Заседание № 27
О проекте федерального закона № 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части снятия ограничений в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вчера мы рассматривали во втором чтении законопроект "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации", связанный со снятием ограничений на предоставление в собственность земельных участков, которые находятся во втором поясе зоны санитарной охраны питьевого и хозяйственного водоснабжения. Мы достаточно подробно обсудили этот законопроект в комитете. Правовая и лингвистическая экспертизы этого законопроекта проведены, замечаний у Правового управления нет. Подавляющее большинство субъектов Федерации этот законопроект поддержало. Внесён он, напомню, Правительством Российской Федерации. Комитет просит поддержать этот законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игоревич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович и Владимир Игоревич Самокиш. Пожалуйста, Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, давайте начнём с того, с чего начинался этот законопроект, кто его инициировал, откроем, посмотрим всю предысторию полностью: оказывается, что уже в конце 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провёл соответствующее заседание и одним из поручений было усилить правовые механизмы защиты источников питьевого водоснабжения. Ещё раз повторю: усилить. Что мы в итоге получили по итогам выполнения этого поручения? Получили совсем другую картину: получили возможность приватизировать и получать в собственность земельные участки как раз во втором поясе охранной зоны источников питьевого водоснабжения. Да, эта проблема наиболее острая для Москвы и Подмосковья. Там Смоленская область ещё обсуждалась, Тверская область, но факт остаётся фактом. Кого проще убрать с территории, вот из этой зоны? Собственника земельного участка либо объекта недвижимости или арендатора? Я думаю, те, кто занимался хозяйственной деятельностью, прекрасно на вопрос этот находят ответ: конечно, арендатора. Если он что-то не выполняет, если что-то нарушает, то договор аренды не продлевается, все риски, в том числе связанные с размещением или дополнительными затратами, полностью ложатся на арендатора, он освобождает земельный участок, и прекращается нарушение. Теперь о собственниках, которые там якобы есть и наряду с арендаторами якобы несут такие же обязанности. На самом деле с собственником дело обстоит немножечко сложнее. Даже если он незаконно что-то построит, чтобы это снести, надо будет проходить через длительный судебный процесс; чтобы изъять земельный участок у нерадивого собственника, органам власти тоже придётся пройти не один круг... В итоге это может отразиться на качестве воды в источниках питьевого водоснабжения. Это первый момент. Второй момент связан с возможностью смещения собственно водозабора, этой точки. Это стандартная процедура для поверхностных источников водоснабжения, когда в силу разных причин приходится смещать на несколько сотен метров, иногда на километры источник, то есть место водозабора. и первый пояс, и второй пояс зоны охраны являются как раз вот этими потенциальными моментами, которые позволяют это делать безболезненно. Теперь мы разрешаем приватизировать земельные участки и размещать там вредные или невредные производства, жилые дома. Ну, я так понимаю, интерес, конечно, в основном в Подмосковье и Московской области - это поместья, жилые поместья, которые размещаются в этих очень хороших зонах, удобных и очень дорогих. Вот что будет, если мы будем пытаться переместить? Конечно, возникнут споры: собственник не согласен, он не желает, он обратится в суд, он обратится за защитой своих интересов. Естественно, это усложнит действия органов государственной власти, направленные на улучшение качества водоснабжения. Поэтому я ещё раз обращаюсь сегодня ко всем, кто находится в этом зале: не надо поручение президента истолковывать в пользу определённых групп лиц, а именно так произошло с этим законопроектом, и защищать их права, а не права тех граждан, которые сегодня получают как раз воду из этих поверхностных источников. Фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игоревич Самокиш, пожалуйста. САМОКИШ В. И. Прежде всего хочу сказать огромное спасибо Алексею Владимировичу за то, что очень подробно изучил законопроект, участвовал в работе Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Давайте по пунктам всё-таки ещё раз пройдём по тем аргументам, которые Алексей Владимирович нам сейчас привёл. Что касается поручений президента, цитирую: "Усиление правового режима зон санитарной охраны, связанное с ограничением использования земельных участков". Я напомню ещё раз (мы и на первом чтении, и в декабре об этом уже говорили достаточно подробно), что вопросы оборотоспособности и купли-продажи земельных участков и вопросы использования арендатором и собственником - это абсолютно разные категории, абсолютно в разных плоскостях права находятся. Законопроект, который сегодня находится на рассмотрении, никак не затрагивает ни статью 42 Земельного кодекса, ни статью 43 Водного кодекса, которые как раз отсылают к тому, что использование вне зависимости от вида права, собственность это или аренда, происходит исходя из санитарного законодательства, связанного с использованием, строительством, эксплуатацией и так далее земельных участков, которые находятся во втором поясе зоны санитарной охраны. Ну и наконец, что касается смещения источников водоснабжения, это всё-таки относится не ко второму, а к первому поясу зоны санитарной охраны. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие этого законопроекта и предлагает и другим фракциям также присоединиться к поддержке этого законопроекта в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 23 сек.) Проголосовало за 272 чел.60,4 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 26
О проекте федерального закона № 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части снятия ограничений в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для рассмотрения во втором чтении представляется законопроект, связанный с изменением статьи 27 Земельного кодекса в части предоставления на праве собственности земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Я напомню, что мы в декабре 2021 года этот вопрос рассматривали в первом чтении на пленарном заседании, дважды этот вопрос рассматривался подробно на заседаниях комитета. Подготовлена таблица поправок № 2. Просим утвердить таблицу поправок и принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 02 сек.) Проголосовало за 272 чел.60,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 273 чел. Не голосовало 177 чел.39,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 12-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 31 сек.) Проголосовало за 270 чел.60,0 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. САМОКИШ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект уже подготовлен комитетом к принятию в третьем чтении. Комитет просит рассмотреть его в третьем чтении завтра, 26 января. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 22
О проекте федерального закона № 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части снятия ограничений в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
42-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Игоревич Бутовецкий. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса...". Он предусматривает возможность для граждан и организаций приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в настоящее время в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения. Естественно, когда мы начинали работу над этим законопроектом, мы посмотрели историческое законодательное развитие этой нормы, и выяснилось, что запрет на предоставление в собственность был введён в 2007 году. То есть начиная со времён Земельного кодекса РСФСР 1991 года в соответствии с Законом "О собственности в СССР" 1990 года земельные участки в границах второго пояса на протяжении 17 лет предоставлялись в собственность гражданам и юридическим лицам, и в это время сложился действительно достаточно большой пул собственников земельных участков, которые находятся во втором поясе. Но в 2007 году был введён запрет, который в настоящее время предлагается отменить, тогда это обуславливалось тем, что якобы этот запрет должен был положительно повлиять на сам институт охраны водных объектов. Но что в итоге получилось? В итоге получилось ровно наоборот: статистика и правоприменительная практика показали, что собственники земельных участков гораздо более добросовестно исполняют требования санитарного законодательства и законодательства по охране водных объектов, а арендаторы, наоборот, в связи с тем что земельный участок им не принадлежит на вещных правах, как правило, относятся к лицам, которые неэффективно исполняют требования действующего законодательства. В настоящее время, по нашим экспертным оценкам, в границах второго пояса по всей стране находится 1,4 миллиона земельных участков. Какие ограничения сегодня установлены? Это ограничения на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и на куплю-продажу. При этом можно поменяться земельными участками, то есть через мену предоставить в собственность, у собственников помещений в многоквартирных домах автоматически может возникать право собственности. Таким образом, эти запреты возникают только для тех, кто хочет купить земельный участок или кому земельный участок положен в собственность бесплатно, то есть это льготные категории граждан, в основном многодетные семьи. И вот этот запрет существует у нас с 2007 года. На прошлой неделе Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект о развитии дачной амнистии. Этот закон предусматривает, что ранее возникшее у граждан право пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования приравнивается к праву собственности. Так вот это прекрасное законодательное решение не будет работать для тех лиц, у которых земельные участки, принадлежащие им на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, находятся во втором поясе. Вчера Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесён законопроект о внесении изменений в законодательство о садоводстве и огородничестве, там правительство предложило предусмотреть бесплатную приватизацию для садоводов и огородников, продлить её до 2031 года. Так вот во втором поясе эти механизмы тоже работать не будут. Ещё есть масса ограничений, например по второму поясу у нас не работает программа дальневосточного гектара. Кроме того, субъекты Российской Федерации в настоящее время не получают доходов от продажи таких земельных участков, а также по действующему Земельному кодексу и постановлению правительства там ещё и ограничивается размер арендной платы размером земельного налога. Эта совокупность ограничений, с одной стороны, оказывает негативное влияние на граждан, для которых невозможно вовлечение земельных участков в гражданский оборот, они не могут земельные участки приобрести в собственность, чтобы в дальнейшем, например, отдать их в залог или передать по наследству, а с другой стороны, препятствует развитию регионов, потому что у них возникают в связи с этим выпадающие доходы. В связи с этим Правительством Российской Федерации предлагается ограничение в обороте участков в границах второго пояса зон санитарной охраны исключить путём принятия данного законопроекта. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич. С содокладом выступает Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Как уже было здесь подробно Алексеем Игоревичем доложено, речь идёт об изменениях в 27-ю статью Земельного кодекса. На что хотел бы обратить внимание (и это звучало, в общем-то, при обсуждении на заседании комитета)? Необходимо разделить вопросы собственности, вопросы, на каком праве тот или иной правообладатель пользуется земельным участком, и вопросы использования этих земельных участков. То есть вопросы соблюдения Водного кодекса, санитарного законодательства, законодательства, которое связано с градостроительной деятельностью, - это иные вопросы, которые этот законопроект не затрагивает. Повторю то, что Алексей Игоревич говорил. У нас де-факто с 1990 года по 2007-й, 17 лет, действовала система, когда можно было оформлять в собственность земельные участки, а потом, с 2007-го, - нельзя. Соответственно, сложилась ситуация лоскутного одеяла, когда участки, расположенные в этой санитарной зоне, кому-то принадлежат на праве собственности, и они имеют право запустить эти участки в хозяйственный оборот, а кому-то на праве аренды. И соответственно, есть ситуации, когда необходимо эту несправедливость, я считаю, исправить. Следует также отметить, что, помимо того что у граждан появятся дополнительные возможности использовать своё право на земельный участок, продавать его, закладывать и так далее, - там есть ещё, кстати, организации, для которых это тоже достаточно болезненный вопрос, связанный с бизнесом, - также важно, что муниципалитеты по всей стране в любом случае смогут увеличить свои доходы, поскольку смогут эти земельные участки тоже запустить в хозяйственный оборот. Плюс ко всему мы понимаем, в пояснительной записке вы видите: по очень грубой оценке, доходы по Московской области будут в районе 4,5 миллиарда рублей, общий объём доходов для субъектов и муниципалитетов по всей стране чуть сложнее, наверное, оценить, тем не менее мы понимаем, что это в любом случае плюс в бюджетную систему, в бюджеты муниципалитетов и субъектов. Запрошены были мнения в отношении данного законопроекта у 72 субъектов, 68 из которых позитивно отозвались о настоящем законопроекте. Комитет законопроект поддерживает и просит поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игоревич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Алексею Игоревичу. Каков размер вот этой зоны, которую вы хотите ввести в оборот, то есть каков отступ от водного объекта, и почему бы справедливость не восстановить обратным способом, то есть вот все те участки, которые сегодня находятся в водоохранных зонах, а их достаточно, и отнюдь не дачники, к сожалению, ими в основном владеют, там латифундии построены возле водохранилищ, возле водоохранных зон, почему бы вот их не изъять? У нас что, земли мало, что непременно нужно пускать в оборот земли возле водоохранных объектов? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. По поводу размеров. Размер зависит от источника и от уклона берега. Есть примеры, когда ширина доходит до 5 километров, а длина - до 40 километров. То есть вы понимаете, что это огромные территории, туда попадают целые населённые пункты, которые фактически без частной собственности. Это первое. Второе, по поводу изъятия. Когда мы говорим об изъятии, мы, естественно, должны вспомнить часть 3 статьи 35 Конституции, где написано, что изъятие допускается при условии предварительного и равноценного возмещения лицу, у которого земельные участки изымаются. Если мы действительно обсуждаем такое законодательное решение, тогда нам надо считать обратное финансово-экономическое обоснование. Здесь у нас представлено финансово-экономическое обоснование, которое показывает доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы. Нам тогда надо посчитать: вот мы 1,4 миллиона земельных участков обозначили, которые там сейчас находятся, нам нужно рассчитать их стоимость и показать, что для бюджета это будет стоить вот такую определённую сумму. Я думаю, что это будут достаточно серьёзные расходы с учётом кадастровой или рыночной стоимости. Такой вариант мы не просчитывали, у нас изъятие по Земельному кодексу является крайней, исключительной мерой, когда невозможно другими способами защитить государственные интересы. Ну, в данном случае, на мой взгляд, учитывая историю вопроса, в частности то, что с 90-го года земельные участки предоставлялись в собственность, вряд ли здесь есть такие государственные интересы, что нужно все земельные участки изъять и объекты капитального строительства, которые там находятся, снести. Там всё-таки в большинстве своём бытовая недвижимость, это садоводческие и огороднические товарищества. Действительно, вы правы, там есть коммерческие и промышленные объекты, но их меньше 10 процентов. В основном это как раз бытовая недвижимость. Исторически так сложилось, что люди как раз селились около водоёмов, и СНТ в советское время образовывались тоже около водоёмов, поэтому вот сейчас такая исторически сложившаяся ситуация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Илья Эдуардович, если уж вы заговорили об исторической справедливости, то она должна действовать, точнее, распространяться и на то, как принимался этот закон. Вы сказали, что поправка была внесена в 2007 году. Но если, опять же, быть справедливыми, то впервые это было в 2001 году, когда принимался Земельный кодекс. Тогда мы отстояли земельные участки первой линии. И надо отдать должное настойчивости Кашина, который возглавлял комитет, именно он тогда настоял, чтобы мы не включали сюда и участки второй линии, отказались от продажи этих земельных участков. Ни о каких многодетных семьях речь здесь не идёт. Если вы знаете, в Московской области вообще не предоставляются земельные участки многодетным семьям, поэтому пример у вас здесь неудачный. Вы говорите сейчас об интересах собственника, вы говорите сейчас... приписываете некий государственный интерес. Но скажите, пожалуйста, - вот человека-то вы выбросили - доступ к этим водоёмам, рекам дети те же самые будут иметь или нет, рядовые граждане, которые не являются... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Игоревич, вам вопрос, я так понимаю. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Да. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Первое, по поводу исторической справедливости. Ну, всё-таки в 2001 году в первой редакции статьи 27 Земельного кодекса запрета на это не было. И эта поправка была связана с тем, что принимали Водный кодекс. И тогда как раз в статье 27 это появилось. И я ещё раз говорю, что, действительно, учитывая огромные территории, которые покрывает второй пояс, проблема с предоставлением земельных участков многодетным семьям существует, поскольку сегодня они имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а там в собственность получить нельзя. Второе, по поводу доступа. Я напомню несколько положений. Всё-таки в соответствии со статьёй 6 Водного кодекса общедоступность гарантирована. Более того, у нас есть в Кодексе об административных правонарушениях специальный состав за ограничение доступа к водным объектам общего пользования, а также статья 23 Земельного кодекса о таком механизме, как установление публичного сервитута для прохода, проезда к водным объектам общего пользования. За весь период существования этой нормы с 2001 года порядка 700 публичных сервитутов для этих целей было установлено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 44 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.