Заседание № 61
О проекте федерального закона № 128590-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Обозначенный законопроект в установленном Регламентом порядке подготовлен к третьему чтению. Законопроект предполагает повышение размера базовой части трудовой пенсии, размеров ежемесячных денежных выплат для отдельных категорий граждан, а также повышение размера сумм, направляемых на оплату стоимости набора социальных услуг, с индексацией и, что существенно, изменение срока действия заявления об отказе от получения социальных услуг, которое ранее надо было подавать ежегодно. Замечаний правового и лингвостилистического характера не имеется. Прошу поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам потом, я записываю. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Вопрос 3. По мотивам - Горькова Ирина Петровна. Пожалуйста. ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, с введением в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ существенно увеличилась нагрузка на специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы - в два с половиной - три раза. Это связано с увеличением числа граждан пенсионного возраста, обращающихся за установлением группы инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, что вызвано желанием пожилых людей воспользоваться новыми мерами социальной поддержки на федеральном уровне, а также повысить размер пенсионного обеспечения. Помимо освидетельствования граждан, на специалистов медико-социальной экспертизы возложены функции по определению в обязательном порядке нуждаемости инвалидов и ветеранов в протезно-ортопедических изделиях и технических средствах реабилитации согласно правилам обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 года № 771. При переходе в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы у большинства специалистов государственной службы медико-социальной экспертизы существенно снизился уровень заработной платы, поскольку, в отличие от ныне существующей системы оплаты труда работников, установленной на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации решением местных органов исполнительной власти в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы устанавливался ряд надбавок и выплат стимулирующего характера. В настоящее время размер заработной платы врачей лечебно-профилактических учреждений превышает оплату труда врачей-специалистов бюро медико-социальной экспертизы в два с половиной - три раза. Вследствие этого в последние два года отмечается негативная тенденция снижения показателей укомплектованности учреждений медико-социальной экспертизы кадрами, особенно врачами-специалистами, специалистами по реабилитации, психологами, специалистами по социальной работе. Очереди на освидетельствование граждан в учреждениях медико-социальной экспертизы удалось значительно сократить. Очереди на освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы лиц трудоспособного возраста, направленных впервые на освидетельствование, и тех, у кого заканчивается срок установленной инвалидности, отсутствуют. Этого удалось добиться за счёт увеличения нагрузки на одно заседание, которая составляет в последние два года в среднем двадцать - двадцать пять человек. В целях дальнейшего совершенствования качества и эффективности работы по осуществлению медико-социальной экспертизы, а также для предотвращения оттока, ухода квалифицированных специалистов из федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы представляется целесообразным увеличить заработную плату работникам медико-социальной экспертизы на 30-50 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддерживаем этот законопроект, но тем не менее хотелось бы обратить ваше внимание на несколько фактов. Во время трёхчасового общения с народом Владимир Владимирович Путин сказал, что будет около трёх миллионов безработных. Это о чём говорит? Это говорит о том, что предприятия не будут платить не только заработную плату, но и налоги. Кроме того, вы знаете, что уже озвучена величина повышения тарифов ЖКХ и других тарифов: в среднем они увеличатся на 26-27 процентов. Всё это ложится дополнительным бременем на плечи и без того безденежного народа. Поэтому мы считаем, что предусмотренное увеличение на 8,5 процента не соответствует реальному уровню инфляции. Уже сегодня Минэкономразвития признаёт, что инфляция к концу года будет более 13 процентов. С нашей точки зрения, позиция страуса, когда мы слышим от официальных лиц одни цифры, а в официальных документах принимаем заведомо заниженные, обещая потом повысить, необоснованна, так как кушать надо каждый день и покупать продукты по ценам, которые есть сегодня. А то, что выдадут через полгода, уже не будет ничему соответствовать. Поэтому мы всё-таки настаиваем на том, чтобы комитеты, готовящие проекты законов, руководствовались не документами полугодовой давности, а свежими данными, которые необходимо запрашивать на текущий момент, это касается уровня инфляции и других показателей жизни людей. Мы поддерживаем законопроект, но считаем, что надо более объективно учитывать эти вопросы при внесении поправок в соответствующие законодательные акты. В целом фракция КПРФ поддерживает этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 23 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 60
О проекте федерального закона № 128590-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, прошу прощения, да, у нас фиксированное время. Пункт 8 действительно поставлен на 10.40. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Докладывает Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Законопроект был принят нами в первом чтении на прошлой неделе. Напомню вам, что он предполагает существенное улучшение материального положения отдельных категорий граждан, в первую очередь пенсионеров - увеличение базовой части трудовой пенсии, доведение к 1 декабря 2009 года среднего размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера, индексацию ежемесячных денежных выплат. К законопроекту поступил ряд поправок, они включены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, и в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Если говорить о поправках, которые рекомендуются комитетом к принятию, то большая часть их носит технический характер, они направлены на устранение замечаний, которые сделало Правовое управление. С автором законопроекта, Правительством Российской Федерации, все эти поправки согласованы. Исключение составляет поправка 4, она носит смысловой характер. Дело в том, что в данном законопроекте мы установили правило, в соответствии с которым гражданину не надо теперь подавать ежегодно заявление об отказе от социального пакета и выборе денежных средств, а предполагается, что в том случае, если такое заявление единожды было подано, оно пролонгируется, если не поступает иное заявление гражданина. В соответствии с изначальным текстом законопроекта, в связи с тем что он вступал в силу с 1 января 2009 года, получалось, что данное правило начнёт действовать с 2010 года, то есть в 2009 году ещё надо было подавать заявление. Поэтому мы специально вносим пункт 2 в статью 10, где говорится о том, что данный законопроект распространяется на правоотношения, которые уже в настоящий момент установлены, и что подавать вновь заявление в 2009 году будет не нужно. Что касается таблицы поправок, которые комитетом рекомендованы к отклонению, большая часть этих поправок предполагает увеличение тех или иных денежных сумм. Это само по себе, наверное, благородно, но мы с вами должны понимать, что, первое, мы принимаем решение об увеличении, существенном увеличении пенсий в тот момент, когда Пенсионный фонд ещё не получает новых, дополнительных доходов, поскольку норма, в соответствии с которой будут увеличены взносы в Пенсионный фонд, начнёт действовать только с 1 января 2010 года. Даже данный шаг, который мы предпринимаем, увеличивает дефицитность Пенсионного фонда. Разумеется, эта дефицитность будет покрываться за счёт бюджета, и мы с вами приняли целый ряд решений, направленных на увеличение бюджетных расходов для того, чтобы преодолевать последствия мирового финансового кризиса. Поэтому те предложения, которые внесены в проект закона изначально, кажутся нам достаточно сбалансированными, и мы предлагаем эти показатели не менять. Ряд поправок относится к вопросам, не имеющим прямого отношения к ведению данного закона. В связи с вышеизложенным комитет предлагает принять поправки, которые включены в первую таблицу, отклонить поправки, включённые во вторую таблицу, и принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две таблицы. Таблица 1 - это пять поправок, которые комитет рекомендует принять. Есть предложения? Нет, по первой таблице нет предложений. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 50 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - шестнадцать поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Есть предложение. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 4, 7, 8 и 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 2 и 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., фракция "Справедливая Россия". Поправки 1 и 6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других предложений нет. Уважаемые депутаты, ставится на голосование таблица 2, за исключением поправок 4, 7, 8, 11, 2, 5, 1 и 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 04 сек. ) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принимается таблица. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, обоснуйте поправку 4. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В данной поправке предлагается установить новый размер базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2009 года, увеличив его не на 8,5 процента, а на 13,5, то есть на величину реальной инфляции, признанной Минэкономразвития в 2008 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, депутат Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, любой прогноз инфляции, который учитывается нами в предстоящих повышениях, является не более чем прогнозом. Естественно, что реальная инфляция будет в том или в другом случае отклоняться от этого прогноза, и в этой связи (мы об этом говорили при рассмотрении законопроекта в первом чтении) в том случае, если инфляция окажется существенно выше, мы будем готовы вернуться к рассмотрению этого вопроса ещё раз, так же как мы это делали уже в этом году, пересматривая индексацию в начале года, в феврале. Что касается цифры 8,5 процента, то именно она учтена в других базовых документах, таких, как федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда. Поэтому вносить в данном случае противоречие между этими документами нам представляется неправильным. Ещё раз повторяю, что в случае, если потребуется доиндексация, Государственная Дума всегда готова будет это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4. Комитет сохраняет свою позицию: он против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 08 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 7. Пожалуйста, включите микрофон депутату Коломейцеву. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, кушать-то хочется каждый день и всем. Поэтому 13,5 процента - это же, вы знаете, средняя температура по больнице, а реально инфляция для многих слоёв населения достигает 25-30 процентов. Поэтому в поправке 7 предлагается увеличить размер ЕДВ для инвалидов с 1 апреля 2009 года тоже не на 8,5 процента, а на 13,5 процента, то есть на величину официально признанного прогноза инфляции на 2008 год. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, аргументация практически та же. Мы считаем, ещё раз подчеркну, что возможно будет потом вернуться, и в этом году мы вернулись и заранее, в феврале, приняли решение о доиндексации, которая проводилась с 1 марта. Ни один человек от этого нашего решения не пострадал. Но если мы проводим доиндексацию, то решение должно приниматься комплексно, не по одному конкретному вопросу, а по всему кругу вопросов. Поэтому я предлагаю оставить законопроект в том виде, в котором он сегодня вам представлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 7. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 49 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 8. Депутат Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, в связи с тем что рост ЕДВ существенно отстаёт из-за того, что она в течение четырёх лет, с 2000 года по 2004 год, фактически не индексировалась, предлагается произвести повторное увеличение ежемесячной денежной выплаты для инвалидов (статья 6-1 данного законопроекта) с 1 декабря 2009 года в тех же размерах, что и для базовой части пенсии, суммарно на 32,7 процента. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, ну давайте сами себя не вводить в краску и в заблуждение, так сказать. ЕДВ индексировалась регулярно, ЕДВ индексируется ежегодно в нашей стране. Другое дело, что базовая часть пенсии не индексировалась, а росла быстрее, потому что мы принимали политическое решение об увеличении базовой части пенсии. Она не просто индексировалась в соответствии с уровнем инфляции, она увеличивалась существенно больше, чем был уровень инфляции. Это было политическое решение, оно направлено в первую очередь на то, чтобы выполнить задачу доведения размера социальной пенсии к концу 2009 года до уровня прожиточного минимума пенсионера. И разумеется, эта задача требовала комплексного подхода. Не оторвав в тот момент механизм индексации ЕДВ от механизма индексации базовой пенсии, мы такую задачу решить не смогли бы. Сейчас мы эту задачу решаем. И поэтому мы предлагаем для решения этой задачи сохранить установившийся порядок: ЕДВ индексируется именно в соответствии с коэффициентом инфляции, а базовая часть пенсии растёт быстрее, в чём в первую очередь заинтересована наименее обеспеченная часть наших пенсионеров. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 8. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 00 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1% Результат: не принято Отклоняется поправка. И 11-я поправка. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, в 11-й поправке предлагается предоставить инвалиду право на вторую путёвку и бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего при наличии первой группы инвалидности, поскольку именно при этой группе, а не при ограничении способности к трудовой деятельности третьей степени он реально нуждается в сопровождении. Речь идёт о сопровождающих для людей незрячих и тех, кому по закону положены сопровождающие. Сегодня, к сожалению, у многих такой возможности нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. ИСАЕВ А. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, о чём идёт речь в данной поправке? Речь идёт о том, что применительно к тем нормам, которые были установлены 122-м законом, следует учитывать не степень ограничения трудоспособности, а группу инвалидности. Об этом Государственная Дума говорила, в частности, в нескольких своих постановлениях, обращениях к правительству. Мы вели консультации с правительством, и достигнута договорённость, такое решение в ближайшее время будет принято. Официальный представитель правительства по данному законопроекту Юрий Викторович Воронин, который здесь присутствует, может подтвердить эти слова. Он подтвердил их также в комитете. Этот вопрос не является предметом рассмотрения данного законопроекта. Мы не можем через закон об увеличении выплат менять подход - степень ограничения трудоспособности или группа инвалидности. Данная поправка, будучи по существу идеологически правильной, тем не менее для данного законопроекта неуместна, поэтому предлагаем её отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель правительства. ВОРОНИН Ю. В., статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Я подтверждаю, что мы действительно подготовили положительное заключение на законопроект ваших коллег Ломакина-Румянцева и Смолина, которые предлагают внести масштабные изменения, корректировку закона об инвалидности в связи с присоединением к Конвенции о правах инвалидов. Мы предполагаем скорректировать также нормы закона "О ветеранах" и других законов в части перехода и по ЕДВ, и по НСУ со степени ограничения способности к трудовой деятельности на группы инвалидности. Просто делать фрагментарные поправки этим законом не только неправильно, но и непоследовательно, потому что требуются внесение более масштабных поправок и взаимоувязка всего текста при такой корректировке. Это надо будет делать отдельным федеральным законом, что и будет произведено. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решение принимать вам, уважаемые депутаты. Комитет против, правительство против. Объяснения даны. Для протокола заявление сделано. Пожалуйста, голосуйте по поправке 11. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 21 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Отклоняется поправка. Гартунг, пожалуйста. Обоснование по поправке 2. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемый Андрей Константинович, уважаемые коллеги! Этой поправкой предлагается установить базовую часть пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера, уже достигнутого. Собственно говоря, мы обязаны обеспечить минимальную пенсию хотя бы на уровне прожиточного минимума, тем самым мы создаём условия для выживания пенсионеров. Особенно злободневно это сейчас, когда идут массовые сокращения людей, трудоспособные члены семьи не могут прокормить нетрудоспособных. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета. ИСАЕВ А. К. Спасибо. Уважаемый Валерий Карлович, я просто хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы - и правительство, и Государственная Дума - ставили перед собой задачу довести социальную пенсию до уровня прожиточного минимума. Социальная пенсия - это именно та пенсия, которую получают наименее обеспеченные пенсионеры. Она состоит не только из базовой части пенсии, базовая часть пенсии - это только часть пенсии. В принципе в дальнейшем, как вы знаете, по предложениям, которые готовятся правительством, вообще предполагается отказаться от понятия "базовая часть пенсии" и перейти только к страховой части пенсии. Данное решение в принципе методологически представляется неверным. Если говорить о его последствиях, то они будут таковы. При отсутствии дополнительных средств - мы ведь не изменяем данным решением параметры Пенсионного фонда - мы совершаем резкий перекос. У нас и так принимается решение, в соответствии с которым пенсии наименее обеспеченной части пенсионеров растут в следующем году более высокими темпами, чем пенсии всех остальных пенсионеров. Если мы примем решение о таком повышении базовой части пенсии, то мы должны будем снять деньги и не проводить достаточной индексации страховой части пенсии, а значит, сделать пенсию абсолютно плоской, одинаковой для всех - для тех, кто заработал высокую пенсию, для тех, кто заработал низкую пенсию, - что, разумеется, повлечёт недовольство значительной части наших избирателей. Понимая ваши побудительные мотивы и с уважением к ним относясь, комитет тем не менее предлагает данную поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 07 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 5. Пожалуйста, депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, это аналогичная поправка. Речь идёт о повышении базовой части пенсии до прожиточного минимума, но теперь уже с 1 декабря 2009 года, так, как и заложено в законе: мы в законе заложили два повышения - с марта и с декабря. Хотелось бы напомнить моим коллегам о том, что, как сказал Андрей Константинович, социальная пенсия, на которую он ссылается, составляет как раз базовую часть пенсии для многих категорий пенсионеров, в частности получающих пенсию по потере кормильца. Я как раз об этой категории граждан и говорю. Когда этой категории граждан устанавливалась пенсия на уровне базовой части трудовой пенсии, то есть меньше прожиточного минимума, предполагалось, что трудоспособные члены семьи их прокормят. Но сейчас ситуация иная - и трудоспособные члены семьи зачастую стоят у нас в очереди на бирже труда и не могут поддерживать членов семьи, которым должно помогать государство. Поэтому я всё-таки предлагаю поддержать эту поправку, чтобы законодательно установить минимальную пенсию на уровне прожиточного минимума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые коллеги! Мы в принципе разбирали этот вопрос при рассмотрении законопроекта в первом чтении. Есть как бы два вида пенсий - пенсия, на которую, как мы предполагаем, должен жить человек (и социальная пенсия является в данном случае минимумом, на который мы ориентируемся), и пенсия, которая является как бы пособием, вспомоществованием, - скажем, пенсия для инвалидов третьей группы, или первой степени утраты трудоспособности (в принципе эти инвалиды работают и к своей заработной плате получают эту пенсию), или пенсия по потере кормильца (один родитель отсутствует, но второй родитель работает), то есть это пенсия, перед которой не ставится такая социальная цель - быть единственным источником существования человека. Что же касается той пенсии, которая является и может принципиально быть единственным источником к существованию человека, то этот вопрос мы решаем через повышение с 1 декабря социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. Ещё раз предлагаю данную поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 5. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 59 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Отклоняется поправка. Депутат Грачёв. Обоснование по поправке 1. ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, это длинная поправка, она, по существу, сводится к двум вопросам - индексация в марте на 15 процентов, а не на 8 и индексация в декабре, полностью компенсирующая инфляцию. Ну, аргументы комитета о том, что, когда в феврале гром грянет, тогда и разберёмся, я слышал. Конечно, я с ними не согласен, и фракция тоже с ними не согласна. Я приводил такой пример: вся проблема ипотеки для граждан сегодня стоит не более 20 миллиардов рублей, но тем не менее мы закладываем 200 миллиардов рублей уже сегодня и 500 миллиардов предусматриваем в запасе, несмотря на то что это ни в каких законах и ни в каком бюджете не было предусмотрено. К чему такая вот асимметрия приведёт, когда и правительство, и существенная часть депутатов активно лоббируют одну сторону, в частности банковскую, и совсем не лоббируют пенсионную сторону, совершенно очевидно: это приведёт к тому, что в феврале, когда грянет гром, никаких резервов для индексации пенсий уже не будет. Мы уверены, что нынешние расчёты позволяют ожидать инфляцию двузначную, ни в коем случае не 8 процентов. Минимальная индексация, которая её закрывает, - это 15 процентов в марте, и, соответственно, это решение надо принимать прямо сейчас, ничего не дожидаясь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев. ИСАЕВ А. К. Я не соглашусь с утверждением Ивана Дмитриевича, будто здесь кто-то не лоббирует интересы пенсионеров. В условиях финансового кризиса принято решение о существенном повышении пенсий. В условиях финансового кризиса поставлены очень жёсткие задачи об увеличении среднего размера трудовой пенсии сначала до двух, а затем и трёх размеров прожиточного минимума пенсионера. В условиях финансового кризиса принято решение о перерасчёте в сторону увеличения пенсии пенсионерам, которые заработали свой стаж в советский период. Ради этого правительство идёт на увеличение налогообложения, фактически утяжеление налогообложения фонда оплаты труда с 26 до 34 процентов. И после этого говорить о том, что мы не лоббируем интересы пенсионеров, не поддерживаем их, по меньшей мере, выглядит странно: нас как раз, наоборот, упрекают в том, что мы готовы ради защиты интересов этой группы пренебречь интересами в том числе национального бизнеса. И сейчас правительство, как вы знаете, ищет возможности компенсировать решение о повышении налогообложения оплаты труда. Поэтому концептуально это замечание я отвергаю. Что касается вашего замечания о том, что гром грянет, мужик перекрестится. Вы понимаете, мы предполагаем, ещё раз повторяю, что закладываемый коэффициент инфляции является в любом случае условным. Если, предположим, инфляция составит не 13, а 15 процентов, нам всё равно придётся в феврале возвращаться к этому вопросу и принимать соответствующее решение. Поэтому в этом смысле ваша поправка ничего принципиально не меняет. И в этой связи я предлагаю её отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1. Комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 49 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Отклоняется. И 6-я поправка, также Грачёв. Пожалуйста, обосновывайте. ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, конечно, я воспользуюсь возможностью уточнить. Я не говорил о том, что не лоббируют интересы, я говорил о симметрии в лоббировании. Думается, когда для одних граждан с десятикратным запасом, так сказать, проблема решается, а для других граждан даже по минимуму не решается и говорят, что в феврале начнут решать её, то это очевидная асимметрия отношений к пенсионерам и другим группам граждан. Что касается поправки 6, это тоже индексация ежемесячной денежной выплаты в размере не менее чем уровень инфляции. Аргумент, который звучал в комитете (из тех, которые ещё не приводились), был такой: раз 75 процентов граждан перешли от натуральных льгот к денежной выплате, значит, ситуация нормальная, ЕДВ компенсирует эти льготы. Наша позиция совершенно иная: мы считаем, что граждане переходят на ежемесячные денежные выплаты, потому что им систематически искусственно создают проблемы в получении натуральных льгот. Поэтому мы настаиваем, чтобы и по этой группе граждан индексация была как минимум не отстающая от инфляции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев. ИСАЕВ А. К. Концептуально замечу только одно, и это показывают объективные статистические данные: санаторно-курортное лечение, скажем, после принятия 122-го закона выросло в разы и обеспечение лекарствами выросло в разы по сравнению с той ситуацией, которая была до принятия 122-го закона, когда льготы на бумаге были, но воспользоваться ими могли только активисты ветеранского движения. В этой связи хотел бы сказать, что выбор граждан в пользу денег - а всё больше и больше людей выбирают деньги взамен социального пакета - свидетельствует о том, что в принципе решение о монетизации, которое проводилось нами, было правильным. Граждане делают именно такой выбор. Что касается конкретно поправки 6, то все аргументы по аналогичным поправкам я уже неоднократно приводил. Комитет предлагает данную поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 6. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 33 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 03 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, по пункту 8 нашей повестки я голосовал за, но что-то в результатах голосования это не отразилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, принимаем к сведению, отразим в стенограмме.
Заседание № 59
О проекте федерального закона № 128590-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Викторович Воронин. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроектом, выносимым правительством на ваше рассмотрение, предусматриваются необходимые решения по увеличению размеров различных социальных выплат на 2009 год. Во-первых, предусматриваются нормы по повышению размера базовой части трудовых пенсий всех видов: с 1 марта 2009 года с 1794 рублей до 1950 рублей в месяц, с 1 декабря 2009 года (то есть двухэтапное повышение) - до 2460 рублей в месяц. Первый этап повышения базовой части трудовой пенсии тождественен её индексации на параметры, заложенные как в федеральном бюджете, так и в бюджете Пенсионного фонда на 2009 год, то есть на 8,5 процента. А второе, декабрьское, увеличение выше инфляции и составляет 26,4 процента, оно производится в целях решения задачи по доведению минимального размера пенсионных выплат до величины прожиточного минимума пенсионера Российской Федерации. Это то, о чём было сказано премьер-министром, и мы эту задачу решаем как раз к концу 2009 года. Эти цифры предусматривают увеличение, так скажем, стандартного размера базовой части трудовой пенсии. Вы знаете, что пенсионное законодательство предусматривает и повышенные размеры базовой части трудовой пенсии, и размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и размеры социальных пенсий, которые привязаны к этой стандартной величине, поэтому пропорциональное увеличение в соотношении с этим размером ожидает и все другие размеры пенсии. Кроме того, увеличение базовой части трудовой пенсии и связанных с ним размеров пенсионных выплат, о котором я сказал, будет осуществляться наряду с плановой индексацией страховой части трудовой пенсии, которая будет производиться с 1 апреля 2009 года, на 15,6 процента. Там это уже в силу закона осуществляется, и для той индексации достаточно будет принять постановление правительства об утверждении соответствующего индекса. Во-вторых, с 1 апреля 2009 года данным законопроектом предусматривается установление новых значений размеров всех ежемесячных денежных выплат, которые установлены отдельным категориям ветеранов и инвалидов в связи с заменой льгот и предоставлением компенсации в денежном выражении. Там размеры различные в зависимости от категории, но в целом этот рост соответствует также индексационному увеличению на 8,5 процента. Соответственно, раз увеличивается с 1 апреля размер ежемесячных денежных выплат, такое же увеличение предусматривается и к величине набора социальных услуг, которые предоставляются по выбору пенсионера и являются не чем иным, как вычетом из размера ежемесячной денежной выплаты. Ну и наконец, если брать этот блок, то в ряду предложений по корректировке размера ежемесячных денежных выплат, размера набора социальных услуг с 1 января 2009 года предусматривается повышение норматива финансовых затрат на одного получателя государственной социальной помощи в части бесплатного получения лекарств, который необходим для расчёта объёма субвенций субъектам Российской Федерации, также пропорциональное увеличение и этого показателя. И наконец, третий важный момент, который заложен в рассматриваемом законопроекте, - это изменение порядка подачи гражданами заявлений об отказе или, наоборот, о возобновлении получения набора социальных услуг. Вы знаете, что действующее законодательство, по которому имеется масса нареканий, предусматривает необходимость ежегодного подтверждения намерения ветерана об отказе от получения набора социальных услуг. Данным законопроектом этот порядок изменяется. Теперь вводится норма о том, что заявление, которое подаётся до 1 октября текущего года или на будущий год будет подаваться, будет являться бессрочным. То есть волеизъявление гражданина получать набор социальных услуг или получать ежемесячную денежную выплату в полном размере, это желание будет бессрочным, не будет требоваться ежегодного переподтверждения. Для того чтобы изменить волеизъявление, надо будет в заявительном порядке об этом сообщить в Пенсионный фонд в установленный срок. Мы полагаем, что это, во-первых, облегчит положение наших ветеранов, которые будут избавлены от необходимости ежегодного посещения Пенсионного фонда, во-вторых, также сократит документооборот и все непроизводственные затраты, связанные с оформлением всех этих процедурных вещей. Вот суть законопроекта, если кратко. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для содоклада я приглашаю на трибуну Андрея Константиновича Исаева, председателя Комитета по труду и социальной политике. Пожалуйста. ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Этот законопроект носит явно выраженную социальную направленность. Он направлен на улучшение материального обеспечения наиболее уязвимой части нашего общества - пенсионеров и инвалидов. Как уже было сказано в докладе, законопроектом предусматривается увеличение базовой части трудовой пенсии более чем на 37 процентов в течение 2009 года и решение одной из заявленных Правительством Российской Федерации задач, а именно: доведение размера минимальной социальной пенсии в нашей стране до уровня прожиточного минимума пенсионера. Это означает, что все поставленные цели по совершенствованию пенсионной реформы, улучшению пенсионного обеспечения граждан реализуются в полном размере, несмотря на проблемы, сложности, связанные с преодолением мирового финансово-экономического кризиса. Это также означает, что с 2009 года, с 1 декабря 2009 года, ни один пенсионер в стране не будет получать пенсию ниже величины прожиточного минимума, что свидетельствует о качественном росте уровня социальной гарантированности в нашей стране. Законопроект предусматривает также увеличение размеров ежемесячных денежных выплат, увеличение средств, направляемых на социальный пакет, что будет способствовать улучшению лекарственного обеспечения льготников. Крайне важным является и то, что правительство услышало наше с вами пожелание - мы транслировали в данном случае волю наших избирателей, - чтобы граждане ежегодно не подавали заявления об отказе от социального пакета или о том, что они берут социальный пакет, и чтобы было пролонгирование того решения, которое человек принимал в момент подачи первого заявления, в том случае если человек не собирается менять своё решение и хочет по-прежнему либо отказываться от социального пакета, либо брать этот социальный пакет. Это, конечно же, гораздо удобней для инвалидов и лиц пожилого возраста. Ещё раз подчёркиваю: законопроект носит явно выраженную социальную направленность. Комитет по труду и социальной политике рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Задержитесь на трибуне. Я думаю, что будут вопросы. Юрий Викторович будет отвечать из правительственной ложи, а вы отсюда. Есть ли вопросы? Есть вопросы, много рук. Тогда давайте запишемся. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот есть предложение по одному... Давайте сначала запись посмотрим, идёт запись. Давайте взглянем, сколько человек записались, и в зависимости от этого примем решение. Покажите запись. Тринадцать желающих задать вопрос. Есть предложение: по два вопроса от фракции. Хорошо, давайте, это будет как раз достаточно демократично. Пожалуйста, от фракции КПРФ - Смолин. И потом примем решение. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Константинович, вы говорили, что в следующем году минимальная пенсия в Российской Федерации выйдет на уровень прожиточного минимума пенсионера. У меня на руках постановление Правительства от 19 ноября 2008 года, которое устанавливает размер прожиточного минимума на второй квартал текущего года: прожиточный минимум работающего человека - 5 тысяч 24 рубля, а пенсионера - 3 тысячи 694 рубля. Вместе с тем в декабре следующего года, как я понимаю, базовая пенсия будет установлена на уровне 2 тысяч 460 рублей. Два вопроса. Первый: чем объясняется столь большой разрыв между прожиточным минимумом работающего человека и пенсионера? И второй: как совместить данные, которые я привёл, с вашим утверждением? Спасибо. ИСАЕВ А. К. Олег Николаевич, отвечаю вам. Дело в том, что мы не ставили - ни правительство, ни мы с вами, - не ставили перед собой задачу, чтобы базовая часть трудовой пенсии была равна прожиточному минимуму. Мы ставили задачу, чтобы минимальная социальная пенсия была на уровне прожиточного минимума. Она с 1 декабря 2009 года составит 4 тысячи 152 рубля. Таким образом, задача, которая была поставлена, - и вы подтвердили это вашими цифрами - в полном объёме выполняется. Что касается того, что прожиточный минимум трудоспособного человека отличается от прожиточного минимума пенсионера, то это достаточно логично. Такая же ситуация существует практически во всех странах, где ведётся расчёт величины прожиточного минимума. Поскольку для пенсионера не предполагаются расходы на воспитание несовершеннолетних детей, расходы, связанные с частым проездом, регулярным проездом к месту работы и так далее, и тому подобное - всегда это считалось и экономистами, и социологами, - то прожиточный минимум пенсионера несколько ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного человека. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции ЛДПР - Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику, потому что депутат Исаев со мной всегда согласен, и он заранее знает, что скажет, что я прав. Вот есть ли какая-то статистика у министерства относительно граждан, которых мы законом о монетизации?.. Ему уже три года, насколько я знаю, процентов 80 граждан перешли на денежное обеспечение льгот. Час назад представительница фракции КПРФ сказала, что это преступный закон. Закон преступным не может быть, преступными могут быть действия гражданина, даже государства, но закон никогда не может быть преступным. Вот что министерство сегодня может сказать, три года спустя: действительно ли большинству граждан выгодно получать деньги вместо льгот или всё-таки это?.. Какой процент - 70, 80, 90? Мы должны знать результаты принятого нами здесь три года назад очень важного закона о монетизации льгот, это связано как раз с обеспечением уровня защиты граждан и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович Воронин. ВОРОНИН Ю. В. Уважаемый Владимир Вольфович, вы действительно правы: у нас отмечается ежегодная тенденция по сокращению количества получателей набора социальных услуг по сравнению с теми, кто получает ежемесячные денежные выплаты в полном объёме. Насколько я помню последние данные, 75 процентов выбрали ежемесячные денежные выплаты. Это совершенно объективная тенденция, поскольку, особенно в сельскохозяйственных регионах страны, конечно, предпочтительнее получать деньги, нежели натуральные льготы, которые не всегда доступны населению. Собственно, такой результат и ожидался. Важно ведь было, чтобы переход на эту систему был плавным, не приводил к отказу от уже устоявшихся, привычных вещей, связанных с проездом, санаторно-курортным лечением, особенно с лекарствами. И поэтому такой амортизационный механизм в виде возможности получения набора социальных услуг был введён. Но тенденция, о которой вы говорите, - и я это подтверждаю - свидетельствует о необходимости вернуться к этому вопросу и подумать о наборе социальных услуг, о том, каким образом его трансформировать и приблизить к реалиям сегодняшнего дня, что называется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Герасименко от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Юрию Викторовичу или Андрею Константиновичу. Мы обсуждали недавно в рабочей группе вопрос о законах, которые касаются пострадавших от радиационных аварий, это относится к районам и Семипалатинска, и Чернобыля, и Течи и так далее. И рассматривалось как концепция предложения о том, чтобы и индексация, и оплата, так сказать, ЕДВ были одинаковыми для всех, независимо от того, где это произошло, - в районе Течи, Чернобыля или Семипалатинска. Это касается оплаты питания детей пострадавших - школьников, дошкольников. Есть разница в ЕДВ. "Чернобыльским" детям первого, второго поколения она выплачивается даже здоровым, просто потому что они там проживали. "Семипалатинские" больные дети получают 410, "чернобыльские" - 683 рубля. Подготовлен такой законопроект, он прошёл уже... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость завершить? Ну, десять секунд добавьте. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Просто сейчас, когда законопроект такой внесён уже в правительство, говорят, что готовится отрицательный отзыв, непонятно почему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Уважаемый Николай Фёдорович, ваш вопрос к рассматриваемому нами сегодня законопроекту отношения не имеет, поскольку мы не пересматриваем размеры ежемесячных денежных выплат в зависимости от категорий, в частности ветеранам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы и приравненных к ней техногенных катастроф. Это сугубо индексационное повышение, связанное с ростом стоимости жизни в стране. Законопроект, о котором вы говорите, находится ещё в стадии рассмотрения. По нему решение ни правительством, ни даже комиссией по законопроектной деятельности не принималось. Вопрос этот будет обсуждаться, когда проект отзыва будет подготовлен. Поэтому есть возможность учесть ваше мнение на этот счёт, когда будем определяться, какой характер будет носить это заключение. Пока, до принятия комиссией по законопроектной деятельности решения по этому поводу, я ничего комментировать не готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг, пожалуйста, от "Справедливой России". ГАРТУНГ В. К. У меня и к Юрию Викторовичу, и к Андрею Константиновичу вопросы. Два вопроса очень коротких. Первое. Инфляция реальная, как мы видим, отличается от запланированной инфляции, чьи размеры закладываются в расчёт прожиточного минимума, который будет на конец следующего года, правильно? Каким образом мы предусматриваем компенсировать вот эту разницу между запланированной инфляцией и реальной? Что думают по этому поводу правительство и Комитет по труду и социальной политике? И второе. Правильно ли я вас понял, что минимальная социальная пенсия как раз и будет выше прожиточного минимума? Это точно, любые пенсии, в том числе в связи с потерей кормильца, детям-инвалидам и так далее? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Я готов ответить. Что касается параметров инфляции. Когда мы готовили законопроект, представленный сегодня на ваше рассмотрение, мы, естественно, были связаны бюджетным законодательством, то есть теми параметрами инфляционными, которые были заложены, когда предусматривались средства на эти цели в законе "О федеральном бюджете..." и в законе "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов". Ну, просто ничего другого сейчас официально не утверждено, поэтому и все индексационные параметры соответствуют этим уже принятым нормам, но тем не менее - и вчера глава правительства Владимир Владимирович Путин это подтвердил в своих ответах на вопросы, - если мы с вами будем получать иные данные по инфляции, что как бы ожидается и прогнозируется, будут при необходимости скорректированы прежде всего бюджетные законы, а потом мы приведём в соответствие с ними и те законы, которые регулируют размеры социальных выплат. Это обычная практика. Напомню, что в этом году были аналогичные же действия в отношении размера ежемесячных денежных выплат. Здесь никаких препятствий нет, и при необходимости всё это будет осуществлено. Что касается второй части вашего вопроса, то я подтверждаю - Андрей Константинович об этом сказал, - что мы доведём к концу 2009 года средний размер социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. Естественно, есть такие категории пенсионеров, у которых размер социальной пенсии не будет полностью тождественен прожиточному минимуму. Кто это? Инвалиды третьей группы. Но это нормально, потому что ими утрачено всего лишь 50 процентов трудоспособности, всё законодательство, и мировое, и наше в том числе, исходит из того, что другая часть прожиточного минимума должна компенсироваться посильным трудом. Если нет такой возможности, в соответствии с законом о государственной социальной помощи должна назначаться соответствующая доплата субъектами Российской Федерации уже до величины прожиточного минимума, но сама по себе пенсионная выплата на уровне прожиточного минимума лицам, сохранившим 50 процентов трудоспособности, конечно, не может устанавливаться. То же самое и в отношении получателей пенсии по случаю потери кормильца, социальных, подчёркиваю, не трудовых, а социальных, там, где идёт речь не о круглом сироте, а о ребёнке, который имеет одного из родителей. Такая пенсия также никогда не компенсировала полностью прожиточный минимум, потому что никто со второго родителя обязанности по содержанию ребёнка не снимал, он эту обязанность, предусмотренную законом, должен выполнять, и пенсия здесь компенсирует только частично заработок второго, отсутствующего у ребёнка родителя. Что же касается пенсий по старости, пенсий инвалидов первой или второй группы, всех пенсий по государственному пенсионному обеспечению, то, безусловно, они будут не только на уровне прожиточного минимума, но и выше... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович, второй вопрос от фракции КПРФ. И потом Тарасюк от ЛДПР. КАШИН В. И. Нам непонятна пафосность докладчиков, в связи с тем что совершенно не соответствуют прожиточному минимуму вот те пенсии, особенно базовые, или, будем так их называть, социальные, или те надбавки, которые сегодня дают пенсионеру, у которого на иждивении один, или два, или три человека, или социальный пакет. Может быть, всё-таки докладчики, если так пафосно докладывают, доложат Думе, как можно прожить миллионам людей на пенсию в 1 тысячу 900 рублей или даже побольше, в 4 тысячи в связи с ростом цен на продукты питания, на услуги ЖКХ? Пусть доложат, как можно прожить на эти деньги, раз уж говорят, что всё решают. ИСАЕВ А. К. Я хотел бы обратить внимание коллег из фракции КПРФ на то, что социальная пенсия, то есть пенсия как основной источник дохода - об этом уже тоже говорил Юрий Викторович - достигает величины прожиточного минимума. Она будет не 1 тысяча 900 рублей, а 4 тысячи 152 рубля, что будет выше величины прожиточного минимума пенсионера. Это не решает всех вопросов, и мы никогда не говорили о том, что данным законопроектом мы решаем все проблемы. Напомню, что председатель правительства, президент определили этапы, в соответствии с которыми мы должны сначала вывести среднюю социальную пенсию на уровень прожиточного минимума пенсионера, потом добиться того, чтобы средняя трудовая пенсия составляла два прожиточных минимума пенсионера, а затем три прожиточных минимума пенсионера. Обращаю ваше внимание, что, ставя эти задачи, председатель правительства оперировал не абсолютными цифрами, что создавало бы определённую угрозу потери стоимости этих цифр в условиях инфляции, а именно прожиточными минимумами. Это означает, что в случае если инфляция будет выше, то и наше решение будет, естественно, о большем увеличении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Тарасюк, фракция ЛДПР. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Юрий Викторович, у меня к вам вопрос. Я думаю, что в этом зале все депутаты, да, наверное, и всё ваше министерство, хотят, чтобы нашим пенсионерам жилось хорошо. Но вот скажите всё-таки, как можно улучшить структуру потребительской корзины, когда мы знаем, что цены на жильё на 38 процентов растут, цены на продукты - на 30 процентов, антимонопольный комитет, который находится в ведении правительства, не работает? Как вы всё-таки считаете, что надо сделать для наших пенсионеров, чтобы они действительно почувствовали, что мы увеличиваем в их пенсии долю утраченной зарплаты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Я напомню о том, что очередной объём потребительской корзины на 2010 год мы должны будем с вами утверждать совместно путём принятия закона. Давайте вместе будем над этим законом работать, определять его содержательную сторону и такие параметры, которые действительно позволят решить ту проблему, о которой вы говорите. Мы к этому готовы. Но я бы ещё в дополнение к этому напомнил о том, что всё-таки пенсия - это одна из выплат, которые производятся населению, и она призвана прежде всего компенсировать утраченный заработок, пенсия - это отложенная зарплата. Не все социальные проблемы, которые возникают в связи с ростом цен, с другими расходами, решаются, компенсируются пенсией. Для этого существует разветвлённая система различных социальных пособий и субсидий, которые в совокупности своей, как это предусмотрено задачей, поставленной президентом и председателем правительства на 2009-2010 годы, должны проблему ликвидации бедности пенсионеров решить. Будем вместе с вами над этим работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" два записавшихся - Песковская и Гайнуллина. Кто задаёт вопрос? Гайнуллина Фарида Исмагиловна, пожалуйста... Снимает вопрос. Песковская Юлия Анатольевна, пожалуйста, ваш вопрос. ПЕСКОВСКАЯ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я вновь возвращаюсь к вопросу о том, что было бы очень своевременно сегодня, говоря о повышении социальных выплат, вернуться к проблеме районирования ежемесячных денежных выплат. Мы все понимаем, и не нужно нам никаких, наверное, научных доказательств и экономических расчётов, что до монетизации удельный вес пакета услуг был, конечно, намного значительнее. И сегодня нельзя сравнивать уровень и качество жизни на Севере и в наших более благоприятных регионах. Более того, учитывая, что все социальные выплаты, ежемесячные денежные выплаты рассчитываются с учётом районного коэффициента, можно сказать, что до сих пор проблема не решена. Я думаю, что это было бы очень своевременно сделать сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это больше даже не вопрос. Ну, хорошо, может быть, есть комментарии, Юрий Викторович? Пожалуйста. ВОРОНИН Ю. В. Да, я, Олег Викторович, согласен, что это не вопрос, а, скорее, пожелание. Мы готовы тему эту обсуждать при наличии соответствующего законопроекта. Единственное, я бы сказал, что тема непростая, имея в виду, что вопрос рассматривался Конституционным Судом, который не усмотрел нарушений в том, что районный коэффициент не начисляется к ежемесячным денежным выплатам. Этот фактор тоже надо учитывать. Но повторяю, мы тут к диалогу открыты и готовы обсуждать этот вариант при наличии соответствующего повода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И последний вопрос. Фракция "Справедливая Россия" настаивает? Нет. Уважаемые депутаты, все вопросы прозвучали. Есть ли желающие выступить по данной теме? Есть. Штогрин - от КПРФ. Жириновский - от ЛДПР. От "Справедливой России" - две руки: определитесь, кто выступит от вашей фракции. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", если будут настаивать, тоже определится. По одному от каждой фракции - согласны, коллеги? Пожалуйста, Штогрин, от фракции КПРФ. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович. Естественно, фракция Компартии Российской Федерации поддерживает такие шаги, даже такие небольшенькие, я бы сказал, шаги по увеличению пенсионного и социального обеспечения незащищённых граждан Российской Федерации, мы этот законопроект поддерживаем в первом чтении. Но вопрос касается, конечно, второго чтения, касается он вот чего: а насколько эти шаги действительно обеспечивают реальные потребности наших пенсионеров и других категорий граждан, которые не могут своим трудом обеспечить себе жизнь? Конечно, здорово звучит: 37,5 процента - с 1 декабря (аж с 1 декабря!) будущего года. Но если в деньгах, то это всего 666 рублей. Поэтому, конечно, надо было бы сместить сроки - чтобы не с декабря, а хотя бы с июля такую пенсию получали наши граждане. И конечно, возникает вопрос о расчётах: как рассчитывались те суммы, о которых сегодня идёт речь? Дело в том, что инфляция в этом году будет где-то 13,5-15 процентов, новый прогноз на следующий год - 12,5-14 процентов. Я думаю, надо, чтобы ко второму чтению правительство представило свои расчёты: из чего оно исходило, записывая сумму 1950 или иную там цифру? Потому что принимать решение на веру, на слово, я думаю, мы не имеем права. Поэтому, естественно, мы будем просить, Юрий Викторович, чтобы такие расчёты были даны. Если нет, мы будем вносить тогда свои предложения по этим суммам, с тем чтобы действительно поддержать наших пенсионеров. Особый вопрос, конечно, - это пенсионеры, живущие на Дальнем Востоке. Дело в том, что как бы ни старалось правительство, какие бы меры ни принимало, всё равно средняя трудовая пенсия по старости у дальневосточников меньше прожиточного минимума. И все проекты по Дальнему Востоку, которые мы вносили, в том числе, я помню... По-моему, в 2007 или 2006 году в Биробиджане фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", или партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", собирала подписи в поддержку таких проектов, и тысячи людей ходили подписывали подписные листы... А тот проект, который я внёс, - чтобы на базовую часть трудовой пенсии всё-таки начислялся районный коэффициент, и не только для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но для того же, допустим, города Хабаровска, - получил отрицательное заключение правительства. Ведь смотрите, что происходит. С 1 августа по 1 декабря в специальном магазине "Ветеран" - есть такой в Хабаровске, да, я думаю, и во многих городах такие есть, - буханка хлеба подорожала на рубль, рис - на 2 рубля, макаронные изделия и соль - на рубль, молоко - на 3 рубля, свинина - на 10 рублей, рыба свежая, навага, которая ловится на Дальнем Востоке, - на 16 рублей 30 копеек, а десяток яиц - на 11 рублей. Поэтому вот эти проценты - рост базовой части трудовой пенсии в связи с инфляцией - ни в коей мере не решают проблем пенсионеров, особенно дальневосточников. Поэтому я бы предложил всё-таки в этом законопроекте учесть эту ситуацию и поддержать тех, кто живёт у нас в экстремальных, тяжёлых условиях, так как в этом случае требуются специальные большие затраты для поддержания нормальной жизни человека. И я хотел бы обратить внимание Логинова Андрея Викторовича на финансово-экономическое обоснование этого законопроекта. Я думаю, что депутаты могли бы взять его за образец и, подготавливая свои законопроекты, писать его коротко, в семь с половиной строк. Деньги заложены в бюджете, в том числе и на 2010 год у нас есть условно утверждённые расходы, и на 2011 год, и ничего считать не надо, этого достаточно. Если так, то мы готовы любые законопроекты подтверждать такими финансово-экономическими обоснованиями. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жириновский, от фракции ЛДПР. И дайте мне сигнал, кто хотел бы выступить от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хорошо бы, чтобы было более плодотворное пропагандистское обеспечение закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, прошу у вас прощения, я хочу обратиться к залу. Я учту отнятое у вас время, мы не засчитаем его вам - четыре минуты. Коллеги, по Регламенту десять минут отводится на выступление от фракции. Я думаю, Владимир Вольфович, как всегда, выберет его полностью, поэтому у меня предложение работать до завершения рассмотрения этого вопроса, а потом уйдём на перерыв. Согласны? Надо голосовать? Нет. Я приношу свои извинения депутату Жириновскому, начинаем отсчёт времени. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, с начала начните отсчёт времени, и я хотел предложить это сразу, но подумал, что Олег Викторович воспримет это отрицательно, мол, я учу его, как надо работать. Так вот пропагандистски... Мы ведь работаем с избирателями, и когда мы им преподносим как плюс в нашей работе то, что мы в очередной раз увеличиваем им пенсию, они недовольны, потому что, как они говорят, рост цен происходит с опережением. Поэтому, может быть, надо как-то по-другому это называть, например не увеличением пенсии, а увеличением компенсации по случаю роста цен. И здесь хотелось бы, чтобы в формуле расчёта минимального прожиточного уровня, или потребительской корзины, как-то закладывались и расходы на жильё. Мы почему-то говорим только о стоимости продовольственной корзины, но минимальный прожиточный уровень включает ещё и другие расходы, и порой они составляют половину всех расходов. Поэтому, когда будем рассчитывать эти цифры на 2010 год, надо будет и это, видимо, учесть, а то у нас получается так, что граждане на улице кушают... А где они живут? Здесь же тоже расходы! Мы рассчитываем, сколько они могут купить одежды, питания, а где они живут - это нужно тоже закладывать. Дальше. Размер инфляции. Хорошая цифра - 12 процентов, но ведь она средняя. К слову, инфляция - это рост цен по-русски, дефляция - падение цен (мы любим иностранные слова), рецессия - упадок экономики. Если бы по-русски говорили, всем было бы понятно. Во всём мире начался упадок экономики, это естественный процесс: рост и упадок. Как у человека: человек стареет и умирает, это естественно, говорят, всё, похороним, а экономика умирает - это, говорят, кризис. Какой кризис?! То же самое - естественный процесс. По-русски будем говорить, и всем всё будет понятно как погода. И вот инфляция... Мы иногда друг друга дезориентируем, 12 процентов - это в среднем. Это как раз пугает наших олигархов: они смотрят, сколько у них от миллионов остаётся. А по бедным-то это бьёт куда больше! Для них реальная инфляция - 40 процентов, 50, а может быть, даже 60. Если хлеб стоил где-то 20 рублей, а сейчас 40, так это 100 процентов для него получается. Сто! Но какие-то продукты не обязательно в два раза подорожали. Поэтому надо, видимо... Мы вот готовим по линии фракции закон об инфляции, чтобы заложить все эти параметры. Как вы её рассчитываете, инфляцию, что это за средние цифры?! Мы должны заботиться о наших малоимущих. Для них реальная инфляция 40 процентов. Надо извиниться и сказать: а мы вам увеличим только на 30. Ну скажите им правду, и им будет легче. Жизнь их подорожает на 40 процентов, условно я говорю, допустим, в 2009 году, а мы реально им возместим 34. Потеря - 6 процентов. Но они будут понимать, знать, что никто никого не обманывает. Это ведь тоже имеет значение! То же самое с пенсиями. Ну издайте вы элементарную брошюру, какие пенсии где. Мы приезжаем и говорим: "Мы вам пенсию увеличили". - "Сколько?" - "3 тысячи". - "Нет, мы получаем полторы". И что нам отвечать? Вы нам растолкуйте и дайте полный перечень, какие пенсии, в каких регионах, в каких размерах уже реально выплачиваются. Запаздывает выполнение решений. Мы в Москве приняли решение, но пока оно дойдёт до какого-то глухого региона, там всё по прошлогодним параметрам продолжают рассчитывать. И мы не знаем, кто виноват: мы, приняв наш закон, или местная власть, которая экономит, ждёт, когда умрут... Они же умирают каждый день! Можно подождать десять дней - и умрёт ещё сотня пенсионеров, вот в Пенсионном фонде и прибыль. Потом, "мёртвые души" есть. Чего нам Гоголя всё ставят - спектакль "Мёртвые души"? Сегодня, я уверен, десятки тысяч пенсионеров умерли, а местные чиновники до сих пор начисляют пенсии и прикарманивают их. Здесь тоже могла бы быть ревизия, и эти деньги можно было бы как раз направить в пользу наших малоимущих. Потом, вот вы нам разъяснили: инвалид третьей группы... Правильно, что вы понимаете, что он всё-таки только наполовину потерял трудоспособность. Но его и на работу не возьмут по этой же причине, ему скажут: "У тебя же пенсия. Возьмём на работу безработного, но здорового". То же самое и в связи с потерей кормильца. Скорее всего, тоже откажут, скажут: "Всё-таки у вас пенсия есть, а вот возьмём лучше ту женщину, у которой не было кормильца, но есть члены семьи, которых она содержит". Поэтому нам трудно работать. Как у чиновников всё это хорошо получается! Но как избирателям объяснить, когда некоторые из них до сих пор получают 1,5-2 тысячи рублей, точнее 2200, что минимальная - 3 тысячи? Надо же обосновывать, что это не для всех, не для ста процентов, чтобы мы могли гражданам правду говорить. И в этом смысле хотелось бы, чтобы чиновники и министерство (и комитет наш) хоть нас вооружили, так сказать, разъяснили, какие пенсии выплачиваются. Там десять видов пенсий: по регионам, по суммам... И когда люди окончательно прибавку получат, чтобы мы не дезинформировали наших граждан, потому что мы с ними напрямую общаемся, к вам они никогда не придут. У вас есть там подъезд, куда они приходят жалобы передают, а вы им отписки даёте. А нам приходится с ними встречаться лицом к лицу, и когда мы сами не знаем истинного положения дел, тогда мы вынуждены тоже злиться на власть. Они злятся на вас, и мы на вас злимся. Здесь-то нам нужно договориться, чтобы мы могли хотя бы от своего имени говорить правду. Я бы хотел, чтобы мы навели в этом смысле порядок. И, Олег Викторович, вот я давал поручение комитету по информационной политике - ничего не делает депутат Комиссаров. Ведь наших малоимущих пенсионеров... Они, может быть, даже как-то смирились с таким низким уровнем жизни, но когда они включают телевизор и видят, как шампанское льётся рекой, весь этот гламур... Ведь ни в одной стране мира это не показывают! Это стыдно должно быть - показывать пир во время чумы. До сих пор мы не можем наши каналы поставить на место. Зачем показывать роскошную жизнь? Показывают: выставка "Крокус Сити", где наши сверхбогатые всё покупают. И двенадцатилетний мальчик говорит: "А я всё могу купить: самолёты, вертолёты и всё остальное". Двенадцатилетний москвич так рассуждает, лицо его там смазали, чтобы - ведь ребёнок - не позорить его. Один этот мальчик привёл к инфаркту и гибели сотни стариков, у которых нет денег на лекарства, на чашку супа. Что вы это показываете-то? Я уже обращаюсь не к вам, не к вашему министерству, а к залу: где этот Комиссаров? Он должен здесь сидеть, Комиссаров. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот его нет здесь, поэтому и нет у нас информационной политики, потому что информационная политика в его пользу, он такой же чиновник здесь сидит. Это уже наша с вами вина. Уж это-то можно убрать с экранов - роскошную жизнь. Ведь ни в одной стране мира этого нет, все скрывают это. Сегодня не может быть ни у кого роскоши, когда пять миллиардов нищих. Весь террор - это террор нищих, это не потому, что там террористы с другой идеологией. И ваше министерство. Ну как можно в одно министерство загнать всех больных, всех безработных, всех инвалидов, всех пенсионеров? Ну ведь нет такого министерства в мире! Везде отдельно министерство здравоохранения, отдельно министерство труда. Когда вы будете разделяться? Кто вас соединил? Где этот чудак чиновник, который в кабинете взял и соединил три министерства в одно? Что, вы лучше работать стали? И почему миллионы больных - в мире все болеют, нет человека здорового, уже в утробе матери он получает инфекцию и все будущие болезни, - а нет министра-врача? Как же можно лечить больных по всей стране, не будучи врачом? И хорошо бы безработный вам помог, объяснил, как работать федеральной службе занятости. То есть недопустимо, чтобы министерство было вот такое, как сейчас. Уже поговаривают, скоро будет министерство дорожного хозяйства - это ЛДПР предлагала, - потом они восстановят министерство гражданской авиации... То есть страна чудаков: соединяют министерства - разъединяют, занимаемся только административной реформой. Америка - страна мошенников, но там хотя бы с финансами все жульничают, друг у друга воруют, деривативы, страховки, акции то поднимаются, то обрушились... Но там деньги хотя бы, а здесь вы деньгами не занимаетесь, вы сливаете министерства, памятники ставите и, наоборот, памятники сносите. Это раздражает наших граждан, потому что сидит чудак чиновник, который не знает, какими процессами как управлять. И вы тоже виноваты. Только врачи должны заниматься нашими больными, и пенсионерами должен заниматься человек, который понимает, что такое пенсия, так же и безработными. И наши комитеты. Ведь когда появляются малоимущие? Вот "Тольяттиазот" - великолепное предприятие. Сколько будут его мучить? Ведь это же безобразие! Мы же сами делаем людей малоимущими, потому что создаём искусственно безработицу. Кто нам мешает принять решение запретить захват собственности вот с 1 января 2009 года или там с 15 декабря? Госдума молчит. Где комитет по экономической политике, Комитет по собственности? Сидят молчат. Тогда ликвидировать такие комитеты, если бандиты-рейдеры продолжают захват предприятий! Вот вам искусственная безработица, искусственные больные, искусственные инвалиды, искусственная потеря кормильцев! А ваше министерство ничего не делает, ваш министр только причёску делает... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутат Рязанский Валерий Владимирович. РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит этот законопроект. Мы с вами должны быть объективными, и, принимая этот законопроект, мы прекрасно понимаем, отдаём себе отчёт в том, что ещё много предстоит сделать в рамках улучшения пенсионного законодательства и улучшения пенсионного обеспечения наших ветеранов. Но тем не менее мы шаг за шагом, постепенно улучшаем материальное обеспечение наших пенсионеров. Главная стратегическая цель обозначена - мы должны выйти на уровень 40-процентного замещения утраченной заработной платы наших пенсионеров в будущем, но к этому рубежу движение должно быть пошаговое, и сегодня вот один из этих шагов. Я хочу обратить внимание наших коллег-оппонентов на то, что законопроект касается прежде всего наиболее проблемных категорий пенсионеров, получающих наименьшую пенсию. Поэтому этот шаг, то, что сегодня мы решаем именно эту часть задачи, мне кажется, вдвойне важным. Я хочу сказать о том, что мы одновременно даём некий сигнал и регионам, региональным властям, чтобы региональные власти прошли свою часть пути, чтобы в региональных бюджетах на 2009, 2010 и 2011 годы они также учли ту проблему, по которой вот сейчас мы принимаем решения. Хочу обратить внимание на то, что в 2009-2010 годах в непростой ситуации мы должны обязательно обеспечить гарантированный уровень обязательств, которые мы на себя берём. В некоторых регионах продолжается и углубляется процесс монетизации, что, на наш взгляд, на сегодняшний день не всегда является правильным. Хотелось бы, чтобы 2009 и 2010 годы стали годами прежде всего стабильного обеспечения тех условий жизни, которые гарантированы старшему поколению законом. Я хочу от имени союза пенсионеров поддержать этот законопроект, потому что он решает многие проблемы для большинства пенсионеров. Мне кажется, что, принимая сегодня решение, мы добавляем позитива, повышаем настроение нашим пенсионерам в канун Нового года, в канун юбилея Конституции Российской Федерации. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в перспективе мы будем с ними обсуждать дальнейшие шаги по перерасчёту тех пенсионных прав, которые были ими заработаны в советские годы. Вы знаете об этих шагах по повышению пенсии. Вот в свете всего того, что я сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный законопроект, и прошу своих коллег его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ломакин-Румянцев, фракция "Справедливая Россия". ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что наша фракция тоже будет голосовать за данный законопроект, потому что действительно какое-то улучшение положения людей намечается, но хотелось бы отметить три обстоятельства. Соответствующие поправки по всем этим моментам будут нами ко второму чтению подготовлены. Первое. В законопроекте предложено первую индексацию базовой части пенсии произвести в соответствии с прогнозом инфляции на 8,5 процента. Мы считаем, что уровень инфляции будет существенно выше - взять хотя бы повышение тарифов ЖКХ на 25 процентов, - и крайне необходимо, особенно в условиях развивающегося экономического кризиса, проиндексировать в марте базовую часть пенсии в большем размере, опережающем прогнозную инфляцию. Кстати, именно такая индексация была осуществлена по инициативе правительства весной этого года. Мы предлагаем две индексации, планируемые в 2009 году, провести более равномерно: весной проиндексировать пенсию на 15 процентов (это слегка превышает реальную инфляцию 2008 года), а в декабре - на 19,3 процента. Хотелось бы, правда, отметить, что с учётом экономической ситуации вряд ли прожиточный минимум к концу 2009 года останется прежним и тогда второе повышение базового размера пенсии не позволит добиться поставленной руководством страны задачи сделать размер средней социальной пенсии не ниже прожиточного минимума. Второе обстоятельство, а точнее, несправедливость, которую нам нужно срочно исправлять. Я говорю о монетизации льгот и введении ЕДВ - ежемесячных денежных выплат. Размер этих компенсаций с самого начала не соответствовал объёму отменяемых льгот, а за прошедшие годы настолько реально уменьшился, что говорить о том, что они что-то компенсируют, просто стыдно, на мой взгляд. Например, не случайно в массовом порядке инвалиды обращаются за восстановлением льготы по зубопротезированию, поскольку сделать что-либо на сумму ЕДВ невозможно, особенно учитывая постоянно расширяющийся список медицинских услуг, оказываемых за плату. Поэтому мы предлагаем в 2009 году провести второе, как и для базовой части пенсии, повышение ЕДВ в декабре. Эта мера тоже существеннейшим образом поддержит людей в условиях кризиса. И третье. На наш взгляд, необходимо увеличить пенсию по утрате кормильца для ребёнка. Да, хорошо, если родитель работает, но в последнее время мы видим случаи массового увольнения женщин с работы, и в условиях кризиса семья перестаёт получать какой-то реальный доход. В заключение ещё раз повторю, что наша фракция с учётом сказанного проголосует за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые депутаты. По ведению - Штогрин, и потом я обращусь к докладчику и содокладчику. Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович. Как раз я вот хочу спросить перед принятием постановления. Записано в проекте, что поправки следует подавать до 8 декабря - это понедельник. Скажите, у нас понедельник ещё остаётся для подачи поправок или мы должны сегодня и завтра всё это сделать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас комитет даст ответ на этот вопрос. Будем считать, что вопрос задан. Федоткин Владимир Николаевич - по ведению. ФЕДОТКИН В. Н. Коллеги, я не по вопросу, я просто хотел предложить после голосования, поскольку у нас в пятницу всегда проблема с явкой, сделать перерыв всего один час, зато мы пополнее, побольше, поподробнее обсудим те вопросы, которые у нас остались. Предлагаю сократить до одного часа обед. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы уже сокращаем его фактически, мы уже сейчас работаем в счёт перерыва. Тем не менее есть предложение, и я ставлю на голосование предложение Федоткина сократить перерыв до одного часа. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 44 сек.) Проголосовало за 34 чел.7,6% Проголосовало против 26 чел.5,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7% Результат: не принято Не принято, до 16 часов будет перерыв. Заключительное слово. Юрий Викторович, есть желание выступить? Нет. Пожалуйста, Андрей Константинович, и заодно ответьте на вопрос Штогрина. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, во-первых, я хотел бы сказать о том, что в понедельник до 12 часов мы принимаем поправки. Необходимость столь быстрого рассмотрения законопроекта связана с просьбой правительства. Нужно, чтобы Пенсионный фонд в новый год вступил уже с новым расчётом пенсий, с новой технической задачей. Что касается данного законопроекта и сомнений, которые высказывали наши коллеги. Прежде всего я хотел бы сказать, что тема инфляции, которая здесь звучала, - что на самом деле инфляция окажется выше, - мне кажется, в данном случае не должна звучать в такой мере и в такой форме, в такой постановке вопроса. Во-первых, я хотел бы обратить ваше внимание, что мы в любом случае можем принимать закон исходя только из прогноза инфляции. В любом случае, если мы говорим о повышении, которое мы планируем на будущее, речь идёт только о прогнозной инфляции, и она должна соотноситься с тем прогнозом инфляции, который существует в федеральном бюджете. Во-вторых, и нынешний год это показал, в том случае, если инфляция оказывается выше, мы возвращаемся и пересматриваем решение и не видим к тому никаких препятствий. Поэтому в данном случае проблемы не существует. Следующий важный момент. Уважаемые коллеги, слона нельзя съесть целиком, но это можно сделать по частям. Нельзя одномоментно решить проблемы сорока миллионов пенсионеров, но шаг за шагом мы идём по пути улучшения пенсионного обеспечения в нашей стране. Данный законопроект в первую очередь направлен на улучшение положения тех, кто получает социальную пенсию, то есть наименее обеспеченной, наиболее обездоленной части наших пенсионеров. Поэтому ещё раз убедительно прошу всех проголосовать за данный законопроект и обеспечить его скорейшее принятие. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Пожалуйста, голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 27 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 450 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Поздравляю.