Заседание № 18

14.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1256256-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части прекращения использования в российском законодательстве ставки ЛИБОР в качестве базовой; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4711 по 4779 из 7446
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный   
закон "О несостоятельности (банкротстве)". Доклад Владимира Борисовича          
Сенина.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! К рассмотрению во втором    
чтении представляется проект федерального закона о внесении изменений в         
статьи 38 и 74 закона "О Центральном банке...". Я напомню, что принятый в       
первом чтении законопроект предусматривает отказ от использования ставки        
ЛИБОР в Российской Федерации, вместо ставки ЛИБОР предлагается использовать     
ставку, рассчитываемую Банком России из средневзвешенных процентных ставок по   
привлечённым российскими банками вкладам. Комитет принял решение уточнить       
комментарий к законопроекту с целью более точно раскрыть суть изменений:        
вместо использованного в первом чтении комментария "о временном ограничении     
процентной ставки в договорах банковского вклада" предлагается использовать     
комментарий "в части прекращения использования в российском законодательстве    
ставки ЛИБОР в качестве базовой".                                               
                                                                                
Ко второму чтению законопроект был доработан в соответствии с поступившими      
поправками. Поправки объединены в таблицу и рекомендуются комитетом к           
принятию. Законопроект прошёл все необходимые согласования. Я прошу             
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
СЕНИН В. Б. Прошу поставить на рассмотрение в третьем чтении 16 декабря,        
законопроект готов.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Включается в повестку.                    

Заседание № 10

17.11.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1256256-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о временном ограничении процентной ставки в договорах банковского вклада).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3411 по 3685 из 5165
Теперь пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 38    
и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...".         
Доклад представителя правительства заместителя министра финансов Алексея        
Валерьевича Сазанова.                                                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, в рамках международной реформы финансовых     
индикаторов после 2021 года расчёт и публикация ставки LIBOR будут              
прекращены. В связи с этим совместно с Банком России подготовлен проект         
федерального закона, предусматривающий замену ставки LIBOR на среднюю           
арифметическую процентную ставку, рассчитываемую из средневзвешенных            
процентных ставок по привлечённым российскими кредитными организациями          
вкладам в рублях, вкладам в долларах США, вкладам в евро, а также замену        
термина "ставка рефинансирования Банка России" на термин "ключевая ставка       
Банка России". Эти новые показатели будут применяться при исчислении            
предельных ставок привлечения средств по депозитам соответственно в рублях,     
евро или долларах.                                                              
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Владимира Борисовича Сенина.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет по финансовому      
рынку рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 38   
и 74 Федерального закона "О Центральном банке..." и поддерживает его. Комитет   
поддерживает саму концепцию законопроекта и считает, что принятие               
проектируемых норм позволит участникам национального финансового рынка          
адаптироваться к реформе иностранных финансовых индикаторов, укрепит            
экономический суверенитет Российской Федерации, обеспечит ясность и             
прозрачность в правилах расчёта штрафов за неисполнение решений Банка России    
российскими организациями. Вторая поправка носит технический характер.          
Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лябихов Роман Михайлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Алексей Валерьевич, вам вопрос: скажите, пожалуйста, что будет с теми           
договорами - их не так много, наверное, - в которых банками установлена         
процентная ставка LIBOR плюс что-то? То есть каким образом будет                
формироваться ставка и не будет ли это для субъектов бизнеса проблемой с        
нового года?                                                                    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. В данном случае речь идёт о предельной ставке, которая будет      
применяться при ограничении Банком России ставки для привлечения средств        
физических лиц и организаций. Здесь разговор идёт о расчёте предельной          
ставки, выше которой нельзя будет устанавливать ставки по депозитам.            
Соответственно, начиная с 2022 года эта предельная ставка будет                 
рассчитываться как средняя арифметическая из средневзвешенных ставок для        
целей регулирования Банком России предельных ставок привлечения средств по      
депозитам.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Алексей Валерьевич, скажите, пожалуйста, а можете вы привести   
данные, насколько ваша средневзвешенная ставка средневзвешенных ставок          
отличается от ставки LIBOR вот на данный момент?                                
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Оксана Генриховна, мы можем в письменном виде представить такой   
ответ, но дело в том, что ставка LIBOR в принципе перестанет исчисляться с 1    
января 2022 года и все страны мира переходят на альтернативные индикаторы       
стоимости привлечения средств на межбанковском рынке, поэтому в любом случае    
нам нужен этот альтернативный индикатор. Для информационных целей мы,           
безусловно, готовы предоставить вам эти данные.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, три коротких вопроса. Скажите, пожалуйста,        
после принятия закона процентные ставки по вкладам вырастут и будут выше        
инфляции? Это первый вопрос. Второй: будет ли градация процентов в              
зависимости от суммы вклада? И третий: скажите, теперь Центробанк всё-таки      
разработает свой механизм расчёта размера ставки или через некоторое время      
опять возьмёт на вооружение за основу иностранный механизм расчёта, новый?      
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Начинаю с последнего. Теперь наш собственный, внутренний рынок    
будет использовать для расчёта ставку, как я уже отметил, которая будет         
рассчитываться как средняя арифметическая из средневзвешенных ставок            
привлечения банками средств в депозиты. Соответственно, это будет российский    
индикатор в данном случае.                                                      
                                                                                
Отвечая на вопрос, приведёт ли это к увеличению ставок, отмечу, что каждый      
банк вправе сам определять свою политику по депозитам. Здесь разговор идёт о    
той предельной ставке, выше которой нельзя будет устанавливать ставки           
привлечения средств, это будет российский рыночный индикатор.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Алексей Валерьевич, вы человек подготовленный. Вот есть        
такой нобелевский лауреат Джеймс Тобин, специалист как раз в области            
процентных ставок. Вот он утверждает, что, если процентная ставка выше          
половины рентабельности, банки - убийцы. Вы его не читали, Тобина? Скажите,     
пожалуйста, когда мы, вообще, начнём делать так, чтобы банки не                 
самообогащались - вы знаете, что в этом году, скажем, Сбербанк, банковская      
система получат прибыль почти в 2 раза выше, чем в прошлом, - а занимались      
ростом экономики и вкладывали деньги в собственную страну?                      
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Тобин - признанный экономист. В данном         
случае цель законопроекта - ввести ставку, ограничивающую предельные ставки,    
по которым банки могут привлекать средства в депозиты. Соответственно, здесь    
речь идёт о порядке расчёта этой ставки, которая будет определяться на          
основании фактически сложившихся ставок, уже применяемых банками для            
привлечения средств в депозиты.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Можете присаживаться.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бахарев Константин Михайлович, пожалуйста.                                      
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В принципе,    
не понимаю, вокруг чего здесь особенно дискутировать, законопроект носит в      
значительной части технический характер - это касается и замены термина         
"ставка рефинансирования Банка России" на термин "ключевая ставка Банка         
России", и то же можно сказать о замене ставки LIBOR как базовой на ставку,     
рассчитываемую Банком России уже в качестве российского рыночного индикатора.   
Докладчик объяснил необходимость замены одного индикатора на другой: это        
обусловлено тем, что с 1 января будущего года ставка LIBOR перестаёт            
существовать в принципе в этом качестве и другие страны тоже переходят на       
национальные рыночные индикаторы. Для нашей фракции принципиально то, что       
предусмотренный законопроектом подход к расчёту новой ставки является           
одновременно рыночным и в достаточной степени прозрачным для адресатов          
регулирования.                                                                  
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие проекта      
федерального закона в первом чтении и будет голосовать за.                      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
От фракции.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, у нас   
все законопроекты технические. Но только вот тот самый Джеймс Тобин просчитал   
на экономических параметрах и сделал такой вывод. А что получается у нас? У     
нас среднероссийская рентабельность 7,7 процента, а ключевая ставка 7,75 -      
как вы считаете, откуда сверхприбыль банковской системы и думает ли она,        
вообще-то, о России? Посмотрите внимательно, вот на сайте Центробанка есть      
много разных цифирек - я вам рекомендую туда регулярно смотреть. Это первое.    
                                                                                
Второй вопрос. Ну, вы поймите, если ЕЦБ, ФРС, филиалом которой, по              
утверждению депутата вашей фракции, мы являемся... Вот там с полосатым флагом   
человек стоит, который к независимости и суверенитету призывает, - это член     
его движения, понимаете? Так вот, если вы посмотрите, то увидите, что мы        
сегодня претерпеваем от Минфина и Центробанка четвёртое сжатие денежной массы   
и поднятие процентных ставок. Милтон Фридман, нобелевский лауреат, адепт        
монетаризма, в 60-м году, будучи молодым доктором (написал докторскую           
диссертацию), исследовал причины Великой депрессии в США: как оказалось, в      
США причиной Великой депрессии стало троекратное сжатие денежной массы в        
интервале пяти лет и поднятие процентной ставки - всё. У нас, я утверждаю,      
идёт четвёртое - у меня есть диаграмма, я вот тут хотел вам и слайды            
показать, но в другой раз. Но в данной ситуации, с моей точки зрения, и         
Минфин... конечно, Сазанов тут ни при чём, там есть Моисеев, который этим       
должен заниматься, понимаете?                                                   
                                                                                
Смотрите, ещё один момент. Инвалид президент Рузвельт, который в нарушение      
Конституции США четыре раза избирался президентом и выводил США из Великой      
депрессии, - что он сделал первое и что надо сделать законодательно Минфину и   
нам с вами? Первое - он ограничил прибыли банков, принял антитрестовское        
законодательство, причём жёстко принял, понимаете? А в нашей ситуации,          
смотрите, банковская система сама по себе обогащается, Греф уже всем            
руководит, во всех сферах он специалист, и у него прибыль уже триллион...       
больше триллиона рублей только в Сбербанке. Только "Сбер" - это банк или что?   
Мы же благодаря вашим предшественникам сделали его непонятной структурой,       
экосистемой, которая получает государственные гроши и имеет 46 процентов        
английских и американских акционеров, 3 процента скрытых акционеров. Ну,        
вдумайтесь, из более чем триллиона он половину дивидендов уведёт от нас по      
льготному налогообложению, понимаете? У нас же дивиденды сколько процентов?     
                                                                                
В данной ситуации, с нашей точки зрения, нужен не этот технический              
законопроект, а, может быть, надо, как вы это делаете сегодня (и вчера), во     
втором чтении внести поправочки - какие? Прежде всего ограничить маржинальную   
прибыль банков. Ну вдумайтесь: они получают по одной ставочке, а потом          
минимум на два умножают и начинают давать кредиты, и тем сирым, голым и         
босым, которые МСП называются, уже достаётся ставка в 3 раза больше, чем та,    
по которой банк получил деньги от государства, это деньги бесплатные почти.     
Понимаете, да? И с нашей точки зрения, если вот этого не сделать... Ну, у       
меня складывается впечатление, что есть корпоративный сговор по удушению        
России, потому что мы с вами тут под ура, под ваши аплодисменты принимаем       
бюджет, который в принципе ограничивает поддержку экономики, принимаем          
акцизы, которые реально... Тут же есть генеральные директора, они все вам       
тихонько в коридоре скажут, что акциз на сталь - это скрытый налог, который     
приведёт к удорожанию металла и, естественно, к повышению себестоимости во      
всех обрабатывающих отраслях.                                                   
                                                                                
Возвращаюсь к банкам. Вы понимаете, какой вопрос: у нас банки не выполняют      
функции кровеносной системы экономики, банковская система в нынешней ситуации   
- это вещь в себе, для обогащения узкой, ограниченной группы людей.             
Посмотрите, как ведут себя ЕЦБ, ФРС по отношению к своей экономике и к своим    
людям. К своему удивлению, я обнаружил... Знаете, какая главная цель,           
вообще-то, у всей банковской системы "семёрки"? Поддержание экономики. А у      
нас - бездефицитный бюджет, понимаете? Посмотрите, какая там задача у           
правительства: поддержание доходов населения. А у нас - бездефицитный бюджет.   
Вы чувствуете, какие разные цели выполняют одни и те же структуры?              
                                                                                
Кристин Лагард, которая, будучи генеральным директором - распорядителем МВФ     
(сегодня она председатель ЕЦБ), нам вот это всё навязывала, сказала, что в      
условиях неопределённости, порождённой пандемией, мягкая денежно-кредитная      
политика поддержки экономики и граждан будет продолжаться. Вдумайтесь,          
сколько они поддерживают только собственную экономику! У них все 1523 банка     
ЕЦБ получают под минусовые ставки деньги - вы поняли, да? Плюс у них есть так   
называемая преференция вовнутрь: если вы даёте деньги под организацию новых     
технологий и рабочих мест, то вам дают ставку - вдумайтесь! - минус 2,          
понимаете? Ну вот это банк, который заботится!                                  
                                                                                
Далее. У них ведь, посмотрите, какой прожиточный минимум и кто за этим          
следит. С моей точки зрения, нам бы... Вот взять нашу бывшую территорию -       
Финляндию: по-хорошему, нам бы взять её систему социальной поддержки граждан,   
тогда у нас не Фонд национального благосостояния рос бы, а вообще и бюджет, и   
доходы субъектов, муниципалитетов. Проблема же нашей экономики в отсутствии     
отложенного спроса у граждан - они же у нас нищают уже восьмой год подряд.      
Банки жиреют, а население нищает, понимаете? Малые предприятия прекращают       
своё существование по 1,5 миллиона в год - те, у кого есть возможность,         
перерегистрируются под другой личиной, а большая часть уходит в никуда.         
                                                                                
С моей точки зрения, этот закон, ну, как мёртвому припарка! Я вас уверяю,       
ничего не изменится в системе обогащения узкой группы банковских владельцев,    
а для нашей экономики и промышленности всё останется так же печально. Поэтому   
я предлагаю - вот у нас (многие не знают) в Регламенте есть возможность два     
раза в первом чтении рассматривать - давайте, что касается этого первого        
закона, предложим Моисееву всё-таки рассмотреть вопрос ограничения вот этих     
сверхприбылей... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Это, я так понимаю, вы перед завтрашним обсуждением денежно-кредитной           
политики тренировались сегодня, да? Но я вам должен сказать, что монетизация    
российской экономики на самом деле увеличивается, - вы сказали, что             
уменьшается, - вот завтра можете...                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, было 40, а сейчас уже 60 у нас. Завтра сможете        
Набиуллиной все эти вопросы задать.                                             
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской              
Федерации...".                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.