Заседание № 57
21.11.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 127952-5 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (в части, касающейся мониторинга цен на нефть сырую).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4571 по 4575 из 8708
Тогда переходим к пункту 19. Это законопроекты первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Глеб Яковлевич Хор докладывает. Да что же такое у нас случилось?! Тоже нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5394 по 5724 из 8708
Пункт 19. Депутат Хор докладывает проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Я ему даю возможность выступить на том же основании: мы сдвинули регламент нашей работы, поэтому он может доложить сейчас этот закон. Пожалуйста. ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Суть данного законопроекта. Сегодня правительство определяет вывозные таможенные пошлины на нефть на основе двухмесячного мониторинга, который производится по марке "Юралс" на разных рынках, выносит своё решение. В связи с ситуацией, которая сейчас сложилась в стране, представляется целесообразным дать возможность правительству делать это на основании ежемесячного мониторинга и не позднее последнего числа каждого месяца, а 15-го числа каждого месяца объявлять новую вывозную таможенную пошлину на нефть. Таким образом, сегодняшняя ситуация будет немного компенсирована для нефтяников и государства. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Короткий доклад. Секундочку, Глеб Яковлевич, подождите, могут быть вопросы. Глеб Яковлевич, задержитесь на трибуне. И они, кстати, есть. Идите на трибуну, пожалуйста, вот смотрите, сколько вопросов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ой, извините! Извините, пожалуйста, содоклад комитета. Александр Борисович Коган. Я прошу прощения. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, предложение авторов законопроекта является сегодня очень актуальным и поддерживается комитетом. На основании изложенного есть предложение поддержать данный законопроект в первом чтении и в целом. Соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы? Теперь, Александр Борисович, вы лучше задержитесь тогда. Александр Борисович, на трибуну, поскольку у нас такая практика существует, что последний докладчик остаётся на трибуне. Локоть, Штогрин, Федоткин... (Шум в зале.) Ну, коллеги, три вопроса, давайте дадим возможность задать. Пожалуйста, Локоть... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите задать четвёртый вопрос? Тогда Коломейцев первый, потом Штогрин, Федоткин, потом Локоть. По одному вопросу. Четыре вопроса, да? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Глеб Яковлевич, вы, наверное, оговорились: в мире ситуация, а не в стране?.. Ну, он не слушает, что ему задавать?.. Вопрос к вам такой. Вот газеты "РБК daily" и "Ведомости", которые, вы понимаете, достаточно состоятельные люди финансируют, сообщили о том, что запросы нефтяникам соответствуют 9 процентам их годовой прибыли. Может, не стоит всё-таки заботиться о прибыли нефтяников, а лучше позаботиться о реальном секторе, производящем, который у нас и так находится в стагнации и которому мы меньше всего уделяем внимания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. Депутат Хор. ХОР Г. Я. Спасибо большое за предложение. На самом деле готов позаботиться о реальном секторе экономики в любом варианте, который будут предлагать. Но о нефтяниках забывать тоже нельзя. Речь не только о нефтяниках, речь идёт о правительстве, потому что, когда у нас цены падают, понятно, мы делаем нефтяникам хорошо, когда цены растут, мы делаем правительству легче и государству. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Штогрин. ШТОГРИН С. И. У меня один вопрос к Когану Александру Борисовичу и к представителю правительства вопрос есть, поэтому я прошу представителя правительства в ложу пройти. Александр Борисович, а что мы будем делать со статьёй о введении в действие данного закона? Вчера в комитете была бурная дискуссия по этому поводу. Насколько я знаю, в статье 4 кодекса говорится о том, что законы по таможенному регулированию вступают в силу через месяц после опубликования, а вы пишете: со дня опубликования. А к правительству такой вопрос. Вот сейчас мы говорим, что будут переплачивать таможенные пошлины нефтяники. А что, когда росли цены на нефть все эти годы и мы мониторили два месяца предыдущих, они недоплачивали? Тогда сколько они недоплатили за все эти месяцы? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, сначала Александр Борисович. КОГАН А. Б. Сергей Иванович, никакой правовой коллизии здесь нет: закон вступит в силу со дня его опубликования. Дело в том, что это улучшает условия налогоплательщиков. Я думаю, что никаких проблем со вступлением в силу законопроекта не будет, тем более у нас есть на этот счёт правовое заключение Государственно-правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович, вы хотели что-то добавить. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, все расчёты абсолютно ясны. Для аналитиков финансово-экономическая ситуация страны за последние месяцы тоже не вызывает никаких сомнений. Действительно, когда нефть опускается до 46-48 долларов за баррель, то уплата с этой стоимости свыше 40 долларов в бюджет - извините, что я говорю в эквивалентах, принятых на мировом финансовом рынке, - конечно же, не оставляет никаких возможностей для выживания наших нефтяных компаний. В то же время мы понимаем - и об этом, собственно говоря, говорил здесь министр финансов Алексей Леонидович Кудрин, - что курс, который мы будем сейчас проводить в ситуации преодоления последствий мирового финансового кризиса в Российской Федерации, конечно же, во многом зависит от ряда долговременных объективных факторов, которые позволяют рассматривать российскую экономику не как чистую модель, а увязывать это с задачами российской экономики, поскольку, с одной стороны, мы по Конституции социальное государство, с другой стороны, есть огромный сектор влияния нефтяной составляющей, а также подобных объективных факторов. Поэтому я считаю, что позиция правительства по данному законопроекту однозначна: мы закон поддерживаем и просим принять именно в данной редакции, чтобы он вступил в силу с 1 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин. Потом - Локоть. ФЕДОТКИН В. Н. Я не знаю, может быть, к Александру Борисовичу вопрос, может, к кому-то другому. Вот вы заметили, мы в этом зале очень заботимся о банкирах и нефтяниках, о нефтяниках и банкирах. У нас цена на нефть сильно упала, а на бензин - практически осталась на том же уровне. Этим законом мы с вами экономим огромные суммы нашим нефтяникам, экономим: они богаты, будут ещё богаче. А вот это дополнительное получение прибыли нашими нефтяниками как-то повлияет на снижение цен на бензин на внутреннем рынке, или они будут богаче, а народ так и будет платить огромные деньги? Ведь в конце концов любой закон должен помогать народу. Как это будет связано: принятие закона и снижение цен на бензин в конечном итоге? КОГАН А. Б. Спасибо, Владимир Николаевич. Я должен ответить. Хочу вам сказать, что здесь нет абсолютно никакой суперприбыли для нефтяников. Да, действительно, мы вводили эту норму о мониторинге цен, для того чтобы изымать сверхприбыль у нефтяников, когда цена невероятно росла, тем более это связано с экспортом сырой нефти. В данном случае сегодня мы говорим о сохранении, хотя бы о сохранении нефтяных компаний. Почему? Вот я вам просто приведу такой пример. Если сохранить старый принцип расчёта, мониторинга цен и расчёта экспортной вывозной пошлины на сырую нефть, то с 1 декабря нефтяники должны заплатить только экспортную пошлину почти 42 доллара. При этом, я хочу подчеркнуть, сегодня цена за баррель нефти уже составляет 43,7. То есть можете себе представить: они сегодня продают по 43,7, а должны заплатить только экспортную пошлину без каких-либо других затрат, которые у них существуют на производстве, в размере почти 42 долларов. Конечно, сегодня эта система не реальна. В связи с этим мы и предлагаем данные новшества. И сейчас стоит вопрос не о получении каких-то дополнительных доходов нефтяников, вопрос сейчас просто об экономике, о реальной экономике, которая складывается сегодня на их предприятиях и на внешних рынках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович, ответ дан. Пожалуйста, депутат Локоть, последний вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович. Вот в связи с той полемикой, которая сейчас развернулась, мне хотелось бы напомнить слова нашего великого соотечественника Менделеева. Он сказал, что торговать сырой нефтью всё равно что топить печь ассигнациями. Вот мы с вами топим печь ассигнациями. Я считаю, что вот эти слова надо напечатать на проходной правительства, на проходной Государственной Думы. У меня вопрос к Глебу Яковлевичу. В какой-то степени он перекликается с предыдущими, но тем не менее прошу, чтобы ответили. В какой степени при установлении таможенных тарифов учитываются интересы реального сектора экономики? Как это будет сказываться на ценах на бензин, на керосин, на дизельное топливо, на мазут, то есть на реальном потребителе, на тех, кто использует в своей экономике, в своём производстве или просто в быту энергоносители? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Глеб Яковлевич. С места. ХОР Г. Я. Спасибо за вопрос. Я, честно говоря, не очень понимаю, почему экспортные пошлины увязываются с внутренним потреблением, на которое они мало, конечно, влияют. Доход от экспортных пошлин идёт в бюджет, поэтому, естественно, повлияют. А что касается внутренних цен, по-моему, всё просто. Сегодня есть издержки у любого производителя нефти, связанные с переработкой в том числе. Сегодня НДПИ очень высокий, он не пересматривался, потому что для этого не было пока оснований, только вот недавно разрешили им это сделать. Цена НДПИ, всех издержек плюс налогов, которые мы только сегодня отменили, вернее, по которым приняли льготы, по НДС и по налогу на прибыль, не позволяла, естественно, снижать эту цену, потому что себестоимость, реальные издержки были очень высоки. Сейчас, когда правительство наконец-то получило возможность менять в срочном порядке НДПИ, когда у нас отменились, вернее, надеюсь, через неделю, с 1 декабря, отменятся авансовые платежи по НДС и по налогу на прибыль, я убеждён, цены начнут снижаться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы, ответы даны. Присаживайтесь, Александр Борисович. Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Штогрин. Но у вас полторы минуты, Сергей Иванович, потом мы должны будем принимать решение, так как у нас осталось полторы минуты до 15.00. Пожалуйста, депутат Штогрин - от фракции КПРФ. ШТОГРИН С. И. Первое. Я не соглашусь с Александром Борисовичем, что введение в действие закона со дня опубликования не противоречит статье 4 Таможенного кодекса. Есть прямое противоречие, потому что там есть норма, что можно его ввести в действие через месяц после опубликования и он будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 декабря или даже с 1 ноября. Такое право есть, и так надо поступить. В связи с этим у меня вопрос к вам. Вот смотрите, мы то Регламент нарушили, то сейчас кодекс нарушаем, статью 4, и так цепь нарушений законов идёт. Возникает вопрос: где же вы остановитесь, когда будет та черта, когда уже нельзя будет нарушать законы? Ведь мы их с вами все принимали, осознанно принимали, и в том числе для того, чтобы не было вот таких решений: захотел и ввёл в действие. Ну есть же кодекс, давайте им руководствоваться. Теперь что касается самой сути. Вот, по моему убеждению, это же просто подсчитывается. Когда два месяца... Цены растут, и они росли постоянно последние два года, а мониторинг был по ценам предыдущих двух месяцев, и нефтяники недоплачивали пошлину, потому что реализация шла по ценам выше, чем по мониторингу, до пика, потом мы перевалили этот пик, и они стали переплачивать эти пошлины. Ну так уж устроена эта формула: если в одном периоде недоплатил, в следующем - переплатил, оно, смотришь, в ноль и выходит. Поэтому надо учитывать ситуацию. Но с другой стороны, я бы сказал так: давайте всё-таки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, Сергей Иванович. Я обращаюсь к депутатам: у нас осталось завершение выступления депутата Штогрина и голосование по этому вопросу. Можем ли мы без дополнительного голосования согласиться с тем, что мы дадим сейчас выступить до конца Сергею Ивановичу, проголосуем данный законопроект и потом уйдём на перерыв? Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Далее, ситуация такая. Сегодня понижаются цены на нефть, завтра-послезавтра будут повышаться, прогнозы разные есть, я о них говорить не буду. Что, надо будет снова возвращаться к двум месяцам? Наверное, останется месяц. И они тогда будут опять нам недоплачивать пошлину, которую сейчас мы уменьшили. Поэтому резона в том, чтобы это делать, я не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово депутата Когана. КОГАН А. Б. Уважаемые депутаты, все аргументы против, которые сейчас нашими коллегами были высказаны, абсолютно не соответствуют действительности, потому что, вы знаете, за тот период, который мы мониторим цены на нефть, они абсолютно не ухудшат в том случае... Если цена на нефть будет либо повышаться, либо понижаться, это отношения к этому абсолютно никакого не имеет. И лучше бы те средства, которые, возможно, как вы говорите, они получили в качестве доходов за прошлый период, они сегодня направили бы на геологоразведку, потому что при той цене, которая сейчас будет складываться, вообще свободных средств не будет у нефтяников. И в связи с этим я хочу сказать: как бы мы не вернулись, когда у нас цена на нефть станет где-то 30-35, ниже 40, к изменению формулы либо отмене вообще экспортной пошлины. Потому что действительно тогда развитием компании не будут вообще заниматься, им, дай бог, зарплату платить, заниматься содержанием компаний и платить налоги в бюджет страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Состоялось обсуждение, уважаемые депутаты. Я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 10 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 51 чел.11,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принято. Гончар по ведению. Нет уже? Всё, снял вопрос. Объявляется перерыв до 16... А, в целом? Да, было же предложено принять в третьем чтении. В рамках "часа голосования" ставится данный вопрос на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. В целом, в первом и в целом, теперь в целом. Я сказал: в третьем. В целом, да. Для стенограммы. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 51 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принято.