Заседание № 26

21.05.2008
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 1267-5 "О внесении изменения в часть первую статьи 26 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (по вопросу о согласовании с руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации некоторых кадровых вопросов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4145 по 4236 из 8687
Переходим к пункту 20... Но правительство информирует меня, что докладчик по    
пунктам 20 и 21 будет несколько позже. Могу я пока перейти к пункту 22? Нет     
возражений.                                                                     
                                                                                
Тогда я приглашаю на трибуну докладчика. Докладчик также Александр Петрович     
Москалец. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в   
часть первую статьи 26 Федерального конституционного закона "О Правительстве    
Российской Федерации". Обращаю ваше внимание, Государственное Собрание -        
Курултай Республики Башкортостан просит рассмотреть законопроект без участия    
своего представителя.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Наши коллеги из   
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан предлагают         
дополнение в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской      
Федерации", в соответствии с которым руководители территориальных органов       
федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет    
Правительство Российской Федерации, назначались бы на должность по              
согласованию с высшим должностным лицом соответствующего субъекта в порядке,    
установленном Президентом Российской Федерации, и освобождались бы ими от       
должности.                                                                      
                                                                                
Должен довести до сведения депутатов, что чего-то принципиально нового в этом   
предложении, вообще-то, нет, так как 2 июля 2005 года указом Президента         
Российской Федерации определены вопросы взаимодействия и координации            
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и     
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. При этом     
следует отметить, что указ Президента Российской Федерации в значительно        
большем объёме прав субъектов Российской Федерации решает обсуждаемый вопрос,   
чем это предлагает в данной законодательной инициативе даже сам субъект         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Так, в проекте закона говорится о федеральных органах исполнительной власти,    
руководство которыми осуществляет правительство, а в указе президента высшее    
должностное лицо субъекта наделяется полномочиями по организации                
взаимодействия и с некоторыми федеральными органами исполнительной власти,      
руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации.               
                                                                                
Предлагаемый в законопроекте порядок согласования кандидатур на должности       
руководителей территориальных органов также установлен в упомянутом мною        
указе президента.                                                               
                                                                                
Кстати, авторы законопроекта, не отрицая наличия указа и даже ссылаясь на       
него, считают при этом необходимым закрепить положения указа в Федеральном      
конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", но мы при этом   
вынуждены отметить следующее. Такой способ дополнительного правового            
регулирования не только юридически бессмыслен, но и формирует негативный        
прецедент с точки зрения определённой конкуренции норм, так как, во-первых,     
как я уже говорил, указ президента и шире, и точнее регулирует этот вопрос,     
во-вторых, регулирование на уровне федерального закона, а тем более             
федерального конституционного закона является избыточным, и в-третьих, статья   
90 Конституции Российской Федерации даёт конституционные полномочия             
президенту на издание указов, они обязательны для исполнения на всей            
территории Российской Федерации и проблем по их практическому применению,       
вообще-то, нет. Да и вообще, указы в отличие от законов ведь более гибки в      
условиях изменяющейся обстановки. А уж если говорить о системе управления в     
государстве, то не только подменять, а даже проводить параллели с решениями     
президента вообще нет необходимости, так как согласно статье 80 Конституции     
Российской Федерации Президент России является главой государства и             
обеспечивает согласованное функционирование, взаимодействие органов             
государственной власти.                                                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас процедура первого чтения.       
Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов.                                     
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Петрович.                                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данной теме? Также нет, не вижу рук.              
Представители президента и правительства? Не настаивают на выступлении.         
Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О          
внесении изменения в часть первую статьи 26 Федерального конституционного       
закона "О Правительстве Российской Федерации".                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за                6 чел.1,3%                                      
Проголосовало против           32 чел.7,1%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                     40 чел.                                          
Не голосовало                 410 чел.91,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.