничего нет.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гаврилов.                                         
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Николай Фёдорович! Вопрос   
такой. Поскольку совершенно понятно, что в тройку наиболее злободневных         
проблем входит проблема алкоголизации, которая взрывает общество, семьи, то     
принудительное лечение - это один из способов спасти семьи и спасти детей. В    
этой связи не кажется ли вам целесообразным принять указанный законопроект в    
первом чтении, чтобы это послужило толчком, мотивом к тому, что вы называете    
системной работой? И ко второму чтению (можем, так сказать, продлить работу     
над вторым чтением) действительно можно будет внести необходимые поправки,      
изменения, дополнения, потому что если мы сейчас не примем в первом чтении,     
то можем потом вообще к этой теме не вернуться, и нам останется только ждать    
в следующем году в условиях кризиса роста заболеваемости. Как вы полагаете,     
может, нам сегодня проголосовать за?                                            
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Я хочу сказать, что проблема очень серьёзная. Вот здесь       
говорили о молодёжи, о том, что очень много потребляется пива, энергетических   
напитков, так что проблема комплексная. Вопрос здесь возникает в связи с        
поправкой в статью 34. Мы всё время говорим, что только поправкой в статью 34   
Основ законодательства эту проблему не решить, потому что нужны поправки в      
Уголовный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях и так далее. И   
мы уже договорились с Думой Астраханской области, что мы создаём рабочую        
группу и вместе работаем на системной основе, потому что нельзя просто один     
кусочек принять, так как закон не будет работать. Уже не один раз говорилось,   
что мы принимаем законы, которые не работают. И даже есть постановление         
правительства, даже есть решение, что если принимать закон, то сразу надо       
принимать и подзаконный акт, а в данном случае это касается, уже даже           
концептуально, серии законов, в которые необходимо вносить поправки, чтобы      
реализовать эту норму.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Локоть.                                      
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Николай Фёдорович, вы правы, что надо решать комплексно, это,         
конечно, понятно, но всё-таки вопрос принципиальный: согласие - несогласие.     
Безусловно, слабая сторона вот этого пакета, подготовленного нашими коллегами   
из Астраханской области, - это то, что нет статистики. Но они, собственно, по   
Российской Федерации и не могли этого сделать, они могли только по своему       
субъекту...                                                                     
                                                                                
Вот недавно у нас здесь присутствовал представитель Федеральной службы по       
контролю за оборотом наркотиков, и он говорил с большой тревогой о              
наркотрафике, об тоннах наркотиков, которые попадают к нам. Но теперь я задаю   
вопрос: как получить согласие у наркозависимых? Я обращаюсь к вам как к         
последовательному борцу за здоровый образ жизни. Ну какие общественные          
организации, ну какая церковь?.. У нас гангрена, условно говоря, мы в крайней   
стадии, нужно хирургическое вмешательство, а мы притиранием пытаемся эту        
проблему решить. Поэтому принципиальный вопрос - о согласии, - мне кажется,     
надо решить.                                                                    
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Это определённая категория граждан. Во-первых, есть решение   
суда, и по решению суда можно... Во-вторых, это касается определённой, будем    
говорить, маргинальной группы населения, которая совершает правонарушения. И    
здесь, я повторяю, необходимы именно поправки и в Уголовный кодекс, и в         
Кодекс об административных правонарушених. Только таким путём можно решить.     
Только Основы законодательства эту проблему не решают.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Романов.                                                                
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Николай Фёдорович, я знаю вашу позицию, вы              
профессиональный работник медицины, вы глубоко болеете за эти темы. Я даже      
сожалею, что вам сегодня приходится стоять на трибуне и отбивать очередные      
предложения регионов. Болезнь общенациональная, счёт идёт на миллионы жизней.   
Правительство располагает десятками тысяч специалистов, не хватает только       
государевой воли для того, чтобы предложения, в том числе и по уголовному и     
по административному законодательству, быстро появлялись.                       
                                                                                
Я поддерживаю то, что говорил мой товарищ по фракции Гаврилов. Надо принять     
этот законопроект в первом чтении, и это станет юридическим дополнительным      
толчком к ускорению работы всех структур правительства, которые располагают     
специалистами в любом направлении. Повторяю: мне жаль, что вы сегодня...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, пожалуйста.                            
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Валентин Степанович, я знаю, что вы тоже активно              
занимаетесь борьбой с табакокурением и алкоголем. Всё правильно, многие здесь   
за здоровый образ жизни, но нужно эти вещи делать грамотно.                     
                                                                                
Поэтому мы договорились, чтобы сделать уже системную редакцию, получить тогда   
и от МВД, и от других правовых управлений положительные заключения, и тогда     
нормально можно будет его принять. В данной ситуации его просто по правовым     
аспектам принимать сейчас нецелесообразно: он не будет работать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Николай Фёдорович.               
                                                                                
Желающие выступить есть? Есть. Депутат Решульский и депутат Афанасьева.         
Пожалуйста. Но учтите, я просто обращаюсь к палате, и в том числе к депутату    
Рохмистрову, в 18.00 я поставлю на голосование вопрос о продлении времени       
заседания.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я имею в виду, что если этот вопрос выйдет за 18.00, то   
любой следующий вопрос мы будем рассматривать только с согласия палаты.         
Понятно, да?                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Решульский.                                                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                      
                                                                                
Вопрос действительно непростой, и он давно уже назрел. Я хочу прямо сказать,    
что то, что предлагает Николай Фёдорович, выражая позицию комитета, - это       
бесперспективно. И вы, сидящие в этом зале депутаты, прекрасно понимаете, что   
если надо замотать какое-то дело, то, значит, надо его изучать комплексно,      
добиваться согласования у всех, у кого нужно и у кого не нужно, а результата    
не будет, будет продолжаться этот беспредел, будет продолжаться пьянство,       
будут страдать семьи, и в первую очередь дети, на глазах у которых это          
происходит. Это если говорить об алкоголизме. А если говорить о наркомании,     
то это точно так же ляжет тяжёлым бременем в первую очередь на подрастающее     
поколение.                                                                      
                                                                                
Вот передо мной законопроект № 361887-4, который докладывал нам здесь с этой    
трибуны примерно час назад наш коллега Плескачевский. Здесь правильно           
говорят... Это о рынке ценных бумаг. Помните, тут обсуждали, правильные         
вопросы задавали? Вот из двадцати двух страниц этого законопроекта переписана   
полностью, концептуально, двадцать одна с половиной страница. Значит, если      
речь идёт о финансовом рынке, о движении денежных средств, тогда мы можем       
принимать одну концепцию или разбивать её таким образом, чтобы вносить          
изменения и в следующие сопутствующие, ему законопроекты. Так почему, следуя    
логике Николая Фёдоровича - а это логика самого комитета, не только нашего      
товарища Герасименко, - не взять за основу тот законопроект (и надо             
поблагодарить астраханских депутатов за то, что они вышли в очередной раз с     
этой инициативой), не взять за основу этот законопроект в первом чтении (он     
очень глубоко проработан именно вот в этой части) и не добавить туда, так же    
как вот по закону "О рынке ценных бумаг", изменения в Уголовный кодекс,         
административный кодекс и так далее? Вот это будет настоящая комплексная        
работа, это будет наше отношение к тому злу, которое всё больше и больше        
поражает всё наше общество.                                                     
                                                                                
Если мы с вами будем и дальше искать какие-то надуманные комплексные подходы    
или согласовывать, как тут всё время нам предлагали, с МВД, с другими, с        
третьими ведомствами, ничего не будет, поверьте нам. До окончания нашего        
созыва осталось два с половиной года, по-моему. Я вас уверяю, из своего опыта   
это говорю и опыта тех коллег, которые не один созыв в Государственной Думе     
работают: всё останется именно так, как есть на сегодняшний момент - будет      
выходить уважаемый депутат на трибуну и будет нам объяснять, что нет, мы        
должны всё комплексно сделать.                                                  
                                                                                
Так давайте сделаем первый шаг. Здесь чётко и ясно сказано, что всё это         
определяется по решению суда. Дайте возможность хотя бы семьям алкоголиков      
отправлять их на принудительное лечение. Ну что же мы с вами... Да вы вокруг    
оглянитесь, в своём доме посмотрите! Мы все живём в многоквартирных домах. Да   
вы посмотрите, в этих домах вы найдёте чуть ли не в каждом подъезде такую       
семью, такого алкоголика, хронического уже, или наркомана (правильно тут мой    
товарищ Федоткин говорил). И все о нём знают, и все уже плюнули и боятся даже   
поднимать вопрос об этом. Вы посмотрите: алкоголизм и наркомания уже дошли до   
наших школ. Мало заявлять о хороших, высоких принципах каких-то, надо делать    
хотя бы маленькие шаги для их реализации.                                       
                                                                                
Наша фракция предлагает поддержать этот законопроект в первом чтении. Если      
хотите, пусть большинство наше возьмёт к себе это на разработку, нет -          
давайте создадим совместную какую-то рабочую группу. И приняв этот              
законопроект в первом чтении, давайте его доработаем вместе с астраханскими     
депутатами и другими. За три месяца, за полгода, но хотя бы к окончанию срока   
наших депутатских полномочий доведём до ума тот комплексный подход, о котором   
я в стенах Государственной Думы слышу уже четырнадцать лет. Четырнадцать лет    
говорим, что народ спивается, что народ всё больше и больше погружается в       
чёрную бездну наркомании, а результатов никаких нет.                            
                                                                                
Не может, - я вам ещё раз, проще говорю - не может даже семья защитить себя:    
ни жена (не дай бог, там ещё и женщина пьющая), ни дети, ни родственники -      
никто не может защититься от этого зла. Так, может быть, вот именно здесь       
хирургическое воздействие такое, принудительное воздействие как раз будет в     
первую очередь ограждать наших детей от этого пагубного влияния. С другой       
стороны, это поможет тем, кто страдает этим недугом, быстрее прийти в чувство   
и подумать о смысле дальнейшей своей жизни.                                     
                                                                                
Мы предлагаем поддержать этот законопроект в первом чтении.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Афанасьева.                                       
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, когда мы читали заключение комитета, к      
сожалению, мы увидели только два основания, которые говорят за то, что этот     
законопроект принять нельзя, и мы с ними не согласны. Одно из оснований - это   
то, что медицинская помощь без согласия граждан допускается в отношении лиц,    
которые страдают психическими заболеваниями или заболеваниями, которые          
представляют опасность для окружающих лиц. Но если мы обратимся к               
пояснительной записке, которую представляют нам авторы, то мы увидим, что они   
указывают конкретные статьи Кодекса об административных правонарушениях, и      
нарушения, указанные в этих статьях, нельзя считать безопасными для             
населения. Например, мелкое хулиганство. Предлагается, что в случае, если       
несколько раз было совершено такое мелкое хулиганство, человека нужно           
привлечь и уже принудительно лечить. Распитие спиртных напитков или пива и      
употребление наркотиков, стрельба из оружия, нарушение пожарной безопасности    
тоже, в общем-то, постоянно приводят к гибели большого количества людей,        
зачастую даже в результате, например, употребления алкоголя и курения в         
постели. Разве нельзя считать насилием грабежи, развратные действия, которые    
совершают иногда даже горе-родители, употребляющие алкоголь, по отношению к     
своим детям? Мы считаем, принятие данного закона будет носить в том числе и     
профилактический характер, что прежде всего позволит не довести до беды и       
вовремя увести такого человека от преступных деяний, за которые наказывают      
уже в рамках Уголовного кодекса. Вовремя, как говорится, остановить,            
пролечить и тогда уже здоровым, так скажем, с чистой совестью отпустить его     
обратно в семью.                                                                
                                                                                
Второе основание. Считается, что в случае принятия этого закона могут быть      
злоупотребления со стороны должностных лиц. Но, уважаемые коллеги, это не       
проблема алкоголика или не проблема его семьи, это проблема государства,        
которое должно постоянно следить за деятельностью своих чиновников и            
контролировать то, что они делают.                                              
                                                                                
В этом отношении нельзя сказать, что по этим основаниям можно отказать в        
принятии закона. Отклонять этот закон безусловно нельзя, потому что это         
является уже не проблемой для населения России, а самой настоящей бедой,        
потому что на сегодняшний день цифры... Статистика нам приводит разные          
данные, но самая маленькая цифра, которую она приводит, - это 30 тысяч          
ежегодно умирающих от употребления некачественного алкоголя. Я так понимаю,     
что в два раза больше умирают от употребления или передозировки наркотиков.     
Сто двадцать тысяч детей ежегодно у нас попадают в государственные социальные   
учреждения - никто не задаётся вопросом: почему они туда попадают? Ведь всем    
понятно: из нормальной семьи, в которой нормальные родители, которые            
работают, у которых нет времени употреблять наркотики, - они элементарно        
имеют средства к существованию, имеют работу, - ребёнок не попадёт в детский    
дом или интернат. Дети уходят и попадают в такие учреждения только из семей,    
где родителей лишают родительских прав или откуда вынуждены их изымать хотя     
бы на время, чтобы поместить в какие-то социальные учреждения.                  
                                                                                
Около двух-трёх миллионов детей - то ли два миллиона, то ли три, но не меньше   
двух миллионов детей - находятся на улице, это беспризорные, так называемые     
безнадзорные дети, которые тоже не от хорошей жизни бегут из семьи. Они бегут   
от насилия в семье, они бегут от родителей, которые не заботятся о них, они     
бегут от родителей, которые не кормят их, потому что либо постоянно находятся   
в пьяном угаре, либо постоянно употребляют наркотики, да ещё занимаются         
другими нехорошими делами после таких вот злоупотреблений. Сто тысяч детей,     
которые находятся в семьях, - не в детских учреждениях, не на улице! -          
ежегодно подвергаются насилию со стороны своих родителей, которые опять же      
совершают это насилие в состоянии алкогольного опьянения.                       
                                                                                
Я не знаю, сколько нужно ещё привести вам цифр, которые касаются вот такого     
бедственного положения детей в Российской Федерации, чтобы вы смогли            
поддержать этот закон. Но думаю, что мы все понимаем, что и тот уровень         
преступности, который у нас существует и о котором мы очень часто говорим,      
потому что даже взрослые люди боятся вечером выйти на улицу, он тоже связан     
именно с употреблением либо алкоголя, либо наркотиков. Что делают эти люди?     
Выходя на улицу, они идут прежде всего либо грабить, либо воровать, либо        
избивать для того, чтобы получить какую-то сумму и приобрести наркотики либо    
алкоголь. Естественно, такие люди другого заработка не имеют, потому что они    
не задерживаются долго на одном месте работы. Они переходят с одного места      
работы на другое, потому что работодателю алкоголик или наркоман на рабочем     
месте не нужен, от него как от работника больше проблем для работодателя, чем   
прибыли.                                                                        
                                                                                
К сожалению, ответа на вопрос о существовании бесплатных учреждений, куда мог   
бы обратиться, например, человек, употребляющий алкоголь, который понимает,     
что он алкоголик, и сам хочет излечиться, я от представителя комитета сегодня   
не услышала. Мы слышим только о постоянных намерениях создать такие             
учреждения или как-то модернизировать систему здравоохранения в этой области.   
Но, к сожалению, вот даже те маленькие инициативы с мест, которые, кстати,      
могли бы стать частичкой комплексного подхода при решении этого вопроса,        
комитетом не поддерживаются.                                                    
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит, безусловно, этот законопроект, инициативу               
Астраханской области, и проголосует за.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Климов по ведению.                                
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С учётом того, что   
у нас показывают часы, предлагаю работать до конца рассмотрения этого вопроса   
и на этом закончить сегодняшнее заседание.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, видимо, мы и сделаем.                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Рохмистров.                                                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ещё раз хотелось бы призвать поддержать    
настоящий законопроект, потому что аргументация комитета, мягко говоря, не      
совсем отвечает сегодняшней повестке дня. Мы, несмотря на то, что может иметь   
место уголовная ответственность и так далее, предлагаем принимать меры          
административного характера, которые как раз и направлены на то, чтобы в том    
случае, когда отсутствует состав уголовного преступления, превентивным          
способом предотвратить совершение тяжкого уголовного преступления.              
                                                                                
Каждый день по телевизору вы видите семьи, в которых бабушка, жена, дети        
подвергаются, будем говорить, даже физическому воздействию со стороны           
пьющего, алкоголика, либо наркомана в семье, например, сына или отца, это       
постоянно происходит. Но преступления как такового ещё не совершено, и, кроме   
беседы с участковым инспектором, никаких мер воздействия к человеку применить   
нельзя, пока он не совершил преступление. А преступления зачастую совершаются   
тяжкие, очень серьёзные преступления - убийства, грабежи, вымогательства. И     
пока алкоголик или наркоман не совершил тяжкое преступление, пока мы не         
потеряли людей, к нему никаких мер применить нельзя, понимаете, нельзя его      
отправить лечиться. А сам алкоголик (с этим, наверное, все согласятся)          
никогда не признаёт себя алкоголиком. Пока мы не введём эту норму,              
получается, мы будем ждать, когда у нас совершатся тяжкие преступления.         
Поэтому, не принимая этот законопроект под всякими надуманными предлогами, я    
считаю, мы совершаем преступление против собственного народа. Я считаю, надо    
со всей серьёзностью отнестись к этой проблеме и, может быть, пересмотреть      
позицию большинства в Государственной Думе в отношении этого законопроекта.     
                                                                                
Вспомните недавнюю трагедию в Москве с майором Евсюковым, который застрелил     
восемь человек. Вы понимаете, у этого человека ранее тоже были подобные         
моменты, и если бы данный закон действовал, его отправили бы принудительно      
лечиться, он полечился бы - ну, может быть, не был бы майором, был бы рядовым   
милиционером. Там уже были все признаки алкоголизма: он терял память, не        
помнил, что совершил, и не отвечал за свои действия. Сейчас это вскрывается в   
рамках следствия, которое ведётся. Нам надо было дожидаться, пока он не убил    
большое количество граждан? Сколько нам ещё ждать-то? Давайте будем ждать,      
когда будут насиловать детей, убивать матерей, отцов, жён и так далее!          
                                                                                
Давайте всё-таки примем законопроект. Во втором чтении, я считаю, можно         
внести некоторые коррекционные поправки, если уж комитету очень хочется         
привести всё в соответствие, хотя Кодекс об административных правонарушениях    
и Уголовный кодекс - это разные кодексы, собственно говоря, имеющие равное      
значение. Я согласен, что есть уголовная ответственность, но административной   
ответственности у нас в части принудительного лечения нет. В нашей стране в     
своё время была положительная практика. Ну, были, конечно, перегибы, но они     
были во всём, у нас чиновник, если захочет нарушать закон, он всё равно его     
будет нарушать.                                                                 
                                                                                
Поэтому я считаю, такой закон надо обязательно принимать, и чем быстрее, тем    
лучше. Каждый день затягивания - это новые и новые жертвы. Настоящий            
законопроект надо принимать, принимать сегодня. Непринятие этого                
законопроекта... Вы должны понимать меру ответственности. Я обращаюсь к         
"ЕДИНОЙ РОССИИ": голосуя против, вы, собственно говоря, нажатием кнопки         
убиваете несколько человек в нашей стране. Поэтому ещё раз фракцию "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" прошу пересмотреть свою позицию и поддержать настоящий законопроект.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства хотел бы принять участие в    
обсуждении? Представитель президента? Нет.                                      
                                                                                
Пожалуйста, докладчик, заключительное слово.                                    
                                                                                
БАШКИН А. Д. Уважаемые депутаты, не идёт речь в предлагаемом нами               
законопроекте о принудительном лечении всех хронических алкоголиков и           
наркоманов. К сожалению, действительно этот законопроект не в состоянии         
справиться с этой проблемой, и действительно правы многие выступавшие и         
комитет в том, что это комплексная проблема и нужны многие доработки, в том     
числе и меры воспитательного характера. Речь идёт о тех хронических             
алкоголиках и наркоманах, которые уже продемонстрировали свою опасность для     
общества, которые уже успели совершить несколько правонарушений, граничащих с   
уголовными преступлениями, и которые завтра, безусловно, совершат уголовные     
преступления.                                                                   
                                                                                
Это можно показать на примере. У меня за стенкой живёт сосед-алкоголик, и       
каждый вечер он стучит в мою дверь и кричит: "Дай 50 рублей, иначе я тебе       
дверь сожгу!" Я звоню в милицию, и его штрафуют за мелкое хулиганство, а меня   
милиция успокаивает: "Мы не можем ничего с ним сделать, он болен, и это         
особенность болезни. Он не хочет лечиться, но вы не волнуйтесь. Когда он        
сломает вам дверь и разобьёт вам голову, тогда мы его действительно осудим и    
уже в тюрьме будем лечить от алкоголизма". Вот чего касается наша концепция,    
только об этом идёт речь.                                                       
                                                                                
Мы услышали в заключении, что в законодательстве о здравоохранении сейчас нет   
мер принудительного характера. С этим тоже трудно согласиться, потому что все   
прекрасно понимают, что, если приедет командированный из Индии и у него будут   
признаки бубонной чумы или холеры Эль-Тор, никто не будет спрашивать его        
согласия, хочет он обследоваться или нет, его заставят и обследуют, потому      
что он опасен для общества. В то же самое время понимаю, что, если сегодня      
палата не наберёт нужного количества голосов для принятия законопроекта в       
первом чтении, а ведь принятие в первом чтении никаких правовых последствий     
за собой не влечёт, это всего лишь начало работы...                             
                                                                                
Олег Викторович, я не знаю тонкостей Регламента, не знаю, можно ли обратиться   
с просьбой. Может ли палата предложить профильному комитету эту работу          
продолжить? Ну, я не знаю, может, протокольно или как-то ещё. Я просто...       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. После голосования можно.                                  
                                                                                
БАШКИН А. Д. Это чтобы та работа, о которой мы сегодня так много говорим,       
действительно не остановилась завтра.                                           
                                                                                
Спасибо. У меня всё.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Герасименко. С места.                         
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить за активное       
участие в обсуждении и хотел бы отметить следующее.                             
                                                                                
Нельзя всё мешать в одну кучу, нельзя решать все проблемы пьянства,             
алкоголизма в стране одним маленьким, локальным законом, который влияет на      
очень маленькую группу населения.                                               
                                                                                
Второе, что я бы хотел отметить. Надо, когда выступаешь, быть                   
профессиональным. Я обращаюсь и к госпоже Афанасьевой. У нас существует целая   
государственная наркологическая сеть, не коммерческая, а именно                 
государственная, где лечат, обследуют больных алкоголизмом, алкогольной         
болезнью.                                                                       
                                                                                
Кроме того, у нас существует в уголовном праве и существует на практике         
реальное наказание, реальное лечение в психиатрической больнице по решению      
суда. У нас, если речь идёт об угрозе здоровью или жизни, о чём говорили,       
действует Уголовный кодекс. И не надо примешивать этого майора, который         
стрелял совершенно по другим причинам, к этой ситуации. Действительно, надо     
применять Уголовный кодекс, когда есть угроза здоровью - это хулиганство и      
так далее, и так далее.                                                         
                                                                                
Поэтому - если кто не может понять - именно правовое неурегулирование в этом    
законе, именно неустранённые правовые коллизии привели комитет и все правовые   
управления - и правительства, и Государственной Думы, и администрации           
президента - к выводу, что надо устранить все правовые коллизии. Нельзя         
решать вопрос только принятием этого закона, мы говорим о системном подходе к   
его решению. И комитет выразил своё отношение, сказав Думе Астраханской         
области, что да, мы эту проблему понимаем, мы готовы вместе работать и          
доработать законопроект, чтобы он реально был принят.                           
                                                                                
Следующее. Сразу возникает вопрос: куда девать этих людей? У нас ЛТП не         
существует, нужно опять же строить ЛТП. То есть вот почему мы говорим, что      
надо решать проблему комплексно. Можно сейчас размахивать, что-то говорить и    
так далее, но это не будет решаться, если нет даже мест, где их можно           
изолировать. Это же касается не опасных больных, с психозами, это касается      
определённой небольшой группы людей, о которой говорил представитель Думы       
Астраханской области.                                                           
                                                                                
Поэтому комитет предлагает в данном случае всё-таки законопроект отклонить, а   
в последующем мы будем работать над этим законопроектом вместе с Думой          
Астраханской области.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Информирую палату, что мы обсуждали данный законопроект   
пятьдесят минут.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об   
охране здоровья граждан и в статью 54 Федерального закона "О наркотических      
средствах и психотропных веществах".                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.