Заседание № 85
09.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 128104-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Договора о коллективной безопасности об условиях пребывания Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 720 по 988 из 5254
Уважаемые коллеги, переходим к пункту 3 порядка работы. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Договора о коллективной безопасности об условиях пребывания Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности на территории Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Сергеевича Разова. Пожалуйста. РАЗОВ С. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Договора о коллективной безопасности об условиях пребывания Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности на территории Российской Федерации". Соглашение подписано в декабре 2003 года в Москве на уровне первого заместителя министра иностранных дел от Российской Федерации и Генерального секретаря ОДКБ. По завершении межведомственных согласований данное соглашение и пакет документов, необходимых для его внесения на ратификацию, были 30 декабря прошлого года одобрены Правительством Российской Федерации. Документ, о котором идет речь, разработан с учетом специфики деятельности организации. Он определяет порядок размещения и функционирования секретариата, а также статус его должностных лиц и сотрудников на территории Российской Федерации и регулирует взаимоотношения секретариата с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Соглашение, в частности, предусматривает, что Секретариат ОДКБ пользуется на территории Российской Федерации правами юридического лица и он не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Помещение и имущество секретариата неприкосновенны и пользуются иммунитетом от административного или судебного вмешательства в любой форме, за исключением случаев, когда секретариат сам отказывается от иммунитета. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" соглашение подлежит ратификации. Собственно, мотивы ратификации - это содержательное наполнение статьи 7 соглашения и отчасти статей 10 и 11. Принятие федерального закона о ратификации обеспечит благоприятные политические и международно-правовые условия для деятельности Секретариата ОДКБ на территории Российской Федерации как важнейшей структуры, ответственной за успешное функционирование организации. Для сведения скажу, что 2 декабря прошлого года ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Реализация соглашения не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Соглашение временно применяется в течение уже более года, и для сведения депутатов хочу сказать, что за этот период ни со стороны международной организации, ни со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации каких-либо вопросов и недоразумений не возникало. Хотел бы высказать общее мнение Министерства иностранных дел Российской Федерации и всех других министерств и ведомств, которые принимали участие в согласовании и подписании данного соглашения, о том, что его ратификация отвечает интересам Российской Федерации и послужит дальнейшему укреплению военно-политического сотрудничества в рамках ОДКБ. Я надеюсь, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации примет закон о ратификации соглашения. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Андрея Афанасьевича Кокошина. КОКОШИН А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками был рассмотрен проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Договора о коллективной безопасности об условиях пребывания Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности на территории Российской Федерации". Комитет также учел при рассмотрении этого проекта закона позицию наших соисполнителей - комитетов по обороне и по безопасности, а также Комитета Государственной Думы по международным делам. Мы отмечаем в своем заключении, что настоящим соглашением создаются надлежащие международно-правовые условия для эффективной работы Секретариата ОДКБ. Секретариат пользуется на территории Российской Федерации правоспособностью юридического лица международной организации, его имущество и помещения неприкосновенны, Генеральный секретарь ОДКБ и другие должностные лица наделяются определенным функциональным иммунитетом. В 2003 году Государственная Дума ратифицировала Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе организации. Мы считаем, что ратификация настоящего соглашения придает практическую направленность деятельности Организации Договора о коллективной безопасности как одной из дееспособных интеграционных структур на постсоветском пространстве, это особенно важно в условиях появления новых вызовов и угроз для безопасности Российской Федерации и наших союзников. Мы считаем, что ратификация соглашения отвечает национальным интересам Российской Федерации. Комитет просит депутатов Государственной Думы поддержать ратификацию указанного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Афанасьевич, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу, что вопросы есть у депутатов Алксниса и Жириновского. Пожалуйста, Алкснис Виктор Имантович. АЛКСНИС В. И., фракция "Родина". У меня вопрос к Сергею Сергеевичу Разову. Мы видим в последние дни, что СНГ заканчивает свое существование. И для той структуры, которая была с самого основания в декабре 1991 года нежизнеспособна, ну, это логический финал. Так какой смысл сейчас, когда эта Организация Договора о коллективной безопасности тоже практически не работает, что-то изображать, делать хорошую мину при плохой игре, ратифицируя договор, который ничего полезного для России не несет? Все эти слова о том, что это, мол, позволит нам улучшить сотрудничество со странами СНГ, послужит делу укрепления безопасности Российской Федерации, - это только слова. Реально сегодня формируется против нас... Практически большинство бывших союзных республик превращаются в наших врагов, противников, и для чего нужно вот сейчас, в этой ситуации ратифицировать этот договор? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Сергеевич, пожалуйста, из ложи ответьте. РАЗОВ С. С. Я с вами согласен по первому тезису, когда вы говорите о том, что СНГ как международная организация двенадцати стран переживает определенные сложности в своем развитии. Именно осознанием этого факта было мотивировано решение, принятое на встрече глав стран - членов СНГ, которая состоялась осенью прошлого года в Астане, решение, над которым сейчас идет работа, - относительно оптимизации, реформирования и совершенствования работы органов и структур СНГ. Для вашего сведения я хочу сказать, что 18 марта в Минске состоится встреча министров иностранных дел двенадцати стран, которая будет рассматривать именно проект совместного коллективного решения о совершенствовании, упорядочении и оптимизации работы органов СНГ. Это решение, если оно будет принято, затем будет вынесено на обсуждение саммита СНГ, который, как планируется, состоится в Москве в период майских праздников, посвященных 60-летию Победы. Что касается второй части ваших суждений - относительно того, что ОДКБ - это неработающая организация, то тут я вынужден не согласиться. По нашей оценке, на постсоветском пространстве ОДКБ как военно-политический союз - это как раз одна из активно функционирующих организаций, особенно после того, как два года назад было принято решение о превращении ДКБ в ОДКБ, то есть в международную организацию, и после того, как к руководству секретариатом пришел новый генеральный секретарь Николай Николаевич Бордюжа. В рамках ОДКБ принимаются важные решения, и я думаю, что на следующем заседании Совета коллективной безопасности на уровне президентов, которое планируется на начало лета этого года, будут подписаны очень важные соглашения, предусматривающие, в частности, льготные условия поставок военно-технической продукции в рамках ОДКБ и льготные условия обучения военных кадров в рамках ОДКБ, то есть те принципиальные решения, которые, как мы считаем, будут, ну, обручем, или скрепой, способствующей консолидации ОДКБ как организации. Поэтому я продолжаю придерживаться точки зрения, которую излагал в своем докладе, относительно жизненности, политической важности этой организации для России и относительно того, что рассматриваемое сегодня соглашение об условиях пребывания секретариата этой организации в Москве позволит упорядочить наши с ней взаимоотношения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Жириновского Владимира Вольфовича. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сразу хочу не согласиться с Виктором Имантовичем и с другими депутатами, с чьей стороны здесь раздаются возгласы, будто что-то там умерло. Ничего не умерло! И СНГ есть, и этот договор нужен! Это же мягкий вариант Варшавского договора, просто не всегда вы видите, так сказать, последствия. Нормальный, хороший договор - Договор о коллективной безопасности. Вот не хотят некоторые участвовать - значит, сами будут становиться жертвами агрессии внешней. У меня другой вопрос. Вот Сергей Сергеевич сказал, что не требует ратификация этого договора никаких финансовых затрат, не сама ратификация, а функционирование секретариата. Вот это непонятно. Тогда за чей счет это всё? Что, Российская Федерация на себя берет полностью все расходы или они уже были заложены в бюджете? Вот это вот не совсем понятно. Обычно правительство нам говорит, что, чтобы внедрить в жизнь даже самый маленький закон, всегда требуются расходы, а здесь, так сказать, огромная международная организация, которая будет находиться на территории Российской Федерации, - и никаких расходов. Да это непонятно, вообще! Как никаких расходов? Это огромные расходы. РАЗОВ С. С. Владимир Вольфович, понял вопрос. Разъясняю: расходы России как участника, как одного из шести государств, принимающих участие в работе организации, заложены в государственном бюджете. Всего бюджет организации годовой - 33 миллиона рублей, это порядка миллиона долларов, из них Россия оплачивает 50 процентов, остальные пять стран - по 10 процентов. Что касается аппарата организации, на содержание которого в том числе идут эти деньги, это примерно пятьдесят человек. Там есть разбивка: на должностных лиц, это примерно двадцать человек, из них десять - россияне и десять - иностранцы, ну и так далее. Поэтому что касается непосредственно соглашения, о котором сегодня идет речь, его ратификации, его реализация не потребует дополнительных расходов. Но это, разумеется, не означает, что от России не требуются расходы, которые уже заложены в государственном бюджете и которые в бюджет на следующий год будут заложены, в принципе по участию России в этой организации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Вижу одну руку пока. Всё. Будем считать, что записался только Алкснис Виктор Имантович. Пожалуйста. АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, я буду голосовать против этого проекта федерального закона, потому что я остался при своем мнении: эта организация точно так же, как и так называемое Содружество Независимых Государств, - это просто своеобразные паразиты, организации, которые тянут из России соки. Мы их кормим, а в ответ мы получаем сплошные неприятности. Даже вот Сергей Сергеевич сказал, что вот, хорошая вещь организация, что мы будем в Минске скоро обсуждать вопросы о льготных поставках техники, о льготах в подготовке кадров. Так я хочу спросить: а кто эти льготы будет предоставлять? Может быть, будет Грузия, или Украина, или кто? Россия будет предоставлять эти льготы! То есть Россия за бесценок будет поставлять в эти страны боевую технику, которая потом будет блокировать наши воинские части на территории этих государств, Россия будет готовить офицеров, которые получат начальное образование у нас, потом поедут учиться в американские вузы, в американские академии и будут руководить боевой подготовкой, направленной против России. Так, может быть, задумаемся, а зачем нам там всё это надо? Почему получилось так, что за последние четырнадцать лет то бывшее братство народов, которое представлял собой, условно говоря, Советский Союз, превратилось сегодня, бывшие наши братья и соратники, во врагов наших? И во многом, я считаю, виновато в этом наше Министерство иностранных дел. Я могу привести много фактов по этому поводу в пример. Возьмем Молдову, или Молдавию. Посмотрите, был там посол Российской Федерации Петровский, который практически обеспечил зеленую улицу Воронину, который защищал его, постоянно лоббировал его интересы, доказывая в Москве, что именно Воронин - последняя надежда всего прогрессивного человечества, - в итоге мы получили то, что мы получили. Пришел сегодня посол Рябов - и когда возник три дня назад скандал в связи с тем, что отцепили три вагона с нашими гражданами, посол даже не нашел возможным выехать на железнодорожную станцию, которая находится неподалеку от Кишинёва, потому что у него, оказывается, были более важные дела. А когда подвергаются унижениям десятки наших российских граждан, вот этого посол не замечает. Сегодня посол Колюжный в Латвии - той самой Латвии, которая ежедневно плюет нам в лицо, - посол Колюжный выехал из Риги в Москву, чтобы лоббировать здесь, в Москве, открытие нефтяного транзита через Вентспилс. Вы представляете? Вместо того чтобы закручивать гайки в отношении нефтяного транзита, посол Российской Федерации приезжает в Москву и лоббирует, откровенно лоббирует интересы Латвии здесь, в Москве. О чем говорить?! Я уж не говорю о позиции бывшего министра иностранных дел господина Иванова, который ныне занимает высокий пост секретаря Совбеза. Давайте вспомним: в свое время ведь именно он привел к власти Саакашвили. Вспомните его прилет в Тбилиси, когда он принял участие в антигосударственном, антиконституционном перевороте в Грузии и сверг законного Президента Грузии Шеварднадзе (которого я очень не люблю, но в тот момент он был конституционно избранным Президентом Грузии). Но Иванов принял участие в государственном перевороте и отстранил его от власти. Через полгода Иванов отстранил от власти законно избранного лидера Аджарии господина Абашидзе - и сегодня мы имеем крупнейшие проблемы с нашей базой в Батуми. А незадолго до этого, три года назад, в Стамбуле именно господин Иванов подготовил те самые соглашения, парафировал, предложил Ельцину подписать те самые знаменитые стамбульские соглашения о выводе наших войск из Грузии и из Молдовы, которые сегодня нам доставляют такую головную боль. Ну и что, ответил за это господин Иванов, кто-нибудь с него за это спросил? Его отправили на другую, почетную должность. И до тех пор, пока мы не научимся понимать, что есть национальные интересы России, которые выше интересов любых нефтяных компаний или каких-то экономических группировок, в том числе российских, и их надо защищать, у нас ничего не изменится - о Россию будут вытирать ноги, России в лицо будут плевать, будут России давать оплеухи. И поэтому я считаю, еще раз говорю, что этот договор ничего хорошего России не принесет, а раз так, я не буду голосовать за его ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемый полномочный представитель президента, есть ли у вас необходимость выступить? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Уважаемые коллеги, данный проект федерального закона выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1007 по 1025 из 5254
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Договора о коллективной безопасности об условиях пребывания Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности на территории Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 56 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принимается.