Заседание № 255
18.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 12533-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о выборах" (в части уточнения понятия "предвыборная агитация").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5130 по 5355 из 7084
Переходим к пункту 34 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о выборах". Сергей Владимирович Иванов докладывает. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, Олег Викторович! Я прошу прощения, маленькая ремарка. Александр Петрович, ну вот я, убей бог, не помню: то ли я по китайски докладывал о законопроекте... Да, в произвольном порядке, но там, в бюллетени, стоит: Иванов, Петров, Сидоров. Избиратель конкретно не голосовал за то, что Иванов будет первым, Петров - вторым, Сидоров - третьим. И если партия Сидорова поставит на первое место, что поменяется? Ничего, то же самое будет. Ну ладно. Теперь по поводу законопроекта, уважаемые коллеги. Как вы знаете, не раз слышали в этом зале, ЛДПР всё-таки является самой чистой и честной партией, потому что никогда не применяет никакие мерзкие технологии на выборах. Данный законопроект, который сейчас ЛДПР предлагает вашему вниманию, направлен на то, чтобы исключить коллизию двух законов, которая, к сожалению, имеет место у нас сейчас. О чём идёт речь, уважаемые коллеги? Все знают, что в соответствии с избирательным законодательством все кандидаты должны находиться в равных условиях. Понятно, да. Второй момент - освещение избирательной кампании в средствах массовой информации начинается за тридцать дней до дня голосования. Тоже понятно. И вот тут мы сталкиваемся с очень интересной вещью. Как вы знаете, у нас в выборах имеют право принимать участие абсолютно все граждане, обладающие активным и пассивным избирательным правом, и некоторые из них занимают определённые должности, которые позволяют им не уходить в отпуск на время участия в избирательной кампании. Если бы это были представители оппозиционных партий, конечно, никто и никогда не рассказывал бы, чем они занимаются, находясь, так сказать, на своих рабочих местах. Но, как правило, эти кандидаты являются членами одной известной партии и, не уходя в отпуск, они используют то, что закон позволяет, вернее, обязывает средства массовой информации освещать деятельность этих должностных лиц. То есть все знают, что он является кандидатом, во-первых, все знают, что он является, к примеру, губернатором, во-вторых. В итоге задолго до дня официального открытия агитации в средствах массовой информации мы видим, что, как сейчас, абсолютно по всем областям и краям России идёт вал информации, - что какой-то губернатор, который возглавляет список, приехал на какую-то ферму, там бурёнку за вымя потрогал, доярку по плечу постучал, навоз помесил, ну всё сделал, всем понаобещал всё, там пятое-десятое... И всё это, заметьте, делается в рамках освещения его деятельности как губернатора этого края или области. Коллеги, извините, но это обман избирателя. Во-первых, мало того, что все избиратели прекрасно понимают, что он вовсе не собирается становиться депутатом Госдумы, а останется там, где находится. Во-вторых, где же равенство всех кандидатов во время освещения выборного процесса? Поэтому мы и предлагаем сделать очень просто, ЛДПР имеется в виду: ограничить это всё только информационным планом. Что это значит? Раз положено освещать деятельность того или иного федерального чиновника, значит, средства массовой информации сообщают: сегодня данный федеральный чиновник приехал туда-то по такому-то вопросу - всё, никаких комментариев третьих лиц, никакого общения с избирателями, с представителями творческих коллективов, трудовых и так далее не должны показывать во время проведения избирательной кампании. Это абсолютно честно, абсолютно законно, и это в принципе сейчас может, если мы с вами оперативно примем данный закон, привести к тому, что после выборов Исаеву уже не нужно будет включать в свой бестселлер "Десять неудобных вопросов "ЕДИНОЙ РОССИИ" - я ещё коснусь этого на следующих пленарках - вопрос: может ли "ЕДИНАЯ РОССИЯ" честно выиграть выборы? Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В. Герасимова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Исходя из содержания пояснительной записки, которую авторы представили нам в обоснование внесённого законопроекта, очевидно, что делается попытка через схему рассмотрения законопроектов искусственно поднять, на наш взгляд, вопрос некой несправедливости и обсудить его в объёме действий как главы государства, так и лиц, замещающих государственные должности. На наш взгляд, это не только неправильно, но и нехорошо, а поэтому комитет предлагает и полагает возможным провести обсуждение в объёме именно конституционного права и через призму норм Конституции Российской Федерации. Почему мы говорим о таком подходе? Авторы законопроекта сами указали - я прочитаю дословно, - что "изменения направлены на устранение неравенства кандидатов... при проведении агитационной кампании через средства массовой информации". Заметьте, цель законопроекта - устранение неравенства, и вот тут сразу очевиден главный пробел такого предложения, так как конституционный баланс, равенство обязанностей, возможностей и полномочий, этим предложением как раз может быть нарушен, а сведение в единый знаменатель ещё и всех лиц, замещающих государственные должности, в том числе и главы государства, объективности абсолютно не добавляет. Я на этом сделал акцент ещё и потому, что действующая Конституция в главе 1 "Основы конституционного строя" говорит о равных обязанностях граждан и развивает это положение в следующей главе в виде гарантий государства равного отношения к каждому человеку и гражданину. А что касается должностных лиц, то даже в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе ответственность должностных лиц куда выше, чем ответственность граждан. В Российской Федерации законодательное обеспечение права граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах построено именно с соблюдением баланса конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации - и не допускает неравенства и несоразмерных ограничений. Кроме того, предлагаемые законопроектом нормы не согласуются со статьёй 38 Закона "О средствах массовой информации", согласно которой граждане имеют право на оперативное - я подчёркиваю: на оперативное - получение достоверных сведений о деятельности госорганов и организаций, общественных объединений и их должностных лиц. Усматриваем мы и противоречие законопроекта закону "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", согласно которому именно вот эти средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение обращений и заявлений, в том числе и президента, и Совета Федерации, и Государственной Думы, и правительства, в полном объёме и не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий. Да и вообще, уважаемые коллеги, если исходить из текста законопроекта, то получается так, что любое распространение информации будет являться предвыборной агитацией, даже в случае отсутствия цели побудить избирателей голосовать за кандидата или список кандидатов. Но это же явно недопустимо! Следует отметить ещё и то, что в одном из своих постановлений Конституционный Суд Российской Федерации указывал на недопустимость расширительного понимания предвыборной агитации. Вместе с тем федеральное законодательство о выборах и референдумах содержит достаточное количество норм, определяющих перечень действий, признаваемых агитацией. Комитет полагает, что предлагаемые сегодня нормы являются избыточными, не соответствуют требованиям определённости и соразмерности, а также существенно ограничивают права граждан на получение и в период избирательной кампании полной и достоверной информации об официальных мероприятиях, действиях и решениях соответствующих лиц. Учитывая изложенное, комитет предлагает Государственной Думе данный проект федерального закона отклонить. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Две руки. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, вот хотелось бы чёткой юридической ясности. В вашем докладе прозвучали два ключевых, на мой взгляд, момента - это Конституция Российской Федерации и глава государства. У нас совершенно конкретная ситуация: глава государства возглавляет списки "ЕДИНОЙ РОССИИ" и является кандидатом в депутаты Государственной Думы. Я задаю риторический вопрос: уйдёт ли он в отпуск на период агитационной кампании? Ну, наверное, нет. Но как же тогда соблюдаются конституционные права граждан в этом отношении, если он будет продолжать выходить на работу, исполнять свои полномочия, служебные обязанности и будет, безусловно, максимальное информационное сопровождение работы президента - кандидата от "ЕДИНОЙ РОССИИ" на выборах депутатов Государственной Думы? Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, ещё известный классик Карл Маркс говорил - я не буду называть номер тома и страницу, - что равное право предполагает неравные отношения: все люди разные и по должностному положению, и по своим обязанностям. И нельзя сложить на какой-то период некоторые полномочия. Да, все мы граждане: депутаты, президент и так далее, но мы же не уходим с вами в отпуск, это и не нужно, мы замещаем государственные должности, и трудовое законодательство и иное законодательство здесь действует несколько по-другому, чем в каких-то других, прямолинейных режимах. Поэтому, уважаемые коллеги, как я уже говорил, и вопросы ответственности за страну тоже разные, а решение вопросов политических - ну что же, это абсолютно вписывается в логику действий и весь смысл деятельности конкретного человека. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, ну, на страницу, конечно, и на том, год издания надо ссылаться, если вы к классику апеллируете, но у меня конкретный вопрос. Вот вчера, скажем, Игорь Иванович Сечин, до этого Зубков Виктор Алексеевич и ряд других вице-премьеров, возглавивших списки, используя служебное положение, собрали совещание руководителей в ранге не ниже заместителя министра и разбирали конкретные агитационные вопросы по закреплённой территории. Как вы считаете, является ли это нарушением Конституции и избирательного законодательства, и каким образом вы предлагаете это пресечь? И к Сергею Владимировичу один вопрос. Сергей Владимирович, считаете ли вы возможным в случае принятия вашего законопроекта в первом чтении всё-таки во втором чтении уточнить, отменить избирательные фонды, определить одинаковое количество времени и места в государственных СМИ и одинаково дать всем зарегистрированным партиям для?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, всё-таки не все меня услышали, хотя я ясно посыл делал сразу же, в начале своего выступления. Я сказал: давайте проведём обсуждение в объёме именно конституционного права и через призму норм Конституции, а не через частные примеры, о которых вы сейчас говорите. Поэтому, если есть необходимость, с вами я готов этот вопрос обсудить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, вы ответите? Пожалуйста, включите микрофон Иванову. ИВАНОВ С. В. Да, спасибо. Николай Васильевич, мы, ЛДПР, разумеется, ратуем за то, чтобы всё рекламное время, которое выделяется, было оплачено государством, тогда мы избежим многих ненужных моментов, которые, к сожалению, имеют место быть у нас. Но я думаю, что в данном законе это, наверное, неуместно. Вот то, что мы предлагаем, это надо сделать, а всё остальное надо вносить в другой закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Петрович. Будут желающие выступить? Тогда мы запишемся после "часа голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6027 по 6406 из 7084
Возвращаемся к 34-му вопросу. Я вижу одного желающего выступить, нет, двух, трёх желающих выступить. Может быть, по одному от фракции, уважаемые коллеги? По крайней мере от вашей. (Оживление в зале.) Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Просто я не настаиваю, чтобы от всех. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, легитимность власти определяется многими факторами. Несмотря на то что Владимир Вольфович, использовав то, что я вышел из зала, возвёл на меня клевету и перепутал губернатора Голубева с Лебедевым - ну, вероятно, сын на него воздействовал, - я тем не менее поддержу его законопроект. Почему? Потому что сегодня у нас складывается крайне опасная ситуация, когда в агитации, напрямую злоупотребляя служебным положением, участвуют более семидесяти государственных чиновников. И я уже вопрос задавал, хотя Александр Петрович скромно ушёл от ответа на этот вопрос: во что же превращается правительство, если вице-премьер собирает министров, заместителей министров и привлекает их не просто к агитации, а к злоупотреблениям служебным положением с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для оказания агитационного влияния на избирателей, если в Новочеркасск приезжает заместитель губернатора, который продекларировал личный доход 270 миллионов за прошлый год, приезжает министр вот с таким перстнем в четыре карата, приезжает ещё один без году неделя назначенный министр, приглашают, так сказать, пять камер и клевещут на мэра, который единственный в Ростовской области запустил отопление 15-го числа во всех домах? И это в то время, когда в Ростове ещё треть не запущена, а в других городах ещё больше! И в этот же день показывают... Ну людей-то как можно обмануть, если отопление у тебя есть, а тебе говорят, что его нет! Ещё хуже ситуация, когда люди, которые, несмотря на соотношение один к тысяче в финансах, по опросам, побеждают с перевесом более чем в 50 процентов, как это происходит, например, в городе Берёзовске Свердловской области: есть наш кандидат Еланцев Юрий Александрович, а его внаглую, без оснований снимают. Мы каемся, что мы во фракции держали товарища, или господина, Багарякова, который сейчас участвует в этом деле. Но я вас спрашиваю: как же мы хотим, так сказать, уровень доверия-то людей поднять? Я согласен с Александром Петровичем: да, государственные интересы должны соблюдаться, но давайте тогда примем изменения в Конституцию - восстановим главенствующее положение одной партии, давайте тогда не будем тратить бешеные деньги на выборы. Но самое правильное, с моей точки зрения, это всё же учесть опыт всех цветных, весенних революций и учесть мнение народа. Мы убеждены, что вот этот законопроект можно принять в первом чтении, а ко второму чтению жёстко прописать, что при агитации для объективного представления предвыборных обещаний надо сделать так, чтобы все избиратели могли одинаково оценить, что же предлагает конкретная партия и что у неё за душой. Я вас уверяю, несмотря на колоссальную нищету, наш народ мудр и правильно всё оценит: там, где есть кого поддерживать, он поддержит, там, где сплошь проворовавшиеся люди, он не поддержит. Ну что же мы занимаемся насилием и манипуляцией общественным мнением?! Ведь уже сегодня говорят: да у нас есть технологии, мы нарисуем конституционное большинство - этих пустим, этих не пустим. Я вас спрашиваю: при чём же тогда выборы, для чего тогда нужна вообще агитация? Уважаемые коллеги, возвращаясь к тому, с чего начинал: легитимность власти определяется доверием подавляющего большинства народа к её институтам, но если мы каждый день по три часа видим первых должностных лиц... Ни в одной стране мира вы не увидите выборы, в которых первое лицо - гарант Конституции возглавляет список одной из партий, в которых второе лицо, являясь лидером партии, занимает пост председателя правительства и всех своих заместителей отправляет на выборы вместе с министрами и губернаторами. Вместо того, чтобы заниматься подготовкой к зиме, а зима в Россию, к сожалению, приходит ежегодно и проходит на двух третях территории в жёстком режиме, сегодня все заняты предвыборной агитацией за одну из партий - это неправильно. Я считаю, что мы специально идём по алгоритму, американцами навязанному. Ну неужели нам непонятна Северная Африка, те механизмы, которые были там включены? Там ведь были включены механизмы пятой колонны, предварительно возбудившие недовольство населения действующей властью. Или мы не видим, что происходит в Сирии? Зачем же мы, с одной стороны, ратуя за крепость нашего государства, с другой стороны, способствуем реализации такой же технологии на нашей территории? Нельзя этого допускать! Нам надо, чтобы министры занимались делами, и не с девчонками в коротких юбках... как это делает Сердюков, лишая надежды уже выброшенных на улицу людей, по тридцать - тридцать пять лет отслуживших в самых дальних гарнизонах, надеявшихся, что их семьи хотя бы на закате жизни поживут в нормальных условиях. Нет, полгода побыл он - квартиру не предоставляют по закону, и будь здоров, не кашляй. Мы считаем, что все эти вопросы уже стучатся в наши двери. Запомните: можно один раз нарисовать, можно два... Ну, наш народ терпеливый, но читайте гения Пушкина, он говорил, что самый беспощадный - русский бунт. Вы что, этого хотите? Поверьте мне, 4 декабря мороз во многих территориях придёт на помощь избирателям, для того чтобы отрезвить их горячие головы и подсказать, что же им делать дальше. Поэтому призываю всех поддержать законопроект Иванова в первом чтении, доработать его до следующей недели и принять во втором и третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. Можно с места, можно с трибуны, как хотите. Ваш коллега очень конкретно выступил, оперативно, поэтому у вас есть возможность добавить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы же не голосовали. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо за предоставленное слово. Поверьте, уважаемые коллеги, я после сегодняшней утренней пятиминутки чувствую себя, как тот мальчик из сказки Андерсена, который вдруг крикнул, что король-то голый. Все почему-то удивляются: неужели у нас семьдесят пять государственных мужей подали письменные заявления, что они дают согласие баллотироваться по спискам одной из партий - ну, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" имеется в виду - и обязуются потом, взяв мандаты депутатов, сдать свои посты? Да, это действительно так, вы можете проверить в Центральной избирательной комиссии, что я сегодня и сделал, это уже официально. (Борис Вячеславович, я вас и ваше выборное объединение поздравляю: вы сегодня зарегистрированы.) Так что то, что я утром говорил, всё действительно: есть такие заявления и от Медведева, и от всех семидесяти пяти губернаторов, от членов правительства и так далее - вот это и есть письменный обман, введение в заблуждение избирателей, использование своего положения! Но это прелюдия, как говорится. Как выходить из этой ситуации - об этом в следующий раз на пятиминутке, а теперь - по законопроекту. Интересный законопроект, и он, конечно, имеет право на жизнь - при одном только условии. Мы все, как те персонажи сказки Андерсена, никак не хотим посмотреть на реальную жизнь, закрывая глаза и говоря: а давайте будем что-то улучшать. Нельзя улучшить процесс, для которого заранее заданы неверные параметры! Многие из вас технари, извините за это слово, есть и гуманитарии, вы прекрасно знаете, что если задать неверные параметры в любом процессе - химическом, техническом, физическом, каком-то другом, - то процесс этот достигнет совершенно обратных результатов, не той цели, которая ставилась. Я ещё раз говорю: законопроект подготовлен грамотно, его и корректировать особо ко второму и к третьему чтениям не надо, можно и сейчас принять, но результат будет совсем не тот, на который рассчитывали авторы при всём их профессионализме и грамотности. Что нужно было бы сделать, чтобы изменить вот эту систему косвенного обмана избирателей? Я полагаю, хорошо бы в ближайшие день-два уважаемому Борису Вячеславовичу встретиться с уважаемым президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым и согласовать один вопрос: нам нужно в законодательство о выборах внести одну небольшую поправку - она, кстати, в такой или в другой редакции в предыдущих законах существовала - что в случае отказа от мандатов по неуважительным причинам - а уважительные причины вы знаете - все эти мандаты передаются другим партиям для распределения на пропорциональной основе. И дальше уже не надо будет нам принимать этот закон, подготовленный нашими коллегами из ЛДПР, потому что ни один из тех, кто письменно подписался, что берёт на себя обязательства, а потом от них откажется, и использует преимущества своего должностного положения, как и докладчик говорил, и выступивший передо мной мой товарищ Николай Васильевич, ни один из них уже не сможет пользоваться этими преимуществами. И другой вопрос. Я всё-таки никак не могу понять: а что, свою любимую партию по-другому нельзя, что ли, поддерживать - не нарушая и не обходя законы? Либо здесь боязнь, что все цифры, которые сейчас на нас обрушили, - чуть ли не две трети и тому подобное будет голосов - это виртуальные цифры, надуманные цифры, цифры психологического давления на избирателя, либо других методов наши коллеги просто не знают - я полагаю, здесь два варианта. Законопроект давайте попытаемся принять, попытаемся улучшить неулучшаемую систему, неулучшаемый процесс, который сейчас идёт. С другой стороны, я вам предлагаю способ простой и конкретный, ясный и понятный, и все честные депутаты должны с этим согласиться, в том числе и руководство Государственной Думы (я к нему с большим уважением отношусь): давайте быстренько, в период, скажем, с 1 по 6 ноября примем поправку в закон, что все мандаты, от которых откажутся без уважительной причины, перераспределяются между другими партиями, и тогда они достанутся... ну, я не знаю кому - "ПРАВОЕ ДЕЛО", наверное, будет участвовать, по-моему, "ЯБЛОКО" сдало подписи, кто-то ещё... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. "ЯБЛОКО" сдало, да? Вот тогда эти мандаты будут перераспределяться и у нас будет действительно демократический парламент, где будет возможна дискуссия о том, как нам жить дальше. А данный законопроект я предлагаю поддержать, и, может, даже сразу в трёх чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Позиция комитета нам известна - это борьба с демократией. Красивые слова они употребляют - "по конституционному законодательству". Я предлагаю в шестом созыве Думы переименовать этот комитет в комитет по антиконституционному законодательству или в комитет по борьбе с Конституцией - это будет более правильно, и все юристы России это поддержат, потому что всё, чем занимается комитет по конституционному законодательству, - это как раз против Конституции. В данном случае мы предложили изменения в законодательство, связанные с предвыборной агитацией. Ну вот я был в Ростове - ничего не сообщалось, где и когда я буду встречаться с избирателями. Даже Коломейцев, который так ненавидит ЛДПР, пришёл бы посидеть где-то там на задней скамеечке - послушать, как я общаюсь с ними, потому что он знает, как он сам общается со своими избирателями, и надо было бы посмотреть новую технологию, а как "ЕДИНАЯ РОССИЯ" общается, он видит: телевидение и радио день и ночь говорят. Намертво вырублена была область, никто не знал, где я встречаюсь, загнали в какой-то маленький клуб, несколько убогих человечишек пришли, потому что никакой информации не было вообще, - и вот это называется демократией, господин Москалец?! Это произвол, а не демократия, когда день и ночь показывают всё, что связано с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", по всем каналам - оглушили уже! Вы же страну с ума сведёте, понимаете?! У вас останутся сумасшедшие и алкоголики вот с такой вашей пропагандой, когда день и ночь вы показываете одно и то же! Это же как при Брежневе: все устали уже! Помните, как радовались, когда хоронили, - никто не жалел тех, кого несли из Колонного зала, наоборот: давай ещё, давай скорее, ещё, следующий, следующий... Вот до чего довели страну - страна жаждала смерти своих руководителей! Такого нету нигде в мире! Нигде в мире такого нету, и над этим нужно подумать вам всем. И проблема алкоголизации в нашей стране связана не с экономикой, не с семьёй, не с войнами, не с революциями, только с одним - безысходность, безысходность! Один плюс есть у нынешнего режима - глава государства сказал: мы в тупике. Вот за это спасибо. А выйти из тупика предлагают другие партии - вам говорят: давайте по-другому построим пропаганду. Ведь вы же, господин Москалец, прекрасно знаете, что у всех участников избирательного процесса должны быть одинаковые права. Если же права зависят от должности, то это уже не выборы - тогда действительно переходите к назначениям. Но если вы нам будете говорить, что вот у президента больше ответственности и пусть он работает, а кто-то там, какая-то часть кандидатов, может быть, уйдёт в отпуск... Условия должны быть одинаковые, все должны, став кандидатами в депутаты, иметь одинаковый доступ к средствам массовой информации, одинаковые возможности для встреч с избирателями и так далее. Я понимаю, почему криминальная ситуация в Ростовской области, - я был ещё маленьким ребёнком, и помню, что говорили: "Одесса - мама, Ростов - папа", то есть два преступных города было в СССР - Одесса и Ростов. И ничего не изменилось - хоть сто режимов поменяй, Ростов остаётся криминальной столицей нашего юга. Но мы говорим о всей стране, не одного Ростова касаемся, и неважно, кто там - Голубев, Лебедев или Селезнёв, птичьих фамилий полно, я могу и перепутать, но голубь - мирная птица, и как-то жалко, когда человек носит такую фамилию: все мальчишки любят разводить голубей, а тут, получается, разводят преступные кланы и мафиозные структуры на территории области. И подтверждаю насчёт отопления: я в Ростове замёрз в гостинице, а в Новочеркасске было тепло. Но в Новочеркасске мэр - коммунист, поэтому давай про него лгать на всю Ростовскую область, что там нет отопления, а Ростов замерзает - это всё в порядке. То есть подтверждаю всё это. Мы, внося наш законопроект, говорим: все в одинаковых правах, прекратите выдумывать здесь разный уровень ответственности, кому можно уходить в отпуск, кому нельзя. Вот вы покопайтесь, как используется транспорт авиакомпании "Россия", разберитесь, кому положено и когда. Если поездка по партийным делам - можно? Нельзя. А вот Миронов ездил по партийным делам, и что? Теперь он меня зовёт в суд - не я его, а он меня! Он истратил незаконно сотни миллионов рублей, катаясь на служебном самолёте по партийным делам, и это никого не интересует, это ерунда, так сказать. Конечно, идеальный вариант - вообще бесплатными сделать выборы. Это чудовищно - заложили норму в 700 миллионов на избирательное объединение, и это белая схема, а по серой схеме, наверное, в десять раз больше - 7 миллиардов или даже 70 миллиардов. Я уверен, что выборы дойдут до триллиона рублей, если всё посчитать, сколько уйдёт, - это сколько дорог можно было бы построить, домов и всего прочего! Ну зря вы здесь сокрушались, левые, - говорили: что же это такое?! Я вам объясняю по-русски: это имитация - имитация выборов. Это можно сделать: многие действительно не поймут, а кто-то поверит, что... Вот в Саратовской области уже дали команду - 86 процентов. На уровне правительства дали команду, а не просто местные товарищи придумали, представляете?! Восемьдесят шесть вот дай, и всё. И будут показывать: смотрите, я добился - в этой области 86 процентов дали. Совсем уже дальше некуда идти! Ни в одной европейской стране 40 процентов ни одна партия не может получить, поэтому всё, что будет за 40 процентов, я предлагаю коммунистам и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" не признавать, заранее не признавать всё, что будет на любом участке за 40 процентов зашкаливать. Только так можно заставить страну отреагировать - показать, что мы не верим, если будет хоть на один голос больше 40 процентов, причём за любую партию, потому что такова Европа. Если во всей Европе невозможно найти партию, чтобы за неё проголосовало больше 40 процентов, что, Россия такая дурная страна, что здесь могут проголосовать и 90, и 100 процентов?! Есть на Северном Кавказе чудаки - уже обещают 103 процента, 115 процентов, они даже не знают, что не может быть больше 100 процентов. Конечно, допуск к средствам массовой информации, агитация, ушёл в отпуск или не ушёл - здесь полная анархия, господин Москалец! Вы говорите, что нельзя делать произвольным распределение мандатов внутри партии, партия, оказывается, не имеет права решить, кто у неё лучше, кто хуже, - ну а что по закону? Это даже не анархия - это произвол в чистом виде! Ничего мы не можем получить, искажают всё, извращают, ничего не показывают, билборды все срывают или не вывешивают или вывешивают и тут же снимают, ничего не пишут в газетах, а если и есть что-то в каких-то информационных блоках, то "приехал-уехал": Жириновский приехал туда-то... Мы чего, туристы? Вы скажите, что я говорил! Так и здесь. Вы можете кровью истекать на этой трибуне, кровью и пеной, - ничего не покажут. Вот она, пустая трибуна для прессы, всё пусто, видите? Вы умертвили парламент! Вот есть слово "умиротворить": в Абхазии мы умиротворили Саакашвили, может быть, было за что - здесь вы умертвили парламент: сегодня о заседании ничего не увидите вы ни по одному каналу телевидения! Можно заниматься имитацией демократии, можно: вот сейчас зал пустой, пришли для проформы в пять часов, проголосовали и ушли не думая ни о чём - а чего думать, всё давно решено! Можно имитировать экономику: здесь тоже есть доходы, не наши, а природа даёт нам доходы от нефти, и магазины полны, правда, отходами европейского ядовитого продовольствия, но видимость есть - полные прилавки, куда ни приедешь, но всё зарубежное, всё отравленное, всё с вредными добавками, которые действуют на наших людей. Потому у нас и смертность самая высокая после 91-го года - что открыли ворота Гайдар и прочие, чтобы завезти сюда отравленное продовольствие, а оно ведь хорошо травит, не сразу: покушал колбаски, потом ещё покушал, а через десять лет у тебя цирроз печени и поджелудочная железа заболит - и уходят. В основном на мужчин действует, вот мужскую часть населения и выбили без войны. Это всё связано с тем, что имитировать можно, но имитировать жизнь вы не сможете! Имитировать борьбу за здоровье можно: фальшивые лекарства люди идут покупают, якобы лечатся... Никто не лечится! Но людей-то сохранить вы не можете, имитировать отсутствие самоубийств вы не можете: мы стоим на первом месте, нас обманывают, когда говорят, что Россия на втором месте, на первом месте Литва, но там русские уходят из жизни, первое место у Литвы за счёт русского населения, которого лишили возможности всего. Бесперспективность, безысходность - вот причина алкоголизации, наркотизации, криминализации и коррупционности. Так мы с вами ничего не добьёмся - страна будет погибать. А кто за это будет отвечать? Вы будете отвечать - те, кто сегодня имитирует демократию, имитирует экономику, имитирует государство, в котором в некоторых местах власти нет вообще, местные князьки и все остальные действуют! Закон надо принимать, но мы знаем, что вы не примете, а это ещё раз имитация: надо прийти сюда, сказать, впустую потратить силы свои, душу и сердце... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Нет. Докладчику с заключительным словом? Включите микрофон Иванову Сергею Владимировичу. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, два замечания. Во-первых, я, при всём уважении к Сергею Николаевичу Решульскому, не могу согласиться с тем, что вот если этот закон принять, а закон об отказе не принять, то ничего не поменяется. Мы не можем, Сергей Николаевич, исключать того варианта, что кто-то из действующих губернаторов или членов правительства всё-таки захочет остаться в Государственной Думе, история знает такие примеры, поэтому я считаю, что нет логики с вашей стороны. Это первое. И второе - что касается Александра Петровича Москальца. Вы знаете, он с достоинством, которого мы, наверное, уже больше не увидим, поскольку полномочия свои он досрочно прекращает по собственному желанию, утверждает, что вот вынь да положь, но надо сохранить гражданам конституционное право знать, что же делают сегодня наши руководители, будь то руководители государства или руководители региона. Александр Петрович, вы поймите, мы же это авансом всё сделали, людей уже тошнит от всего этого, они знают уже, что в программе "Время" будет показано: сегодня один сделал то, другой то, потом какая-нибудь там клубничка, ну и потом небольшой сюжет про какую-нибудь собачку или кошечку, которую спасли сотрудники Шойгу Сергея Кужугетовича, - вот вся жизнь, которая уже расписана! Поэтому, может быть, стоит всё-таки вам подумать и отказаться, и тогда не будет перебора-то вот этого. Людям абсолютно неинтересно, куда поехал губернатор, что он там сделал. И вот всем этим, что вы приторно показываете, причём в период избирательной кампании, вы только озлобляете людей, которые узнают, что вот туда он приехал, а к ним уже тысячу лет не приезжал, - от областного центра в 30 километрах населённый пункт, он там не был и не будет никогда. Вот это вы зря делаете, Александр Петрович, лучше подумайте: может быть, сейчас не торопиться, отложить и изменения внести какие-нибудь, если хотите. Но вряд ли надо, я думаю. Поэтому, уважаемый Александр Петрович, аргументы ваши, к сожалению, неубедительные. Нам, ЛДПР, главное, чтобы сохранялось именно справедливое отношение, справедливый подход ко всем кандидатам, чтобы одни не были равнее других, а то, судя по позиции вашего комитета, у вас действует старая латинская пословица: "Quod licet Jovi, non licet bovi". Не надо считать, что один - Юпитер, а другой - быдло какое-то, эта позиция вам потом может всё-таки боком выйти. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчику с заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о выборах". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 47 сек.) Проголосовало за 124 чел.27,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 124 чел. Не голосовало 326 чел.72,4 % Результат: не принято. Не принято.