Заседание № 138
11.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 125168-4 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об установлении альтернативной подследственности дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5531 по 5662 из 6499
Пункт 11. Проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики депутата Государственной Думы Нахушева Заурби Ахмедовича. Пожалуйста, Заурби Ахмедович. НАХУШЕВ З. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации в число основных задач, возложенных на органы ФСБ России, включено противодействие экстремистской деятельности. В то же время в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесено к исключительной подследственности органов прокуратуры. Данное обстоятельство существенно затрудняет осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, в действиях которых усматриваются признаки преступлений, предусмотренных указанной статьей. Аналогичного рода ситуация складывается и с расследованием преступлений, предусмотренных статьями 126 "Похищение человека", 127 "Незаконное лишение свободы" Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел, в то время как изучение имеющейся оперативной практики показывает, что преступления данной категории зачастую совершаются членами и лидерами незаконных вооруженных формирований, задача борьбы с которыми в настоящее время является одной из приоритетных для органов государственной безопасности. В этой связи представляется целесообразным включение указанных категорий противоправных деяний в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую альтернативную подследственность. С учетом высокой степени общественной опасности преступлений, предусмотренных статьями 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", 282-1 "Организация экстремистского сообщества", 282-2 "Организация деятельности экстремистской организации" Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагается внести дополнение в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающее срок заключения под стражу лиц, подозреваемых в причастности к указанной противоправной деятельности, до тридцати суток без определения суда и предъявления обвинения. Прошу коллег поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад Владимира Сергеевича Груздева. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, в Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики. Законопроектом предлагается внести изменения в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса, установив альтернативную подследственность в отношении предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, авторы законопроекта считают необходимым дополнить перечень преступлений, установленный частью второй статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за совершение которых подозреваемому предъявляется обвинение в течение тридцати суток, если в отношении него избрана какая-либо мера пресечения по преступлениям, предусмотренным статьями 282, 282-1 и 282-2 Уголовного кодекса Российской Федерации. По существу указанных поправок представляется необходимым отметить следующее. В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса преступления, предусмотренные статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесены к подследственности следователей прокуратуры. По мнению авторов законопроекта, такая подследственность существенно затрудняет осуществление оперативно-розыскных мероприятий, поскольку противодействие экстремистской деятельности возложено на органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, однако в части пятой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в этой части статьи, производится органом, выявившим эти преступления. В связи с этим в случае принятия предложения авторов законопроекта предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282, будет осуществляться не только следователями прокуратуры и органов Федеральной службы безопасности, но и следователями органов внутренних дел Российской Федерации, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это, по мнению комитета, во-первых, не соответствует возложенным на указанные органы задачам, во-вторых, нарушит разумный баланс процессуальных полномочий следователей различной ведомственной принадлежности. Кроме того, необходимо отметить также тот факт, что законопроектом не учитывается положение части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 127 Уголовного кодекса, производится не предварительное следствие, а дознание. Не может быть поддержано также и предложение авторов законопроекта внести изменения в часть вторую статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса о расширении перечня указанных в этой части статьи преступлений. Названная норма содержит перечень преступлений террористического характера, отличающихся высокой степенью общественной опасности и относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений. Между тем деяния, предусмотренные статьями 282, 282-1, 282-2 Уголовного кодекса, не относятся к преступлениям террористического характера и являются в основном преступлениями небольшой или средней тяжести, за исключением преступления, установленного частью третьей статьи 282-1 Уголовного кодекса, которое относится к категории тяжких. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Желающие выступить? Представители правительства и президента? Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 18 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6% Результат: не принято Не принято.