Заседание № 25

14.05.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1260-5 "О внесении изменения в пункт 1 статьи 179 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (об особенностях продажи имущества сельскохозяйственных организаций; внесён Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2158 по 2562 из 4653
Содокладчик по 14-м пунктам - Евгений Исаакович Богомольный, он в зале.         
Уважаемые коллеги, у нас четыре альтернативных законопроекта - 14.1, 14.2,      
14.3 и 14.4, - все они касаются внесения изменений в Федеральный закон "О       
несостоятельности (банкротстве)". Также у вас имеются обращения                 
Государственной Думы Ставропольского края, Алтайского краевого                  
Законодательного Собрания, Государственного Собрания - Курултая Республики      
Башкортостан и члена Совета Федерации Оганяна, которые просят рассмотреть эти   
законопроекты без своего участия. Поэтому я приглашаю на трибуну для            
содоклада заместителя председателя Комитета по собственности Евгения            
Исааковича Богомольного. Он сделает содоклад по всем четырём законопроектам,    
а голосовать мы будем в рейтинговом режиме - по каждому альтернативному         
законопроекту отдельно.                                                         
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я доложу по всем четырём          
пунктам, так как тема у законопроектов, как уже было сказано, общая -           
банкротство сельхозорганизаций.                                                 
                                                                                
Итак, все четыре законопроекта посвящены внесению изменений в те положения      
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которыми               
устанавливаются особенности банкротства сельхозпредприятий. Мотивы,             
побудившие всех четырёх авторов законопроектов предложить внести                
соответствующие изменения в законодательство о банкротстве, в принципе также    
одинаковы - необходимость сохранения сельхозпредприятий.                        
                                                                                
Самое простое решение проблем, возникающих при банкротстве аграрных             
предприятий, с точки зрения Государственной Думы Ставропольского края,          
состоит во внесении в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"     
изменений, исключающих его распространение на сельхозорганизации. В             
пояснительной записке к законопроекту необходимость внесения такого             
предложения обосновывается многочисленными случаями злоупотребления в           
процессе банкротства сельскохозяйственных организаций. Однако, по мнению        
Комитета по собственности, наличие таких фактов свидетельствует в первую        
очередь не о недостатках процедуры банкротства, а о недостаточной и             
малоэффективной работе правоохранительных органов и судов по недопущению        
преднамеренного банкротства и использования этих процедур для незаконного       
захвата земель сельхозназначения.                                               
                                                                                
Подобный подход противоречит одному из базовых принципов гражданского           
законодательства и законодательства о банкротстве, согласно которому действие   
последнего должно распространяться на всех юридических лиц, которые могут       
быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским        
кодексом Российской Федерации. Кроме того, статьёй 1 Гражданского кодекса       
Российской Федерации установлен принцип равенства субъектов                     
гражданско-правовых отношений вне зависимости от форм собственности и сферы     
их деятельности.                                                                
                                                                                
На практике исключение сельхозорганизаций из сферы действия законодательства    
о банкротстве приведёт к тому, что задолженности сельхозорганизаций перед       
кредиторами, в том числе перед бюджетами всех уровней, по налогам и иным        
обязательным платежам, перед трудовым коллективом будут взыскиваться в рамках   
исполнительного производства, что повлечёт за собой практически                 
незамедлительное обращение взыскания на имущество должника и его распродажу     
по частям, следствием чего станет принципиальная невозможность сохранения       
сельхозпредприятия как единого имущественного комплекса и использования мер     
по финансовому оздоровлению должника даже в тех случаях, когда имеется          
возможность восстановить его платёжеспособность. Кроме того, в силу указанных   
причин существенным образом будет затруднено привлечение инвестиций в           
сельхозпроизводство, и ни о каком национальном проекте по развитию сельского    
хозяйства не может быть и речи. И, кроме того, в первую очередь, как правило,   
получат удовлетворение своих требований в рамках исполнительного производства   
первые обратившиеся в суд кредиторы.                                            
                                                                                
Комитет по собственности считает, что приведённых аргументов вполне             
достаточно для того, чтобы рекомендовать отклонить законопроект                 
Государственной Думы Ставропольского края.                                      
                                                                                
Остальные три законопроекта предусматривают внесение изменения в статью 179     
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", поэтому для лучшего    
понимания их отличительных особенностей позвольте сказать несколько слов о      
тех нормах, в которые предполагается внести изменения. Итак, в соответствии     
со статьёй 179 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при      
продаже имущества должника сельскохозяйственной организации арбитражный         
управляющий обязан выставить на продажу на первых торгах предприятие должника   
целиком, то есть как единый имущественный комплекс. В случае если предприятие   
на первых торгах целиком продано не было, то тогда его имущество распродаётся   
уже по частям. При этом преимущественным правом на покупку как предприятия      
целиком, так и частей имущества в отдельности обладают лица, занимающиеся       
сельхозпроизводством, земельные участки которых непосредственно прилегают к     
участку должника. Целью таких особенностей реализации процедур банкротства      
сельскохозяйственных организаций является сохранение целостности                
сельскохозяйственных предприятий как единых производственно-технологических     
комплексов и обеспечение сохранения производства сельскохозяйственной           
продукции. В случае банкротства сельхозпредприятий эта цель достигается путём   
перехода в процессе банкротства имущества, используемого для                    
сельскохозяйственного производства, от обанкротившегося предприятия к           
другому, более эффективному собственнику, но также производителю                
сельхозпродукции.                                                               
                                                                                
Законопроект Алтайского краевого Законодательного Собрания предусматривает,     
что в случае если сельскохозяйственное предприятие не было продано единым       
лотом на первых торгах, то на последующих трёх торгах оно выставляется также    
единым лотом, но со снижением начальной цены продажи на 20 процентов после      
каждых несостоявшихся торгов. При этом минимальный уровень цены продажи, за     
которую указанное предприятие может быть продано на последних, четвёртых        
торгах, составляет не более 40 процентов от его рыночной стоимости,             
определённой путём проведения независимой оценки имущества и имущественных      
прав такого предприятия. Другая новелла законопроекта - в качестве лиц,         
участвующих в деле о банкротстве, признаются органы исполнительной власти       
соответствующего субъекта Российской Федерации.                                 
                                                                                
В пояснительной записке необходимость принятия законопроекта обосновывается     
обеспечением сохранения предприятия-должника как единого имущественного         
комплекса. Комитет по собственности считает, что законопроект не гарантирует    
достижение заявленных целей. Во-первых, статьями 142 и 148 Федерального         
закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлены общие нормы для всех     
категорий должников, включая сельхозтоваропроизводителей, согласно которым в    
случае, если даже предприятие должника не было продано в ходе конкурсного       
производства, кредиторы должника приобретают право получить предлагаемое к      
продаже имущество должника для погашения своих требований. Таким образом,       
если предприятие не было продано, то имущество должника всё равно подлежит      
отчуждению по частям.                                                           
                                                                                
Во-вторых, законопроект практически исключает возможность продажи имущества     
сельскохозяйственной организации иначе, чем единым имущественным комплексом.    
В этой связи возникает патовая ситуация: что должен делать арбитражный          
управляющий в том случае, если в ходе четырёх торгов предприятие так и не       
было продано? Законопроект не содержит никаких указаний по данному вопросу.     
                                                                                
В-третьих, на практике вовсе не во всех случаях целесообразно продавать         
имущество должника обязательно в качестве единого                               
производственно-имущественного комплекса. Зачастую бывают случаи, когда         
сельскохозяйственное предприятие, купив целиком соседнее предприятие,           
возможно, даже и по сниженной стоимости, впоследствии не имеет достаточно       
средств не только для восстановления его нормальной работоспособности, но и     
для поддержания нормальной деятельности уже укрупнённого производства. Тогда    
уже само недавно благополучное предприятие подпадает под угрозу банкротства.    
Поэтому своего рода навязывание другим сельскохозяйственным предприятиям        
покупки неделимых имущественных комплексов обанкротившихся                      
сельхозпроизводителей может повлечь за собой лавинообразное развитие процесса   
банкротства предприятий сельскохозяйственных регионов.                          
                                                                                
Положение же законопроекта о возможности участия в деле о банкротстве           
сельскохозяйственных организаций органов исполнительной власти субъектов        
Российской Федерации является избыточным, так как дублирует уже действующую     
норму статьи 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)",        
носящую универсальный характер для всех категорий должников и                   
распространяющуюся на все стадии процедуры банкротства.                         
                                                                                
Третий законопроект, Государственного Собрания - Курултая Республики            
Башкортостан, предусматривает предоставление арбитражному управляющему          
возможности выбора: либо выставить на первые торги сельскохозяйственное         
предприятие как единый имущественный комплекс, либо сразу начать продавать      
имущество должника по частям, как сказано в законопроекте, "отдельно по         
объектам, по виду деятельности или по месту его нахождения". С точки зрения     
Комитета по собственности, такой законопроект не может быть поддержан, потому   
что он содержит ярко выраженную коррупционную составляющую. Так, согласно       
законопроекту именно арбитражный управляющий будет определять судьбу            
сельхозпредприятия и решать, кому, за сколько и каким именно образом объекты    
продать. Законопроект содержит юридически не определённое понятие "отдельно     
по объектам, по виду деятельности или по месту его нахождения",                 
отсутствовавшее в терминологии законодательства о банкротстве, а потому его     
принятие в подобной редакции не создаст ничего, кроме коллизии в                
правоприменительной практике. Принимая во внимание, что главной задачей         
арбитражного управляющего является наиболее полное удовлетворение требований    
кредиторов и что в большинстве случаев он будет ориентирован именно на          
ликвидацию предприятия, это также никоим образом не будет способствовать        
достижению заявленной цели законопроекта.                                       
                                                                                
Четвёртый законопроект, члена Совета Федерации, является ещё более              
кардинальным: предусматривается признание утратившей силу нормы федерального    
закона об обязательном выставлении на первые торги сельхозпредприятия как       
единого комплекса и предлагается сразу продажа по частям. Разумеется, Комитет   
по собственности не смог поддержать концепцию этого законопроекта, так как      
его реализация практически исключает возможность сохранения                     
сельхозпредприятия как единого производственно-технологического комплекса       
посредством его покупки, в частности, соседней более мощной, финансово более    
устойчивой организацией. Комитет по собственности также отмечает, что           
стоимость предприятия как единого имущественного комплекса в большинстве        
случаев превышает совокупную стоимость его частей, в связи с чем продажа        
имущества по частям может нанести ущерб кредиторам, в том числе работникам      
предприятия, перед которыми имеется задолженность по заработной плате и иным    
выплатам.                                                                       
                                                                                
В заключение следует отметить, что Федеральный закон "О несостоятельности       
(банкротстве)" уже содержит положения, устанавливающие особенности              
банкротства сельхозорганизаций.                                                 
                                                                                
Кроме того, аналогичное решение по отклонению всех четырёх законопроектов       
принял и Комитет по аграрным вопросам.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обстоятельный доклад. Есть ли         
вопросы? Есть вопросы. Я вижу руки: раз, два, три. Так тесно, одной кучкой,     
сидят все желающие задать вопрос. Депутат Локоть, Коломейцев Николай            
Васильевич и Кашин Владимир Иванович, три вопроса. Пожалуйста, депутат          
Локоть.                                                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Евгений Исаакович, положение дел в этой отрасли          
благополучным не назовёшь, о чём говорит продовольственный ценовой кризис       
осени 2007 года и, в общем-то, признание этого кризиса ушедшим в отставку       
ныне правительством. В связи с этим обратите внимание, откуда поступили         
законопроекты: из житницы России - Ставропольского края и из житницы Сибири -   
Алтайского края. Это не случайно, эта проблема очень важная. Вот не считаете    
ли вы, учитывая особое положение этой отрасли, причём особое положение во       
всех отношениях, что должны быть и особенные какие-то подходы к этой отрасли    
именно сейчас, чтобы вывести её из кризиса? Иначе мы можем в конечном итоге     
обанкротить вслед за всеми предприятиями и всю отрасль.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, никто не возражает, что есть   
особенности сельхозпроизводства, и поэтому в законе "О несостоятельности        
(банкротстве)" специально выделены особенности банкротства именно               
сельхозпредприятий. Здесь же, в этих законопроектах, говорится о другом,        
говорится о том, как вроде бы упростить процедуру, а в некоторых случаях и      
вообще отменить банкротство сельхозпредприятий, как это сказано как раз по      
Ставрополью. Мы говорим, что этого нельзя делать, потому что в основном         
всё-таки процедура банкротства заключается не в том, чтобы распродать           
предприятие, а в том, чтобы принять меры по оздоровлению, по возвращению        
предприятия в нормальное, работоспособное состояние. Продажа имущества - это    
уже, так сказать, последняя стадия, когда уже ничего нельзя сделать. И при      
этом надо понимать, что если процедура будет проходить по исполнительному       
производству, то там вообще не о чём будет говорить, в частности о том, что     
кто-то получит зарплату и так далее. Один-два должника подали в суд,            
имущество продали, они свои деньги получили - и всё, дальше хоть трава не       
расти. Мы же говорим о том, что действующее сегодня законодательство о          
банкротстве, наоборот, позволяет сначала выставить общим имущественным          
комплексом, потом по частям, но в первую очередь - о чём сказано в              
законодательстве - продавать тем, кто расположен рядом, кто соприкасается с     
этим сельхозпредприятием. А в этих законопроектах в основном всё это, так       
сказать, убирается.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич, ваш    
вопрос.                                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Евгений Исаакович, вот лидер вашей партии, ныне председатель          
правительства, понимающий важность этой отрасли, назначил бывшего премьера      
ответственным за нацпроект по сельскому хозяйству. Вместе с тем мы знаем, что   
нет ни одного случая, чтобы арбитражный управляющий оздоровил хотя бы одно      
хозяйство. Может, вы знаете такие случаи? Не могли бы вы привести примеры?      
Вот я просто специально искал такие случаи. Не кажется ли вам, что постановка   
этого вопроса вообще провокационна? Купля-продажа уже распродала Россию!        
Может быть, Комитет по собственности предложит какой-то другой закон по         
собственности, который бы вот эту экономическую тлю, уничтожающую Россию?..     
Вообще надо с государственного обеспечения снять! У нас все арбитражные         
управляющие выделяют себе заработную плату больше, чем стоит всё                
сельхозпредприятие, распродают его и после этого идут арбитражным в другое      
место.                                                                          
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Николай Васильевич, вообще, по закону об            
арбитражных управляющих заработная плата арбитражного управляющего - 10 тысяч   
рублей, это так, по закону, не сам себе, это по закону так определено. И если   
вы помните, мы недавно отклоняли законопроект - я на этой трибуне как раз       
выступал - о том, что, когда оплата в зависимости от проданного, это не         
способствует, так сказать, оздоровлению, и поэтому тот законопроект мы          
отклонили. Это первый вопрос.                                                   
                                                                                
Второй вопрос, о положительных примерах, так сказать, в банкротстве. Ну, я      
думаю, что об этом лучше запросить Арбитражный суд, и он даст информацию        
исходя из своей практики, потому что такая практика есть, всё-таки не все       
предприятия банкротятся, а есть доля определённая... Но с другой стороны, мы    
с вами прекрасно знаем примеры, когда именно прохождение процедуры              
банкротства... Причём на Западе во многих странах есть процедура, когда само    
предприятие объявляет себя банкротом, с тем чтобы защититься от                 
недобросовестных кредиторов. Система банкротства сегодня отработана в мире до   
такой степени, что она действительно в первую очередь служит... И я повторю     
ещё раз: всё-таки основная задача закона о банкротстве - способствовать         
оздоровлению предприятий.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович.                      
                                                                                
КАШИН В. И. Олег Викторович, если можно, я хотел бы выступить.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, хорошо.                                               
                                                                                
Тогда вопросы все заданы.                                                       
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Исаакович.                                  
                                                                                
Есть желание выступить у депутата Кашина Владимира Ивановича и у депутата       
Медведева Юрия Германовича. Пожалуйста... И ещё депутат Коломейцев.             
Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин.                                            
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо большое.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы вернуть нас к некоторым статистическим данным.    
В последние годы от трёх с половиной до пяти тысяч сельскохозяйственных         
коллективных предприятий банкротятся. Причём банкротятся не только хозяйства    
в тех зонах, где земля имеет сегодня огромную ценность, - я имею в виду наши    
крупные промышленные зоны, такие, как Московская область, Санкт-Петербург и     
так далее, - сегодня эти процессы происходят в самых, как говорится,            
сельскохозяйственных, кормящих нашу Россию регионах.                            
                                                                                
Сама политика в отношении агропромышленного комплекса, она, конечно, и          
привела к тому, что наши предприятия находятся в таком удручающем состоянии.    
Я не хочу вот эту часть развивать, но хочу сказать: это рукотворное дело,       
дело вот этой политики, которая проводится в последний период новой истории,    
я имею в виду эти шестнадцать - семнадцать лет, когда из хозяйств триллионами   
выкачивали средства исходя из того же диспаритета цен и многих других           
явлений, когда деколлективизация стала основным политическим жупелом многих     
сил, которые громили коллективные хозяйства. Вот эта часть пусть уж будет на    
совести этих товарищей, но вот сам закон "О несостоятельности (банкротстве)",   
о чём говорил докладчик, базовый закон, и та часть, которая регламентирует      
систему отношений сельхозпредприятий...                                         
                                                                                
Я вам должен сказать, что вы не найдёте - абсолютно прав коллега, товарищ,      
наш друг Коломейцев - среди огромного количества обанкротившихся хозяйств       
примера оздоровления сельскохозяйственных предприятий, наоборот, история        
изобилует другими примерами. В законе не прописаны никоим образом системные     
полномочия арбитражного управляющего. Он в этом плане наделён абсолютными       
полномочиями и может пойти на любой сговор с любой организацией, с любой        
структурой, он не несёт ответственности за экономические результаты, этот       
арбитражный управляющий. Но дело, ещё раз хочу сказать, не только в             
арбитражном управляющем, дело, по большому счёту, в самой системе, которая      
сегодня заложена в нашей реальной жизни.                                        
                                                                                
Ведь в основном этот закон позволяет рушить хозяйства, распродавать             
хозяйства, а земли сельскохозяйственные использовать не по назначению. Вы       
посмотрите, если взять ту же нашу кольцевую дорогу в Подмосковье: здесь же      
самые лучшие хозяйства подвергнуты разорению, разрушению, и сегодня до          
житниц, повторяю, дело дошло. Сама система, прописанная в этом законопроекте,   
несовершенна, и поэтому постоянно с территорий, от Дум местных, региональных,   
поступают вот эти предложения. Мы знаем, как активно работает Алтайское         
краевое Законодательное Собрание - там более двадцати законов, касающихся       
села, принято, которые субъекту многое позволяют сделать. То же можно сказать   
о Ставропольском крае. Вот их инициативы мы, конечно, просто обязаны            
поддерживать. И в первую очередь наша фракция будет поддерживать именно эти     
две законодательные инициативы. Мы сегодня обязаны сделать всё для того,        
чтобы вернуть сельскому хозяйству истинное право на экономическое               
возрождение, на технологическое возрождение, на то, чтобы в конце концов        
страна наша была обеспечена собственным продовольствием.                        
                                                                                
Вы посмотрите, сегодня самые злые статьи в Земельном кодексе действуют, а       
нормальные статьи, которые заставляют использовать земли сельхозназначения по   
целевому назначению, не действуют, не задействованы. Закон об обороте           
сельхозземель, многие другие вещи, которые... В том числе я хочу у Комитета     
по собственности спросить: а каким образом вы учитываете сегодня вот эту        
паевую составляющую, когда у нас основные сельхозземли закреплены через         
паевую часть? Она законодательно не закреплена серьёзным образом, и процессы    
вот этого банкротства нарушают эту систему. В том числе вы обязаны оберегать    
и эту часть собственности наших граждан, паевую составляющую.                   
                                                                                
В целом ещё раз хочу сказать: сам закон "О несостоятельности (банкротстве)"     
разрушительный и попытки наших законодательных собраний правильные. Мы          
обязаны в конце концов оградить сельское хозяйство, земли сельхозназначения     
от нашествия. Татарскому игу не снилось в своё время то, что происходит         
сегодня с нашей родной землёй-матушкой! Поэтому ещё раз хочу сказать: вот       
так, огулом, законодательные инициативы наших региональных собраний нельзя      
отбрасывать, а надо делать всё, для того чтобы учитывать эти вопросы. Ведь      
комитет ничего не предложил, чтобы решить ряд вопросов, которые сегодня, как    
показывает правоприменительная практика, явно стали мешать нормальным           
процессам на селе. Нет, комитет ничего не предлагает, только мундир свой        
бережёт: закон, мол, хорош, а все изменения не соответствуют... Это             
неправильно!                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев, пожалуйста. И обращаю ваше            
внимание, Николай Васильевич, что у вас четыре минуты, после чего я вас         
прерву.                                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А что вы волнуетесь, что я превышу?..                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто вас предупреждаю, хотя сожалею, что приходится   
говорить об этом.                                                               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо за благодеяние в мой адрес.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, посмотрите, законопроект состоит всего из трёх строк, но     
если вы почитаете пояснительную записку, скажем, законодательного собрания      
Ставропольского края, то, мне кажется, убедитесь, что в ней излагается          
квинтэссенция происходящего в деревне. Те из вас, кто во время работы в         
округе бывал в сельских районах, наверняка получали сумки обращений по поводу   
безработицы, по поводу беспредела, чинимого вот этими самыми арбитражными       
управляющими, уничтожившими колхозы и совхозы - некогда миллионеры, вы          
наверняка получили тысячи обращений по поводу земельных долей. Но посмотрите,   
что у нас в Думе происходит: у нас происходит то, что Комитет по                
собственности сельским хозяйством, или его окончательным уничтожением,          
занимается, комитет по строительству - ему отданы земельные доли, а аграрный    
комитет в своём заключении отрицает то, что коллеги из ставропольского          
законодательного собрания просят принять, криком кричат. Понимаете, в чём       
проблема?                                                                       
                                                                                
С моей точки зрения, большего вреда промышленности и сельскому хозяйству, чем   
закон "О несостоятельности (банкротстве)", ни один закон не нанёс. Почему? Вы   
слышали, представитель комитета не смог ответить на мой вопрос, привести хотя   
бы один пример позитивной работы арбитражного управляющего. Его и нет в         
России. Почему? Потому что вот эта кумовская система назначения арбитражных     
управляющих, с моей точки зрения, - это система деиндустриализации России и     
её сельского хозяйства.                                                         
                                                                                
Я бы предложил вам поддержать законодательную инициативу Государственной Думы   
Ставропольского края, которая, безусловно, не решает всех проблем возникших,    
но предлагает первый кирпичик для того, чтобы хотя бы упорядочить               
деятельность вот этих самых арбитражных управляющих. Если мы этого не           
сделаем... Вот меня всегда удивляют докладчики наши от комитетов: они           
говорят, что да, проблема есть, проблема правильная, вот у нас там где-то в     
перспективе шестой Государственной Думы есть такой законопроект, но они не      
предлагают сегодня решения. С моей точки зрения, если мы действительно          
обеспокоены ситуацией в стране и хотим её изменить, комитетам, вообще-то, не    
надо отвергать инициативы субъектов Федерации, которые не из праздности их      
сюда присылают - субъекты нам присылают всегда боль, которую они чувствуют      
быстрее, острее, чем все остальные.                                             
                                                                                
В заключение предлагаю поддержать инициативу Ставропольской краевой Думы.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осталась одна минута, я предлагаю завершить сейчас работу, объявить перерыв,    
а сразу после перерыва по обсуждаемому законопроекту выступит депутат           
Медведев.                                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2586 по 2811 из 4653
Продолжаем обсуждать пункты 14 порядка работы. Я предоставляю слово депутату    
Медведеву Юрию Германовичу.                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Позвольте мне тоже высказать      
некие соображения по данной теме, поскольку тема очень острая и очень           
серьёзная.                                                                      
                                                                                
Конечно, сегодня можно много и долго говорить о ситуации в сельском             
хозяйстве. И мы, депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", хотели бы сказать своим      
коллегам из фракции КПРФ, что вы не монополисты с точки зрения оценки           
ситуации в сельском хозяйстве, мы тоже владеем ситуацией. У нас тоже в своё     
время были одномандатные округа, куда входило очень много сёл. Мы тоже          
понимаем, что ситуация в сельском хозяйстве была и есть непростая. И то, что    
произошло в 90-е годы, - это, конечно, разорительно не только для сельского     
хозяйства, но и для многих других отраслей экономики. Но, реально оценивая      
ситуацию, понимая всю полноту ответственности, естественно, и фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ" предложила и предлагает очень много мер для поддержки и развития        
сельского хозяйства. Вы знаете, мы с вами приняли закон по этой теме. Вы        
знаете, что в соответствии с этим законом правительством принята                
соответствующая программа, которая обеспечивает финансирование. Вы знаете,      
нами принят закон о финансовом оздоровлении сельского хозяйства и многое        
другое за эти годы, что в той или иной степени даёт надежду, что ситуация в     
сельском хозяйстве изменится. Это если говорить о политике.                     
                                                                                
Теперь по существу поднятого вопроса. Вы говорите, что будете голосовать за     
два законопроекта - за законопроект, который предлагают наши коллеги из         
Ставрополья, и за законопроект, внесённый депутатами Алтайского краевого        
Законодательного Собрания. Это два совершенно разных законопроекта, это         
совершенно противоположные, альтернативные законопроекты. Как за них            
голосовать? Вам тоже надо тогда определиться, за что вы: за то, чтобы           
сохранить действующую систему банкротства, придав ей определённое, другое       
направление, или за то, чтобы исключить сельхозпредприятия из системы, не       
распространять на них процедуру банкротства.                                    
                                                                                
Если поддерживать ставропольский законопроект... Я бы не хотел здесь подробно   
комментировать данные законопроекты, потому что мой коллега очень полно и       
долго объяснял и рассказывал, что будет, если мы примем тот или иной            
законопроект. Так вот, если говорить о ставропольском законопроекте, если мы    
с ним соглашаемся, то последствия будут ещё более негативные, чем сегодня. Мы   
столкнёмся с тем, что будет работать исполнительное производство, и тогда       
будет, так сказать, право первой ночи: какой кредитор первым заявит             
претензии, кто посильнее, у кого локти, плечи покрепче, тот и получит всё       
имущество, а все остальные, в том числе и работники, работающие на том или      
ином предприятии, которое подпадает под банкротство, не смогут никогда          
получить даже заработную плату. А уж о какой-то системе финансового             
оздоровления вообще надо забыть раз и навсегда. Это если комментировать         
ставропольский законопроект.                                                    
                                                                                
То же самое по алтайскому. Конечно, намерения-то вроде бы неплохие, но с        
точки зрения реальных результатов в конечном итоге мы получим примерно то же    
самое. И ничего мы, постепенно снижая стоимость, проводя четыре раза            
аукционы, в конечном итоге не получим, не получим оздоровления, не решим        
главный вопрос - не рассчитаемся с кредиторами и так далее, и так далее.        
Поэтому я считаю, что комитет поступил абсолютно правильно. Аргументы с точки   
зрения правового решения этого вопроса, предлагаемого авторами, до конца не     
продуманы, не всегда обоснованы и не имеют права на жизнь.                      
                                                                                
По действующему закону, о котором вы говорили, "О несостоятельности             
(банкротстве)" есть вопросы. Практика показывает, что действительно надо        
какие-то нормы, может быть, несколько скорректировать. Но давайте будем к       
этому подходить не так - вот кому-то вдруг захотелось, кто-то как-то это        
увидел... Давайте будем подходить комплексно, объективно, исходя из             
сложившейся практики, исходя из тех или иных судебных решений, с тем чтобы      
нам не испортить, не ухудшить, а, наоборот, улучшить действующее                
законодательство, сделать так, чтобы и в сельской местности предприятия,        
подпав под процедуру банкротства, тоже прошли стадию финансового                
оздоровления, которое позволит, как вы предлагаете, в большей степени           
всё-таки доводить ситуацию до улучшения, а не убивать окончательно              
сельхозпроизводителей.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Настаивают     
ли на выступлении представители президента и правительства? Нет. Я так          
понимаю, что... А, Евгений Исаакович Богомольный хотел бы высказаться.          
                                                                                
Включите микрофон депутату Богомольному.                                        
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! К сожалению,    
те, кто больше всего выступал, большинство, не остались почему-то для           
продолжения обсуждения вопроса.                                                 
                                                                                
Я хочу что сказать? В основном жалобы и выступления касались банкротства,       
которое является как бы последней стадией работы предприятия. И я в первой      
части своего выступления говорил, что основное-то ведь - это доведение          
предприятия до банкротства, здесь основные проблемы лежат: проблемы             
некомпетентного управления, проблемы сговора руководителей сельхозпредприятий   
с какими-нибудь спонсорами по введению сельхозпредприятий в банкротство. Об     
этом надо в первую очередь говорить. Здесь должна быть слаженная работа         
органов власти везде, начиная от субъектов Федерации и кончая муниципальными    
районами и поселениями, с тем чтобы не довести до банкротства предприятие,      
заниматься тем, чем мы всегда занимались, - подбором и расстановкой кадров.     
                                                                                
А банкротство - это окончательная стадия, когда уже дело-то свершилось.         
Поэтому то, что сегодня четыре законопроекта вынесено... Юрий Германович        
правильно сказал, я в своём выступлении говорил и совместное заседание двух     
комитетов - Комитета по собственности и аграрного комитета - показало, что      
действительно если мы, допустим, приняв тот же алтайский законопроект,          
создадим зону безвластия, то ни одна кредитная организация, никто не даст ни    
копейки этим сельхозпредприятиям, понимая, что если они не подпадают под        
закон о банкротстве, то никогда в жизни этих денег никто не получит.            
                                                                                
Поэтому ещё раз говорю: надо понимать, что те пожелания и те решения, которые   
в законопроектах содержатся, в большей степени являются следствием того, что    
основные законы не выполняются, основная задача - недоведение                   
сельхозпредприятий до банкротства - не выполняется, а изменениями в             
действующие законы подменить работу правоохранительных структур, органов        
власти невозможно.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич, по мотивам голосования... Нет, у нас не третье чтение.     
Тогда, пожалуйста, по ведению, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
По мотивам нельзя?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - нет, только в третьем чтении.                
                                                                                
КУЛИК Г. В. А если по ведению, то я бы просто попросил вас дать сегодня         
протокольное поручение Комитету по собственности всё-таки подготовить           
поправки в закон о банкротстве об особенностях банкротства                      
сельхозорганизаций. Я не хочу никаких пугалок приводить, но могу сказать: это   
совершенно проверенный путь ликвидации сельскохозяйственных предприятий с       
целью захвата земли прежде всего, а не организации их производства, и это       
всем известно.                                                                  
                                                                                
Наши предложения уже года полтора лежат в этом комитете. Есть особенности       
банкротства градообразующих предприятий, а мы хотели, чтобы такие особенности   
были определены и по селу. Например, чтобы не трогали молочное стадо, чтобы     
не трогали семена, чтобы не трогали... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я согласен, давайте так. Учитывая, что...             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция ваша, Геннадий Васильевич, я с ней        
согласен, будем считать, что под стенограмму мы даём поручение Комитету по      
собственности найти законодательное решение данной проблемы, остроту которой    
понимают все участники обсуждения.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование в альтернативном режиме в порядке    
обсуждения пункт 14.1.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Ставится на голосование пункт 14.2.                                             
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования по пункту 14.3. (Идёт голосование.)      
                                                                                
И наконец, ставится на голосование пункт 14.4.                                  
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 14.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за               58 чел.12,9%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     61 чел.                                          
Не голосовало                 389 чел.86,4%                                     
                                                                                
За - пятьдесят восемь человек.                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 14.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               55 чел.12,2%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     57 чел.                                          
Не голосовало                 393 чел.87,3%                                     
                                                                                
За - пятьдесят пять человек.                                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 14.3.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               10 чел.2,2%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     10 чел.                                          
Не голосовало                 440 чел.97,8%                                     
                                                                                
За - десять человек.                                                            
                                                                                
И наконец, покажите результаты голосования по пункту 14.4.                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               34 чел.7,6%                                      
Проголосовало против           39 чел.8,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8%                                     
                                                                                
За - тридцать четыре человека.                                                  
                                                                                
В соответствии с Регламентом на голосование вновь ставится законопроект,        
обозначенный в пункте 14.1, как набравший наибольшее количество голосов.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за               59 чел.13,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     61 чел.                                          
Не голосовало                 389 чел.86,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.