Заседание № 118
О проекте федерального закона № 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Доклад Владимира Владимировича Сысоева. Пожалуйста, Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Напоминаю, что законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 22 мая 2018 года, сейчас он подготовлен к третьему чтению. В рамках подготовки ко второму чтению в законопроекте были учтены переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия, касающиеся использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков, перечень переданных полномочий был дополнен полномочием по проектированию лесных участков на землях лесного фонда. Был установлен механизм определения общего объёма субвенций, предоставляемых для осуществления переданных полномочий, основанный на принципе учёта затрат на организацию осуществления таких полномочий. Рослесхозу предоставлено полномочие по согласованию назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия. По представленному законопроекту замечаний правового, лингвистического, юридико-технического характера не имеется. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления по мотивам голосования. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, конечно же, этот закон нужен, но, во-первых, он не решит кардинально всех проблем лесной отрасли, во-вторых, вызывает конкретные вопросы. Предлагается дать новые полномочия Рослесхозу - мы запросили информацию, что это за орган (хотя мы и так это прекрасно знаем). Во-первых, там трудится (вот справка) почти тысяча человек, причём, если мы посмотрим, чем занимаются эти почти тысяча человек, то увидим, что, по сути, они работают на корзину, то есть перекладывают бумаги из одной папки в другую, - ведь есть департаменты в местных органах, которые отвечают за это, есть прокуратура, которая также курирует эти вопросы, Счётная палата занимается проверками - и, даже прочитав отчёт о результатах деятельности, на самом деле особой работы, кроме как бумажной, мы не увидели. Во-вторых, мы видим помимо дублирования полномочий дублирование расходов бюджетных средств. Если мы посмотрим выписку из бюджета - куда деньги уходят, - то увидим, что на "Рослесозащиту" идёт почти 1 миллиард рублей. Дублируются ли её полномочия и полномочия Рослесхоза? Да, дублируются. Однако почему-то у Рослесхоза часть полномочий мы всё ещё оставляем, в частности полномочие назначать на местах главное лицо, которое будет этим заниматься. Вопросы к этому органу возникали и в ходе обсуждения законопроекта: когда я спросил у представителя профильного ведомства у нас в комитете, согласны ли они с тем, что их статистика нуждается в корректировке и что государство занимается лесной отраслью, по сути, вслепую, он не согласился, сказав, что их статистика самая правильная. Хотя есть наблюдения, корпорация "Google" вместе с Институтом мировых ресурсов доказали, показали на картах, на снимках, что на самом деле в России количество леса не увеличивается, как утверждают официальные органы, а уменьшается. В ответ на этот вопрос представители профильного ведомства мне сказали (я практически дословно цитирую): "Один раз к нам эти ребята подходили, мы их документы увидели - это всё несерьёзно". Ну как они могли увидеть 400 тысяч фотографий?! И вот просто так сказать "подходили" и отмахнуться от спутниковых снимков?.. Я, например, этого не понимаю. У Счётной палаты каждый год замечания по этому вопросу, и они не учтены. И у нас, как у парламентариев, у тех, кто отвечает за бюджет страны, я думаю, всё ещё большие вопросы в связи с тем, что мы на лесную отрасль тратим больше, чем получаем от неё. До сих пор функционируют старые, разработанные 20-30 лет назад нормативы, сколько арендатор должен платить в бюджет, а не новые рыночные механизмы, которые нужно запускать. Вот этим нужно заниматься! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 58 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (принят в первом чтении 7 июня 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Докладывает Николай Петрович Николаев. Пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект уточняет положения Лесного кодекса Российской Федерации, связанные с контролем осуществления переданных полномочий в области лесных отношений. Всего к законопроекту поступило четыре поправки, все они рекомендованы к принятию. В частности, перечень переданных полномочий дополнен полномочием по проектированию лесных участков на землях лесного фонда и Рослесхозу предоставляется полномочие по согласованию кандидатуры при назначении на должность руководителя регионального органа исполнительной власти в области лесных отношений. С учётом изложенного комитет просит поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 39 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 03 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, просьба поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении тоже на 24 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 46
О проекте федерального закона № 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, необходимо посоветоваться. У нас доклад по следующему законопроекту, 26-й вопрос, делает тоже Иван Владимирович. Вы знаете, что по нашему Регламенту, если мы начинаем рассмотрение, то должны, соответственно, его завершить, и мы понимаем, что этот законопроект требует дополнительного обсуждения и это займёт время. Но Иван Владимирович здесь присутствует, в противном случае нам нужно будет вновь приглашать докладчика. Я обращаю ваше внимание, что мы саморегулированием занялись, и посещаемость заседаний у нас практически абсолютная, сейчас речь идёт о том, чтобы всё по делу было. Уважаемые коллеги, рассматривается 26-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад Ивана Владимировича Валентика. Пожалуйста, Иван Владимирович. ВАЛЕНТИК И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона, подготовленный правительством. Отчасти мы уже касались при обсуждении предыдущего законопроекта тематики данного законопроекта. Он разработан в связи с тем, что 233-м федеральным законом от 13 июля 2015 года были внесены изменения в 184-й федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и представляемый вашему вниманию законопроект направлен на приведение положений Лесного кодекса Российской Федерации в соответствие с положениями 184-го федерального закона в редакции 233-го закона. Самая главная новелла, помимо технических изменений, которые вносятся в Лесной кодекс Российской Федерации, заключается в том, что в соответствии с данным законопроектом руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере лесных отношений - а этим органом сегодня является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое возглавляю я, - наделяется полномочием, правом дачи губернаторам обязательных для исполнения указаний по вопросам осуществления переданных полномочий. Актуальность этого законопроекта обусловлена, безусловно, лесопожарной тематикой - как мы знаем, в некоторых субъектах Российской Федерации несвоевременно вводится режим чрезвычайной ситуации, несвоевременно вводится особый противопожарный режим и обеспечивается контроль за его соблюдением - и рядом других вопросов, по которым допускаются отдельные злоупотребления, а о потенциальных злоупотреблениях вы сегодня тоже уже говорили. В связи с этим прошу поддержать законопроект, который согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, на него имеются все необходимые заключения. Прошу принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Владимирович. Пожалуйста, содоклад Николая Петровича Николаева. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Когда мы заканчивали обсуждать предыдущий законопроект, Владимир Иванович Кашин сказал, что нужен второй ключ, так вот этот законопроект как раз и есть второй ключ, который будет находиться у федерального органа исполнительной власти. Я хотел бы обратить ваше внимание на следующие вопросы. Вот мы достаточно часто говорим о том, что на региональном уровне часто бывают - и действительно мы это видим - серьёзные нарушения и с точки зрения пожарной безопасности в лесах, и с точки зрения выделения и переведения лесов из одних категорий в другие, так вот всё это происходит потому, что это абсолютно самостоятельные решения, которые часто бывают абсолютно неподконтрольными федеральным органам исполнительной власти. Мы обсуждали на заседании комитета данный законопроект и отметили, что возникает парадокс: у нас леса - это федеральная собственность, но в результате получается, что на сегодняшний день очень часто Федерация, то есть федеральный орган исполнительной власти, не может вмешаться в то, что делается, повлиять на решения, которые принимаются в отношении лесов. Это относится и к пожароопасным ситуациям, и ко многим другим. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в данном законопроекте предполагается прямой контроль и возможность прямого вмешательства федерального органа исполнительной власти, то есть Рослесхоза, в случае если есть факты неэффективного использования и исполнения тех самых полномочий, которые переданы на региональный уровень. Более того, речь идёт не только о каких-то моментах пресечения или предотвращения нарушений в отношении лесного хозяйства, хотя здесь достаточно жёстко прописана и возможность внесения представления об освобождении от занимаемой должности заместителей губернаторов и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но и в том числе о том, что федеральный орган исполнительной власти в соответствии с этим законопроектом может вмешиваться, для того чтобы обеспечить возможность более рационального или полного выполнения переданных полномочий. Я хотел бы обратить также ваше внимание на несколько моментов, которые мы отметили на заседании комитета и которые требуют доработки ко второму чтению. Например, это вопросы соотнесения данного законопроекта с несколькими другими законодательными инициативами, которые поступили от правительства в отношении Лесного кодекса. В частности, если говорить о полномочиях, то надо сказать, что сейчас мы готовим ко второму чтению законопроект о введении конкурсов для лесопереработчиков. Это тоже полномочие субъектов Российской Федерации, и нужно, соответственно, в данном законопроекте эти вопросы предусмотреть. Есть целый ряд таких моментов, которые важно соотнести с теми законодательными инициативами, которые на сегодняшний день мы рассматриваем. В связи с этим на заседании комитета обсуждали также необходимость проведения какого-то большого мероприятия, возможно парламентских слушаний, которые дали бы возможность и общественности, и прежде всего всем вам получить общую картину тех многочисленных изменений, которые сейчас поступают от правительства в отношении Лесного кодекса. Я думаю, в самое ближайшее время мы будем обращаться в Совет Государственной Думы с просьбой поддержать такую инициативу. В целом мы получили положительные заключения от Счётной палаты Российской Федерации, от администрации президента и рекомендуем этот законопроект к принятию в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, есть вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос к Ивану Владимировичу. Я очень благодарна коллегам за то, что сейчас подняли вопрос о лесополосах, потому что я этот вопрос задавала, но на него не обратили внимания. Почему сегодня местные лесные хозяйства не следят за ними и какие меры принимает министерство, для того чтобы всё-таки сохранить эти лесные полосы? ВАЛЕНТИК И. В. Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос. На самом деле тематика государственных защитных лесных полос напрямую увязана с категорией земель, на которой они располагаются. Большая часть таких защитных полос находится не на землях лестного фонда. В соответствии с законодательством работники лесничеств, работники лесопарков осуществляют полномочия только на землях лесного фонда, поэтому сегодня государственные защитные полосы, если они находятся в частной собственности, на землях, которые находятся в собственности частных лесовладельцев, фактически используются и должны сохраняться силами собственников. Но есть действительно брошенные земли, есть земли, на которых эти полосы действительно не получают должного ухода, и в связи с этим мы совместно с Минсельхозом, в зоне ответственности которого находятся государственные защитные лесные полосы, уже достаточно давно ведём диалог о правовой природе этих защитных полос и о принятии какого-то концептуального решения по их сохранению. Я думаю, что в рамках подготовки поправок к первому законопроекту, который мы сегодня рассматривали, мы обязательно проработаем в ускоренном порядке все эти вопросы, потому что проблема действительно острая, и её нужно крайне быстро решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к обоим докладчикам, он касается внесения изменений в статью 83 Лесного кодекса. В действующей редакции есть положение о том, что субъектам, в которых плотность населения более чем в 15 раз превышает среднюю плотность населения России, Российская Федерация в принципе может не передавать полномочия. Сегодня предлагается аккуратненько это формально существующее положение вычистить. Я понимаю, что пока таких прецедентов не было, но потенциально у Российской Федерации существует возможность изъять полномочия у таких регионов, вы сегодня предлагаете отказаться от такой возможности. Почему, зачем это делается? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. На самом деле такой прецедент был: ранее полномочия по управлению лесами в Московской области осуществлялись напрямую Федеральным агентством лесного хозяйства до 2012 года. Данная норма, которая существует в Лесном кодексе, - там, где плотность населения превышает среднероссийскую в 15 раз, полномочия могут быть переданы на федеральный уровень, - ввиду того что сегодня всем субъектам Российской Федерации полномочия переданы, фактически остаётся нереализованной. И если вы посмотрите на соответствующие части 83 статьи, то увидите, что механизм изъятия полномочий сохранён, при этом изъятие переданных полномочий может быть реализовано по заключению уполномоченного органа - федерального агентства через внесение проекта распоряжения в правительство Минприроды России, правительство тогда вносит соответствующий проект федерального закона в Государственную Думу, этот механизм прописан. Исключение этой неработающей нормы не приведёт к отсутствию механизма изъятия полномочий, он в Лесном кодексе сохраняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Владимирович, норма, может быть, и не работает, но есть такое понятие, как спящая норма, она может проснуться, в том случае если будет необходимость, о чём наш коллега и говорил. Поэтому действительно надо посмотреть, ведь вопрос-то важный, вы себе сами полномочия обрубаете. Для того чтобы отреагировать, нужно будет вносить законопроект, проводить его... У нас есть возможность во втором чтении доработать законопроект, может быть, всё-таки здесь стоит друг друга услышать: коллеги как раз вам предлагают тот инструментарий, который будет более эффективен. Это важный вопрос, и президент подчёркивает, что нам нужно сохранить леса. А то потом будем говорить: у нас полномочий нет, это там, в регионе, кто-то чудит. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Ивану Владимировичу. Это действительно правильное решение - дать возможность федеральному органу исполнительной власти контролировать региональные органы власти. У меня такой вопрос. У нас ведь в федеральной собственности не только леса, у нас там и земли сельхозназначения, у нас есть ещё и другая федеральная собственность, есть Росимущество и так далее, вот как здесь быть? Может, мы таким же образом будем давать другим федеральным органам исполнительной власти полномочия по контролю за регионами, или только на лесном фонде остановимся? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. На самом деле мы просто были действительно заинтересованы в том, чтобы максимально быстро реализовать нормы 184-го федерального закона в редакции 233-го федерального закона в сфере лесных отношений, потому что, как было совершенно правильно сегодня сказано, полномочия регионам переданы, а механизм действенного контроля у федерального органа исполнительной власти отсутствует. Поэтому нам требовалась норма, которая позволит останавливать действие иногда необоснованных, а иногда и неправомерных решений, и мы достаточно быстро обеспечили подготовку и согласование данного законопроекта и, безусловно, считаем, что такие же подходы могут быть реализованы в других отраслях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие? Нет. Полномочный представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Иван Владимирович, заключительное слово, пожалуйста. ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, отказываюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович. НИКОЛАЕВ Н. П. Я только хотел бы поблагодарить всех за обсуждение, мы готовы работать дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вопрос 26. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 23 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.