Заседание № 99
О проекте федерального закона № 128896-5 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (о дополнении перечня категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, которым разрешение на временное проживание в Российской Федерации может выдаваться без учёта квот на выдачу данных разрешений, а также об установлении возможности приобретения российского гражданства в упрощённом порядке без соблюдения условий о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации и о наличии вида на жительство достигшими возраста восемнадцати лет и дееспособными иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими полностью либо ограниченно недееспособных детей - граждан Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Докладывает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект был внесён Московской городской Думой, он предусматривает более льготные условия получения разрешений на временное проживание для лиц, имеющих детей - граждан Российской Федерации, а также получения ими российского гражданства в упрощённом порядке. Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Правовое управление замечаний не имеет. И с учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желающие выступить по мотивам - депутат Плетнёва и депутат Жириновский. Других рук я не вижу. Выносим на "час голосования" с учётом вот этих двух пожеланий.
По пункту 2 по мотивам голосования от фракции выступает Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, по этому вопросу у меня в принципе нет замечаний, наша фракция будет голосовать за, и считаю, что это своевременный закон. Но подобная ситуация у нас сегодня в России происходит с нашими детьми. Мне приходится в регионах часто бывать на планёрках, которые проводят главы администраций районов. И какие службы у нас сегодня получают больше всех нареканий? Это регистрационные службы и службы паспортных столов, потому что рождённые у нас дети, очень многие, родители которых здесь проживают испокон веков, не могут получить гражданство. Почему? А потому что сегодня идёт регистрация собственности, наследственной собственности и так далее, и когда это несвоевременно делается, то ребёнок, рождённый в семье, не получает гражданство. Поэтому у меня просьба к комитету по законодательству связаться с правительством и решить этот вопрос, потому что так много жалоб! Получается, что мы для иностранных граждан упрощаем факт регистрации, а для своих детей осложняем. Вот поэтому я взяла слово по мотивам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский, от фракции ЛДПР по мотивам. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я исходя из высокой политической культуры не буду комментировать то, что сказала уважаемая мною депутат Плетнёва. Она имела право, хотя в такой же ситуации депутат Илюхин пытался меня порицать, говоря, что я не совсем понял, о каком законе идёт речь. Вот и сейчас депутат Плетнёва говорила совсем о другом, не о том, что мы сейчас будем голосовать, но она имеет на это полное право. А вот депутат Илюхин не имеет права порицать лидера партии, который единственный сидит здесь, в парламенте, - ни одного больше лидера нету, все в других местах. Этот закон, который касается правового положения иностранных граждан, мы уже модифицируем много-много лет, и всё равно он несёт определённую ущербность, и граждане России, русские, до сих пор не могут спокойно получить гражданство. Мы ввели понятие "разрешение на временное проживание". Представляете, какое ущемление прав: мы разрешим временно проживать, срок обозначим, а кончится срок - пошёл вон из Москвы или из другого города, всё, ты больше временно проживать не можешь. Или говорим о том, что, может быть, мы часть русских освободим от ожидания, так как они пять лет вынуждены ждать, чтобы наконец получить гражданство. Это ещё более варварское отношение, потому что русский должен ждать какое-то время, чтобы его признали гражданином его родины, его этнической родины. Сперва власть его посылала на окраины Российской Империи или Советского Союза, эта же власть допустила несколько революций и войн, миллионы русских оказались за пределами своей родины, и теперь новая власть им говорит: ребята, вы можете временно пожить вот здесь, соблюдать вот такие-то правила, а паспорт дадим вам, как африканцу, вот он приедет, будет ждать срок, и вы будете ждать. И только кое-где идём на какое-то послабление. А реально ничего не происходит, реально в Федеральную миграционную службу десятки лет уже обращаются граждане, которые давно здесь живут. ЛДПР не раз предлагала тем, кто собирается к нам приехать, без всяких ограничений выдавать паспорта в посольствах в странах СНГ и Прибалтики. Я имею в виду только русских, потому что у всех остальных есть собственное государство и там им могут такие привилегии предоставить. Но ни одно государство в мире не оставляет без присмотра, без поддержки своих граждан, как Россия. Это дикость просто! Ну за любого американца флот направят в любую точку Земли, французы самолёты бросят, атомные подводные лодки бросили, чтобы разыскать уже явно покойников, а здесь с живыми обращаются хуже, чем зарубежные государства. И они ходят по Москве... Ведь самое главное, что когда в жёстком варианте принимали закон... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении в рамках "часа голосования" законопроект, обозначенный в пункте 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 сек. 06 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 98
О проекте федерального закона № 128896-5 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (о дополнении перечня категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, которым разрешение на временное проживание в Российской Федерации может выдаваться без учёта квот на выдачу данных разрешений, а также об установлении возможности приобретения российского гражданства в упрощённом порядке без соблюдения условий о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации и о наличии вида на жительство достигшими возраста восемнадцати лет и дееспособными иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими полностью либо ограниченно недееспособных детей - граждан Российской Федерации; принят в первом чтении 13 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект был внесён Московской городской Думой, его концепция предусматривает льготные условия получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, то есть без учёта установленных квот на выдачу таких разрешений, для иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих детей - граждан Российской Федерации (речь идёт о несовершеннолетних или недееспособных совершеннолетних), а также для детей несовершеннолетних и недееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, если один из родителей гражданин России. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность получения российского гражданства в упрощённом порядке (без соблюдения условий об обязательном пятилетнем сроке непрерывного проживания на территории Российской Федерации) для иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих ребёнка, являющегося гражданином России, либо недееспособных совершеннолетних сына или дочь, также являющихся гражданами Российской Федерации. В первом чтении рассматриваемый законопроект был принят в феврале текущего года и после принятия прошёл все процедуры, необходимые для его рассмотрения во втором чтении. К настоящему времени к нему поступило тринадцать поправок. Одиннадцать поправок мы поддерживаем и две поправки рекомендуем отклонить, поэтому вашему вниманию предлагаются две таблицы. Текст законопроекта подготовлен с учётом этих поправок, а также замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1, которая состоит из одиннадцати поправок? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 28 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице поправок 2? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу отклонённых поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 01 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1% Результат: принято Принято. Кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 29 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 73
О проекте федерального закона № 128896-5 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (о дополнении перечня категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, которым разрешение на временное проживание в Российской Федерации может выдаваться без учёта квот на выдачу данных разрешений, а также об установлении возможности приобретения российского гражданства в упрощённом порядке без соблюдения условий о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации и о наличии вида на жительство достигшими возраста восемнадцати лет и дееспособными иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими полностью либо ограниченно недееспособных детей - граждан Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 12 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" доложит представитель Московской городской Думы Алексей Иванович Головань. Пожалуйста, Алексей Иванович. ГОЛОВАНЬ А. И., представитель Московской городской Думы. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Законодательная инициатива Московской городской Думы направлена на устранение выявленных пробелов в указанных федеральных законах. Главная цель законопроекта - обеспечить закреплённые в Конвенции о правах ребёнка и Семейном кодексе Российской Федерации право ребёнка жить и воспитываться в семье, право на заботу своих родителей и совместное с ними проживание, а также право на воспитание, защиту прав и интересов ребёнка его родителями. Изменениями, вносимыми в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предлагается расширить перечень иностранных граждан, которым может быть выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации без учёта квоты, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В этот перечень предлагается включить иностранных граждан, имеющих несовершеннолетнего ребёнка - гражданина Российской Федерации или совершеннолетних сына или дочь, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности и также состоящих в гражданстве Российской Федерации. Кроме того, предлагается распространить эту льготу на детей, чьи родители или иные законные представители являются гражданами Российской Федерации, а также на детей, чьи родители или иные законные представители получают разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации по установленной квоте. Статьёй 2 законопроекта предлагается разрешить приём в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих несовершеннолетних детей или совершеннолетних сына или дочь, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, являющихся гражданами Российской Федерации, в случае если другой родитель - гражданин Российской Федерации не может исполнять свои родительские обязанности в связи со смертью, признанием его недееспособным, ограниченным в дееспособности, лишением его родительских прав или ограничением в родительских правах. Но если говорить о статистике, то, к сожалению, таких точных статистических данных о том, на какую категорию лиц может быть распространён предлагаемый закон, нет, и те оценочные расчёты, которые нами произведены, говорят о том, что по данному законопроекту в случае его принятия разрешением на временное проживание на территории Российской Федерации смогут воспользоваться в год порядка семи-восьми тысяч человек, а получить гражданство Российской Федерации смогут порядка пяти тысяч человек. Мы изучили заключения на законопроект комитетов Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, по вопросам семьи, женщин и детей, а также Федеральной миграционной службы и согласны с высказанными замечаниями относительно статьи 2 законопроекта. Эти замечания будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Речь идёт о том, что предлагаемые нами изменения в статью 14 закона "О гражданстве Российской Федерации" будут вноситься не в часть первую, а в часть вторую, которой устанавливается право на льготное получение гражданства для тех иностранных граждан, которые уже проживают с детьми на территории Российской Федерации. И кроме того, мы чётко пропишем те случаи, когда второй родитель ребёнка - гражданин Российской Федерации не может исполнять свои обязанности законного представителя. Учитывая, что законопроект направлен на реализацию основополагающего принципа Конвенции о правах ребёнка о наилучшем обеспечении его прав и интересов, прошу депутатов Государственной Думы поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Иванович Сметанюк. СМЕТАНЮК С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Как уже отмечал в своём докладе Алексей Иванович, рассматриваемый законопроект предлагает внести изменения в статью 6 Федерального закона № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающие расширение перечня категорий иностранных граждан, которым может быть дано разрешение на временное проживание без учёта квоты, которую ежегодно утверждает Правительство Российской Федерации, а также изменения в статью 14 Федерального закона № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающие расширение перечня категорий иностранных граждан, которые имеют право на приобретение российского гражданства в упрощённом порядке. Рассматриваемый законопроект прошёл все необходимые, предусмотренные Регламентом процедуры для его рассмотрения в первом чтении Государственной Думой. На законопроект поступил официальный положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Комитет-соисполнитель провёл достаточно серьёзную работу - это Комитет по вопросам семьи, женщин и детей - и тоже вынес положительное решение. Нашим комитетом дважды рассматривался данный законопроект, и совместно с представителями Московской городской Думы были доработаны отдельные положения. На заседании комитета при повторном рассмотрении данного законопроекта было принято решение рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении. По мнению комитета, рассматриваемая законодательная инициатива устанавливает благоприятные условия для воссоединения и совместного проживания родителей и детей - членов одной семьи, имеющих гражданство различных государств, в целях обеспечения прав и законных интересов ребёнка. Кроме того, комитет согласился с доводами субъекта права законодательной инициативы, внёсшего законопроект, о которых сегодня Алексей Иванович говорил, изложенными в пояснительной записке, где необходимость установления упрощённого порядка приёма в российское гражданство для иностранных граждан обосновывается, в частности, возникновением таких ситуаций, когда одним из родителей ребёнка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, является иностранный гражданин, а второй родитель - гражданин России - не имеет возможности осуществлять функции законного представителя ребёнка, что влечёт за собой невозможность соблюдения и защиты в полной мере прав и законных интересов ребенка. Вместе с тем статья 2 рассматриваемого проекта федерального закона предусматривает возможность для всех иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих несовершеннолетних детей - граждан России, получить гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, что, по мнению Верховного Суда и Федеральной миграционной службы, может привести к определённым злоупотреблениям. Алексей Иванович говорил, что они сейчас уже проводят работу, с тем чтобы ко второму чтению устранить отмеченные федеральными органами недостатки. С учётом изложенного наш комитет предлагает Государственной Думе поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, включите микрофон депутату Лебедеву Игорю Владимировичу. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо. У меня вопрос к авторам законопроекта. Уважаемый Алексей Иванович, в пояснительной записке вы пишете, что необходимость принятия данного проекта обусловлена многочисленными случаями. В ходе доклада вы озвучили цифру - семь-восемь тысяч. Поясните, пожалуйста, что, у нас семь-восемь тысяч человек в год обращаются по вопросу о получении гражданства по тем критериям, которые перечислены в законе? То есть что, у нас умирают, или без вести пропадают, или лишаются родительских прав восемь тысяч человек в год? И это данные по вашему субъекту или в целом по стране? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Иванович. ГОЛОВАНЬ А. И. К сожалению, официальной статистики по данному вопросу нет, и поэтому та статистика, которую я привёл, основана на оценочных расчётах. Мы опросили наших коллег в регионах, уполномоченных по правам ребёнка, а также мы обсуждали эту статистику в Федеральной миграционной службе. Но я считаю, что даже если возникает один случай, когда ребёнок в силу того, что один его родитель - гражданин Российской Федерации не может представлять его интересы, а второй родитель - гражданин иного государства оказывается тоже не в состоянии в полной мере представлять его интересы: получать пенсию по потере кормильца, обращаться по вопросам лечения ребенка, обучения и так далее, то уже есть необходимость в принятии этого законопроекта. А речь идёт о пяти тысячах детей в среднем в год, поэтому я считаю, что это достаточное основание для принятия указанного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Федоткину Владимиру Николаевичу. ФЕДОТКИН В. Н. У меня, наверное, Алексей Иванович, к вам вопросы. Конечно, закон гуманен сам по себе и действительно надо соединять семьи, но ведь, согласитесь, у нас сейчас резко растёт безработица, и полная безработица, и частичная. А ведь когда государство даёт дополнительное право, свыше квоты, на проживание в России, наверное, мы должны взять на себя обязательство и по трудоустройству этих людей, чтобы они не бомжевали или не были преступниками. Продумывали ли вы, как людей не только принять, но дать им возможность работать? Это первый вопрос. И второй вопрос. Ответственность за недееспособных, частично недееспособных детей, ну, может, и какая-то социально-финансовая сторона - это просчитывалось? Вот два вопроса, хотя в целом закон, конечно, нужный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Иванович, пожалуйста. ГОЛОВАНЬ А. И. Дело в том, что речь идёт уже о тех гражданах, которые реально проживают на территории Российской Федерации, и тех гражданах, которые уже реально работают, находясь на территории Российской Федерации, то есть, в общем-то, думать о дополнительном трудоустройстве, я считаю, не приходится. И я хочу повторить, что этот законопроект исходит не из защиты каких-то интересов родителей - права на труд или ещё каких-то интересов, - он исходит из одного права - права ребёнка жить со своими родителями и воспитываться ими. Если мы не хотим, чтобы у нас пополнялась армия детей, которые остались без попечения родителей, то у нас нет другого выхода, кроме как пойти на принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Иванович. Уважаемые депутаты, все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет желающих. Будут ли выступать полномочные представители президента, правительства? Тоже нет. Тогда переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 14 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3% Результат: принято Принято.
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, при рассмотрении вопроса 12 повестки дня Васильев Юрий Викторович голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.