Заседание № 10
О проекте федерального закона № 1258302-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Пожалуйста, Аркадий Николаевич Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, предложенный вашему вниманию законопроект был внесён Правительством Российской Федерации и принят нами во втором чтении 16 ноября текущего года. Законопроект прошёл все необходимые процедуры: и согласование, и экспертизы. Замечаний по законопроекту не получено. Комитет по финансовому рынку просит поддержать предлагаемый законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет... Есть? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Щапов Михаил Викторович, Новичков и Бахарев. Пожалуйста. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом нам предлагается сделать ещё один шаг к разрушению доверия граждан к государству. Законопроект в очередной раз отодвигает выплату гражданам их сбережений. Правительство указывает, что для выполнения обязательств перед гражданами понадобится колоссальная сумма - 150 триллионов рублей, это почти полтора ВВП страны. Это действительно огромные деньги, но это не значит, что государство может отказаться от своих обязательств. Ведь государство и банки не прощают долги гражданам: пусть попробует гражданин не заплатить налоги или платёж по кредиту - он быстро столкнётся с целой цепочкой проблем, в конце которой его ждёт или банкротство, или даже уголовное преследование. А вот государство позволяет себе уже 30 лет не выполнять аналогичные обязательства перед людьми. Ссылку на то, что сумма долгов огромная, мы считаем несостоятельной. У нас, например, есть регионы, которые должны больше, чем их ВРП, и никто не снимает с них обязательства рассчитаться по долгам; есть компании, которые должны две, три и более валовых выручки, но никто им не прощает долги. Ситуации с задолженностью такого размера возникают регулярно, и есть наработанная десятилетняя практика их урегулирования. Если наше государство не может расплатиться со своими гражданами, оно должно найти компромисс, реструктуризировать задолженность, но выполнить свои обязательства - для этого нужно желание и воля. Госдума уже четыре раза требовала от правительства разработать механизм урегулирования этой ситуации, но этого так и не сделано. Очевидно, что в правительстве не находится человека с достаточной волей, чтобы всё же заняться этим сложным вопросом, но, пока мы приостанавливаем действие данного закона, такой человек и не найдётся. Мы сами поощряем эту позицию - не решать проблему, каждый раз её подвешивать, дожидаясь, пока советские вкладчики просто умрут. Мы никогда не согласимся с такой тактикой выжидания по той простой причине, что она подрывает доверие граждан к государству, а без доверия мы не сможем нормально развиваться. Наша фракция стремится к тому, чтобы однажды государство начало полностью выполнять свои обязательства перед своими гражданами, чтобы оно заслужило их доверие, поэтому мы не будем голосовать за этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Новичков Николай Владимирович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Подготовиться Бахареву. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буду краток. Когда рассматривался недавно этот законопроект, мы выступали против, и мы будем продолжать выступать против. И призываем вас присоединиться к данному решению. Мотивировка очень простая: это наши обязательства. К сожалению, коллега Моисеев, который представлял законопроект, сегодня отсутствует, но я позволю себе в его отсутствие напомнить его фразу о том, что правительство данные обязательства не считает финансовыми, считает их исключительно моральными. Но даже если это и так, это не позволяет нам относиться к данным обязательствам как к пустому месту. Перекладывание ответственности на следующие годы, на следующие поколения ставит нас в крайне невыгодное положение. Мы парламентарии, мы несём ответственность за все принятые государственные решения. Напомню, что Государственная Дума предыдущего созыва принимала решение о признании этих обязательств, и все отсылки к тому, что цифры астрономические, неподъёмные, не выдерживают критики. С чего-то надо начинать! Как известно, любая дорога начинается с первого шага, а мы даже не пытаемся этот первый шаг сделать. Я напомню, уважаемые коллеги, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" внесла поправки к федеральному бюджету о том, чтобы ежегодно выделять на обеспечение данных обязательств по 1,1 триллиона. Профицит, который после первого чтения заложило правительство, составляет 1,3 миллиона, и понятно, что профицит по итогам будет, конечно, больше с учётом всех возможных конъюнктур, поэтому давайте начнём с чего-то. От нас никто не требует заплатить сразу 50 триллионов, вот прямо сейчас. Давайте хотя бы начнём с 1,1 триллиона - и постепенно мы решим эту проблему! В конце концов, есть люди преклонного возраста - как мы будем смотреть им в глаза? Как мы будем себя чувствовать, если постоянно берём на себя обязательства, но говорим, мол, вы знаете, мы помним о том, что мы вам должны, но отдадим потом? Мы, вообще, кто после этого? Вот как нас после этого называть? Коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" призывает отнестись к данному законопроекту ответственно и отказаться от моратория, начать выплаты по обязательствам буквально с предстоящего года. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Бахарев Константин Михайлович. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я вышел на эту трибуну не для того, чтобы дискутировать в очередной раз по содержательной стороне законопроекта. Как вы помните, у нас такая дискуссия состоялась при его рассмотрении в первом чтении, достаточно обстоятельная и где-то даже эмоциональная. Я хотел бы вернуть нас всех к одному моменту этой дискуссии, который, по мнению нашей фракции, является принципиальным. С 2017 года Государственная Дума при принятии аналогичных законов записывает в постановлениях рекомендацию Правительству Российской Федерации разработать и внести в Госдуму проект федерального закона, регулирующий вопрос об исполнении этих обязательств по сбережениям граждан. Вместе с тем до сих пор такой проект федерального закона в Государственную Думу не внесён. К сожалению, сегодня в зале отсутствуют представители Министерства финансов, поэтому я обращаюсь к представителю правительства: уважаемый Александр Юрьевич, напомните, пожалуйста, вашим коллегам слова Председателя Государственной Думы - во время рассмотрения законопроекта в первом чтении он сказал о том, что нам с вами этот вопрос нужно обязательно решать, решать в достаточно сжатые сроки, а не переносить решение этой проблемы из года в год. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 25 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 103 чел.22,9 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 9
О проекте федерального закона № 1258302-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Доклад Аркадия Николаевича Свистунова. Пожалуйста, Аркадий Николаевич. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые депутаты, предлагаемый вашему вниманию законопроект был принят в первом чтении 26 октября нынешнего года. В срок, предусмотренный Регламентом, никаких поправок к законопроекту не поступило. Напомню, уважаемые коллеги, что данный законопроект предлагает продлить до 1 января 2025 года приостановку действия Федерального закона от 4 февраля 1999 года № 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора". Указанная базовая стоимость используется для определения так называемого одного долгового рубля, на основании которого должно было осуществляться восстановление денежных сбережений граждан Российской Федерации, помещённых до 20 июня 91-го года на вклады в Сберегательный банк, в организации государственного страхования Российской Федерации и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР. Однако в связи с отсутствием источника финансового обеспечения, так как, по оценкам правительства, затраты на такую индексацию могут составить в 2022 году порядка 49 триллионов рублей, в 2023 году - 51 триллион рублей и в 2024 году - почти 54 триллиона рублей, притом прогнозируемый объём доходов федерального бюджета, ну, в общем-то, составляет половину этих цифр, в настоящее время отсутствует... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аркадий Николаевич, учитывая, что поправок нет, вам не нужно обосновывать те предложения, которые в ходе обсуждения законопроекта между первым и вторым чтениями появились. А вы сейчас вошли в процедуру фактически первого чтения. Ну, так как вы человек, который познаёт этот путь... СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич. Включите Коломейцеву микрофон - по ведению. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я вам напомню, что при рассмотрении в первом чтении вот здесь присутствовали два заместителя: первый заместитель и заместитель - они обещали, что ко второму чтению они нам дадут всё-таки обоснование вот этих денег. Я не поленился, поднял все стенограммы, где Резник меня в чём-то обвинял... Оказывается, неправильно обвинял, я вынужден буду скоро в комиссию по этике на всех выступающих писать, вы, наверное, к этому меня принуждаете. Но я всё-таки спрошу комитет: где письменное подтверждение правительством вот этих цифр, которые при рассмотрении в первом чтении обещали нам представить? Стенограмму могу вам показать хоть сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, прежде всего, это не предусмотрено Регламентом, вот то, что вы вступаете в диалог. А со своей стороны давайте я задам вопрос полномочному представителю правительства. Александр Юрьевич, если мы договаривались, вы держите эти вопросы на контроле. Соответственно, у депутатов материалы должны быть. Сейчас, понятно, идёт обсуждение проекта закона, мы не можем прерывать процедуру, но если не сегодня, то завтра у депутатов обязательно должна быть информация, с тем чтобы уже при обсуждении законопроекта в третьем чтении, если сейчас он будет принят во втором чтении, депутаты имели возможность свою позицию скорректировать и определить с учётом материалов, которые должны быть розданы. Какое министерство отвечает за это? Минфин? Обратите внимание статс-секретаря, что такие вопросы должны быть на контроле. Представители Минфина здесь днюют и ночуют - ну уж эти-то вопросы пускай они более ответственно решают. Уважаемые коллеги, у нас таблиц поправок нет. Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Просьба к депутатам голосовать за себя. Алексей Владимирович, не ломайте кресло, это государственное имущество. Всё начинается с малого. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 09 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 97 чел.21,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 5
О проекте федерального закона № 1258302-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который разработан в связи с внесением в Государственную Думу проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период...". Законопроектом предлагается приостановить действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора", в связи с тем что реализация данного закона исходя из существующих ресурсов, тех, которые у нас имеются в наличии, является абсолютно невозможной. Для справки скажу, что, несмотря на то что точные расчёты данного индекса Росстатом не производятся с 2003 года, по нашим оценкам, исходя из потребительской инфляции реализация данного закона в период бюджетной трёхлетки составила бы... потребовала бы от федерального бюджета сумму, превышающую 150 триллионов рублей, что, конечно, абсолютно невозможно, так как это превышает даже годовой ВВП Российской Федерации. Таким образом, прошу вас поддержать предложение Правительства Российской Федерации и приостановить действие данного закона на срок до 2025 года. Прошу поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Аркадия Николаевича Свистунова, заместителя председателя Комитета по финансовому рынку. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанный законопроект и предлагает его поддержать - продлить до 1 января 2025 года срок, в течение которого приостанавливается действие федерального закона № 21-ФЗ. Кроме того, комитет считает необходимым отметить, обратить внимание на то, что в связи с регулярным принятием такого закона Государственная Дума четырежды в своих постановлениях давала поручение правительству разработать соответствующий законопроект, который уже решил бы эту проблему, чтобы мы это каждый раз не лонгировали вместе с бюджетом. Однако такой законопроект до сих пор не внесён в Государственную Думу, и причин, по которым это происходит, мы не знаем. Вместе с тем указанный законопроект необходим, конечно же, надо его принять. Учитывая высокую социальную значимость выполнения Российской Федерацией обязательств по восстановлению и обеспечению ценности денежных сбережений граждан, подчёркиваем необходимость ускоренной разработки и принятия соответствующего нормативного правового акта, позволяющего государству в полной мере исполнить указанные обязательства. Кроме того, руководствуясь статьёй 103 Конституции Российской Федерации, также считаем необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации представить Государственной Думе в ежегодном отчёте Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности информацию о ходе подготовки проекта федерального закона, регулирующего вопрос об исполнении обязательств Российской Федерацией в части сбережений граждан, а также о причинах неисполнения вот этих поименованных мною здесь постановлений Государственной Думы - от 2017, 2018, 2019 и 2020 годов. Коллеги, прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи. Аркадий Николаевич, вы лучше вернитесь, вдруг вам будут вопросы, потому что вопросы могут задавать как докладчику, так и содокладчику. Покажите, пожалуйста, список. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. Подготовиться Коломейцеву. МАТВЕЕВ М. Н. Алексей Владимирович, не кажется ли вам, что принятие такого рода законов подрывает веру граждан нашей страны в стабильность, в то, что страна наша встала с колен, в то, что у нас развивается экономика и впереди ожидается только улучшение благосостояния граждан и развитие всех сфер, включая социальную? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Михаил Николаевич, спасибо за вопрос. Ну, если честно, мне кажется, что принятие того закона в 1999 году как раз таки могло подорвать, и очень сильно, стабильность нашей страны, потому что нет и никогда не будет никаких возможностей выплатить полтора ВВП, это абсолютно нереально - сам этот подход, такой расчёт, на мой взгляд, как раз таки подрывал стабильность. На мой взгляд, из реальных возможностей, конечно, надо исходить при принятии любых решений такого рода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, ну вы же знаете, что у нас 618 миллиардов долларов золотовалютных резервов, 14 триллионов в ФНБ, и наговариваете на государство, что оно что-то там не может. Более того, я вам напомню, что действие этого закона вы заморозили с 99-го года, - вот коллега Свистунов ещё с прошлого прихода помнит, что закон уже тогда был заморожен. Так вот скажите, пожалуйста... Коллега Свистунов вам сказал, что четырежды в постановлениях Государственной Думы вам записывалось поручение, - вы всё-таки читаете эти постановления как поручения и когда всё-таки, с пятого раза может быть, будет подход к тому, чтобы решить вопрос? Я вам напомню, после дефолта 98-го года все вопросы по ОФЗ и ГКО быстро решили - может, таким же тщательным образом отнесёмся и к нуждам избирателей, которые с 91-го года не могут получить компенсацию?.. (Микрофон отключён.) МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, работа над урегулированием данного вопроса в правительстве ведётся, ведётся действительно давно. К сожалению, пока я не могу вам озвучить подходы, то, что мы будем предлагать, но в соответствии с предложением комитета, если будет такое поручение, конечно, об этом будет доложено во время отчёта правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Спасибо, Алексей Владимирович, за правдивые слова о том, что никогда не будет денег для реализации этого закона. Ну, да, вот такая от вас жёсткая правда прозвучала. Верим, никогда не будет денег! Но согласитесь, у самой богатой страны мира есть чем расплатиться по своим долгам перед своими гражданами. И есть долги других стран нашей стране - кстати, можете назвать цифру, сколько нам должны? Может быть, таким образом, натуральным образом, но всё-таки рассчитываться? А говорить: ну да, мы должны, но никогда не отдадим - знаете, это политическое заявление. Тогда давайте уже дальше шагать - выходите на трибуну, отменяйте этот закон и говорите: да, да, обманули, тут потянули, развели, вот сейчас признаём, что ничего не отдадим. Давайте заканчивать вот эти... (Микрофон отключён.) МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Олег Анатольевич, я, к сожалению, не обладаю информацией по поводу долга перед Российской Федерацией, это знает мой коллега, я его обязательно попрошу, чтобы он вам эту информацию представил. Что касается действительно богатства, разных богатств, в общем, как я уже сказал, отвечая на предыдущий вопрос, Николаю Васильевичу, мы работаем в разных направлениях и смотрим разные варианты. К сожалению, пока не могу вам доложить об этих вариантах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 345 миллиардов рублей здесь общий объём гарантированных сбережений, да? МОИСЕЕВ А. В. Нет, если мы говорим про долговой рубль, который в законе от 99-го года фигурирует, то общий объём составляет 150 триллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 150 триллионов рублей. МОИСЕЕВ А. В. Да, так точно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОИСЕЕВ А. В. Николай Васильевич, дело в том, что долговой рубль индексируется специфическим образом, который в этом законе описан. По информации, которую мы смогли рассчитать, у нас образовалась такая сумма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня всё-таки тогда вопрос: концептуально правительство определилось, отдавать или простить, грубо говоря, своим гражданам долги, которые оно перед ними имеет? Это первый момент. И второй момент, это всё-таки к комитету вопрос: комитет-то к какому решению склоняется? А то на правительство всё перебросил: правительство, решите, правительство, решите... Правительство 21 год решает - никак решить не может, в какую сторону, всё замораживает да замораживает. Комитет к какому склоняется решению: простить или отдавать? МОИСЕЕВ А. В. Первая часть вопроса была адресована мне, да? Позвольте, я начну тогда, с вашего позволения. Я хотел бы здесь юридически понятия тоже немножко... правильно акцентировать. Вот эти цифры, которые написаны в данном законе, в законе № 21-ФЗ... Это не является возвратом долга. Никакого долга в юридическом смысле - не в моральном, а в юридическом смысле в связи со сбережениями в Сбербанке и со страховыми полисами в Госстрахе СССР у правительства не возникло. Собственно говоря, смысл того закона был в том, что... Эти деньги не были правильным образом с точки зрения законодательства 99-го года индексированы. Собственно, сами деньги как таковые с 92-го года можно спокойно прийти и забрать, у нас даже определённая индексация проводится каждый год, мы некоторое количество денег на это тратим, я вам об этом докладывал. То есть это является не юридическим, а именно моральным обязательством, связанным с индексацией в связи с гиперинфляцией 90-х годов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета. СВИСТУНОВ А. Н. Позиция комитета - конечно, долги, тем более перед нашими гражданами, подлежат безусловному возврату, несомненно. Более того, этот долг, как правильно сказал Алексей Владимирович, погашается ежегодно, да, на это выделяются средства, и вот в этом бюджете тоже предусмотрено около 3 миллиардов рублей - немного, но они есть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СВИСТУНОВ А. Н. По номиналу, да-да. Весь вопрос в методике расчёта. Вот мы в комитете рассмотрели этот вопрос и предлагаем включить в постановление поручение правительству наконец-таки сделать методику, которая устраивала бы нас, депутатов, мы её будем рассматривать (в конце концов, это же законопроект, который сюда внесут) и нашим гражданам, нашим избирателям наконец-таки уже сможем что-то внятное по этому поводу сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся на выступления. Новичков Николай Владимирович, пожалуйста. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Коллега Моисеев только что, с одной стороны, нам наглядно продемонстрировал колоссальность наших обязательств, с другой стороны, практически открытым текстом сказал, что правительство не считает, что эти обязательства являются таковыми. А для нас, депутатов, эти обязательства являются однозначными, мы считаем, что мы, как государство, гражданам должны и эти обязательства нужно выполнять. Вот коллега Свистунов с трибуны нам, что называется, жаловался, говорил, что мы ежегодно вот этот мораторий устанавливаем и сколько будем это делать - неизвестно, что надо бы правительству как-то этот вопрос порешать. А я считаю, что не надо в данном случае облегчать работу правительству, то есть я считаю, что нужно голосовать против, и позиция нашей партии и нашей фракции - голосовать против. И создавать условия, считать, что вот как-нибудь правительство порешает... давайте мы откажемся один раз в этом году, и после этого правительство будет делать выводы, решать, как оно собирается эти обязательства выполнять, как обязательства выполнять перед нашими гражданами, а это святые обязательства. Мы выполняем обязательства перед зарубежными странами, перед международными организациями, периодически корпорации какие-то на нас налагают обязательства - мы все эти обязательства выполняем, кроме тех обязательств, которые есть перед нашим народом. Позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" - голосовать против, к чему и призываем остальные фракции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Матвеев Михаил Николаевич, фракция КПРФ. МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, у государства, тем более у такого мощного, как наше, всегда есть возможность вернуть долги своим гражданам - здесь уже об этом говорилось. У нас у граждан существует мощная задолженность по ЖКХ, есть задолженности перед различными структурами. Наверняка же можно хотя бы в отношении тех граждан, которые имели советские сбережения, хотя бы в отношении их применить механизм какого-то взаимного зачёта. Вячеслав Викторович, вы нам много говорите здесь о том, что должны быть ответственными руководители предприятий, у них должна быть ответственность - МРОТ повышать и так далее. Главным работодателем в стране является государство, и вот если государство фактически приватизировало Советскую страну, приватизировало экономику и если благосостояние огромного количества людей, которые обладают сейчас сверхбогатствами, создано именно за счёт того, что всё советское наследие они получили в частные руки, то сейчас, по прошествии столь длительного времени, наверное, уже наступает, появляется возможность хотя бы постепенно, понемногу отдавать гражданам обратно то, что мы задолжали. Я призываю всё-таки остановиться вот в этом продлении моратория и начать искать возможность каким-то образом гражданам возвращать долги, потому что в противном случае вера людей в стабильность, о которой здесь так много говорится, будет подорвана. Если мы не можем собственным гражданам отдать долги... Посмотрите, люди, которые имели советские сбережения, - это в основном пенсионеры. Работающим пенсионерам заморожена индексация пенсий, и фактически людей дискриминируют несколько раз: один раз человека дискриминируют как пенсионера работающего, второй раз - как человека, который имел сбережения советские, третий раз ещё по каким-то тарифам ЖКХ и так далее, а в итоге это накапливается и огромный удар наносится по благосостоянию. Никогда мы не победим бедность, если не начнём сейчас помогать тем людям, которые по определению в долг дали нынешнему режиму, нынешнему государству, Российской Федерации, в том числе свои советские сбережения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Бахарев Константин Михайлович. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Каждый год в рамках бюджетного процесса мы принимаем эти изменения в законодательство, и каждый раз у нас возникает примерно одна и та же дискуссия с примерно одним и тем же набором аргументов. Участвуя в этой дискуссии, не помню, в пятый или шестой раз, честно сказать, надеялся, что хотя бы в этом году она будет несколько в другом ключе протекать с учётом тех колоссальных финансовых затрат, расходов, направленных на борьбу с пандемией коронавируса, которые сегодня несёт наша страна. Но к сожалению, мы опять слышим от коллег больше политические лозунги, чем экономические аргументы, слова про режим и так далее. И знаете, что самое удивительное? Когда мы с вами утверждали проект федерального бюджета на прошлый год, выходили на эту трибуну коллеги от оппозиционных фракций и критиковали правительство, критиковали нас, представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ", за то, что мы утверждаем бюджет с колоссальным, как они говорили, триллионным профицитом. "Зачем вы морозите деньги? Раздайте их людям, потратьте на программы развития!" - говорили они тогда. На прошлой неделе мы с вами утвердили отчёт правительства о фактическом исполнении бюджета за прошлый год. Утвердили, напомню, с дефицитом более 4 триллионов рублей. И что мы видим сегодня? Сегодня те же люди выходят на эту трибуну и предлагают нам рецепты, как этот дефицит увеличить в несколько десятков раз. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", как ответственная политическая сила, с этим согласиться не может. Мы поддерживаем в этом вопросе правительство и будем голосовать за принятие закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, прежде всего позиция фракции КПРФ: по этому вопросу мы будем голосовать категорически против. Ну и дискуссия вроде бы такая традиционная, но новая позиция правительства: это не долги, это моральные какие-то наши обязательства, которые непонятно почему возникли (потому что была высокая инфляция - это очень интересное объяснение). Высокая инфляция к нам пришла, наверное, как ковид или какая-нибудь другая эпидемия. То есть это не неэффективная работа правительства (я опускаю сразу персоналии), это не провалы в работе государственного аппарата, а вот какая-то инфляция пришла и обобрала наших граждан сразу на огромную сумму, и мы эту сумму, в общем-то, отдавать не собираемся, денег у нас нет. Это, ну, такая скромная позиция Минфина в данном случае. Если говорить по существу, 60 триллионов рублей в резервах у нас есть, если просто будем говорить, а признанный долг, пересчитанный даже по этой вот номинальной части - 50 триллионов рублей. Да, он будет расти с каждым годом, и не надо складывать три суммы: на 2022, 2023 и 2024 годы - это всё одна и та же сумма, просто она действительно индексируется, честно индексируется, прямо скажем, не на уровень инфляции, который предполагается, а по тому механизму, который был принят ещё в 99-м году. И вот 21 год нам предлагают подождать, отложить, и сегодня нам уже предложили даже не признавать это долгом, то есть это не долг, это вот такие моральные, скажем так, какие-то компенсации, которые государство готово вроде бы как вложить. Ну, я процитирую вам всё-таки, как называется Федеральный закон № 73-ФЗ, 95-го года: "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" - о восстановлении! Если их восстанавливают, если их защищают, значит, это всё-таки те обязательства, которые были у государства перед людьми, и, естественно, надо отдавать. Никто и не предлагает сегодня ответственной партии, которая присутствует в этом зале, взять и 50 триллионов из резервов срочно выписать и отдать нашим гражданам, это очень сложный, длительный механизм. Но проблему надо начинать решать - вы же это прекрасно понимаете - любым способом: путём, как предложил мой коллега, частичного зачёта каких-то долгов, которые перед государством существуют; путём выработки механизма пускай не такого жирного, который не устраивает сегодня Минфин, но такого, который всё-таки позволил бы отдавать эти деньги людям. А в итоге ничего, в итоге мы опять замораживаем, мы поддерживаем "ответственную позицию" правительства, которая... Собственно, непонятно, какая это позиция, оно в большей степени склоняется к тому, чтобы забыть про эти долги и, в общем-то, внести какой-нибудь такой законопроект и сразу аннулировать обязательства на 50 триллионов рублей. С каждым годом тех, кто помнит об этих обязательствах, тех, кто реально потерял деньги, становится всё меньше и меньше, естественно, молодое поколение вспоминает об этом уже с определённой долей скепсиса, поэтому, я так понимаю, к этому решению постепенно Правительство Российской Федерации и движется. Мы категорически против того, чтобы эти долги были забыты, категорически против того, чтобы государство полностью сняло с себя любые обязательства, потому что после того, как оно "простит" один раз, оно "простит" и в другой раз, и в третий раз, и после этого от самого государства - тем более от доверия граждан к этому государству - ничего не останется. Поэтому мы будем голосовать против, призываем к этому же и всех остальных. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Уважаемые коллеги, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, имеет моральную сторону, и, обсуждая его, надо это обязательно учитывать. Когда мы говорим о долгах, мы все прекрасно понимаем, что это долги, сложившиеся в результате развала нашей страны, это долги, которые сделали те руководители, которые предали свой народ и оставили его с ними один на один, и до сегодняшнего дня эти долги существуют именно по этой причине. Если мы хотим политизировать обсуждение этого вопроса, тогда давайте начнём начистоту: что произошло со страной, насколько был тяжёл экономический кризис? Люди голодали. Это всё было следствием развала Советского Союза. Вот сейчас зачастую встают наши коллеги - те, кто на себя взял ответственность быть правопреемниками КПСС, - и говорят о том, что было хорошо. Если было хорошо, так почему страна развалилась? А сейчас вы говорите: "Да, руководство КПСС развалило страну, люди были брошены, территория меньше стала, многие погибли, но вы долги за тех правителей обязательно выплатите". Выплачиваем. Для понимания: где-то на момент 2004 года 70 процентов долговых обязательств были обязательства Советского Союза, 30 процентов - обязательства уже 90-х годов. Выплачивали и международным банкам, потому что иначе были бы другие проблемы. Это всё удалось сделать буквально за небольшое количество лет. Но при этом - об этом тоже не надо забывать, - когда у владельцев нефтяных компаний были сверхдоходы, в этом зале за решение об изъятии сверхдоходов, для того чтобы решить эту проблему, не голосовала ни фракция КПРФ... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это правда, это правда, коллеги. Давайте мы на следующем заседании опубликуем списки тех, кто не голосовал. В 2003 году весной президент Путин внёс предложение об изменении налогообложения и его привязке к вывозным таможенным пошлинам: в том случае, если нефть начинает расти в цене, изымается больше доходов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В бюджет государства! Доходов олигархов, владельцев нефтяных компаний. На тот период практически все нефтяные компании были частными. НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, также вводился на основании этого условия. Этот законопроект не прошёл в этом зале, потому что вы не поддержали его, он прошёл только после того, как в 2004 году большинство в Думе получила "ЕДИНАЯ РОССИЯ". За счёт этого стали выплачивать долги международным банкам и финансовым институтам, а затем стали финансировать национальные проекты. Это было. Коллеги, ну, не хочу опять уводить уже в нынешнее время, мы обсуждаем долги 91-го года. Коллеги, почему же мы с вами сейчас... Вот если бы эта тема имела отношение к "ЕДИНОЙ РОССИИ", наверняка обсуждали бы её. В данной ситуации надо всё-таки признать, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ведёт себя корректно и не обсуждает вопрос, переводя его в политическую плоскость, потому что это вопрос развала страны, обязательств элиты, которая потом устроилась хорошо, оставив людей с долгами. Поэтому давайте вот по-честному, что называется, брать и обсуждать, а так, получается, вот мы сидим и слушаем. Мы все остались с этими долгами, вот все в этом зале, рождённые в Советском Союзе, и эти долги нам никто не компенсировал. Но это долги тех, кто возглавлял Советский Союз, и той партии, которая привела к этому краху, а значит, это и ваше моральное обязательство. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да, да! И шёл за своим руководством, поддерживая во всём и делая всё для укрепления нашей страны, но руководство оказалось продажным, бросило свой народ один на один с проблемами, когда не было ни сахара, ни соли, ни моющих средств, ни зарплаты, ни пенсий... Мы забыли: на это нужно было искать средства. А вы сейчас говорите... Коллеги, не надо! Возьмите и спросите с себя, а то всё это забыли - хорошо, молодцы! Только все бывшие первые секретари райкомов партии, горкомов и обкомов сейчас пишут: включите в стаж партийный стаж для получения специальной пенсии. Но страну мы потеряли... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мало осталось, поэтому совесть надо иметь. Совесть надо иметь! (Аплодисменты.) И в этой ситуации подходить ответственно. У нас с вами весь бюджет на будущий год - 25 триллионов, а долгов сделали... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосуем, проголосуем... А долгов сделали на 200 триллионов - кто их сделал? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот сейчас вы вспомнили Ельцина - хорошо, память начинает восстанавливаться после ковида. Кроме Ельцина, был Горбачёв, а кроме Горбачёва, был Лигачёв, и дальше можем перечислять. Коллеги, понимаем, о чём речь идёт? Понимаем. Давайте делать страну сильнее и решать проблемы, люди этого ждут, а мы здесь начинаем заниматься политикой. Политика в данном вопросе отнюдь не в вашу пользу, так же как и не в пользу некоторых других коллег и товарищей. Переходим к голосованию по законопроекту, 15-му вопросу нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 50 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 83 чел.18,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.