Заседание № 263
О проекте федерального закона № 126208-5 "О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части формирования органов самоуправления обучающихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях; внесён депутатами Государственной Думы А. М. Кабаевой, И. И. Гильмутдиновым, П. В. Таракановым, Ю. В. Афониным, И. А. Яровой, С. С. Журовой, П. А. Зыряновым, а также М. Н. Мищенко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, А. Я. Школьником в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Дальше у нас два альтернативных законопроекта, которые обозначены в пунктах 30.1 и 30.2. Если я правильно понимаю, у нас будет один докладчик по обоим законопроектам. Называются они так: "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и "О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Григорий Артёмович Балыхин докладывает сразу по обоим. Пожалуйста. БАЛЫХИН Г. А. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Оба законопроекта направлены на решение одной и той же задачи - расширения возможности участия обучающихся в управлении учреждением профессионального образования за счёт создания представительных органов обучающихся, то есть студенческих советов. Представляемые законопроекты являются альтернативными. В законопроекте № 126208-5 устанавливается обязательность создания студенческих советов, а в законопроекте № 192783-5 закрепляется право создания представительных органов - студенческих советов. Указанное отличие является принципиальным, поскольку в пункте 4 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусматривается право, а не обязанность обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением. Правительство Российской Федерации, обратив внимание на это обстоятельство, не поддержало в своём официальном отзыве законопроект № 126208-5. С учётом этого замечания и был подготовлен законопроект № 192783-5. В состав авторов этого законопроекта вошла часть авторов первого законопроекта, который не может быть отозван, поскольку полномочия ряда авторов досрочно прекращены. На законопроект, который предлагается к принятию, поступил ряд замечаний и предложений. Я не буду о них говорить, скажу только, что они будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. На законопроект поступили отзывы от законодательных органов государственной власти тридцати четырёх субъектов Российской Федерации - все положительные, от высших исполнительных органов государственной власти сорока трёх субъектов Российской Федерации - сорок два положительных и один отрицательный. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не содержит. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 192783-5 и отклонить законопроект № 126208-5. Прошу поддержать наше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, настаивает ли кто-то на обсуждении? Тамара Васильевна Плетнёва хочет задать вопрос, и Апарина, и Коломейцев - три вопроса. Пожалуйста, Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Григорий Артёмович, извините, пожалуйста, что мы так на вас... С днём рождения искренне! Вопрос у меня такой, у нас просто другие тут стоят номера, я никак не могу соотнести, но по сути проблему я изучила. Скажите, пожалуйста, в одном из законопроектов предусмотрено создание не только студенческих советов, но и организаций. Вот этот законопроект вы поддерживаете или нет? Если этот, то организациями всё-таки, наверное, комитет по общественным организациям должен заниматься. Почему нужно создавать в вузе студенческую организацию, минуя, так сказать, комитет, который этим должен напрямую заниматься? И кроме того, есть такие организации, как "Наши", "ваши", которые вывести можно, или как это будет? БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. Хочу сказать, что и один, и другой законопроект предполагают создание студенческих советов. Когда я говорил, что есть замечания по этому законопроекту, в том числе и нашего комитета, то имел в виду, в частности, и это. Мы за то, чтобы в образовательных учреждениях создавались не только студенческие советы, но и органы студенческого самоуправления. Мы хотим во втором чтении предложить вот такое разнообразие форм студенческого самоуправления. А принципиальное различие этих двух законопроектов, поскольку они альтернативные, - я об этом в докладе сказал - состоит в том, что законопроект, который мы предлагаем к отклонению, предполагает обязательность создания именно студенческих советов, а законопроект, который мы предлагаем принять, предоставляет право студентам, студенческому сообществу создавать органы студенческого самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Апарина. АПАРИНА А. В. Спасибо. Григорий Артёмович, присоединяемся к поздравлению с днём рождения! Вы боец, потому что ваш день рождения совпадает с началом Сталинградской битвы. И вам желаем боевитости и активности! Мой вопрос следующего порядка. Скажите, предусмотрено ли в этом законопроекте, ну, более энергично, что ли, там прописаны права студентов по поводу того, что они могут протестовать, протестные акции проводить, пикеты, и как защищены эти права, нашло ли это отражение в законопроекте? Этот вопрос связан с тем, что в субботу инициативная группа студентов, аспирантов, выпускников МГУ только попыталась провести акцию против вступления студенческого союза университета в "Народный фронт" - их похватали и повезли в милицию, пытались пришить какую-то статью. Так вот, защищены ли они будут этим законопроектом? Мы же принимаем законопроект в части формирования органов самоуправления. Какие права студентов им будут защищены? БАЛЫХИН Г. А. Законопроект, который мы предлагаем к принятию, предусматривает норму, предполагающую фиксацию, так скажем, функционала советов, которые создаются, порядка их формирования и порядка организации их работы в уставах учреждений образования - вот это очень важно, что такая норма прописана. Причём мы предполагаем - и такая норма существует, - что, кроме закрепления в уставе и определения этих функций на студенческом форуме конкретного образовательного учреждения, должно быть подготовлено положение об органе студенческого самоуправления, которое будет утверждаться уже учёным советом, если это государственное образовательное учреждение, или другим органом, если это негосударственное учреждение. Так что, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что это предусматривается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос такой. В очень подробном отрицательном отзыве правительства на оба эти законопроекта расписаны права, обязанности этих органов общественного самоуправления не только в высших учебных заведениях - здесь упоминаются и муниципальные образовательные учреждения. Вот я утром пытался сказать о закрытии школы в Шолоховском районе, антиповской школы-девятилетки. Там все эти общественные организации: родительский совет, педколлектив, совет учеников, они тоже какое-то своё общественное самоуправление имеют, - подписали письмо президенту. Реакция на всё это нулевая. Реакцию Думы сегодня утром вы слышали. Вопрос заключается вот в чём: а зачем вообще нужны эти общественные организации - они же ничего не решают? Их работа похожа, вообще-то, на работу нашей Государственной Думы: что скажет правительство, то и сделают. БАЛЫХИН Г. А. Все мы были учащимися. Я, например, и в техникуме учился, и был студентом вуза. И вы знаете, что органы студенческого самоуправления, в том числе и студсоветы, в некоторых учебных заведениях уже созданы, и они действительно отражают чаяния студентов. А то, что не учитывается их мнение... Может быть, такие факты и имеют место быть, но мы должны сделать всё, чтобы предложения и замечания, которые идут от нашего студенчества, учитывались, и прежде всего руководством того образовательного учреждения, где учатся студенты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы все заданы. Присаживайтесь, Григорий Артёмович. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Представитель президента и правительства? Также нет. Выносим оба законопроекта на "час голосования". Будем голосовать их в рейтинговом режиме.
Теперь голосуются два альтернативных законопроекта. Сначала пункт 30.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Так, теперь голосуем пункт 30.2. Это тоже рейтинговое голосование. Пожалуйста, голосуйте. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 30.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 57 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Покажите результаты по пункту 30.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 18 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 42 чел.9,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Итак, по итогам рейтингового голосования принятым в первом чтении считается законопроект под пунктом 30.1.