Заседание № 64
24.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 128833-5 "Об аудиторской деятельности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1515 по 1536 из 9912
Пункт 4. О проекте федерального закона "Об аудиторской деятельности". Доклад члена Комитета по собственности Екатерины Юрьевны Семёновой. Пожалуйста. СЕМЁНОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Напомню, что основное содержание законопроекта состоит в замене лицензирования аудиторской деятельности на институт саморегулирования с материальной ответственностью аудиторов и саморегулируемых организаций за надлежащее качество услуг аудиторов, являющихся членами таких организаций. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по собственности просит принять проект федерального закона "Об аудиторской деятельности" в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2021 по 2037 из 9912
Пункт 4. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "Об аудиторской деятельности". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 15 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 63
19.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 128833-5 "Об аудиторской деятельности и о внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят в первом чтении 12 декабря 2008 года с наименованием "Об аудиторской деятельности").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 786 по 794 из 8988
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У меня три предложения. Первое. Снять с рассмотрения пункты 3, 4 и 22, как внесённые с грубым нарушением Регламента.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1477 по 1509 из 8988
Вопрос 22 - это вопрос Комитета по собственности, его предлагают снять с рассмотрения в связи с тем, что только что принесли документы. Пожалуйста, Плескачевский Виктор Семёнович. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Документы на самом деле раздавались уже давно, и мы перевносили этот текст, но на сегодняшний день ко второму чтению он у нас готов. Все заключения у нас в связи с этим есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ставится на голосование предложение снять с рассмотрения пункт 22. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 38 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5589 по 5756 из 8988
Пункт 22. О проекте федерального закона "Об аудиторской деятельности и о внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Доклад члена Комитета по собственности Екатерины Юрьевны Семёновой. Прошу, Екатерина Юрьевна. СЕМЁНОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Напомню, что основной целью законопроекта является замена лицензирования аудиторской деятельности на институт саморегулирования. Законом предусматривается обязательство членства аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях, наделение саморегулируемых аудиторских организаций функциями повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, являющихся членами этих организаций, а также функцией по ведению единого реестра аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов. В ходе доработки законопроекта ко второму чтению его положения приведены в полное соответствие с базовыми положениями о саморегулировании, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". В таблице 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, содержатся поправки, которыми предусматривается уменьшить минимальную численность членов саморегулируемых организаций аудиторов до пятисот аудиторских организаций - юридических лиц и семисот индивидуальных аудиторов, что позволит создать достаточное для обеспечения конкуренции на рынке аудиторских услуг количество саморегулируемых организаций в области аудиторский деятельности. Также принятыми поправками предлагается продлить лицензирование аудиторской деятельности сроком на один год - до 1 января 2010 года - вместо шести месяцев, как это предусматривалось при первом чтении. Соответствующим образом продлеваются сроки переходного периода, в течение которого будут создаваться саморегулируемые организации аудиторов и формироваться нормативно-правовая база института саморегулирования в области аудиторской деятельности. В связи со вчерашним решением Комитета по собственности сохранить наименование законопроекта прежним - "Об аудиторской деятельности" - в зале заседаний распространены взамен ранее розданных первый лист законопроекта, проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта во втором чтении и соответствующее решение комитета. В таблицу 2 поправок включены восемь поправок, которые рекомендованы Комитетом по собственности к отклонению, поскольку они не соответствуют концептуальным положениям законопроекта в части введения института саморегулирования. С учётом вышеизложенного Комитет по собственности предлагает Государственной Думе одобрить таблицу 1 поправок, рекомендованных к принятию, и таблицу 2 поправок, рекомендованных к отклонению, а также принять проект федерального закона № 128833-5 "Об аудиторской деятельности и о внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Есть необходимость в вынесении на отдельное голосование? Есть. Депутат Федоткин, прошу вас. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы, чтобы мы поставили на отдельное голосование и рассмотрели поправку 7 из этого блока поправок, где есть ограничение - до 1 января 2010 года. Поправка 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги я ставлю на голосование таблицу 1 без поправки 7. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 26 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Принято. Пожалуйста, включите микрофон депутату Федоткину. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вот мы только сегодня окончательно рассмотрели вопросы, связанные с коррупцией, с коррупционной деятельностью. Там финансы крутятся и уходят порой неизвестно куда, а у нас не хватает денег на самое основное. Вот аудиторская деятельность - это как раз один из инструментов, который позволит нам пресечь эту коррупционную деятельность и установить более жёсткий контроль. В пункте 7 мы продлеваем право на лицензирование этой деятельности только до 1 января 2010 года, это приведёт к тому, что там будут не специалисты, а те, кого наймут те же "финансовые мешки". То есть "финансовые мешки" внесут средства, поставят себе слуг, и те их будут якобы проверять. Это такой большой пласт для воровства, для хищений, для нарушений, что никаким законом о коррупции здесь мы не прикроемся. И поэтому я считаю принципиально неправильным данный пункт о продлении лицензии на один год. Данный вид деятельности всегда должен лицензироваться, и там всегда должны быть независимые и высокопрофессиональные специалисты. Иначе мы только наплодим новую волну коррупционеров. Поэтому я считаю, что данный пункт в этом варианте нельзя принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета, пожалуйста. СЕМЁНОВА Е. Ю. Комитет настаивает на данной норме, поскольку она, во-первых, учитывает возможность переходного периода при формировании профессиональными деятелями данной отрасли саморегулируемых организаций и, соответственно, даёт возможность разработать стандарты под руководством, вернее, под надзором федеральной власти, сформировать деловое, профессиональное сообщество и таким образом в эти сроки успеть прийти к исполнению данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 7 из таблицы 1. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 03 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0% Проголосовало против 13 чел.2,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, восемь поправок. Есть необходимость выносить на отдельное голосование поправки? Нет необходимости. Кто за то, чтобы принять таблицу 2? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 44 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7% Результат: принято Принято. Коллеги, ставлю на голосование вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 17 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 61
12.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 128833-5 "Об аудиторской деятельности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6166 по 6387 из 7860
Уважаемые коллеги, законопроекты, рассматриваемые в фиксированное время, все. Продолжаем работу. Пункт 20. О проекте федерального закона "Об аудиторской деятельности". Доклад депутата Государственной Думы Евгения Александровича Самойлова. Пожалуйста. САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Реалии сегодняшнего времени, безусловно, требуют совершенствования законодательной базы, нормативных правовых актов и в целом аудиторской деятельности в Российской Федерации с учётом в том числе и международных норм и стандартов. В связи с этим был подготовлен проект федерального закона "Об аудиторской деятельности" с учётом ряда концептуальных положений законопроекта 2005 года, который вносило правительство. В первую очередь настоящий законопроект ликвидирует государственное лицензирование в сфере аудита с 1 июля 2009 года. Оно заменяется обязательным членством участника рынка в профессиональной саморегулируемой организации. Это основная и решающая новация этого законопроекта. Во-вторых, он предусматривает значительное расширение полномочий саморегулируемых аудиторских организаций. С учётом международных тенденций создаётся орган по обеспечению функций общественного надзора (статья 16 "Совет по аудиторской деятельности"). Предусматривается передача саморегулируемым организациям функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации, контроля качества работы аудиторов. Вместе с тем с учётом процессов на международных финансовых рынках контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе со значительной долей государственной собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом, коим сейчас является Министерство финансов. Это статья 10 "Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов". В-третьих, законопроектом разделяются понятия аудита и аудиторской деятельности. В настоящее время эти понятия практически идентичны, а законопроектом предусматривается, что аудиторская деятельность включает аудит и сопутствующие аудиту услуги. В соответствии с действующим законодательством сопутствующие аудиту услуги не являются аудиторской деятельностью. Также законопроектом допускается проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами, кроме случаев, когда обязательный аудит предусмотрен для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли, кредитных и страховых организаций, а также негосударственных пенсионных фондов. Эти организации должны проверяться исключительно аудиторскими организациями. В-четвёртых, с учётом необходимости обеспечения единых требований и подходов к проведению квалификационных экзаменов функция аттестации аудиторов выполняется единой аттестационной комиссий, которая создаётся совместно всеми саморегулируемыми организациями в порядке, установленном уполномоченным федеральным регулятором. Уточнены предквалификационные требования к претендентам. В них большое внимание уделяется опыту работы в аудиторской организации. Также существенной новацией является возможность установления уважительных причин неежегодного повышения квалификации аудиторов. В действующем законе этого нет. Важным уточнением также является, что федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита. Также даётся определение кодекса профессиональной этики аудиторов, который разрабатывается каждой конкретной саморегулируемой организацией. И наконец, пятое - это контроль. Статьёй 20 законопроекта вводятся конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, которые саморегулируемая организация может к ним применить, а, в свою очередь, контроль за саморегулируемой организацией осуществляет уполномоченный федеральный орган. Он вырабатывает государственную политику в сфере аудиторской деятельности, осуществляет нормативно-правовое регулирование, ведёт государственный реестр саморегулируемых организаций, а также контрольный экземпляр реестра всех аудиторов и аудиторских организаций, которые работают на рынке. Новым требованием также является обеспечение саморегулируемой организации дополнительной имущественной ответственностью каждого её члена перед потребителями её услуг и иными лицами посредством формирования соответствующего компенсационного фонда. Для повышения качества аудиторских услуг предусмотрено введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, что снимает дополнительные ограничения на занятия определёнными видами деятельности. Для действующих аудиторов до 1 января 2013 года вводится упрощённый порядок сдачи квалификационного экзамена на получение этого аттестата, а также упрощённые предквалификационные требования. Хотелось бы напоследок затронуть вопрос об основных отличиях этого законопроекта от проекта, отклонённого Государственной Думой 21 ноября сего года. Прежде всего, этот законопроект является новой редакцией федерального закона "Об аудиторской деятельности", он приведён в соответствие с законом "О саморегулируемых организациях". Контроль качества аудита наряду с саморегулируемыми организациями в определённых случаях может осуществляться также и уполномоченным органом, об этом я уже говорил, а в той редакции орган осуществлял надзор только в отношении объединений. Отклонённым законопроектом не предусматривалось создание в организациях аудиторов каких-либо компенсационных фондов, а этим законопроектом предусматривается. Существенно снижены в новом законопроекте требования к численности физических лиц и коммерческих организаций в саморегулируемых организациях. Уточнены некоторые переходные положения. Принятие и реализация данного законопроекта обеспечат снижение административного влияния на аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения ряда потенциально избыточных функций, осуществление общественного надзора за развитием профессии. Предлагаемые меры позволят значительно укрепить аудиторскую профессию, обеспечить развитие саморегулирования, они будут способствовать дальнейшей стабилизации в этой отрасли. Дополнительных расходов из бюджета не требуется. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Уважаемые коллеги, постараюсь быть кратким, учитывая, что конец рабочего дня и конец недели. Саморегулирование всё шире и шире используется сегодня как инструмент, который вместе с государством формирует полноценную картину регулирования любого вида деятельности, в данном случае речь идёт об аудиторах. На сегодняшний день уже существуют саморегулируемые организации у оценщиков, у арбитражных управляющих, и вот на очереди аудиторы. Обсуждается саморегулирование у врачей, у технических экспертов, у кадастровых инженеров. В каком-то смысле обсуждалось и в некоторые модели собрано сегодня саморегулирование в строительстве. В целом мы поддерживаем внесённый законопроект. Хотел бы только сказать кратко о двух замечаниях, которые мы имеем по нему. Прежде всего, в данном законопроекте аудиторская деятельность прописана как предпринимательская деятельность. Хочу обратить внимание авторов на то, что в российском законодательстве предпринимательская деятельность по Гражданскому кодексу понимается как деятельность в своём интересе, исключительно в своём интересе. В то же время все понимают, что аудитор, так же как и оценщик, так же как и нотариус, действует в публичном интересе, потому что он раскрывает информацию о состоянии дел обществу, всему обществу, всем потенциальным инвесторам. И особенно это актуально сегодня, когда в мире обсуждаются универсальные требования, новые требования по раскрытию информации, которую получает общество, о реальном состоянии дел на конкретных предприятиях. Аудитор хоть и работает за вознаграждение, получаемое от общества, на самом деле исполняет функцию публичную, раскрывая нам с вами объективную информацию, и должен, по нашему мнению, за это отвечать. Таким образом, такая деятельность у нас сегодня описывается элементами частной практики, где главным субъектом регулирования является не юридическое лицо, а физическое лицо как носитель этих профессиональных знаний. Второе обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание, - это то, что те количественные нормы, которые существуют в законе по требованиям к саморегулируемым организациям, приводят, по нашему мнению, к тому, что организаций может быть в стране всего две-три. В то же время у арбитражных управляющих их существует сорок и есть свой союз. У оценщиков сегодня семь организаций, ещё две-три создаются, ожидается десять-одиннадцать, со своим уже союзом, то есть пирамида полноценная существует. И две-три саморегулируемые организации... Боюсь, что может возникнуть достаточное количество злоупотреблений и искажений самого института, потому что объединение по нескольку тысяч в одну организацию создаёт неконтролируемую ситуацию с точки зрения управления различного рода рисками. В целом мы поддерживаем принятие в первом чтении этого законопроекта, полагаем, что есть необходимость поработать над ним ко второму чтению. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Вопросы, пожалуйста. Один вопрос. Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос к докладчику - Евгению Александровичу. Я обращаю внимание, во-первых, на то замечание, которое сделал председатель Комитета по собственности, уважаемый Виктор Семёнович. Вот эта оговорка предпринимательская - это, как говорится, оговорка по Фрейду. Заметьте, мы ликвидируем государственное лицензирование и создаём возможности именно предпринимательской деятельности в таком очень важном институте, как аудит. Хорошо, ликвидируется это лицензирование. Сколько этих СРО - саморегулируемых организаций - возникнет? Есть ли примеры региональных организаций, или всё это будет сосредоточено в центре? В общем, велика опасность, что мы создаём действительно некий вид деятельности предпринимательской, и совершенно не в интересах общества. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. САМОЙЛОВ Е. А. Разрешите ответить? На самом деле не соглашусь. Аудиторская деятельность - это прежде всего деятельность репутационная. Репутация - это, мне кажется, главное качество аудитора, залог его успеха, его востребованности. Именно объединение самостоятельное, именно саморегулирование способно это обеспечить, потому что никто другой, кроме ваших собственных коллег, не оценит вас объективно и никто не будет подставлять под удар репутацию целой организации, целого сообщества аудиторов из-за ваших проколов. Поэтому, мне кажется, самый эффективный способ именно такой. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САМОЙЛОВ Е. А. Предполагается создание по крайней мере десяти - пятнадцати. Хотя, конечно, есть опасность, что их количество будет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Услышали ответ: десять - пятнадцать организаций. Кто хотел бы выступить по этому вопросу? Нет. Полномочные представители президента, правительства? Поддерживают. Докладчик и содокладчик хотели бы с заключительным словом выступить? Нет. Тогда переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект "Об аудиторской деятельности", пункт 20 нашего порядка работы на сегодня? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 46 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 51 чел.11,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Триста пятьдесят два за, принято.