Заседание № 138

11.01.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 125168-4 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об установлении альтернативной подследственности дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5531 по 5662 из 6499
Пункт 11. Проект федерального закона "О внесении дополнений в                   
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад представителя      
Парламента Кабардино-Балкарской Республики депутата Государственной Думы        
Нахушева Заурби Ахмедовича.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Заурби Ахмедович.                                                   
                                                                                
НАХУШЕВ З. А., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Положения о              
Федеральной службе безопасности Российской Федерации в число основных задач,    
возложенных на органы ФСБ России, включено противодействие экстремистской       
деятельности. В то же время в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом   
Российской Федерации предварительное следствие о преступлениях,                 
предусмотренных статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесено   
к исключительной подследственности органов прокуратуры. Данное обстоятельство   
существенно затрудняет осуществление оперативно-розыскных мероприятий в         
отношении лиц, в действиях которых усматриваются признаки преступлений,         
предусмотренных указанной статьей.                                              
                                                                                
Аналогичного рода ситуация складывается и с расследованием преступлений,        
предусмотренных статьями 126 "Похищение человека", 127 "Незаконное лишение      
свободы" Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесенных к                  
подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел, в то       
время как изучение имеющейся оперативной практики показывает, что               
преступления данной категории зачастую совершаются членами и лидерами           
незаконных вооруженных формирований, задача борьбы с которыми в настоящее       
время является одной из приоритетных для органов государственной                
безопасности.                                                                   
                                                                                
В этой связи представляется целесообразным включение указанных категорий        
противоправных деяний в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального         
кодекса Российской Федерации, предусматривающую альтернативную                  
подследственность.                                                              
                                                                                
С учетом высокой степени общественной опасности преступлений, предусмотренных   
статьями 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение               
человеческого достоинства", 282-1 "Организация экстремистского сообщества",     
282-2 "Организация деятельности экстремистской организации" Уголовного          
кодекса Российской Федерации, предлагается внести дополнение в статью 100       
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающее срок     
заключения под стражу лиц, подозреваемых в причастности к указанной             
противоправной деятельности, до тридцати суток без определения суда и           
предъявления обвинения.                                                         
                                                                                
Прошу коллег поддержать данный законопроект в первом чтении.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад Владимира Сергеевича Груздева.                                         
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, в Комитете Государственной Думы по             
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнений в                  
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Парламентом     
Кабардино-Балкарской Республики. Законопроектом предлагается внести изменения   
в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса, установив            
альтернативную подследственность в отношении предварительного расследования     
уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282          
Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, авторы законопроекта       
считают необходимым дополнить перечень преступлений, установленный частью       
второй статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за     
совершение которых подозреваемому предъявляется обвинение в течение тридцати    
суток, если в отношении него избрана какая-либо мера пресечения по              
преступлениям, предусмотренным статьями 282, 282-1 и 282-2 Уголовного кодекса   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
По существу указанных поправок представляется необходимым отметить следующее.   
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 151 Уголовно-процессуального     
кодекса преступления, предусмотренные статьями 126, 127 и 282 Уголовного        
кодекса Российской Федерации, отнесены к подследственности следователей         
прокуратуры. По мнению авторов законопроекта, такая подследственность           
существенно затрудняет осуществление оперативно-розыскных мероприятий,          
поскольку противодействие экстремистской деятельности возложено на органы       
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, однако в части пятой      
статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено,   
что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях,               
перечисленных в этой части статьи, производится органом, выявившим эти          
преступления. В связи с этим в случае принятия предложения авторов              
законопроекта предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях,     
предусмотренных статьями 126, 127 и 282, будет осуществляться не только         
следователями прокуратуры и органов Федеральной службы безопасности, но и       
следователями органов внутренних дел Российской Федерации, а также              
следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и           
психотропных веществ. Это, по мнению комитета, во-первых, не соответствует      
возложенным на указанные органы задачам, во-вторых, нарушит разумный баланс     
процессуальных полномочий следователей различной ведомственной                  
принадлежности.                                                                 
                                                                                
Кроме того, необходимо отметить также тот факт, что законопроектом не           
учитывается положение части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального         
кодекса, согласно которой по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных   
частью первой статьи 127 Уголовного кодекса, производится не предварительное    
следствие, а дознание.                                                          
                                                                                
Не может быть поддержано также и предложение авторов законопроекта внести       
изменения в часть вторую статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса о          
расширении перечня указанных в этой части статьи преступлений. Названная        
норма содержит перечень преступлений террористического характера,               
отличающихся высокой степенью общественной опасности и относящихся к            
категориям тяжких и особо тяжких преступлений. Между тем деяния,                
предусмотренные статьями 282, 282-1, 282-2 Уголовного кодекса, не относятся к   
преступлениям террористического характера и являются в основном                 
преступлениями небольшой или средней тяжести, за исключением преступления,      
установленного частью третьей статьи 282-1 Уголовного кодекса, которое          
относится к категории тяжких.                                                   
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому,              
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует         
Государственной Думе проект федерального закона "О внесении дополнений в        
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" отклонить.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Желающие выступить?       
Представители правительства и президента? Кто за то, чтобы принять данный       
законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      2 чел.                                          
Не голосовало                 448 чел.99,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.