Заседание № 98
13.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 124878-4 "О внесении дополнения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся порядка проведения военных сборов; внесен Курганской областной Думой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5751 по 6082 из 6641
Пункт 30.1 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад представителя Курганской областной Думы депутата Государственной Думы Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", внесенный Курганской областной Думой. В чем суть дополнений? В следующем: разрешить призыв граждан на военные сборы, проводимые в виде проверочных сборов и тренировочных занятий, не один раз в три года, а чаще. Чем вызвана необходимость внесения дополнения? Следующими обстоятельствами. Согласно закону на проверочные сборы не подлежат призыву в течение трех лет те граждане, которые прошли уже учебные сборы, вместо них на проверочные сборы разрешено призывать граждан из резерва, из резервных команд, но такие граждане не имеют соответствующей подготовки. Итог: нельзя реально и объективно оценить состояние боевой готовности соединений и частей вооруженных сил других войск. Очень остро эти вопросы стоят с 2000 года, поскольку по решению Президента Российской Федерации, Верховного Главнокомандующего, возобновились проверки мобилизационной готовности воинских частей с практическим отмобилизованием и поставкой мобилизационных ресурсов. Проблема эта не только Курганской области. Так, с ней столкнулись воинские части в Приволжско-Уральском военном округе и комиссариаты Свердловской, Челябинской, Оренбургской и других областей. Однозначно принятие законопроекта позволит повысить мобилизационную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Реализация федерального закона не приведет к увеличению расходов федерального бюджета: финансирование всех видов сборов осуществляется в рамках выделенных Министерством обороны финансовых средств. На законопроект поступили: заключение Комитета по обороне - отрицательное, заключение Правительства Российской Федерации - положительное, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы - положительное. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу законодательную инициативу Курганской области поддержать: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принять в первом чтении. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Николай Максимович. Пункт 30.2, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Доклад представителя Законодательного Собрания Краснодарского края члена Совета Федерации Алексея Николаевича Шишкова. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ШИШКОВ А. Н., представитель Законодательного Собрания Краснодарского края, член Совета Федерации. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона № 146439-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" внесен Законодательным Собранием Краснодарского края исходя из необходимости повышения качества подготовки граждан к военной службе. Законопроект предусматривает внесение в закон самостоятельной нормы - о закреплении в качестве воинской обязанности привлечения граждан к тренировочным занятиям, которые до сих пор регламентировались постановлением Совета Министров Российской Федерации № 605 как вид военных сборов. Безусловно, это потребует внесения изменений и в ряд других законодательных актов, в том числе в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Уголовный кодекс и так далее. Законопроект предусматривает исключить материальное ущемление граждан, призванных на военные сборы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предлагается отказаться от ограничения максимального размера выплаты среднего заработка или стипендии (1000 рублей) и ввести соответствующие надбавки. Дополнение, вносимое в статью 7, позволяет установить ответственность граждан не только за неявку в указанное в повестке военкомата место в срок без уважительных причин, но и за уклонение от призыва на военные сборы и тренировочные занятия. Изменения в статью 54 предлагаются в целях установления видов военных сборов. Она дополнена абзацем: "Военные сборы по целям и характеру подразделяются на учебные сборы и сборы по проверке мобилизационной готовности войск (далее - проверочные сборы)". Новая редакция статьи 54 предопределяет продолжительность тренировочных занятий - не более восьми часов, что, собственно, ранее регламентировалось тем же 605-м постановлением правительства, просто принимается попытка узаконить эту норму. Статья 54 дополнена также новым пунктом: "Количество одновременно призываемых на военные сборы и тренировочные занятия работников одного предприятия (организации) не может быть более одного процента от общего числа работников". В целях упорядочения категорий граждан, освобождаемых от призыва на военные сборы и привлечения к тренировочным занятиям, статья 55 дополнена новым пунктом: "От призыва на проверочные сборы и привлечения к тренировочным занятиям освобождаются граждане по основаниям пункта 1 настоящей статьи, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "е"-"з", "к", "л". То есть это граждане, занятые на посевных и уборочных работах, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, обучающиеся по очной, заочной или вечерней формам обучения, уволенные с военной службы в течение двух лет со дня увольнения в запас, и граждане, имеющие трех или более несовершеннолетних детей. Что касается других изменений, то они в основном связаны с приведением статей действующего закона в соответствие с последним пунктом статьи 54 данного законопроекта. Необходимо отметить, что вносимый Законодательным Собранием Краснодарского края проект закона актуален. Проблемы и недостатки, накопившиеся в подготовке граждан к выполнению обязанностей военной службы, имеют широко распространенный и во многом общий для многих регионов Российской Федерации характер. Несмотря на отрицательные заключения на внесенный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне в целом поддерживает замысел субъекта права законодательной инициативы. В частности, это относится к изменениям статьи 6 и статьи 55 закона "О воинской обязанности и военной службе". Более того, насколько мне известно, комитет вышел с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 6 указанного закона в отношении увеличения размера выплат (то, о чем я сказал раньше). Все мы понимаем, что это потребует дополнительных расходов бюджета. По нашим расчетам, это дополнительно 688,2 миллиона рублей в год. Однако без этого не обойтись, если думать о безопасности страны и недопущении материального ущемления граждан, призываемых на военные сборы и тренировочные занятия. В связи с изложенным прошу депутатов Госдумы принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в первом чтении, а имеющиеся недостатки устранить в ходе подготовки его к рассмотрению во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Подождите, пожалуйста, не уходите. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь. Мы дадим слово теперь для содоклада. Андрей Михайлович Головатюк, пожалуйста, член Комитета по обороне. ГОЛОВАТЮК А. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я не буду отнимать ваше время и говорить о проблемах и вопросах, которые обозначили предыдущие докладчики, я изложу позицию комитета по данным законопроектам. По проекту федерального закона, внесенному Курганской областной Думой. Предложение Курганской областной Думы изменить периодичность призыва граждан на военные сборы в зависимости от их видов заслуживает поддержки, однако согласиться с формой реализации этого предложения не представляется возможным по следующим причинам. В настоящее время в соответствии с Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденном постановлением Совета Министров Российской Федерации в 1993 году, военные сборы по целям и характеру проведения подразделяются на учебные и проверочные. Из указанного положения следует, что к видам военных сборов относятся также и тренировочные занятия, однако это подзаконный нормативный правовой акт, сам же Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" деление военных сборов на виды не предусматривает. В этих условиях упоминание в названном федеральном законе наименований видов военных сборов без установления общей нормы, предусматривающей деление военных сборов на виды, некорректно. Кроме того, снятие ограничений периодичности призыва граждан на проверочные сборы и тренировочные занятия оставляет открытым вопрос об их периодичности. Что касается второго проекта федерального закона, внесенного Законодательным Собранием Краснодарского края, указанным законопроектом предлагается изменить периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы; отказаться от ограничения максимального размера выплаты среднего заработка или стипендии гражданам, привлекаемым к исполнению воинской обязанности, и установить соответствующие надбавки гражданам, призванным на военные сборы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; установить новую составную воинской обязанности - привлечение граждан, пребывающих в запасе, на тренировочные занятия; установить виды военных сборов; упорядочить категории граждан, освобожденных от призыва на военные сборы в зависимости от видов военных сборов; определить ответственность граждан за уклонение от призыва на военные сборы, прохождения военных сборов и привлечения на тренировочные занятия. Замысел субъекта права законодательной инициативы отказаться от ограничения максимального размера выплаты среднего заработка или стипендии гражданам, привлекаемым к исполнению воинской обязанности, а также призванным на военные сборы из районов Крайнего Севера, заслуживает поддержки. Тем не менее форма реализации этой идеи, а также другие изменения, предложенные Законодательным Собранием Краснодарского края, не лишены существенных недостатков. В частности, предложение изменить периодичность призыва граждан на военные сборы с "не чаще одного раза в три года" на "не реже одного раза в пять лет" нельзя признать обоснованным, так как действующая редакция пункта 4 статьи 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гарантирует гражданину быть не призванным на военные сборы чаще одного раза в три года. В то же время возможность быть призванным один раз в пять лет может быть достигнута и без изменения этой нормы. Помимо изложенного, авторы законопроекта не представили достаточного обоснования предложения вынести понятие "тренировочные занятия" за рамки понятия "военные сборы", как это было уже отмечено. Кроме того, выведение понятия "тренировочные занятия" за рамки понятия "военные сборы" без внесения изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе и в закон "О военных судах Российской Федерации", Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих", Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, может привести к целому ряду негативных последствий, в том числе и для самих граждан, проходящих тренировочные занятия. Уважаемые коллеги, учитывая, что перечисленные недостатки носят концептуальный характер, рассматриваемые сегодня законопроекты в предложенной редакции, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, поддержаны быть не могут. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе оба рассматриваемых законопроекта отклонить. В заключение должен обратить ваше внимание на то, что стремление Курганской областной Думы и Законодательного Собрания Краснодарского края решить проблемы, которые имеются на сегодняшний день в области подготовки мобилизационных ресурсов, Комитет Государственной Думы по обороне всецело поддерживает. Проблемы есть, и их действительно надо решать. В комитете проводится работа в данном направлении, и, как уже сказал предыдущий докладчик, мы внесли ряд законопроектов, причем работа по снятию ограничения среднего заработка граждан, призванных на военные сборы, выделена в отдельное, приоритетное направление. Такие проекты федеральных законов рассматриваются в комитете, согласовываются с правительством и в ближайшее время будут внесены в Государственную Думу и представлены вашему вниманию. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Одну руку вижу. Всё, да? Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. До трех минут, пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Любое изменение закона о воинской обязанности должно прежде всего рассматриваться с точки зрения того, как оно отвечает на главный вопрос: способствует ли оно укреплению обороноспособности России и мобилизационной готовности страны? С этой точки зрения законопроект, инициированный Законодательным Собранием Краснодарского края, который только что доложил нам член Совета Федерации Алексей Николаевич Шишков, по моему глубокому убеждению, этому требованию соответствует, то есть этот закон способствует укреплению обороноспособности. В этом плане, по моему мнению, несколько странным является мнение двух главных оппонентов этого закона - Комитета по обороне и правительства. Вот Комитет по обороне в своем заключении очень добросовестно перечислил всё, что предлагается в этом законопроекте, но не ответил на главный вопрос: в какой мере эти предложения соответствуют главной задаче - укреплению обороноспособности? Правительство в своем отрицательном заключении главным аргументом считает тот факт, что норма предлагаемого закона вводит отмену ограничения максимального размера выплаты среднего заработка лицам, которые привлекаются на сборы или тренировки. И наверное, просто надо вспомнить, как два часа в этом зале заседаний большинство депутатов активно отстаивали право на коммерческую тайну по поводу заработной платы руководителей и имущества собственников. А теперь, когда мы говорим, что, если капитана или сержанта привлекать на сборы и платить ему, так сказать, минимум, он при этом много теряет... Конечно, логики тут не получается. Что же на самом деле предлагают краснодарские законодатели? Еще раз повторю, что я считаю, что закон этот положительный и он способствует решению главных задач. Ну, во-первых, он разнообразит формы подготовки - и военные сборы, и тренировочные занятия. Он защищает права и материальное положение резервистов, которые призываются на эти сборы; защищает права тех лиц, которые проходят эту подготовку в районах Крайнего Севера, то есть он сохраняет все доплаты; бережно относится к интересам производства: установлена норма о том, что одновременно на воинские сборы могут призываться не более 1 процента работников. Ну и естественно, он поднимает вопрос об ответственности тех лиц, которые обязаны проходить эту подготовку, но в какой-то степени... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Григорьевич, 15 секунд, завершайте фразу, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Завершение такое. Я лично уверен, что закон этот положительный. Те технические недостатки, которые есть, могут свободно быть устранены ко второму чтению. Лично я проголосую за этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У правительственной стороны есть что добавить? У президентской стороны? Есть ли необходимость в заключительном слове? Нет. Ставится на голосование законопроект под номером 30.1. Включите, пожалуйста, режим голосования. Поскольку законопроекты альтернативные, не показываем результаты голосования. (Идет голосование.) Кто без карточки или не успел проголосовать? Ставится на голосование законопроект под номером 30.2. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идет голосование.) Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 30.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 36 сек.) Проголосовало за 51 чел.11,3% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 30.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 сек. 17 мин.) Проголосовало за 71 чел.15,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2% Ставится на голосование законопроект под номером 30.2. Кто за то, чтобы его принять? Комитет рекомендует его отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 06 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2% Результат: не принято Не принимается законопроект.