Заседание № 58
О проекте федерального закона № 127003-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части корректировки мер ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Александра Павловича Тетердинко. Пожалуйста, Александр Павлович. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов для голосования в целом. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить, коллеги? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я напомню, что этот законопроект вводит очередные послабления для нашего так называемого бизнеса в рамках антисанкционного пакета. Ну, для понимания. Вот передо мной лежит очередное письмо, которое пришло из прокуратуры. Я приехал в одно из сёл Ульяновской области - Лебяжье, жители которого пожаловались на то, что невозможно пить воду, она мутная. Действительно, прошла проверка: железо, марганец, мутность и цветность не соответствуют нормам. Но вот соответствующее заключение: отклонения по данным показателям не свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, поэтому оснований для проведения контрольно-надзорного мероприятия нет. Я пытаюсь выяснить, как сегодня антисанкционные меры связаны с тем, что им необходимо пить плохую воду, я никак сам не могу эту логику понять. И точно такая же логика в этом законопроекте, когда весь бизнес освобождается, и совершенно неважно, связан он как-то или не связан с военными или вообще с исполнением каких-то государственных прорывных обязательств. Почему жители села Лебяжье должны пить плохую воду и ничего нельзя с этим сделать? И меры будут приниматься только тогда, когда кто-нибудь из них умрёт, как мне сообщила прокуратура. Или почему жители другого села, про которое я уже рассказывал, Мулловки, должны сегодня дышать, вернее, не могут сегодня нормально дышать из-за работающего там спиртового завода, который производит спирт отнюдь не для передовой? Он производит спирт для фанфуриков, спирт разливается и развозится по всей стране, а наши граждане дополнительно травятся. Какое это имеет отношение к антисанкционному пакету? И сегодня нас пытаются убедить, что надо сделать ещё дополнительное послабление. Сегодня у нас сто надзорных ведомств, оказывается, как хищники над бизнесом нависают - а для чего они созданы? Ведь они созданы не для собственного обогащения, как нам пытаются объяснить, мол, это плохие чиновники надзорные, они только обогащаются, они коррумпированы, давайте освободим, - они созданы для защиты интересов граждан и в сфере здравоохранения, и в сфере защиты окружающей среды, и в других важных сферах. И когда наша поправка, абсолютно понятная, о том, что можно возбуждать административные дела в случае, если речь идёт о непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, отклонена, и когда нам опять говорят, мол, не суйтесь, бизнес сам всё урегулирует, то, мне кажется, это не тот способ, далеко не единственный способ, который должен сегодня применяться, и он не самый эффективный, мягко говоря. Это какие-то косметические меры! Вот наши граждане, вернее, не наши граждане, а наши руководители некоторые в правительстве сидят и говорят: сейчас освободим бизнес от всего, причём любой бизнес, и расцветёт экономика в Российской Федерации, и у нас появятся новые технологии, случится прорыв. Не случится! Не случится, и, самое главное, из-за подобного рода решений мы доверие граждан подорвём к тому, что делает правительство. Потому что, повторю, плохая вода, загрязнение окружающей среды, угроза причинения вреда здоровью должны быть основанием для проведения проверок, независимо от того, какие идут специальные военные операции, независимо от того, какие вводятся санкции, потому что это касается здоровья и жизни граждан. Ну, к большому сожалению, в очередной раз законопроект идёт на поводу у этого самого бизнеса в нарушение прав наших граждан. Мы не будем голосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект, третье чтение, 8-й вопрос повестки... ой, извините, коллеги, 5-й вопрос повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 31 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 127003-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части корректировки мер ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Павлович Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что этот законопроект - один из важнейших, особенно в условиях санкционного давления на нашу экономику. Я напомню, что он направлен на значительное смягчение административной ответственности для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Я напомню три основных положения данного законопроекта. Во-первых, мы допускаем, что впервые совершивших административные правонарушения следует не штрафовать, а предупреждать. Во-вторых, мы даём возможность для тех лиц, которые уплачивают административные штрафы, если они на них всё-таки наложены, в течение 20 дней предусмотреть 50-процентную скидку по уплате этих штрафов. И в-третьих, мы устанавливаем, что нельзя возбуждать дело об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности иначе, как на основании контрольного, надзорного мероприятия, которое проводится в порядке государственного и муниципального контроля или надзора. Достаточно много поправок поступило к законопроекту - 19 поправок, из них девять поправок включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, 10 поправок включены в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Вкратце коснусь тех поправок, которые включены в таблицу поправок № 1, потому что некоторые из них носят достаточно сущностный, принципиальный характер. В частности, поправками, включёнными в таблицу поправок № 1, предусматривается, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение за такие правонарушения, как неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком. Ну, очевидно, уважаемые коллеги, что эти правонарушения зачастую наносят достаточно большой ущерб и приносят достаточно большую незаконную выгоду тем лицам, которые их совершают, поэтому, конечно же, за такие правонарушения необходимо штрафовать, взыскивать эти деньги с правонарушителей, а не устанавливать для них предупреждения. Также устанавливается перечень правонарушений, за которые не полагается вот эта 50-процентная скидка по административным штрафам в случае, если правонарушитель оплачивает данный штраф в течение 20 дней. В основном эти правонарушения касаются сущностных правонарушений против порядка управления, например невыполнение законного постановления регулирующего органа или невыполнение законного распоряжения сотрудника полиции и так далее. По таким правонарушениям, полагаем, эту 50-процентную скидку устанавливать нецелесообразно. Также сущностная поправка: уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации включаются в перечень лиц, по ходатайству которых судья может досрочно прекратить исполнение постановления о приостановлении деятельности. То есть мы даём нашим уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации дополнительные возможности для защиты наших бизнесменов, нашего отечественного бизнеса. Комитет рекомендует Государственной Думе поддержать решение комитета в части таблицы поправок № 1 и таблицы поправок № 2 и принять законопроект во втором чтении. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 10 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Куринный Алексей Владимирович. Ещё есть вопросы? Нет. Пожалуйста, депутату Куринному включите микрофон. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 50 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается. Переходим к рассмотрению поправки 7. Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Почему-то сложилась такая традиция, на мой взгляд, порочная: в рамках спецоперации, в рамках экономических сложностей единственная мера, которая вводится для стимулирования экономики, - это освобождение бизнеса от проверок, причём любых проверок. Речь идёт о проверках, связанных с угрозой причинения вреда жизни и здоровью, угрозой причинения вреда, причём существенного, окружающей среде. И очередной, представленный нам сегодня законопроект вновь приводит к либерализации этого административного законодательства, которое, в общем-то, должно быть направлено не только, скажем так, на обеспечение работой чиновников, но и на защиту прав граждан. Поэтому предлагается внести соответствующую поправку и к случаям, когда административное дело возбуждается без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, а провести его практически нереально в рамках 336-го постановления правительства, добавить случаи, когда оно возбуждается при реальной угрозе причинения вреда здоровью и жизни человека и гражданина соответственно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ТЕТЕРДИНКО А. П. Опасения Алексея Владимировича, конечно, понятны, но всё-таки Алексей Владимирович предлагает вот какую норму установить. Он предлагает возбуждать дела без проведения контрольных и надзорных мероприятий - я процитирую - "в случаях реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан". Но это настолько расплывчатое понятие, что при желании наши правоприменители, наши надзирающие и контрольные органы под это понятие могут подвести всё что угодно, а мы знаем, что у наших правоприменителей, как известно, с креативом всё в порядке. Мы одной этой поправкой можем обесценить весь законопроект, который мы с вами уже приняли в первом чтении, обесценить всю концепцию этого законопроекта. Поэтому комитет против данной поправки возражает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 7. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 18 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 44 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, просим поставить рассмотрение данного законопроекта в третьем чтении на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 50
О проекте федерального закона № 127003-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части корректировки мер ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается внесение в Кодекс об административных правонарушениях комплексных изменений, направленных на усиление профилактической роли законодательства об административных правонарушениях, стимулирование предпринимателей к добровольному устранению допущенных нарушений, а также на повышение процессуальных гарантий прав предпринимателей при возбуждении, рассмотрении дел об административных правонарушениях. Первое - это распространение правила о замене административного штрафа на предупреждение за впервые совершённые правонарушения на всех субъектов правонарушения, выявленных в ходе осуществления государственного контроля и надзора, муниципального контроля. Второе - назначение административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией применяемой нормы, в случае предотвращения правонарушителем вредных последствий своего деяния либо добровольного возмещения им причинённого ущерба. Третье - правило о возможности уплаты административного штрафа со скидкой 50 процентов будет распространяться на все административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля и надзора, муниципального контроля. Четвёртое - увеличение до шести месяцев срока отсрочки исполнения постановлений о назначении таких административных наказаний, как административный штраф, административный арест, лишение специального права и принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства. Пятое - правило о недопустимости рассмотрения дела об административном правонарушении, возбуждённого по результатам контрольного мероприятия, проверки, должностным лицом, проводившим такое мероприятие и возбудившим дело о данном правонарушении. Это неисчерпывающий перечень всех наших новелл, которые предлагаются законопроектом. Учитывая его направленность и необходимость в условиях внешнего санкционного давления, просим его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Павлович Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами очень много и долго говорили о том, что необходимо, особенно в современных реалиях, снижать административную нагрузку на наш бизнес, особенно малый, средний бизнес. Вот этот законопроект делает колоссальный шаг в решении этой задачи. Действительно, это касается многих малых, средних предпринимателей, многих индивидуальных предпринимателей - над ними постоянно висит дамоклов меч административных штрафов. Зачастую размер штрафов составляет не только сотни тысяч, но и миллионы рублей, он превышает даже потенциальный ущерб от правонарушений, которые они совершают. Данный законопроект существенно, можно сказать, либерализует наше административное законодательство в этой сфере, существенно снижает нагрузку в виде штрафов на наш малый и средний бизнес, делает контрольные мероприятия, которые проводят государственные и муниципальные органы в рамках государственного и муниципального контроля и надзора, более предсказуемыми, менее, скажем так, дорогостоящими для нашего бизнеса. Поэтому, конечно же, концептуально Комитет по государственному строительству и законодательству законопроект поддерживает, существенных замечаний по нему не имеет и рекомендует Государственной Думе в первом чтении его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Андрею Викторовичу. Уважаемый Андрей Викторович, касаются ли все эти послабления и вся эта либерализация нарушений санитарных норм, природоохранного законодательства, в том числе с причинением вреда здоровью? Касается ли этот законопроект этих надзорных мероприятий? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. В той редакции, которую мы сейчас рассматриваем и за которую мы просим проголосовать, касается. Этот вопрос обсуждался, ко второму чтению мы хотим, у нас есть планы с комитетом так доработать законопроект, чтобы конкретно ко всем этим нарушениям было проявлено максимальное внимание и они не подпадали под такое лёгкое освобождение от штрафов и нарушений. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что законопроект мы формулировали, концептуально так строили, чтобы он распространялся на всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности, а нарушения, допущенные многими из них в своих сферах деятельности, могут касаться обозначенных вами сфер. Мы постараемся ко второму чтению замечания учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на нашем бизнесе, как говорят, на предпринимателях действительно лежит большая нагрузка, в некоторых случаях несоразмерная нагрузка, но, когда единственным способом борьбы с кризисом у нас является освобождение от разного рода проверок или от всех проверок, как сегодня получилось, освобождение от всех видов административной ответственности, можно спросить: а чем тогда занималась Государственная Дума предыдущих двух или трёх созывов, придумывая и чётко прописывая эти правила, устанавливая соответствующие нормы, сглаживая их? Теперь говорят: нет, мы ошиблись, извините, давайте мы по отношению к предпринимателям - причём это все, это не только индивидуальные предприниматели, это малый и средний бизнес - возьмём и всё отменим, предупреждение на первый раз, потом полштрафа или вообще меньшая часть. Я напомню, что в марте вышло постановление правительства № 336, которое вообще запретило проводить какие-либо проверки в отношении наших предпринимателей. Естественно, многие недобросовестные предприниматели стали этим пользоваться, что называется, во всю мощь возможную. Ну, один классический пример. Есть в посёлке Мулловка моей родной Ульяновской области завод, который производит спирт для известных всем фанфуриков - ну, это то, что пьют некоторые наши не очень социально адаптированные граждане. Этот завод заработал в полную мощь, что называется, и, мало того что травит сегодня треть России этой гадостью, так ещё травит и вот этот посёлок, потому что никаких очистных сооружений у него нет, никаких воздушных фильтров нет. Люди задыхаются, люди жалуются массово, люди готовы протестовать, а всё, что делает природоохранная прокуратура, например, или Росприроднадзор, - присылает им письмо, мол, уважаемые, в соответствии с постановлением правительства № 336, чтобы мы провели проверку, надо, чтобы кто-то умер, то есть чтобы была угроза жизни либо тяжкий вред здоровью, - будьте добры, представьте справку, что инвалидность наступила по причине отравления в результате деятельности этого завода, а пока вы этого не сделаете, мы проверять ничего не будем. И пыхтит этот завод сегодня, что называется, на всю катушку. Люди задыхаются, дети болеют, но никому до этого дела нет. Это я к вопросу о том, что необходимо выводить как минимум требования санитарного законодательства и природоохранного законодательства из-под действия вот этих облегчённых норм, о которых мы говорим, потому что, даже если есть угроза здоровью - не значительный ущерб, как сегодня требуют, не смерть как вариант, а именно угроза здоровью, - это должно быть основанием для проведения в том числе внеплановых проверок как таковых. Это самое главное, это гарантируется Конституцией Российской Федерации, где на первом месте здоровье, а не какой-то предпринимательский успех, не освобождение предпринимателя от каких-либо проверок. Если мы этому принципу следовать не будем, то и граждане к нам будут относиться точно так же. На мой взгляд, сегодня законопроект вот в части этих норм принимать ни в коем случае нельзя. Мы в первом чтении за него голосовать не будем. Подготовим соответствующие поправки, может быть, они сойдутся с теми предложениями, которые сделает правительство. Повторяю, отменять всё махом, вот все проверки, которые у нас сегодня существуют, и жертвовать здоровьем наших граждан ни в коем случае нельзя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Александр Павлович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 17 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 27 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.