Заседание № 80
23.11.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 125755-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6784 по 7261 из 7657
И видимо, последний на сегодня законопроект - 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. Если останется время, у нас ещё два законопроекта по сокращённой процедуре и проект поручения. Пожалуйста, Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, все согласятся с тем, что закон о материнском капитале - самый популярный и самый любимый, самый рейтинговый закон, о котором знает, который поддерживает абсолютное большинство граждан, независимо от того, есть ли у них дети, получали ли они материнский капитал. Люди о нём знают и передают через нас пожелания обязательно его сохранить, даже, может быть, приумножить и развить законодательство в части возможностей его применения. Вот на эту тему мы с коллегами предлагаем следующую поправку. Предоставить возможность... Ну, я не буду перечислять, вы прекрасно знаете, на кого распространяется действие этого закона - и на мужчин, и на женщин, имеющих детей, усыновивших и так далее, - из экономии времени опущу это, потом отвечу на вопросы, если нужно будет. Сейчас сразу к части 2 проектируемой статьи 12-1: средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении этими средствами направляются на приобретение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, произведённых на территории Российской Федерации, ранее не находившихся на регистрационном учёте (то есть ранее не эксплуатировавшихся), путём безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей продажу транспортного средства, либо банку, если речь идёт о приобретении по кредитному договору. Ещё одно ограничение, которое мы предлагаем в качестве поправки, касается возможности реализации этого автомобиля: мы накладываем мораторий - не менее трёх лет автомобиль должен эксплуатироваться семьёй, прежде чем появится возможность его дальнейшей продажи. Уважаемые коллеги, буквально несколько статистических цифр. Более 7,3 миллиона российских семей получили государственный сертификат за прошедшие годы, только в 2016 году было выдано более 600 тысяч сертификатов. Это действительно мощнейший инструмент поддержки семей, который привёл к росту рождаемости в стране. И в качестве основной цифры прошу учесть, что к настоящему времени средствами материнского капитала полностью распорядились только 54,3 процента владельцев, соответственно, 45,7 процента российских семей, имеющих сертификат на получение материнского капитала, пока не нашли подходящего способа его применения. Учитывая этот факт и то, что на программу материнского капитала с момента запуска было потрачено более триллиона рублей, получается, что сотни миллиардов рублей сегодня лежат и ждут своего применения, а огромное количество автомобилей, произведённых в Российской Федерации, тоже ждут своих владельцев. Давайте поможем и нашим семьям, и нашему, отечественному производителю решить проблему с учётом взаимных интересов. Доклад закончен. Я готов коротко ответить на ваши вопросы. Надеюсь, что в следующий раз не скоро появлюсь на этой трибуне. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич, за короткий доклад. С содокладом выступает Ольга Владимировна Окунева. Пожалуйста. ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами сегодня в первой половине дня уже рассматривали один законопроект, связанный с темой материнского капитала. Огромное спасибо вам за поддержку решения комитета и поддержку того законопроекта. Рассчитываю, что аргументы комитета вы также единогласно услышите и сейчас. Глубокоуважаемый Олег Анатольевич остановился на основном содержании предлагаемого законопроекта. Действительно, для каждой семьи очень важны условия поддержки. При этом, рассмотрев данный законопроект, комитет хотел бы отметить, что нормы предполагается распространить лишь на отдельные группы граждан из тех, кто подпадает сегодня под действие федерального закона. В частности, из сферы действия норм, предлагаемых законопроектом, будут исключены женщины, родившие второго ребёнка начиная с 1 января 2007 года, а это самая значительная категория лиц, на которых в настоящее время распространяется действие закона. Таким образом, законопроект поставит в неравное положение тех, кто уже получил сертификаты, - Олег Анатольевич называл количество полученных сертификатов, - а они имеют такое же право на распоряжение материнским капиталом. В соответствии с частью 3 проектируемой статьи 12-1 федерального закона транспортное средство, которое будет приобретено с использованием средств, хочу подчеркнуть, материнского (семейного) капитала, оформляется в собственность одного из супругов. Сегодня, если за счёт средств материнского капитала приобретается жильё, доли оформляются в том числе и в интересах детей, то есть семьи в целом. Не всегда супруг является одним из родителей тех детей, благодаря рождению которых семья стала обладать правом на получение материнского капитала, - не хочу обидеть глубокоуважаемых мужчин, но, скорее всего, это будет муж. Мы с вами не раз в этом зале обсуждали долги супругов (или отца, или матери) по алиментам: где гарантия, что, после того как транспортное средство будет оформлено на одного из супругов, не будет развода в этой семье и транспортное средство не уйдёт из семьи вместе с кормильцем или кормилицей? Уважаемые коллеги, всё-таки в отношении недвижимости право детей на пользование в будущем этим имуществом гарантируется. Законопроект направлялся в регионы - а помощь семье оказывают в том числе и они, - и регионы не поддержали, меньшинство поддержало: из 16 отзывов законодательных органов всего шесть положительных, из 27 отзывов исполнительных органов власти всего семь положительных. При этом хотелось бы отметить, что часть регионов средства своего регионального материнского капитала направляют на приобретение транспортных средств, но это не более десяти регионов. Я могу привести пример: учитывая обращения семей, родителей в адрес региональных властей, в Смоленской области принято решение, согласно которому семья, имеющая семь и более детей, имеет право расходовать средства регионального материнского капитала на приобретение автотранспорта. Авторов этого законопроекта не поддержали наши коллеги из Комитета Совета Федерации по социальной политике, есть отрицательное заключение правительства, в котором также сказано, что в законопроекте не соблюдаются права детей. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В. Ольга Владимировна, если посмотреть заключение комитета, то все аргументы против законопроекта на самом деле слабые, и особенно запомнился вот этот: "...приобретение автомобиля за счёт материнского капитала исключает возможность осуществления контроля за его целевым использованием". С чего такое недоверие к гражданам? Может быть, лучше подумать о важности транспорта для семьи, особенно в российской глубинке? Если это поможет отвезти детей в больницу и спасти жизнь, закон уже будет принят не зря. ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Сергей Владимирович, безусловно, важно отвезти детей в больницу, в школу, и именно поэтому комитет при рассмотрении бюджета поддерживает те статьи расходов, которые направлены на приобретение школьных автобусов, автомобилей скорой помощи, на улучшение дорог, чтобы легче было довозить детей. При этом мне хотелось бы, уважаемые коллеги, напомнить, что Председатель Государственной Думы обратился к нам с просьбой проанализировать меры поддержки многодетных семей, но от многих из вас, не хочу никого обидеть, предложений, связанных с исполнением поручения Вячеслава Викторовича, к нам в комитет не поступало. Исполняя поручение председателя по результатам обращения к нему Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации, мы проанализировали меры поддержки, которые оказываются регионами, это их полномочия: имеется более тридцати мер, они очень связаны с разными условиями, в том числе и с климатическими условиями, и с отдалённостью, и каждый регион в соответствии с федеральным законодательством определяет эти меры поддержки, в том числе и приобретение автотранспорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Ольга Владимировна, вопрос такого характера. Мы с вами хорошо понимаем, что стоим не на пороге демографической ямы, а мы уже в неё попали, этот год очень характерный, и превышение смертности над рождаемостью - это на самом деле даже не самый главный показатель. Вопрос такого характера: какую вы, вообще, видите перспективу, какие шаги предпринимает профильный комитет по корректировке - чего без денег нельзя сделать - демографической политики государства и по поощрению рождаемости, в том числе по линии предоставления материнского капитала и по иным направлениям? То есть какие стратегические линии здесь вырабатываются и какие законы от вашего комитета мы можем увидеть в ближайшее время? ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Олег Васильевич, ваш вопрос не связан с концепцией данного законопроекта, но, если говорить о совершенствовании законодательства о предоставлении материнского (семейного) капитала, мы с вами сегодня поддержали во втором чтении один законопроект, несколько дней назад мы поддержали ещё один законопроект, и комитет поддержал, и вы единогласно поддержали. Мы работаем совместно с правительством, с тем чтобы после 31 декабря 2018 года решение состоялось и материнский капитал, как одна из мер демографической поддержки, сохранился, о важности этой меры демографической поддержки говорил и глубокоуважаемый Олег Анатольевич. Есть и иные направления работы комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Ну, Олег Анатольевич, как всегда, на высоте, затрагивает очень важные вопросы. Трудно не согласиться, что механизмы реализации, направления распоряжения средствами материнского капитала нужно расширять, потому что 50 процентов - это огромная цифра, это миллионы людей, которые не смогли воспользоваться средствами, значит, они не видят для себя инструментов. Олег Анатольевич, у меня к вам вопрос: материнский капитал выделялся людям не по их имущественному, материальному положению, то есть семьи с разным достатком получали материнский капитал, - мне непонятно, почему вы в своём законопроекте хотите ограничить людей возможностью покупки автомобилей, собранных именно на территории Российской Федерации? Это замечательно, что вы лоббируете наш автопром, хотите поддержать, но, во-первых, на новую машину не хватит средств, а во-вторых, непонятно, почему нельзя купить подержанный автомобиль. Если это средства людей, то люди и должны распоряжаться. Конечно, инструменты надо расширять, но, мне кажется, как-то неправильно, что мы, с одной стороны, расширяем возможности, а с другой - загоняем людей опять в какие-то рамки, Олег Анатольевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Спасибо, Сергей Алексеевич. Если бы я представил законопроект, которым позволял бы приобретать бывшие в употреблении автомобили, то, я уверен, критики было бы гораздо больше, тем более если автомобили не только российского производства. Здесь невозможно найти идеальный вариант, который устроил бы абсолютно всех, но, мне кажется, поправка потому и является поправкой, что она касается одной конкретной идеи и не распространяется на какие-то другие варианты. Давайте вместе подумаем, что ещё можно было бы предложить. Мы видим, что половина этих средств не реализована, значит, она где-то лежит, и в этом может быть какой-то дополнительный смысл отрицательных заключений - давайте посмотрим, кому выгодно, чтобы половина этих денег лежала где-то на счетах. Посмотрите, эта сумма большая - 500 тысяч, для покупки отечественного автомобиля средств более чем достаточно, а уж для первого взноса даже за серьёзную модель, собираемую в России, но иномарку, тоже более чем достаточно, а на остальную сумму можно оформить доступный кредит с небольшим процентом. Давайте спросим у мам, давайте спросим у этих семей (вот будет возможность на следующей неделе), коллеги, поэтому я вас прошу: на приёмах поспрашивайте, потом мне скажете, что, мол, да, ты был не прав, и регионы против, и большинство мамочек тоже против. Если вы такое скажете, я выйду на трибуну и скажу: извините, был не прав, отобрал у вас много времени, простите. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Выступление от фракции. Я прошу прощения у уставшего под вечер парламента, но тема действительно достойна того, чтобы ей уделить внимание и немножко вникнуть в суть. Сегодня с утра, если помните, выступала коллега Яровая и говорила, что страна преодолела демографическую яму и у нас растёт рождаемость, - это не так. Страна ненадолго вынырнула, вышла из вот так называемого русского креста, когда смертность превышала рождаемость, на протяжении четырёх лет было чуть иначе, но в этом году ситуация вернулась в прежнее русло, до конца текущего года смертность превысит рождаемость примерно на 100 тысяч человек, и тенденция будет развиваться дальше. Помимо прочего это означает в том числе ухудшение ситуации на рынке труда. Напомню, по оценкам Минтруда, через два-три года до 1 миллиона работников будут ежегодно выбывать с рынка труда, что будет означать том числе ухудшение качества рынка. У нас нет института переподготовки кадров, соответственно люди в возрасте не поспевают за новыми квалификациями и новыми знаниями. Замещение рабочей силы имеет не только характер возрастной, но и характер качественный, а качественное замещение будет, к сожалению, отставать. При этом коэффициент рождаемости существенно сократился: если в прошлом году суммарный коэффициент рождаемости, то есть число детей на одну женщину, составлял 1,7, то в текущем году - 1,64. Достаточно существенное сокращение. Приведу пример только с Чечнёй: по Чечне суммарный коэффициент рождаемости в 2005 году был 3,4, в прошлом году - 2,6, и понятно, что Чечня через несколько лет тоже перейдёт в категорию регионов, которые не могут позволить себе простое воспроизводство населения. В России вообще только 12 регионов, где такое простое воспроизводство осуществляется. Является ли это проблемой вот такой вот европейскости страны, показателем того, что мы часть Европы, а не тропической Африки? На самом деле нет. Суммарный коэффициент рождаемости в России ниже, чем в Дании, ниже существенно, чем во Франции, ниже, чем в Норвегии, ниже, чем в Бельгии, и, например, в Дагестане коэффициент рождаемости ниже, чем в Исландии, не говоря уже про Францию. Почему такая проблема возникает? На самом деле... Я прошу немножко добавить времени, я не буду выбирать полностью все четыре минуты, но что-то из этого мне потребуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ШЕИН О. В. Спасибо. На самом деле опыт Европы очень примечателен: в Европе самая высокая рождаемость - в северных странах, с более либеральными законами, и низкая рождаемость, провальная, на востоке и на юге, особенно в Италии, Польше, на Пиренейском полуострове. В чём причина отличия? В том, что в северных европейских странах женщина может себе позволить, даже если она не в браке, иметь ребёнка и при этом получать достойную заработную плату, иметь хороший уровень дохода, там есть мощнейшие социальные программы, а на юге Европы чтят мораль, кроме того, социальных программ меньше, чем на севере, поэтому разница совершенно потрясающая. Католические страны, казалось бы, такие вот традиционные, где всегда было большое количество детей, сейчас в провале, и любой человек, заглянув в сводки по коэффициенту фертильности, в этом легко может убедиться. Теперь что касается нашей страны. Первое - заработная плата женщин на 28 процентов ниже, чем у мужчин, в условиях, когда в среднем образование у женщин выше. Второе - падение по всем возмещениям, родовым сертификатам и прочему составляет порядка 30 процентов за последние четыре года. В этом контексте мы предлагаем закон, который позволит предпринять какой-то шаг. Нам говорят: не надо. Но без масштабных шагов мы входим в катастрофу, которая на самом деле по своим масштабам мало кому сегодня представляется ясной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. Вам сразу микрофон включают уже на рабочем месте. Выбор есть, как видите. ИВАНОВ С. В. Вячеслав Викторович, если вы отмените своё пожелание нам выступать с трибуны, я с удовольствием, как и другие, могу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, просьба выступать с трибуны была для того, чтобы была возможность обращаться к залу. Это хорошо, если вы считаете нужным убеждать людей. ИВАНОВ С. В. Да вы знаете, я не как коллега Нилов, но тоже, мне кажется, уже надоел людям, поэтому лучше я с места буду выступать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы как-то с утра начали об этом... зря, не продолжайте. ИВАНОВ С. В. Вы знаете, уважаемые коллеги, я хоть и являюсь соавтором данного законопроекта, однако, конечно, далёк от мысли, что предоставление денег на покупку автомобиля сможет как-то улучшить демографическую ситуацию в стране. Тема материнского капитала, который, как вы знаете, появился по предложению Владимира Владимировича Путина в 2006 году, очень актуальна. На моей памяти фракция ЛДПР предлагала два изменения. Первое. Мы предлагали платить материнский капитал только в тех регионах, где смертность превышает рождаемость, то есть отрицательный естественный прирост. Сами понимаете, мы очень нуждаемся в населении, у нас действительно большая убыль, и нет смысла платить деньги там, где и так нормально с этим дело обстоит. Абсолютно никакой дискриминации здесь нет: мы же принимаем законы, которые помогают какой-то определённой категории населения. Здесь, я говорю ещё раз, никакой дискриминации нет. Второй момент. Мы предлагали материнский капитал разрешить использовать на капитальный ремонт помещения, потому что очень часто молодые семьи, воспользовавшись поддержкой родственников, приобретают жильё, которое сдано без отделки, и им нужны деньги на то, чтобы это помещение привести в божеский вид, чтобы там можно было жить, - тоже отклонили. Уважаемые коллеги, если мы не хотим, чтобы через какое-то время к нам, к нашим детям, может быть, даже ко внукам приезжали мигранты... Вот недавно показывали по "Euronews" репортаж, и там мигранты на острове Лесбос, которые валом валят, прут туда тысячами, десятками тысяч человек, говорят: "Вы знаете, вот неудобно об этом говорить, но в этом туалете нет воды и здесь, в этом туалете, не убирают", - и вот европейцы комментируют, мол, видите, в каких они ужасных условиях находятся на этом острове в этом лагере. А вот у меня вопрос: а кто за вами убирать-то должен? Нет, вот что же такие некультурные греки - не убирают за приезжими... Да они, мигранты, не приедут сюда работать, они приедут сюда потреблять то, что создано! И если мы не хотим, чтобы наша страна скатилась вот в эту яму, давайте, уважаемые коллеги, всё-таки подумаем, как это лучше сделать. Может быть, лучше не применять все эти меры, а сделать так, чтобы были бесплатные секции, может быть, какие-то пособия для покупки одежды, обуви и так далее, чтобы люди видели смысл? И вообще, нужна, конечно, государственная политика. Много детей - есть преференции, нет детей - значит, работайте над улучшением ситуации. Я не призываю к налогу на бездетность, тем не менее... Ситуация, коллеги, очень тяжёлая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Пожалуйста, Миронова Валентина Михайловна. МИРОНОВА В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый вечер, уважаемые депутаты, уважаемый Вячеслав Викторович! Вот вы знаете, к концу, к вечеру мы уже и вниклись, и вникнулись, и нырнули, и вынырнули, и к совести нас призывали, и о стыде заговорили, и мы теперь узнали, что такое справедливость. Я возвращаю всех нас к тому, о чём говорится в данном законопроекте: авторами законопроекта предлагается использовать материнский капитал на приобретение транспортного средства. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данное предложение поддерживать не будет. Когда мы говорим о поддержке семьи, мы видим в семье прежде всего социальный институт, где учитываются и защищаются интересы всех членов семьи. Ольга Владимировна очень точно, мудро, справедливо указала на те причины, по которым комитет не поддерживает данный законопроект, и мы с ней согласны. Почему? Создаётся неравное положение членов семьи, поскольку исключается категория женщин, родивших второго ребёнка. Транспортное средство, которое приобретается за счёт материнского капитала, оформляется в собственность одного из членов семьи, чаще всего взрослого человека, а ребёнок не является выгодоприобретателем и пользователем, значит, не учитываются его интересы. Далее. Автомобиль может и не принести желанной пользы, а только усугубить положение семьи: изнашивается транспортное средство, ломается, в ДТП попадает. Так всё-таки что лучше: на жильё потратить деньги или на автомобиль, который через три года обесценится? Я не буду говорить о том, что за счёт средств собственных бюджетов субъекты Российской Федерации решают эту проблему, я не буду говорить о доверии или о недоверии. Конечно, мы доверяем нашим семьям, но говорим об ответственном отношении к использованию материнского капитала. Ну и наконец, правовая природа федерального закона о дополнительных мерах поддержки семей с детьми заключается не только в поддержке семьи, но и в защите интересов, семья и дети имеют на это гарантированное государством право. Когда возникает хотя бы малейшее сомнение - а о сомнениях я сейчас вам рассказала, - тогда эта сущность гарантированного права исчезает. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Михайловна. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Позиция правительства, Александр Юрьевич? Ну видите, дискуссия идёт, вы позицию свою отстаивайте, она будет во многом определяющей. СИНЕНКО А. Ю. Я в связи с этим вспоминаю фразу, которую услышал в автосалоне: автомобиль дешевеет уже в тот момент, когда выезжает из автосалона, - поэтому, коллеги, направлять материнский капитал на такой странный объект, наверное, действительно неразумно. Это с жизненной точки зрения. А с позиции правительства хотел бы также подчеркнуть, что всё-таки материнский капитал, цели, которые были изначально заложены руководством нашей страны в том законе, в той инициативе, конечно же, предполагают именно долгосрочное извлечение каких-то полезных свойств, стимулирование к тому, чтобы жизненный уровень наших граждан повышался. Здесь нельзя говорить о предметах материального мира, ценность которых, как я уже сказал, может стремительно падать каждый год по объективным или по каким-то субъективным причинам. Правительство не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово докладчика. Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Я всех благодарю и думаю, что продолжим эту дискуссию в следующий раз, когда мы вместе с вами внесём похожую версию законопроекта на эту же тему. Кое-что учтём: может быть, каждому по велосипеду, может быть, ещё какие-то будут предложения депутатов. Я с одним лишь не могу согласиться - с тем, что жильё после его приобретения всегда только дорожает, - это тоже не факт. Дискуссия состоялась, но не убедили, давайте спросим у наших избирателей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово Ольги Владимировны Окуневой. Включите микрофон. ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мне тоже хочется поблагодарить всех коллег за заинтересованное обсуждение. Комитет готов работать, уважаемые коллеги, с вашими законодательными инициативами, мы всегда готовы к совместной работе. И позвольте комитету присоединиться к словам Ирины Анатольевны: поздравляем всех матерей с наступающим праздником - Днём матери, желаем здоровья, успехов! (Аплодисменты.) У нас много мам среди наших коллег-депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала", вопрос 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 22 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.