Заседание № 18
14.12.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1257544-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части регулирования порядка переходов российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5696 по 6184 из 7446
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра спорта Андрей Михайлович Фёдоров. ФЁДОРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляемый законопроект направлен на совершенствование общественных отношений, связанных с переходами российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации. Основная цель законопроекта - это, конечно же, сокращение числа российских спортсменов, которые уезжают за рубеж для участия в иностранных спортивных соревнованиях, а также минимизация финансовых потерь отечественных организаций, которые обеспечивали спортивную подготовку спортсменов, уезжающих за рубеж. В этой связи законопроектом предлагается установить для спортсменов в возрасте до 23 лет, уезжающих за рубеж для работы в иностранных спортивных профессиональных клубах, обязанность компенсировать российским организациям все расходы, связанные с их подготовкой. Виды спорта, в отношении которых предполагается применение данной нормы, будут утверждаться Министерством спорта Российской Федерации. При этом общероссийским спортивным федерациям предоставляется право самостоятельно разрабатывать порядок расчёта и выплаты соответствующей компенсации, который, конечно, будет утверждаться Минспортом. В свою очередь, для защиты прав и законных интересов спортсменов, недопущения каких-либо обстоятельств, связанных с прекращением их спортивной карьеры, законопроектом предусматриваются случаи их освобождения от выплаты соответствующей компенсации. Предусмотрено три основных случая. Первый, при непоступлении спортсмену в течение шести месяцев предложения о заключении трудового договора от российских профессиональных клубов; второй, если установлено нарушение организацией, которая осуществляла спортивную подготовку спортсмена, условий договора оказания услуг по спортивной подготовке, - это, конечно, будет связано с решениями судов и арбитражей; третий, если спортсменом либо его законным представителем полностью произведена оплата спортивной подготовки, которая рассчитывалась по соответствующему договору оказания услуг. При этом общероссийским спортивным федерациям предоставляются полномочия по установлению порядка заключения договоров оказания услуг и, конечно, определению их особых условий. Примерные формы таких договоров тоже будут разработаны и утверждены Минспортом России. Законопроект согласован со всеми заинтересованными ведомствами, включая Минтруд и МИД России, получил положительную оценку Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Учитывая направленность законопроекта, Правительство Российской Федерации просит поддержать его принятие в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Евгений Васильевич Ревенко. РЕВЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо большое Андрею Михайловичу, он подробно рассказал о сути предлагаемого законопроекта. Вопрос, обращаю внимание, коллеги, крайне важен для всего российского спорта. Мы детально обсуждали данный законопроект на заседании комитета, работали с нашими федерациями и с экспертами, в первую очередь, конечно, с Владиславом Александровичем Третьяком и федерацией хоккея, потому что в первую очередь для хоккея это кричащая проблема. Только за один сезон, за год, из России уезжают порядка 400 хоккеистов в возрасте от 12 до 21 года - 400 человек в год! Речь, по сути, об охотниках за начинающими звёздами: иностранные клубы, пользуясь пробелами в нашем законодательстве, переманивают молодых российских спортсменов за рубеж, не производя при этом никаких компенсационных выплат и трансфертных выплат. Происходит это, как правило, в тот момент, когда приглашаемый спортсмен ещё только проходит подготовку и не состоит в трудовых отношениях с профессиональным спортивным клубом. В этой ситуации у клуба или спортивной школы не только уводят перспективного игрока, но и не выплачивают никаких компенсаций за воспитание спортсмена. Часто охотники обещают ребятам золотые горы, но в развитие не вкладываются, а если возникают трудности, просто набирают новых. И бывает так, что молодой спортсмен оказывается в низшей лиге, теряет квалификацию, а затем возвращается домой несолоно хлебавши. Яркий пример - вчерашнее интервью газете "Спорт-Экспресс" хоккеиста Анатолия Голышева: он во всех красках описал, с чем ему пришлось столкнуться в клубах НХЛ, как его держали на вторых ролях и кормили завтраками. И таких примеров много. Но бывает, действительно, и по-другому: игроку улыбается удача, он много зарабатывает, но опять же клуб, который его воспитал, не получает ни копейки. Законопроект не только гарантирует нашим клубам и спортивным школам получение компенсаций, но и, что важно, защищает интересы спортсмена, и мы об этом на заседании комитета отдельно говорили. Например, компенсация не должна уплачиваться, если спортсмен в течение шести месяцев, полугода после окончания спортивной подготовки не получил предложений заключить трудовой договор. Правда, здесь комитет обращает внимание правительства на необходимость более детальной проработки определения периода такой отсрочки. На наш взгляд, определять такой срок должны спортивные федерации, учитывая разную сезонность и продолжительность трансфертных коридоров. Это закроет лазейку для тех, кто сознательно затягивает заключение трудового договора со спортсменом уже у нас, в нашей стране. Кроме того, мы обращаем внимание на определение возраста, по достижении которого спортсмен может быть освобождён от выплат, ведь возраст во многом зависит от вида спорта: одно дело - хоккей, другое дело - художественная гимнастика. В целом данный законопроект не про запреты, а про цивилизованные отношения в спорте. Если вкладываешься в воспитание спортсмена, вправе рассчитывать на компенсацию - справедливо. Поэтому комитет законопроект поддерживает и рекомендует парламенту принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Васильевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые Андрей Михайлович и Евгений Васильевич! Ну, вы, вероятно, знаете, что все эти макли проворачивают так называемые агенты, правовой статус которых в нашей стране не определён ни в футболе, ни в хоккее, ни в волейболе, это ограниченная группа людей. А в первом законопроекте вообще их не учли. Ведь необязательно договариваться с игроками - два агента сядут в ресторане, договорятся и сделают любой результат, но о них ни слова ни там, ни здесь. Скажите, пожалуйста, каким образом во втором чтении вы эту категорию собираетесь оговорить? Потому что без них ничего не бывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. ФЁДОРОВ А. М. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Действительно, очень точно подмечено, что в основном, конечно, это всё связано с деятельностью спортивных агентов. Другой вопрос, что я не могу согласиться, что нет нигде понятия, что такое спортивный агент, - это есть в законе "О физической культуре и спорте...". Но вы абсолютно правы в том, что нельзя подобные действия агентов, недобросовестные, оставлять без внимания. Сейчас вся деятельность агентов осуществляется на основе аккредитации, которую осуществляют, собственно говоря, сами общероссийские спортивные федерации, это они аккредитуют агентов, они понимают, кого аккредитуют и, соответственно, обеспечивают некий контроль за деятельностью. Но в любом случае при недобросовестном подходе агентов нужно устанавливать административную ответственность. И сейчас, вы практически верно подметили, идёт работа в том числе по подготовке законопроекта, связанного с установлением административной ответственности для спортивных агентов, которые осуществляют свою деятельность в том числе без аккредитации, которую предоставляют общероссийские спортивные организации. Мы думаем, что данным законопроектом, который, собственно говоря, будет целенаправленно распространяться на эту деятельность, мы можем уточнить любые подходы, любые моменты, которые будут связаны с деятельностью агента, в том числе по отбору наших спортсменов и, если можно так выразиться, переправке их за границу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. РЕВЕНКО Е. В. Я хотел бы добавить, Николай Васильевич, что действия иностранных агентов, которые часто действуют в обход наших правил и законов, их деятельность и их существование, к сожалению, не подпадают под российскую юрисдикцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаков Владимир Павлович. ИСАКОВ В. П. Уважаемый Андрей Михайлович, вопрос, касающийся выплат. На практике очень часто бывает, что молодого перспективного игрока готовит в глубинке местная спортшкола, потом он переходит на повышение в академию спорта в Москву, ну, или в крупные города и уже оттуда он переходит, с ним заключают профессиональный контракт, допустим, зарубежные клубы. Вот эта выплата - дойдёт ли она потом до первых тренеров, до тех, кто увидел, разглядел в этих молодых ребятах талант, кто воспитал этих молодых ребят? Вот пример: Александр Головин, футболист "ЦСКА", его купил "Монако" за 30 миллионов евро - большая часть пошла клубу "ЦСКА", какая-то часть пошла академии, а в Алтайский край, туда, где он родился, где его первый тренер был, деньги, к сожалению, не дошли. ФЁДОРОВ А. М. Владимир Павлович, спасибо за вопрос, очень точно его ставите. Действительно, сейчас возникает ситуация, когда при становлении спортсменов в цикле его спортивной подготовки участвует не одна какая-то центральная школа, а целый ряд. Но я прошу обратить внимание, что вот в этом законопроекте - а он, собственно, родился не наверху, он идёт снизу, он идёт по предложению спортивных федераций - именно спортивным федерациям предоставляется право самостоятельно разработать и порядок расчёта, и порядок компенсаций. Конечно, я уверен, что спортивные федерации, в силу того что они контролируют свои виды спорта, могут достаточно просто проследить весь, так сказать, спортивный путь спортсмена и, понимая как бы определённое ценообразование на обучение в той или иной спортивной организации, сделать правильные расчёты по финансированию и довести до каждой организации денежные средства, если мы о них говорим, за тот период, в который организация занималась спортивным развитием спортсмена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня два подвопроса. Первый - Андрею Михайловичу. Андрей Михайлович, как ваши предложения согласуются с международным правом? Мы можем написать что угодно, а молодой человек соберёт свои кеды, возьмёт сумку, уедет за границу и будет спокойно играть в каком-нибудь западном клубе, иностранном клубе, и плевать он хотел на закон и на все эти компенсации, которые мы сегодня придумываем. И второй момент касается, в общем-то, той практики, которая была в Советском Союзе, я напомню: пытались удержать игроков, но ничего в итоге не вышло, они так или иначе туда уехали. И, Евгений Васильевич, вам вопрос. У нас 30 тысяч молодых специалистов с высшим образованием, которые здесь подготовлены, на которых потрачены наши деньги, ежегодно уезжают из страны и поднимают экономику зарубежных стран. Не напоминает вам или, может быть, каким-то образом вы проводите параллель между этими двумя, скажем так, предложениями на будущее? Это же тоже колоссальный ущерб, уезжают молодые, перспективные, тоже могли бы здесь работать, но уезжают. Спортсменов оставляем, а интеллектуальную элиту, значит, провожаем дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Начинайте вы, Андрей Михайлович, пожалуйста. ФЁДОРОВ А. М. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Ну очевидно, что не получается у того, кто ничего не делает. По крайней мере, мы действительно понимаем, что эту проблему надо решать, потому что, абсолютно правильно Евгений Васильевич сказал, несколько сотен спортсменов, высококвалифицированных спортсменов - фактически надежда Российской Федерации в спорте - уезжают за рубеж. И кстати, вот как раз за рубежом такая проблема в принципе достаточно хорошо урегулирована - как на уровне соглашений между федерациями и клубами, так и, собственно говоря, если говорить про Европу, на государственном уровне. Мы считаем, что этот шаг, который мы делаем впервые, в любом случае позволит создать первичную правовую базу, для того чтобы при необходимости совершенствовать эти отношения. Но в любом случае мы понимаем, что проблема есть, её надо решать, потому что ущерб наносится спортивным организациям, организациям спортивной подготовки, которые тратят годы на становление спортсмена, и когда на пике своей спортивной карьеры он принимает решение взять и уехать, понятно, что они несут огромные, колоссальные финансовые убытки. По подсчётам, в принципе в год стоимость обучения одного спортсмена, ну, конечно, в зависимости от региона, в зависимости от клуба, от школы и так далее, составляет от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Соответственно, если мы говорим, что у нас в среднем девять лет длится обучение, то вот вам сумма - от 3 до 9 миллионов рублей. А если это умножать на те сотни спортсменов, которые уезжают, - вот, собственно, тот ущерб, который наносится нашим и так небогатым спортивным организациям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Васильевич, добавите что-то? Пожалуйста. РЕВЕНКО Е. В. Да. И ответственность наступает, о чём мы и говорили, у спортсмена, который, имея соответствующее соглашение со спортивным клубом или школой, должен выплатить компенсацию, когда он уезжает за рубеж. Но при этом в своём выступлении Андрей Михайлович и я обратили особое внимание, что, на наш взгляд, законопроект сбалансирован, потому что он учитывает интересы спортсмена и защищает его интересы, когда мы отдельно прописываем предельно допустимый срок, который... Клуб не может долго тянуть и не заключать со спортсменом соглашение, поэтому мы закрываем здесь эту лазейку, чтобы не было злоупотреблений. Что касается второй части вопроса, по поводу утечки кадров и мозгов за рубеж. Это системная, серьёзная проблема, это не имеет отношения к данному законопроекту, но, как вы знаете, у нас достаточное количество регулирующих документов, в том числе контрактная система: когда и если специалист покидает... или не выполняет контрактное обязательство, пройдя обучение, он должен возместить учебному заведению затраты на своё обучение. И это работает у нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фетисов Вячеслав Александрович. ФЕТИСОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, уважаемый Иван Иванович. Мне кажется, это законопроект о переходах хоккеистов, законопроект этого касается напрямую - наверное, на трибуне должен стоять Владислав Третьяк, а не Ревенко должен отвечать абстрактно за то, что происходит. У меня несколько вопросов, я, извините, вместе попробую. Во-первых, какая сумма компенсации? Мы услышали разные цифры. Ну, коллеге Куринному так и не ответили, соотносится ли это с международным правом. И не получите ли вы встречный иск от родителей? Чтобы вы знали: сегодня в Москве подкатка ребёнка стоит до 7 тысяч рублей - и сколько прилетит обратно исков, вы тоже должны каким-то образом учитывать. И мне кажется, что этим законопроектом мы ускорим отъезд молодых хоккеистов, которые потом не смогут играть за сборную страны. Это тоже, наверное, момент, который необходимо учитывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФЁДОРОВ А. М. Вячеслав Александрович, спасибо за вопрос. Относительно суммы компенсации опять же мы исходим из того, что это не государство будет само считать и навязывать эти суммы спортивным организациям, которые будут выставлять счета спортсменам, это будет делать спортивная федерация, которая лучше нас понимает, сколько и на что потрачено: сколько времени, сколько ресурсов, сколько финансов, сколько затрат. Это будет делать общероссийская спортивная федерация, они в этом разбираются лучше. Что касается встречных исков от родителей. Ну, посмотрим, правоприменительная практика покажет, мы пока не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что это повлечёт большое количество исков против государства или против спортивных федераций. Ведь есть и обратная сторона медали: мы также знаем, что значительное количество спортсменов разного возраста уезжают за границу, а потом возвращаются, возвращаются с потерями, вот это тоже надо учитывать. В любом случае мы только в начале пути, и правоприменительная практика, как я уже сказал, покажет результативность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксёненко Александр Сергеевич. АКСЁНЕНКО А. С. Андрей Михайлович, очень важный вопрос, который затрагивает тему поддержки и финансирования детских спортивных школ, я хотел бы отдельно об этом сказать. Здесь уже коллеги задавали вопросы о детских спортивных тренерах, которые сейчас, можно сказать, недофинансируются, поэтому я считаю, что во втором чтении нужно обязательно это учесть, если мы ставим вопрос о возврате или компенсации детским тренерам, воспитавшим звёзд, которые уезжают. Ну и этот вопрос тоже поднимался - о дифференциации по виду спорта. Допустим, в хоккее. Вовлечённость родителей абсолютно разная: подкатки, клюшки, форма - каждый родитель по-разному оценивает свой вклад в развитие своего ребёнка. Как это будет учитываться на уровне федерации и есть ли какая-то дифференциация по этому параметру? ФЁДОРОВ А. М. Александр Сергеевич, спасибо за вопросы. По поводу возврата тренерам. Действительно, можно будет подумать о компенсации тренерам на этапе второго чтения, если это будет концептуально подходить для законопроекта. Что касается опять же финансовых расчётов или соотнесения затрат родителей и спортивной организации, ведущей, собственно говоря, годы спортсмена, ну, это тоже вопрос, который возможно будет решить, достаточно точно это определить с помощью федерации. В любом случае это как в обычной средней школе: родители что-то покупают ребёнку, и они знают, сколько на это потрачено; а школы знают, какие затраты финансовые и трудозатраты они сами несут. Я думаю, что на этом примере понятно, что расчёт можно будет сделать в любом случае. Может быть, он не будет, там, до копейки, но общероссийские федерации смогут дать аргументацию по тем или иным тратам, по тем или иным расходам, которые в принципе совместно с Минспортом будут проанализированы и утверждены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. У меня вопрос не с юридической точки зрения, а, скорее, с морально-нравственной. Здесь уже звучали вопросы на предмет того, сколько будут компенсировать и так далее. Мы же прекрасно понимаем - все мы занимались, кто-то хорошо, кто-то не очень, у кого-то дети, у кого-то внуки ходят в детско-юношеские спортивные школы, - мы все прекрасно понимаем, что это такое, и у меня вопрос из этой серии. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний день как в процентном отношении финансируется из бюджета детско-юношеский спорт? Я понимаю, если бы на 100 процентов финансировали детей, которые тренируются, тогда да, у нас было бы моральное право спросить с них какие-то деньги. А если из бюджета это не финансируется в полном объёме, то по какому моральному праву мы требуем с детей, с родителей и так далее, чтобы они потом это компенсировали. Вот скажите, каков процент?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. ФЁДОРОВ А. М. Ну, вообще, процент финансирования детско-юношеского спорта - это достаточно большой процент, это от 20 до 30 процентов, ведь это одна из первостепенных задач государства, притом что у нас есть спорт высших достижений, есть профессиональный спорт. Детско-юношескому спорту вообще уделяется повышенное внимание, тем более в свете последних указаний, решений Президента Российской Федерации. И здесь говорить о том, что у нас детско-юношеский спорт находится в загоне, ну, наверное, вряд ли правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос Андрею Михайловичу. Вопрос риторический, потому что часть вопроса уже задали мои коллеги. Хотел спросить: существует ли обратная сторона медали, о которой вы говорили, - когда мы привлекаем иностранных спортсменов? Кому всё-таки выплачивается компенсация - тренеру, спортшколе, Минспорту - и в какой пропорции, каков её примерный размер, о каких суммах вообще идёт речь? ФЁДОРОВ А. М. Очевидно, что спортивные клубы привлекают спортсменов из-за рубежа. Единственно, конечно, пропорция явно не в сторону наших, российских клубов. Допустим, если взять такой массовый вид спорта, как хоккей, понятно, что основная масса спортсменов уезжает в Соединённые Штаты Америки и Канаду, 90 процентов с лишним отъезжающих едут именно в этом направлении, кто-то, конечно, может поехать в Казахстан или в Европу, но это 1-5 процентов, основная масса едет в Северную Америку. Что касается того, кто сколько будет получать. Уважаемые депутаты, я ещё раз обращаю внимание: мы предоставляем право общероссийским спортивным федерациям самостоятельно определять порядок выплаты и размер компенсации, государство в этой части не навязывает каких-либо условий. Каждая федерация по развиваемому ею виду спорта самостоятельно будет устанавливать критерии компенсации, которая будет подлежать возмещению либо спортивной организации, либо тренерам, если это была персональная подготовка, и так далее, это будет право общероссийских спортивных федераций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. РЕВЕНКО Е. В. Я хотел бы дополнить. Андрей Михайлович, здесь звучало несколько обеспокоенных вопросов, которые можно объединить в один: а по каким принципам? Я обращаю внимание коллег, что в законопроекте указывается, кто и каким образом отвечает за порядок выплаты начислений этой федерации, там это есть, написано. Я хотел бы пригласить всех, кто задавал вопросы, - Владислава Александровича тоже, естественно, потому что речь идёт о хоккее, - принять участие в работе комитета, когда мы будем обсуждать законопроект при подготовке ко второму чтению. Безусловно, мне кажется, это было бы справедливо, потому что именно профессионалы должны принимать участие в обсуждении данного законопроекта. И что касается выплаты компенсации, уважаемые коллеги, я Андрея Геннадьевича услышал и коллег тоже. Речь идёт о компенсации затрат клубов и спортивных школ. Справедливый вопрос: а если родители платят? Они сами платят и так далее. В законопроекте совершенно не об этом речь: речь идёт о тех затратах, которые несёт спортивная школа и спортивный клуб, готовя специалистов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Васильевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Фетисов Вячеслав Александрович. Ещё есть желающие? Давайте Вячеславу Александровичу предоставим слово. Пожалуйста, Вячеслав Александрович. ФЕТИСОВ В. А. Уважаемый Иван Иванович, не хотел ни выступать, ни задавать вопросы, но не могу. Ну, если мы понимаем, что у нас сегодня хоккей (а мы о нём говорим) стал уже привилегированным видом спорта для богатых и мы дискриминируем детей по социальному признаку, ведь десятки миллионов долларов каждый год стоит родителям детский хоккей в хоккейных центрах, и это не только подкатки, это и доплаты, это и... Поговорите, пригласите на следующее заседание комитета родителей, они вам расскажут, сколько на самом деле стоит сегодня воспитание хоккеиста. А уезжают уже 15 лет, уезжают по 600 человек - умножьте, чтобы понять, сколько ребят уехало на самом деле, и задайтесь вопросом, почему они уезжают. Я сказал бы о другом, наверное, более конструктивном моменте. Да, у нас не только около 600 человек уезжают, у нас каждый год выпускаются десятки тысяч хоккеистов, но профессиональные команды КХЛ не компенсируют подготовку ребят, которые играют уже в профессиональный хоккей, ни тренеру, который их воспитал, ни школе, которая их воспитала. Я думаю, этот вопрос тоже требует серьёзного обсуждения: насколько при подготовке хоккейных игроков, особенно в глубинках, - а потом парень играет в командах Континентальной хоккейной лиги, - в общем, возможна компенсация за труд тренера, который там точно получает минимальную зарплату. Я хотел бы предложить, Иван Иванович, решение, оно было сформулировано, когда я руководил российским спортом, потом сенатором работал, у меня была комиссия. Мы работали над законопроектом, который точно решил бы многие вопросы, о регламентации взаимодействия игрок - команда (мы об этом говорим, в 23 года игрок уже профессиональный хоккеист) и игрок - лига не только через Трудовой кодекс, но и с учётом всяких других регламентных моментов. И в связи с этим, приведя в соответствие... Вот в футболе все переходы уже давно определены, цена игрока понятна, и там никаких других законов, наверное, действовать не будет. Мы говорим о хоккее. В хоккее тоже, кстати, чтобы вы понимали, уважаемые коллеги, есть компенсация за игрока, который играет в Национальной хоккейной лиге, она маленькая по сравнению с тем, что должно было быть. Так вот, приведя в соответствие регламенты Континентальной хоккейной лиги и Национальной хоккейной лиги, мы сумеем все эти вопросы решить. Сегодня возраст свободного агента (этот игрок может уходить в любую команду без компенсации), по-моему, 26 лет, то есть ему не 23 года. А если мы приведём в соответствие два регламента, регламенты двух лиг, а они сегодня конкурируют, то, наверное, мы эти вопросы сможем решить. Вот этот вопрос поднимался не раз, и я не знаю, почему в рамках, так скажем, разработки в правительстве это, в общем, не было осуществлено, но надеюсь, что, может быть, данное предложение тоже каким-то образом сумеет решить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. ФЕТИСОВ В. А. Ну и я хочу попросить, наверное, коль мы эту тему затронули: давайте-ка мы попробуем уйти от подкаток, от поборов с родителей и дадим возможность мальчишкам и девчонкам из семей, которые не имеют сегодня денег дополнительных, играть в эту замечательную игру. Здесь тоже, в общем, ответственность государства. Наверное, деньги в хоккее для этого есть, а каким образом они используются, ну, наверное, надо подумать. Хоккей стал очень богатым, дорогим видом спорта для... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Александрович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 51 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.