Заседание № 14
25.11.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1254710-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2043 по 2284 из 5943
Переходим к 10-му вопросу повестки. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Тимура Игоревича Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВ Т. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года". В соответствии с указанным соглашением государственный экспортный кредит был предоставлен Венгрии на цели финансирования сооружения двух энергоблоков атомной электростанции "Пакш". Необходимость внесения изменений в соглашение вызвана значительной задержкой начала строительства АЭС по причине длительной процедуры получения от Европейской комиссии одобрения указанного проекта. Подписанный 7 мая 2021 года протокол предусматривает пересмотр следующих условий соглашения. Во-первых, продление периода использования кредита на пять лет, до конца 2030 года. И во-вторых, перенос даты начала погашения основного долга по кредиту также на пять лет - с 2026-го на 2031 год. В целях обеспечения соблюдения интересов Российской Федерации как кредитора в протокол включено положение об обязательстве венгерской стороны осуществить до даты подписания протокола досрочное погашение имеющейся задолженности по соглашению в сумме 72 миллиона евро и уплату процентов, начисленных на указанную сумму. Данное обязательство венгерской стороной исполнено в полном объёме и в установленный срок - 30 апреля 2021 года. Выпадающие в период 2026-2030 годов поступления в федеральный бюджет в общей сумме 1,6 миллиарда евро будут восполнены за счёт увеличения платежей в погашение основного долга по кредиту в период с 2031-го по 2046-й. Кроме того, процентные платежи в период с 2026-го по 2046 год увеличатся примерно на 450 миллионов евро. По состоянию на 1 ноября использовано средств кредита на сумму 320 миллионов евро. Необходимые для ратификации протокола внутригосударственные процедуры венгерской стороной завершены 22 июня 2021 года. Протокол предусматривает изменение условий погашения задолженности и в соответствии с Бюджетным кодексом подлежит ратификации. Все необходимые согласования получены. Проект закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Константиновны Родниной. Пожалуйста, Ирина Константиновна. РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Тимур Игоревич достаточно подробно разъяснил всю ситуацию по проекту федерального закона. Комитет по международным делам рассмотрел законопроект "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года". В соответствии с соглашением Правительству Венгрии предоставлен государственный кредит на сумму до 10 миллиардов евро для финансирования строительства и ввода в эксплуатацию двух энергоблоков атомной электростанции. По состоянию на 14 мая 2021 года Венгрия использовала кредит на сумму чуть более 320 миллионов евро. Текущая задолженность венгерской стороны отсутствует. Необходимость внесения изменений вызвана, как уже говорилось, значительной задержкой строительства АЭС и принятия всех документов, поэтому венгерская сторона 30 января 2020 года обратилась в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой о продлении на пять лет срока использования кредита и переносе начала погашения основного кредита, но при этом без изменения окончательной даты погашения кредита (сентябрь 2046 года). Государственная корпорация "Росатом", российский исполнитель проекта, согласовала для венгерской стороны изменение графика строительства АЭС. В мае 2021 года был подписан межправительственный протокол о внесении изменений в соглашение, предусматривающий продление срока использования кредита на пять лет и установление даты начала погашения основного долга по кредиту не позднее 15 марта 2031 года. Положения статей протокола являются неотъемлемой частью соглашения. Протокол вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур. По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, венгерская сторона уведомила о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления протокола в силу. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Комитет-соисполнитель, а это Комитет Государственной Думы по энергетике, поддерживает ратификацию протокола. Счётная палата Российской Федерации не имеет замечаний и предложений по законопроекту. Реализация проекта не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. По мнению Комитета по международным делам, ратификация протокола будет способствовать дальнейшему укреплению и развитию российско-венгерского экономического, энергетического и инвестиционного сотрудничества, а также активизации двусторонних торгово-экономических связей. На основании изложенного Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Константиновна. Вопросы будут? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Тимур Игоревич, как известно, Венгрия - это хоть и с особым мнением, но страна Евросоюза. Евросоюз систематически ужесточает санкции в отношении Российской Федерации. Что касается финансовых взаимоотношений. 10 миллиардов евро - это серьёзная сумма, и просрочка на пять лет её использования, как вы понимаете, влечёт убытки, а у вас написано, что не влечёт. Скажите, пожалуйста, какие штрафы заплатила Еврокомиссия или Венгрия за то, что на пять лет в принципе заморозили нам использование 10 миллиардов евро? И есть ли это в договоре, оговорённые пункты о том, как должен отвечать, в общем-то, партнёр в такой ситуации? МАКСИМОВ Т. И. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Ну, мне кажется, здесь важно чётко определить, кто партнёр. В данном случае у нас партнёр - Правительство Венгрии, не Еврокомиссия. Еврокомиссия своей проверкой задержала реализацию проекта на два года. Венгерская сторона готова была приступить к реализации с самого начала, но из-за необходимости соблюдения определённых общееэсовских регламентов начало реализации проекта было задержано. Собственно, вины участников правоотношений Российская Федерация - Венгрия (импортёр - экспортёр) здесь в данном случае нет, есть вмешательство третьей стороны. Вот этим и вызвана задержка. Что касается просрочки, как вы сказали, - на самом деле просрочки нет, потому что толком реализация проекта и не была начата. Вот те 320 миллионов евро - это были предпроектные стадии, когда готовилась площадка для строительства, а проверки, которые шли по линии профильных надзорных ведомств в сфере атомного контроля, не позволили в срок начать. И вот сейчас, когда все разрешения получены, задача - запустить этот проект в полном объёме. Мы просто осуществляем такую техническую, так сказать, сдвижку и контракта, и межправсоглашения на срок задержки, связанной с проверками со стороны надзорных органов. Никакой просрочки там не было. И Ирина Константиновна сказала, и я в своём докладе сказал: текущая задолженность венгерской стороны - ноль, никаких финансовых обременений для российской стороны это не несёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Тимур Игоревич, после всего того, что мы наблюдаем с "Северным потоком", который по сравнению с атомной станцией, ну, просто чистый, абсолютно чистый проект, скажите, пожалуйста, разве вы не видите политических рисков, в том числе в связи с усилением этой "зелёной повестки", вообще для реализации этого проекта? Ещё не подключились наши партнёры, как мы их называем. И что, если пройдёт ещё десять лет и будет освоено уже не сотни миллионов, а миллиарды долларов, какие гарантии возврата этих денег? И есть ли вообще решение о недопустимости прощения, как мы много раз слышали и видели, долгов по кредитам, предоставленным Советским Союзом и так далее? МАКСИМОВ Т. И. Спасибо, Олег Анатольевич, за вопрос. Первое - про политические риски. Ну, наверное, политические риски есть в любой внешнеэкономической истории, связанной с Россией. Если фокусироваться только на политических рисках, тогда мы, наверное, ни один внешнеэкономический проект не реализуем, потому что эти риски могут появиться в любой момент, а в таком долгосрочном проекте тем более. Второе, что касается рисков финансовых, как вы говорите, рисков дефолта при вмешательстве третьей стороны, рисков дефолта со стороны нашего заёмщика, то наша оценка, как Министерства финансов: в случае Венгрии, страны, имеющей инвестиционный рейтинг, страны, которая преимущественно фондируется на международных рынках капитала, ситуация дефолта по любым внешним обязательствам в принципе недопустима, потому что последствия от вероятного дефолта для них будут более значимыми, чем выигрыш от, условно, неплатежа, поэтому риск мы оцениваем как минимальный. Соответственно, у нас нет оснований полагать, что даже при вмешательстве третьей стороны, связанном с какими-то дополнительными требованиями к реализации проекта, финансовая часть этой сделки как-то пострадает, потому что, повторю, последствия не только для Венгрии, но и для всего европейского рынка будут гораздо более значимыми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Тимур Игоревич, можете ли вы охарактеризовать, насколько значим этот контракт для "Росатома"? Сколько это будет составлять примерно в производственной программе? И какие перспективы этот проект открывает для "Росатома"? МАКСИМОВ Т. И. Спасибо за вопросы, Оксана Генриховна. За "Росатом" я, к сожалению, ответить не могу, не знаю в деталях их портфель, какова доля этого конкретного проекта в их общем экспортном портфеле, но для нас, как для Министерства финансов, это довольно значимая история с учётом лимита по кредитному соглашению до 10 миллиардов евро. Это довольно большой проект, значимый, и тот факт, что мы его реализуем на территории Европейского союза, дополнительно подчёркивает его политическую значимость. Я могу сказать, что мы, как регулярный участник подобных проектов "Росатома" за границей, видим две ключевые вещи в таких проектах. Первое, у нас атомная промышленность - это один из немногих источников высокотехнологичного экспорта, то есть атомная отрасль в принципе генерирует большой поток экспорта с высокой добавленной стоимостью, и, конечно, мы, как Министерство финансов, заинтересованы в том, чтобы инструментами государственной поддержки, в том числе государственными кредитами, поддерживать вот такие проекты, потому что доля российской продукции в таких проектах существенна. И второе, мы заинтересованы в том, чтобы "Росатом" расширял своё присутствие на международных рынках, выигрывал тендеры, в сроки строил все необходимые станции и получал от этого соответствующие экономические выгоды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Заключительное слово? Нет. Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 22 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги!