Заседание № 186

24.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 127342-8 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части проведения экспертизы учебников и учебных пособий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3495 по 3779 из 4454
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18        
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Михаила     
Николаевича Берулавы.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Наша фракция не раз         
предлагала инструменты для повышения качества учебных предметов и в целом       
содержания образования. Таким инструментом должна стать экспертиза учебников    
и учебных пособий, которая используется вузами и колледжами при реализации      
обязательных дисциплин.                                                         
                                                                                
Когда мы читаем возражения к нашему законопроекту, складывается ощущение, что   
рецензенты не совсем серьёзно подошли к решению этой проблемы. Мы с вами        
живём в условиях тотальной информационной войны против России, её культуры,     
истории, традиционных ценностей. Долгие годы, в том числе через либеральные     
учебники, нашу молодёжь пытаются отравить чуждой нам идеологией, исказить       
нашу историю, излагая её либо как анекдот, либо как цепь случайных, ничего не   
значащих событий. Самый простой способ защиты - это экспертиза учебников, при   
этом только по нескольким обязательным дисциплинам, но очень важным, влияющим   
на мировоззрение молодого человека. Это такие предметы, как история России,     
философия, основы безопасности и защиты Родины и иностранный язык.              
                                                                                
Нас критикуют, говоря о том, что положения нашего законопроекта противоречат    
части 9 статьи 18 закона "Об образовании...", куда мы предлагаем внести         
изменения, якобы эта часть 9 статьи 18 предоставляет образовательным            
организациям самостоятельность в формировании перечня учебной литературы в      
соответствии с принципами автономии образовательных организаций и свободы       
преподавания. Ну так давайте отменим экспертизу школьных учебников - она тоже   
нарушает принцип автономии и свободы преподавания!                              
                                                                                
Нам пишут, что из текста законопроекта нельзя понять, будет ли единый           
перечень прошедших экспертизу учебников, как он будет функционировать, как к    
нему будет обеспечен доступ. Но если в законопроекте нет словосочетания         
"единый перечень", значит, его и не будет, здесь нечего понимать. Или автору    
замечания надо было увеличить объём своего отзыва на этот законопроект.         
                                                                                
Нам говорят, что экспертиза учебников и учебных пособий по обязательным         
дисциплинам будет препятствием для обновления содержания дисциплин с учётом     
актуальных достижений науки, технологий, техники, отраслей экономики и          
социальной сферы. Кто-нибудь из присутствующих может назвать такое достижение   
за последние 5-10 лет, которое серьёзно может повлиять на преподавание          
иностранного языка или философии? Или, может, учёные совершили гигантский       
прорыв?                                                                         
                                                                                
Конечно, уважаемые депутаты, наш законопроект можно отклонить, но мы хоть       
что-то делаем в русле поручений президента об экспертизе вузовских учебников.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Александр Георгиевич Мажуга.                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Поддерживая    
в целом необходимость оценки качества учебных изданий, используемых при         
реализации основных профессиональных образовательных программ, Комитет          
Государственной Думы по науке и высшему образованию хотел бы отметить           
следующее. Напомню, что концепцией законопроекта предусмотрено положение о      
включении учебников и учебных пособий, используемых при реализации              
профессиональных образовательных программ, программ среднего                    
профессионального образования и высшего образования, в рабочие программы        
дисциплин (модулей), обязательных к реализации в соответствии с требованиями    
федеральных государственных образовательных стандартов. По мнению комитета,     
данное положение отчасти неопределённое и отчасти некорректное, поскольку       
неясно, на какие дисциплины (модули) будут распространяться проектируемые       
нормы: на все, которые входят в обязательную базовую часть образовательной      
программы, или только на те, которые перечислены во ФГОС. В соответствии с      
федеральными государственными образовательными стандартами структура            
образовательной программы включает обязательную - базовую - часть и             
необязательную - вариативную - часть, которая сама по себе формируется          
участниками образовательных отношений. Во ФГОС разных уровней обязательная      
базовая часть образовательной программы регламентируется по-разному. Во ФГОС    
уровня бакалавриата и специалитета перечислены дисциплины, которые              
обязательно включаются в обязательную часть образовательной программы, в то     
время как по уровню магистратуры и ординатуры такой конкретики нет. А для       
программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и      
вовсе нет ФГОС, сегодня мы перешли на федеральные государственные требования.   
                                                                                
Далее. Рабочие программы дисциплин представляют собой утверждённый документ,    
не содержащий перечня учебников и учебных пособий, это является только          
рекомендательным. Предлагаемое же авторами жёсткое регламентирование            
учебников и учебных пособий затруднит реализацию профессиональных               
образовательных программ, поскольку существуют разные программы по содержанию   
и разные вузы по профилю, и это в целом ограничит автономию образовательных     
организаций. Кроме того, вузы различаются по статусу, для Московского и         
Санкт-Петербургского университетов, национальных исследовательских              
университетов, федеральных университетов законодательно закреплено право        
самостоятельно разрабатывать федеральные государственные образовательные        
стандарты. Поэтому принятие данной нормы повлечёт создание неравных условий     
для образовательных организаций высшего образования между теми, которым дано    
право самостоятельно разрабатывать ФГОС, и теми, у кого этого права нет.        
                                                                                
Вторая проектируемая норма - это проведение экспертизы учебников и учебных      
пособий за счёт средств издательства и авторов. По мнению авторов,              
законопроект не затратный, в действительности реализация данной нормы           
повлечёт увеличение стоимости учебников и учебных пособий и, как следствие,     
увеличение расходов на обучение по соответствующим образовательным              
программам, поскольку в государственном задании у нас имеется позиция           
"затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий,             
издательских и полиграфических услуг". Это, в свою очередь, отразится на        
затратах бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета в       
связи с укомплектованием учебниками, учебными пособиями образовательных         
организаций среднего профессионального и высшего образования.                   
                                                                                
И наконец, законопроектом отнесено утверждение критериев и порядка проведения   
экспертизы учебников и учебных пособий к полномочиям Правительства Российской   
Федерации. Вместе с тем в законопроекте не определены статус и степень учёта    
результатов экспертизы учебников и учебных пособий, в том числе характер        
влияния экспертного заключения на принятие решений об использовании учебников   
и учебных пособий в образовательном процессе. Кроме того, не учтён тот факт,    
что рассмотрение и утверждение результатов проведения экспертизы учебников и    
учебных пособий, используемых в образовательных организациях, является          
полномочием президиума Российской академии наук.                                
                                                                                
На данный законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата         
Государственной Думы - с замечаниями. Правительство Российской Федерации в      
своём официальном отзыве не поддерживает законопроект. Комитет                  
Государственной Думы по просвещению, являющийся соисполнителем, также не        
поддерживает рассматриваемый законопроект.                                      
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по науке и высшему            
образованию считает целесообразным рекомендовать вам, глубокоуважаемые          
коллеги, отклонить законопроект в первом чтении.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие           
выступить?                                                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович. Четыре минуты? Хорошо.                                
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, товарищи! Конечно, к         
вопросам развития образования следует подходить системно, и наша фракция        
именно такой подход и исповедует. Я хочу напомнить, что уже много лет назад     
подготовлен именно такой системный законопроект "Об образовании для всех",      
который был разработан учёными-экспертами и вносился в Государственную Думу     
Геннадием Андреевичем Зюгановым, Иваном Ивановичем Мельниковым, Жоресом         
Ивановичем Алфёровым, Олегом Николаевичем Смолиным и другими авторитетнейшими   
людьми в этой области.                                                          
                                                                                
Сегодня в Оренбурге проходит большой социальный форум, где представляется       
новая редакция этого большого законопроекта, и мы уверены, что он тоже          
получит поддержку общественности. В нём содержатся ответы на широкий круг       
вопросов, от детского сада до высшей школы: там и гарантии финансовых           
ресурсов и качества обучения, и статус учителей и поддержка учителей и          
преподавателей, и студенческие стипендии (то, что вчера отклонили), и многое    
другое.                                                                         
                                                                                
Уже прошло довольно много времени, коллеги, с того момента, когда мы            
официально заявили о том, что надо бы уходить от болонских стандартов, но в     
системе образования мы не видим необходимых перемен, которые из этого           
правильного лозунга вытекали бы, поэтому наша фракция стремится действовать     
хотя бы точечно, как в данном случае, внося законопроект об экспертизе          
учебников, потому что до сих пор в огромном массиве учебников есть те,          
которые совершенно не отвечают требованиям дня, требованиям защиты Русского     
мира, исторической правды и так далее, и так далее.                             
                                                                                
Тем законопроектом, который сейчас рассматривается, предлагается внести         
изменения в базовый федеральный закон как раз в части проведения экспертизы     
учебников и учебных пособий. Мы из чего исходим? Из того, что любая             
экспертиза должна вести к совершенствованию, к улучшению качества, и именно     
это ставится во главу угла авторами законопроекта (я тоже являюсь одним из      
его авторов).                                                                   
                                                                                
Мы крайне обеспокоены качеством учебников и много лет требуем повысить его,     
это качество, особенно в области гуманитарных дисциплин - истории, философии,   
обществознания. Хорошо известно, что не так давно на это обращал внимание и     
Президент Российской Федерации. В ряде пособий, особенно из числа тех, что      
были выпущены в соросовские времена, значительно искажали историческую правду   
- к сожалению, эти дефекты остаются и сейчас. В итоге мы сегодня сталкиваемся   
с плодами искажённых представлений об истории, например. С самых высоких        
трибун, в политических ток-шоу периодически, а то и всё время звучат далёкие    
от истины заявления, типа того, что Ленин и большевики заложили мину под        
Советский Союз, что они же изгнали из процветающей Российской империи           
Финляндию и Польшу и так далее, и так далее. Буквально на днях Соловьёв даже    
вынужден был коррективы внести в своей передаче, когда такое заявляли           
участники этого его "круглого стола".                                           
                                                                                
Даже в новом школьном учебнике, который мы так долго ждали, в учебнике          
истории для старших классов, который намного лучше прежнего, - согласны, мы     
поддерживаем, что это шаг вперёд, - всё равно есть некоторые мины               
замедленного действия. Возьмём фотопортрет Юрия Гагарина: а на шлеме нет букв   
"СССР", их зачем-то стёрли. Что это, как не искажение исторической              
действительности?                                                               
                                                                                
И последнее, что хотелось бы сказать. Значит, есть вопросы, которые изложены    
в отзывах и заключениях. Часть из них докладчик, Михаил Николаевич, осветил,    
сказал, как на них можно реагировать, другая часть, вполне возможно, может      
быть учтена ко второму чтению. Например, позиция, касающаяся того, что прямо    
нет указания на перечень этих экспертиз, которые осуществлены... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. В пользу законопроекта - я посмотрел заключение профильного       
комитета - разве не говорит то, что из многих субъектов Российской Федерации    
только три отрицательных отзыва от законодательных собраний и только семь       
отрицательных отзывов от высших должностных лиц субъектов Федерации? А          
напрямую законопроект поддержан 19 субъектами Российской Федерации.             
                                                                                
Предлагаю принять в первом чтении и дальше доработать. Мы же должны делать      
шаги вперёд по освобождению нашей системы образования от той зависимости,       
которую ей навязали в 90-е годы.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пилипенко Ольга Васильевна.                               
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не   
поддерживает данный законопроект, и прежде всего вот почему.                    
                                                                                
Сегодня Правительством Российской Федерации и Комитетом по науке и высшему      
образованию готовится законопроект по экспертизе в научной и                    
научно-технологической сфере. И естественно, любой учебник - это работа         
учёных, это большой научный труд, поэтому вполне возможно, что те вопросы,      
которые сегодня поднимаются, мы вместе должны обсудить и заложить в том         
законопроекте, который будет рассматриваться в ближайшее время, об экспертизе   
в научной и научно-технической сфере. Это первое.                               
                                                                                
Второе. Конечно, мы расцениваем то, что экспертиза за счёт средств издателя     
или за счёт средств автора в первую очередь увеличит стоимость учебника. И      
потом, если автор оплачивает это, то, естественно, он заказывает и результат,   
по большому счёту, поэтому мы считаем, что объективности в такой экспертизе     
тоже будет не так много.                                                        
                                                                                
И третье. Сегодня установлены те организации, которые вправе проводить          
экспертизу: это Российская академия образования, это Российская академия        
наук, это федеральные учебно-методические организации. И мы сегодня серьёзную   
роль уделяем развитию именно ФУМО, как профессиональному сообществу, которое    
рекомендовало бы те учебники и учебные пособия, которые издаются, вузам, как    
гриф, для того чтобы использовать их в учебном процессе.                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в настоящий момент отклоняет данный законопроект. И     
просим депутатов поддержать наше решение.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.                   
                                                                                
Докладчик, будет заключительное слово? Да.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Берулаве включите микрофон.                                         
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н. Уважаемые депутаты, все замечания, которые были перечислены,     
можно устранить в рабочем порядке. А когда говорят о том, кто должен            
проводить экспертизу, - экспертизу должны проводить учёные прежде всего         
Российской академии образования, Российской академии наук, но граждане          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 18 Федерального закона "Об образовании в Российской          
Федерации", пункт 13.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.