Заседание № 112
05.04.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1251800-7 "О мерах социальной поддержки детей, пострадавших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (внесён депутатами Государственной Думы Я. Е. Ниловым, Д. А. Свищёвым, А. Н. Диденко, А. Н. Свинцовым, а также А. Н. Шериным, В. В. Кулиевой, С. В. Натаровым, А. В. Андрейченко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы С. Д. Леоновым в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3637 по 4323 из 4949
Теперь два альтернативных законопроекта - 19.1, приоритетный фракции КПРФ, и 19.2. Пункт 19.1, проект федерального закона "О детях войны". Доклад Николая Васильевича Арефьева. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, законопроект на эту тему фракция вносит уже девятый раз, всего таких законопроектов от оппозиционных фракций было рассмотрено девятнадцать, сегодня рассматриваем два. Значит, проблема есть, и проблема немаленькая. Дети войны. Во время войны они были в нетрудоспособном возрасте: им было меньше 14 лет. Вот на их детские плечи тогда и легла забота: всё для фронта, всё для Победы. Они и пахали, и сеяли, они стояли у станков, подставив под ноги ящики от снарядов. Это они ковали ту Победу, которую мы празднуем каждый год 9 мая. Их детство пришлось на военное время, а старость их пришлась на перестройку. Вот сейчас восемь лет подряд снижается уровень жизни населения, в том числе и детей войны. А как жить, если не хватает денежных средств даже на лекарства? Вот этим законопроектом мы предоставляем право детям войны получать ежемесячную надбавку к пенсии в размере 5 тысяч рублей. Мы просто посчитали те льготы, которые можно предоставить детям войны, они укладываются в эту небольшую сумму - всего-навсего 5 тысяч рублей, это крошечная сумма. Кроме того, бесплатное медицинское обеспечение - по Конституции в муниципальных и государственных медицинских учреждениях медицинские услуги предоставляются бесплатно, поэтому здесь уже никаких расходов государство нести не будет. Мы предоставляем детям войны право на внеочередное получение дачных участков, земельных участков для строительства жилья. Понятно, что строить они уже ничего не могут, но если им надо улучшить жилищные условия, то хотя бы за счёт детей они смогут это сделать. Законопроект довольно короткий, довольно понятный. Единственно, я хотел бы в своём выступлении поправить данные пояснительной записки к законопроекту - цифры уже устарели: этот законопроект был написан в 2019 году, в 2020-м внесён, с тех пор прошло уже достаточно много времени, и цифры изменились. Вот сегодня детей войны 7 миллионов 669 тысяч 360 человек, а когда-то было 15 миллионов. Надбавка к пенсии в размере 5 тысяч рублей составит для бюджета 460 миллиардов рублей - это небольшая сумма. Я хочу сказать, что 15 лет назад у нас участники войны, труженики тыла получали льготы и эта сумма в бюджете составляла 834 миллиарда в год. Участники войны и труженики тыла - это родители детей войны, теперь их уже почти не осталось. В 2021 году на участников войны израсходовано 2,3 миллиарда рублей, а на тружеников тыла - 1,2 миллиарда рублей, всего 3,5 миллиарда. Ну так давайте половину того, что тратилось на отцов детей войны, отдадим детям войны. Не надо экономить на пожилых людях! Деньги, которые нужны детям войны сегодня, составляют всего половину того, что расходовали на участников войны. Есть ли деньги в стране? Ну, мы много раз здесь говорили, что они есть и всегда были. У нас сегодня золотовалютные резервы составляют 46,5 триллиона рублей, а надо всего полтриллиона рублей. 46,5 триллиона! Половину у нас отобрали. Чего мы их копили-то? Ну так давайте лучше отдадим детям войны. Вывоз капитала составил 257 миллиардов долларов, или 20 триллионов рублей. Офшорные налоги, которые давно пора в страну вернуть, - 5 триллионов. Фонд национального благосостояния, который для этого и был создан, - 10 триллионов рублей. Теневая экономика прячет 6 триллионов рублей от бюджета. Прогрессивный подоходный налог по законопроекту, который мы внесли, - 1,7 триллиона рублей. Опять же, обратный акциз, возвратный НДС. Это колоссальные деньги, которые можно направить на решение проблем детей войны. У нас сегодня 12 долларовых миллиардеров имеют столько же, сколько все пенсионеры России в год. Ну разве это справедливо? Вот сегодня, по сегодняшним уже данным, 95 долларовых миллиардеров, совокупное состояние которых составляет 35 триллионов рублей, - это справедливо? Разве дети войны не заслужили лучшей доли, чем они имеют сегодня? Вот сегодня в побеждённой Германии средняя пенсия в 5 раз выше, чем в России. При этом российские пенсионеры ещё должны оплачивать и дополнительные затраты, которых не было у нас никогда. Ну, допустим, платная медицина сегодня - это 1,2 триллиона рублей согласно статистике; ОДН, которые надо оплачивать, капитальный ремонт, за который никогда не платили. Монетизировали транспортные льготы. Закрыли 230 поездов, а на поездах льготный проезд был, 600 электричек - это тоже бесплатный проезд был. Таким образом, льгот лишены только потому, что закрыли электрички и поезда. Закрыли рынки и лишили продуктов наших детей войны. Согласно статистике, после уплаты всех обязательных платежей у пенсионера сегодня остаётся 8 тысяч рублей, это 266 рублей в день и на лекарства, и на одежду, и на питание, и на всё про всё, и на театры, и на санатории - 266 рублей! Вот я взял среднюю цену чашки кофе - 145 рублей в провинции, не в Москве, в Москве гораздо дороже. Так мы что же, всего на одну чашку кофе даём сегодня нашим пенсионерам, нашим детям войны, и хотим, чтобы они выжили? На такую сумму, к сожалению, не выживем. Вот средняя пенсия в 2021 году была 20,6 тысячи, а в регионах примерно 16-15 тысяч. Нужна надбавка? Нужна. Тогда надо принимать этот закон и не сомневаться, что он нужен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альтернативный законопроект, пункт 19.2, "О мерах социальной поддержки детей, пострадавших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракцией ЛДПР подготовлен проект закона, в соответствии с которым предлагаем на федеральном уровне определить статус и меры социальной поддержки для граждан, которые детьми пострадали во время Великой Отечественной войны. Предлагаемыми изменениями определяется ежемесячная выплата, которая должна ежегодно индексироваться, определяется категория детей Великой Отечественной войны и определяется соответствующий порядок предоставления мер социальной поддержки. Аргументация такая же, как та, которая звучала только что от предыдущего докладчика. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по обоим законопроектам Елены Моисеевны Цунаевой. Пожалуйста. ЦУНАЕВА Е. М. Уважаемые коллеги, я думаю, все присутствующие в зале согласятся с тем, что инициативы, безусловно, касаются категории наших граждан, которых мы любим, уважаем. Уверена, у некоторых сидящих в зале и родителей можно, так же как и у меня, отнести к этой категории. Не менее 30 законопроектов о детях войны было рассмотрено в Государственной Думе за последние 20 лет. Только фракция КПРФ внесла не менее семи инициатив, аналогичных по содержанию законопроектам, которые рассматриваются сегодня. Несмотря на схожесть заявленных целей, а именно установление статуса детей войны для предоставления мер социальной поддержки, авторами законодательных инициатив предлагаются различные критерии, по которым граждане могут быть отнесены к этой категории. Первым критерием является факт рождения в определённый промежуток времени. Разными законопроектами были предложены разные периоды: с 4 сентября 1929-го по 3 сентября 1945-го, с 22 июня 1928-го по 9 мая 1945-го, с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945-го и так далее. В законопроекте, который предлагается фракцией ЛДПР, этот временной период установлен с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года. В законопроекте Коммунистической партии временной промежуток факта рождения установлен до 3 сентября 1945 года. Как мы видим, однозначное определение временного промежутка факта рождения представляется крайне затруднительным. Конечно, можно прийти к определённому законодательному знаменателю с датами, но где гарантии, что мы кого-то не упустим и не будут нарушены права других граждан, которые к началу Великой Отечественной войны также находились в несовершеннолетнем возрасте, например рождённых в 1927 году? Эту озабоченность у комитета при рассмотрении данных законопроектов вызвал и следующий критерий - авторы законопроектов критерием отнесения к категории детей войны предлагают считать факт их постоянного проживания на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим возникает вопрос: можно ли будет в соответствии с такой формулировкой отнести к категории детей войны ребёнка, который был насильственно вывезен на принудительные работы в Германию и другие страны Европы в годы Великой Отечественной войны? Не все из них ещё и вернулись. Поэтому говорить здесь о постоянном проживании на территории СССР как юридическом факте также не слишком уместно. Следующий вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, - какой объём льгот и социальных гарантий для таких граждан нам необходимо закрепить законодательно. По законопроекту ЛДПР предлагается детям войны выплачивать ежемесячно только денежную выплату; как мы слышали из представленного доклада, авторы законопроекта КПРФ предлагают меры намного шире (не буду перечислять, докладчик уже их представил), там и медицинская помощь, и пособия - всё за счёт федерального бюджета. В действующем законодательстве определено, что в случае, если человек имеет возможность получать социальную помощь по двум основаниям, он должен выбирать ту, которая для него наиболее приемлема. При этом льготы для таких категорий граждан, как ветераны труда, труженики тыла, законом "О ветеранах" отнесены к компетенции субъектов. Многие из тружеников тыла, которые, напомню, являются участниками Великой Отечественной войны, были детьми в этот период, они личным трудом наравне со взрослыми приближали Победу. Решение отнести льготы для детей войны к уровню федеральной ответственности через гарантии труженикам тыла, за которые отвечают субъекты Федерации, было бы неправильным и вызвало бы справедливые упрёки и недовольство людей старшего поколения. Безусловно, право выбора позволяет гражданам предпочесть тот статус, который гарантирует им больший объём льгот. Так, законодательством субъектов в отношении тружеников тыла установлены социальные льготы и компенсации в сфере ЖКХ, медицинского обслуживания, бесплатный проезд на транспорте, ежемесячные и ежегодные выплаты и так далее, в отдельных субъектах предусмотрены зубное протезирование, приоритет в установлении очереди на соцобслуживание и другие льготы. Обращаю ваше внимание, что решение об установлении статуса "дети войны" принято уже более чем в 40 субъектах Российской Федерации - в Псковской, Мурманской, Амурской, Владимирской, Сахалинской, Иркутской, Вологодской областях и в других регионах. Законодательно в этих регионах выбраны разные формы социальной поддержки: где-то они в большей степени носят моральный характер, в каких-то установлен более высокий уровень поддержки граждан, отдельные субъекты включили в законы о поддержке такие льготы, которые нужны для этого субъекта, например льготы по транспорту, по покупке дров и так далее. Правительством, Комитетом Совета Федерации по социальной политике, Счётной палатой законопроекты не поддерживаются, поскольку принятие федерального статуса, во-первых, не имеет конечной суммы, обозначенной в законопроекте, - сколько нужно денег, - а во-вторых, может сократить количество льгот, которые граждане получают по региональным законам... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЦУНАЕВА Е. М. Ну у меня, в общем-то, всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершаете? ЦУНАЕВА Е. М. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не считает возможным поддержать концепции данных законопроектов и рекомендует Государственной Думе отклонить их при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие задать вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. По ведению - Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Александр Дмитриевич, я хотела сказать, что по 16-му и по 17-му вопросам я голосовала за и по особенно важному для всех ленинградцев 18-му вопросу, касающемуся жителей блокадного Ленинграда, я тоже голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, будет учтено в стенограмме. Пожалуйста, Казанков Сергей Иванович. КАЗАНКОВ С. И. У меня вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Николай Васильевич, вы очень грамотно и доходчиво указали дополнительный источник финансирования этих мер из федерального бюджета, так что неизбежно возникает вопрос: вы говорите про эти 5 тысяч дополнительных выплат к пенсии - может быть, их можно увеличить ко второму чтению, потому что нам необходимо компенсировать пропавшее детство этих людей, то, что они детьми трудились в это время? Было бы, мне кажется, идеально провести какую-то дифференциацию, чтобы больше денег выделить на те регионы, в которых пенсионеры получают пенсию меньше, чем в среднем по стране. Как считаете, в случае принятия законопроекта можно это сделать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьеву вопрос, да? Включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо за вопрос, Сергей Иванович. У нас не было бы вопроса по детям войны, если бы была достойная пенсия, если бы была, как в Германии, в 5 раз больше, тогда не возникло бы этого вопроса. Но дело в том, что, когда "ЕДИНАЯ РОССИЯ" блокирует законопроект даже об индексации каких-то выплат, естественно, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает и против увеличения пенсий. Ведь у нас увеличения пенсий никогда не было, - никогда! - пенсия только индексируется ниже уровня инфляции, а повышения пенсий у нас не было. Вопрос-то о том, чтобы детям войны выделить какую-то надбавку, возник как раз из-за того, что у нас 20 лет пенсия не повышалась, она только индексировалась ниже уровня инфляции. Если бы повысили в 5 раз пенсию, наверное, отпал бы и вопрос о каких-то льготах детям войны. Но как заставить "ЕДИНУЮ РОССИЮ" повысить пенсии? Вот это вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обухов Сергей Павлович. ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ. У меня вопросы и к Елене Моисеевне, и к Николаю Васильевичу. Вот Еленой Моисеевной были высказаны претензии по законопроекту, но, на мой взгляд, все эти недочёты легко устраняются ко второму чтению. Согласитесь ли вы с такой точкой зрения? И 40 законов, которые приняты в регионах, - не это ли является поводом, чтобы было федеральное регулирование? Или мы отмахиваемся от этой проблемы? Пожалуйста, ответьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ЦУНАЕВА Е. М. Далеко не все замечания по законопроекту можно учесть ко второму чтению, в частности нарушение статьи 83 кодекса. Это первое. Второе. У нас федеративное государство, и я уже отмечала в своём выступлении (в самом конце, может быть, немного смазанно получилось), что регионы, которые взяли на себя обязательства и установили вот это звание - "дети войны", - выбирают, предлагают свой набор поддержки, который актуален для того или иного региона, как и труженикам тыла. В этом смысле принятие федерального статуса, безусловно, приведёт к обрушению вот этой региональной системы, в итоге наши дети войны могут получить меньше льгот, чем предполагали и чем мы хотели бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Елена Моисеевна, я хотел уточнить, это как раз в развитие вот этого вашего тезиса. Скажите, а почему вы вводите в заблуждение, что принятие федерального статуса приведёт к обрушению региональных мер поддержки? Вы, наверное, должны прекрасно знать, что регионы вправе устанавливать дополнительные меры поддержки - дополнительные меры поддержки. И если на федеральном уровне будет установлена только какая-то одна мера поддержки, допустим 5 тысяч рублей в месяц, ничто не мешает регионам, в зависимости от их особенностей, кому дрова в натуральном виде предоставить, кому денег ещё прибавить и так далее. Эта социальная система работает и по другим направлениям, не только по данной категории, за которую здесь вы ратуете на словах, но на практике вы топите этот законопроект. И сейчас вы начнёте кричать "не голосуем, не голосуем", и опять этот законопроект не пройдёт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ЦУНАЕВА Е. М. Ну, не больше ввожу в заблуждение, чем выступавшие здесь, говоря, что пенсия пенсионеров в Германии больше в 5 раз. Ну давайте тогда смотреть статистику (я сейчас не готова цифры дать) по тем расходам, которые есть у пенсионеров в Германии. Это игра, манипуляция, жонглирование цифрами... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЦУНАЕВА Е. М. Не перебивайте, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЦУНАЕВА Е. М. Не перебивайте, пожалуйста. Я с первого раза услышала, что вы просите меня ответить на ваш вопрос. Речь идёт о том... (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не надо с места кричать. Можете попросить записаться на выступление - и выступайте, а кричать не надо, вы мешаете докладчику. ЦУНАЕВА Е. М. Ну, при голосовании тут все кричат, так что давайте не будем обвинять кого-либо. Вы совершенно правы, могут принять дополнительные меры, безусловно, тем не менее положительных отзывов от субъектов в отношении принятия федерального статуса детей войны в том количестве, в котором это позволило бы принять во внимание законопроекты (напомню, они разные по количеству предоставляемых льгот и по возрасту отнесения к статусу детей войны), субъекты не представили. Давайте выверим законопроект, давайте посчитаем, сколько он будет стоить, давайте всё-таки определим, какой возраст - это дети войны, давайте определим географически их проживание, кто у нас дети войны, и тогда взвешенный законопроект, в отношении которого все налогоплательщики и правительство, все остальные заинтересованные министерства и ведомства, будут понимать, сколько понадобится денег, мы с вами будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Я сказал: 460 миллиардов потребуется в год на реализацию этого закона. Вы, наверное, не услышали. А что касается утверждения о том, что принятие федерального закона понизит статус детей войны в регионах, я вам так скажу: самые большие льготы получают дети войны в Ленинградской области - 5 тысяч рублей в месяц и все социальные гарантии, которые получают участники Великой Отечественной войны, поэтому то, что мы предлагаем в своём законопроекте, никому ничего не понизит, а, наоборот, только повысит. Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Вопрос Арефьеву Николаю Васильевичу. Уважаемый Николай Васильевич, участников Великой Отечественной, к сожалению, уже практически не осталось, в геометрической прогрессии сокращается число детей войны - самому младшему в этом году исполнится 78 лет. Почти в половине субъектов Российской Федерации действуют региональные законы о социальной поддержке этой категории граждан, и власть как раз и считает - вот содокладчик об этом говорит, - что этот вопрос должен решаться на местном уровне. Но возможности у регионов разные, соответственно, и льготы совершенно разные, что, на мой взгляд, совершенно не соответствует принципу социальной справедливости. Дети войны несли лишения и работали на Победу и на послевоенное восстановление народного хозяйства одинаково, независимо от места проживания, соответственно, и льготы должны быть одинаковыми по всей стране. Ваша позиция по этому вопросу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Позиция однозначная. Вообще говоря, все льготы детям войны должны быть унифицированы и вынесены на федеральный уровень с регионального. Когда приняли 122-й закон и перенесли федеральные льготы на региональный уровень, многие пострадали: и учителя, и врачи, и участники войны - все льготные категории, а особенно инвалиды. Сегодня, если мы примем закон о детях войны на федеральном уровне, мы унифицируем все льготы во всех регионах. Ведь тяготы военного времени переносили все одинаково, а льготы разные: там, где проходит газовая труба, льготы большие, а там, где трубы нет, льгот совсем нет. Ну и кроме того, в наших вот этих жирующих регионах, таких как Москва, практически нет закона о детях войны, в Санкт-Петербурге тоже нет закона о детях войны, хотя он необходим. Ведь если нужен закон о блокадниках, то о детях войны тем более нужен. Поэтому закон о льготах детям войны должен быть федеральным, чтобы не было такого, что одни получают копейки, а другие получают много. Вот мы и хотим унифицировать, для всех сделать это одинаковым и значимым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Елена Моисеевна, когда принимались законы о разграничении полномочий, 131-й, 95-й, всё, что касается семьи, материнства и детства, молодёжи, было отнесено к полномочиям субъектов Федерации, тем не менее, невзирая на федеративный принцип нашего государственного устройства, государство ввело единое социальное пособие, то есть государство не стало определять судьбу ребёнка в зависимости от того, где проживают его родители. Есть законы юридические, а есть законы нравственные. Мы вчера принимали закон о праве подростков на трудовую деятельность, но при этом в последний раз - и я вчера об этом говорила - такой закон был принят в годы войны. Это был закон, принятый государством, о праве подростков, детей трудиться, потому что это был вопрос выживания государства, это был патриотический порыв. Мы до сих пор с этими людьми не рассчитались, вот эти люди имеют право на особое отношение государства. И в данном случае это не финансовый вопрос... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ЦУНАЕВА Е. М. Вопрос - мои предложения? Подготовить законопроект в соответствии с теми требованиями, которые выдвигаются к подготовке законопроекта. Прежде всего нужно определиться: мы с вами, напоминаю, рассматриваем два законопроекта, у которых и разные критерии по возрасту, и разный набор льгот, и если в одном законопроекте есть определённая сумма, которую авторы привели, то в другом законопроекте суммы нет - давайте подготовим законопроект, который будет понятен. Что касается моральных, этических норм, о которых вы сейчас говорите. "Житель осаждённого Ленинграда", "Житель осаждённого Севастополя", "Житель осаждённого Сталинграда" - принимая эти, собственно говоря, звания, мы уже определяем, что есть территории, у которых особый статус, и у тех, кто жил на этих территориях, особое положение, это как минимум. Я вот родом из города-героя Волгограда, Сталинграда, и, как я уже говорила, мои родители тоже дети войны - 1938 и 1943 года рождения. Про моральные, этические нормы можно сколько угодно рассуждать, я вам тоже могу про это много сказать, но давайте делать так, как это положено делать, чтобы потом нас избиратели не обвинили в том, что мы приняли закон, который не обеспечен финансово и не может быть реализован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прусакова Мария Николаевна. ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ. Елена Моисеевна, вот вы, когда представляли позицию своего комитета, по социальной политике, сказали об опасении ущемить права тех, кто сегодня получает льготы больше, чем мог бы получать в случае принятия этого закона на федеральном уровне, хотя мой товарищ по фракции уже в принципе возразил и привёл факты, что этого не будет. Но у меня вопрос к вам, как к члену комитета по социальной политике, как к первому заместителю: не считаете ли вы более важным беспокоиться сегодня о нарушении прав в отношении тех, кто вообще ничего не получает, нежели беспокоиться о том, что кто-то будет получать меньше? ЦУНАЕВА Е. М. Ну, вопрос, я думаю, риторический. Конечно, нужно заботиться о тех, кто не получает, безусловно. Но мы с вами рассматриваем конкретный законопроект по конкретной теме - если мы сейчас шире начнём смотреть... Авторы законопроектов тут уже упоминали и систему долговременного ухода, и льготы, которые получают труженики тыла и пожилые граждане, которые перешагнули рубеж 80 лет. Совокупность мер, которые принимает государство, за которые мы с вами здесь в том числе голосовали, когда принимали бюджет, когда поддерживали наше правительство, в том числе направлена на поддержку всех граждан пожилого возраста. Давайте совершенствовать законодательство и делать всё так, как требуется по Регламенту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. У меня вопрос к автору второго законопроекта. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, скажите, пожалуйста, почему вашим законопроектом сужается категория граждан, у вас это те, кто победил в Великой Отечественной войне, то есть до 9 мая, а почему не до 3 сентября, не те, кто победил во Второй мировой войне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову, пожалуйста, включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Спасибо за вопрос. Ко второму чтению готовы дату скорректировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Парфёнов Денис Андреевич. ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. В порядке справки. В ходе дискуссии было упомянуто, что в состоятельных регионах, в том числе в Москве, не принят закон о детях войны. На самом деле закон в Москве есть, но, к сожалению, он носит крайне усечённый характер: льготы распространяются только на тех, кто не имеет никаких других льгот, то есть, если человек уже обладает статусом ветерана труда или имеет инвалидность, например, на него, к сожалению, действие закона о детях войны уже не распространяется. Плюс выплата там достаточно скромная - меньше 2 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Селивёрстов Виктор Валентинович. СЕЛИВЁРСТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Я к Николаю Васильевичу Арефьеву обращаюсь: всегда с большим уважением относился к вам и знаю, что вы всегда очень выверенно свои предложения строите. Я не противопоставлял бы москвичей и санктпетербуржцев стране. Все мы знаем, что в Москве пенсионеры (а они в основном уже вот этого возраста, который в нашем законопроекте рассматривается) получают достаточно серьёзные льготы. Пенсионеры и в Москве, и в Питере не обижены, при этом основной доход и Москвы, и Питера (но Москвы в большей части) складывается из поступлений по налогу на доходы физических лиц, а не по налогам на естественные монополии. Я считаю, Москва в этом плане достойный субъект, который и пенсионеров не забывает, и детей войны тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Елена Моисеевна, присаживайтесь. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Вы знаете, мне кажется, что данный законопроект нужно, безусловно, поддержать. В истории нашего законодательства в социальной области есть несколько вопиющих случаев несправедливости, когда не принимали, не принимали, не принимали, не принимали законы - и, в общем-то, поколения ушли в мир иной. Например, труженики тыла: ну, я не знаю, сколько законопроектов вносилось, чтобы их приравнять к участникам войны, чтобы они перешли в категорию федеральных льготников и, главное, смогли получать вторую пенсию - по инвалидности, а теперь этот закон уже практически теряет всякий смысл, потому что самому молодому труженику тыла, тому, кто смог дожить до нашего времени, минимум 90 лет; это люди, которые работали детьми и подростками и имеют данные о том, что действительно работали. То же самое с несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей: их приравняли к федеральным льготникам, когда я занималась этим вопросом, когда принимали закон о монетизации льгот, тем не менее вторую пенсию - по инвалидности - они получать не могут; это тоже уже исчезающая категория. Поэтому мне представляется, что, если принимать закон, а принимать его надо, это нужно делать сейчас, а не ждать, когда все эти люди, всё это поколение уйдёт в мир иной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Оксана Генриховна совершенно права. Если самому молодому труженику тыла сейчас 90 лет, то самому молодому из детей войны - 78 лет, вы можете посчитать. Сколько таких людей было на момент, когда вносился первый законопроект? Было 16 миллионов, сейчас - 7,5 миллиона. Они убывают, причём со всё более возрастающей скоростью, и забывать об этом, не помнить об этом, не отмечать никак их труд - это, ну, совершенно неблагодарно со стороны потомков. Это первое. Второе. Что касается всё-таки войны, это действительно была трагедия всего советского народа, независимо от того, где человек проживал. И все делали всё, что только можно, чтобы достичь той самой Победы, которая нелегко нам досталась, и определять сегодня меру поддержки местом жительства того или иного человека, который с этой войной связан, совершенно неверно. Нам говорят, что 40 регионов приняли и что вот этого достаточно, это хорошо. Те регионы, что пожирнее, и меры поддержки пожирнее приняли, ну а те, кто бедный, без мер поддержки обойдутся, отдельный вариант - Москва, отдельный вариант, может быть, Санкт-Петербург, некоторые наши нефтяные и газовые эмираты северные, но факт остаётся фактом. А это люди, которые работали на всю страну. Мало того что они родились в непростых условиях, некоторые из них работали в этот период, переносили все тяготы, так ведь именно они восстанавливали потом нашу экономику, после этой самой Великой Отечественной войны. Уже только на этом основании эту категорию необходимо отмечать! Можно спорить в части выплат, какая это должна быть выплата - максимальная, в размере 5 тысяч, или, может быть, чуть поменьше, - включать ли туда дополнительные меры социальной поддержки или не включать, но принимать этот законопроект сегодня крайне необходимо. Повторяю, делить сегодня тружеников тыла, точно так же как, может быть, кто-то захочет поделить в будущем, не дай бог, тех, кто воюет на нынешней войне, на тех, кто живёт в жирных регионах, и тех, кто живёт в бедных регионах, соответственно, предоставлять им разные меры социальной поддержки - это неправильно. Ведь на всё это смотрят, отношение государства к этим людям является примером. Прожив 78, 80, 85 лет, сегодня каждый из них получает свой, скажем так, подход, свои варианты мер социальной поддержки - 2 тысячи в Москве, 5 тысяч в Ленинградской области, 1 тысяча рублей и один раз в год, на 9 Мая, выплачивается в моей родной Ульяновской области, а в некоторых вообще ничего нет совершенно, потому что денег нет у региональных бюджетов и деваться, получается, некуда. Это неверно. Законопроект внесён, подготовлен, просчитан уже неоднократно, и ссылаться сейчас на Регламент, как делают представители комитета, дескать, а вы внесите по Регламенту, а у вас там опять что-то не подсчитано, вот здесь чего-то не хватает, можно годами, но людей будет становиться всё меньше и меньше, мы будем их терять и дальше, не дав им должные меры поддержки, ещё раз говорю. И самое главное - надо смотреть вперёд. На отношение к этим старикам молодёжь уже смотрит - как будут относиться к ним, если не поменяется политика государства. Поэтому законопроект не просто о детях войны, не просто о тружениках тыла - это вопрос о справедливом отношении государства к своим защитникам, к своим строителям, к своему прошлому. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Терентьев Михаил Борисович. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Елена Моисеевна представила очень профессиональную позицию комитета. Мы на заседании комитета обсуждали все мнения - и субъектов Российской Федерации, и правительства. И, Алексей Владимирович, не надо здесь говорить о каком-то Регламенте. Это не норма Регламента, это не какие-то посылы со стороны правительства - это часть 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации: если мы принимаем какие-то законы, которые требуют финансового обеспечения, то нужно заключение правительства. Это конституционная норма, которую мы с вами здесь должны соблюдать. Я в любом случае благодарен фракциям, и КПРФ, и ЛДПР, которые с завидной регулярностью поднимают эту тему. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает детей войны, приняв в 43 субъектах Российской Федерации региональные законы, которые определяют меры поддержки детей войны. На сегодня 43 субъекта Российской Федерации приняли решения о различных мерах поддержки, это и ежемесячные денежные выплаты, и льготный проезд в общественном транспорте, и бесплатное социальное обслуживание, и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Я ещё раз хочу повторить, в 43 субъектах Российской Федерации такие меры поддержки действуют, и нам, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", кажется, что это на самом деле правильный подход, когда сам субъект видит различные меры поддержки ветеранов, детей войны, других льготных категорий и пытается адресно поддержать ту или иную категорию. И здесь я не соглашусь с Николаем Васильевичем по поводу унификации льгот. Льготы должны быть адресные и своевременные. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать данные альтернативные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Мы закончили обсуждение этого вопроса, я хочу сказать, что никаких реальных аргументов против принятия закона я не услышал. Всё, что можно исправить ко второму чтению, безусловно, можно исправить, никаких проблем таких неисправимых нет. Что касается даты рождения детей войны, да ради бога, хотите - ко Второй мировой войне привяжем, хотите - к окончанию Великой Отечественной, это не принципиально. Каков размер вознаграждения или материальной помощи, тоже вопрос обсуждаемый, хотите - 5 тысяч, хотите - 4 тысячи, хотите - 10 тысяч. Ну давайте создадим межфракционную комиссию, все фракции оппозиционные такой законопроект вносили, и придём к общему знаменателю, кого считать детьми войны, кого не считать, с какого года их брать, какие льготы назначать. Я не претендую на то, что только наш законопроект имеет право на жизнь, давайте все вместе решим этот вопрос и в конце концов примем закон. Заключение правительства на наш законопроект есть, финансово-экономическое обоснование тоже есть, и деньги в стране есть, чтобы помочь детям войны. Поэтому давайте создадим комиссию и решим этот вопрос раз и навсегда. Я думаю, что с этим можно согласиться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов? Нет. Содокладчик? Нет. Коллеги, напомню, это два альтернативных законопроекта, поэтому прошу результаты не показывать. Ставится на голосование проект федерального закона "О детях войны", пункт 19.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Проект федерального закона "О мерах социальной поддержки детей, пострадавших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", пункт 19.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по вопросу 19.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 08 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7 % За - 114 голосов. Теперь покажите результаты по вопросу 19.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 36 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 113 чел. Не голосовало 337 чел.74,9 % За - 113 голосов. Ставится на голосование проект федерального закона "О детях войны", пункт 19.1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 23 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7 % Результат: не принято Отклоняется.