Заседание № 116
13.04.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 125874-8 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (об особых правах детей медицинских работников, погибших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении ими трудовых обязанностей)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3895 по 4331 из 4738
Рассматриваем пункт 33 повестки, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...". Доклад Оксаны Генриховны Дмитриевой. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемые коллеги, рассмотрение данного законопроекта, когда он был подан, в комитете по образованию в октябре 2022 года не выдерживает ну никакой критики. Расскажу всю историю. Данный законопроект предлагает наделить особыми правами детей погибших медиков, тех, кто погиб в условиях коронавирусной инфекции. Причина гибели точно зафиксирована, поскольку в соответствии с указом президента были определённые выплаты родным тех, кто погиб при выполнении трудовых обязанностей, когда это было установлено. Точные сведения о количестве медиков, погибших в период коронавирусной инфекции, есть, это 1100 человек. Точное количество детей погибших медиков тоже есть, поскольку Фонд соцстраха предоставлял соответствующие выплаты, это 335 человек. Законопроектом предлагается детей погибших медиков, если они поступают в высшие учебные заведения в сфере здравоохранения, принимать без вступительных испытаний, если они поступают в иные учебные заведения, то они должны иметь те же права поступления на подготовительные курсы за счёт бюджета, что и дети погибших военнослужащих, работников органов исполнения наказания, прокуратуры и всех других силовых ведомств. Что я услышала в комитете по образованию? Что мы вообще расширяем льготы необоснованно, что приём без вступительных испытаний вообще относится только к победителям олимпиад и тут должны быть большие профессиональные достижения либо относится к тем, кто поступает в вузы в сфере физической культуры или искусства и тоже имеет определённые достижения. Комитет это рассматривал в октябре 2022 года, в то время президент ещё не сделал своё замечание и предложение о том, чтобы детей погибших участников специальной военной операции и не только погибших, но и просто принимающих в ней участие принимать без вступительных испытаний. И он сделал это совершенно правильно. То есть буквально за несколько месяцев до этого мне была прочитана целая лекция (ну, по-моему, эта коллега и будет сегодня мне оппонировать), а потом аналогичное предложение в отношении гораздо более многочисленной категории населения и будущих поступающих сделал президент, и соответствующий законопроект уже принят, ну и всё это сделано совершенно правильно. Поэтому я считаю, что законопроект должен быть принят сейчас. Если есть какие-то технические замечания, то он может быть уточнён во втором чтении. А вообще, это просто возмутительно: каждый раз, когда происходит либо трагедия, либо теракт, либо какая-то техногенная катастрофа, в течение двух месяцев, ну, трёх мы помним о тех, кто погиб, мы помним о тех, кто предотвращал эту техногенную катастрофу, потом мы забываем, потому что начинается... ну, то есть случается следующее несчастье - либо катастрофа, либо наводнение, либо землетрясение, либо специальная военная операция. Ну это же возмутительно: мы будем так же равнодушны через несколько лет или через несколько месяцев к тем, по кому мы сейчас принимаем совершенно справедливое решение! Поэтому я считаю вообще возмутительной ситуацию, которая была в комитете по образованию. А дальше - больше. Дальше мы решили что-то уточнить по этому законопроекту, внесли новый законопроект на ту же тему, с другим составом авторов - Олег Николаевич Смолин, Владимир Владимирович Сипягин подключились. А нам теперь говорят: а вы получите новое заключение правительства. Хотя финансово-экономическое обоснование ну абсолютно то же самое: количество погибших медиков не изменилось, количество детей ну разве только уменьшилось, потому что кто-то уже поступил, кто-то уже вышел из этого возраста. Это тоже абсолютное безобразие: почему наш законопроект, уже в новой редакции, отклонили, снова нам вернули и послали на заключение правительства? Ну нельзя вообще так подходить! Нельзя так подходить к принятию решений, которые касаются минимального количества людей! С финансово-экономической точки зрения это, там, десятый знак после запятой, его никто и не заметит. Поэтому прошу, несмотря на то что есть решение комитета, и наверняка у "ЕДИНОЙ РОССИИ" тоже отрицательное решение, такое решение всё-таки не принимать, потому что это будет, ну, абсолютное безобразие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Харченко Екатерина Владимировна. Пожалуйста. ХАРЧЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект федерального закона, о котором говорила уважаемая Оксана Генриховна, Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию отмечает следующее. В представленном законопроекте предусматривается расширение перечня абитуриентов, наделённых в соответствии со статьёй 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" особыми правами при приёме на обучение по имеющим госаккредитацию и (или) за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета. А именно предлагается детям медицинских работников, погибших (умерших) вследствие заражения коронавирусной инфекцией при исполнении ими трудовых обязанностей, предоставить право на приём без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и право на приём на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета. По мнению авторов законопроекта, проектируемые изменения будут обеспечивать приравнивание выполнения профессионального долга медработниками в условиях новой коронавирусной инфекции к выполнению воинского долга и выполнению служебных обязанностей сотрудниками силовых ведомств и прокуратуры в части обеспечения прав их детей на получение высшего образования. Комитет Госдумы по науке и высшему образованию не поддерживает концепцию данного законопроекта по следующим основаниям. Вызывают сомнение следующие позиции: правомерность действия проектируемых норм применительно только к одной категории работников социально-культурной сферы - медицинским работникам и их детям; правомерность указания на один вид инфекции - коронавирусную, от которой зависит риск заражения. Предлагаемые авторами законопроекта нормы будут ущемлять права детей как других категорий медицинских работников, так и других работников социально-культурной сферы: преподавателей, научных работников, деятелей культуры, социальных работников. По поводу первой предлагаемой нормы также следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона "Об образовании..." право на приём без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета предоставляется абитуриентам исключительно за личные выдающиеся достижения: победителям, призёрам и чемпионам всероссийских и международных олимпиад, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Такой подход не предусматривает отнесения абитуриентов к какой-либо социальной группе и соответствует конституционным гарантиям граждан на получение высшего образования, закреплённым в статье 43 Конституции Российской Федерации. Идея содействия отдельным категориям граждан в их подготовке к успешному освоению образовательных программ высшего образования сомнений не вызывает. Вместе с тем, говоря о второй предлагаемой норме, следует учесть, что согласно части 9 статьи 71 Федерального закона "Об образовании..." отдельным категориям граждан по окончании подготовительных отделений предоставляется преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования. Однако в соответствии с концепцией законопроекта дети погибших медицинских работников по окончании подготовительных отделений будут иметь возможность поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета без вступительных испытаний. Такая трактовка повлечёт нарушение равенства прав других категорий абитуриентов, имеющих преимущественное право при поступлении в вуз. Коллеги, на данный законопроект поступили отзывы от законодательных органов 23 субъектов Российской Федерации, из них 12 - отрицательные, от высших должностных лиц 42 субъектов Российской Федерации, из них 32 - отрицательные. Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья отрицательное, заключение Счётной палаты Российской Федерации отрицательное, Правительство Российской Федерации в своём заключении не поддерживает данный законопроект с аналогичной мотивацией и также отмечает, что принятие соответствующего закона приведёт к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в то время как источники финансового обеспечения расходных обязательств авторами законопроекта не указаны. В связи с изложенным Комитет по науке и высшему образованию считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе указанный проект федерального закона отклонить в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемая Екатерина Владимировна, вы прокомментировали положения законопроекта, где говорится о поступлении без вступительных экзаменов. А о приоритетном приёме на подготовительное отделение выскажитесь, пожалуйста: вы против этого тоже? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харченко включите микрофон. ХАРЧЕНКО Е. В. Спасибо за вопрос. Дети погибших медицинских работников, в случае если погибший был единственным родителем, будут относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым по действующему законодательству помимо права на приём на подготовительные отделения (это часть 7 статьи 71 Федерального закона "Об образовании...") и по окончании подготовительных отделений преимущественного права зачисления в образовательную организацию высшего образования на обучение по программам бакалавриата и по программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (часть 9 статьи 71 Федерального закона "Об образовании...") также предоставляется право на приём в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании..."). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Екатерина Владимировна, удовлетворите, пожалуйста, моё любопытство: а чем мотивирует Комитет по охране здоровья отрицательное заключение на законопроект, за что комитет так не любит своих подзащитных - врачей? ХАРЧЕНКО Е. В. Уважаемый Олег Николаевич, к сожалению, у меня на руках нет заключения Комитета по охране здоровья. Я в рабочем порядке сегодня обязательно вам его предоставлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Екатерина Владимировна, мы помним, совсем недавно же был ковид, и мы помним, с каким пафосом центральное телевидение, захлёбываясь, чуть ли не каждый день говорило о подвиге людей в белых халатах, которые идут в "красную зону". А сейчас вы говорите, что это, ну, как бы будет ущемлять права других категорий лиц, если сиротам, которые остались после выполнения профессионального долга медработниками, дать какие-то вот такие ничтожные льготы, о которых говорится в законопроекте. Поясните, пожалуйста, почему вы считаете, что у детей медработников, которые в период ковида погибли, исполняя профессиональные обязанности, не может быть привилегии по сравнению с другими категориями граждан, которые льготы на данный момент не имеют? ХАРЧЕНКО Е. В. Уважаемый Михаил Николаевич, я полностью разделяю с вами позицию о неоценимом вкладе в борьбу с заболеванием данным и с этой инфекцией людей в белых халатах, они действительно герои нашего времени. Но, к сожалению, в данной редакции этого законопроекта не учтены такие категории опасных инфекционных заболеваний, с которыми также каждодневно встречаются наши врачи и медицинские работники: это и туберкулёз, и гепатит В, гепатит С, ВИЧ, холера и так далее. Есть перечень заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года. Мы готовы вернуться к совместной межфракционной работе в данном направлении и сделать законопроект, который пройдёт согласование всех необходимых структур и получит необходимые положительные заключения отраслевых комитетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Ну, конечно, я прошу поддержать этот законопроект. И начну с некоторого оправдания моих коллег по комитету. Я уверен, что у нас в комитете работают вполне нормальные, здравомыслящие люди, и ключ к решению комитета обозначила уважаемая Екатерина Владимировна, сказав, что готова поддержать, когда получим все необходимые согласования. Это тот самый случай, когда, знаете, в старину рассказывали историю, вызывают человека в соответствующий орган и говорят: "Скажите, пожалуйста, вы с нами согласны?" - "Да". - "У вас есть собственное мнение?" - "Да, но я с ним не согласен". Вот здесь ровно та же самая ситуация: есть отрицательное заключение правительства и на него есть стандартная реакция, к сожалению. Хотя я уверен, что Государственная Дума, высший орган законодательной власти, должна принимать самостоятельные решения. Теперь по сути дела, уважаемые коллеги. Нам говорят, что законопроект ущемляет права других категорий граждан. Я вам напомню, коллеги, что, вообще-то, есть специальное решение Конституционного Суда, которое подтверждает мнение согласно здравому смыслу: предоставление дополнительных гарантий одним гражданам никак не ущемляет права других. Это решение Конституционного Суда. И хотелось бы, чтобы о нём чаще вспоминали, когда приводят подобные аргументы. Это первое. Второе. Уважаемые коллеги, если бы я был директор, я бы вообще считал, что можно было бы принять и общий закон о том, что дети погибших при защите жизни людей должны получить такие же права, если они поступают, что называется, по направлению, связанному с профессией в рамках семейной династии. Нам говорят: а как же другие заболевания? Ну, хотите, давайте расширим и на другие заболевания. Если человек - сын погибшего врача, погибшего при защите жизни и здоровья людей, поступает в медицинский вуз, я думаю, что ему могли бы быть предоставлены такие же права. Нам говорят, что без экзаменов могут поступать только те, кто показал выдающиеся достижения в отношении данной специальности на олимпиадах и так далее. Коллеги, ну разве мы не видели президентский закон о детях участников специальной военной операции? Они что, показали какие-то выдающиеся достижения во всех областях? Нет конечно. Это другой принцип, примерно такой же, который предлагает нам уважаемая Оксана Генриховна в этом законопроекте. Поэтому... Да, не говоря уже о том, что это 335 человек и для российского медицинского образования, вообще-то, это ничего... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Ну, я, наверное, завершу речь Олега Николаевича. Действительно, на сегодня то, о чём говорит комитет, правомерность... Почему только одна категория? Потому что только у них погибли родители, только у этой категории погибли либо мама, либо папа, сражаясь с инфекцией. Поэтому эта категория вполне понятна. Почему не включать туда тех, у кого погибли от чумы, от холеры, от других заболеваний? Вполне вероятно, ко второму чтению это дело можно расширить и, возможно, даже довести до такого уровня: для всех, погибших от заболеваний, связанных с оказанием профессиональной помощи. И в любом случае зафиксировать. В части заключения правительства. Ну, 300 человек по итогам всей эпидемии, точнее, 335 человек. Я думаю, вполне можно найти дополнительное финансирование на эти 335 мест. И это будет правильно и с моральной точки зрения, и с точки зрения совести элементарно и благодарности людям той категории, о которой мы говорим. Тем более, повторяю, параллели с участниками спецоперации вполне явные и понятные, есть заявления президента на этот счёт. Эти люди точно так же сражались - сражались, рискуя своим здоровьем, рискуя своей жизнью, и дети, которые остались без родителей, вполне имеют такое право. Я повторяю, это опыт не только спецоперации последней, это, я напомню, опыт Великой Отечественной войны, когда дети погибших родителей, сироты и не только сироты, практически без экзаменов принимались и в военные учебные заведения, и ещё в ряд заведений, куда их брали на инженерные специальности, то есть всё это уже было, всё это востребовано. Это благодарность, это нормально, ну, это своеобразная компенсация тем, кто сегодня стоит на этих рубежах, - что участвуя в СВО, что сражаясь за жизни и здоровье. На мой взгляд, отклонять данный законопроект нельзя, его вполне можно отшлифовать, усовершенствовать ко второму чтению, сделать, может быть, более общий вариант, но идея абсолютно верная, концепция совершенно не вызывает никаких сомнений. И очень жаль, что профильный комитет... Я, кстати, не помню, чтобы наш комитет давал отрицательное заключение. Возможно, в рамках какого-нибудь заочного заседания. Лично я не участвовал в голосовании по данному вопросу. Я предлагаю всё-таки уважаемым депутатам поддержать данный законопроект, ко второму чтению доработать совместными усилиями в рамках той группы, о которой говорил комитет по образованию. Иначе всё это опять уйдёт в долгий-долгий ящик, как неоднократно уходило по другим социальным законопроектам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, наша фракция поддержит этот законопроект. И честно говоря, я вообще не понимаю, почему фракция большинства его не поддерживает. Вот я читаю статью 71, куда вносятся поправки. Авторы предложили дополнить часть 4 пунктом 3 следующего содержания... Вы говорите: ну, нельзя, потому что там победители олимпиад и так далее, особые условия. Хорошо, давайте в часть 5-1 внесём, где речь идёт о детях принимавших участие в специальной военной операции: а) военнослужащих; б) лиц, заключивших контракты о добровольном содействии, добровольцев, вот о детях добровольцев и так далее. Давайте туда включим - какая проблема-то? Это процедура второго чтения. Мы что, теперь... Действительно, коллеги, не так много времени прошло - какие пафосные слова говорили с этой трибуны о врачах, которые рискуют жизнью, чтобы остановить эту страшную эпидемию! Куда они делись-то все, за два года забыли, что ли? Коллеги, ну в чём проблема-то?! Дальше, вторая часть. Дополнить часть 7 пунктом 8а следующего содержания - и перечисляется. Открываю часть 7: право на приём на подготовительные отделения - вот против этого точно возражать нельзя! Нет, вот если у них оба родителя погибли, тогда они будут иметь право, а если один - то не имеют. Вы вообще сами-то думаете, что говорите, коллеги?! Представитель комитета говорит: вот если он круглой сиротой останется, тогда он будет иметь право, а если у него только один родитель погиб, то он уже не имеет права. Слушайте, я даже, ну, не знаю, у меня даже комментариев нет по этому поводу. Ну как можно против этого голосовать?! И ещё. Самая ключевая вещь, которую я услышал: давайте мы на межфракционной основе внесём законопроект. Так в этом причина-то, что ли, - в авторах нет вашей фракции? Ну извините, авторы ошиблись, надо было вас позвать. Вообще-то, мне кажется, это не должно быть основанием для отклонения такого законопроекта - врачи-то чем провинились, их дети, дети погибших врачей чем провинились-то? Это самое малое, что можно для этих семей сделать сейчас на самом-то деле. И ещё один аргумент: ну есть же дети врачей, погибших от других болезней. Правильно, совершенно верно, давайте во втором чтении расширим, никаких проблем нет. Коллеги, наша фракция точно проголосует за и рекомендую вам сделать то же самое, потому что иначе любым пафосным словам, сказанным с этой трибуны, будет ноль цена. Вообще ноль цена будет всем этим словам! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Дмитриевой включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, ну возмутительно зачитывать, как вот пластинку, просто пластинку, как на диктофон, из заключения, что правомерность поступления без вступительных испытаний относится только к тем, кто показал исключительные результаты по выбранной профессии, уже после совершенно правильного указа президента. Вы ссылаетесь, просто зачитываете текст, который был подготовлен до указа президента. То есть, пока не получите пинок от президента, ни вы, ни правительство ничего не делаете! То же самое, кстати говоря, по погибшим медикам. Почему внесено только по детям тех, кто погиб от коронавирусной инфекции? Потому что опять же был указ президента, где чётко были зафиксированы выплаты в связи со смертью и в связи с инвалидностью. Тоже указ президента, и тоже, пока не было пинка, никто не принимал решения. Вот по этому нам известны точные данные. Вы оспариваете внесение изменений в статью, чтобы дети погибших медиков поступали на подготовительные курсы на бюджет, - так это же относится к детям всех силовиков, не только погибших, но и просто получивших увечья или получивших заболевания в период исполнения профессиональных обязанностей. То есть ребёнок погибшего медика хуже, чем ребёнок прокурора, который получил профессиональное заболевание. Ну вдумайтесь вообще, вдумайтесь, что вы опровергаете! Ну и о том, о чём говорил Валерий Карлович. Прежде чем парировать по поводу детей погибших медиков, тоже законодательство изучайте. Дети-сироты - это дети, у которых оба родителя погибли, оба, дети остались без попечения родителей, то есть для того, чтобы ребёнок мог воспользоваться льготой для детей-сирот, у него должен был погибнуть единственный родитель или должны были погибнуть оба родителя от ковида. Я считаю, что законопроект нужно принимать. Это бесчеловечно, это просто бесчеловечно его отклонять в данной ситуации. Спасибо за внимание. Да, и ещё я хочу сказать, 335 человек - это от нуля до 18 лет, то есть, соответственно, каждый год в среднем будет поступать, ну, там, я не знаю, два-три человека. Это что, расходы, на которые нужно финансово-экономическое обоснование? Ну это же вообще просто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...", пункт 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 10 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % Результат: не принято Не принимается.