Заседание № 94
О проекте федерального закона № 128317-5 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу о призыве граждан на военные сборы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад члена Комитета по обороне Мусы Хирамановича Манарова. Пожалуйста. МАНАРОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, отзыв соответствующий имеется. Комитет по обороне рекомендует в рамках "часа голосования" принять законопроект в третьем чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам будут выступать Илюхин Виктор Иванович и Жириновский Владимир Вольфович. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". Пункт 4. По мотивам записался Илюхин Виктор Иванович. Пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Спасибо, Борис Вячеславович. По поводу этого вопроса я уже здесь неоднократно выступал. Уважаемые коллеги, я действительно ещё раз прошу глубоко вникнуть в эту проблему. Она ведь не такая простая, как вы считаете, эта досудебная сделка больно ударит по многим гражданам Российской Федерации. Ещё раз вам напоминаю, фактически... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, пункт 4. В порядке обсуждения. Мы приступили к "часу голосования". Пункт 4 - это проект федерального закона о внесении изменений в закон "О воинской обязанности и военной службе". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я запишу, но по пункту 4 вы будете выступать? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, это недопустимо, потому что я сижу и думаю: я, может быть, с ума сошёл? Тут закон о воинской обязанности, а мне говорят: досудебная сделка. Ну так нельзя, вы же вводите в стрессовое состояние! Вот сегодня утром, в 9.17, "Эхо Москвы" объявляет: время московское 19 часов 17 минут. Миллионы людей могли сойти с ума! Утро, а они объявляют вечернее время. Я потребовал от Венедиктова уволить этого выпускающего. А здесь надо сделать замечание депутату Илюхину, потому что он-то ошибся. Но каково нам здесь сидеть? Я начинаю думать: может быть, мне сбежать отсюда, из зала? Какая-то судебная сделка! Закон один, одна повестка дня - вы что, по-русски читать не можете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, давайте по сути. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну хорошо. В Пензе закрыли кардиологический центр, но там нужно открыть психиатрический центр, в Пензе, чтобы жители Пензы хорошо всё понимали. Теперь конкретно по данному законопроекту, поскольку он касается всех граждан нашей страны. И суть-то его какая? Отмена периодичности призыва граждан на военные сборы. Была отлаженная система, и так не часто призывали, многих граждан вообще не призвали на военные сборы. И когда мы какую-то отлаженную систему рушим, здесь больше отрицательного. Наоборот, нужно идти в направлении учащения этих сборов и постепенной отмены призыва на полный срок прохождения службы, как это уже делается сегодня, допустим, в Швейцарии: или шесть месяцев они служат, или три раза по два месяца на протяжении жизни. В чём ещё смысл сборов - и обычных, и проверочных? Поступает новая техника, и в случае мобилизации, если призовут тех, кто, так сказать, на счётах считал или с помощью каких-то других приборов... Сегодня совсем другая техника. Вот видите, самолёт чуть не упал, лётчики не видят, что лампочка горит - шасси не убрано, к тому же у них реакция уже слабая. Какая будет реакция у призванных в армию в случае мобилизации людей, которые вообще не разбираются в этих кнопках, во всех там мигалках? Поэтому, конечно, лучше было бы сохранить старую систему, может быть, с точки зрения экономии средств. Например, когда сокращают военно-учебные заведения, здесь всё понятно: их количество было рассчитано на один численный состав армии, а сегодня он намного меньше, и, конечно, нужно объединять учебные заведения, чтобы они могли готовить необходимый минимум офицеров. А когда мы всех граждан освобождаем, то этот посыл не совсем понятен. Почему мы не должны их призывать? Если нельзя сохранить периодичность раз в три года, пускай будет дольше разрыв по времени: раз в пять лет, раз в десять лет. Меня... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 03 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 128317-5 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу о призыве граждан на военные сборы; принят в первом чтении 18 марта 2009 года с наименованием "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает член Комитета по обороне Муса Хираманович Манаров. МАНАРОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по обороне представляет вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Законопроект принят в первом чтении 18 марта текущего года. Кратко напомню суть законопроекта. Граждане в период пребывания в запасе могут призываться на военные сборы. Эти сборы бывают учебные и проверочные. В отличие от учебных сборов проверочные сборы предназначены для внезапной проверки воинских частей, военных комиссариатов с целью определения уровня их боевой и мобилизационной готовности. Однако закон (статья 54, пункт 4) определяет периодичность призыва граждан - не чаще одного раза в три года, что не позволяет в течение трёх лет призывать на проверочные сборы граждан, прошедших учебные сборы. Для решения этой проблемы, а именно для исключения нормы о периодичности призыва граждан на проверочные сборы, данным законопроектом предлагается установить общую норму, предусматривающую деление военных сборов на виды, сохранить периодичность призыва граждан на военные сборы не чаще одного раза в три года применительно к учебным сборам, установить, что на проверочные сборы граждане призываются независимо от прохождения ими учебных сборов. Для реализации такого подхода принята поправка к законопроекту. И вторая поправка есть, в которой уточняется наименование законопроекта. Обе поправки сведены в таблицу поправок, комитет рекомендует их принять. Правовое управление замечаний к законопроекту не имеет. Предлагается одобрить таблицу поправок и принять указанный законопроект во втором чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, единственная таблица, в ней две поправки, рекомендованные к принятию. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 20 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7% Результат: принято Принимается таблица. Прошу проголосовать данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 51 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 80
О проекте федерального закона № 128317-5 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу о призыве граждан на военные сборы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по обороне Юрий Алексеевич Савенко. САВЕНКО Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект указанного федерального закона. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования подготовки и накопления в запасе мобилизационных людских ресурсов. Данный вопрос очень важен для Вооружённых Сил, поскольку количественное и качественное состояние мобилизационных людских ресурсов существенно влияет на боевую и мобилизационную готовность войск. К сожалению, основной вид подготовки военно-обученных мобилизационных людских ресурсов не обеспечивает накопления необходимого количества военно-обученных специалистов, поддержания их обученности в период пребывания в запасе на требуемом уровне. Более того, среди граждан, пребывающих в запасе, растёт количество тех, кто вообще не проходил военную службу, а значит, не имеет военной подготовки и военно-учётной специальности. В этой связи основным способом подготовки мобилизационных людских ресурсов является целенаправленная подготовка специалистов именно в запасе на военных сборах. Вместе с тем, как показывает практика, и этот способ подготовки постепенно утрачивает свою эффективность. Среди причин такого положения дел основной является банальное нежелание граждан исполнять свою обязанность проходить военные сборы. Эту проблему мы постепенно пытаемся решить, в том числе и путём создания определённых стимулов для граждан, пребывающих в запасе. В частности, для проходящих военные сборы снято ограничение максимального размера заработка по месту их работы - 1000 рублей, установлены соответствующие надбавки гражданам, призванным на военные сборы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, усовершенствован порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе: теперь те, кто пребывает в запасе, могут дорасти до звания полковника, капитана первого ранга. При этом снято ограничение на присвоение воинских званий в период пребывания в запасе, раньше это было не более двух раз. Сегодня идёт работа над реализацией концепции создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, которая предусматривает формирование в России института резервистов. Но военные сборы проводились, проводятся и должны будут проводиться в будущем, и тут есть одна проблема. Сегодня в статье 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года, то есть одного и того же гражданина нельзя призывать чаще одного раза в три года. Однако в соответствии с Положением о проведении военных сборов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации, военные сборы подразделяются на учебные и проверочные. На учебных сборах осуществляется непосредственно подготовка по сложным военно-учётным специальностям, а также тех, кто не проходил военную службу. Проверочные же сборы, как следует из их названия, предназначены для внезапной проверки воинских частей и военкоматов с целью определения уровня их боевой и мобилизационной готовности. Однако установленная законом периодичность призыва граждан на военные сборы (не чаще одного раза в три года) не позволяет в течение трёх лет призвать на проверочные сборы граждан, прошедших учебные сборы. Поэтому специалисты, подготовленные на учебных сборах и подлежащие призыву по мобилизации в первую очередь, в проверочном отмобилизовании участия не принимают, что само по себе неправильно. В итоге проверки боевой и мобилизационной готовности воинских частей неэффективны и оценка реального состояния их боевой готовности необъективна. Соответственно, поскольку цель проведения проверочных сборов не достигается, происходит неэффективное использование денежных средств, выделяемых государством на подготовку военно-обученных специалистов. Для решения этой проблемы законопроектом предлагается отказаться от ограничения призыва граждан на военные сборы - с периодичностью не чаще одного раза в три года. Комитетом по обороне законопроект рассмотрен и рекомендован Государственной Думе к принятию в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. Я вижу, депутат Коломейцев поднял руку. Других желающих я не вижу. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев, ваш вопрос. Он единственный. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Алексеевич, вот вашему комитету было бы правильно предложить приведённым в новый облик военкоматам в одном крупном городе провести условную мобилизацию. Я вас уверяю, что многие даже своих бывших сотрудников могут не найти, потому что на самом деле проводимая реформа, с моей точки зрения, вообще свела мобилизационную готовность почти к нулю. Это я утверждаю на основании опыта города Ростова-на-Дону. САВЕНКО Ю. А. И вопрос? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос: согласны ли вы с этим? САВЕНКО Ю. А. Я думаю, что то, чем мы сегодня занимаемся, точнее, то, что мы с вами сегодня здесь рассматриваем, нельзя рассматривать в отрыве от всех тех процессов, которые сегодня происходят в связи с созданием нового облика Вооружённых Сил. Это только составная часть. Когда мы переходим на один год службы, когда мы предоставляем отсрочки и так далее, мы, безусловно, не можем не думать о том, что вообще представляют из себя обороноспособность и безопасность нашего государства. Принятие подобного закона исключает как раз то, что вы предполагаете и знаете конкретно по Ростовской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть двое желающих. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле все принимаемые в рамках так называемой военной реформы законы без наличия военной доктрины, с моей точки зрения, не имеют глубины и в них нет необходимости. Почему? Потому что если вы посмотрите, то у нас сплошные алогизмы. С одной стороны, НАТО в нарушение Вашингтонского договора уже вышло далеко за рамки государств - участников НАТО и фактически поглотило все страны Варшавского договора. Уже пять республик Советского Союза, в общем-то, работают сегодня в структурах НАТО: три приняты, две - в рамках так называемого "Партнёрства ради мира". НАТО сегодня работает с республиками Средней Азии и Закавказья по их туда вступлению, а Новая Зеландия и Австралия уже рассматриваются как члены НАТО. В это время что делаем мы? Мы берём и демонтируем существующие высшие учебные заведения, фактически демонтировали большую часть военкоматов, которые занимались как раз вот этой самой мобилизационной готовностью, привели в недееспособность оставшиеся военкоматы, потому что многим сказали, что они должны написать рапорты об увольнении. Кроме этого, вы посмотрите, за восемь лет присутствия НАТО в Афганистане, наркотрафик увеличился со 150 тонн в 2000 году до 700 тонн в прошлом году. Причём странное дело, вот ответ заместителя министра транспорта: перевозкой грузов НАТО занимаются пять авиакомпаний Российской Федерации. Потом нас обвинят в наркотрафике, и мы будем иметь бледный вид, потому что наше правительство уважаемое, в то время как НАТО фактически ведёт против нас нарковойну, сегодня разрешило транзит грузов без пограничного и таможенного досмотра через нашу территорию. То есть натовский эшелон может остановиться на любой части территории нашей страны, и никакая мобилизационная готовность не позволит предотвратить любую операцию НАТО. Потому что у нас сокращается самое дееспособное - части спецназначения ГРУ, понимаете? У нас сегодня фактически разгромлены лучшие военные училища, причём смешны даже сами названия: академия стратегических войск Петра Великого. Какие при Петре Великом ракеты были?! Поэтому, с нашей точки зрения, вот этот закон, принимай не принимай его, никакого влияния на мобилизационную готовность наших Вооружённых Сил и наших резервистов не имеет. Почему? Потому что ни один частник не платит ни одному призванному на сборы ни копейки и ни в каком суде ничего он не докажет. Мы голосовать за этот закон не будем, хотя мы за мобилизационную готовность, потому что считаем, что нынешняя политика нынешнего невоенного руководства Министерства обороны наносит колоссальный вред и лишает Россию остатков обороноспособности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БЕЛЯКОВ А. В. Да, по существу закона, коллеги. При том, что понятно, что никто не против усиления и укрепления обороноспособности нашей страны, я обратил бы внимание на три момента, которые в унисон с депутатом Коломейцевым могу привести как делающие закон абсолютно бессмысленным, к сожалению, и абсолютно популистским. Первое. Оговорённая в существующем законе периодичность проведения военных сборов абсолютно не препятствует проведению внезапных проверочных сборов, лишь обозначает для них определённый промежуток. То есть при сегодняшнем законодательстве ничто не мешает, если кому-то нужно, взять и провести проверочные сборы. Для этого не надо менять законодательство. Второе. Даже если учесть представленные обоснования, то почему-то для решения вот этого небольшого, частного вопроса из закона вообще полностью изымается норма, регламентирующая периодичность проведения всех военных сборов, а это абсолютно не было целью законопроекта, и вообще, это должно дополнительно обосновываться, чего не сделали авторы. И третье. В пояснительной записке никаких доказательств неэффективности сегодняшней системы сборов не предъявлено. С таким же успехом можно сказать, что надо каждый месяц собирать или каждые полгода. Повторяю, никто не спорит с тем, что нужно укреплять обороноспособность, но законопроект даже тех целей, которые ставит, не достигает, поэтому бессмысленный. Можно его поддерживать, но, к сожалению, ни лучше, ни хуже от него не станет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, настаивает докладчик на заключительном слове. Я предварительно обращаюсь к представителям президента и правительства - нет, они не просят слова. Пожалуйста. Включите микрофон. САВЕНКО Ю. А. Уважаемые коллеги, в ходе подготовки, когда обсуждался этот законопроект, было много разных мнений, и безусловно, определённые моменты мы готовы принять ко второму чтению. Что касается в целом законопроекта, я позволю себе не согласиться тут с отдельными высказываниями. Опять-таки я говорил о том, что надо рассматривать всё в комплексе. Вы знаете, что в сегодняшней концепции стратегии развития Вооружённых Сил государства определены военные округа, именно они будут заниматься мобилизационной готовностью, военкоматам определена роль совершенно иная, не такая, как это было ранее. Я ещё раз прошу поддержать этот законопроект. Поверьте, это составная часть того общего, что мы сегодня строим в Вооружённых Силах, и, конечно, он нужен. А всё, что необходимо, мы готовы подкорректировать, мы знаем, что там есть определённые нюансы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 03 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 50 чел.11,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.