Заседание № 7

09.11.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1260570-7 "О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка взимания сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3881 по 4108 из 6200
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25-1 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального            
представителя правительства статс-секретаря - замминистра сельского хозяйства   
Ивана Вячеславовича Лебедева.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект                 
предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс в части                   
совершенствования порядка взимания сбора за пользование водными биоресурсами,   
в том числе впервые с 2004 года будет предусмотрено увеличение ставок сбора     
за пользование ценными объектами водных биологических ресурсов. Кроме того,     
поправками предусмотрен механизм получения налоговых вычетов в зависимости от   
экономической эффективности освоения водных биоресурсов. В частности, это       
возможно при производстве продукции высокой степени переработки, в случае       
осуществления рыболовства на новых судах, построенных на отечественных          
верфях, также вычет может предоставляться при осуществлении прибрежного         
рыболовства. Уважаемые коллеги, помимо этого согласно проекту НПА до конца      
2025 года будет сохранена льгота по уплате сбора по ставке в размере 15         
процентов для градо- и посёлкообразующих рыбохозяйственных организаций.         
                                                                                
Хочу отметить, что, по расчётам Минсельхоза, Росрыболовства, даже с учётом      
предлагаемых вычетов налоговые поступления от рыбной отрасли в бюджетную        
систему увеличатся не менее чем в 6 раз. Также принятие законопроекта в         
перспективе создаст экономические условия для роста производства рыбной         
продукции высокой степени переработки, строительства новых судов и повышенной   
загрузки перерабатывающих мощностей. Просьба поддержать.                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Официальный представитель   
правительства подробно осветил основные положения законопроекта. Комитетом      
также законопроект был подробно рассмотрен на заседании и его концепция         
поддержана, поскольку увеличение доли изъятия природной ренты в первую          
очередь по ценным водным биологическим ресурсам исходя из соотношения           
прибыльности в этой отрасли и размера ставок, которые не менялись уже более     
десяти лет, комитет считает своевременной и правильной мерой.                   
                                                                                
При этом комитетом было рассмотрено несколько очень важных вопросов. В первую   
очередь было важно убедиться в том, что из-за увеличения ставок сборов не       
будет выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Второй        
вопрос, который подробно рассматривался в комитете, - это возможное влияние     
повышения ставок сборов на повышение цен на рыбную продукцию, в основном на     
социально значимую рыбную продукцию, на внутреннем рынке. Информация,           
представленная по запросу комитета Правительством Российской Федерации,         
показала, что на внутреннем рынке возможное повышение цен не превысит           
показателя от 0,5 до 0,8 процента.                                              
                                                                                
При доработке законопроекта ко второму чтению требуется обсуждение вопросов,    
которые подробно изложены в заключении нашего комитета. Также мы получили       
заключение комитета по аграрной политике, там тоже есть вопросы, которые,       
безусловно, будут рассмотрены при доработке законопроекта ко второму чтению.    
                                                                                
Исходя из этого комитет предлагает поддержать указанный законопроект в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо большое. У меня вопрос к представителю правительства.                   
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, вот у вас есть льгота, то есть вы снижаете на 85   
процентов платежи за использование водных биологических ресурсов для            
посёлкообразующих рыболовецких организаций, но мы с вами знаем, насколько у     
нас крупный бизнес изобретателен. Не будет ли такой ситуации, когда вот эти     
рыболовецкие организации, крупные компании просто раздробятся и будут           
представлять как бы небольшие компании, которые вроде бы будут защищать         
интересы поселений, а на самом деле будут уходить от выплаты сборов?            
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое за вопрос. Достаточно подробно обсуждали          
подобный подход. Действительно, были опасения, поэтому очень внимательно        
подойдём к процессу, когда будем утверждать перечень посёлко- и                 
градообразующих предприятий. Отрасль Росрыболовство знает глубоко, понимает,    
поэтому мы здесь дробления не допустим. Нормы будут применяться ровно в тех     
случаях, когда это необходимо, в отношении действительно градо- и               
посёлкообразующих предприятий, которые существуют давно, работают, всем         
известны на местах. Такой подход необходим, мы считаем.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Иван Вячеславович, разъясните, пожалуйста. Вот правильно ли я       
понимаю, что как раз вот такая льгота - огромная льгота, 85 процентов! -        
сохраняется для всех, в том числе и для крупного рыболовецкого бизнеса, а       
отменяется, исключается только для рыболовецких артелей (в прошлом -            
колхозов)? Какая здесь логика? Если это так, то по этой причине мы не сможем    
поддержать этот законопроект.                                                   
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое за вопрос, Олег Анатольевич. Конечно, это не      
так. Вы понимаете, мы как раз закладывали логику, абсолютно одинаковую для      
всех, кто сегодня добывает водные биологические ресурсы. И в самом начале,      
когда говорили о законопроекте, мы обратили внимание на то, что мы говорим о    
высокодоходной номенклатуре, то есть ровно о тех позициях, где высокая доля     
рентабельности у предприятий, которые добывают это. А для социально             
защищённой номенклатуры остаётся прежняя ставка, и поэтому сегодня абсолютно    
неправильно говорить, что речь идёт только об артелях, которые добывают. Эта    
ставка будет повышаться абсолютно для всех предприятий. Единственно, есть       
возможность налогового вычета, и я сказал, когда это возможно, в трёх           
случаях: когда отечественные верфи (построенные суда), глубокая переработка,    
а также может предоставляться при осуществлении прибрежного рыболовства. Вот    
три случая, когда дополнительная льгота может возникать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Блоцкий Владимир Николаевич.                              
                                                                                
БЛОЦКИЙ В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, вопрос следующего плана. Отраслевое сообщество     
крайне озабочено предполагаемой нормой о введении коэффициента-дефлятора.       
Скажите, пожалуйста, может быть, ко второму чтению подготовить поправки,        
которые позволят приостановить введение данного механизма?                      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Владимир Николаевич, будем отрабатывать данный подход. Вы         
знаете, что мы его обсуждали и в комитете в том числе, поэтому ко второму       
чтению целесообразно будет изучить эти механизмы и после дополнительной         
проработки ответить на эти вопросы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасенко Михаил Васильевич. Нет? Ошибочно.               
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лоор Иван Иванович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Блоцкий Владимир Николаевич.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руку поднимал, но не записался.                           
                                                                                
ЛООР И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчики очень подробно    
осветили тему, я не буду повторять. Хотел только конкретизировать несколько     
моментов по определению новых значений ставок. Применён единый подход - 4,8     
процента средней цены, установленной производителями при реализации продукции   
из данного вида водных биоресурсов. Для добываемых в большей степени для        
личного потребления видов рыб, которые обитают в Балтийском и Каспийском        
рыбохозяйственных бассейнах (ряпушка, лещ, щука, налим и так далее),            
предлагается сохранить действующий размер ставки сбора за пользование           
указанными видами водных биоресурсов, который составляет 20 рублей за тонну.    
Так что предлагаемое регулирование учитывает социальное значение рыбной         
продукции для населения нашей страны. При этом высоколиквидные виды продукции   
будут оцениваться соизмеримо с их потенциальной стоимостью на рынке, например   
для краба камчатского сумма сбора составит 80 тысяч рублей (при действующей     
редакции Налогового кодекса она составляет 35 тысяч рублей).                    
                                                                                
По остальным вопросам ответы даны исчерпывающие, поэтому фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект и призывает остальных           
депутатов присоединиться.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Блоцкий Владимир Николаевич, пожалуйста. С места.         
                                                                                
БЛОЦКИЙ В. Н. Спасибо за предоставленное слово.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу пояснить позицию нашей фракции. К сожалению, данный   
законопроект в первом чтении мы поддержать не можем, потому что он не даёт      
ответов на основные вопросы, которые важны для отраслевого сообщества.          
                                                                                
Первое, как я уже сказал, - это коэффициент дефляции. Дело в том, что если мы   
будем применять этот коэффициент дефляции, то ставка налога на водные           
биоресурсы будет ежегодно увеличиваться, и в итоге это приведёт к очень         
существенному подорожанию рыбопродукции для конечного потребителя. Это первый   
вопрос.                                                                         
                                                                                
Второй вопрос. Мы считаем, что всё-таки должны сохранить налоговые льготы для   
рыболовецких колхозов и артелей, а из представленного законопроекта эта норма   
уходит.                                                                         
                                                                                
И третье, хотелось бы обратить особое внимание на то, что налоговая нагрузка    
на предприятия рыбохозяйственного комплекса возрастёт очень серьёзно, по        
экспертным оценкам - до 20 миллиардов рублей в год. А сегодня, когда впервые    
за 30 лет идёт программа реализации инвестиционных квот "под киль", когда       
подавляющее большинство предприятий занимается инвестициями, это будет очень    
серьёзная нагрузка. И мы считаем, что нецелесообразно вводить эту норму с 1     
января 2022 года.                                                               
                                                                                
В первом чтении мы проголосуем против, а дальше посмотрим, каким образом        
можно исправить законопроект в рамках второго чтения.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик, заключительное слово? Содокладчик? Представитель президента?         
Правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",   
пункт 17.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.64,4 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.