Заседание № 94
15.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 127413-4 "Об единовременном федеральном государственном денежном пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6274 по 7156 из 8421
Пункт 12 повестки дня, проект федерального закона "Об единовременном федеральном государственном денежном пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Николаевича Бабурина. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, доклад, который я сейчас хочу сделать по законопроекту, мог бы быть долгим, но с учетом Регламента, с учетом особенностей сегодняшнего дня я буду максимально лаконичен. Тем не менее хочу обратить ваше внимание на то, что проблема, решаемая законопроектом, носит принципиальный характер для нашей страны. С 93-го года естественная убыль населения России ежегодно составляет стабильно от семисот тысяч до одного миллиона человек в год, за минувшие десять лет численность населения сократилась в шестидесяти пяти субъектах Российской Федерации из восьмидесяти девяти. И конечно, мы не можем не думать о том, что, по официальным прогнозам Федеральной службы государственной статистики, общая численность населения к 2016 году в стране в лучшем случае будет сто тридцать восемь миллионов, а в худшем - сто двадцать восемь миллионов шестьсот восемьдесят тысяч человек. Демографическая катастрофа, самоубийство нации, исчезновение - вот какие эпитеты в полном объеме отражают сегодняшнюю ситуацию. И поэтому для людей, ответственных за будущее всех народов, живущих в России, сегодня важно принять меры по исправлению ситуации. Ситуация чрезвычайная, и меры требуются чрезвычайные. Они могут быть только комплексные, касающиеся социальных, экономических и политических вопросов. Я предлагаю лишь один из инструментов. Я предлагаю, чтобы государство поддержало многодетные семьи, а для этого законопроект предполагает, чтобы на третьего, четвертого и пятого ребенка каждой семьи, где родился третий, четвертый или пятый ребенок, выплачивалось единовременное федеральное пособие в размере 200 тысяч рублей, чтобы был создан специальный фонд при Правительстве Российской Федерации, своего рода фонд нового поколения, из которого бы осуществлялись эти выплаты. Что касается того, откуда брать эти средства, то мы предлагаем их брать не из текущих бюджетных расходов, даже не из Стабилизационного фонда или профицита, который сегодня у нас есть, мы предлагаем использовать для этого (действительно несколько нестандартное решение!) сегодняшние ресурсы золотовалютного запаса России. Конечно, можно только сожалеть о том, что правительство дало отрицательное заключение, не ставя под вопрос, есть деньги или нет. Наверное, все-таки люди, которые готовили заключение, не рискнули говорить, что у правительства нет денег. Они привели единственный аргумент против законопроекта - то, что увеличение размера пособий ведет к росту иждивенческих настроений неработающих родителей и способствует их асоциальному поведению. На мой взгляд, аргумент чудовищный. Неужели мы рассчитываем, что на 70 рублей в месяц можно сегодня воспитывать ребенка? Неужели мы рассчитываем, что сегодня на 6 тысяч рублей пособия на новорожденного мы сможем решить все проблемы семьи, молодой семьи или тем более многодетной семьи? Поэтому, уважаемые коллеги, я считаю (ознакомьтесь с заключением Центрального банка Российской Федерации), что мы прямо выполняем то, что предполагалось по замыслу тех, кто принимал закон о Центральном банке и кто создавал всю нашу финансовую систему. Обращаю ваше внимание на то, что вообще в международной практике золотовалютные резервы национальных центральных банков предназначены для выполнения многочисленных задач, в том числе на случай национальных катастроф или чрезвычайных обстоятельств. Так вот, у нас сейчас самое что ни на есть чрезвычайное обстоятельство, и поэтому разговоры о том, что это нецелевое использование резервов Центрального банка, не имеют под собой ничего реального. Довожу до вашего сведения элементарную статистику: если на 7 января 2005 года золотовалютные запасы России составляли 124,6 миллиарда долларов, то на 1 апреля этого года они увеличились до 137 миллиардов долларов, то есть только вот за эти три месяца. В то же время у нас размеры золотовалютных запасов, скажем так, зашкаливают за здравый смысл. Это неоднократно подчеркивал многоопытный руководитель нашей банковской сферы Виктор Владимирович Геращенко. Он говорил: "Зачем столько денег складывают в кубышку, вместо того чтобы использовать на нужды народа?" И в этом отношении я хочу поблагодарить те десять субъектов Федерации, которые в лице и исполнительной, и законодательной власти поддержали законопроект. Против высказалось только два субъекта Федерации. Я хочу сказать, что, конечно, можно спорить о деталях проекта, например нужно ли не только стимулировать рождаемость, но и поддерживать семью. Для нас принципиальным является то, что сегодня для общества общественно опасны так называемые гражданские браки, и поэтому мы говорим, что это единовременное пособие на рождение третьего и четвертого ребенка должно выплачиваться семье. Пусть регистрируются, пусть вступают в законный брак, с практикой, когда ребенок растет неизвестно... то ли с родителями, то ли с одним из родителей, нужно заканчивать. Конечно, мы считаем, что необходимо думать и о поддержке при рождении уже второго ребенка, это тоже вопрос дискуссионный. Я согласен, что мы должны рассматривать варианты, может быть, при рождении второго, третьего и четвертого ребенка должна быть поддержка. К сожалению, с 97-го года нет статистики о количестве рождений в многодетных семьях, но по статистике, которая предшествовала внесению нашего закона и которая определяет количество рождений... Необходимо сказать, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, 45 процентов (это последние данные, которые у нас были по 97-му году) - это первый ребенок в семье, 35 процентов - это второй ребенок в семье, 15 процентов - это третий ребенок и только 5 процентов - четвертый и более. Таким образом, фактически, когда мы говорим о сфере действия этого закона, речь идет о том, что он будет охватывать только 270 тысяч родившихся детей в год. При таком количестве на что мы рассчитываем, когда у наших соседей превышение рождаемости над смертностью по 20-30 миллионов ежегодно, если брать тот же великий Китай или мусульманские державы, если тот же Иран за двадцать лет удваивает численность населения! Сумма расходов, которая будет требоваться для реализации этого закона, составляет примерно 54 миллиарда рублей ежегодно. Мы считаем, что это та сумма, которая должна выделяться государством во имя того, чтобы у нас было будущее, чтобы новое поколение изначально получало поддержку государства. Поэтому, уважаемые коллеги, я прошу очень внимательно отнестись к предложенному вашему вниманию документу и поддержать этот шанс изменить демографическую ситуацию в стране. Еще раз подчеркиваю: чрезвычайность ситуации требует чрезвычайных мер, нестандартных решений, иначе мы не остановимся в падении в пропасть! Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Сергей Николаевич. Содоклад председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерины Филипповны Лаховой. Пожалуйста, Екатерина Филипповна. ЛАХОВА Е. Ф. Уважаемые коллеги, вопрос, который сегодня на заседание Думы вынес Сергей Николаевич, действительно очень важный, больной вопрос. Это касается демографической ситуации и поддержки многодетных семей. Сергей Николаевич сам многодетный отец, у него четыре сына, он прекрасно знает, что такое многодетная семья. Но мне бы хотелось перейти конкретно к законопроекту, который Сергей Николаевич предложил. Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, относится к федеральной компетенции. В связи с разграничением полномочий на федеральном уровне у нас осталось четыре вида государственных пособий. Сергей Николаевич предлагает сегодня увеличить до 200 тысяч рублей только одно из них - единовременное пособие на рождение ребенка. Цель своего предложения он изложил - изменить демографическую ситуацию, справиться с демографическим кризисом и осуществить как бы расширенное воспроизводство населения. Я еще раз повторяю: мы разделяем эту обеспокоенность, но никак не можем согласиться с подходом к решению этой проблемы. Акцент в законопроекте сделан на поддержку только многодетных семей, пособия по 200 тысяч рублей предлагается выплачивать при рождении третьего, четвертого и пятого ребенка. Но, уважаемые коллеги, на сегодня для России очень актуален вопрос обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Обратите внимание - я не знаю, мы какой-то разной статистикой, Сергей Николаевич, видимо, с вами пользовались, - в России 41 миллион семей, причем из 41 миллиона семей 34 процента семей имеют одного ребенка, 15 процентов семей имеют двух детей и только 2,7 процента - это многодетные семьи. Из 1 миллиона 400 тысяч детей, которые ежегодно появляются на свет, 70 процентов рождаются в молодых семьях. Так вот, из 1 миллиона 400 третий, четвертый и пятый ребенок в целом составляют 250 тысяч. Многие, конечно, желали бы родить и первого, и второго ребенка, но откладывают по разным причинам: это отсутствие жилья, денег, работы. Для России сегодня важно, еще раз повторяю, рождение второго, третьего ребенка, особенно второго ребенка. И здесь хочу сослаться на оценку демографов, которые говорят, что единовременное пособие на рождение ребенка не стимулирует рождаемость, оно именно осуществляет поддержку семьи, а поскольку рожают в основном молодые семьи, то, конечно, это в первую очередь поддержка молодой семьи. Если мы с вами будем ориентироваться на пособия при рождении второго и третьего ребенка, то мы сможем ежегодно поддерживать около 50 процентов семей, в которых рождаются дети, а не 15 процентов, как сегодня предлагается. Второй момент. Совершенно неприемлемым является источник покрытия расходов на реализацию закона. Сергей Николаевич предлагает 54 миллиарда затратить из золотовалютного запаса Центрального банка. Но чтобы это реализовать, мы должны сначала с вами внести поправки в Конституцию и в закон о Центральном банке. Сегодня в соответствии с законом, я еще раз повторяю, распоряжаться золотовалютным резервом вправе только сам Банк России и, во-вторых, делать это он может только в соответствии с целями своей деятельности - а это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы и обеспечение эффективного бесперебойного функционирования платежной системы. Финансирование выплат по пособиям не входит в сферу деятельности банка. Концепцию законопроекта не поддержали сорок четыре региона, причем не поддержали даже те регионы, которые традиционно ориентируются на многодетную семью, такие, как Калмыкия, Чеченская Республика и Карачаево-Черкесия. Они прямо говорят, что предлагаемый размер пособия создает основу для иждивенческих настроений и условия для асоциального образа жизни неработающих родителей. А в этих республиках действительно очень много неработающих родителей. Отрицательные отзывы получены от Комитета по бюджету и налогам, Комитета Совета Федерации по социальной политике, правительства и Центрального банка. Вместе с тем, понимая важность этой социальной поддержки, поддержки семьи на федеральном уровне, еще раз повторяю, у нас все-таки функции и полномочия поддержки семьи остались на федеральном уровне в виде четырех государственных пособий, депутаты фракции "Единая Россия" уже подготовили соответствующие законопроекты по социально-демографическим проблемам семьи, поддержки семьи, охраны материнства и детства, данные законопроекты отданы в правительство на согласование. Поэтому мы предлагаем депутатам, которые хотели бы подключиться к решению этой проблемы, предложили бы законопроекты или внесли поправки в существующее законодательство, сотрудничать с нашим комитетом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Включите режим записи, пожалуйста, только ускоренный, нас не так много. Пожалуйста, покажите список записавшихся. Прежде чем перейдем к вопросам, Екатерина Филипповна, хоть вы и находитесь на трибуне, не будете возражать, если я дам выступить по ведению, потому что ко мне несколько человек подходили? Не будете возражать, Екатерина Филипповна? Не будете. Пожалуйста, Безбородов Николай Максимович, по ведению. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Приношу извинения, но есть предложение сегодня обязательно рассмотреть проект федерального закона под пунктом 28, "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку докладчик - представитель Законодательного Собрания Республики Карелия Римма Петровна Русакова специально прибыла для доклада по данному законопроекту. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Вячеслав Степанович Тимченко, по ведению. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Просьба рассмотреть вопрос 14, так как этот вопрос небольшой по времени, но вместе с тем он о совместном ведении и требует рассылки в субъекты Федерации. Я прошу рассмотреть, мы его рассмотрим буквально за пять минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Алексеевич Медведев подходил, но почему-то не записан у меня. Павел Алексеевич Медведев, пожалуйста, по ведению. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Я очень виноват, я неправильно понял перестановки в расписании, прозевал 11-й пункт. Мне нужно всего тридцать секунд, чтобы его доложить. Пожалуйста, разрешите... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Андрей Викторович Логинов, по ведению. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Вопрос Безбородов уже озвучил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы только один вопрос просите рассмотреть? ЛОГИНОВ А. В. У нас ведь были и другие представители Совета Федерации, но я сейчас с ними согласовал, что они придут на следующее заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. То есть вы поддерживаете пункт 28, да, Андрей Викторович? Пожалуйста, Геннадий Васильевич Кулик, по ведению. КУЛИК Г. В. Я прошу вопрос 27 рассмотреть, он очень короткий, но мы уже трижды откладывали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 27. И Тюлькин Виктор Аркадьевич у меня записан по ведению. ТЮЛЬКИН В. А. Я напоминаю, что мы второй день протокольные поручения никак не можем утвердить. Далее. После того что вы с законом "О выборах..." сделали, душа горит высказать вам вообще всё, о чем мы думаем. Поэтому неплохо было бы "час заявлений" реализовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Час заявлений" у нас объявляется в начале работы. Я не помню, вы были записаны или нет? Я попрошу, секретариат мне даст сведения о записавшихся на выступление в "часе заявлений". Уважаемые коллеги, в любом случае, для того чтобы все эти пункты рассмотреть, нам надо принять решение о продлении работы до завершения рассмотрения вот этих пунктов. Я могу всех объединить вместе? Тогда ставлю на голосование предложение всех, кто сейчас выступил с предложением, продлить нашу работу до завершения рассмотрения пунктов 14, 27, 28, протокольных поручений, "часа заявлений" и пункта 12, который мы уже начали рассматривать. Да, прошу прощения: и пункта 11 повестки дня. Кто за данное предложение? Прошу голосовать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 57 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Игошину Игорю Николаевичу включите микрофон. Только четко, пожалуйста, называйте, кому задаете вопрос. Хорошо? ИГОШИН И. Н., фракция "Единая Россия". Вопрос к Сергею Николаевичу Бабурину, автору законопроекта. Идея законопроекта очень правильная, но те цифры, которые приводит Сергей Николаевич по рождаемости, они приводятся в среднем по России. Если посмотреть разрыв рождаемости по регионам, мы увидим регионы Кавказа, где рождается третий, четвертый, пятый ребенок - это стандартная ситуация, и видим регионы средней России, где в русских семьях рождается по одному ребенку, а есть сейчас семьи, где молодые не рожают вовсе детей. Законопроект, по сути дела, еще увеличит этот разрыв, поощряя рождаемость на Кавказе, а не усиливая и никак не поощряя рождаемость в средней России. Понимает ли Сергей Николаевич, что этим законопроектом он приводит к увеличению разрыва между численностью русского населения России и населения других национальностей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н. Я обращаю общее внимание и на исторический опыт, и на текст законопроекта. Именно поэтому, чтобы не стимулировать рождаемость в отдельных регионах, привыкших к многодетным семьям, у нас ограничение - только на четвертого и пятого ребенка. Такую ошибку допустили руководители Болгарии, когда не сделали этого ограничения, что привело к росту турецкого населения, а потом вносили поправки, ограничивая вторым, третьим, четвертым, максимумом пятым ребенком. Так что здесь как раз заинтересованность в умножении численности населения Центральной России. Именно поэтому мы говорим об ограничении - и по первому ребенку и после пятого... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Екатерине Филипповне. Вот вы сказали, что детские пособия - это вопрос федеральный. Вот скажите, пожалуйста, могут ли органы местного самоуправления - вы, наверное, когда-нибудь присутствовали на заседании представительного органа местного самоуправления - сверх 70 рублей вот этих федеральных добавить, могут повысить самостоятельно? Почему они этого не делают? Почему они себе повышают заработную плату? Они практически получают сейчас больше, чем мы. Глава муниципального образования получает 80 тысяч рублей, глава хутора - 20. Ну почему они не повышают детские пособия там, у себя на месте? Объясните мне, пожалуйста. ЛАХОВА Е. Ф. Олег Александрович, вы совершенно правильно вопрос сформулировали и проблемы. Но вы говорите сегодня о ежемесячном пособии, которое передано в соответствии с разграничением полномочий на уровень субъекта Федерации, сегодня субъект Федерации вправе принимать свои законы. Во многих регионах приняли свои законы. Некоторые регионы, пятьдесят семь субъектов, оставили пособие на уровне 70 рублей, часть регионов увеличили пособие, но не на большую сумму. Только три субъекта, которые определили в 300 рублей пособие, - это Таймырский, Ханты-Мансийский округа и Республика Коми. В восемнадцати регионах сейчас неблагополучная обстановка - задержка пособия даже в 70 рублей. Сегодня субъект Федерации вправе принять свой местный закон и сделать пособие дифференцированным. Дифференцированный подход в зависимости от семьи: или это многодетная семья, или это неполная семья, или же это семья, которая имеет инвалида. То есть проблему должны решать на уровне субъекта, дифференцированно подходя, в соответствии с семейной политикой, которую они на уровне региона проводят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заполев Михаил Михайлович, пожалуйста. ЗАПОЛЕВ М. М. Екатерина Филипповна, как вы считаете, если бы женщины России услышали то, что вы сегодня говорили с этой трибуны, они бы согласились с тем, чтобы вот такой человек возглавлял Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей? Это же нонсенс! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос не по законопроекту. ЛАХОВА Е. Ф. Нет, нет! Я хочу сказать, Михаил Михайлович, я за то, чтобы принимать решения, которые в последующем реализовывались бы. В предыдущих Думах у нас с большим трудом, но пробили часть законов, которые поддерживались материально на 3,5 триллиона из 7 триллионов. Вот мы сейчас и видим результаты, поэтому и 122-й закон мы были вынуждены принимать. Мы за те законы, которые будут работать. Поэтому наш комитет в декабре вышел с такими предложениями, были приняты и подписаны президентом законы, связанные с налоговыми вычетами, которые позволили дополнительно оставлять семье на ребенка средства, увеличили пособие единовременное на ребенка на полторы тысячи, хотя мы понимали, что было бы значительно лучше, чтобы эта сумма была больше. И сейчас мы работаем с конкретными предложениями и проводим согласительные процедуры. А если мы будем выделять в год на третьего, четвертого и пятого ребенка 200 тысяч единовременное пособие, получится, что в месяц семья будет получать 17 тысяч рублей, в два раза больше чем средняя заработная плата по стране. Мы должны говорить о реформировании заработной платы, а не делать акцент только на пособиях. Кстати, в отношении многодетных семей во многих субъектах Федерации приняты местные законы, в которых конкретно расписана помощь в поддержке многодетным семьям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ближина Любовь Фёдоровна, пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. У меня к Сергею Николаевичу вопрос. Уважаемый Сергей Николаевич, я, конечно, буду поддерживать этот закон, потому что дети - наше будущее. Но вы предлагаете пособие в размере 200 тысяч рублей на третьего, четвертого, пятого ребенка. А не кажется ли вам, что целесообразнее было бы повысить единовременное пособие при рождении на каждого ребенка хотя бы до 18-20 тысяч рублей и ежемесячное пособие на полторы тысячи рублей, как вот говорит Екатерина Филипповна, потому что не каждая семья сейчас имеет даже одного ребенка: не может воспитать его? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич Бабурин. БАБУРИН С. Н. Спасибо, Любовь Фёдоровна, за вопрос. Я с вами абсолютно согласен. Я считаю, что нам необходимо повысить и ежемесячное пособие на ребенка, и пособие по случаю его рождения. Но это предмет регулирования другого закона. И это те средства, которые необходимо изыскивать в нынешней ситуации в бюджетах уже субъектов Федерации. Я предлагаю, чтобы ответственность за будущее взяло на себя государство в целом, и именно поэтому говорю об отдельном законе и о третьем, четвертом и пятом ребенке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чаплинский Сергей Игоревич, пожалуйста. Снимает вопрос. Свиридов Валентин Валентинович, пожалуйста. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Екатерина Филипповна, вот здесь уже озвучивалось, и действительно так исторически сложилось, что в русских семьях, в православных семьях - беда это наша, конечно, - мы имеем одного, максимум двух детей. В то же время в наших национальных регионах, у наций и народностей, исповедующих мусульманство, буддизм и прочие религии, количество детей значительно больше. Вот по тем семьям, 2,7 процента, которые готовы родить третьего, четвертого и далее ребенка, есть у вас какая-то статистика, скажем так, по национальному делению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛАХОВА Е. Ф. Валентин Валентинович, ну, конечно, вы правильно сказали, что акцент в первую очередь перейдет на южные регионы. И я не случайно назвала три субъекта, такие, как Карачаево-Черкесия, Чеченская Республика и Калмыкия, которые традиционно на многодетную семью ориентируются. Они категорически против, потому что считают, что это порождает иждивенчество. Я и с представителями Ингушетии, например, разговаривала. У них тоже примерно такая же реакция. Я еще раз подчеркиваю: из миллиона четырехсот детей, которые появляются на свет, третьи, четвертые, пятые в сумме составляют только 250 тысяч. Актуально для России... Если мы хотим изменить демографическую ситуацию, справиться с демографическим кризисом, о котором говорят наши ученые-демографы, мы акцент должны сделать на рождении второго ребенка, уж не говорю - третьего, максимум второго ребенка. Есть международный опыт. Вот, например, во Франции вообще пособие на первого ребенка не выплачивают, а выплачивают на второго ребенка, но солидное пособие. А в Англии, например, выплачивают пособие на первого ребенка, а в дальнейшем на второго и третьего ребенка оставляют одинаковые пособия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. У меня вопрос к Сергею Николаевичу Бабурину. Не далее как 12 апреля на встрече с избирателями в городе Зеленогорске вы особо, так сказать, отчетливо сделали акцент (вот привожу дословно: "Хватит жить в грехе") на том, что по этому закону будет выплачиваться пособие только людям, зарегистрировавшим свои отношения в загсе, да? То есть по сути, фактически вы как бы вводите этот закон в рамки дискриминации в отношении тех женщин, которые имеют много детей, но не могут вступить в законный брак на том основании, что у нас в стране на 20 миллионов мужчин меньше. Вот как вы это можете прокомментировать? БАБУРИН С. Н. Спасибо, Владимир Анатольевич. Особенно приятно знать, что вы отслеживаете мои перемещения по стране. Действительно, законопроект ориентирован не просто на выплату детского пособия на ребенка, речь идет о выплате детского пособия в связи с рождением ребенка в семье, которая является ячейкой общества. У нас могут быть расхождения с Екатериной Филипповной по цифрам, но по статистике, по переписи 2002 года, у нас было 32 миллиона семей, а за эти два года, возможно, стало 34. Я считаю, что стимулирование матерей-одиночек - это сегодня аморально. И я призвал бы депутатов из фракции ЛДПР объединиться в защите семьи, а не занимать такую позицию, чтобы увеличивалось число детей у матерей при отсутствии законных супругов. И я уверен, тогда действительно общество у нас будет и нравственным, и многочисленным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. ЛАХОВА Е. Ф. Я хотела бы все-таки дать справку в отношении стимулирования одиноких женщин, которые хотят иметь детей. Вообще, у нас неполных семей 30 процентов. Это тоже семья, когда одна женщина воспитывает ребенка, и поэтому вот так к этому подходить нельзя. БАБУРИН С. Н. Если женщина воспитывает одна и первого, и второго, и третьего... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, я не просил включать микрофон. Спасибо. Пожалуйста, Коган Александр Борисович, ваш вопрос. КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия". Спасибо, Георгий Валентинович. Я снимаю вопрос, он уже был задан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антуфьев Сергей Владимирович, ваш вопрос, пожалуйста. Тоже снимается, да? Снимается. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Пожалуйста, покажите список записавшихся. Пожалуйста, Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Я с места. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места, конечно. МАЛЫШКИН О. А. Сергей Николаевич, вы очень правильную тему подняли, но не сказали, где и каким образом взять средства, потому что золотовалютный резерв страны... Это ну чистый бред, то, что вы несете! Оттуда не возьмешь ничего. Вы бы сказали: "Вот у нас есть 100 миллионов самому благоустроенному городу России". Как вы думаете, куда они пойдут, когда кто-то выиграет? Ведь ничего не достанется городу, ни на какое благоустройство не достанется! Вот оттуда можно средства потихонечку дать. Далее. (Я не зря задал Лаховой вопрос.) Местное самоуправление - очень модная сейчас тема. Вот там можно пересмотреть заработные платы. Я вникнул, посмотрел: они там получают "копытные", "световые", "ночные", за переработку - 80 тысяч набегает. И я подсчитал: если глава муниципального образования будет получать 40 тысяч, а глава хутора - 10 тысяч (ему и этого хватит), то детские пособия на всех детей района будут составлять 250 рублей. Это уже что-то: не 70, а 250. В той же ситуации можно подсчитать и по третьему, и по четвертому, и по пятому ребенку, но конкретно нужно говорить, где взять деньги. А просто так говорить: вот оттуда возьмем, там изымем... Это не пойдет абсолютно. Нужно конкретно сказать: вот оттуда возьмем, давайте туда переместим. А мы проголосуем, посмотрим, как кто голосовал. Потому что это очень важная и нужная тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. И я прошу всех быть краткими, как это сделал Олег Александрович, по возможности уложиться в полторы минуты, как это сделал Олег Александрович, ну максимум три минуты. Не будет возражений: три минуты на выступление? Нет возражений. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Георгий Валентинович, прошу продлить регламент за счет того, что вы говорили уже в мое время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ничего, если вы в полторы минуты уложитесь, всё будет хорошо. СМОЛИН О. Н. Нет, я уложусь только в три минуты. Спасибо. Уважаемые коллеги, я начну тоже со статистики. Ровно с 1992 года смертность в России превысила рождаемость. За последние десять лет превышение смертности над рождаемостью составило 9,5 миллиона человек, практически по миллиону в год. По пессимистическим прогнозам Госкомстата, в 2025 году может остаться сто миллионов из ста сорока, через пятьдесят лет соответственно останется семьдесят пять миллионов, а через семьдесят пять лет - пятьдесят - пятьдесят пять миллионов человек. Между прочим, по переписи у нас было сто сорок пять миллионов, а сейчас уже сто сорок три миллиона человек. Это первое. Второе. Что касается нашего бюджета. Дети в России составляют 19 процентов населения. Бюджетные расходы из консолидированного бюджета на детей составляют 11 процентов, то есть детей наша любимая власть любит еще меньше, чем ветеранов. Это второе. Третье. Что касается ситуации с детьми. Вы прекрасно понимаете, что в первый год ребенок имеет самый высокий прожиточный минимум. Расходы на ребенка в первый год выше, чем в любое другое время жизни. Дороже всего в стране родиться и умереть. Четвертое. Уважаемые коллеги, размер детского пособия вам тоже известен. Он сократился в восемь раз по меньшей мере за последние пятнадцать лет. Пятое. Мы сбросили ответственность за детей на регионы, а именно тогда, когда регионы отвечали за детские пособия, долги по ним составили 33 миллиарда рублей. К концу этого периода - около шести уже миллиардов рублей, пока они были за федеральным бюджетом. Что касается разговоров о том, что негде найти деньги, еще раз напомню, коллеги: профицит бюджета в прошлом году - 685 миллиардов рублей, Стабилизационный фонд - 750 миллиардов рублей. Поэтому деньги в стране на самом деле есть, просто не нужно гноить их в американских и других ценных бумагах. Что касается разговоров о механизмах, предложенных Сергеем Николаевичем Бабуриным, я думаю, может быть, надо было поискать и другие механизмы, может быть, начинать надо было со второго ребенка, а не с третьего. Это вполне можно сделать во втором чтении. Кстати сказать, уважаемые коллеги, родственная нам Республика Беларусь, которая пережила такую же депопуляцию, как и мы, уже вышла из нее сейчас: рождаемость в Белоруссии уже превысила смертность. У нас смертность по-прежнему превышает рождаемость. Короче говоря, если мы не изменим демографическую ситуацию, будет как по Набокову: Россия разделит судьбу Древнего Рима - культура останется, а народ исчезнет. Если мы этого не хотим - нужно помогать детям, уважаемые коллеги, без всякого сомнения. И наконец, последнее, пожалуй. Вы знаете, я вспоминаю повесть... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В. Нет никаких сомнений в том, что демографическая проблема - одна из самых важных проблем, которые в настоящее время в нашей стране есть. Но о том, что предлагает депутат Бабурин, к сожалению, мы можем говорить, что этот законопроект несет в себе антирусские настроения. Посмотрите на Сахалин и на Камчатку: уже через два года 25 процентов населения этих территорий будут составлять граждане Российской Федерации китайского происхождения. А если мы еще их простимулируем таким образом, то через двадцать лет мы можем смело заявлять, что вся наша дальневосточная часть отойдет Китаю. Да, так исторически сложилось, и я лично могу подтвердить, что, имея одного ребенка, мы вряд ли решимся на то, чтобы завести второго, третьего и четвертого, и не потому, что мы этого не хотим, а потому, что исторически я, русский человек, отдаю себе отчет в том, что я должен не только родить ребенка, но и содержать его, дать ему достойное образование, как раньше говорили, путевку в жизнь и по крайней мере сопровождать этого ребенка по возможности до того момента, когда ребенок будет в состоянии завести свою собственную семью. Чего, к сожалению, нет у наших, скажем так, национальных семей, которые готовы родить и пятого, и шестого, и седьмого, и восьмого, и десятого ребенка, а потом половина этих детей по улицам ходит, собирая подаяния. Поэтому я считаю, что тема поднята правильно, закон считаю тем не менее антирусским, считаю, что и комитет, и, возможно, все мы должны объединить усилия и поработать в первую очередь над тем, чтобы максимально увеличить пособие на рождение второго ребенка, максимально стимулировать рождение хотя бы первого ребенка. Потому что мы сейчас сталкиваемся с проблемой, когда у нас даже первого ребенка молодые семьи заводить не хотят. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фоменко Александр Владимирович, пожалуйста. ФОМЕНКО А. В., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, мне кажется, что сегодня уже русским семьям пора брать пример с наших соседей. Потому что, как известно, рожают много детей и у нас, и в других странах только религиозные семьи, то есть те, которые размышляют не о том, есть ли у них путевка в жизнь, заготовлена ли она, а рожают, и всё. Сегодня вопрос демографический перестал быть вопросом культурного или религиозного выбора, это вопрос просто выживания страны. И все те претензии, которые сейчас предъявляются этому законопроекту, - это претензии, которые можно снять действительно во втором и третьем чтениях, начиная с вопроса финансирования, потому что даже закон о ЦБ - это ведь не догмат, его можно вполне менять. Имея профицит бюджета, можно найти ко второму и третьему чтениям те источники, о которых здесь говорили. Самое главное - это решиться на сам принцип финансирования конкретных семей при рождении действительно не третьего, а второго, третьего, четвертого ребенка. Предлагаю поддержать этот законопроект, потому что все возражения, которые я сегодня слышал, могут быть сняты во втором и третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игошин Игорь Николаевич, пожалуйста. ИГОШИН И. Н. Уважаемые коллеги, на несколько аспектов я обращу ваше внимание. Учитывая то, что времени мало, я не буду говорить о том вопросе, который уже серьезно здесь обсуждался, - по разрыву рождаемости в русских семьях и в национальных семьях. Да, здесь можно, наверное, во втором чтении посмотреть более внимательно, но так или иначе проблема существует, и вот так вот, скажем, шашкой махая, ее с разбега решать, наверное, не надо, нужно еще очень серьезно подумать, посчитать, взвесить этот вопрос. Потому что это та сфера, где потом уже ошибки исправить будет очень сложно. Я хотел бы обратить внимание на тот вопрос, который как-то мы упустили из виду. Законопроектом предлагается правильная идея, но решать ее предлагается достаточно экзотическим способом: вместо того чтобы потребовать деньги у правительства на увеличение уровня жизни вообще нашей семьи российской, предлагается деньги брать не у правительства, использовать не бюджетные деньги, а искать некие внебюджетные источники финансирования этой темы, в частности золотовалютные резервы Российской Федерации, которые не являются бюджетным источником. Само по себе это достаточно странно, учитывая, какой объем сейчас бюджета, расходной части бюджета. И вы видите по первому кварталу, что у нас доходная часть бюджета в два раза превысила расходную, - в два раза, на 600 миллиардов рублей! - такого никогда в жизни не было! А мы предлагаем не из бюджета деньги брать, а бюджет экономить. Позиция достаточно странная. Также нужно понимать, что любая выплата, значимая выплата при рождении ребенка подстегнет ситуацию в обществе к тому, что отдельные матери - к сожалению, это у нас есть, мы не должны на это закрывать глаза - будут рожать детей только для того, чтобы получить эти деньги. Об этом, наверное, грустно говорить, но говорить нужно. Мы видим, что у нас есть дети бездомные, на улице, количество детей без родителей, количество детей, от которых отказываются матери в роддомах, с каждым годом, к сожалению, растет. И если мы сейчас этот законопроект в таком виде примем, не обдумывая дополнительно, в первом чтении, мы просто подтолкнем этих матерей, этих женщин к тому, чтобы еще больше рожать и оставлять детей без семьи, без присмотра. Здесь тоже очень нужно серьезно подумать. И я хотел бы отреагировать на высказывание Александра Владимировича Фоменко, только что произнесенное, что у нас такая трагедия с рождаемостью, что нам нужно рожать, не думая, можем обеспечить детей, не можем, - вот рожать, как кошки, и всё. Я думаю, что все-таки нам нужно стремиться к тому, чтобы у нас были многодетные семьи, но семьи достойные, чтобы дети росли в достойных условиях. В противном случае мы просто-напросто пойдем по пути, который уведет еще дальше от Европы, нежели мы сейчас к ней находимся. В этой ситуации, я думаю, мы должны все-таки говорить об уровне жизни молодой семьи, о том, чтобы молодые люди могли нормально зарабатывать, о том, чтобы было государственное пособие, скажем, на второго и третьего ребенка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Воронин Павел Юрьевич, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Вот я хотел бы поблагодарить Сергея Николаевича Бабурина за то, что он все-таки мужественно внес этот проект закона, сознавая, что он не будет принят. В то же время скажу, что он не будет принят не потому, что мы не хотим, чтобы дети рождались и чтобы труд, тяжелый труд матери, был щедро оплачен, а потому, что законопроект не очень хорошо сделан. Остается очень много вопросов, предположим: что делать тем, у кого уже есть дети, у кого третий ребенок родился за месяц до вступления в силу этого закона? Или родители-алкоголики - это проблема, потому что они будут рассматривать детей как средство получить денежные средства на "пузырь". Или случаи отказа: предположим, родили третьего ребенка и от него отказались, что в этом случае? У нас беспризорных детей, по статистике, порядка двух миллионов человек. Плюс проблема усыновления: что будет, если семья, имеющая двоих детей, усыновила третьего ребенка, - в этом случае пособие будет выплачиваться или нет? В вашем законопроекте об этом ничего нет, а у нас сто пятьдесят семь тысяч детей находятся в детских домах, из них сорок шесть тысяч - это дети-инвалиды. Потом, я считаю, нецелесообразно выплачивать денежные средства, лучше выдавать, предположим, как это делается в Америке, в США, талоны на питание, на одежду, на какие-то услуги. Это позволит тратить средства по назначению. И самое главное, нужно определить источник дохода. Мне кажется, он должен быть четко зафиксирован. Предположим, должна быть какая-то составляющая, которая будет отчисляться на этот фонд поддержки материнства и детства. Предположим, это акциз на водку, акциз на сигареты, налог с игорного бизнеса. А еще лучше, мне кажется, в цену барреля нефти включить, например, один доллар, который должен отчисляться в этот фонд. Все лишнее можно, как в Норвегии делается, накапливать и потом потихонечку расходовать. Это очень хорошо, я считаю, что мы начали разговор об этой проблеме, и его необходимо продолжить. Я приведу вам цифру: в Объединённых Арабских Эмиратах в 1996 году был принят закон, по которому вначале выплачивалось 10 тысяч долларов, потом 100 тысяч, сейчас выплачивается 500 тысяч долларов при рождении ребенка (имеется в виду ребенок-араб, который рождается в арабской семье). У них численность населения в 1997 году составляла 450 тысяч человек, в 2004 году уже 1,5 миллиона человек, это чистых, так сказать, арабов. Поэтому, безусловно, необходимо в этом направлении работать, но в таком виде, уважаемый Сергей Николаевич, конечно, этот закон принимать нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чаплинский Сергей Игоревич, пожалуйста. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Уважаемые коллеги, столь подробное обсуждение данного законопроекта, несомненно, говорит о его актуальности. И отрадно то, что многие выступавшие представители фракции "Единая Россия" подчеркнули, что тема действительно заслуживает очень серьезного внимания. Но что мы слышим в очередной раз? Уже второй год, можно сказать, мы слышим, что, мол, да, тема важная, но принимать данный закон не надо, а вот мы подготовили ряд предложений, согласовываем их с правительством и так далее. Но мы до сих пор не видим никаких конкретных предложений. Не далее как сегодня Екатерина Филипповна Лахова агитировала нас за принятие нормы, чтобы в парламент 30 процентов женщин избиралось. И что же мы слышим из ее уст? И где представительницы женского пола как раз нашей Государственной Думы? Ни одна не выступает в поддержку этого законопроекта, только депутаты-мужчины фактически агитируют, что надо что-то делать в этом направлении. Может быть, если "Единая Россия" ничего не может нам взамен предложить, давайте какие-то организационные меры примем. Давайте заменим правительство, которое не способно ничего изменить в этой области, давайте заменим руководителей комитетов, которые не могут нам предложить никаких других законопроектов. Давайте все-таки хоть что-то примем. Где ваши предложения? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, просил очень Павлов Николай Александрович минуту дать ему, он не успел записаться. Не будет возражений, если минуту дадим? Пожалуйста, Николай Александрович. ПАВЛОВ Н. А. Уважаемые коллеги, есть такое понятие: демографическая политика государства. Бывает позитивная демографическая политика, бывает отрицательная демографическая политика. Пример отрицательной политики: в Китае студентка, рожающая во время своего обучения в вузе, исключалась из вуза. Недавно, правда, эту норму отменили. Пример позитивной демографической политики: по мере рождения детей, кредит, который дается молодой семье, погашается в случае рождения третьего ребенка, погашается полностью. Кредит, естественно, беспроцентный. Это общеизвестные вещи для специалистов, я это говорю просто для справки. Так вот, кроме демографической политики есть еще социальная политика, когда помогают всем вне зависимости от того, какой это ребенок. Демографическая и социальная политика, будучи тесно связаны между собой, тем не менее являются совершенно разными политиками. Сегодня Бабурин вам предлагал пример позитивной демографической политики. И я могу сказать, что мы более важные поправки вносили при втором чтении, чем об очередности рождения... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы обсудили законопроект. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом у докладчика? Есть. Но тогда и комитет воспользуется заключительным словом. Пожалуйста, Сергей Николаевич Бабурин. Мы можем попросить вас обоих ограничиться минутой? Можем, да? Ни у кого возражений не будет, если мы так?.. Пожалуйста, Сергею Николаевичу Бабурину включите микрофон. БАБУРИН С. Н. Я просто вынужден отреагировать на аргументы Екатерины Филипповны о том, что детское пособие приводит к иждивенческим настроениям. Вот эта формулировка из заключения правительства перекочевала в большинство отрицательных отзывов, в которых просто говорят: мы поддерживаем заключение правительства. И Екатерина Филипповна не точна, когда говорит, что сорок четыре субъекта Федерации дали отрицательный отзыв. Речь идет о количестве отзывов, а не о количестве субъектов. Только два субъекта дали отрицательный отзыв в лице той и другой ветви власти. А что касается антирусскости, то именно главы исполнительной власти Бурятии, Калмыкии, Марий Эл, Мордовии, Карачаево-Черкесии, Татарстана, Удмуртии и ряда других дали отрицательный отзыв, потому что свои вопросы они решают. А мы говорим: давайте решать это... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Екатерина Филипповна, вам минута для заключительного слова. ЛАХОВА Е. Ф. Уважаемые коллеги, мы всё время говорим о системном подходе к проблеме, которая поднята. Мы говорим, что предложениями, которые вносит Сергей Николаевич, не будет разрешен демографический кризис. Почему-то сегодня никто не сказал, по какой причине не повышено пособие по уходу за ребенком. Ведь женщина работала и потеряла эти доходы, теперь она не может их принести в семью. Мы говорим именно о системном подходе, и вот с предложениями по системному подходу мы вышли в правительство и действительно ведем сейчас согласительные процедуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование: принять данный законопроект. Комитет рекомендует его отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результат. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 18 мин. 16 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7% Результат: не принято Не принимается законопроект.