Заседание № 16
О проекте федерального закона № 1258304-7 "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения", третье чтение. Доклад Светланы Викторовны Бессараб. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Выступая и от комитета, и от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я хочу доложить вам, что законопроект был внесён одновременно с внесением законопроектов о федеральном бюджете, о бюджетах внебюджетных фондов на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Законопроектом предлагается продлить на 2024 год установленный в настоящее время порядок учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который предусматривает направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы. Предваряя вполне справедливое возмущение наших коллег из других фракций, могу отметить, что, действительно, внося предложение о заморозке накопительной части восемь лет назад, правительство, наверное, не предполагало, что это будет не заморозка, а вечная мерзлота. И вместе с тем сегодня формирование полного размера на лицевом счёте застрахованных лиц позволяет особенно низкооплачиваемым работникам сформировать страховую пенсию по старости к установленному возрасту выхода на пенсию. Мы понимаем, что мы не можем отказаться от накопительной части пенсии, мы должны её сохранить, и вместе с тем напоминаем ещё раз Правительству Российской Федерации о необходимости разработки достойного пенсионного продукта для внесения его на рассмотрение Государственной Думы. Нам в очередной раз обещал министр труда на заседании профильного комитета, что такой законопроект будет внесён либо в конце этого, 2021 года (мы понимаем, что этого уже не случится), либо в начале 2022 года. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает принять законопроект в окончательном, третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выступить по мотивам от фракций есть желающие? Нет. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 01 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 96 чел.21,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 1258304-7 "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения". Светлана Викторовна Бессараб, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ко второму чтению по законопроекту не поступило ни замечаний, ни предложений. Комитет предлагает его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 54 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 99 чел.22,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет предлагает поставить его завтра в повестку дня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Включаем.
Заседание № 5
О проекте федерального закона № 1258304-7 "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект разработан и внесён Правительством Российской Федерации также в связи с внесением законопроекта о бюджете на 2022 год и на плановый период. Законопроект предусматривает учёт на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц тарифа страхового взноса в соответствии с выбором варианта пенсионного обеспечения в полном объёме в страховой пенсии гражданина. Таким образом, вся индивидуальная часть пенсионного тарифа будет направляться исключительно на формирование страховой пенсии, а не в пенсионные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Светланы Викторовны Бессараб. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается продлить на 2024 год установленный в настоящее время порядок учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусматривающий направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса (16 процентов) на финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы. Такой подход реализован в действующем законодательстве в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2014-2023 годах. По предварительной оценке, это позволит уменьшить трансферт из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 772,9 миллиарда рублей в 2024 году. Из приложенных к проекту закона материалов следует, что ежегодные мероприятия по заморозке накопительного компонента проводятся Правительством Российской Федерации исключительно в целях экономии средств федерального бюджета. Комитет не может согласиться с данным подходом. Напоминаем, что основной причиной ежегодной пролонгации моратория на формирование средств пенсионных накоплений является отсутствие однозначных согласованных решений о дальнейшем способе формирования накопительной части пенсии. Начиная с 2014 года в восьмой раз Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов обращается к Минфину и Центробанку с просьбой ускорить решение данного вопроса. Ведущаяся на протяжении последних шести лет Минфином и Центробанком работа, к сожалению, до настоящего времени не увенчалась успехом, а именно - внесением соответствующих законопроектов в Государственную Думу на рассмотрение. Были попытки разработки концепции индивидуального пенсионного капитала, а затем - гарантированного пенсионного продукта, гарантированного пенсионного плана, но до настоящего времени, повторю, они безрезультатны. Между тем затягивание решения данной проблемы уже негативно повлияло на уровень доверия граждан как к самому накопительному компоненту, так и в целом к изменениям в пенсионном законодательстве. Однако, коллеги, мы не можем не принять предлагаемый законопроект, потому что сегодня система накопительного пенсионного страхования позволяет 107 тысячам граждан получать накопительную часть пенсии, в 2022 году будет уже 154 тысячи граждан, а в 2023-м, по оценкам, 203 тысячи. Мы не можем обмануть их ожидания, вместе с тем и просто разморозить накопительную составляющую тоже не представляется возможным, ведь мы с вами понимаем - и уже говорили об этом, - что стоявший в гараже восемь лет автомобиль просто так не завести. Коллеги, учитывая, что предложенные изменения связаны с особенностями формирования федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на трёхлетний бюджетный цикл, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов с учётом высказанных замечаний предлагает принять законопроект в первом чтении и пригласить Минфин и Центробанк к обсуждению данной проблемы на площадке Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы. Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к представителю Правительства Российской Федерации. Ну, представитель комитета сейчас ясно дала понять, что, вообще-то, Дума уже восемь лет как ждёт ответа от правительства: а какова же судьба этих накоплений? Мы вообще будем эту пенсию выплачивать или нет? Мы будем норму закона выполнять? Мы восемь лет откладываем этот вопрос, люди вправе получить ответ: они вообще получат эту пенсию или нет - государство их в очередной раз кинуло? Вот как-то ответьте на этот вопрос, потому что так же нельзя: парламент вам восемь раз подряд каждый год ставит этот вопрос, а вы на него не отвечаете! Может быть, сегодня на него ответите? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Валерий Карлович, во-первых, хотел бы сказать, что граждане здесь ни в какой степени не являются обманутыми, так как в полном объёме все средства, которые граждане получили бы на свои лицевые счета в негосударственных пенсионных фондах, учитываются при формировании у них страховой пенсии. Граждане копейка в копейку получают абсолютно все средства, которые они должны были получить. Более того, с учётом индексации страховой пенсии, возможно, их доход даже больше, чем если бы это инвестировалось негосударственными пенсионными фондами, исходя из инвестдохода. Поэтому совершенно точно мы граждан никак не обманываем. Здесь я с вами категорически не согласен. Тем не менее что касается того, о чём вы говорили и о чём говорила Светлана Викторовна, мы действительно разрабатывали несколько концепций новой модели накопительного пенсионного страхования. Пока, к сожалению, данные концепции, которые мы разрабатывали, не были поддержаны экспертами и в обществе, поэтому мы сейчас продолжаем работать над этим. Надеюсь, что к следующему году разработаем что-то более успешное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Я хотела бы, чтобы вы уточнили. Объём получателей ежемесячных накопительных пенсий составляет 107 тысяч человек, так? А сколько человек получило за всё время единовременную выплату? Это первый вопрос. И второй вопрос. Всё-таки ещё уточните, каков в настоящий момент объём пенсионных накоплений по обязательному пенсионному элементу в государственной управляющей компании, ВЭБе, в частных управляющих компаниях и в НПФ? Можете назвать цифры? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопросы. В государственной управляющей компании сейчас примерно 1,3 триллиона рублей, в так называемых ЧУКах, частных управляющих компаниях, относительно небольшие средства - несколько десятков миллиардов рублей, точнее не скажу, там всего 50 тысяч человек застраховано. И остальные граждане - это те, кто застрахован в негосударственных пенсионных фондах, там средств также в районе 1 триллиона рублей. Теперь на первый... Да, данные средства, хотелось бы отметить, инвестированы практически в полном объёме в облигации российских промышленных компаний, таких как "Автодор", "РЖД", КамАЗ, "Росморпорт" и другие, таким образом, как таковые они, естественно, вовлечены в развитие нашей экономики. Что касается людей, которые получили единовременную выплату, я сейчас, к сожалению, не назову цифры, но это те, кто формировал накопления, граждане с датой рождения между 67-м и 72-м годами, и кто сейчас уже получил, кому назначили накопительную пенсию. Это относительно небольшое количество людей, оно будет сильно расти в течение следующих нескольких лет по мере того, как будут выходить на пенсию сначала женщины, а затем мужчины данных годов рождения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся на выступления. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Вот мы говорим: Дума - место для дискуссий или не место для дискуссий? Валерий Карлович, так это место для дискуссий или нет? У всех размышления. ГАРТУНГ В. К. Вячеслав Викторович, можно, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно. Вам всё можно. ГАРТУНГ В. К. При вашем председательстве - место для дискуссий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот мне рот хочет Матвеев закрыть. Это вот как?! Откуда, получается, такие предложения? Из прошлого! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 53-ю статью - хорошо, не 58-ю! (Оживление в зале.) Николай Васильевич, у меня и это было. Подождите, это важный вопрос. Гартунг, может быть, ждал этого очень долго. Это вы всегда при должности, и статус академика с пожизненным пенсионом и похоронами за счёт государства, ЦКБ - там всё прописано. А у него? Сплошная конкуренция! Пожалуйста, Валерий Карлович. Видите, немного таких. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Три минуты, если можно. Я мог бы и не выходить, не выступать с этой трибуны, но, к сожалению, в очередной раз представитель правительства не ответил на вопрос или ответил неточно. Когда я ему задал вопрос про права граждан, он сказал: да нет, они не ущемлены. Тогда для разъяснения: статус страховых выплат и статус накопительной пенсии разные. Наверное, никто не будет это отрицать, да? Замминистра финансов, вы же знаете это? Накопительную пенсию можно наследовать, можно её единовременно получать, разные возможности есть, которых нет по страховой пенсии. Так что юридический статус у них абсолютно разный. Страховую пенсию гражданин получает только в период дожития - всё, других вариантов нет, - который определяется здесь, в этом зале. Кстати, период дожития каждый год на шесть месяцев увеличивается. Такое ощущение, что у нас предлагают пенсионеру жить всё дольше, дольше и дольше, но при этом сокращают расходы на здравоохранение и всё делают для того, чтобы ну не мог он воспользоваться этим предоставляемым правом. Так что, конечно же, нужно вопрос этот решать. Если мы однажды приняли решение перейти на накопительную систему... Кстати, в этом зале говорили об этом, когда решение принималось, вот Оксана Генриховна здесь, она приводила с трибуны цифры, показывавшие, что пенсионные накопления за 20 лет... по-моему, с одного рубля остаётся... да, полкопейки, их просто инфляция съедает. В нерастущей экономике рассчитывать на то, что будут расти накопления, невозможно, надо было какое-то другое решение принимать, но приняли это решение. Теперь, поняв, что ошиблись, вы уже восемь лет откладываете исправление этой ошибки, а люди свои пенсии получить не могут. Это неправильно! Ну вот вы сказали, что 2,5 триллиона рублей у вас в частных и государственных фондах, и это не считая тех, которые туда не пошли ещё, которые заморожены, их же вы не считаете уже восемь лет. Суммы колоссальные, и, честно говоря, нам, по-моему, некуда уже это откладывать. Комитет вам каждый раз пишет в своём заключении, что надо этот вопрос решать. Принимайте быстрее решение либо отдайте людям все те деньги, которые у них за эти восемь лет изъяли. Если вы думаете, что люди у нас будут по 100 лет жить и ждать, пока правительство примет решение, то, мне кажется, вы заблуждаетесь. Мы за такое решение голосовать не будем, но позицию фракции у нас коллега Делягин озвучит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сначала от себя. Вы знаете, мне сейчас очень стыдно было, меня госпожа Бессараб устыдила. Я-то думал, у нас в правительстве... ой, извините, в Минфине такие жадные люди сидят: у них 18,9 триллиона рублей лежит без движения (больше годового объёма доходов бюджета на 1 октября по официальному отчёту Минфина), но они 772,9 миллиарда рублей не хотят направить на исполнение наших с вами в том числе обязательств. А оказывается, всё проще! Оказывается, Минфин просто надеется - вот восемь лет надеется, - что сможет сам с собой и с другими ведомствами разобраться, что же он хочет сделать. Коллеги, так мы сейчас за проголосуем - и они ещё 88 лет будут надеяться, и всё будет продолжаться, а люди будут считать, что мы с вами здесь такие негодяи и зажилили деньги, потому что люди же так понимают заморозку средств. Когда у нас в прошлый раз была заморозка средств, не помните? Вот только что разгребали эту тему - разгрести не можем. 1 июля 91-го года заморозили счета в Сбербанке - до сих пор эту дату помню, и многие помнят, как... Тогда распадался Советский Союз, а что у нас сейчас распадается восемь лет подряд? Дееспособность Минфина или каких-то других ведомств? А насчёт того, что никто ничего не теряет, так, извините, чем меньше денег у вас на вкладе, тем меньше вы... тем больше отъедает комиссия, и тем меньшими масштабами вы можете оперировать, и тем меньшие доходы вы получаете. Это то, чем экономика отличается от бухгалтерии. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." будет против этого законопроекта, потому что это единственный способ стимулировать Министерство финансов, чтобы они надеялись немножечко быстрее. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Геннадьевич. Пожалуйста, Стенякина Екатерина Петровна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться независимому депутату Дмитриевой Оксане Генриховне. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Заморозка накопительного компонента пенсии на протяжении уже восьми лет не может не вызывать беспокойства у депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Очевидно, что старая схема, при которой предусматривается направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса, а именно 16 процентов, на финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы, позволяет гражданам формировать право на страховую пенсию в полном объёме. Однако существующая неопределённость в способах формирования накопительной пенсии негативно сказывается на доверии граждан к проводимой политике в области пенсионного обеспечения. Наша фракция согласна с объективной необходимостью принятия данного закона, который гарантирует пенсионное обеспечение наших граждан в ближайший плановый период, но вместе с тем мы ещё раз настойчиво обращаем внимание Правительства Российской Федерации на необходимость ускорить работу по реформированию накопительной составляющей пенсионной системы. Уважаемые коллеги, с учётом рекомендаций в адрес Министерства финансов Российской Федерации фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Петровна. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, когда в этом зале уже практически 20 лет назад рассматривался проект закона - так называемая зурабовская пенсионная реформа - о введении, в частности, пенсионного накопительного элемента, я была категорически против. Я говорила, во-первых, что он обесценится, во-вторых, что он создаёт эффект двойного бремени и отнимает деньги у ныне живущих пенсионеров, создаёт дыру в Пенсионном фонде и, в третьих, что доходность по пенсионным накоплениям будет существенно меньше, чем индексация по страховой части пенсии. Собственно говоря, всё, что я говорила 20 лет назад, подтвердилось, и с 2014 года правительство, осознав, что накопительный элемент создаёт дыру в Пенсионном фонде, отказалось, каждый раз продлевая эту практику, от перечисления взносов на накопительный элемент, все взносы идут на страховую часть пенсии. И наконец, представитель правительства, с которым мы долго-долго дискутировали, говорит совершенно правильную вещь: люди не пострадают, потому что индексация страховой части пенсии больше, чем если бы они отчислили это на накопительную часть и получили там доходность, - совершенно правильно. Таким образом, то, что предлагается, на самом деле не заморозка пенсионных накоплений для граждан, а заморозка перечисления средств финансовым посредникам - энпээфам и управляющим компаниям, это перечисление в Пенсионный фонд средств, которые идут на страховую часть пенсии. Вопрос только в том... То, что от обязательного накопительного элемента нужно отказываться, - это совершенно правильно, но должен ставиться вопрос о том, что делать с уже накопленными средствами, которые, как нам сегодня объяснили (в прошлый раз звучала другая цифра), составляют сейчас 2,5 триллиона рублей. И вот от этих 2,5 триллиона рублей никому ни жарко ни холодно, потому что начислена накопительная пенсия за всё время, чтобы люди её ежемесячно получали, только 107 тысячам, а единовременную выплату получили на самом деле гораздо больше человек - только за один год полмиллиона получают, - и только 10 тысяч начисляется накопительная пенсия. То есть нет никаких накопительных пенсий, никто их не будет ни начислять, ни выплачивать, они обесценились. Так что за данный законопроект нужно голосовать, потому что иначе это просто позволит отправить ещё 770 миллиардов рублей финансовым посредникам на обесценивание. А дальше надо ставить вопрос о том, чтобы действительно вернуть эти накопленные деньги гражданам или перенаправить их, переиндексировать и направить в страховую часть пенсии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект. Сегодня в средствах массовой информации вы услышите: Государственная Дума заморозила накопительную пенсию. Мы проводили эксперимент, спрашивали представителей разных социальных групп, когда такая новость проходила, об их реакции. Спрашивали действующих пенсионеров, которых вообще не касается накопительная пенсия, им ещё в советское время её назначили, и они говорили: "Да, наверное, нас опять обманули". Спрашивали молодёжь - она тоже с настороженностью к таким решениям относится. У людей чёткого и ясного представления относительно того, что такое накопительная пенсия, нет. Так вот для того, чтобы оно было, и в формате той работы, которую сейчас ведут Центральный банк с Минфином для того, чтобы накопительный элемент был добровольным, надо больше заниматься пропагандистско-просветительской работой. Вот заморозка накопительной пенсии касается порядка 37 миллионов наших граждан, которые выбрали негосударственную управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд, написав соответствующее заявление до 2014 года. Остальные наши граждане, у которых формировалась накопительная пенсия до заморозки, называются молчунами - их средства во Внешэкономбанке, и заморозка этих граждан не касается. И мы не голосуем за этот законопроект потому, что не оправдались ожидания 37 миллионов наших граждан: они выбрали управляющую компанию, выбрали негосударственный пенсионный фонд и ожидали, что у них накопительная пенсия будет формироваться, у них будет инвестдоход, они смогут потом либо единовременную выплату получить, либо ежегодную прибавку к пенсии, но теперь у них накопительная пенсия не увеличивается, потому что дополнительных средств не поступает. Есть плюсы в этом законопроекте. У тех граждан, у кого маленькая пенсия, весь тариф, 22 процента, идёт на страховую часть, тем самым граждане зарабатывают большее количество баллов. К сожалению, сегодня тысячи наших граждан, достигнув пенсионного возраста, сталкиваются с проблемой: им пенсию не назначают исходя из того, что у них не хватает страховых баллов. Так вот этот законопроект для отдельной категории граждан потенциально даже выгоден. Но в целом ошибочное было принято решение, когда в систему обязательного пенсионного страхования ввели накопительный элемент. Это должно быть исключительно добровольное решение гражданина вне системы обязательного пенсионного страхования. И все попытки Минфина, Центрального банка сегодня дать какой-либо альтернативный продукт не увенчаются успехом, мы вам заранее это говорим. Лучше всего пойти другим путём: надо вывести из системы ОПС накопительный элемент и решить, каким образом поддержать негосударственные пенсионные фонды, чтобы они в полном объёме выполнили взятые на себя обязательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста, заключительное слово, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое, Вячеслав Викторович. Я прежде всего хотел бы уточнить, так как действительно не ответил на вопрос Оксаны Генриховны: 9 миллионов человек получили единовременную выплату. Это действительно довольно значительное количество граждан, которые такую выплату получили. Что касается основных принципов, того, над чем мы работаем. Также совершенно согласен с тем, что любой наш новый проект должен быть абсолютно добровольным. И собственно, одна из причин, почему наши предыдущие разработки не получили поддержки, связана была с тем, что мы пытались сделать их... ввести туда некоторый элемент обязательности. Поэтому полностью поддерживается предложение, которое прозвучало сегодня: любой новый накопительный элемент должен быть абсолютно добровольным, над чем мы сейчас и работаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Светлана Викторовна Бессараб, заключительное слово. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, всеми фракциями было высказано абсолютно верное замечание: действительно, необходимо переводить накопительный компонент в добровольное страхование и, наверное, через софинансирование взносов государством, через снижение налогов, в том числе путём налоговых вычетов тем гражданам, кто решится участвовать в работе этой системы, возвращать доверие граждан к накопительной части пенсионной системы. Она нужна, она жизненно необходима, потому что ни одна страна мира не справится только за счёт солидарной пенсии. Коллеги, давайте над этим работать. А сегодня нужно принимать закон, потому что это касается трёхлетнего бюджетного цикла. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вот много предложений прозвучало. Наши коллеги из правительства, как из Министерства финансов, так и из Министерства труда и социальной защиты, представляют законопроекты, в рамках которых мы каждый год перед рассмотрением закона о бюджете отменяем решения, приостанавливаем решения, и это происходит из года в год. Ну, вы, может быть, поделитесь своей стратегией, какое у вас видение решения этих вопросов на перспективу? Может быть, не сейчас, но нам в любом случае надо на эти вопросы отвечать. Возможно, правильно будет ответить министру финансов, когда он будет докладывать закон о бюджете, потом будут выступать перед нами руководители внебюджетных фондов. Ну вот возьмём даже те же долговые обязательства. Надо просто прямо сказать, при каких условиях и возможностях это реально. Понимаем, о чём речь идёт? Приостановление льгот, потребительская корзина... Ведь мы каждый год возвращаемся к этому в рамках рассмотрения бюджетообразующих законов и начинаем обосновывать, вспоминать, почему это происходит, произошло. Об этом речь. Андрея Михайловича Макарова здесь нет? Думаю, что он нас поддержит в этом вопросе всецело. Андрей Михайлович, давайте мы попросим вас проработать эту тему. Она многогранна, состоит из нескольких законов, которые мы ежегодно - понимаете, о чём я говорю, да? - рассматриваем с точки зрения приостановки действия норм. Пожалуйста, прокомментируйте. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, на самом деле было это ваше поручение, сейчас комитет его выполняет в рамках подготовки постановления при рассмотрении бюджета. Что мы предлагаем, чтобы вот не было так, как сейчас, одновременно в бюджетном пакете? Рассмотреть все вопросы, относящиеся к бюджетной и налоговой политике, в весеннюю сессию, чтобы парламент мог выполнить функцию парламентского контроля, которая ему прямо установлена законом "О парламентском контроле", провести по этим темам соответствующие парламентские слушания и дать свои рекомендации правительству. То есть мы хотели бы заслушать все эти вопросы в рамках обсуждения этой темы весной, а не в тот момент, когда пойдёт следующий бюджет. Вами поручение дано по этому поводу, комитет готовит свои предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, ну и вопросы, о которых мы говорили. Мы, видите, приостанавливаем действие ряда норм федеральных законов... МАКАРОВ А. М. Да, вы абсолютно правы, Вячеслав Викторович. Вот именно это всё мы сейчас как раз готовим, это должно быть рассмотрено в рамках бюджетной политики, вот как мы это видим. Не каждый год это делать, а это должна быть именно реальная долговременная политика, ровно об этом ваше поручение мы выполняем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, об этом. Спасибо большое. Коллеги, переходим к голосованию по 16-му вопросу. Ставится на голосование в первом чтении законопроект. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 48 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 84 чел.18,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.