Заседание № 88
О проекте федерального закона № 125066-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право дать указания, обязательные для исполнения должником).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Юрий Германовича Медведева. Пожалуйста. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по собственности на ваше рассмотрение выносит законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный законопроект предлагается принять в третьем чтении. Замечаний у Правового управления, у лингвистической группы, по данному законопроекту нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 5. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 37 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 52 чел.11,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4% Результат: принято Принято.
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Олег Викторович, я прошу записать в протокол, что по 5-му вопросу и я, и Панов Валерий Викторович голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 85
О проекте федерального закона № 125066-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право дать указания, обязательные для исполнения должником; принят в первом чтении 19 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Юрия Германовича Медведева. Пожалуйста. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по собственности представляет подготовленный ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Напомню, что законопроект направлен на увеличение конкурсной массы должника посредством введения института оспаривания в судебном порядке сделок должника, направленных на отчуждение его имущества или принятие имущественных обязательств в период, предшествующий возбуждению дела о банкротстве. Ввиду того что в преддверии банкротства должники часто совершают действия по уменьшению имущества, которое должно войти в конкурсную массу, в законопроекте предлагается упростить процедуру доказывания недействительности сделок, приведших к убыткам кредиторов. В частности, законопроектом уточняются основания признания недействительности сделок должника с предпочтительным предоставлением и корректируется период подозрительности. Это первое. И второе. Предусматривается введение субсидиарной ответственности, в том числе руководителя должника, членов совета директоров, контролирующих акционера-должника, которые были обязаны предпринять, но не приняли надлежащих мер по сохранению имущества должника. Все нормы законопроекта распространяются также на кредитные организации, что особенно важно в целях защиты их вкладчиков, повышения эффективности деятельности Агентства по страхованию вкладов. В ходе доработки законопроекта ко второму чтению он был согласован с Государственно-правовым управлением президента, Правительством Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. При доработке законопроекта ко второму чтению он был дополнен статьёй о внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", в частности о введении обязанности руководителя кредитной организации обеспечить сохранность и передачу документов при его освобождении от занимаемой должности. С учётом этого дополнения наименование законопроекта предлагается изменить: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также ко второму чтению в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" уточнены конкретные случаи привлечения к ответственности членов совета директоров кредитной организации за непринятие мер по информированию Банка России о наступлении признаков банкротства. В Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" внесены положения, ужесточающие ответственность лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по подаче заявлений в арбитражный суд о банкротстве. При этом речь идёт о субсидиарной ответственности не только руководителя должника, но и контролирующих его лиц, то есть мажоритарных собственников. Законопроект предлагается дополнить новым основанием для признания подозрительных сделок недействительными в судебном порядке. Всё вышеизложенное отражено в таблице поправок 1, рекомендуемых Комитетом по собственности к принятию. В таблицу поправок 2, рекомендуемых комитетом к отклонению, включены поправки, большинство из которых по существу нашли отражение в тексте законопроекта, однако редакционно не совпадают с предлагаемой редакцией законопроекта. Прошу вас, уважаемые коллеги, одобрить представленные таблицы поправок и рекомендовать Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица поправок, предлагаемых комитетом к принятию, содержит двадцать девять поправок. Есть необходимость вынесения каких-либо поправок на отдельное голосование? Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, каким образом сейчас можно посмотреть таблицу поправок, поправку 28? Я должен её прочитать, а у меня нет бумажного носителя. Бумаги не дают, компьютера здесь нет. Как сейчас можно заявить поправку и прочитать её, объясните мне, я не понимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я могу объяснить. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Объясните. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы могли распечатать эту поправку, раз она вас интересует. То, что бумагу не дают, - я абсолютно не принимаю этого аргумента, просто не принимаю. Других замечаний по таблице 1 нет. Я ставлю на голосование таблицу поправок 1, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 05 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1% Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит пятьдесят поправок. Есть ли необходимость отдельно обсуждать какие-либо поправки? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 47 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 23 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 125066-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право дать указания, обязательные для исполнения должником).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 32 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Доклад депутата Госдумы Владислава Матусовича Резника. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект, целью которого является повышение эффективности мер принуждения должника к исполнению обязательств перед кредиторами путём совершенствования положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником. Вообще, действующее законодательство не позволяет эффективно оспаривать сделки, направленные на незаконное отчуждение имущества должником в преддверии банкротства. Многие этим пользуются. В отсутствие специальных оснований оспаривания подозрительной сделки, ну, сделки, приводящей к умышленному отчуждению имущества неплатёжеспособного лица, они оспариваются как фиктивные (мнимые) или притворные, реже оспариваются как сделки, совершённые с целью, противной основам нравственности и правопорядка, но такое тоже бывает, либо оспариваются как сделки, совершённые по злонамеренному соглашению сторон. Анализ судебной практики по оспариванию фиктивных сделок показал, что действующие нормы крайне неэффективны. Учитывая изложенное, предлагается усовершенствовать порядок конкурсного оспаривания сделок путём указания на то, что подлежат оспариванию действия, платежи и иные сделки, направленные на прекращение обязательств по передаче имущества, в том числе путём их исполнения. Кроме того, предлагается уточнить материально-правовые основания оспаривания сделок в деле о банкротстве, а также процессуальные права и обязанности сторон при оспаривании сделок и привлечении к субсидиарной имущественной ответственности лиц, имеющих право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять действия этого лица. Кроме установления дополнительных оснований оспаривания подозрительных сделок уточняется основание признания недействительными сделок должника и корректируется период подозрительности для них. Сделка может быть признана оспоренной по тому проекту закона, который вам представляется, может быть признана недействительной в течение года. Сейчас, хотел бы напомнить, срок составляет шесть месяцев. Хотя и существуют разные взгляды на то, какой период должен быть, некоторые предложения были - от трёх лет, но вот мы предлагаем год. Уточняется порядок сделок, которые могут быть отнесены к сделкам с предпочтительным представлением удовлетворения. В частности, к таким сделкам предлагается отнести сделки, изменяющие очерёдность удовлетворения оснований кредиторов и иные. Также предусматривается установление особенностей наступления правовых последствий при признании сделки недействительной. При этом сделка может быть оспорена только арбитражным управляющим и лицами, прямо указанными в законе, никем более. Кроме того, устанавливается, что лицо, имеющее право либо имевшее право давать обязательные для исполнения должником указания, ну, так называемый управляющий должника, обязано возместить убытки, если будет установлено, что должник ненадлежащим образом исполнял свои обязанности. Также закрепляются процессуальные особенности рассмотрения судом требований о привлечении указанных лиц к ответственности. Детализируется понятие вреда для целей закона о банкротстве и устанавливается презумпция намерения причинить вред в соответствующих случаях. Подчёркиваю: устанавливается презумпция намерения причинить вред. Наряду с этим предусматривается механизм, который позволяет суду рассмотреть вопрос о привлечении соответствующих лиц к имущественной ответственности до завершения конкурсного производства. При этом привлечение к имущественной ответственности указанных лиц будет проходить в рамках дела о банкротстве. Кроме того, вносятся изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учётом общей специфики банковского законодательства. Принятие законопроекта, по моему мнению, приведёт к стабильности хозяйственного оборота за счёт повышения эффективности мер принуждения должника к исполнению обязательств, а также к спецификации прав собственников и стимулированию экономического развития, поскольку большая часть имущественных благ современной экономики заключена в договорных обязательствах или контролируется договорами. По проекту имеются многочисленные замечания, тем не менее эти замечания - я полагаю, Виктор Семёнович Плескачевский их детально изложит - не препятствуют принятию законопроекта в первом чтении. Комитет-соисполнитель также рассмотрел этот законопроект и также рекомендует его принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перед тем как я предоставлю слово коллеге Плескачевскому, включите, пожалуйста, микрофон по ведению депутату Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, я хочу сделать замечание председательствующему на нашем сегодняшнем заседании. Согласно Регламенту Государственной Думы нажатие депутатом кнопки "по ведению" приводит к немедленному предоставлению ему слова. Депутат Гудков уже сделал сегодня замечание, что его призывы дать ему слово не были услышаны. И вот уже в течение десяти минут я тоже ожидаю слова, хотя всего лишь хочу внести поправку в моё выступление для стенограммы сегодняшнего заседания. Я ошиблась: у Шолохова не "Поднятая целина", а "Тихий Дон" является спорным произведением, авторство которого до сих пор оспаривают некоторые специалисты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Слово для содоклада предоставляется депутату Плескачевскому. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемые коллеги, поскольку действительно конец рабочего дня, мы все немножко устали, будем терпимее. Я постараюсь сказать очень коротко, в первую очередь потому, что Владислав Матусович достаточно подробно описал проблему, которую решает предложенный вашему вниманию законопроект, буквально в двух словах. На сегодняшний день очевидно, что банкротство как процедура становится всё более и более цивилизованным. Одновременно остаётся некоторое количество возможностей, которые мы периодически выявляем и закрываем, чтобы более справедливыми, более точными были отношения в этом процессе между должником и кредитором. К примеру, этим законопроектом пытаются решить одну проблему. На сегодняшний день перед началом банкротства или когда впервые происходит процедура банкротства фактически большая часть должников, используя распоряжения тех лиц, от которых они зависимы, выводит активы, тем самым уменьшая конкурсную массу. В значительной степени это приводит к тому, что интересы кредиторов оказываются ущемлены. Указанный законопроект позволяет решить эту проблему посредством введения нового института - конкурсного оспаривания такого рода сделок по совершенно понятным и ясным мотивам, которые связаны не с чем иным, как с законодательством о банкротстве. Собственно говоря, его концепция изложена в служебной части наименования законопроекта: в части совершенствования положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших права давать указания, обязательные для исполнения должником. Да, действительно, по нему есть замечания, большая часть из них носит юридико-технический характер, уточняющий характер. Мы постараемся ко второму чтению всё учесть. Комитет по собственности просит принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы есть? Вопросы есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Депутат Романов, прошу вас. РОМАНОВ В. С. Вопрос к Виктору Семёновичу Плескачевскому. Виктор Семёнович, нет секрета в том, что и первая редакция закона о банкротстве была несовершенной, и уточнённая редакция. По-прежнему это дубина, которая гробит реальное производство как в промышленности, так и на деревне. Вопрос. Правильно ли я понимаю, что раньше у нас существовал некий приоритет права кредитора на предъявление своих претензий, а сейчас такого рода приоритетность исчезает и будет только судебное оспаривание? Правильно я понимаю или нет? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Нет, не совсем так. Я уже говорил сегодня в предыдущем выступлении, что, по мнению не только нашего комитета, но и экспертов со стороны, на сегодняшний день законодательство о банкротстве начинает исполнять свою главную миссию. Попробуйте понять, что сегодня действует никем не отменённый принцип истребования долга посредством исполнительного производства. Второй способ - это банкротство. Чем отличается один от другого? Первый способ: каждый более активный кредитор может напасть на ваше предприятие с помощью пристава и забрать самое дефицитное, например оборотные средства предприятия. А второй во всём мире трактуется не только как способ удовлетворения кредиторов, а как способ защиты должника от недобросовестных кредиторов. Почему? Потому, что он сразу вводит мораторий на исполнение обязательств, оставляет время на то, чтобы решить проблемы финансового оздоровления на сегодняшний день, и удовлетворяет всех кредиторов в равной степени. Понятно, почему сегодня банки за такой способ. Потому что он не делает исключения ни для кого из кредиторов, он говорит: все равны. Этот законопроект касается того, что даже в такой процедуре у должника существуют формальные возможности под разными предлогами выводить, уменьшать конкурсную массу, а значит, уменьшать количество истребованного долга в итоге. После принятия во втором чтении нашего законопроекта мы завершим работу над основами цивилизованного банкротства. Я очень прошу вас обратить внимание на то, что на самом деле во всём мире банкротство используется для целей защиты от недобросовестного кредитора: 98 процентов исков по инициативе должника. Рискуя репутацией, он защищает себя от банкротства. Я не отмываю этот институт, просто говорю о том, что так он используется в мире - как альтернатива исполнительного производства. А этот законопроект... У нас будет какая-то череда выявленных в практике случаев, когда есть риски злоупотребления. Последний аргумент. Я приношу извинения, чтобы просто упредить другие вопросы в будущем. Сегодня говорят, что в России очень мало, действительно мало случаев финансового оздоровления. Но это как раз по той причине, что когда начинается процедура банкротства на предприятии в Российской Федерации, она начинается по инициативе кредиторов, когда на предприятии уже почти ничего нет, уже запущена ситуация. Нетрудно догадаться, что, когда на более ранних стадиях этого состояния предприятия должник выступает с инициативой, там больше возможностей для структуризации активов, отношений и восстановления предприятия. В этом направлении мы двигаемся. Но рассматриваемый сегодня законопроект касается только одной детали - возможности злоупотребления должником своим положением в силу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть необходимость выступать по данному вопросу? Внимательно смотрю. Нет. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 40 мин. 25 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6% Результат: принято Принято.