Заседание № 231
О проекте федерального закона № 126922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад Натальи Васильевны Назаровой. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера на заседании палаты мы приняли изменения в фундаментальный, базовый закон "Об электроэнергетике", № 35-ФЗ, касающиеся исключения понятия "потребители с управляемой нагрузкой", возмещения стоимости этих услуг, а также ввели понятия оперативного управления энергосистемой и вывода её из аварийной ситуации механизмами оптового рынка. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию. Комитет просит проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие от фракций выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", 10-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 49 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 126922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой; принят в первом чтении 21 июня 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
35-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Докладывает Наталья Васильевна Назарова. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект о внесении изменений в федеральный закон № 35-ФЗ в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой внесён в Государственную Думу 18 марта 2017 года. С тех пор проводилась большая работа над поправками к этому законопроекту. В Комитет по энергетике внесено 12 поправок, 10 из них включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и 2 поправки - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению; необходимо отметить, что смысловая нагрузка отклоняемых поправок учтена в поправках, которые включены в таблицу поправок № 1. Комитет по энергетике предлагает проголосовать за таблицы поправок № 1 и № 2 и в целом за законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 39 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 05 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 28 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. НАЗАРОВА Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, замечаний по нему нет, прошу включить его в порядок работы Государственной Думы на завтра, 25 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 51
О проекте федерального закона № 126922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 27-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра энергетики Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой". Отмечу, что действующая редакция упомянутого федерального закона была принята на этапе роста потребления электроэнергии в Российской Федерации в период восстановления её промышленного производства и отсутствия на тот момент экономических механизмов, которые обеспечивали бы ввод новых энергообъектов. В связи с этим в закон вошли положения, позволяющие Правительству Российской Федерации при наличии угрозы дефицита электроэнергии или мощности разработать и ввести в действие правила, позволяющие при необходимости отключать или ограничивать часть потребителей. Было определено, что такого вида ограничения квалифицируются как оказываемые на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергосистемы России из аварийных ситуаций. При этом было установлено, что оплата таких услуг должна обеспечивать возмещение затрат, связанных с осуществлением данной функции, и экономически обоснованный уровень рентабельности такой деятельности. Однако с момента установления указанных положений в электроэнергетике и экономике в целом произошли существенные изменения. Создана эффективно функционирующая система финансовых расчётов на оптовом рынке электроэнергии и мощности, прекратились связанные с неплатежами перебои в поставках топлива на электростанции, приводившие ранее к необходимости ограничения потребителей. Принятым в ноябре 2007 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" в законодательство Российской Федерации внесены изменения, определившие основные параметры рынка мощности. И уже в 2008 году был проведён конкурентный отбор мощности, а с 2010 года внедрён механизм долгосрочных договоров о предоставлении мощности тепловых электростанций, а также договоров поставки мощности новых атомных и гидроэлектростанций. Введение указанного механизма обеспечило масштабный ввод в России новых генерирующих мощностей, сформировался существенный профицит генерации. В условиях отсутствующего в настоящее время и не прогнозируемого в перспективе дефицита электроэнергии и мощности в Единой энергосистеме России в целом разработка на нормативном уровне мероприятий по компенсации такого дефицита практически не актуальна. Что касается аварийных ситуаций, то, напомню, в середине прошедшего года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики", направленный на совершенствование механизмов отраслевого контроля за технической надёжностью энергосистем, которые включают в себя реализацию программ и планов развития электроэнергетики, реконструкцию и повышение эффективности системы электроснабжения, установление нормативных запасов топлива на электростанциях и так далее. Кроме того, отмечу, что у системного оператора в настоящее время сформировались необходимые инструменты, позволяющие ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в Единой энергосистеме. Напомню: это балансирующий рынок, возможность изменения загрузки генерирующего оборудования по команде диспетчера, автоматическое противоаварийное управление и так далее. Более того, на уровне нормативных правовых актов на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ) сегодня предусмотрены и экономические механизмы, стимулирующие потребителя к добровольному снижению потребления электрической энергии. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от июля 2016 года в правила ОРЭМ включены положения, регламентирующие порядок функционирования механизма ценозависимого потребления, обеспечивающего промпотребителям возможность на конкурентной основе предоставлять на оптовый рынок имеющийся у них ресурс регулирования. Это ресурс, который связан с изменением суточного профиля потребления. Таким образом, хочу отметить, что с учётом изложенного каких-либо дополнительных механизмов, позволяющих при необходимости отключать или ограничивать часть потребителей, на сегодняшний день, по оценке экспертного сообщества, не требуется. В связи с этим предлагаемый вашему вниманию законопроект направлен на то, чтобы исключить из действующего законодательства нормы, регламентирующие особенности работы в Единой энергосистеме России потребителей с управляемой нагрузкой в части оказания услуг по обеспечению вывода Единой энергосистемы из аварийных ситуаций и предусматривающие, соответственно, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка отбора и присвоения статуса такого рода потребителей, перечня обязательных и дополнительных услуг, которые они могли бы оказывать, и порядка оплаты таких услуг. Принятие законопроекта не повлечёт дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. С учётом изложенного прошу его поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, как было сказано, в законопроекте предлагается исключить из федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ нормы, регламентирующие особенности работы в Единой энергетической системе потребителей электрической энергии с так называемой управляемой нагрузкой. Законом в настоящее время предусматривается возможность для определённой категории потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой оказывать на возмездной основе посредством ограничения потребления электроэнергии услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы из аварийной ситуации. Надо согласиться с тем, что называть услугой ограничение нагрузки определённых категорий потребителей в условиях аварийной ситуации по своей сути неправильно, однако законом в настоящее время предусматриваются требования о возмещении затрат, связанных с выполнением данной функции, которая на практике не исполняется. В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что системный оператор сегодня обладает необходимым инструментарием, позволяющим ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в ЕЭС России, и наличие дополнительного механизма в настоящее время не требуется. В связи с этим необходимо указать, что только за последние два года произошли крупные аварии на Сургутской ГРЭС-2, на Берёзовской ГРЭС, Рефтинской ГРЭС, Нерюнгринской ГРЭС, в сетевом комплексе Красноярского края, и вывод соответствующих систем из аварийного состояния потребовал отключения большого количества потребителей. В настоящее время системный оператор ЕЭС ежегодно проводит конкурс по размещению горячего резерва мощности генерирующего оборудования на загрузку, разгрузку. Оплата услуг поставщикам осуществляется из тарифа системного оператора, при этом потребители с регулируемой нагрузкой исключены из участников этого конкурса, однако по факту возможное уменьшение их нагрузки даёт тот же результат, что и ввод генераторов горячего резерва. Кроме этого, по законопроекту имеется ряд других замечаний. Во-первых, законодательная отмена понятия вывода Единой энергетической системы из аварийной ситуации не отменяет возникновение аварийных ситуаций. Во-вторых, название законопроекта не отражает его содержание. Законопроект не совершенствует требования к потребителям с управляемой нагрузкой, а просто исключает соответствующее понятие, а значит, упраздняет согласование с потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой пределов воздействия субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на данных потребителей. Предлагается отменить положения закона о том, что оплата услуг, оказываемых потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой, должна обеспечивать возмещение затрат, связанных с включением данной функции. Предлагается отменить положения закона о том, что превышение согласованных пределов воздействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой влечёт за собой ответственность соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Представляется, что в федеральном законодательстве должны содержаться правовые основания для адекватной компенсации потребителям их вынужденных производственных издержек, возникающих в связи с обязательным участием в поддержании системной надёжности. В связи с этим считаем, что в законопроекте должно появиться новое законодательное определение потребителей с изменяемой по требованию системного оператора нагрузкой, а также прописаны соответствующие обязанности и пределы полномочий системного оператора. Совершенствование понятия регулируемой нагрузки необходимо также в связи с принятием Правительством Российской Федерации концепции "Интеллектуальная энергетическая система России", в соответствии с которой все субъекты электроэнергетического рынка - а это генерация, сеть, потребители - принимают активное участие в процессах передачи и распределения электроэнергии, в производстве и управлении ценозависимым спросом. На законопроект имеется положительный отзыв Счётной палаты Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по экономической политике, поступил восемьдесят один положительный отзыв от субъектов Российской Федерации при одном отрицательном. С учётом изложенного комитет предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" при условии его доработки ко второму чтению с учётом сделанных замечаний. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня к Юрию Петровичу вопрос. Я правильно понимаю, что веерных отключений теперь не будет и обязанность предприятий иметь резервное питание тоже теряет актуальность? Можно приезжать в регион и уже своим избирателям об этом говорить? СЕНТЮРИН Ю. П. Что касается веерных отключений, их давно уже нет. А что касается наличия мощностей генерации, я об этом докладывал, у нас сейчас сложился очень серьёзный профицит генерации, он составляет цифру, близкую к 18 тысячам мегаватт, и позволяет оперативно распорядиться этим резервом, чтобы обеспечить всех потребителей - и население, и промышленные предприятия. Что касается резервного топлива - видимо, об этом вы ведёте речь - и резервирования на электростанциях, на генерирующих объектах, это предмет других правоотношений, эти требования по-прежнему сохраняются, это один из элементов надёжности энергосистемы в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Юрий Петрович, согласно пояснительной записке, если я правильно понимаю, нет такой необходимости в скором принятии данного закона: там написано, что пока нет актуальности. Тем не менее в законопроекте указано, что многие вещи будут прописаны постановлением правительства, и вот всё-таки нужно как-то посмотреть - хотя бы при подготовке ко второму, к третьему чтению - проекты этих нормативных правовых документов, которые будут разработаны впоследствии, когда будет принят закон. СЕНТЮРИН Ю. П. Андрей Геннадьевич, дело в том, что актуальность разработки подзаконного акта, который определял бы порядок отбора потребителей с управляемой нагрузкой и их деятельности, как раз была утрачена за время развития электроэнергетики и экономики России в целом. На сегодняшний день актуальности разработки такого нормативного правового акта мы не видим, поэтому изменения, которые будут вноситься в подзаконную нормативную базу, будут нацелены только на то, чтобы разорвать некорректную связь, которая существует между понятиями вывода системы из аварийных ситуаций и оказания услуг потребителям (то, о чём говорил в своём содокладе Павел Николаевич). На наш взгляд, это будет сводиться только к тому, что из действующей нормативной базы уйдёт несколько положений, которые сейчас в нормативной базе содержатся. Что касается другого сюжета - о том, отражать ли и на каком уровне отражать понятие "потребители с управляемой нагрузкой" или, в нашей редакции, "ценозависимые потребители", это как раз, по нашей оценке, предмет корректировки предлагаемого законопроекта при подготовке ко второму чтению, о чём мы предварительно, формируя материал к первому чтению, договорились на уровне комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Да. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, мы очень долго, больше полугода готовили законопроект к рассмотрению в первом чтении, провели "круглый стол" и заседание секции с одной-единственной целью: нам надо не просто принять закон, а доработать его таким образом, чтобы решались задачи, скажем так, достигались цели, с которыми он вносился, в то же время чтобы решались и другие задачи, главная из которых - повышение эффективности работы электроэнергетического комплекса без снижения системной надёжности. Я мучил вас таким длинным текстом доклада только лишь для того, чтобы зафиксировать предложения и вопросы, которые у нас есть к законопроекту в первом чтении, чтобы они однозначно были доработаны в рамках второго чтения. Мы с ним спешить не будем, я думаю, рассмотрим в осеннюю сессию, и обязательно проекты нормативных правовых актов должны быть к третьему чтению, это будет обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Есяков Сергей Яковлевич, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Уважаемый Александр Дмитриевич, я очень кратко постараюсь выступить. В чём суть закона, переводя на обычный, нормальный человеческий язык? Из федерального закона № 35-ФЗ предлагается убрать понятие потребителей с управляемой нагрузкой, оказывающих на возмездной основе услуги по выводу единой энергетической системы из аварийных ситуаций. Два момента, почему предлагается. Первый момент - потому что достаточно большой перечень потребителей появился в последнее время, которые уже могут сами участвовать в управлении нагрузкой, и суть механизма проста: предприятия снижают нагрузку и получают деньги за счёт того, что должна снижаться генерация на больших станциях. И второй момент: почему такая ситуация? Потому что "услуга по выводу из аварийных ситуаций" - это неправильная терминология, правильнее заменить на "компенсация", что и будет сделано ко второму чтению. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 25 мин. 26 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.