Заседание № 222
08.04.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 127618-4 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности" (принят в первом чтении 11 марта 2005 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4420 по 4462 из 7057
Семёнова Екатерина Юрьевна готова выступить по пункту 16. Пожалуйста, у вас полторы минуты. Включите микрофон Семёновой. СЕМЁНОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён в Государственную Думу 10 января 2005 года Правительством Российской Федерации, был принят в первом чтении 11 марта того же года. К настоящему времени законопроект утратил свою актуальность в связи с многочисленными изменениями в законодательстве, в том числе в связи с подписанием Российской Федерацией международных договоров. Правительство Российской Федерации направило в Государственную Думу обращение с просьбой о снятии законопроекта с дальнейшего рассмотрения. Комитет по собственности считает, что дальнейшая работа над законопроектом нецелесообразна и согласно статье 123-1 Регламента рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при его рассмотрении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А при чём тут Рохмистров? Вы полномочный представитель президента? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот как раз выступление по мотивам... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, по мотивам, у нас другой процедуры нет, читайте Регламент. Полномочный представитель правительства?.. Также нет. Выносим данный законопроект на "час голосования". По мотивам от фракции будет выступать Рохмистров по 16-му пункту.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5811 по 5877 из 7057
Рохмистров по мотивам, пункт 16. Включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не второе, это отклонённый законопроект. РОХМИСТРОВ М. С. Да, это отклонённый законопроект, который, кстати, был принят в первом чтении. Мы считаем, что правильно, что он был принят, и можно было бы поработать над ним, не совсем понятны мотивы, по которым настоящий законопроект отклоняется, будучи принятым в первом чтении. Давайте посмотрим на ту ситуацию, которая у нас сложилась на международном рынке. В период за последние десять - пятнадцать лет в Российской Федерации из федеральной собственности на территории иностранных государств были отторгнуты десятки тысяч объектов недвижимости, об этом свидетельствует заключение Счётной палаты. То есть понятие государственного абсолютного иммунитета не применяется в целом ряде, достаточно большом ряде стран, где собственность Российской Федерации отторгается и становится собственностью другого государства, либо физических лиц, либо организаций. То, что у нас на территории Российской Федерации действует абсолютный иммунитет собственности другого государства, - такая была практика в СССР, но СССР эффективно защищал и свою собственность, которая находилась за его пределами. На сегодняшний день абсолютный иммунитет приводит к недополучению в федеральный бюджет огромных средств и, кстати говоря, ущемляет интересы российских предприятий, российских граждан, которые каким-то образом вдруг становятся участниками сделки по продаже того или иного вида имущества, приобретаемого другими государствами. Как правило, данный вид имущества приобретается так называемыми третьими странами, которые ввиду особенности своего государственного устройства зачастую используют этот иммунитет в целях незаконной предпринимательской деятельности. Далеко ходить не надо. В пятистах метрах от Кремля в помещении, которое является собственностью другого государства (кстати говоря, в запретной зоне, потому что у нас есть зоны по охраняемым объектам, где не может располагаться собственность другого государства, но тем не менее это есть), находится, функционирует объект, который якобы используется для интересов государства, то есть там должны находиться посольство и представительство этого государства, на самом деле там часть сдаётся в аренду, часть используется для организации коммерческой деятельности - и никакие российские акты там не действуют. На сегодняшний день таких фактов можно привести достаточно много. А если вы запросите данные по уплате арендной платы в ГлавУпДК, предоставляющем посольствам имущество в аренду, по другим видам платежей, которые должны поступать от этих стран, которые их просто не платят, десятилетиями не платят... И обратить взыскание... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности" в следующей редакции: кто за то, чтобы поддержать решение комитета, предложившего отклонить данный законопроект? За отклонение мы голосуем. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 14 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 86
11.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 127618-4 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2387 по 2675 из 5553
Коллеги, на 12.30 мы зафиксировали время для рассмотрения вопроса 7, поэтому мы пока прервем обсуждение пункта 6 и после рассмотрения пункта 7 его продолжим. Проект федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития и торговли Виталия Геннадьевича Савельева. Пожалуйста, Виталий Геннадьевич. САВЕЛЬЕВ В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности", разработанный Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства при участии федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций. Хочется отметить, что в разработке данного проекта принимали участие ведущие специалисты в области международного частного права Маковский, Зыкин, Брагинский и другие. Проект в установленном порядке был согласован с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации. Замечаний нет. Проект также прошел правовую экспертизу в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Получены положительные заключения Верховного Суда Российской Федерации и Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Проект в полном объеме учитывает предложения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. При разработке проекта также учтены подходы Специального комитета по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности. Законопроект базируется на концепции ограниченного иммунитета иностранного государства и его собственности и направлен на уточнение сферы действия принципа иммунитета иностранного государства в Российской Федерации с целью защиты интересов физических и юридических лиц, вступающих в отношения с иностранным государством. Немного истории. Советское законодательство, статья 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 61-го года и статья 435 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 64-го года, базировалось на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускается лишь с согласия соответствующего государства. Российское процессуальное законодательство по-прежнему основывается на концепции абсолютного иммунитета, однако в повседневной практике внешнеэкономической деятельности первоначально Советский Союз, а затем Российская Федерация вынуждены отказываться от иммунитета. В связи с расширением внешнеэкономической деятельности, в частности привлечением иностранных инвестиций, для создания на российской территории предприятий с иностранным капиталом первоначально Советский Союз, а затем и Российская Федерация заключили ряд международных соглашений о взаимной защите капиталовложений, которые предусматривают, что споры, связанные с капиталовложениями, рассматриваются в международном коммерческом арбитраже. В свете действующего в ряде стран законодательства это означает отказ от иммунитета. К настоящему времени заключено несколько десятков такого рода соглашений. Таким образом, повседневная практика внешнеэкономической деятельности, а также международная договорная практика Российской Федерации показывают, что Россия чаще соглашается на подчинение юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета. Необходимо также иметь в виду, что количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и ее органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, причем согласие России на ее участие в деле при этом не спрашивается. Этому есть ряд примеров, на которых я остановлюсь далее. Сложившееся положение не в последнюю очередь обусловлено тем, что в послевоенные годы, особенно в 70-е годы, в праве прежде всего развитых стран широкое распространение получила концепция ограниченного иммунитета государства, суть которой в основном состоит в том, что иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов. Основанные на этой концепции законы изданы в США, Великобритании, Австралии, Пакистане, Канаде, ЮАР, Сингапуре. Еще раньше, в 1926 году, была заключена Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил об иммунитете государственных торговых судов, в ней участвуют около двадцати государств. В ряде стран Западной Европы концепция ограниченного иммунитета иностранного государства проводится в жизнь не в законодательстве, а в судебной практике (примеры: Франция, Дания, Норвегия, Греция, Италия, Германия и другие). Следует учитывать, что разработанный Комиссией международного права ООН Проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности также основан на концепции ограниченного иммунитета государства. В целом опыт, связанный с рядом дел, возникнувших за рубежом, прежде всего в США, по искам к СССР или советским государственным органам показывает, что юридические средства защиты в иностранных судах, основанные на концепции абсолютного иммунитета государства, ограничены и, как правило, эффекта не дают. Закрепление в действующем в Российской Федерации законодательстве абсолютного иммунитета иностранного государства не ведет к автоматическому признанию иммунитета Российского государства в иностранных судах. Весьма наглядным примером подобного рода служит ситуация, касающаяся требований швейцарской фирмы "Нога", дело Зедельмейера, рассмотрение Арбитражным институтом при Торгово-промышленной палате Стокгольма. Международная судебная практика имеет и другие примеры - дело Бершадера и многое другое. Цели данного законопроекта. Переход экономики России на рыночные отношения, ликвидация государственной монополии внешней торговли, проведенная приватизация поставили вопрос о необходимости приведения российского законодательства по предметам иммунитета иностранного государства в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Всё это свидетельствует о том, что всё российское законодательство основанное на концепции абсолютного иммунитета государства, нуждается в существенном изменении. В этих условиях назрела необходимость принятия законодательного акта, который при определенных условиях ограничивал бы юрисдикционный иммунитет иностранного государства. Одновременно стоит задача урегулирования особенностей правового режима споров с участием Российского государства по искам иностранных юридических и физических лиц, в частности в свете проблемы юрисдикционного иммунитета, в той мере, в какой это может быть предметом внутреннего законодательства Российской Федерации. В связи с изложенным необходимо принятие федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности". Таким образом, представленный вашему вниманию проект закона базируется на концепции ограниченного иммунитета иностранного государства и его собственности. Законопроект направлен на уточнение сферы действия принципа иммунитета иностранного государства с учетом современных реалий. Основной целью законопроекта является обеспечение защиты интересов соответствующих физических и юридических лиц, вступающих в отношения с иностранным государством. Как общее правило можно отметить стремление в ограничении юрисдикционного иммунитета иностранного государства не выходить за пределы того, что уже есть в международном праве, в иностранном законодательстве, в проектах международно-правовых документов, а также в иностранной судебной практике. Содержание законопроекта условно может быть разделено на несколько составных частей. Первая часть - вводная, она состоит из краткой преамбулы и статьи 1, где даются определения терминов, используемых в законопроекте. Вторая часть условно может быть названа общей, в ней устанавливаются основополагающие начала, на которых базируется проект. Прежде всего, в статье 2 зафиксирован принцип, согласно которому иностранное государство пользуется в Российской Федерации юрисдикционным иммунитетом за изъятиями, установленными настоящим федеральным законом. Исходя из принципов ограниченного иммунитета иностранного государства в статье 3 законопроекта предусматривается, что иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно согласилось на отказ от судебного иммунитета, а также, независимо от наличия такого согласия, в отношении деятельности иной, чем осуществление суверенной власти данного государства, в том числе в случаях, которые связаны с решением споров, касающихся предпринимательской деятельности, участия в коммерческих и некоммерческих организациях, прав на имущество, возмещения вреда, интеллектуальной собственности, трудового договора, эксплуатации морских судов и судов внутреннего плавания. Далее эти общие положения развиваются, конкретизируются, уточняются в ряде последующих норм, которые условно можно отнести к третьей части и в которых достаточно подробно урегулирована ситуация, связанная с выражением согласия иностранного государства на отказ от судебного иммунитета. Это статьи 4, 5, 6, 7 и 8. Следующая часть проекта охватывает вопросы иммунитетов от принятия мер по обеспечению иска и от исполнения судебного решения. Международные акты, законодательство иностранных государств, судебная практика показывают, что эти виды иммунитетов трактуются отдельно. Само согласие государства на отказ от судебного иммунитета еще не влечет его автоматического согласия на отказ от иммунитета от принятия мер по обеспечению иска и иммунитета от исполнения судебного решения. Это статьи с 9-й по 16-ю. Следует отметить принципиальное значение положений законопроекта, относящихся к условиям предоставления иммунитетов от принятия обеспечительных мер и от исполнения судебного решения (это статья 16), к определению видов имущества, используемого в целях осуществления суверенной власти (статья 17 дает определение этому имуществу), к порядку судопроизводства по делам с участием иностранного государства (статья 18), к порядку решения вопроса о судебном иммунитете иностранного государства (статья 19), к обеспечительным мерам и исполнению судебного решения по спорам с участием иностранного государства (статья 20), к применению принципа взаимности (статья 21), к направлению и вручению иностранному государству процессуальных документов (статья 23), и других. Статья 25 традиционно отражает приоритет международных договоров над национальным законодательством, но в данном проекте закона это предписание имеет особое значение, поскольку затрагивает межгосударственные интересы. Поэтому важно подчеркнуть принцип приоритета международного договора. Завершающая статья 26 посвящена порядку вступления закона в силу. Таким образом, законопроект направлен на ограничение юрисдикционного иммунитета иностранного государства и обеспечение интересов российских физических и юридических лиц - участников международного гражданского оборота. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Геннадьевич. Присаживайтесь. Содоклад сделает Лиана Витальевна Пепеляева, член Комитета по собственности. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Иммунитет государства и его собственности - один из старейших институтов как внутреннего, так и международного права. Вопросы юрисдикционного иммунитета в Российской Федерации регулируются двумя статьями - статьей 401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 251 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Этими статьями закреплена концепция абсолютного иммунитета иностранного государства. Суть данной концепции заключается в том, что иностранное государство пользуется в Российской Федерации иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами, а ограничение допускается только в случае, если иностранное государство дало на это свое согласие либо если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Структура юрисдикционного иммунитета включает в себя три элемента: первый элемент - иммунитет от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе в судах другого государства; второй элемент - иммунитет от применения обеспечительных мер по искам, предъявленным к иностранному государству; третий элемент - иммунитет от принудительных мер по исполнению судебных актов, вынесенных против иностранного государства. Однако концепция абсолютного иммунитета, предусмотренная российским законодательством, более не отвечает реалиям современного мира, в котором иностранное государство выступает не только как носитель суверенной власти, но и как обычный участник международного рынка товаров, услуг и капитала. Придерживаясь данной концепции, Российская Федерация лишает своих граждан и юридических лиц возможности судебной защиты прав, возникающих из гражданско-правовых отношений с иностранными государствами. В то же время, признавая за иностранными государствами абсолютный иммунитет, Российская Федерация не получила на условиях взаимности абсолютного иммунитета от иностранных государств. Во второй половине ХХ века большинство основных торговых партнеров России, такие, как США, Канада, Великобритания и ряд других государств, в своих законодательствах и судебной практике закрепили так называемую концепцию ограниченного иммунитета. Суть данной концепции заключается в том, что иностранные государства не пользуются иммунитетом по требованиям, возникающим из коммерческой деятельности иностранного государства, а также в некоторых других случаях. С учетом того, что законопроект направлен на ограничение иммунитета иностранного государства, Комитет по собственности считает его актуальным и отвечающим общемировым тенденциям развития международного права. Положения законопроекта базируются на общем принципе, согласно которому иностранное государство в Российской Федерации пользуется иммунитетом, за исключением ряда определенных случаев. Это случаи добровольного отказа государства от иммунитета, а также случаи, когда иммунитет не применяется, независимо от воли иностранного государства. Отдельно в законопроекте решены вопросы иммунитетов от применения обеспечительных мер и иммунитета от применения принудительных мер исполнения судебных актов. Структура законопроекта в целом соответствует структуре его зарубежных аналогов, таких, как акт об иностранных иммунитетах США 1976 года, британский акт об иммунитете иностранного государства 1978 года и акт, регулирующий вопросы иммунитетов в канадских судах, 1982 года. Данный законопроект является сложным. Он был предметом рассмотрения на заседании научно-экспертного совета по проблемам гражданского законодательства и смежных с ним отраслях. Ни у научно-экспертного совета, ни у Комитета по собственности нет замечаний концептуального характера, а те замечания, которые имеются, будут устранены при подготовке ко второму чтению. В связи с этим Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы по законопроекту? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть желающие выступить? Тоже нет. Представитель правительства хотел бы что-то еще добавить? Нет. Представитель президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 11 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9% Результат: принято Принято.