Заседание № 55
О проекте федерального закона № 1245543-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за правонарушения, связанные с загрязнением территорий отходами производства и потребления).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, депутаты Государственной Думы! Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за правонарушения, связанные с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Законопроект прошёл все необходимые регламентные процедуры, готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Пожалуйста, покажите список. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. И Ирина Викторовна Белых. Только записалась по ведению. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, проблема, на решение которой направлен рассматриваемый законопроект, совершенно ясна. Наши реки, поля, леса, обочины дорог часто превращаются в стихийные свалки, и необходимость принятия мер по их ликвидации и предупреждению образования - это острая необходимость. Но будет ли способствовать решению вопроса о несанкционированном складировании мусора в лесах, на полях, около рек этот законопроект? Вот с нашей точки зрения - нет. На сегодняшний день в КоАП уже фактически предусмотрена ответственность за нарушения, которые в законе поименованы, причём ответственность немалая. В частности, действующей редакцией статьи 8.2 КоАП для граждан предусмотрен штраф от 1 до 2 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц - от 100 до 250 тысяч рублей, и тоже может быть приостановлена их деятельность на тот же самый срок. Однако в случае принятия закона и введения дополнительных частей в эту статью произойдёт увеличение штрафов для граждан: от 10 до 15 тысяч рублей они будут вынуждены заплатить в случае нарушения. Что касается других категорий, то на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предполагается наложение штрафа от 20 до 30 тысяч рублей, на юридические лица - от 30 до 50 тысяч рублей, а административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за эти нарушения вообще исключается. При этом действующие нормы статьи 8.2 сохраняются, что даёт уполномоченным лицам довольно широкий простор для применения административного законодательства на их усмотрение. Это фактически запутает правоприменение и даст возможность для злоупотреблений, не говоря уже о том, что новые позиции статьи 8.2 существенно снизят ответственность для юридических лиц, но при этом серьёзно ужесточат её для физических лиц. Очевидно, что эти изменения направлены на значительные послабления в части привлечения к ответственности юридических лиц, им сейчас фактически и так уже дан зелёный свет: введён мораторий на проверки и привлечение к ответственности за нарушения в том числе природоохранного законодательства. Государство, видимо, нашло новую нефть - граждан, самую незащищённую категорию, с которых хотят драть три шкуры. Конечно же, этот законопроект мы не поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Белых Ирина Викторовна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЕЛЫХ И. В. Уважаемые Вячеслав Викторович, депутаты Государственной Думы! Я хотела бы всё-таки вернуться к законопроекту, который мы сейчас рассматриваем, и напомнить, что он был внесён двумя парламентами - Московской городской Думой и Московской областной Думой. В первую очередь законопроект представляет собой превентивную меру. Это с одной стороны. С другой стороны, я убеждена, что он должен быть максимально растиражирован, чтобы максимальное количество в данном случае незаинтересантов знали о содержании этой инициативы. Безусловно, как отмечалось в выступлении в первом чтении, данный законопроект призван облегчить сбор доказательной базы по правонарушениям. Сегодня всю ответственность за стихийную свалку любого размера, и вы об этом знаете, несёт собственник земельного участка, который мало того что обязан убрать за свой счёт, но должен ещё и штраф уплатить. Очень конкретна формулировка сферы применения: правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом, как сегодня уже отмечалось, нет двусмысленности и никакого двоякого прочтения. Здесь чёткое изложение: предусмотрена ответственность за засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с авто- и мототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов. Безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект, потому что это ещё один шаг к тому, чтобы обеспечить чистые леса и не допустить правонарушений. А что касается уровня штрафов, они абсолютно соответствуют масштабу содеянного. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать за представленный законопроект. И я хочу напомнить, что несколько лет назад я выступал с этой трибуны с подобным законопроектом, где предлагалось ужесточение, воздействие не только рублём: хочу подчеркнуть, что высшая экономическая мера для вот таких мусорщиков, для таких хрюш - конфискация автомобиля. Вот чего не хватает! Я не могу понять позицию коллеги из КПРФ, который, выступая, говорит, мол, давайте как-то помягче... Ну куда дальше-то, когда уже самосвалами вывозят?! Не просто один, два самосвала - десятки, сотни самосвалов организуют несанкционированные свалки вдоль дорог, в наших лесах, вдоль рек. Ну как дальше попустительствовать этому? Я считаю, что штраф - это только первая мера: сначала должна быть вот такая административная мера, а дальше - вот именно конфискация самосвалов. Коллеги, попробуем осуществить десять, двадцать таких публичных наказаний, и вы увидите, как изменится ситуация, потому что никто больше не захочет рисковать многомиллионным транспортным средством. Нужно поддержать и немедленно растиражировать эту информацию прежде всего для профессиональных мусорщиков. Дорого и долго порой везти мусор на официальную свалку, его можно и по дороге где-то свалить, причём работодатель об этом может и не знать, это, может быть, сам негодяй водитель таким образом пытается что-то заработать. Надо принимать этот закон, и желательно внедрять его в действие немедленно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Ставится на голосование законопроект, 13-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. По мотивам - по одному человеку от фракции (просто для информации, учитывая, что, смотрю, запись идёт). Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 39 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 1245543-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за правонарушения, связанные с загрязнением территорий отходами производства и потребления).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Ирины Викторовны Белых. Пожалуйста. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект был принят в первом чтении 15 февраля. Направлен на ужесточение ответственности за правонарушения, связанные с загрязнением территорий отходами производства и потребления. Предусматривает как увеличение размеров административных штрафов и применение конфискации транспортных средств, с которых сгружается мусор в промышленных масштабах, так и возможность фиксации данных правонарушений специальными техническими средствами, так называемыми фотоловушками. В ходе подготовки законопроекта к первому чтению был высказан ряд замечаний Правительством Российской Федерации, Верховным Судом, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Комитет это обобщил, были проведены необходимые консультации, рабочие совещания. Все замечания нашли своё отражение в семи поправках. Все они расположены в таблице поправок № 1, предложенных к принятию. Комитет предлагает принять таблицу № 1 и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 53 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 16 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Уважаемые коллеги, комитет предлагает рассмотреть данный законопроект в третьем чтении завтра, 29 июня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет. Включаем в повестку на завтра.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 1245543-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за правонарушения, связанные с загрязнением территорий отходами производства и потребления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, предлагается ещё рассмотреть пункт 31 нашей повестки, законопроекты, рассматриваемые по 118-й статье, часть седьмая, и проекты постановлений. Нет возражений? Да, и ещё, вот мне подсказывают, протокольные поручения. Договорились, да? 31-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Московской областной Думы и Московской городской Думы Александра Михайловича Козлова. Пожалуйста. КОЗЛОВ А. М., представитель Московской областной Думы и Московской городской Думы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который разработан совместно Московской городской Думой и Московской областной Думой. Цель предлагаемых изменений - пресечь сброс отходов с использованием транспортных средств в непредназначенных для этого местах: в лесах, на обочинах дорог, около водоёмов и на иных природных территориях. Подобные правонарушения совершаются, как правило, в ночное время либо в удалённых местах с использованием автомобилей типа "Газель", мусоровозов и самосвалов. Данные статистики свидетельствуют о том, что поступившие в органы внутренних дел сообщения о фактах незаконного сброса отходов составляют около 11 процентов от общего числа сообщений об экологических правонарушениях. Ежегодно фиксируется рост числа таких правонарушений. Так, в Московской области только в 2021 году было ликвидировано 643 свалки; в Москве, к примеру, в одном 2019 году вывезено полмиллиона кубометров мусора с нелегальных свалок. То есть мы видим, что даже в Московском регионе масштабы проблемы поражают. По последним данным Минприроды, в рамках проведённой в регионах инвентаризации выявлено свыше 2 тысяч объектов с признаками накопленного вреда окружающей среде, в числе которых множество нелегальных свалок. Напомню, что недавно Президент России также поднял вопрос о ликвидации нелегальных свалок в границах городов, включённых в федеральный проект "Чистая страна". Правительству поручено принять решения, необходимые для ликвидации не менее 111 таких объектов. И наша ключевая задача в связи с этим - чтобы после этой генеральной уборки там вновь не появились кучи мусора. В настоящее время ответственность за сброс отходов с использованием транспортных средств наступает по части 1 статьи 8.2 КоАП, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей. В то же время средняя стоимость, так сказать, услуги по незаконному вывозу контейнера с отходами в Московском регионе составляет порядка 10 тысяч рублей. В таких условиях штраф в размере 1-2 тысяч рублей не обеспечивает должного воздействия на правонарушителей, а ущерб, причинённый окружающей среде в результате несанкционированного сброса отходов, намного превышает суммы назначенных административных штрафов. Для достижения обозначенных целей предлагается внести в КоАП следующие изменения. Во-первых, выделить в статье 8.2 два новых состава административных правонарушений, предусмотрев за их совершение повышенную ответственность по сравнению с частью 1 статьи 8.2. Во-вторых, для каждого из новых составов предусмотреть повышенную ответственность за повторное совершение, в том числе возможность конфискации транспортного средства, которое является орудием совершения административного правонарушения. И я здесь подчеркну, что мы специально предусмотрели такую возможность только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В-третьих, предусмотреть возможность фиксации соответствующих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, и распространить на эти случаи особый упрощённый порядок привлечения к административной ответственности. Также предлагается наделить полномочиями по рассмотрению дел об указанных административных правонарушениях органы экологического надзора и органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, в переделах их полномочий и наделить правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-1 - 3-4 статьи 8.2 КоАП, в случае непосредственно обнаружения признаков административного правонарушения как раз правоохранительные органы. Указанные изменения в КоАП поддержаны Правительством России, субъектами Российской Федерации. Уважаемые коллеги, пока санкции за выброс нескольких тонн мусора в лесу минимальные, слишком велик соблазн поступать так и дальше, а из бюджетов всех уровней придётся выделять колоссальные суммы, чтобы ликвидировать ущерб. Необходимо комплексно поставить заслон этой проблеме, только так мы сможем полностью реализовать реформу обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Уважаемые депутаты, прошу поддержать представленный законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, депутаты Государственной Думы, добрый день! Законопроект представлен, я хотела бы уточнить некоторые позиции. Да, законопроект направлен на защиту экологии и формирование правовой культуры граждан Российской Федерации в области охраны окружающей среды и предусматривает установление административной ответственности за сброс отходов производства и потребления из транспортных средств, за те же действия, совершённые с использованием грузовых транспортных средств. Повышаются в 2-2,5 раза действующие размеры штрафов, предусматривается возможность автоматической фото- и видеофиксации указанных правонарушений. И вносятся корреспондирующие изменения в несколько статей кодекса: определяется перечень субъектов административной юрисдикции, которые будут составлять протоколы и рассматривать дела о выгрузке мусора из транспортных средств. Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что вопрос охраны окружающей среды является одним из основополагающих, но тем не менее я хотела бы обратить ваше внимание на те замечания, которые были высказаны в ходе работы. Первое - проработать предлагаемые размеры административных штрафов на предмет их соразмерности вредности общественного правонарушения. Второе - проектируемыми составами не предусматривается административная ответственность должностных лиц, что, по нашему мнению, мнению комитета, также требует корректировки. Комитет отмечает, что применение специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области охраны окружающей среды с учётом правовой позиции Верховного Суда, которая выражена в постановлении Пленума от 2019 года, потребует установления общих требований, предъявляемых к специальным техническим средствам, а также предусмотрения порядка их применения. Указанные требования, по нашему мнению, могут быть урегулированы актами Правительства Российской Федерации. И тем не менее главное замечание: использование специальных технических средств фиксации правонарушений, по нашему мнению, возможно при наличии предусмотренных законодательством требований к этим техническим средствам, как например, при уточнении применения буквы "ё". С учётом изложенного комитет предлагает принять проект федерального закона и дорабатывать его совместно ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Безусловно, законопроект очень важный, очень нужный, единственный вопрос остался - тоже именно по суммам штрафов: исходя из чего они формировались? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОЗЛОВ А. М. Коллеги, спасибо за вопрос. У нас действительно в Московской городской Думе и в Московской областной Думе была жаркая дискуссия по поводу размеров штрафов. Мы предлагаем существенно увеличить пропорционально именно тем размерам, которые установлены действующей нормой части 1 статьи 8.2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Я бы хотела обратить внимание, что это одно из первых замечаний, которое высказал комитет, и всё-таки основное решение надо принимать после работы с регионами, не только с двумя, указанными докладчиком. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. У меня вопрос к разработчикам. Ну, действительно, вообще, слов нет, насколько актуальный законопроект и долгожданный. Единственно, вот возникает желание всё-таки ещё и воспитательную сюда какую-то тему внедрить. Ведь штраф - это экономический ущерб для человека. В связи с этим у меня вопрос: не рассматривали ли вы возможность привлечения к принудительным работам по восстановлению нанесённого ущерба граждан, которые разбрасывают мусор ночью, тайно везде вот в таких местах, - не рассматривали ли вы вот такую возможность, как вы к этому относитесь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Михайлович. КОЗЛОВ А. М. Спасибо за вопрос. Такая возможность не рассматривалась. Уверен, что ко второму чтению в ходе дискуссий, доработки это предложение будет рассмотрено. Но цель законопроекта - не только установить повышенные штрафы. Та возможность, которая предусмотрена в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части конфискации транспортных средств как орудия совершения административных правонарушений, по нашему мнению, будет носить в том числе и профилактирующую роль: когда дельцы будут знать, что есть такая санкция, они, я думаю, задумаются, совершать ли такие правонарушения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Хотела добавить. Спасибо вам за вопрос, тем не менее давайте рассматривать этот законопроект в той системе, которая уже не раз обсуждалась здесь, в здании парламента: это, безусловно, превентивные меры, и мы здесь говорим о тех, в кавычках назову, но "видеоловушках", которые, собственно, должны быть легальными обязательно, потому что самое страшное и самое неприятное, что сейчас происходит, - собрать доказательную базу о том, что тот или иной нарушитель действительно таковым является, практически невозможно и за всё это платят сейчас либо те, кому принадлежит участок, либо региональные операторы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Михайлович, в тексте законопроекта говорится об автоматической фиксации правонарушений специальными техническими средствами, а есть ли у вас информация, сколько таких специальных технических средств используется на данный момент и сколько необходимо ещё установить для того, чтобы достичь заявленных целей законопроекта? И если есть, то скажите, пожалуйста, вот хотелось бы понять, кто и на какие средства будет устанавливать эти технические средства, если принять во внимание, что в финансово-экономическом обосновании вы говорите, что денег не потребуется? КОЗЛОВ А. М. Спасибо за вопрос. Действительно, мы сейчас видим практику, когда специальные технические средства применяются при фиксации скорости, нарушений скоростного режима, эта практика уже хорошо себя зарекомендовала, и мы видим желание и потребности и Московской области, и Москвы устанавливать такие фотоловушки в местах, где происходит наибольшее скопление несанкционированного мусора, навалов. Безусловно, эти места должны в том числе меняться, потому что, ну, происходит некое привыкание и лица, которые совершают подобные правонарушения, эти места уже узнают. Конечно, предстоит дополнительная работа по проработке с большим числом регионов, для того чтобы понять в том числе финансовые возможности по установке таких систем фотовидеофиксации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Я хотела бы добавить: вы слышали в докладе от комитета, что должны быть абсолютно чёткие, понятные характеристики тех элементов, которые устанавливаются. Это первое. Второе - это, безусловно, превентивная работа. Я проработала много практических материалов, которые есть в том числе в открытом доступе и в Интернете: различные регионы на сегодняшний день говорят о том, что это незаконно и они не могут воспользоваться даже теми видами фиксации, которые есть сейчас, которые касаются работы на дорогах (того, о чём мы с вами говорили, фиксации превышения скорости). Это иное. И в комитете было отмечено, что впервые за очень долгое время два парламента - Московской области и Москвы - вместе, консолидированно предложили такой законопроект. Это законопроект от земли, это то, что нужно людям, которые живут недалеко от тех мест, где эти свалки образуются. Нам с вами нужно посмотреть, как легально доказывать, кто виноват, а для этого нам нужны механизмы, инструменты - вот об этих инструментах этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусев Дмитрий Геннадьевич. ГУСЕВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, закон нужный, полезный, вопросов нет. Но возвращаюсь к вопросу о размерах. Если мы действительно хотим заставить, принудить людей, если хотим сделать так, чтобы люди, предприятия, организации свозили свой мусор на свалки, то размер штрафов должен быть в 3 раза выше (например, в 3 раза), чем стоимость утилизации мусора с одной машины. Сейчас в Московской области это стоит, если мне не изменяет память, 70-80 тысяч. Следовательно, размер штрафов надо вот к этому приравнивать, а не к предыдущим размерам штрафов. То есть, если сейчас стоимость утилизации машины на свалке для предприятия составляет 70-80 тысяч, значит, 200-250 тысяч должен быть штраф за эту машину, и конфискацию сделать обязательной. Вот тогда быстренько у нас все начнут платить за довоз своего мусора до свалок. Вот что вы думаете по этому поводу? Давайте сразу сделаем большие штрафы - чего мелочиться-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Викторовна. БЕЛЫХ И. В. Давайте всё-таки мы с вами будем по порядку работать. Да, это ваше предложение, если законопроект будет принят в первом чтении, вы можете вынести на рассмотрение, но тем не менее это всё-таки изменения в Кодекс об административных правонарушениях, и мы говорим, что штрафы устанавливаются в соответствии с принципом их соразмерности вредности общественного правонарушения. В любом случае, это тема для разговора во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Михайлович, я не соглашусь, что это от земли закон, это от асфальта закон! Почему? Потому, что, ну, вы, вероятно, слышали возмущение генерального прокурора по поводу ваших видеофиксаций нарушений скорости, где подавляющее большинство камер ничему не соответствует, а штрафы идут в карманы аффилированных лиц! Вот вы, наверное, ещё один такой же закон придумали. Вы, может, начнёте с начала - у нас два закона по мусорной реформе не реализованы. Вы вступили, Москва, Московская область и Питер, последними в их реализацию - может, проблема всё-таки в невыполнении ранее принятых законов, в пошаговости их выполнения? У нас нет ни полигонов, ни перерабатывающих мощностей, ни правильной утилизации мусора - в этом вопрос! Вы хоть введите штраф 3 миллиона, но, если человек не может на законном основании мусор куда-то девать, он всё равно будет ехать и куда-то выбрасывать, если ему некуда его девать. Может, отсюда начните?! Потому что я уверен, что этот закон, как мёртвому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Михайлович, пожалуйста. КОЗЛОВ А. М. Спасибо за вопрос и за позицию. Не соглашусь. Я получаю, коллеги по Московской городской Думе и по Московской областной Думе получают десятки и сотни обращений от жителей в связи с тем, что, когда ночью едешь, дорога свободная, а наутро - уже, как после дождя, появляются навалы из-за несанкционированного сброса отходов. Речь не идёт о том, что региональный оператор либо легальный перевозчик не довозит до полигона. Очень много на рынке предложений - откройте Интернет и увидите, что за 5 тысяч, за 10 тысяч рублей готовы ваш мусор строительный, в том числе после ремонта, довезти до какой-то точки, в неизвестность. И вот здесь и нужно пресечь вот те самые правонарушения, которые возникают. Уверен, что принятые нормы будут работать, в том числе носить профилактирующий характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Да, я хотела всё-таки всех вернуть к рассматриваемому законопроекту. Что касается того, что мы с вами говорим о вступлении в так называемую мусорную реформу, то каждый регион вступал по той дате, которая была обозначена, в том числе поправками к принятию основного закона, и мы с вами это знаем, и это было в предыдущем созыве. А что касается рассматриваемого сегодня законопроекта, я хочу ещё раз обратить внимание, что это инструмент превентивный, чтобы регионы на местах имели дополнительные возможности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Конечно, данный законопроект в том виде, в котором он сейчас рассматривается, как мёртвому припарка, проблему он не решит. Безусловно, надо увеличивать эти штрафы, сто процентов. Это во-первых. Во-вторых, камеру у каждого куста не поставишь, к сожалению. И самый главный вопрос заключается в чём? В том, кто будет ловить. Полиция не занимается, Росприроднадзор не будет гоняться за вот этими мусоровозами, это мы уже проходили. Получается, что глава поселения, если мы говорим о сельской местности, должен за ними гоняться, но это не всегда у него получается, и он там один, на местности, и есть ещё огромное количество дел у него. И потом, куда идут штрафы? В основном они идут в региональный бюджет - в сельское поселение деньги не приходят, поэтому муниципалы не имеют стимула, чтобы искать вот этих нарушителей. Поэтому, мне кажется, эти позиции нужно доработать и внести в данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Это пожелание. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих. А, есть, извините. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ирина Викторовна, вы с заключительным словом выступите. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. Включите микрофон. НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" двумя руками поддержит представленный законопроект. Ну, одна из причин заключается в том, что несколько лет назад (может быть, пять, может быть, семь, в прошлом созыве или в позапрошлом) я именно такой законопроект от фракции предлагал. И слышал опять такие пожелания: ну, не жестокостью же надо и неотвратимостью, вот эти вот мантры - а вы создайте сначала условия, а потом наказывайте, штрафуйте. Нет, ребята! За то, что загадили уже все наши леса, берега рек, озёр, да ещё в таких промышленных объёмах, надо наказывать не административно, а в том числе, возможно, уголовно: и конфискация имущества здесь - главное наказание; и штрафы, которые ведут к банкротству, в том числе за рецидив (уж точно!), за большой объём (точно!), это должны быть многомиллионные штрафы; и принудительный труд. Сама фирма или индивидуальный предприниматель должны убрать, почистить не только то, что выбросили, но и всё, что располагается в ближайших окрестностях. А как доказывать, уважаемые коллеги? Посмотрите, только что мы с вами говорили, что давайте попросим в том числе водителей через соответствующую программу, связанную с порталом госуслуг, помогать выявлять, фиксировать вот этих стритрейсеров, гонщиков на дорогах, а дальше пусть разбираются полиция, следственные органы и так далее, и так далее. Здесь не должно быть действительно такого, знаете, легковесного отношения к этим вредителям, к этим преступникам. Это преступления, и поэтому, коллеги уже говорили, должны быть многократно увеличенные штрафы за нанесённый ущерб, плюс конфискация, плюс, возможно, если это рецидив, лишение права заниматься этой деятельностью, ну, приостановление деятельности на срок до 90 суток. Поправки по ужесточению наказания будем вносить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Ирине Викторовне Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое, Иван Иванович. Буквально несколько слов. Я не согласна с тем, что муниципалы не заинтересованы в том, чтобы эту проблему поднимать. Давайте мы с вами всё-таки будем говорить не о муниципалах, а о людях, живущих недалеко от тех свалок, которые возникают стихийно в течение одной ночи. Это первое. Второе. В настоящий момент чаще всего виновным признаётся собственник или арендатор участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка. Это связано с тем, что согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник обязан содержать своё имущество в надлежащем состоянии, а собственник земельного участка, согласно статье 13 Земельного кодекса, обязан защищать землю от загрязнений различными веществами, в том числе отходами. Вот это ещё один шаг к тому, чтобы наши леса, дороги были чистыми. И может, вы обратили внимание, что докладчик сказал (я всё-таки хочу ещё раз это произнести): органы исполнительной власти, осуществляющие лесной надзор, наделяются полномочиями по рассмотрению дел о выгрузке мусора из транспортных средств. Давайте вместе работать ко второму чтению, речь идёт о чистоте нашей земли. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 31 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 10 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.